Сама личность Александра Александровича Остапец-Свешникова - Туриста, Педагога, Ученого, Организатора, Руководителя, да и просто великолепного, энергичного, обладавшего огромным чувством юмора, коммуникабельного человека способствовали тому, что проблемы развития детского туризма достойно рассматриваются в научно-педагогической среде, их важность и значимость в настоящее время не вызывают ни у кого сомнений, а сама туристско-краеведческая деятельность имеет серьезную научную базу, позволяющую решать многие организационно-педагогические проблемы.
УДК 929
Н. А. Корнеева
ИСТОКИ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ И ВЫБОРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПУТИ
На личных воспоминаниях об отце и материалах домашнего архива дана краткая характеристика его детства, юности, молодости, главных событий в его жизни, закрепившие главные свойства, качества, определившие черты характера, жизненный путь, профессиональный выбор, гражданскую активную позицию.
Based on personal memories of my father and the materials of the home archives, a brief description of my father's childhood, youth, other important events in his life, which defined the main features, qualities that determined his character traits, life path, professional choice, civic active position.
Ключевые слова: детство, отрочество, юность, семья, среда жизнедеятельности - пространство воспитания, первый социальный и трудовой опыт.
Keywords: childhood, adolescence, youth, family, life environment - the educational space, the first social and work experience.
Хочу рассказать о своем отце - Александре Александровиче Остапце, его раннем периоде жизни, который определил его будущее. Выбор им педагогической профессии, области применения сил и знаний не был случаен. Его мировоззрение и жизненная позиция сформировались под влиянием родителей, многих событий
начала ХХ века в стране и мире и их можно попробовать представить определенными этапами.
Детство, отрочество, юность - начальная школа жизни. Родился Александр Александрович 12 июня 1928 года в семье советских служащих. Мать Наталия Дмитриевна получила высшее образование в МГУ (на факультете общественных наук). Работала с 1924 года по 1947 год в Президиуме Верховного Совета РСФСР (секретарем, позже референтом М. И. Калинина). Отец А. А. окончил экономический факультет в Институте народного хозяйства и связал всю свою жизнь со строительством и обслуживанием железных дорог. Был одним из руководителей на Ярославской железной дороге. Участвовал в строительстве железной дороги в Корее. И мать, и отец награждены медалями за доблестный труд и оборону Москвы в ВОВ. Александр Александрович очень ценил и любил своих родителей. Мать с детства привила сыну вкус и любовь к прекрасному, музыке, поэзии, литературе, поддерживала его романтические устремления, учила быть «настоящим мужчиной». Об огромном влиянии отца читаем в «Записной книжке» (1980 г.): «Когда я думаю, что для меня есть Родина, то вспоминаю наше с отцом путешествие по Волге, эти раздольные степи и бескрайний разлив водяного пространства. И это теплое чувство принадлежности ко всему этому» (во время этого путешествия Саше было 8 лет).
Годы его детства прошли в Москве 30-х годов (московская школа, московский подростковый двор «свободного воспитания», самоутверждение в среде сверстников. Дети в эти годы жили одной жизнью со взрослыми; посильно участвовали в строительстве социалистического общества, соревновались в учебе, равняясь на стахановцев; выражали поддержку испанским революционерам; внимательно следили за подвигами челюскинцев, папанинцев, перелетом Чкалова из Москвы в Америку. Гордились Героями тех лет. Этот детский опыт стал одним из истоков взрослой профессиональной педагогической ТКД. А. А. в свое дальнейшей педаги-ческой деятельности старался привлечь к работе личности выдающиеся, способные своим примером увлечь детей. Он понимал, как важна героика дней для пытливого детского ума.
Следующим этапом становления и развития характера, позиции А. А. можно считать годы ВОВ, когда он подростком 13 лет был эвакуирован на Урал вместе с другими детьми сотрудников
Верховного совета РСФСР. В своей последней книге «Красный Яр» Александр Александрович описал новый жизненный опыт, полученный в «трудовой колонии по типу макаренковской», где они не только учились, но и выполняли трудовые задания («самое главное, чему мы научились - это навыки обращения с рабочим инструментом»). Ребята выстраивали свою учебу по принципу: два класса - за один год, «чтобы встать на место погибших на фронте специалистов». Школьники как и все местное население участвовали в лесозаготовках, обеспечивали дровами школу, строили и восстанавливали помещения, ремонтировали баню и водопровод. Там у подростков сформировались особые отношения как в самом детском коллективе, так и с педагогами. Это были отношения сотрудничества подростков с учителями-товарищами. Ученики и учителя были одной командой: «они вместе жили, недоедали, несли равные трудовые нагрузки». И этот опыт в дальнейшем значительно повлиял на выбор А. А. основной профессии педагога. Воспитанников готовили к службе в армии; физически закаливали. Учитель физкультуры провел с учащимися первые в их жизни лыжные походы, марши-броски на самодельных лыжах в сложных условиях уральской зимы. В колонии была прекрасная библиотека, работали кружки танца, драмы, кукол, был свой оркестр.
1. Эти годы для А. А. - настоящая школа патриотизма, коллективизма, закаливания характера; ответственности, организованности, преодоления трудностей, здорового образа жизни. Думаю, что именно в Красном Яре - корни мечты отца создать новую систему воспитания детей от детского сада до окончания школы, связывающую взрослых и детей, пропагандирующую здоровый образ жизни (Остапец А. А. «Красный Яр»).
После окончания войны А. А. возвращается в Москву. Он заканчивает среднюю школу, работает звукооператором всесоюзного радиокомитета, поступает на учебу в институт. Но вдруг бросает учебу и устремляется «куда-то за тридевять земель в неизвестность»....
2. Начинается новый важный этап в становлении его личности и гражданской позиции - участие А. А. в грандиозной строительной эпопее 50-х годов ХХ века в Жигулях на Волге. Полная неустроенность жизни в бараках, трудности нового крупного строительства, поиск своего места в коллективе. А. А. быстро нашел себя в этих новых условиях: работает на земснаряде сначала в каче-
стве рабочего, а затем - бригадира земснаряда. Организует физкультурное движение на Куйбышевгидрострое; избирается председателем добровольного спортивного общества «Энергия»; в комитет комсомола (Александр Остапец-Свешников «Гидростроевцы»).
Возвращается в Москву в 1957 году. Ему 30 лет. Он продолжает работу в ДСО «Энергия» в качестве инженера по сооружениям. С 1957 по 1959 год учится в Институте физкультуры. Активно участвует в спортивных, туристических соревнованиях (волейбол, велоспорт), турслетах, серьезно занимается мотоспортом. Становится мастером спорта и инструктором-методистом по туризму. У него уже сформированы представления о будущем пути, он видит цель, есть идеи по ее воплощению.
1960 год. Выбор сделан - «педагогика - жизненное призвание». Начало самостоятельного педагогического пути.
В 1960 году А. А. Остапец приходит работать учителем физкультуры и биологии в школу-интернат № 15 Москвы - одно из ведущих инновационных образовательных учреждений столицы (директор Б. Е. Ширвиндт). Осваивает новую педагогическую работу классного руководителя и воспитателя, организатора вне-учебной воспитательной работы в интернате.
Но с первых шагов своей педагогической деятельности Александр Александрович главным приоритетом и объектом избирает внеучебную туристско-краеведческую, спортивную, оздоровительную деятельность. Первые организованные походы воспитанников стали для А. А. открытиями их воспитательной, образовательной и оздоровительной ценности для ученика и педагога. Он увлекает воспитанников и педагогов туристскими походами, определив их важным средством воспитания духовно и физически здоровой личности подростка, юноши. Личная увлечённость туризмом, любовь к родному краю, окружающей природе, убеждённость в позитивном влиянии турпоходов передалась педагогам и детям.
Уже через год походы, экспедиции, организатором которых был Александр Александрович, стали самой привлекательной перспективой для воспитанников, начиная с младших школьников. Во внеучебное время воспитанники трудились в мастерских (швейной, столярной по изготовлению сувениров), зарабатывая деньги на походы и экспедиции. А. А. Остапец непосредственно участвовал в работе мастерских. Именно на деньги, заработанные детьми вместе с педагогами, была приобретена партия велосипедов и организован
первый велопробег по республикам Прибалтики. Старшеклассники во главе со своим воспитателем М. Е. Трубачевой и А. А.Остапцом совершают первый водный поход по реке Белой. Первый лыжный 3-х-дневный поход совершают шестиклассники по Подмосковью (классный руководитель и воспитатель Миронова - Алиева Л. В.), посвятив его памяти Героев-панфиловцев. Встреча детей с жительницей деревни, свидетелем героического подвига панфиловцев врезалась в память воспитанников на всю жизнь. Реализована была мечта организовать мотто-походы для старшеклассников. Главным в этих походах для педагога становится приобщение детей к богатству природы, окружающей жизни, труду людей, истории, традициям, культуре народов; познание самого себя в сложных ситуациях походной жизни. Туристская, краеведческая, познавательная практическая деятельность стала в школе-интернате ведущей во внеучебной деятельности. Первый педагогический опыт (учителя, воспитателя, организатора туристско-краеведческой работы в школе-интернате) Александр Александрович очень подробно описал в книге «Школа-интернат № 15 Б. Е. Ширвиндта». (Москва, Государственный НИИ семьи и воспитания. - Ч. 1-3. - 2000 - 2002). А для Александра Александровича эта практика воспитания подрастающего поколения, ее совершенствование, осмысление привели к новому этапу в его жизни - погружению в педагогическую науку.
УДК908; 929
Л. В. Алиева, О. В. Озерская, Е. В. Маркотенко
НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ -НОВЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ УНИКАЛЬНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ АЛЕКСАНДРА АЛЕКСАНДРОВИЧА ОСТАПЦА-СВЕШНИКОВА
Научно-педагогическая деятельность А. А. Остапца-Свешникова охарактеризована как органичный сплав теории и реальной личной практики воспитания детей и молодежи средствами туристско-краеведческой деятельности - инновационного блока системы основного и дополнительного (внешкольного) образования и общественного воспитания. Включает целевую научно-исследовательскую деятельность в НИИ РАО с широкой сетью опытно-экспериментальных площадок; активное включение в разработку