Научная статья на тему '«Бобок» Ф. М. Достоевского и тема ада на земле'

«Бобок» Ф. М. Достоевского и тема ада на земле Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
11
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Ф. М. Достоевский / «Бобок» / ад / Данте Алигьери / Н. В. Гоголь / F. M. Dostoevsky / “Bobok” / hell / inferno / Dante Alighieri / N. V. Gogol

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Гуреева Екатерина Андреевна

В статье рассмотрен образ ада на земле в рассказе «Бобок» Ф. М. Достоевского в сравнении с «Адом» Данте, Откровением Иоанна Богослова, «Мертвыми душами» Н. В. Гоголя, «Записками из Мертвого дома», «Преступлением и наказанием» и другими ключевыми произведениями мировой литературы, в которых в той или иной степени разрешается проблема посмертного существования, вечности и бессмертия. На основе сопоставительного анализа выделяется несколько мотивов, символов и тем, которые помогут охарактеризовать ад на земле: сон, шум, смрад, беспорядок и хаос, которые в конце концов объединяются в сумасшедший мертвый дом, находящий отражение в реальной жизни в конкретных инстанциях — доме для душевнобольных, каторге, Санкт-Петербурге и России в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

‘Bobok’ by F. M. Dostoevsky and the Theme of Hell on Earth

The article examines the image of Hell on Earth in the story “Bobok” by F. M. Dostoevsky in comparison with Dante’s “Inferno” (“Hell”), the Revelation to John, “Dead Souls” by N. V. Gogol, “The House of the Dead”, “Crime and Punishment” and other key works of world literature, in which, to some extent the problem of posthumous existence, eternity and immortality are solved to some extent. А comparative analysis highlights several motifs, symbols and themes that help to characterize Hell on Earth: sleep, noise, stench, disorder and chaos, which ultimately combine into a mad dead house, refl ected in real life in specifi c instances — a house for the men-tally ill, penal servitude, St. Petersburg and Russia in general.

Текст научной работы на тему ««Бобок» Ф. М. Достоевского и тема ада на земле»

Гуреева Е.А. «Бобок» Ф. М. Достоевского и тема ада на земле №

[3

>

-

>

=

ш

о.

|3

>

©

о

о

о

=

>

©

<

о.

[2

<

о.

ш

-

=>

=

Философические письма. Русско-европейский диалог. 2022. Т. 5, № 4. С. 147-158.

РЕ|озорЫса]1 Гецегз. Визяап апа Еигореап П1а]обче. 2022. Уо1. 5, по. 4.Р. 147-158.

Научная статья / Ога] ага‹е

УДК 82.091

901:10.17323/2658-5413-2022-5-4-147-158

«БОБОК» Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО

ИТЕМА АДА НА ЗЕМЛЕ

Екатерина Андреевна Гуреева

Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики»,

Москва, Россия, еавигееуа@Изе.ги

ЕЯ Аннотация. В статье рассмотрен образ ада на земле в рассказе «Бобок»

Ф. М. Достоевского в сравнении с «Адом» Данте, Откровением Иоанна Бого-

слова, «Мертвыми душами» Н. В. Гоголя, «Записками из Мертвого дома», «Пре-

ступлением и наказанием» и другими ключевыми произведениями мировой

литературы, в которых в той или иной степени разрешается проблема по-

смертного существования, вечности и бессмертия. На основе сопоставитель-

ного анализа выделяется несколько мотивов, символов и тем, которые помо-

гут охарактеризовать ад на земле: сон, шум, смрад, беспорядок и хаос, которые

в конце концов объединяются в сумасшедший мертвый дом, находящий от-

ражение в реальной жизни в конкретных инстанциях — доме для душевно-

больных, каторге, Санкт-Петербурге и России в целом.

© Гуреева Е. А., 2022

Ри|озорН са! Гецегз. Ваззап апа. Еигореап Р1а1овче. 2022. о]. 5, по. 4. 147

Ш Литература. Философия. Религия

> Ключевые слова: Ф. М. Достоевский, «Бобок», ад, Данте Алигьери, Н. В. Го-

голь

хи

Благодарности: Статья подготовлена в рамках Программы фундамен-

тальных исследований Национального исследовательского университета

«Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ).

Е Ссылка для цитирования: Гуреева Е. А. «Бобок» Ф. М. Достоевского и тема

ада на земле // Философические письма. Русско-европейский диалог. 2022. Т. 5,

№4. С. 147-158. Ч901:10.17323/2658-5413-2022-5-4-147-158.

Тщегаихте. РАПозорНу. Вей оп

“ВОВОК” ВУ Е. М. РОЗТОУЕУ$ КУ

АМП ТНЕ ТНЕМЕ ОЕ НЕГГ ОМ ЕАВТН

ЕКаенпа А. Сиогееуа

Майопа]| КезеагсН ОтхуегзИу

«Н1епег 5сНоо] оЁ Есопогп1с$” (НЗЕ Ошхуегз Ку),

Мозсом, Казяа, еавитееуа @Пзе.га

АБз?тасе. ТНе агИе ехаттез Фе Птабе оЁ Не! оп Еаг 1 Фе зогу “ВоБоК”

Бу Е. М. Бозоеуз$Ку шт сотраг1зоп и аще” “тЁегпо” (“Не”), Ше Веуе]айоп {0

Товп, “Оеаа $0113” Бу М. У. Со591, “ТВе Нопзе оЁ {Те Пеаа”, “Сгите апа Рап1зНтепе

ап4 отег Кеу мгогК$ оЁмгог14 Шегатаге, т мск, {0 зоте ежеп Фе ргоШет оЁроз{-

Витоп$ ех1$%епсе, «егпЦу апЯ пптопаЩу аге зо]уеЯ {0 зоте ежепт. А сотрага-

уе апа1у$1$ 5112$ зеуега1 то, зутпо]$ ап Фетез аЕ Пер {о спагацегте

НеП оп Еаг: $еер, по15е, зепсй, Ч1зог4ег ап4 сВаоз, уГасй аШта(еу сотпЫ те шо

а тад Деа4 Потзе, геПеце@ т геа1 Ше т зресс туапсе — а Ночзе Гог Фе теп-

(аПу Ш, репа] зегуаде, 5. Реегзраг8 ап Казза ш вепега1.

о,

ЕР Кеумог@$: Е. М. ОозоеузКу, “ВоБоК”, Ней, ш{егпо, Пам{е АН&Шет, М. У. Со501

хи

АскпоуЛейтепт: ТНе агие газ ргерагей ул т Фе ВгатемгогК оЁ Те Ва-

31с Везеагсй Ргортат а{ Ше Майопа!| Везеагсй ЧшхетгзКу “Нарфег 5сНоо1 оЁ Есопо-

111с$” (НЕ Отуег$Цу).

148 Философические письма. Русско-европейский диалог. 2022. Т. 5, № 4.

Гуреева Е.А. «Бобок» Ф. М. Достоевского и тема ада на земле №

Е Рог сЦаНоп: Согеета, Е. А. (2022) “ВороК’ Ъу Е. М. БозюеузКу ап@ Ше Тпете

ог Ней оп Еаг”, РАНозорса1 ГеЦетз. Визяап апа Еигореап Пеовие, 5(4), рр. 147-

158. @л Виз$.). 901:10.17323/2658-5413-2022-5-4-147-158.

елью настоящей работы является анализ рассказа Ф. М. Достоевского

«Бобок» [Достоевский, 1980] с точки зрения выявления в нем инфер-

нальных элементов в земном существовании, сопоставления их с про-

явлениями и иллюстрациями ада в других значимых произведениях мировой

литературы, а также с другими сопутствующими мотивами, образами и эпи-

зодами.

Ад на земле как сон

Сон всегда воспринимался людьми как нечто особенное, подобное реально-

му и одновременно не являющееся реальностью, нечто мистическое, не поддаю-

щееся однозначной трактовке, что принадлежит пространству там, не здесь. В

этом смысле он близок к пониманию людьми жизни после смерти: сон — это или

маленькая смерть, или, наоборот, нечто превосходящее жизнь. Неудивительно,

что в литературе и философии феномену сна выделялось значимое место.

В контексте рассмотрения темы ада на земле и рассказа «Бобок» категория

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сна будет занимать одну из ключевых позиций: описание ада, загробной жиз-

ни сродни видениям, пророческим снам, опыту «мерцания», которые доступ-

НЫ ЛЮДЯМ.

В рассказе «Бобок» диалоги мертвецов на кладбище обрамляются следую-

щими описаниями: «Надо полагать, что я долго сидел, даже слишком; то есть

даже прилег на длинном камне в виде мраморного гроба. <...> И тут я вдруг

чихнул. Произошло внезапно и ненамеренно, но эффект вышел поразитель-

ный: всё смолкло, точно на кладбище, исчезло, как сон'» [Достоевский, 1980,

с. 44, 53]. Всё описанное в рассказе похоже на фантазию, сон, видение, которые

лишь показались литератору, задремавшему на кладбище.

Так начинается и «Ад» Данте:

Не помню сам, как я вошел туда,

Настолько сон меня опутал ложью,

Когда я сбился с верного следа.

[Данте, 1967, с. 9]

1 Здесь и далее во всех цитатах курсивом выделены слова, подчеркнутые автором насто-

ящей статьи. — Примеч. ред.

Ри|озорН са! Гецегз. Ваззап апа. Еигореап Р1а1овче. 2022. о]. 5, по. 4. 149

Ш Литература. Философия. Религия

Мистический сон, описанный Данте и Достоевским, воспринимается как

то, что существует на самом деле, оправдывая существование ада, — той неиз-

вестности, которая пугала людей. Бог будто посылает сны так же, как посылал

избранникам в Ветхом Завете, чтобы люди смогли через уста творцов — людей

рефлексирующих, не боящихся узнать, что там, — услышать его предупреж-

дения и предостережения2.

Достоевский и в других своих произведениях выбирает сон в качестве вы-

ражения мыслей о конце света, Страшном суде, аде. Вспомним хотя бы сон Рас-

кольникова на каторге:

Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то

страшной, неслыханной и невиданной морской язве, идущей из глубины

Азии на Европу. Все должны были погибнуть, кроме некоторых, весьма не-

многих, избранных. Появились какие-то новые трихины, существа микро-

скопические, вселявшиеся в тела людей. Но эти существа были духи, ода-

ренные умом и волей. Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же

бесноватыми и сумасшедшими. <...> Целые селения, целые города и народы

заражались и сумасшествовали. Все были в тревоге и не понимали друг дру-

га, всякий думал, что в нем в одном и заключается истина, и мучился, глядя

на других, бил себя в грудь, плакал и ломал себе руки. <...> Начались пожары,

начался голод. Все и всё погибало. Язва росла и подвигалась дальше и даль-

ше. Спастись во всем мире могли только несколько человек, это были чистые

и избранные...

[Достоевский, 2018, с. 583-584]

Разве не происходит так сейчас на самом деле? Разве это всё где-то там, а

не здесь?

Как Данте, как герои Достоевского, засыпал и Чичиков в поэме Гоголя

«Мертвые души», которая парадигмальным образом похожа на «Божествен-

ную комедию» своим описанием путешествия по аду [Кантор, 1988, с.217]: «Как

полусонный, бродил он без цели по городу, не будучи в состоянии решить, он

ли сошел с ума, чиновники ли потеряли голову, во сне ли все это делается или

наяву заварилась дурь почище сна» [Гоголь, 1951, с. 213].

2 С этой точки зрения интересна конфронтация со словами Б. Л. Пастернака: «Не спи,

не спи, художник, / Не предавайся сну» [Пастернак, 2004, с. 168]. Творец должен всегда бодр-

ствовать, чтобы успеть за короткий человеческий век облачить в слова, обессмертить столь

многое.

150 Философические письма. Русско-европейский диалог. 2022. Т. 5, № 4.

Гуреева Е.А. «Бобок» Ф. М. Достоевского и тема ада на земле №

Люди на том свете, во снах, продолжают жить, «предаваясь порокам посю-

стороннего мира» [Кантор, 2021, с. 566]. В «Бобке» Авдотья Игнатьевна и Тарасе-

вич, давно уж почившие, ведут сладострастные речи о юношах и молоденьких

«блон-ди-ночках» [Достоевский, 1980, с. 47-50], как будто мечтая заполучить

энергию молодости и жизни; мертвец-лавочник, недостойно копивший, кото-

рый у Данте расположился бы в четвертом кругу ада, продолжает и в могиле

разыскивать долги [там же, с. 45]; а генерал Первоедов так и остается горде-

цом, превозносящим чинопоклонство [там же, с. 52-53].

Ад — это жизнь в смерти, это кабаки и веселье, желание обнажиться и

бесстыдствовать, желание быть своим среди безумств, не воспринимающих-

ся так.

Ад на земле как сумасшедший мертвый дом

Так получается, что ад и безумие идут рука об руку, сон находится с ними

рядомз. В «Бобке» тема сумасшествия постоянно появляется и в словах, и в ху-

дожественных приемах (например, парцелляция): «Я не обижаюсь, я человек

робкий; но, однако же, вот меня и сумасшедшим сделали. <...> Читаю: “Ступай-

те смотреть на это болезненное, близкое к помешательству лицо”. <...> А на-

счет помепательства, так у нас прошлого года многих в сумасшедшие записа-

ли» [там же, с. 41-42].

Наличие мотива безумства в контексте жизни после смерти, в контексте

рая и ада также важно. Рассказчику в «Бобке» не случайно дана характери-

стика безумца. Он, как и Данте, безумен, потому как ему открыты тайны мира

теней:

И если я сойду в страну теней,

Боюсь, безумен буду я, не боле.

[Данте, 1967, с. 15]

Если он расскажет людям о том, что видел сон о жизни после смерти, если

скажет, что побывал в аду, то его сочтут сумасшедшим. И жизнь среди людей,

которые не хотят понимать и принимать пророка, заглушая его слова крика-

ми, и сумасшедший дом, в который, например, упекли мастера в романе Бул-

гакова, становятся каторгой и персональным адом.

з Например, состояние лихорадки, в котором перемешиваются реальность и вымысел, сон

и бодрствование.

Ри|озорН са! Гецегз. Ваззап апа. Еигореап Р1а1овче. 2022. о]. 5, по. 4. 151

Ш Литература. Философия. Религия

Ад как шумное место

Втом же смысле борьбы поэта, творца и толпы“ примечательно и противо-

борство тишины, молчания и шума. Например, в главе «Великий инквизитор»

романа «Братья Карамазовы» ответом на громогласную тираду инквизитора

является молчаливый поцелуй Христа:

Когда инквизитор умолк, то некоторое время ждет, что пленник его ему

ответит. Ему тяжело его молчание. Он видел, как узник все время слушал его

проникновенно и тихо, смотря ему прямо в глаза и, видимо, не желая ничего

возражать. Старику хотелось бы, чтобы тот сказал ему что-нибудь, хотя бы и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

горькое, страшное. Но он вдруг молча приближается к старику и тихо целует

его вего бескровные девяностолетние уста. Вот и весь ответ.

[Достоевский, 1993, с. 285]

По сути, этот поцелуй повторяет поцелуй Иуды, переворачивая его смысл.

Христос молча прекращает речь инквизитора, «запечатывает уста, изрекающие

ложь, возвращая им достоинство молчания» [Эпштейн, 2005], и отвечает на его

слова этим молчаливым действиеме. Молчание в этом случае является символом

веры, а тишина становится символом рая, ведь на отступничество инквизитора,

на его ложное слово можно ответить только той любовью, что превыше слов.

Христос в поэме Ивана появляется молча («У меня на сцене является он;

правда, он ничего и не говорит в поэме, а только появляется и проходит» [До-

стоевский, 1993, с. 269]; «Он молча проходит среди них с тихою улыбкой беско-

нечного сострадания» [там же, с. 270]). Сам инквизитор заставляет его молчать

(«— Это ты? Ты? — Но, не получая ответа, быстро прибавляет: — Не отвечай,

молчи»), как молчал он сам очень долгое время («Тут дело в том только, что

старику надо высказаться, что, наконец, за все девяносто лет он высказывается

и говорит вслух то, о чем все девяносто лет молчал» [там же, с. 272]). Это нуж-

но Достоевскому, чтобы показать силу молчания, преобладающую над любыми

речами, над действительностью, людьми. Молчание лучше отвечает неопреде-

лимости мира и имеет меньшие риски задеть истину [Бибихин, 2002, с. 32].

1 В Откровении Иоанна Богослова: «...Великое множество людей, которого никто не мог

перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем

в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. И восклицали громким голосом, го-

воря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу!» (Откр. 7:9-10).

5 С этой точки зрения интересно, что существует формула «молчание — знак согласия».

Молчанием адресат может дать понять, что он не будет препятствовать действиям говоряще-

го, но не хочет нести за них ответственность. Тогда молчание — это знак самоустранения, а не

согласия.

152 Философические письма. Русско-европейский диалог. 2022. Т. 5, № 4.

Гуреева Е.А. «Бобок» Ф. М. Достоевского и тема ада на земле №

Молча и смиренно переносить страдания могут только святые, в аду же

всегда шумно:

Там вздохи, плач и исступленный крик

Во тьме беззвездной были так велики,

Что поначалу я в слезах поник.

обрывки всех наречий, ропот дикий,

Слова, в которых боль, и гнев, и страх,

Плесканье рук, и жалобы, и всклики

Сливались в гул, без времени, в веках,

Кружащийся во мгле неозаренной,

Как бурным вихрем возмущенный прах.

[Данте, 1967, с. 18]

Шум этот часто прерывает тишину, пугая «пророков», не давая им сбро-

сить бренный шум, чтобы увидеть сны о неизведанном:

Ворвался в глубь моей дремоты сонной

Тяжелый гул, и я очнулся вдруг,

Как человек, насильно пробужденный.

[Данте, 1967, с. 22]

Или становится частью этого неизведанного, как в «Бобке» катавасия ста-

новится неотъемлемой частью жизни после смерти, как В «Записках из Мерт-

вого дома» крики, визги, ругань — одна из частей ада, воплощенного в про-

странстве бани, немыслимого без этого шума [Достоевский, 19772, с. 98].

Ад как смрадное место

Вобрав в себя всё самое неприятное, ад является и местом зловонным. В

пользу того, что ад — на земле, говорит тот факт, что и Данте, и мертвецы в

«Бобке», и Горянчиков чувствуют дурные запахи, смрад, вонь:

Откуда тяжкий доносился смрад.

<...>

И тут от вони едкой и густой,

Навстречу нам из пропасти валившей.

[Данте, 1967, с. 50-51]

Ри|озорН са! Гецегз. Ваззап апа. Еигореап Р1а1овче. 2022. о]. 5, по. 4. 153

Ш Литература. Философия. Религия

— Довольно глупо. Ну а как же вот я не имею обоняния, а слышу вонь?

— Это... хе-хе... Ну уж тут наш философ пустился в туман. Он именно про

обоняние заметил, что тут вонь слыптится, так сказать, нравственная — хе-хе!

Вонь будто бы души, чтобы в два-три этих месяца успеть спохватиться...

[Достоевский, 1980, с. 51]

Неприятные запахи, грязь — это всегда то, что присуще человеческому

миру, земному, чего у людей нельзя отнять, чего уже и нельзя отнять у про-

странств, в которых существуют люди:

На улице жара стояла страптная, к тому же духота, толкотня, всюду извест-

ка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому

петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, — всё это разом непри-

ятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши. Нестерпимая же

вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пья-

ные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, доверптили отвра-

тительный и грустный колорит картины.

[Достоевский, 2018, с. 6]

Вонь нельзя отнять и у пространства ада, и у грехов, вроде сладострастия,

разврата, и у мертвецов и разлагающихся тел. Потому-то в контексте темы ада

на земле постоянные упоминания зловоний важны: люди, живые люди, раз-

лагаются, становятся живущими и мертвыми одновременно, не осознавая, что

это их наказание®, а не образ жизни [Кантор, 2021, с. 586].

Ад как хаос и беспорядок

Один из департаментов ада на земле — Россия, погрязшая в хаосе, в рус-

ском хаосе, мифологом которого стал Достоевский [Тиме, 2011, с. 227]. Беспоря-

док и хаос — это то, без чего немыслимы эсхатология и вечное существование.

Однако без гула, шума, смрада, безумия немыслимы хаос и конец света.

В «Бобке» — катавасия [Достоевский, 1980, с. 47], в «Божественной коме-

дии» — упорядоченный хаос, в «Мертвых душах» — беспорядок в доме Плюш-

кина [Гоголь, 1951, с. 114], в «Записках из Мертвого дома» — теснота, грязь, кри-

5 Однако же есть люди, которые осознают свое разложение и страдают. «Мармеладов —

труп, чувствующий и понимающий свое разложение, — труп, следящий с невыразимо-мучи-

тельным вниманием за всеми фазами того ужасного процесса, которым уничтожается всякое

сходство этого трупа с живым человеком, способным чувствовать, мыслить и действовать»

[Шисарев, 2005, с. 132].

154 Философические письма. Русско-европейский диалог. 2022. Т. 5, № 4.

Гуреева Е.А. «Бобок» Ф. М. Достоевского и тема ада на земле №

ки — одним словом, бедлам, в Откровении Иоанна Богослова — катаклизмы и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

бедствия.

Важным символом в этом контексте становится топос бани, закоптелой,

пыльной, грязной, непременно с пауками и паутиной. «Прямо дантовские кар-

тины» [Тургенев, 1987, с. 393-394] появляются у Достоевского в «Записках из

Мертвого дома»: «Когда мы растворили дверь в самую баню, я думал, что мы

вошли в ад» [Достоевский, 19772, с. 98].

О бане говорит и Свидригайлов, сравнивая с ней адскую вечность:

Нам вот всё представляется вечность как идея, которую понять нельзя, что-

то огромное, огромное! Да почему же непременно огромное? И вдруг, вместо

всего этого, представьте себе, будет там одна комнатка, эдак вроде деревенской

бани, закоптелая, а по всем углам пауки, и вот и вся вечность.

[Достоевский, 2018, с. 307-308]

Баня буквально становится одним из очагов ада — ей испытывали героев

[Пропп, 2001, с. 56]; там обитают злые демонические существа — банники, мо-

ющиеся исключительно грязной водой, стекшей с человеческих тел, запари-

вающие людей до смерти. В бане человек будто находится на грани жизни и

смерти, пребывая в телесном бессмертии.

«Бобок», таким образом, становится одной из вариаций размышлений о

посмертном существовании. Сопоставление с другими произведениями ми-

ровой литературы и мыслями о жизни после смерти, рае и аде проходит не

только по аскриптивным признакам — понятно, что аду изначально припи-

сано быть антонимичным раю и быть тем, что не-жизнь на земле, — но и по

случайным, свободным аллегорическим критериям вроде беспорядочности.

Ад становится не потусторонним, а человеческим посюсторонним простран-

ством, даже более понятным и близким для простых людей, чем рай. Гораздо

проще представить себе ад на земле, греховное существование, беспросвет-

ные” пьянство и разврат, несвободу, разрушение и тление®.

Список источников

Бибихин В. В. Молчание // Бибихин В. В. Язык философии. 2-е изд., испр. и

доп. М.: Языки славянской культуры, 2002. С. 28—44.

7 В противовес просветлению Данте в раю.

8 В противовес «свободе, новой жизни, воскресенью из мертвых...» [Достоевский, 1972,

с. 232] у Достоевского.

Ри|озорН са! Гецегз. Ваззап апа. Еигореап Р1а1овче. 2022. о]. 5, по. 4. 155

Ш Литература. Философия. Религия

Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений: в 14 т. [М.]: Изд-во АН СССР, 1951.

Т. 6; Мертвые души. [. 924 с.

Данте Алигьери. Божественная комедия / пер. М. Лозинского. М.: Изд-во

«Наука», 1967. 628 с. (Лит. памятники).

Достоевский Ф. М. Бобок // Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений:

В 30 т. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1980. Т. 21. С. 41-54.

Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы. СПб.: «Каравелла», 1993. 848 с. (Б-ка

«Всемирная литература»).

Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: в 30 т. Л.: Наука. Ленингр.

отд-ние, 1972. Т. 4: Записки из Мертвого дома. 326 с.

Достоевский Ф. М. Преступление и наказание. М.: Изд-во «Э», 2018. 592 с.

Кантор В. К. Две родины Достоевского: попытка осмысления. М.; СПб.:

Центр гуманитарных инициатив, 2021. 608 с.

Кантор В. К. «Средь бурь гражданских и тревоги...»: Борьба идей в рус. лит.

40-70-х годов ХХ в. М.: Худож. лит., 1988. 304 с.

Пастернак Борис. Ночь // Пастернак Борис. Полное собрание сочинений: в

11 т. М.: СЛОВОРГОУО, 2004. Т. 2. С. 167-168.

Писарев Д. И. Борьба за жизнь // Писарев Д. И. Полное собрание сочинений

и писем: в 12 т. М.: Наука, 2005. Т. 9. С. 118-171.

Пропп В. Я. Морфология волшебной сказки / науч. ред., текстол. коммент.

И. В. Пешкова. М.: Изд-во «Лабиринт», 2001. 192 с.

Тиме Г. А. Россия и Германия: философский дискурс в русской литературе

ХГХ-ХХ веков. СПб.: Нестор-История, 2011. 455 с.

Тургенев И. С. Письмо Ф. М. Достоевскому от 26 декабря 1861 // Турге-

нев И. С. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. М.: Наука, 1987. Т. 18.

С. 393-394.

Эпштейн Михаил. Слово и молчание в русской культуре // Звезда. 2005.

№10. ПВГ: Нарз://тава7тез.вотКу.те 1а/7\е7Ча/2.005/10/510%0-1-ппо]спаше-у-гиз-

зко]-Кисоге.Нит] (дата обращения: 14.11.2022).

ВеЁегепсе$

Вт, У. У. (2002) “Мо]сНаше” [“ЗПепсе”], т Уагук юзо [ТПе Гапгиаяе ор

РАПозорйу]. Мозсом: Уа’ую Заууап$ КИ КаГбог [Тапбчавез$ оЁ $]а\х1с Си@аге$],

рр. 28—44.

СодоГ, М. У. (1951) Ротое зобтаще зостепи: у 14 ютакКИ. Тот 6: Метрууе диз.

Г [СоПесеа ИРотКс: 14 уо15. Уч. 6: Реаа 50и45. П]. [Мозсом\: АКадепйуа папк $558.

Раже, АЦ’ет1 (1967) Вогнезфуеппауа Котефуа [Тйе Рилпе Сотеду]. Тгапз1. Бу

М. ГолтзКи. Мозсомх: “МачКа” Ра].

156 Философические письма. Русско-европейский диалог. 2022. Т. 5, № 4.

Гуреева Е.А. «Бобок» Ф. М. Достоевского и тема ада на земле №

РозоеузКИ, РЕ. М. (1972) Ротое зоргаше зосйтепи: у 30 отакй. Тот 4: гарёЮ

2 Мегуоро аота [СоПесеа ИтогКс: 30 уо15. Уа. 4: Тйе Ноизе ор Те Пеа4]. Гептетай:

“Мацка” Ра.

Розоеу$ КЦ, Е. М. (1980) “ВоБокК”, ш Розтоеу$ Ки, г. М. Ротое зорташе зосйтепи;:

У 30 (юотаКИ. Тот 21 [СоПесеа УогК$: 30 уо15. У. 21]. Гептетаа: “МаакКа” РаЫ.,

рр. 41-54.

РозоеузКИ, Е. М. (1993) Втагуа Кагаталоуу [Тйе Вгойегз Кагатаго\]. $1. Ре-

(етзБигв: “КагауеПа”.

РозоеузКИ, Р. М. (2018) Ргезимете 1 паКагаше [Сите апа Рип5йтепй. Моз-

сомл; “Е” Ра.

ЕрзМет, М\Най (2005) “$1оуо 1 по]спаше у газзКо1 Ки[’боге” [“\МГогЯ ап@ $1

Лепсе т Визз1ап Са оге”], Хуегаа [Тпе 5а11, 10. АуаПаЫе а: ПЕрз:/Лпаба7тез.вотКу.

те 1а/7\уе7Ча/2.005/10/$10уо-1-по]спаше-у-газзКо]-каоге.В т] (Ассеззед: 14 №оу

2022).

Кашот, У. К. (1988) «5геа’ Бит' отагнаап$ ККИ теуоз...»: Вог'ра ег у ги Ко

егщиге 40-—70-Кп содоу ХТХ уека [“Апта те югт$ орс№й апа апжебу...”: Тре гие

оГ1аеа; т Визяап Гиеталиге о} те 40$ апа 70$ ор те 19" Сетииту]. Мозсомг. КВо-

402Пезуеппауа Щегагага.

Капгог, У. К. (2021) уе гоату Розюеу$Козо: роруща озтуЯетуа [Тйе Тио Мо-

фтеНапа$ о{ РозюеузКу: Ап АНетрё аё Сотргейепяют]. Мозсомг; 5. РщетзБагв:

Тзепт витапКагпукН шизайх Ри].

Рацегпак, Вог1$ (2004) “Мос”, т Разегпак, Вот1$. Ротое зобташе зосйтепи:

у 11 ютакй. Тот П [СоПесеа ИгогКс: 11 уоб5. Уч. 2]. Мозсом:: ЗГОУО, рр. 167-168.

Р1загет, П. 1. (2005) “Вог’Ъа 7а 7617” [“ТВе Зав е Гог Ёе”], т Ротое зоргате

зосптепй 1 р5ет: у 12 ютакИ. Тот 9 [СоПесеа УотК$ апа Гейетз: 12 уо415. Уо|. 3].

Мозсомг: “МаокКа», рр. 118—171.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ргорр, У. Уа. (2001) Могююхуа уобйерпоЕ Ка? [Мотрйо1о5у ор1йе Ти]. Моз-

сомг: «Габи Ра.

Туте, С. А. (2011) Возуа Е бегтатуа: 1050]5КИ @5Киг$ у гиз$ Ко: Шегаиге ХТХ-

ХХ уеКоу [Виза апа бегтапу: РИЙозормса! Г5соигзе т Визяап Гпегаиге ор те

ХХ-ХХ Сещитез]. 5. Раетзрог8: Мезюг-Т5юопуа.

Тигбепех, [. 5. (1987) “Р1$’то Е. М. ОозбоеузКогпи о 26 Чекаргуа 1861” [“Тецег

(ОР. М. РозоеузКу, Чаед 26 Рес 1861”], т Ротое зобтате зосмтепи 1 р5ет: у 30 ©-

таки. Тот 18 [СоПесеа ИогК$ апа ГеНетз: 30 уоб5. Уо1. 18]. Мозсому: “МачкКа” РаЫ.,

рр. 393-394.

Ри|озорН са! Гецегз. Ваззап апа. Еигореап Р1а1овче. 2022. о]. 5, по. 4. 157

Ш Литература. Философия. Религия

Информация об авторе: Е. А. Гуреева — стажер-исследователь Международ-

ной лаборатории исследований русско-европейского интеллектуального диа-

лога Национального исследовательского университета «Высшая школа эко-

номики» (НИУ ВШЭ). Адрес: Российская Федерация, 105066, Москва, ул. Старая

Басманная, д. 21/4.

шЕЮюгтаНоп абоцЕ Те аи Пог: Е. А. Согееуа — ВезеагсН А$315(ап( а Ше Пиегпа-

Попа] ГаБогаогу юг Фе 5ау оЁ ВизЗап апа Еагореап ПиеПесаа| П1а]о5ще, Ма-

Попа] Везеагсй Ошхетзцу “Н1еПег 5сПоо] о? Есопопс$” (НЗЕ Ошхуетз Ку). А9агезз:

21/А $агауа Вазтаппауа 5г., Мозсом», 105066, Визз1ап ЕедегаНоп.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

ТВе аи ог де агез по соп1с{$ оРииегез 5.

Статья поступила в редакцию 14.10.2022; ТВе агасе уга$ зари (ед 14.10.2022;

одобрена после рецензирования 30.11.2022; арргоуед аЁег телей ив 30.11.2.022;

принята к публикации 05.12.2022. ассертеа Гог риб|сайол 05.12.2022.

158 Философические письма. Русско-европейский диалог. 2022. Т. 5, № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.