Научная статья на тему 'Г. Г. Шпет: знание о человеке как междисциплинарная проблема в контексте европейской философии'

Г. Г. Шпет: знание о человеке как междисциплинарная проблема в контексте европейской философии Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Г. Г. Шпет / гуманитарные науки / научная философия / междисциплинарность / методология / G. G. Shpet / humanities / scientifi c philosophy / interdisciplinarity / methodology

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Киселева Марина Сергеевна

В статье рассматривается проблематика знания о человеке как целостности в философии Густава Густавовича Шшета (1879-1937) в процессе включения им в свои исследования разных гуманитарных дисциплин и предметных областей философского знания. Вхождение в новый синтез начала ХХ века, центрирующийся вокруг феномена человека, определилось, с одной стороны, разработкой Шшетом собственной методологической позиции по вопросу о логических основаниях исторического знания, где большое внимание было уделено критическому анализу традиций и школ европейской философии от ХУШ до начала ХХ века; с другой стороны, выработкой аргументации, связанной с развитием психологии, ее статусом, методами и местом в истории научного знания о человеке, а также ее возможностями в практическом знании как эмпирической науки, так и социогуманитарной предметности, с перспективами педагогических исследований, искусства как знания человека, языка и проч. К началу 1920-х годов полученные Шпетом научные результаты по этим двум направлениям позволили представить мощный проект «научной философии», легитий в основу руководимого им Института научной философии (1921-1923). Небольшое время, которым он располагал как руководитель, оставило в архивах планы и такие тематические повороты, которые в последующие годы Шпет разрабатывал в собственных исследованиях как самостоятельные предметности, но скрепленные целостным пониманием человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

G. G. Shpet: Knowledge about a Person as an Interdisciplinary Problem in the Context of European Philosophy

The article deals with the fi eld of knowledge about a person as an integrity in the philosophy of Gustav Gustavovich Shpet (1879–1937) in the process of including in his research the problems of various humanitarian disciplines and subject areas of philosophical knowledge. Entry into the new synthesis of the early twentieth century, centered around the phenomenon of man, was determined, on the one hand, by the development of Shpet’s own methodological position on the logical foundations of historical knowledge, where much attention was paid to a critical analysis of the traditions and schools of European philosophy from the 18th to the beginning of the 20th century; on the other hand, the development of arguments related to the development of psychology, its status, methods and place in the history of scientifi c knowledge about a person, as well as its capabilities in practical knowledge of both empirical science and socio-humanitarian objectivity, with the prospects of pedagogical research, art as knowledge person, language, etc. By the early 1920s, the scientifi c results obtained by Shpet in these two areas made it possible to present a powerful project of “scientifi c philosophy”, which formed the basis of the Institute of Scientifi c Philosophy (1921–1923) headed by him. The little time that he had as a leader left in the archives plans and such thematic turns, which in subsequent years Shpet developed in his own research, as independent objects, but held together by a holistic understanding of man

Текст научной работы на тему «Г. Г. Шпет: знание о человеке как междисциплинарная проблема в контексте европейской философии»

Ш Литература. Философия. Религия

[3

>

-

>

|

ш

о.

[3

>

©

о

о

о

=

>

©

<

Е

<

о.

ш

=

=>

-

Философические письма. Русско-европейский диалог. 2022. Т. 5, № 4. С. 96-109.

РЕ|озорЫса] Гецегз. Визяап апа Еигореап П1а1обче. 2022. Уо1. 5, по. 4.Р. 96-109.

Научная статья / Ога] ага‹е

УДК 1(091)

901:10.17323/2658-5413-2022-5-4-96-109

Г. Г. ШПЕТ: ЗНАНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ КАК

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ПРОБЛЕМА

В КОНТЕКСТЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Марина Сергеевна Киселева

Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики»

Москва, Россия, тагК!5е[еуа@етац.сот

Аннотация. В статье рассматривается проблематика знания о человеке

как целостности в философии Густава Густавовича Шшета (1879-1937) в про-

цессе включения им в свои исследования разных гуманитарных дисциплин

и предметных областей философского знания. Вхождение в новый синтез на-

чала ХХ века, центрирующийся вокруг феномена человека, определилось, с

одной стороны, разработкой Шшетом собственной методологической позиции

по вопросу о логических основаниях исторического знания, где большое вни-

мание было уделено критическому анализу традиций и школ европейской

философии от ХУШ до начала ХХ века; с другой стороны, выработкой аргумен-

тации, связанной с развитием психологии, ее статусом, методами и местом

в истории научного знания о человеке, а также ее возможностями в практи-

ческом знании как эмпирической науки, так и социогуманитарной предмет-

© Киселева М. С., 2022

96 Философические письма. Русско-европейский диалог. 2022. Т. 5, № 4.

Киселева М. С. Г.Г. Пшет: знание о человеке как междисциплинарная проблема №

ности, с перспективами педагогических исследований, искусства как знания

человека, языка и проч. К началу 1920-х годов полученные Шпетом научные

результаты по этим двум направлениям позволили представить мощный про-

ект «научной философии», легитий в основу руководимого им Института на-

учной философии (1921-1923). Небольшое время, которым он располагал как

руководитель, оставило в архивах планы и такие тематические повороты, ко-

торые в последующие годы Шпет разрабатывал в собственных исследованиях

как самостоятельные предметности, но скрепленные целостным пониманием

человека.

> Ключевые слова: Г. Г. Штет, гуманитарные науки, научная философия,

междисциплинарность, методология

` и

Благодарности: Статья подготовлена в рамках Программы фундамен-

тальных исследований Национального исследовательского университета

«Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ).

Е Ссылка для цитирования: Киселева М. С. Г. Г. Шпет: знание о человеке

как междисциплинарная проблема в контексте европейской философии //

Философические письма. Русско-европейский диалот. 2022. Т. 5, № 4. С. 96-109.

Ч01:10.17323/2658-5413-2022-5-4-96-109.

Тщегаихте. РАПозорНу. Вей оп

С. С. $НРЕТ: КМОМЛ.ЕРСЕ АВОПТ А РЕКОМ

А$ АМ ПМТЕВОТ$СТРИМАКУ РКОВТЕМ 1М ТНЕ СОМТЕХТ

ОРЕОВОРЕАМ РНП.ОЗОРНУ

Мага $. К1з@еуа

Майопа]| КезеагсН ОтхуегзИу

«Н1епег 5своо] оЁ Есопогп1с$”

(НЗЕ ОшхетзКу), Мозсом, КазЯа;

тагазе]еуа@ета!|.сот

АБз?тасе. ТВе агИие 4еа1$ м Ше ВНе]4 оЁ КломЛе4 ее афо\е а регзоп аз ап

пцертцу ш Ше рЬПозорпу оЁ бийау Саауо\сН 5Нре (1879-1937) т Фе ргосез$$

РАПозор са] Гецег$. Кизап апа Еигореап Р1а]оёте. 2.022. 9]. 5, по. 4. 97

Ш Литература. Философия. Религия

о шса т т [1$ гезеагсв Ме ргоегп$ о{ уатой$ РитапКаап 91$с1рИтез апЯ

зиБес( агеаз оЁ рАПозорШса]| КпоуЛейее. Епту шо Ше пем/ зупе$1$ оЁ Ше еату

слепйе септоту, сетцетей агопп@ Фе рвепотепоп оЁ тап, ууаз дЧегттед, оп

(Те опе Напа, Бу Ме деуе]ортеле ог $Пре?$ омт те{фо9о1юо$1са1 розоп оп Ше 1051-

са] ТоипЧайопт$ оЁ 1отса1 КпомЛедве, уфеге гласН аЦеп@ол утаз ра14 © а стса1

апа[у$15 оЁ Ше га 1юоп$ ап@ зсвоо1$ оЁ Еигореап рНПозорВу гот Фе 18 о Ше

Безтиште оЁ Ше 20" сепагу; оп Ме офег Напа, Фе деуеортепе оЁ агеитеп($ ге-

Ла(е {о Ше деуе]ортеги о? рзуспо]обу, 1$ %(ай1$, пе 104$ апд р]асе шт Фе Н1$оту оЁ

зчепийс КпомЛедвде аротг а регзоп, аз ме аз ($ сара Ш@ез т ргасйса] КпомЛедве

оЁ Бо етрса!| зЧепсе ап@ зос10-Китапцанап оБ]есйуКу, м Ше ргозрес{$ оЁ

реЧавов1са] гезеагсй, аг{ аз Кпом\Ле@ве регзоп, ]1апрпабе, ес. Ву Ше еайу 19203, Ше

зчепийс гези$ оматед Бу $Нре т ШТезе {мо агеаз паде И роз$1Ые {о ргезет( а

ромуегЁ рго]есЕ оЁ “зслепийс рАПозорВу”, усН ГогтеЯ Ше Ъаз1$ оЁ Фе шзййце

ог зчепИйс РНПозорцу (1921-1923) Неа4ед Бу Вт. Тве Ш@е Чите Та( Ве Вад аз а

Леа4ет 1е[1т Фе агсШуе$ р]ап$ ап засй Фетайс агиз, ме В т заБзедиеп( уеаг$

Нре( ЧеуеореЯ т 11$ омт гезеагсй, аз шдерепдете оБес$, Ба Пе] обешег Бу а

ВоН$зИс ипаегхап тв оЁ тап.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

> Кеум’ог@$: С. С. ЗПреь Натап@ез, зЧепИйс р.Позорву, пиег1$с1рПтагЦцу,

ше!фо4о]о5у

` и

АскпоуЛейтепт: ТНе агие газ ргерагей ул т Фе ВгатемгогК оЁ Те Ва-

31с Везеагсй Ргортат а{ Ше Майопа!| Везеагсй ЧшхетгзКу “Нарфег 5сНоо1 оЁ Есопо-

111с$” (НЕ Отуег$Цу).

Е Рог сЦабоп: К1з@ета, М. 5. (2022) °С. в. ЗНре: КпомЛейдзе арот! а Регзоп аз ап

ПиегА1зс1рПпагу Ргоет ш Фе Сот(ехе оЁ Еигореап РНПозорВу’, РАЙозормса! Ге1-

{етз. Кизчап апа Еигореап Пюорие, 5(4), рр. 96-109. (т Виз$.).

Ч01:10.17323/2658-5413-2022-5-4-96-109.

роблема человека в философии и гуманитарных науках рубежа ве-

ков и в начале ХХ века определялась поиском выхода из методоло-

гического кризиса. Надежды на строго научные методы, принятые

в позитивизме, как и определение специфики гуманитарного знания в его

отличии от естествознания по методу, не дали желаемых результатов. Соз-

давая новую предметность в познании человека и определяя методологиче-

ские подходы кего исследованию, философы задавались традиционными во-

98 Философические письма. Русско-европейский диалог. 2022. Т. 5, № 4.

Киселева М. С. Г.Г. Пшет: знание о человеке как междисциплинарная проблема №

просами: чем детерминирована сущность человека — «социальностью» или

«натуральностью»? Что более адекватно пониманию существования челове-

ка — обращение к его индивидуальности или исследование коммуникаций,

ведущее его в социальные сообщества других людей? Новизна ситуации в

начале ХХ века состояла в том, что человек в исследовательском материале

«множился». Феномен человека центрировал новую область философского

знания — философскую антропологию. Разнообразие же методологических

подходов — аналитический, герменевтический, культурно-исторический,

социально-философский, социально-психологический ит. д. ит. п. — расши-

ряло пространство исследований, включая разные науки. И надо отметить,

не только гуманитарные, но и естественные, а также искусство того времени,

которое в разных видах и жанрах обращалось к человеку. Изучение человека

становилось делом междисциплинарным или, как тогда писали, синтезом

дисциплин.

От философской позиции исследователя зависели ответы на вопросы о

том, что есть человек и каковы возможности его изучения. Этих позиций было

немало. В европейской философии начала ХХ века можно обнаружить извест-

ную аллюзию на сюжет «вавилонского столпотворения», когда идейные споры

создавали границы для понимания. Разнообразие традиций, их обновление,

появление новых философских школ и направлений не в последнюю очередь

определялось проблемой понимания «человека говорящего». Работа сознания

создает язык науки, литературного текста, поэзии и т. д. Язык в его историче-

ских, национальных, политических и т. п. контекстах участвует в социальных

связях, репрезентируя их. Способы выражения фиксируются в слове, слово ве-

дет к поискам смыслов, без которых еще сто лет назад не могло обойтись раз-

мышление о человеке.

Философия Г. Г. Шпета глубоко укоренена именно в этом историче-

ском времени. То, что теперь называется междисциплинарной проблема-

тикой в гуманитарных науках, зарождалось в отечественной философии в

1920-е годы. Современные исследователи творчества Шпета, первого дирек-

тора Института научной философии (1921-1923), отмечают, что в центре его

интереса оставался человек, определяющий в конечном счете предметную

область самых разных философских и научных работ [Густав Шпет ... ‚ 2010;

Густав Шшет ... ‚ 2006]. Философские труды Шпета по феноменологии, герме-

невтике, семасиологии дополнялись работами по психологии и педагогике,

искусствознанию, истории культуры и этнопсихологии. В каждой из этих об-

ластей философ осуществлял свой теоретический и методологический пово-

рот в изучении человека.

РАПозор са] Гецег$. Кизап апа Еигореап Р1а]оёте. 2.022. 9]. 5, по. 4. 99

Ш Литература. Философия. Религия

жжх

Синтез наук и одновременно их дифференциация стали реальным делом

гуманитарных научных исследований и преподавания учебных дисциплин

в рамках новых учебно-научных заведений, созданных на факультете обще-

ственных наук (ФОН) при Первом Московском госуниверситете. Были учрежде-

ныследующие институты: исторический; языкознания и истории литературы;

научной философии; теории и истории права; искусствознания; социологии".

Профессор Г. Г. Шпет был назначен директором Института научной философии

(ИНФ). Его позиция определялась приданием институту «межфакультетского

статуса», так как предполагалось ведение не только научно-исследователь-

ской деятельности, но и участие ученых в образовательном процессе. Межфа-

культетский статус ИНФ позволил обеспечить все гуманитарные институты

учебными курсами по философии и методологии науки и развивать научные

контакты философов и ученых-гуманитариев?.

Научно-гуманитарная база исследовательской программы института фор-

мировалась профессором Шшетом с опорой на собственный профессиональ-

ный опыт преподавательской и исследовательской деятельности, который

включал разнообразные курсы — логики, методологии науки, философии

истории, истории психологии, этнической психологии, истории философии,

психологии, педагогической психологии, истории педагогических идей. «Раз-

нопредметная» педагогическая деятельность Шпета складывалась в разных

учебных заведениях Киева, затем Москвы. Методология гуманитарного зна-

ния была востребована и осознана им как актуальная проблематика в контек-

сте расширения запросов на разнообразие дисциплин и междисциплинарных

курсов [Шпет, 2021, с. 428—429]. Важно отметить: содержание его курсов опира-

лось на глубокие знания материала, наработанного Шпетом, в том числе и в

зарубежных поездках по европейским университетам.

жжх

Летние месяцы 1910-1911 годов и последующие два года полностью Шпет

работал в Гёттингенском университете Георга Августа и в библиотеках Берли-

на, Парижа и Эдинбурга [там же, с. 427], где подробно изучал европейскую фи-

лософию Нового времени от эпохи Просвещения до современных ему новых

направлений — позитивизма, неокантианства, феноменологии, герменевти-

+ См. [Корсаков, Сидорин, Черняев, 2021, с. 22].

? Об участии в межфакультетской организации ИНФ профессора С. Л. Франка см. [Сидо-

рин, 2021, с. 85].

100 Философические письма. Русско-европейский диалог. 2022. Т. 5, № 4.

Киселева М. С. Г.Г. Пшет: знание о человеке как междисциплинарная проблема №

ки, антропологии. Две области в развитии гуманитарного знания конца ХХ —

начала ХХ века определили интерес самостоятельных исследований Шпета:

® методология исторического познания;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

® дисциплинаризация психологии как науки, поставившая вопрос о ее

принадлежности к естественнонаучной (эмпирическая психология) или гума-

нитарной области знания, что прямо повлияло на философское переосмысле-

ние проблематики сознания человека.

Дискуссия о методологии исторических исследований была связана с

кризисом позитивистской методологии, актуальной для многих социально-

исторических исследований Х[Х века. Узел проблемы для Шшета определялся

продуктивностью герменевтических способов работы с историческими источ-

никами: отношением к проблеме «факта в истории» и осмыслением процесса

его интерпретации; связью логики исследования и логики выражения полу-

ченного знания. Шпету как философу было также важно понимание предмет-

ности философии истории и проблемы логики исторического процесса «боль-

ших длительностей», но не в логике Гегеля.

В Московском университете Шпет защитил диссертацию «История как

проблема логики» (1916). Будучи учеником Э. Гуссерля, Шпет критиковал «со-

физмы» кантовской философии и дистанцировался от «субъективизма» нео-

кантианцев, подробно и последовательно аргументировав свое несогласие с

принципом «отнесения к ценностям» Г. Риккерта как методом исторического

знания. Он, как и его учитель, считая философию наукой, понимал предмет-

ность исследования через логику как вид научной деятельности философа и

как форму познания, которая «дает указание на вид и бытие предмета» [Шпет,

2014, с. 62]. Одна и та же «действительность», но со своей спецификацией,

считает Шшет, является предметом истории «в эмпиричности» и философии

истории «в идеальности». Специфика работы историка и философа, обращаю-

щегося к истории, заключена в различии не только способов исследования

предмета, но и способов выражения (изображения) предмета той и другой на-

укой. Обсуждение этой проблемы ведет к исследованию процедуры интерпре-

тации исторического материала и постановки вопроса о смыслах, которые по-

лучает исследователь.

На этом этапе Шпет отчетливо тематизирует гуманитарные предметные

штудии вокруг идеи человека, при этом оставаясь в понятийных рамках фи-

лософии. Центральной и актуальной для философских споров того времени

была проблема сознания человека, которая в контексте развивающейся эмпи-

рической психологии испытывала новые трудности в осознании стратегий

и возможностей теоретического объяснения. Способы выражения содержа-

Ри|озорН са! Гецегз. Ваззап апа. Еигореап Р1а1овче. 2022. о]. 5, по. 4. 101

Ш Литература. Философия. Религия

ния и функций феномена сознания в связи с лабораторными исследования-

ми психологов, с одной стороны, и развитием новых направлений философии

неокантианцев, феноменологов, персоналистов, фрейдистов, интуитивистов

и т. д. — с другой, не только раздвигали рамки для исследования сознания, но

и готовили почву для новой постановки проблемы человека в целом.

В процессе исследований вырастали темы, нуждавшиеся в обсуждении

новых исследовательских поворотов (методов) в изучении субъекта, субъект-

ности, субъективности; понимания и объяснения; предметности, языка выра-

жения и проч., что выходило на уровень общетеоретических проблем осмыс-

ления человеческой целостности.

жжх

Новый этап разработки проблемы Шпет начал с терминологического и ло-

гико-методологического опыта, опубликовав в жанре заметок текст под назва-

нием «Сознание и его собственник» (1916). Тридцать четыре пронумерованных

заметки в своем названии перекликались с известным произведением Макса

Штирнера «Единственный и его собственность» (1844). Однако в отличие от

«личного высказывания» Штирнера текст Шпета имеет строгую логико-ме-

тодологическую организацию. Анализируя термин «я», автор показал способ

различения его значений, который предполагает аналитическую процедуру

переходов «от некоторого более общего к более специальному его значению»

[Шшет, 2006, с. 264]. «Сознание я» включено в социум, в коммуникацию с дру-

гими; оно определено не только самим его носителем, но и свидетельствами

других сознаний. Вводя термин вещь, Шпет пишет о сознании как социальной

вещи. Определяя единичную вещь («я») через обезличивающие ее обобщения

(когда производят «вивисекцию надя»), Шпет делает заключение: «я перестает

быть я, т.е. ии1сит, и мы говорим фактически о “душе”, “человеке” и других на-

учных обобщенных предметах, но неоя» [там же, с. 267].

Привожу это рассуждение, чтобы показать, что в работе с проблемой со-

знания цепочка терминов — «я», уникальный субъект, индивид, человек,

«имярек» и т. д. — и их значений выявила необходимость дальнейших иссле-

дований, в которых Шпет считал важным взаимодействие философского и

психологического понимания сознания.

Терминологическая задача инициировала методологический проект, с

которого Штет начал работу в ИНФ в 1921 году. В начальные планы исследо-

ваний института им была включена разработка языка философских иссле-

дований как понятийной базы общей исследовательской работы. Строгость

и вместе с тем историчность применяемой исследователями терминологии

102 Философические письма. Русско-европейский диалог. 2022. Т. 5, № 4.

Киселева М. С. Г.Г. Пшет: знание о человеке как междисциплинарная проблема №

сформировала идею разработки словаря философских и научных терминов,

который создавался с учетом культурно-исторического контекста и языка их

происхождения, а также исторической динамики самой терминологии. Тако-

го рода словарь, как считал Шпет, необходим для работы и историка, и фило-

софа, и психолота, а следовательно, при разработке междисциплинарных про-

блем гуманитарных наук, и в особенности тогда, когда к работе привлекались

ученые-естественники. Сама разработка словаря развивала коммуникацию

между исследователями разных областей научного знания, без которой меж-

дисциплинарные проекты не могут даже начаться. Шпет хорошо это понимал,

как и его коллеги по институту?.

жжх

Научные интересы Шпета в области психологии и ее развивающейся пред-

метности реализовались в статьях по проблемам социальной психологии и

психолого-педагогическим вопросам, часть которых публиковались им в жур-

нале «Вопросы философии и психологии» [Шпет, 2021, с. 428—429].

Эмпирические методы исследования природы человека — его сознания,

мышления, эмоций и т. д. — способствовали развитию психологии как эмпи-

рической науки, что не могло не породить новые школы и направления, ос-

нованные на разных концептуальных основаниях. В 1910-е годы европейские

психологические лаборатории работали на основе методов интроспекции;

постепенно разнообразие феноменов опыта человека стало включаться в эм-

пирическую психологию, что влекло за собой расширение методологической

базы их исследования. Вопрос отнесения психологии к естественным или гу-

манитарным наукам (различение «объясняющей» и «описывающей» психоло-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

гии, введенное В. Дильтеем) повлек за собой выяснение способов демаркации

предметных областей психологии и философии. Однако всё более укреплялось

представление о том, что за предметными разделениями в науках стоял це-

лостный объект — человек. Эту идею высказывал в своих работах в том числе

и Дильтей [Киселева, 2021].

Еще студентом Киевского университета Шпет был участником психоло-

гического семинария профессора Г. И. Челпанова, а в 1910 году в поездке по

европейским университетам они вместе посетили Институт В. Вундта в Лейп-

циге, где исследовались человеческие ощущения с применением методами

интроспекции. В Институте экспериментальной психологии К. Штумпфа Уни-

3 Подробнее о реализации плана и начале работы над «Словарем философской термино-

логии», в создании которого активное участие принял философ и психолог, действительный

член секции методологии науки ИНФ В. Н. Ивановский, см. [Щедрина, 2021].

Ри|озорН са! Гецегз. Ваззап апа. Еигореап Р1а1овче. 2022. о]. 5, по. 4. 103

Ш Литература. Философия. Религия

верситета Фридриха-Вильгельма в Берлине Челпанов и Шпет познакомились

с разработками «психологических феноменов» (содержание чувств или вооб-

ражения), «психических функций» (восприятие, воление, желание и др.) ис

изучением их взаимных «имманентных отношений». Наконец, визит в Бонн

к профессору О. Кюльпе познакомил русских ученых с экспериментальным

изучением процесса мышления. Не согласившись с концепцией своего учите-

ля В. Вундта, Кюльпе создал в Вюрцбурге школу экспериментальной психоло-

гии, в которой развивался и усложнялся метод интроспекции в поиске эмпи-

рических способов изучения не только ощущений как феноменов сознания,

но И «умственных образов» для получения экспериментального материала

0б «умственной» деятельности человека (метод «систематической экспери-

ментальной интроспекции»). Знакомство с этими и другими направлениями

европейской мысли стали для Челпанова теоретическим основанием созда-

ния Психологического института на базе московского психологического семи-

нария и его исследовательских лабораторий. В 1921-1923 годах Челпанов по

приглашению Шшета вел семинары по теории познания и эстетике в ИНФ. Из

этих самых беглых сведений понятно, что антропологическая проблематика

для философа складывалась в связи с его собственной работой в разных пред-

метных областях гуманитарного знания, а также, что особенно важно на на-

чальном этапе становления новых направлений в науке, с организаторской

деятельностью по закреплению в науке и философии задач обобщения и си-

стематизации новых данных в исследованиях человека. В этой связи важно

обратить внимание на статью Т. Г. Щедриной, собравшей воедино всё разно-

образие применяемых Шпетом значений понятия личность в разных пред-

метных контекстах его трудов: феноменологическом и герменевтическом,

методологическом и эпистемологическом, историко-философском и философ-

ско-историческом, социально-политическом и эпистолярном [Щедрина, 2011].

очень интересна в связи с этой проблемой публикация в комментарии к

изданию тома психологических трудов Шпета текста «Введение в этническую

психологию», являющегося рукописью его конспекта «Психическая антропо-

логия», который представляет собой краткий, но достаточно подробно пред-

ставленный систематический план истории развития не только предметно-

сти, но и методов исследования человека в этой области знания. Раздел, где

Шпет планирует исторический порядок представления идей «психической

антропологии», он завершает наброском своих возражений Н. А. Лосскому и

С. Л. Франку, определяя их позицию как «психологию без дути и сознания». Он

также критически настроен и к описательной психологии Дильтея, в которой

ВИДИТ «смешение психологии и феноменологии». Шпет формулирует задачу

104 Философические письма. Русско-европейский диалог. 2022. Т. 5, № 4.

Киселева М. С. Г.Г. Пшет: знание о человеке как междисциплинарная проблема №

ПСИХОЛОГИИ: «...оПисание человека самого в его душевной жизни (структура

сознания)» [Шпет, 2006, с. 586]“, далее планируя перейти к рассмотрению ос-

новных понятий — жизнь, сознание, сознательность — и, наконец, делая вы-

вод об особенности «чисто-психического» в психологии: «человек налиио, если

и не в отдельной физиологической функиии или процессе, то как целое» [там

же].

Заключая тему штудий о человеке Шпета, считаю важным привести вы-

воды В. А. Лекторского, завершающие его понятийный анализ заметок Шпета

«Сознание и его собственник», абсолютно актуальных, как считает автор, и в

философии ХХ! века. Исследователь пишет:

1. Шпет понимает субъекта не как исходный пункт объяснения человека и

его сознания, а как проблему; 2. Он критически относится к тому, что он назы-

вает «собственническими теориями» сознания: «Я» и субъект выступают «как

“социальные вещи”, продукт коммуникаций, результат отношений меня и

другого»; 3. Шпетовские идеи «коллективного субъекта и коллективной дея-

тельности» являются ключом к пониманию индивидуальности; 4. Шпет акцен-

тирует «роль культурных объективаций коллективной деятельности, прежде

всего знаково-символических средств в понимании субъекта и субъективно-

сти». Им утверждается «невозможность бытия “внутреннего”, индивидуально-

го сознания, души без внешних форм объективации (и тем самым снимается

дихотомия “внутренне/внешнее”). Язык как ключ к пониманию субъекта и

субъективности».

[Лекторский, 2018, с. 401]

жжх

Динамика дальнейших исследований человека в отечественной филосо-

фии и психологии включала пшетовские идеи, которые очевидны в разработ-

ке методологической проблематики. Эти связи идей стали заметны лишь в

1990-е годы, когда произведения философа снова стали доступны современным

исследователям. Они, безусловно, актуальны и в современных когнитивных,

гуманитарных и даже биосоциальных исследованиях человека. Подчеркнем,

что пшетовская стратегия организации философского знания и изучения че-

ловека находилась в русле проектов академической (или университетской)

направленности в традициях отечественной гуманитарной науки и филосо-

1 Здесь же Шпетом дан способ различения работы с сознанием философом и психологом:

«Сознание, что я воспринимаю, на деле есть предмет философии, но само восприятие того-то

и того-то есть предмет психологии» [Шпет, 2.006, с. 587].

Ри|озорН са! Гецегз. Ваззап апа. Еигореап Р1а1овче. 2022. о]. 5, по. 4. 105

Ш Литература. Философия. Религия

фии начала ХХ века, опиравшейся и двигавшей далее идеи и разработки евро-

пейских ученых и философов дореволюционного времени°.

Список источников

Густав Шшет и современная философия гуманитарного знания. К 130-ле-

тию Г. Г. Пшета. Материалы круглого стола: А. А. Гусейнов, В. А. Лекторский,

Т. Г. Щедрина, И. М. Чубаров, В. Н. Порус, В. В. Янцен, Б. И. Пружинин, Н. С. Ав-

тономова, Е. А. Найман, М. Вендитти, Л. А. Микепшина, М. Денн // Вопросы фило-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

софии. 2010. № 7. С. 3-39.

Густав Шпет и современная философия гуманитарного знания. М.: Языки

славянских культур, 2006. 464 с.

Киселева М. С. Историзм и становление междисциплинарности в интеллек-

туальной истории Х[Х — начала ХХ в. Человек во времени // Диалог со време-

нем. Альманах интеллектуальной истории. М.: Аквилон, 2021. Выцш. 777. С. 45-60.

Корсаков С. Н., Сидорин В. В., Черняев А. В. Институт научной философии

(1921-1923) // Институт научной философии. Начало. М.: РОССПЭН, 2021. С. 18-37.

Лекторский В. А. Немецкая философия и российская гуманитарная мысль:

С. Л. Рубинштейн и Г. Г. Шпет // Человек и культура. Избранные статьи. СПб.:

СИбГУП, 2018. С. 384—409.

Сидорин В. В. Семен Людвигович Франк // Институт научной философии.

Начало. М.: РОССИЗЭН, 2021. С. 82-91.

Шпет Г. Г. История как проблема логики: Критические и методологические

исследования. Часть первая. Материалы / отв. ред.-сост., предисловие, комм.,

археограф. работа, реконстр. Т. Г. Щедрина. М.; СПб.: Университетская книга,

2014. 510 с.

Шпет Г. Г. Психическая антропология. Комментарии // Шпет Г. Г. РН:

1озорШа Ма(аПз: Избранные психолого-педагогические труды / отв. ред.-сост.

Т. Г. Щедрина. М: РОССПЭН, 2006.

Шпет Г. Г. Сознание и его собственник (Заметки) // Шпет Г. Г. РАПозорШа

Ма(аПз: Избранные психологические труды / отв. ред.-сост. Т. Г. Щедрина. М.:

РОССИЗН, 2006. С. 264-310.

Шпет Г. Г. Согиси]ат уКае // Институт научной философии. Начало. М.:

РОССИЗН, 2021. С. 427-429.

5 Важно помнить, что философия и психология как учебные дисциплины в МГУ были ад-

министративно объединены в рамках одного факультета с 1940-х до 1966 года — года образо-

вания А. Н. Леонтьевым психологического факультета. Этот опыт способствовал взаимодей-

ствию философов и психологов в исследовании сознания и деятельности человека, так ска-

зать, сразу из «двух углов».

106 Философические письма. Русско-европейский диалог. 2022. Т. 5, № 4.

Киселева М. С. Г.Г. Пшет: знание о человеке как междисциплинарная проблема №

Щедрина Т. Г. Владимир Ивановский и Густав Шпет: методологический про-

ект истории понятий // Институт научной философии. Начало. М.: РОССПЭН,

2021. С. 71-81.

Щедрина Т. Г. Понятие «личность» в текстах Густава Шпета: аспекты зна-

чений и контексты употребления // Стиль мышления: проблема историческо-

го единства научного знания. К 80-летию Владимира Петровича Зинченко. М.:

РОССПЭН, 2011. С. 70-89.

ВеЁегепсе$

“Слазау зПрег 1 зоугетептпауа В]озойуа витапЦагпово 2хпащуа. К 130-]епуц

С. С. Зпреа. Маетау Кга1о50 з01а: А. А. сазетоу, У. А. ГекогзКи, Т. С. ЗВсНед-

пла, Г. М. СЛаБагох, У. М. Роги$, У. У. Уат ен, В. Г. Регата, М. $. Аюопотота,

Е. А. Маппап, М. Уепаци, Г. А. МЦез та, М. Репп” [“Сазау $Пре ап Модеги РИ1-

1озорпу о НитапИайап Кпо\Ледре. То Те 130" апшуегзагу оЁ С. С. $ЗПреё. Маег-

а15 ое гоит 1аЫе: А. А. Низеупох, У. А. ГекогзКу, Т. С. ЗпсНедтпа, [. М. СпаЪагот,

У. М. Рогиз, У. У. Уащ5ет, В. Г. Рга7 ти, М. $. А/юпотота, Е. А. Маптап, М. Уепака,

Т. А. МЩезН та, М. Бепп”] (2010) Уоргозу Позо]ь, 2010, 7, рр. 3-39.

Сияау 5 Пре 1 зоугетеппауа Шозойуа хитаппатпо?о гпатуа [Сизау 5Пре апа

Моаетп РИПозорНу оГНитапйаптап КпоиЛеаяе] (2006) Мозсомг: Уа?ую аууап $ ККИ

КаРсаг.

Кзееуа, М. 5. (2021) Чяогитл 1 чапо\ете те7Н91$$1рПлагпоз@ у

пиеЦекаа! 01 1530г ХХ — пасва]а ХХ уеКа. СпеоуеК уо угетеп?” [“Н1$ог1с1$т

ап Те Рогтабоп оЁ П(ег15с1р|тагИу ш Фе Пи(еПесбла] Н15огу оЁ Ше 19% — еа]у

201 Сеплте$. Мап ш Типе”], ш 21105 50 угетепет. АГтапакй пие[ЦекшаГпот 15®0-

ги. Уур. 77 [Рююрие ший Тте. Атапас о} пиеПесша! Наюту. Г5зие 77]. Мозсому:

АКУПоп, рр. 45-60.

КотгзаКох, 5. М., $1Чогтт, У. У., СВегпуаех, А. У. (2021) “зи пацсВпо1 В10$0-

Ш (921-1923) [“тзайце оЁ Заепайс РЬПозорВу (1921-1923)], ш тз@ии паисй-

пот оо. Маспа1о [Тпе тзиише ор 5аепидс РИНозорНу. Тпе Вегтптз]. Мозсому:

ВО$ЗРЕМ, рр. 18-37.

ТекотзКИ, У. А. (2018) “МетесзКауа ШозоПуа 1 гоззИзКауа хатапКагпауа

туз: 5. Г. КаБмзЩет 1 С. С. $Врег” [“бегтап РАПозорВу ап@ Ваз$1ап Нитап!-

({айап ТпочеНЕ: $. Г. ВаБтзМет апа С. С. 5Вреё’], ш ГекютзКи, У. А. Спеюуек 1

ки[Тига. 12Ьгаппуе ет [Мап апа Сите. заесеа Атиез]. 51. РаетзРаг8: ЗРЬСТР,

рр. 384—409.

1огтт, У. У. (2.021) “Зетеп Гуадво\сН ЕгапК” [“бетуоп Гаамлво\сН ЕгапК”],

ш знай паисйпо! озо1. Маспао [Тпе тзиише ор5чепийс РАПозорну. ТИе Веят-

пт2]. Мозсомг. ВО$$РЕМ, рр. 82-91.

Ри|озорН са! Гецегз. Ваззап апа. Еигореап Р1а1овче. 2022. о]. 5, по. 4. 107

Ш Литература. Философия. Религия

ЭНрев С. С. (2014) 15ютуа Как ргоМета юсб Кийспезюме 1 теюодоюясйезЮе

15е4аоуатуа. Спаз{' регуауа. Мщетау [Е15оту а5 а РгоМет о Тодс: СИИсщ апа

Меподою дса 5иез. Рай Опе. Мщепта 8]. Ед. Бу Т. в. ЗАспегта. Мозсомх; 5. Ре-

(етзБигя: ОшуетзЦеКауа Ктва.

ЭНрев С. С. (2006) “РУ\ШсКезКауа апгоро]оуа. Коттегаг!?” [“РзусШс Ап-

(горо]оду. Соттеп$”], ш 5Вреб С. в. РАЙозорта МааНз: гРтаппуе ря По1о50-

редагоспезюме птиау [РАПозорва Маай5: б@ееа Рзуспоюлса апа Редавоса

И/отК$]. Е4. БУ Т. в. ЗНспейгта. Мозсом: ВОЗЗРЕМ.

ЭНрев С. С. (2006) “бо7тпаше 1 ево зобяхуепш К (Гатейа)” [“Сопзс10$пез$ апЯ

($ Омтег (Мое$)”], ш 5Вреё С. в. РАЙозорща Маайз: гРтгаппуе рякпою?то-реда-

вояснезвме тиау [РАПозорша №Маай5: баемеа Рзуспоюлсщапа Редаволса! Итк$].

ЕЯ. Бу Т. в. ЗНспедтта. Мозсомг: ВО$ЗРЕМ, рр. 264-310.

ЭНрев С. С. (2.021) “Сигисяат уЦае” т тз5НйЕ паисйпо? Позо. Маспаю [Тпе

тише ор5чепийс Р|Позорну. ТИе Вейпттв]. Мозсомг. КОЗЗРЕМ, рр. 427-429.

ЭНсНейд па, Т. С. (2021) “УаЧитит ГуапоузКИ 1 базах 5пре: теюдо]о1сПезкИ

ргоек( 1$огИ ропуаЧ?” [“Майптит ГуапоузКу ап базах 5Преё Мефо9о1юо$1са1 Рго-

]лессоЁ Ме Н1зюту оЁ Сопсер(з” |, т т5Нии паисйпо: юзо]. Маспаю [Тпе тише ор

5аепИЙс РИЙозорйу. ТПе Ведтгии ]. Мозсом: ВОЗЗРЕМ, рр. 71-81.

ЭНсНейг!па, Т. С. (2.011) “Ропуа(е “ИсПпо$(” у (екяаКкВ сазауа 5Прета: азреку

7паспепи 1 кощек$у проге етуа [“ТВе СопсертоЁ“РегзопаШу” ш Фе Тех($ оЁСу5-

(ау ЗПрег: Азрес{$ оЁ Меап1т 85$ ап Сощех($ ог 0зе”], ш $ НГ тузШетуа: ргоМета 15-

опсйезкого еатзгла паисйпоРо 2 патуа. К 8О4епуи Иайттга Ратомсйа /тсйепко

[Тышкше 5 е: ТНе Ргоет оЁ Ше Н1$ю1са1 Опцу оЁ ЗаепИВс КпоуЛейре. То Фе

80" Апп1уегзагу о? Лад шит Ретохисв 7лтспепкКо]. Мозсомг: ВОЗЗРЕМ, рр. 70-89.

Информация об авторе: М. С. Киселева — доктор философских наук, профес-

сор, главный научный сотрудник Международной лаборатории исследований

русско-европейского интеллектуального диалога Национального исследова-

тельского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ). Адрес: Рос-

сийская Федерация, 105066, Москва, ул. Старая Басманная, д. 21/4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

шЕРгтаНоп афопЕ Фе ап ог: М. $. К1з@еуа — О$с ш РНПозорНу, Ргогеззот, Рут-

СТра] КезеагсН РеПому а{ Ше ПицегпаНопа]| ГаБогатогу Рог Ше 59ду оЁ Кизз1ап ап

Еогореап ГПи(еПесла1 П1аюрле, Майопа| Везеагсй ОплуетгзКу “Наепег $сНоо] оЁ Есо-

попс3” (НЕ ОтууегзКу). АЧ9@гезз: 21/4 Загауа Вазтаппауа 5:., Мозсо\у, 105066,

Виз ап Еедегайой

108 Философические письма. Русско-европейский диалог. 2022. Т. 5, № 4.

Киселева М. С. Г.Г. Пшет: знание о человеке как междисциплинарная проблема №

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

ТВе аи ог де агез по соп1с{$ оРииегез 5.

Статья поступила в редакцию 10.10.2022; ТВе агасе уга$ зари (е4 10.10.2022;

одобрена после рецензирования 30.11.2022; арргоуед аЁег телей ив 30.11.2.022;

принята к публикации 05.12.2022. ассертеа Гог риб|сайол 05.12.2022.

109

РАПозор са] Гецег$. Кизап апа Еигореап Р1а]оёте. 2.022. 9]. 5, по. 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.