Лагутина И.Н. Воспоминания немецкого поэта Э. М. Арндта №
р]
Е
а
>
м
-а
=
[23
=
<
=
Философические письма. Русско-европейский диалог. 2022. Т. 5, № 4. С. 183-188.
РЕ|озорЫса! Гецегз. Визяап апа Еигореап П1а]обче. 2022. Уо1. 5, по. 4.Р. 183-188.
Научная статья / Ога] ага‹е
УДК 1(091)
901:10.17323/2658-5413-2022-5-4-183-188
ВОСПОМИНАНИЯ НЕМЕЦКОГО ПОЭТА
Э. М. АРНДТА О ЕГО ПУТЕШЕСТВИИ
ВРОССИЮ В 1812 ГОДУ
Ирина Николаевна Лагутина
Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»,
Москва, Россия, ипаДавоита@етай.сот
Аннотация. В статье и публикуемых воспоминаниях немецкого поэта-
романтика Эрнста Морица Арндта о его шестимесячном пребывании в Рос-
сии представлена позиция европейца, который являлся очевидцем событий
Отечественной войны 1812 года. Эти воспоминания имеют исключительно
важное значение для понимания механизмов формирования русского анти-
наполеоновского дискурса, поскольку поэт приехал в Россию по личному при-
глашению Александра Г и наряду с адмиралом А. С. Шишковым и прусским
министром фон Штейном, чьим секретарем он являлся, участвовал в создании
Русско-немецкого легиона, Комитета по делам Германии и организации анти-
наполеоновской пропаганды в России.
ь ..
]-—=2 Ключевые слова: Э. М. Арндт, Отечественная война 1812 года, путеше-
ствие в Россию
© Лагутина И. Н., 2022
Ри|озорН са! Гецегз. Ваззап апа. Еигореап Р1а1овче. 2022. о]. 5, по. 4. 183
Ш Память культуры
хи
Благодарности: Статья подготовлена в рамках Программы фундамен-
тальных исследований Национального исследовательского университета
«Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ).
Е Ссылка для цитирования: Лагутина И. Н. Воспоминания немецкого поэта
Э. М. Арндта о его путешествии в Россию в 1812 году // Философические письма.
Русско-европейский диалог. 2022. Т. 5, № 4. С. 183-188.
Ч01:10.17323/2658-5413-2022-5-4-183-188.
Метоту орСийиге
МЕМОГВ$ ОРТНЕ СЕВМАКМ РОЕТЕ. М. АКМОТ
АВОТТ НГ 5ТАУ 1М КОТА М 1812
ШПлша М. Гагайпа
Майопа]| КезеагсН ОтхуегзИу
«Н1епег 5сНоо] оЁ Есопогп1с$” (НЗЕ Ошхуегз Ку),
Мозсому, Казч1а, 1та.]авочйпа@ета!.сот
АЪ$тасе. ТПе ргезепйе агИсе апа раб зе пето1г$ оЁ Фе Сегтап рое
Е. М. Атп@Е ргезеп( (Пе роз1@оп ога Еагореап м/о мгаз ап еуемллез$ (0 Ше еует$
(аютя расе т Виза Чигте (Пе Раблойс М7аг оЁ1812. ТВезе тпегпо!г$ аге ехтете]у
ппроцап( Гог ипдег%{аптя (Пе теспап1$т1$ оЁ Фе Югта@оп оЁ Визап апИ-Маро-
1еоп Ч1$соптзе Бесайзе Фе рое{ сате {о Ва$$1а а Фе регзопа! туЦайоп оЁ Аехап-
Дег Гапд, а1опё м аЯпта! А. $. $15 Кох ап@ Фе Ргаз ап шиу$ег уоп Зет, раг-
ОСраеЯ шт Фе сгеаПоп ог Ше Каззап-бегтап Гер1оп, Фе Сотпи(ее ГРюг бегтап
АНа!$ ап Те ограштайоп орапй-Маро]еоп1с ргоравапда шт Кизза.
О,
]-=2 Кеумога$: Е. М. Агл9ь Раб1ойс Маг оЁ 1812, {гауе! {о Виза
хи
АскпоуЛейтепт: ТНе агие газ ргерагей ул т Фе ВгатемгогК оЁ Те Ва-
31с Везеагсй Ргортат а{ Ше Майопа!| Везеагсй ЧшхетгзКу “Нарфег 5сНоо1 оЁ Есопо-
111с$” (НЕ Отуег$Цу).
Е] Рог сНайоп: Габала, Т. М. (2022) “Мето!тг$ оЁ Ше бегтап РоеЕ Е. М. Агпа
або 11$ ау ш Виза ш 1812”, РАПозоршса! Гецетз. Визяап апа Еигореап Гла-
орие, 5(4), рр. 183-188. @ т Ваз3.). 901:10.17323/2.658-5413-2022-5-4-183-188.
184 Философические письма. Русско-европейский диалог. 2022. Т. 5, № 4.
Лагутина И.Н. Воспоминания немецкого поэта Э. М. Арндта №
втобиография Эрнста Морица Арндта, фрагмент которой содержит вос-
поминания о его путешествии в Россию в период Отечественной войны
1812 года, была написана в 1839 году и уже в начале 1840 года вышла из
печати. К этому времени автор книги «Воспоминания из внешней жизни», из-
вестный поэт-романтик и патриот, пережил и необычайную популярность в
эпоху наполеоновских войн (когда он сочинил большинство своих антифран-
цузских брошюр и листовок, а его патриотические «народные» песни пела вся
Германия), и обвинения в государственной измене (когда он был отстранен от
должности профессора истории в Боннском университете), и новый всплеск
интереса к его националистическим идеям. В 1840 году со вступлением на
престол короля Фридриха-Вильгельма [ГУ Арндт вновь оказывается в центре
культурно-политической жизни — его избирают ректором Боннского универ-
ситета, а позже, в апреле 1848 года, — депутатом Немецкого национального
собрания.
В предисловии к одному из редких пе-
реизданий книги издатель Роберт Гердс на-
зывает воспоминания Арндта «забавными
и поучительными в культурно-историче-
ском плане», сравнивая с ними «Поэзию и
правду» Гёте. Однако для русской культуры
эта книга имеет живое и непреходящее зна-
чение, поскольку в ней представлено исто-
рическое свидетельство очевидца — евро-
пейца, участника событий Отечественной
войны 1812 года.
Свое шестимесячное пребывание в Рос-
сии Арндт описал дважды. Первый раз в
«Воспоминаниях из внешней жизни» („Ег-
шпегипреп ай Чет аАйВегеп Гефеп“, 1840)
и второй — почти через двадцать лет, опу-
Эрнст Мориц Арндт (1769-1860)
бликовав «Мои странствия и нравствен-
ные скитальчества с имперским бароном фон Штейном» („Меще М’апдегапбепт
ила М/’ап@таизеп ти Чет ВесН$геегги уоп Зе“, 1858). На русский язык были
переведены лишь несколько отрывков из последних воспоминаний, опубли-
кованных П. Бартеневым в журнале «Русский архив» в конце Х/Х века.
Важно отметить, что события 1812 года излагаются Арндтом спустя чет-
верть века и ряд дневниковых записей, как он сам заявляет в воспоминаниях,
был у него украден на обратном пути в Германию. Подобный литературный
Ри|озорН са! Гецегз. Ваззап апа. Еигореап Р1а1овче. 2022. о]. 5, по. 4. 185
Ш Память культуры
прием (даже если такая кража действительно имела место) позволяет автору
достаточно свободно обращаться с историческим материалом, выстраивая со-
бытия Отечественной войны в России в соответствии с собственной задачей.
Вспоминая свое путешествие в Россию, поэт пытается, с одной стороны,
отстраненно описать «пережитые» события, с другой — уложить отдельные
исторические факты в заданную схему, чтобы «оправдать» свою жизнь и при-
дать ей особый смысл. В самом начале воспоминаний он размышляет о том,
что человек — это «призрачная тень сновидения», слепец, совершающий «па-
ломничество» на «эфемерной туманной планете»:
Ая сам? Кто я есть? Кто я есть среди тех давным-давно поблекнувших обра-
зов? Парящий листок среди миллионов таких же листков, уносимых океаном
времени... Невозможно до конца осмыслить человеческий род в его безгранич-
ной святости или даже понять судьбу отдельного человека, а между тем, если
изобразить его странствие пилигрима по этой туманной планете, полной лжи
и обмана, представить, как он бесцельно бредет, тычась во все закоулки, и ред-
ко находит верный путь, то можно восславить изречение старика Пиндара:
«Что — мы? Что — немы? Сон тени — человек».
[Аглаь по даге, 5. 9]1
Для Арндта, профессора истории, мировосприятие которого определяется
протестантской пиетистской традицией, не вызывает сомнения, что смысл от-
дельной жизни придает Божественный промысел и человек в своей малости,
ничтожности не оставлен Богом. Для пиетистских воспоминаний и автобио-
графий характерен интерес к «внутреннему человеку», к моменту «пробужде-
ния» души, и Арндт в некоторых других автобиографических текстах сосредо-
точен именно на «внутренней» перспективе своей истории жизни. Здесь же
его интересует «внешняя жизнь» (АпВегез Гефеп), исторические события в их
причастности к неизменным началам бытия. Он вводит в текст исторические
экскурсы и анекдоты, этнографические наброски, психологические портре-
ты и философские размышления, предваряя свои воспоминания небольшим
вступлением, где объясняет авторский замысел: «Я хочу начертать отдельны-
ми штрихами контур моей общественной жизни (оНепШсНез Гефеп) — моей
биографии, желаний и действий как человека и гражданина».
Автор начинает отматывать время назад, ведь в 1840 году результаты напо-
леоновских войн известны: Европа уже пережила и победу России в Отечест-
+ Изречение Пиндара приведено в пер. М. Л. Гаспарова [Пиндар, 1980, с. 101-102].
186 Философические письма. Русско-европейский диалог. 2022. Т. 5, № 4.
Лагутина И.Н. Воспоминания немецкого поэта Э. М. Арндта №
венной войне, и освобождение Пруссии, и триумфальный въезд императора
Александра 1 в Париж, и ссылку и смерть Наполеона, и Венский конгресс, и на-
ступление политической реакции, и новый всплеск культурно-политического
национализма. Единое историческое целое конструируется через понимание
того, что представляет собой русский народ, победивший Наполеона. Однако
пламенное до фанатизма чувство патриотизма заставляет Арндта испытывать
страх не только перед Францией, но и перед «азиатской» Россией, игравшей в
Европе середины ХХ века ключевую роль. Интересно «воспоминание» Арндта
из 1813 года, записанное им спустя еще двадцать лет, в 1859 году:
Великое счастье пережили мы здесь, в Дрездене, за которое все, кто знал
нынешние обстоятельства, благодарили небеса. Многие при этом ликовали:
«Старина немецкий Бог жив!» — ведь 23 апреля в Бунцлау в Силезии умер от
нервной лихорадки старый фельдмаршал Кутузов. Получив это известие, я ли-
ковал также: «Вот он перст Божий!» Ведь упрямый старик этот был нереши-
тельной русской натурой... Он так бы и стоял со своей армией на другом берегу
Вислы до самого лета. Конечно, потом он пошел бы в наступление. Но что при
этом стало бы с Германией? Что стало бы с Пруссией, если бы Кутузов был жив?
Французы истребили бы всю страну до Вислы...
Взгляд Арндта на Россию эпохи наполеоновских войн при многих интерес-
ных и правдивых деталях — это взгляд со стороны, позиция немца, для которо-
го путешествие в Санкт-Петербурт, где он вместе с бароном фон Штейном и ад-
миралом А. С. Шишковым стоял у истоков организации антинаполеоновской
пропаганды, является частью его деятельности на благо Германии, и взгляд
христианина, для которого борьба с Наполеоном воспринимается сквозь апо-
калипсическую перспективу. И приведенные выше слова о малости и незна-
чительности человека, с которых Арндт начинает свои воспоминания, подкре-
пляются картинами, увиденными в западных провинциях России, на границе,
разделяющей «цивилизованную» Германию и «русское» пространство. Бес-
смысленность войны — это хаос, который остается «за границей», между Рос-
сией и Пруссией. Горы трупов символизируют для него падение французской
цивилизации, ненавистных им «вельшей» (\!е!сп) — западного латинского
мира, которому противостоит Германия и который победила Россия. С одной
стороны — это поражение французского миропорядка, с другой — «доказатель-
ство» Божественного провидения. Через путешествие в иное пространство, в
самую сердцевину хаоса (= войны), этот хаос преодолевается, созидается «не-
мецкая» гармония, новая Германия, новое мироустройство. Из разрозненных
Ри|озорН са! Гецегз. Ваззап апа. Еигореап Р1а1овче. 2022. о]. 5, по. 4. 187
Ш Память культуры
и хаотичных фактов «внешней жизни» в России, скрепленных законом исто-
рической необходимости, выстраивается судьба отдельного человека, форми-
руется характер немецкого гражданина и «патриота».
Список источников
Пиндар. <«Алкмеон»>. Аристомену Эгимнскому (Восьмая пифийская пес-
ня) // Пиндар, Вакхилид. Оды; Фрагменты. М.: Наука, 1980. С. 98—102.
АТПАЕ Е. М. Ейтптегаптбет ап$ Чет &пбегеп Гереп. Негайзберефеп уоп Корем
Сеега$, Г.е1р715: Кеаит, [о. ].].
ВеЁегепсе$
АГПОЕ Е. М. то 4ае) Еттлегипзеп аиз ает диветеп Гереп. Негаизветереп уоп
Корет Сеега$. Ге1р71е: Веат.
Рпдаг (1980) “<‘АПатеоп?’>. Аизотепи ЕйяпипзКотпа (Уоз’тауа рИ1зКауа рез-
пуа)” [“<‘А]стаеоп?>. То А$юотепез оЁ Аебутпоз (Е1е 1 Ру ап $0п5)”], ш Рт-
Даг, УаккыШа. Оау; Егазтещту [О4ез; Егавтеп{]. Мозсом: Мака.
Информация 06 авторе: И. Н. Лагутина — доктор филологических наук, про-
фессор, главный научный сотрудник Международной лаборатории исследова-
ний русско-европейского интеллектуального диалога Национального иссле-
довательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ). Адрес:
Российская Федерация, 105066, Москва, ул. Старая Басманная, д. 21/4.
шЕРгтаНоп ао (Пе аиПог: Т. М. Тагабла — О$с ш РАПо]обу, РгоГеззог, Рут-
СТра] КезеагсН РеПому а{ Ше ПиегпаНопа]| ГаБогатогу ог Ше 59ду оЁ Кизз1ап ап
Еогореап П{еПесла1 П1аюрле, МаЙопа| Везеагсй ОплуетгзИу “Наепег 5сНоо] оЁ Есо-
попс3” (НЕ ОтууегзКу). АЧ9@гезз: 21/4 Загауа Вазтаппауа 5:., Мозсо\у, 105066,
Виз1ап Редегайоп.
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
ТВе аи ог де агез по соп1с{$ оРииегез 5.
Статья поступила в редакцию 18.11.2022; ТВе агасе уга$ зари (ед 18.11.2022;
одобрена после рецензирования 30.11.2022; арргоуед аЁег телей ив 30.11.2.022;
принята к публикации 05.12.2022. ассертеа Гог риб|сайол 05.12.2022.
188 Философические письма. Русско-европейский диалог. 2022. Т. 5, № 4.