Научная статья на тему 'А. А. Богданов об организующей роли культуры и искусства'

А. А. Богданов об организующей роли культуры и искусства Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
21
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А. А. Богданов / ценности / общество / класс / пролетариат / культура / искусство / A.A. Bogdanov / values / society / class / proletariat / culture / art

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Пилюгина Маргарита Алексеевна

Статья посвящена анализу культуры в трудах А. А. Богданова. Показано, что она выполняет функцию создания, укрепления и передачи ценностей и смыслов, где определяющей оказывается классовая организация общества. Помимо концептуализации и осмысления пролетарской культуры как системы социальных и идеологических ценностей, Богданов рассматривал вопрос о содержании и развитии культуры, который был крайне актуален в условиях формирования нового общества. В связи с начальным этапом становления и осознания пролетариата как ведущего и самостоятельного субъекта культурной и политической жизни одной из проблем мыслитель определял отношение к предшествующей традиции. Для обеспечения переходного периода необходимой являлась возможность наследия, использования идей и произведений, подтверждающих задачи и направление «Великой революции». Такая работа должна была осуществляться критически и избирательно и не означала создания единой, универсальной культуры. Анализ классических, буржуазных произведений осуществлялся прежде всего в просветительских целях, его результаты были призваны демонстрировать и подтверждать преимущества коллективистских, товарищеских ценностей. Особое значение Богданов отводил вопросам не столько распространения политических идей, сколько воспитания и образования. Определение общего социально-культурного контекста отвечало на вопрос, какие культура и искусство должны быть у пролетариата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A. A. Bogdanov about organizing role of culture and art

The article is devoted to the analysis of culture in the works of A. A. Bogdanov. It is shown that it performs the function of creation, strengthening and transfer of values and meanings, where class organization of a society is defining. Beside conceptualizing and understanding of proletarian culture as a system of social and ideological values, Bogdanov considered the issue of the content and development of culture, which was extremely relevant in the context of the formation of a new society. In connection with the earliest stage of formation and consciousness of the proletariat as a leading and independent subject of cultural and political life one of the problems the thinker had determined the attitude to the previous tradition. To ensure the transition period, the possibility of heritage, the application of ideas and works confi rming the goals and direction of the “Great Revolution” was necessary. Such work was to be carried out critically and selectively and did not imply the creation of a single, universal culture. The analysis of classical, bourgeois works was carried out fi rst of all for educational intents, its results were intended to demonstrate and confi rm the advantages of collectivist, comradely values. Bogdanov allotted special importance to issues not so much the dissemination of political ideas, but education. Defi ning the common socio-cultural context answered the question of what culture and art the proletariat should have.

Текст научной работы на тему «А. А. Богданов об организующей роли культуры и искусства»

р]

Е

а

>

м

=

[23

=

<

=

Пилюгина М.А. А. А. Богданов об организующей роли культуры и искусства №

Философические письма. Русско-европейский диалог. 2022.Т. 5, № 4. С. 233-244.

РЕ|озорЫса! Гецегз. Визяап апа Еигореап П1а]обче. 2022. Уо1. 5, по. 4.Р. 233-244.

Научная статья / Ога] ага‹е

УДК 101

901:10.17323/2658-5413-2022-5-4-233-244

А. А. БОГДАНОВ ОБ ОРГАНИЗУЮЩЕЙ РОЛИ

КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА

Маргарита Алексеевна Пилюгина

Институт философии Российской академии наук,

Москва, Россия, пйпНаи$@етац.сот,

НЕрв: //огс!.оге /0000-0001-7019-0362

Аннотация. Статья посвящена анализу культуры в трудах А. А. Богдано-

ва. Показано, что она выполняет функцию создания, укрепления и передачи

ценностей и смыслов, где определяющей оказывается классовая организация

общества. Помимо концептуализации и осмысления пролетарской культуры

как системы социальных и идеологических ценностей, Богданов рассматри-

вал вопрос о содержании и развитии культуры, который был крайне актуален

в условиях формирования нового общества. В связи с начальным этапом ста-

новления и осознания пролетариата как ведущего и самостоятельного субъ-

екта культурной и политической жизни одной из проблем мыслитель опре-

делял отношение к предшествующей традиции. Для обеспечения переходного

периода необходимой являлась возможность наследия, использования идей

и произведений, подтверждающих задачи и направление «Великой револю-

ции». Такая работа должна была осуществляться критически и избирательно

и не означала создания единой, универсальной культуры. Анализ классиче-

© Пилюгина М. А., 2022

Ри|озорН са! Гецегз. Ваззап апа. Еигореап Р1а1овче. 2022. о]. 5, по. 4. 233

Ш Память культуры

ских, буржуазных произведений осуществлялся прежде всего в просветитель-

ских целях, его результаты были призваны демонстрировать и подтверждать

преимущества коллективистских, товарищеских ценностей. Особое значение

Богданов отводил вопросам не столько распространения политических идей,

сколько воспитания и образования. Определение общего социально-культур-

ного контекста отвечало на вопрос, какие культура и искусство должны быть

у пролетариата.

к

=? Ключевые слова: А. А. Богданов, ценности, общество, класс, пролетариат,

культура, искусство

Е Ссылка для цитирования: Пилюгина М. А.А. А. Богданов об организующей

роли культуры и искусства // Философические письма. Русско-европейский диа-

лог. 2022.Т. 5, № 4. С. 233-244. Нрз://401.0г8/10.17323/2658-5413-2022-5-4-233-244.

Метоту орСийиге

А. А. ВОСРАМОУ АВОПТ ОВСАМ17ЩМС ВОГЕ ОЕ СОГТОВЕ АМ АВТ

МагоагЦа А. РПупота

тзйиие оЁ РАПозорНу, Каз$1ап Асадету оЁ 5<1епсез,

Мозсом, КазЯа, пЯтЦаН@ета|.сотт,

В рз://отс14.0т5/0000-0001-7019-0362,

Арз(гасе. ТЛе агисе 15 деусеЯ {10 Ше апа1уз1$ оЁ саКаге ш Ще ууогК$ оЁ

А. А. ВобЧапоу. [1$ зом Ша регогтз Ше ГапсНоп о{ сгеаПоп, зтетептя

ап гап$Ёег оЁ уаез ап пеаптв$, МТеге с]аз$ ограп12аЙоп ога зос1ейу 1$ Чейп-

тб. Вез4е сопсершаП7те апа ипдегапЯ тв оЁ рго]еайап си[аге аз а зу$ет оЁ

зос1а] апа 14ео]ор1са1 уалез, Вод4апоу сопз1Аегей Ше 1$50е оЁ Фе сощепт апа 4е-

уеортепт оЁ сиаге, мЛусН ууаз ехгете]у гёеуапЕ ш Фе сотцехЕ оЁ Пе ГогтаНоп

ОГа пемг зос1ету. ш соппесйоп м7 Те еагНез( забе оРГогтайоп ап соп$с101$пе$$

ОЕ Фе рго]&ата( аз а 1еаё тб ап ш4ерепдепе заБ]есё оЁ си бага] ап роН@са1 Ше

опе оЁ Фе ргоШетз Ше ШтКег На деегттеЯ {Пе аще © Фе ргеу1юп$ (гад 1-

Поп. То епзаге Ше {тап1 оп рего@, Фе роз Пу оЁ ПегЦаве, Фе аррПсайоп оЁ

14еаз ап угогК$ сопйгит$ Ше 50а[$ апа Ч1тесйоп оЁ Ше “Стеа{ Веуол@оп” м’аз

песеззагу. ЗасН мгогК мгаз {о Бе саге ое сп@саПу апа зесйуеу апа 914 пот пт-

Ру Ше стеаНоп оЁ а эте, ип1уегза! собате. ТВе апа|у$1$ оЁ с1азз1са], Боигвео1$

234 Философические письма. Русско-европейский диалог. 2022. Т. 5, № 4.

Пилюгина М.А. А. А. Богданов об организующей роли культуры и искусства №

угогк$ уаз саге ое Вг${ оРа| Рог едасайопа] (еп, ($ геза ($ мгеге пцепде4 о

детопзта(е ап сопйгт Ше адуап(арез оРсоПесйу1$ сотгаЧеу уааез. Во5Чапоу

аПоце4 зрес1а1 ппрогапсе (о 1$54е$ по зо пласН (1е 915зет 1 таНоп оЁроП@са1 14еаз,

Би едисаНол. Бейпив Пе соштол $0с10-си[Сага] сот(ех( апзмгегей Фе даез@оп оЁ

Ма сиаге ап@ аг( Те рго]еата( зНо]4 Пауе.

` . .

2 Кеумог4$: А.А. Воддапот, уааез, зос1ебу, (1азз, рго]ейатаь си[аге, ат

Е Рог сПайоп: РПупзтпа, М. А. (2022) “А. А. Воддапоу афо\( огра те гое оЁсп]-

(оге апа агг”, РАНозормса! Гецетз. Визап апа Еигореап Глейюовие, 5(4), рр. 233-244.

(Гл Вч$5.). 901:10.17323/2.658-5413-2022-5-4-233-244.

ультура является носителем принятых и согласованных смыслов и цен-

ностей общества. С другой стороны, она является «зеркалом» происхо-

дящих изменений, отражающим их в произведениях искусства. В ней

возникают и развиваются новые установки и формы взаимодействия, суще-

ственно влияющие на творчество художников, создающих новые арт-объекты.

Вопрос о природе данной сферы всегда интересовал философов, представите-

лей творчества и интеллектуальной мысли. Наибольшую актуальность он

приобретает в переходные моменты истории, выступая как один из продук-

тивных, эвристических и объединяющих способов выхода из кризиса.

Появление и развитие пролетарского движения в царской России обнажи-

ло не только существовавшие социально-политические и экономические про-

блемы, но и способствовало появлению нового коллективного субъекта, кото-

рый находился в состоянии самоопределения.

Одним из мыслителей, рассматривавших культуру в качестве необходи-

мого организационного начала, влияющего на все сферы человеческой жиз-

ни и социальных взаимодействий, был Александр Александрович Богданов

(1873-1928). Исследуемые им темы и проблемы оказываются взаимосвязанны-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ми и находят продолжение в различных работах, которые объединяют после-

довательность, системность и четкость мысли. Поэтому, прежде чем перейти

непосредственно к вопросам культуры и искусства, необходимо определить,

каким образом эти вопросы включаются в его философскую систему. Объеди-

няющим фактором в ней становится отношение к проблеме познания и мыш-

ления, которую Богданов связывает с формами труда и сотрудничества в их

эклектичном проявлении в истории. В качестве такого фактора он определяет

исторический метод, который последовательно реализует в своем творчестве.

Ри|озорН са! Гецегз. Ваззап апа. Еигореап Р1а1овче. 2022. о]. 5, по. 4. 235

Ш Память культуры

В работе «Познание с исторической точки зрения» (1902) Богданов рассматри-

вает развитие познания как теоретической способности и практической де-

ятельности, связывая его с изменением общественных форм: «Познание по

своему содержанию (формы обобщения, формы различения) представляет

идеологический элемент общественной жизни» [Богданов, 1902, с. 182]. Для

решения этой задачи схожим с О. Контом образом [Конт, 2003] он выделяет

три типа мышления: анимистичный, метафизический и синтетический. Они

могут рассматриваться как статично, так и исторично и характеризуют осо-

бенности сотрудничества, отношений и деятельности, способы и возможно-

сти познания. К определяющим категориям и характеристикам для данного

деления он относит: отношения, причинность, движение к организованности

и однородности через определение противоречий — на уровне как теории, так

и практики. Историзм, который берется им за основу, позволяет не только рас-

сматривать развитие и изменение отдельных элементов социальной системы,

но и определять их связь и преемственность, выражающуюся в синтезе форм

мышления и деятельности, для восхождения на новый уровень, тем самым

включая в себя и эволюционизм.

Можно охарактеризовать общее направление исследований Богданова

как определение мысли в ее движении к порядку и организации. Его систе-

ма монистична, в качестве теоретической и философской базы он использует

философию К. Маркса, поскольку «ни одна доктрина, ни одна система из тех,

которые существовали до Маркса, не была “философией” в таком строгом и

полном значении этого слова, как исторический материализм. Ни одна не до-

стигала такого единства точки зрения на познание и жизнь, ни одна не от-

крывала такой беспредельно расширяющейся возможности активно гармони-

зировать познание и жизнь» [Богданов, 1906, с. 275]. Это относится к созданию

философии, соответствующей социальной и деятельной природе и задачам

человека, вопросам исторического процесса, общественных и экономических

отношений. Но, признавая заслуги Маркса для осознания и развития проле-

тариата как самостоятельного и деятельного субъекта истории, Богданов от-

мечает, что работа эта не закончена. Продолжить ее — задача пролетариата

как класса, стремящегося к монизму и воплощению философских идей Маркса

через устранение социальных противоречий и победу революции. Практиче-

ская деятельность, плодотворный совместный труд оказываются необходимы

для дальнейшего укрепления и реализации гармоничного развития обще-

ственной жизни.

Культура есть способ передачи знаний поколениям для организации прак-

тической деятельности и освоения мира [Богданов, 1918, с. 7]. Посредством

236 Философические письма. Русско-европейский диалог. 2022. Т. 5, № 4.

Пилюгина М.А. А. А. Богданов об организующей роли культуры и искусства №

искусства и науки она обеспечивает основу для развития всесторонней лич-

ности. При этом культура является одной из форм идеологии, то есть представ-

ляет ценности и идеалы определенного класса, она — «способ объединения и

сплочения классовых сил» [Богданов, 1924, с. 105]. Продолжая эту мысль, Бот-

данов пишет, что в классовом обществе нет внеклассовой, то есть универсаль-

ной, культуры, в частности поэзии [Богданов, 1918, с. 12]. И даже пролетарская

культура не станет таковой, так как будет выражать ценности только данного

класса. Принимать ли их представителям буржуазии, интеллигенции и даже

крестьянства — этот вопрос должен решаться ими самостоятельно, отвечать

их воле и стремлениям. Хотя достижения любой культуры принадлежат все-

му человечеству, она открыта для изучения и освоения. С этой точки зрения

можно сказать, что способ овладения богатствами мировой литературы пред-

ставляет собой интерпретацию.

Богданов неоднократно подчеркивает, что появление каждой новой фор-

мы культуры является результатом естественного и закономерного процесса,

оно связано с развитием социально-производственных отношений, возник-

новением и становлением нового социального порядка, который вступает в

противоречие с имеющимися отношениями и содержаниями культуры. Пред-

ставляя свой взгляд на развитие культурных и художественных форм, исполь-

зуя концепцию Маркса, он анализирует три этапа развития, соответствующие

трем типам общества, с особенными для каждого из них способами мироопи-

сания, чертами мышления и видами социальных отношений [Богданов, 1918]:

® традиционный этап, для которого характерна мифологическая картина

мира!, — отношения здесь авторитарные и основанные на подчинении;

® буржуазный, который находит воплощение в капитализме, — оперирует

метафорами и знанием. Этот этап основан на разделении организаторского и

исполнительского труда, и для него характерен индивидуализм;

® наконец, пролетарский — современный Богданову, основанный на отно-

шениях сотрудничества и товарищества, являющийся начальным этапом и ус-

ловием для социализма. Он связан с переходом к машинному труду черезуправ-

ление и «делегирование» основного исполнительского труда машине-технике.

Благодаря этому среди пролетариата происходит сближение, объединение ор-

ганизаторской и исполнительской деятельности. Использование сложных ви-

дов техники на этом этапе способствует развитию, как бы мы сейчас сказали,

когнитивных и социальных способностей рабочего, так как оно требует

1 Хотя сам Богданов этого понятия не использует, но оно видится достаточно уместным,

так как объединяет совокупность смыслов, определяющих деятельность и понимание.

Ри|озорН са! Гецегз. Ваззап апа. Еигореап Р1а1овче. 2022. о]. 5, по. 4. 237

Ш Память культуры

..внимания, соображения, контроля, инициативы, роль же мускульных напря-

жений относительно сокращается. Второе зависит от концентрации рабочей

силы в массовом сотрудничестве и от сближения специализированных видов

труда силою машинного производства, которое во все большей мере непосред-

ственную, физическую специализацию рабочих переносит на машины. Объек-

тивная и субъективная однородность труда возрастает, уничтожая перегород-

ки между работниками; а при однородности фактическая совместность труда

становится основою товарищеских, т. е. сознательно-коллективистских отно-

шений между ними.

[Богданов, 1924, с. 195]

Искусство осуществляет эту деятельность посредством организации жи-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

вых образов в соответствующей форме (слово, скульптура, живопись и т. д.)

[Богданов, 1918, с. 4].

Вопрос о творчестве напрямую связан не только с культурой, но и с дея-

тельностью. При этом стоит отметить, что его Богданов понимает достаточно

широко и среди различных форм и видов не выделяет более приоритетных:

техническое, социально-экономическое, бытовое, научное, художественное.

Творчество является одним из видов труда, при этом наиболее сложным его

видом, так как его результатом всегда является создание ранее не существо-

вавшего, причем на более сложном, высшем уровне производства и организа-

ции [Богданов, 1924, с. 192].

Художественное пролетарское творчество органично развивается от опы-

та и образа жизни коллектива, которая «протекает в труде и борьбе» [там же,

с. 104], то есть от описания трудовой жизни к описанию природы, которая яв-

ляется источником более далеких от него образов. Даже в условиях не вырабо-

танных еще приемов и методов творчества оно созидательно и не шаблонно, в

произведениях проявляются коллективистские, деятельные ценности, снача-

ла стихийно, постепенно увеличивая степень сознательности и мастерства в

передаче жизненной правды.

Главная особенность пролетарской культуры естественным образом выте-

кает из ее ценностей — это созидательная, организующая направленность на

основе товарищества и совместной деятельности. И пролетарское искусство

является для Богданова организационным актом, спаивающим «прочнее зве-

нья живой цепи» [там же, с. 113].

Помимо концептуализации и осмысления пролетарской культуры как

системы социальных и идеологических ценностей, философ рассматривал

также вопрос о ее содержании и развитии в условиях формирования нового

238 Философические письма. Русско-европейский диалог. 2022. Т. 5, № 4.

Пилюгина М.А. А. А. Богданов об организующей роли культуры и искусства №

общества. Несмотря на общий революционный характер эпохи, Богданов при-

держивался последовательного, эволюционного подхода к формированию и

развитию пролетарского сознания и воспитанию новой интеллектуальной и

художественной интеллигенции.

Осмысляя новую культуру, он приходит к вопросу об отношении к пред-

шествующей традиции. Можно подумать, что это связано с начальным эта-

пом становления и осознания пролетариата как ведущего и самостоятельного

субъекта культурной и политической жизни. Но это только одна из причин.

Богданов не только признает, но и считает необходимым возможность куль-

турного, художественного, научного и технического наследия. Однако под-

ходить к этому вопросу необходимо осознанно и критически. При этом чем

более развито пролетарское сознание, образованы и последовательны его но-

сители, тем успешнее и ценнее будут результаты обращения к великим про-

изведениям прошлого. Поэтому работа с выработанной культурой не должна

прекращаться с формированием пролетарского сознания. Более того, необхо-

ИМО,

...ЧтТобы «товарищество» сильнее и сильнее проникало всю жизнь, весь быт ра-

бочего класса. И для этого пролетарское искусство, по мере своего развития,

будет становиться все более могущественным средством. Теперь эстетические

потребности пролетария отвлекают его от «товарищества», потому что удов-

летворяются чуждым ему искусством. Тогда они будут вовлекать его в живую

связь коллектива все глубже и прочнее.

[Богданов, 1924, с. 11]

Это будет способствовать развитию и полноте понимания между членами

общества. Сравнивая отечественный и международный опыт рабочих движе-

ний, философ отмечает, что даже в странах, где есть больший политический

опыт и уровень самосознания пролетариев (например, Германия, Америка,

Англия), тоже есть значительные проблемы с выработкой собственно проле-

тарской культуры и искусства под давлением буржуазии.

Не менее важной Богданов считает необходимость выработки и уточне-

ния собственной, «истинной» пролетарской культуры. С этим он связывает

запрос на определение границ пролетарского искусства и его «самокритику»,

например определение авторов, которые под новой формой скрывают ложное

содержание, подчас воинствующее, разруптительное, мещанское, индивидуа-

листическое и т. д. Для него такими авторами являются представители модер-

низма и футуризма. Не менее важно отделение пролетарского искусства от

Ри|озорН са! Гецегз. Ваззап апа. Еигореап Р1а1овче. 2022. о]. 5, по. 4. 239

Ш Память культуры

крестьянского и солдатского, которые на революционном, организационном

пути схожи в задачах, но выражают ценности другого мышления: крестьяне

индивидуалистичны по причине владения хозяйствами и землей, солдатам

же свойственен авторитаризм и подчинение.

Что ценного в культуре прошлого и на что должна быть направлена кри-

тическая работа? Одну из своих работ, посвященных этому вопросу, он назы-

вает «О художественном наследстве», что, на мой взгляд, уже указывает на

основное направление мысли — обращение к выработанной культуре необ-

ходимо, однако важно определить, каким образом это осуществлять. Нали-

чие собственного творчества пролетариата, с одной стороны, связано с его

самосознанием и самопониманием, с другой стороны, поможет ему в этом

посредством художественных образов. Возможное и даже необходимое овла-

дение рабочим классом произведениями искусства прошлого без пагубного

воздействия на него чуждых влияний и ценностей Богданов называет полу-

чением наследства. Постепенно восприятие и критический подход помогут

приобщиться к великим достижениям мировой культуры, определяя проти-

воречивые или извращенные мысли и интересы. Выработанное миропонима-

ние и крепкая вера в идеалы и ценности пролетариата будут способствовать

решению этой задачи, поскольку отрицание имеющегося культурного насле-

дия обедняет человека, ограничивает его мысль и творческие возможности.

Культура во всей своей совокупности создает основы для создания и развития

аналогичного по масштабу и богатству классового достояния, необходимого

для эффективного социального строительства. Продуктивный пример тако-

го осмысления мы находим в анализе Богдановым работы Маркса «Капитал»

[Богданов, 1918, с. 86-87].

На первом этапе он соотносит критическую работу с переводческой и ин-

терпретативной. Главным при этом оказывается не отказ от старых форм и

выработка самостоятельных, а обнаружение ценностной и смысловой состав-

ляющих, определение того, какой тип отношений (авторитарный, индивидуа-

листический или коллективистский) представлен. Задача, определяемая Бог-

дановым, состоит в последовательном, внимательном анализе и овладении

присутствующими элементами прошлых культур, подтверждающими задачи

и направление к «собиранию» нового человека. Не менее важно определение

роли, «голоса» автора — то есть чьи интересы он представляет. В качестве при-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

мера он приводит работы скульптора К. Менье, который по сюжету и способу

реализации изображает пролетарские ценности, но делает это с индивидуали-

стических позиций, изображая рабочего вне коллективного труда [Богданов,

1918, с. 50-51].

240 Философические письма. Русско-европейский диалог. 2022. Т. 5, № 4.

Пилюгина М.А. А. А. Богданов об организующей роли культуры и искусства №

Основное различие культур и их произведений, продуктов состоит в со-

держании, то есть в смыслах, затрагиваемых проблемах и темах. Главный

критерий — выражение организационных задач культуры, которые успепно

восприняты и освоены предыдущей традицией пока только в области науки

[Богданов, 1924, с. 106].

Изучение и понимание классических (традиционных и буржуазных) про-

изведений, как и в целом развитие искусств, должно осуществляться в просве-

тительских целях, его результаты призваны демонстрировать и усиливать ор-

ганизационные, созидательные, коллективистские, товарищеские ценности,

укреплять пролетарское сознание и распространять ценности, заключающи-

еся в новой культуре. Например, отмечая художественное значение и талант

таких авторов, как Шекспир, А. А. Фет, Н. А. Некрасов, Богданов говорит, что у

них можно учиться способам передачи переживаний и владения словом, хотя

по содержанию они отражают чуждые ценности: индивидуализм, идеализм,

праздность, конфликтность, дисциплина, следование приказам. Однако вни-

мательный и критический анализ позволяет обнаружить у них примеры иде-

алов братства, гармонии и организации.

Произведения прошлого могут быть источником вдохновения, образцом в

развитии мастерства пролетарских авторов и новых форм. При этом, безуслов-

но, не стоит забывать, что культура и искусство включают и средства, материа-

лы, методы и техники, необходимые для их создания, что следует использовать

и развивать. Кроме того, произведения культуры содержат и культурно-исто-

рические знания, и по ним можно изучать предшествующие способы и формы

организации общества. Для полноценного овладения достижениями культу-

ры необходимо развитие собственных познавательных способностей и уров-

ня воспитания, поэтому образовательные и просветительские идеи были для

Богданова не только теорией — он также искал способы для их реализации в

виде рабочих школ и кружков.

Агитационную же деятельность он отделяет от культуры и связывает с

идеологическими задачами, необходимыми для этапа организации рабоче-

го класса. Поэтому для объединения и движения к общей цели действенным

средством выступают лозунги, которые «должны быть кратки и просты, что-

бы массы легко их усваивали; должны быть энергичны и решительны, чтобы

сильнее действовать на чувство, потому что чувство движет массами... Лозун-

ги еще должны быть ясны, точны, определенны» [Богданов, 1917, с. 10].

Отличие и преимущество пролетарской культуры состоит в ее объектив-

ности и истинности — передаче жизненной правды, — то есть всей полноты

содержаний и отношений. Оформление и осознание пролетарской культуры

Ри|озорН са! Гецегз. Ваззап апа. Еигореап Р1а1овче. 2022. о]. 5, по. 4. 241

Ш Память культуры

станет итоговым шагом к организации системы общественных отношений

и ценностей, объединенной единым методом и принципом пролетарского

творчества — сознательно-коллективистическим, а значит, осознанно-то-

варищеским. Как отмечает Богданов, это уже наблюдается в отдельных сфе-

рах: в экономике и политике представлено политическими партиями, про-

фессиональными коллективами, объединенными на началах и принципах,

отличных от существовавших ранее; в науке и философии, где выражение

монизма находим в марксизме. Дальнейшее развитие в новом обществе

связывается с выработкой общей организационной науки. Конечно, вопрос

о значении и содержании науки и в целом познания в творчестве Богдано-

ва является не менее важным и самостоятельным предметом исследования

его наследия.

Осознание, «собирание» пролетариата в единый коллектив, товарище-

ство, организованное согласно принципам создания и развития, прежде всего

в направлении производства и трудовой деятельности, по мысли Богданова,

будет знаменовать собой наступление заключительной, наиболее развитой

формы общественных отношений и культуры — социализма. А социалисти-

ческая революция станет последней в ряду «Великих революций». При этом

сама «революция — это социальная критика и социальное творчество» [Бог-

данов, 1906, с. 271], она преследует организующие и гармонизирующие цели.

Несмотря на то что идеи Богданова определяли путь развития пролета-

риата, представлен он был общечеловеческими ценностями, которые долж-

ны были способствовать созданию гармоничного общества. Но, как показала

история, его проект пролетарской культуры, основанный на началах сотруд-

ничества и развитии способностей членов общества, остался неосуществлен-

ным [Пилюгина, Сидорин, 2021].

Список источников

Богданов А. Искусство и рабочий класс: что такое пролетарская поэзия, о

художественном наследстве, критика пролетарского творчества. М.: Тип. т-ва

И. Д. Сытина, 1918. 779 с.

Богданов А. Уроки первых шагов революции. М.: Тип. Я. Г. Сазонова, 1917.

23 с.

Богданов А. О пролетарской культуре: 1904-1924. Л.-М.: Изд. т-во «Книга»,

1924. 344 с.

Богданов А. Познание с исторической точки зрения. СПб.: Типо-литография

А. Лейферта, 1902. 217 с.

242 Философические письма. Русско-европейский диалог. 2022. Т. 5, № 4.

Пилюгина М.А. А. А. Богданов об организующей роли культуры и искусства №

Богданов А. Революция и философия // Богданов А. Из психологии общества.

Изд. 2-е, доп. СПб.: Электропечатня т-ва «Дело», 1906. С. 269-282.

Конт Огюст. Дух позитивной философии (Слово о положительном мыш-

лении) / пер. с франц. И. А. Шапиро. Ростов н/Д: «Феникс», 2003. 256 с.

Пилюгина М. А., Сидорин В. В. Пролетарская культура как концепция и по-

литическая программа: замысел А. А. Богданова, критика и реализация // Алек-

сандр Александрович Богданов / под ред. М. В. Локтионова. М.: Политическая

энциклопедия, 2021. С. 371-387.

ВеЁегепсе$

ВодЧапоу, А. (1918) 15Ки5$ ло Е габоспй Ка$$: со цаКое рта аагзКауа роетуа,

о КНиаогНезлеппот паеаз1»е, ктика рг9аагзКово Глогсйезгла [Ат апа те Итк-

то С1а5$: И’Паё 15 Ргаатап Роету, арошё АтИзИс Негиаве, Стист ог РгЧеатап

Стеайуйу]. Мозсо\у: Т!р. Т-ма 1. О. $уйпа Ра.

ВодЧапот, А. (1917) Ого регууКИ зпароу геууиЕзй [Гез5оп$ тот {те дгзЕ Черз

оГ{те Кеуошйот]. Мозсом:: Т1рортаВуа Уа. С. Затопоуа Ра].

ВодЧапот, А. (1924) О ргоааг$Ко: КиРиге: 1904-1924 [АРоиё Ргоеатап Сийи-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ге: 1904—1924]. Геплтртаа, Мозсомг: [29а(еРзКое {оуат1Испезхуо “Кива” РиЪ].

ВодЧапот, А. (1902) Рогпаше $ а5ютспезко осн гтетуа [Со йоп от а Е№5-

1опса РотЕ о} Иеил. 51. РаетзРогв: Т1ро-ШортаВуа А. ГеЁема Ра].

ВодЧапоу, А. (1906) “Веуоуцуа 1 ШозоВНуа” [“ВеуоаНоп ап4 РИПозорВу”], т

ВодЧапотх, А. 12 рзЖПо1огй обзйспезгла [Ргот {те Рэуспоову ор5осеУ]. 51. Рщегз-

Биг: Некторесватуа {оуатг1Аспезхта “Пе]о” РаЫ., рр. 269-282.

Копь О. (2003) Рикй родиупот Позоа. ($10уо о рою2пйиеРпот тузШепй) [Тйе

5ргй оГРояйуе РАПозорНу (А Иога арош Розшуе Титкт»)]. Тгапз1. гот (Пе Егепсв

ЬуГ.А. $Вар!го. Возох п/О: “Реп” РаЫ.

РПуиша, М. А., 51Аоттт, У. У. (2021) “РгоеагзКауа КиРсага Как Коп(зерЯуа 1

роййсвезКауа ргозтатттпа: хату$е] А. А. ВодЧапоуа, КМИКа 1 геа|7а(з1уа” [“Рго-

1еаап СиКоге аз а Сопсер{ ап РоПИса1 Ргортат: 1Чеа оЁ А. А. Воёдапох, СИа-

с1$т апа ВеаНтайоп”], т АеКзапаг МеКзапаголясй Вогаапоу [ФМехапаег Мехапато-

сп Возаапо\]. ЕЯ. Ъу М. У. ГоКПопоу. Мозсомг: РоНЯсвезКауа еп{3Поре Фуа РаЫ.,

рр. 371-387.

Информация об авторе: М. А. Пилюгина — кандидат философских наук, на-

учный сотрудник сектора методологии междисциплинарных исследований

человека Института философии Российской академии наук. Адрес: Российская

Федерация, 109240, Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1.

Ри|озорН са! Гецегз. Ваззап апа. Еигореап Р1а1овче. 2022. о]. 5, по. 4. 243

Ш Память культуры

шЕРгтаНоп абопЕ Те ап Пот: М. А. РПупота — РИО ш РНПозорВу, Везеагсй Ее]-

1омг а Ше ОерагипепЕ оЁ Мето9о]обу оЁ Фе Пцега1зс1рПпагу Заду оЁ Мап, 1$8-

ие оЁ РИПозорНу, Каз ап Асадету оЁ 5&епсез. АЧ@гезз: 12/1 бопсвагпауа $54..,

Мозсом 109240, Ваззап РЕедегаНолп.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

ТВе аи ог де агез по соп1с{$ оРииегез 5.

Статья поступила в редакцию 10.11.2022; ТВе агасе уга$ зари (ед 10.11.2022;

одобрена после рецензирования 30.11.2022; арргоуед аЁег телей ив 30.11.2.022;

принята к публикации 05.12.2022. ассертеа Гог риб|сайол 05.12.2022.

244 Философические письма. Русско-европейский диалог. 2022. Т. 5, № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.