Научная статья на тему 'Воспоминания об отце'

Воспоминания об отце Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
79
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / КРАЕВЕДЕНИЕ / ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОСПИТАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / ДЕТСКИЙ ТУРИЗМ / ТУРКЛУБ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / KIDS' TOURISM / KIDS' TOURIST CLUB / TOURISM / LOCAL HISTORY / PEDAGOGICAL PRINCIPLES / PATRIOTIC EDUCATION / HEALTHY LIFESTYLE / TOURIST AND LOCAL HISTORY ACTIVITIES / BEYOND-THE-CLASSROOM ACTIVITIES CLUB

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Корнеева (Остапец-Свешникова) Наталия Александровна

В статье Н. А. Корнеева делится с читателями воспоминаниями о своем отце Александре Александровиче Остапце-Свешникове, авторе методики всестороннего формирования личности учащегося в процессе туристско-краеведческой деятельности, основанными на его собственных записях, данных из его произведений, рассказах его друзей, а также на семейных документах и собственных впечатлениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспоминания об отце»

Выводы

Предложенная А. Остапцом-Свешниковым система турист-ско-краеведческой деятельности может рассматриваться как педагогическая технология.

Педагогический процесс в туристско-краеведческих кружках должен строиться по циклической модели.

Отчеты о путешествиях должны соответствовать деятельности в процессе туристско-краеведческого цикла и представлять собой совокупность отчетов туристов о работе по должностям.

Примечания

1. Дерновский И. Инновационные педагогические технологии: учебное пособие. Киев: Академвидав, 2004. 352 а

2. Шипко А. Л. Детско-юношеский туризм как предмет научного исследования // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения (Научно-методический журнал), 2012. № 3. С. 59-73.

3. Остапец А. А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности: методические рекомендации. М.: РМАТ, 2001. 87 с.

4. Остапец А. А. Педагогика туристско-краеведческой работы в школе. М.: Педагогика, 1985. 104 с.

5. Макаренко А. С. Опыт методики работы детской трудовой колонии // Соч. Т. 5. М., 1958. С. 475.

6. Остапец А. А. Педагогика туристско-краеведческой работы в школе...

УДК 371.487

Н. А. Корнеева (Остапец-Свешникова)

ВОСПОМИНАНИЯ ОБ ОТЦЕ

В статье Н. А. Корнеева делится с читателями воспоминаниями о своем отце Александре Александровиче Остапце-Свешникове, авторе методики всестороннего формирования личности учащегося в процессе туристско-кра-еведческой деятельности, основанными на его собственных записях, данных из его произведений, рассказах его друзей, а также на семейных документах и собственных впечатлениях.

In her article the author is remembering her father Alexander Osta-pets-Sveshnikov, the author of the educational technology for complex formality of the student personality in the tourist and local history activities. The text of the

article is based on his diaries, books, he wrote, his friends' reminiscences, family archive documents and the author's experiences.

Ключевые слова: туризм, краеведение, туристско-краеведческая деятельность, воспитание, педагогические принципы, детский туризм, турклуб, патриотическое образование, здоровый образ жизни.

Keywords: tourism, local history, tourist and local history activities, pedagogical principles, kids' tourism, kids' tourist club, beyond-the-classroom activities club, patriotic education, healthy lifestyle.

За 10 лет, которые прошли со дня смерти моего отца, мы были свидетелями множественных изменений во всех сферах нашей жизни. Если говорить об образовании, то здесь влияние нового времени особенно заметно. Возникли новые теории в педагогике и педагогической психологии, заимствованы и используются многие западные и другие технологии, осуществляются новые образовательные проекты, и проводятся эксперименты. К сожалению, вопрос о социализации детей продолжает оставаться очень острым. Дополнительное образование, в том числе детско-юношеский туризм, оказывает действенную помощь школе в этом вопросе. В связи с этим мне хочется надеяться на то, что теоретический и практический опыт А. А. Остапца-Свешникова сохранил свою актуальность; что его идеи продолжают развивать его коллеги и ученики.

Для многих Александр Александрович был другом и коллегой, для кого-то учителем или руководителем похода; кто-то знал его как спортсмена, тренера, судью, комсомольского вожака, научного сотрудника. Он был преподавателем для студентов, научным руководителем для аспирантов, наставником, профессором, лектором общества «Знание». Организовав в конце 70-х годов небольшой турклуб на базе школ в районе Измайлова, он вместе со своим уникальным коллективом вскоре превратил его в большой экспериментальный детский центр, ставший практической, учебной и научной базой детско-юношеского туризма и краеведения, который недавно отметил свое 35-летие. А в 1998 году отец стал одним из основателей Академии детско-юношеского туризма и краеведения.

Его помнят не только как автора теоретических трудов по педагогике и туризму, художественных повестей и рассказов, созда-

теля методик и программ, активного участника конференций, но и как балагура и заводилу, организатора вечеров-отчётов, викторин и детских праздников.

Выбор им профессии не был случайным. Отец прожил яркую, полную важных событий и впечатлений жизнь. Его мировоззрение и жизненная позиция сформировались под влиянием этих событий и окружавших его людей.

Мне хочется сделать рассказ о моем отце по возможности более полным и объективным. При этом я понимаю, что не в моих силах представить его жизнь и характер всесторонне.

Поэтому я буду основываться на биографических данных, взятых из семейных документов, его дневниковых записей и книг, написанных им самим.

Мой отец родился в 1928 году 12 июня в семье служащих.

Его отец, Александр Романович, и мать, Наталия Дмитриевна, не были коренными москвичами. Совсем юными людьми в 19181920 годах, покинув свои родные гнёзда (дедушка - из Гомеля, а бабушка - из Киева), они приехали на учёбу в Москву.

Время было сложное, но, окрылённые идеей построения новой жизни в России, они с воодушевлением приняли в нем участие. Познакомились дедушка и бабушка в Московском университете на факультете общественных наук. У бабушки был стойкий интерес к литературе, языкам, истории и истории искусства, дедушка же быстро понял, что его интересы лежат в сфере практики. Спустя два года он перешёл на учёбу на экономический факультет в Институт народного хозяйства, навсегда связав свою жизнь со строительством и обслуживанием железных дорог.

Бабушка после окончания учебы получила работу в Президиуме Верховного Совета РСФСР. С 1924 по 1947 год (включая годы войны) она проработала в Кремле у М. И. Калинина, сначала секретарем, а затем долгие годы его помощником и референтом.

Дедушка постоянно служил на железной дороге, был одним из руководителей Ярославского направления, особенно активно работая в годы войны на обеспечение фронта.

Оба они были награждены медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и «За оборону Москвы».

После войны, в 1949 году, дедушку командировали как военспеца на помощь трудящимся Кореи в деле организации железно-

дорожного сообщения. В 1953 году он был награжден высокой корейской наградой.

Отец всегда любил и ценил своих родителей. О своем отце, который умер очень рано, в 1955 году, он всегда вспоминал с теплотой и благодарностью. В своем дневнике в марте 1980 года (возможно, в свете будущих походов в рамках программы «Моя Родина - СССР») он напишет об отце следующее: «Когда я думаю, что для меня есть Родина, то вспоминаю не Москву, а наше с отцом путешествие по Волге, эти раздольные степи и бескрайний разлив водного пространства. И это теплое чувство принадлежности ко всему этому». Во время этого путешествия ему было восемь лет.

Мама же привила отцу вкус и любовь к прекрасному, будь то литература, живопись или музыка. Она дала ему представление, каким должен быть путь мужчины, всячески поддерживала его творческие замыслы, не давала снизить планку требований к себе, привила уважение к женщине. Круг друзей семьи включал людей талантливых и думающих, на этих встречах присутствовали все поколения семьи. Ценилось искусство вести беседу и спор, уважать собеседника. В беседах за столом затрагивались жизненно важные темы, побуждающие молодёжь ставить перед собой трудные задачи, стремиться к возвышенным целям.

Но при катастрофической загруженности взрослых большую часть свободного времени дети проводили во дворе. Спортивных сооружений не было, но подвалы, крыши, чердаки были объектами исследования и культурного досуга. После уроков ходили на Патриаршие пруды или стадион «Локомотив», совершали набеги на кинотеатры, хотя большинство фильмов были в то время немыми, телевизоров не было, а радиоприёмник работал на одной программе.

Надо отметить, что подростки в то время жили не только своей мальчишеской жизнью, но и жизнью взрослых. Пафос строительства социализма, героические достижения стахановцев, борьба испанских революционеров против диктатуры Франко - всё находило отклик в их душах. Как и весь народ, они переживали за терпящих кораблекрушение челюскинцев, следили за беспримерным дрейфом папанинцев, за беспосадочным перелётом Чкалова, Байдукова и Белякова из Москвы в Америку, за перелётом женского экипажа Гризодубовой из Москвы на Дальний Восток. Они, как своими, гордились успехами героев тех лет, хотели подражать им -

быть лётчиками, полярниками, исследователями, открывателями новых земель. Не от того ли отец, став руководителем детского учреждения, старался привлечь к работе с детьми личности выдающиеся, способные своим примером увлечь детей вперёд и вверх. Мне кажется, здесь же кроется источник беспокойного характера отца, его тяга к путешествиям, «перемене мест», которая позже стала его призванием.

Следующим этапом развития его характера можно считать годы войны, когда он подростком тринадцати лет был эвакуирован на Урал вместе с другими детьми сотрудников Верховного Совета. В своей последней книге «Красный Яр» отец описывает несколько эпизодов, которые могут быть интересны с точки зрения педагогики и воспитания в целом. Больше всего это место напоминало трудовую колонию по типу макаренковской, где дети не только учились, но и выполняли трудовые задания.

Как писал Александр Александрович, «самое главное, чему мы научились в первые дни пребывания в Красном Яре, - это навыки обращения с рабочим инструментом». Это была настоящая школа закаливания характера, где, вдохновленные талантливыми педагогами, многие ребята выстроили свою учёбу по принципу: два класса за год (чтобы встать на место погибших на фронте специалистов). Где все мысли были о победе в Отечественной войне, где труд занимал едва ли не самое важное место в жизни колонии, где весь скудный персонал школы и весь детский коллектив были единым целым. Там у подростков сформировались особые отношения с учителями. Те стали для них старшими товарищами. На равных дети участвовали в решении любых, самых важных вопросов, так как они вместе жили, недоедали, несли равные трудовые нагрузки.

В колонии была прекрасная библиотека, собранная и присланная из Москвы по предложению Калинина, работали кружки танца, драмы, кукол, был оркестр.

Физруком в колонии был бывший военный, инвалид, потерявший в самом начале войны руку и откомандированный на педагогическую работу. Он усиленно готовил старших ребят к службе в армии. Многократные физически трудные упражнения на силу и выносливость, разборка и сборка оружия, обращение с противогазом казались сначала чрезмерными непосильными заданиями. Но точные объяснения и откровенные рассказы, основанные на собствен-

ном примере и примере друзей-фронтовиков, показали подросткам, как важно быть подготовленным физически и технически, чтобы в секунды принять правильное решение и отреагировать на возникшую опасность. Именно этот педагог организовал позже на самодельных лыжах несколько походов, марш-бросков в сложных условиях пурги и нарастания холода. Возможно, воспоминания об этих походах дали толчок, способствовали патриотическому направлению в выборе маршрутов походов, в первую очередь по местам боевой славы, и в участии в военно-патриотических играх для школьников. Также в эти годы, я убеждена в этом, были заложены основы характера Александра Александровича - ответственность, организованность, верность слову, стремление к здоровому образу жизни, коллективизм, патриотизм, спокойное отношение к трудностям.

Мне кажется, что именно в Красном Яре следует искать корни его мечты создать педагогическую систему, охватывающую все уровни воспитания подростка - от детского сада до школы, от школы до клуба по интересам, от школы и клуба (читай дома дополнительного образования) до колледжа или высшей школы; систему, связывающую воедино взрослых и детей, объединяющую образование и воспитание подрастающего поколения в одно целое, соединяющую теорию и практику, пропагандирующую такой образ жизни, когда юноша сможет осмысленно выбрать свой путь в жизни и принести максимум пользы обществу, обладая всеми необходимыми знаниями и умениями, полученными в процессе ознакомления с окружающим миром.

Когда через 55 лет Остапец собрал у себя дома бывших колонистов, то все они отмечали, что трудовая колония в Красном Яре была уникальным образовательно-воспитательным и во многом оздоровительным учреждением. Трое из бывших воспитанников стали академиками, один - послом СССР, шестеро - докторами наук и профессорами, один - выдающимся скульптором, а многие другие - инженерами, музыкантами, конструкторами, педагогами, врачами и юристами.

Третьим важным этапом в становлении личности и формировании взглядов отца было участие в грандиозной строительной эпопее, развернувшейся в самом начале 50-х годов в Жигулях.

«Что заставило благополучного во всех отношениях столичного парня оставить родительский дом, прервать учебу в институте

и ринуться куда-то за тридевять земель в неизвестность?» Так написал о моём отце в своём предисловии к книге Остапца «Гидро-строевцы. Повесть о былой молодости» его друг со времен комсомольской стройки КГЭС - писатель, член Союза писателей и Союза журналистов Евгений Астахов.

На стройке в Жигулях будущих покорителей Волги ждали полная неустроенность, жизнь в бараках, неизбежная неразбериха, без которой на первых порах не обходится ни одно крупное строительство. Но Александр Александрович быстро нашёл себя. Работая сначала на земснаряде в качестве рабочего, а потом бригадира, он на общественных началах стал организатором физкультурного движения на КГЭС. Вскоре он был избран в комитет комсомола и стал освобожденным председателем созданного на стройке добровольного спортивного общества «Энергия».

«Не было еще никаких спортсооружений, даже плохонького стадиона в ветхозаветном бревенчатом Ставрополе-на-Волге. Не было спортинвентаря, ничего не было. Все пришлось начинать с абсолютного нуля, причем решение материальных проблем стало не самой сложной составляющей его работы. Куда труднее оказалось пристрастить к спорту тысячи и тысячи гидростроевцев. После тяжелой, зачастую безмерной рабочей недели, желающих отоспаться в воскресенье было куда больше, чем тех, кто соглашался с утра пораньше выйти на лыжную трассу, на состязания по гребле, на марафонскую дистанцию по бегу и так далее. Но Саша бывал неотступен. Он ехал в общежития, на комсомольские собрания, повсюду искал единомышленников. И пусть не сразу, но успех пришел к нему. Бескорыстный энтузиазм очень заразителен, да и народ на стройке был в большинстве своем молодой, азартный. Стали появляться первые разрядники, первые чемпионы. Из этого истока пошла сегодняшняя, не только всероссийская, но порой и мировая слава спортивного Тольятти.» Так писал об этом времени и людях писатель Евгений Астахов.

Александр Остапец вернулся в Москву в 1957 году, ему было около тридцати лет. Он продолжает работать в спортивной области и учится на двухгодичных курсах тренеров при Институте физкультуры, что приравнивалось тогда к высшему образованию. К этому времени, мне кажется, взгляды отца уже сформировались, он видит перед собой конкретную цель, у него есть идеи, как воплотить ее в жизнь.

И в 1960 году в качестве учителя физкультуры он приходит на работу в интернат № 15, где под руководством директора интерната, педагога-новатора Б. Е. Ширвиндта и участии всего коллектива педагогов, уникального для любого времени, ему с соратниками удаётся создать крепкую спортивно-оздоровительную базу с уклоном в туризм. Работа в интернате требовала нестандартных решений, особого подхода. Ведь в основном в интернате учились так называемые «трудные дети». На регулярной основе посещает Институт Сербского, где беседует с подростками-нарушителями.

Всё это время Александр Александрович старается выйти за рамки узкого понимания вопросов педагогики. Он всесторонне рассматривает процесс воспитания, его составные части. Он много времени уделяет общественной работе. Здесь и создание традиций в интернате, агитбригады, организация спортивно-трудового лагеря, проведение смысловых вечеров, КВН, игр, издание газеты интерната, разработка системы общественных поручений.

За это время воспитанники интерната совершили такие крупные походы, как велоагитпоход по Прибалтике, по Уралу, по городам Золотого кольца, по Карелии. Отец совершает большое мотопутешествие по Кавказу, которое в дальнейшем опишет в своей первой большой повести «Легчайшая кавалерия».

В это же время отец начинает распространять свои идеи среди педагогической общественности. Принимает участие в работе московских семинаров директоров школ, различных конференциях, делает доклады, обобщает практический опыт в течение 60-х - начала 70-х годов. Уже тогда задумывается о задачах школы продлённого дня, участвует с ребятами в военно-спортивных играх, планирует экскурсии с геодезическим уклоном.

Пишет в 1975 году диссертацию о методах перевоспитания трудных подростков при помощи вовлечения их в туризм и походы. Разрабатывает структуру туристско-краеведческой деятельности в рамках школы, пишет о необходимости работы в микрорайонах.

В 80-90-е годы Александр Александрович очень много времени посвящал созданию и укреплению костяка клуба «Родина»: еженедельные заседания Совета клуба, походы каждые выходные, сезонные походы в каникулы, несколько летних походов. Дома он проводил много времени в беседах с коллегами, аспирантами, сту-

дентами. Отец решал многие вопросы по телефону, был красноречив, убедителен, когда считал необходимым, мог быть резок и настойчив.

Мы наблюдали педагога, учёного и, в широком смысле, учителя в действии. У него была необходимая для преподавателя и руководителя черта, которую теперь мы называем харизмой. Он умел доходчиво представить свою идею, увлечь аудиторию, мог доказательно говорить и отвечать за свои слова. Был хорошим организатором.

Александр Александрович оставил личные дневники в записных книжках. Разбирая его архив, поражаешься, как много человек работал, в том числе и над собой. Первые записи датированы 1957 годом, последняя - декабрем 2002 года. Сейчас мы совместно с сотрудниками Дома дополнительного образования «Родина» работаем над расшифровкой его записей.

Мои первые детские впечатления об отце - он постоянно чем-то занят или собирается куда-то. Помню его возвращения из поездок. Он приезжал домой на мотоцикле, пешком с вокзала или из аэропорта. Два характерных коротких звонка в дверь - тогда, мне кажется, не принято было открывать дверь своим ключом. Возможно, потому, что дома всегда кто-то был из старшего или самого младшего поколения. И вот он стоит, прислонившись к косяку, ожидая, пока откроют, высокий, худой, усталый, с рюкзаком на правом плече.

Или вот помню, как он везет меня на мотоцикле в детский сад. Ветер бьёт в лицо, трудно вдохнуть воздух, мне страшно. Одновременно с ужасом я испытываю и восторг от того, как замирает сердце, когда отец, как мне казалось, почти кладёт машину на асфальт, вписываясь в поворот. Возможно, ощущения разных лет смешались в одно воспоминание.

Помню, как каждый вечер отец заходил ко мне в комнату поглядеть на меня перед сном и, возможно, на мотоцикл, так как видно его было только из моего окна.

Помню редкие выходные, проведённые им в кругу семьи, в поездке за грибами или на даче у друзей. Там он всегда был душой компании. Веселый, остроумный, начитанный человек с активной жизненной позицией, неравнодушный к окружающему миру. Я не помню, чтобы он пристально рассматривал или анализировал

чьи-то сомнительные поступки, участвовал в осуждении кого-либо. Не желал тратить на это время, а если говорил, то старался найти смягчающие обстоятельства. И если осуждал кого-то из взрослых, это всегда имело отношение к неправильному их поведению по отношению к ребёнку.

И всегда наш дом был полон друзей и знакомых, коллег и учеников, да и просто попутчиков, если им негде было остановиться на ночлег. Кстати, из всех своих поездок он возвращался с ново-приобретёнными друзьями.

Азы спорта: бадминтон, волейбол, пионербол, лыжи - все это в моей жизни связано с отцом. Помню, где-то в 7-8-м классе у меня не получалась стойка на руках. И вот мать и отец делают у меня на глазах стойку у стены, попутно сообщая, стоя вниз головой, что это очень легко. А я с сомнением гляжу на них, наклонив голову.

Помню выходной день, весна, ветер в открытое окно, солнце и свежий воздух, отец в спортивной форме делает зарядку. На столе катушечный магнитофон, а из него рвётся голос Высоцкого, которого он любил, впрочем, как и вообще бардовскую песню.

Отец придерживался режима дня, который не нарушал даже во время болезни. Подъём в 7 утра, утренний туалет, один и тот же простой завтрак. Если он не отправлялся на службу в НИИ Общих проблем воспитания АПН, в турклуб, поход, на лекции в вуз, в командировку, на заседание кафедры или в Академию, он работал за письменным столом до обеда. Перемену деятельности он считал отдыхом. Читал «Правду» и «Комсомолку», ежедневно художественную литературу, стихи, обязательно смотрел программу «Время» и политические дебаты 80-90-х. Все это он делал с записной книжкой и карандашом в руках. Помню, с какой болью он воспринимал трагические события, происходившие в нашей стране в 90-е и начале 2000-х годов. Ночами просиживали все мы у телевизора, ожидая новостей.

Этот режим почти не отличался от того, какому он следовал и в 1962 году, и в 1980 году, и в 2000 году. Эпизодические походы в кино, театр, на выставки или концерты. Но интерес к культурным событиям огромный, все новое завораживало его.

Мой выбор профессии тоже не был случаен, под влиянием отца я начала работать в школе, тоже в интернате, ещё учась на пятом курсе дневного отделения педагогического института. Кстати,

директором интерната № 14 в то время был Валерий Русов, тоже походник и талантливый учитель. Там же работал и И. А. Верба, член МАДЮТК.

Жизнь отца была построена вокруг его профессиональных интересов, по его собственным словам, он был «ушиблен туризмом», но именно благодаря огромному творческому коллективу единомышленников ему удалось много сделать.

Хочу закончить свой рассказ об отце с выражения глубокой признательности в адрес его друзей и коллег, всех тех, кто занимается воспитанием молодежи через приобщение к туристско-краеведческой деятельности. Спасибо всем сотрудникам Дома «Родина» во главе с его руководителем О. В. Озерской, а также членам МАДЮТК, сегодня возглавляемой Д. В. Смирновым, за память и продолжение дела Александра Александровича Остапца-Свешникова.

УДК 371.485

Л. Б. Рамонова

ОБ УЧИТЕЛЕ

Воспоминания ученицы об учителе - Александре Александровиче Ос-тапце-Свешникове.

Memories of student about a teacher - Aleksandr Aleksandrovich Osta-pets-Sveshnikov.

Ключевые слова: туристско-краеведческая деятельность, клуб, лагерь, поход, путешествие.

Keywords: tourist and local lore activity, club, camp, hike, trip.

Александра Александровича Остапца я первый раз увидела на лекции в МОПИ им. Н. К. Крупской в 1988 году. Мы учились на четвёртом курсе, увлеченно занимались химией, биологией, много слышали о педагогах-новаторах.

Не имея большего педагогического опыта, не зная о детском туризме ничего, на лекцию по туризму пришли, ничего особенного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.