р]
Е
а
>
м
-а
=
[23
=
<
=
Пилюгина М.А. А. А. Богданов об организующей роли культуры и искусства №
Философические письма. Русско-европейский диалог. 2022.Т. 5, № 4. С. 233-244.
РЕ|озорЫса! Гецегз. Визяап апа Еигореап П1а]обче. 2022. Уо1. 5, по. 4.Р. 233-244.
Научная статья / Ога] ага‹е
УДК 101
901:10.17323/2658-5413-2022-5-4-233-244
А. А. БОГДАНОВ ОБ ОРГАНИЗУЮЩЕЙ РОЛИ
КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
Маргарита Алексеевна Пилюгина
Институт философии Российской академии наук,
Москва, Россия, пйпНаи$@етац.сот,
НЕрв: //огс!.оге /0000-0001-7019-0362
Аннотация. Статья посвящена анализу культуры в трудах А. А. Богдано-
ва. Показано, что она выполняет функцию создания, укрепления и передачи
ценностей и смыслов, где определяющей оказывается классовая организация
общества. Помимо концептуализации и осмысления пролетарской культуры
как системы социальных и идеологических ценностей, Богданов рассматри-
вал вопрос о содержании и развитии культуры, который был крайне актуален
в условиях формирования нового общества. В связи с начальным этапом ста-
новления и осознания пролетариата как ведущего и самостоятельного субъ-
екта культурной и политической жизни одной из проблем мыслитель опре-
делял отношение к предшествующей традиции. Для обеспечения переходного
периода необходимой являлась возможность наследия, использования идей
и произведений, подтверждающих задачи и направление «Великой револю-
ции». Такая работа должна была осуществляться критически и избирательно
и не означала создания единой, универсальной культуры. Анализ классиче-
© Пилюгина М. А., 2022
Ри|озорН са! Гецегз. Ваззап апа. Еигореап Р1а1овче. 2022. о]. 5, по. 4. 233
Ш Память культуры
ских, буржуазных произведений осуществлялся прежде всего в просветитель-
ских целях, его результаты были призваны демонстрировать и подтверждать
преимущества коллективистских, товарищеских ценностей. Особое значение
Богданов отводил вопросам не столько распространения политических идей,
сколько воспитания и образования. Определение общего социально-культур-
ного контекста отвечало на вопрос, какие культура и искусство должны быть
у пролетариата.
к
=? Ключевые слова: А. А. Богданов, ценности, общество, класс, пролетариат,
культура, искусство
Е Ссылка для цитирования: Пилюгина М. А.А. А. Богданов об организующей
роли культуры и искусства // Философические письма. Русско-европейский диа-
лог. 2022.Т. 5, № 4. С. 233-244. Нрз://401.0г8/10.17323/2658-5413-2022-5-4-233-244.
Метоту орСийиге
А. А. ВОСРАМОУ АВОПТ ОВСАМ17ЩМС ВОГЕ ОЕ СОГТОВЕ АМ АВТ
МагоагЦа А. РПупота
тзйиие оЁ РАПозорНу, Каз$1ап Асадету оЁ 5<1епсез,
Мозсом, КазЯа, пЯтЦаН@ета|.сотт,
В рз://отс14.0т5/0000-0001-7019-0362,
Арз(гасе. ТЛе агисе 15 деусеЯ {10 Ше апа1уз1$ оЁ саКаге ш Ще ууогК$ оЁ
А. А. ВобЧапоу. [1$ зом Ша регогтз Ше ГапсНоп о{ сгеаПоп, зтетептя
ап гап$Ёег оЁ уаез ап пеаптв$, МТеге с]аз$ ограп12аЙоп ога зос1ейу 1$ Чейп-
тб. Вез4е сопсершаП7те апа ипдегапЯ тв оЁ рго]еайап си[аге аз а зу$ет оЁ
зос1а] апа 14ео]ор1са1 уалез, Вод4апоу сопз1Аегей Ше 1$50е оЁ Фе сощепт апа 4е-
уеортепт оЁ сиаге, мЛусН ууаз ехгете]у гёеуапЕ ш Фе сотцехЕ оЁ Пе ГогтаНоп
ОГа пемг зос1ету. ш соппесйоп м7 Те еагНез( забе оРГогтайоп ап соп$с101$пе$$
ОЕ Фе рго]&ата( аз а 1еаё тб ап ш4ерепдепе заБ]есё оЁ си бага] ап роН@са1 Ше
опе оЁ Фе ргоШетз Ше ШтКег На деегттеЯ {Пе аще © Фе ргеу1юп$ (гад 1-
Поп. То епзаге Ше {тап1 оп рего@, Фе роз Пу оЁ ПегЦаве, Фе аррПсайоп оЁ
14еаз ап угогК$ сопйгит$ Ше 50а[$ апа Ч1тесйоп оЁ Ше “Стеа{ Веуол@оп” м’аз
песеззагу. ЗасН мгогК мгаз {о Бе саге ое сп@саПу апа зесйуеу апа 914 пот пт-
Ру Ше стеаНоп оЁ а эте, ип1уегза! собате. ТВе апа|у$1$ оЁ с1азз1са], Боигвео1$
234 Философические письма. Русско-европейский диалог. 2022. Т. 5, № 4.
Пилюгина М.А. А. А. Богданов об организующей роли культуры и искусства №
угогк$ уаз саге ое Вг${ оРа| Рог едасайопа] (еп, ($ геза ($ мгеге пцепде4 о
детопзта(е ап сопйгт Ше адуап(арез оРсоПесйу1$ сотгаЧеу уааез. Во5Чапоу
аПоце4 зрес1а1 ппрогапсе (о 1$54е$ по зо пласН (1е 915зет 1 таНоп оЁроП@са1 14еаз,
Би едисаНол. Бейпив Пе соштол $0с10-си[Сага] сот(ех( апзмгегей Фе даез@оп оЁ
Ма сиаге ап@ аг( Те рго]еата( зНо]4 Пауе.
` . .
2 Кеумог4$: А.А. Воддапот, уааез, зос1ебу, (1азз, рго]ейатаь си[аге, ат
Е Рог сПайоп: РПупзтпа, М. А. (2022) “А. А. Воддапоу афо\( огра те гое оЁсп]-
(оге апа агг”, РАНозормса! Гецетз. Визап апа Еигореап Глейюовие, 5(4), рр. 233-244.
(Гл Вч$5.). 901:10.17323/2.658-5413-2022-5-4-233-244.
ультура является носителем принятых и согласованных смыслов и цен-
ностей общества. С другой стороны, она является «зеркалом» происхо-
дящих изменений, отражающим их в произведениях искусства. В ней
возникают и развиваются новые установки и формы взаимодействия, суще-
ственно влияющие на творчество художников, создающих новые арт-объекты.
Вопрос о природе данной сферы всегда интересовал философов, представите-
лей творчества и интеллектуальной мысли. Наибольшую актуальность он
приобретает в переходные моменты истории, выступая как один из продук-
тивных, эвристических и объединяющих способов выхода из кризиса.
Появление и развитие пролетарского движения в царской России обнажи-
ло не только существовавшие социально-политические и экономические про-
блемы, но и способствовало появлению нового коллективного субъекта, кото-
рый находился в состоянии самоопределения.
Одним из мыслителей, рассматривавших культуру в качестве необходи-
мого организационного начала, влияющего на все сферы человеческой жиз-
ни и социальных взаимодействий, был Александр Александрович Богданов
(1873-1928). Исследуемые им темы и проблемы оказываются взаимосвязанны-
ми и находят продолжение в различных работах, которые объединяют после-
довательность, системность и четкость мысли. Поэтому, прежде чем перейти
непосредственно к вопросам культуры и искусства, необходимо определить,
каким образом эти вопросы включаются в его философскую систему. Объеди-
няющим фактором в ней становится отношение к проблеме познания и мыш-
ления, которую Богданов связывает с формами труда и сотрудничества в их
эклектичном проявлении в истории. В качестве такого фактора он определяет
исторический метод, который последовательно реализует в своем творчестве.
Ри|озорН са! Гецегз. Ваззап апа. Еигореап Р1а1овче. 2022. о]. 5, по. 4. 235
Ш Память культуры
В работе «Познание с исторической точки зрения» (1902) Богданов рассматри-
вает развитие познания как теоретической способности и практической де-
ятельности, связывая его с изменением общественных форм: «Познание по
своему содержанию (формы обобщения, формы различения) представляет
идеологический элемент общественной жизни» [Богданов, 1902, с. 182]. Для
решения этой задачи схожим с О. Контом образом [Конт, 2003] он выделяет
три типа мышления: анимистичный, метафизический и синтетический. Они
могут рассматриваться как статично, так и исторично и характеризуют осо-
бенности сотрудничества, отношений и деятельности, способы и возможно-
сти познания. К определяющим категориям и характеристикам для данного
деления он относит: отношения, причинность, движение к организованности
и однородности через определение противоречий — на уровне как теории, так
и практики. Историзм, который берется им за основу, позволяет не только рас-
сматривать развитие и изменение отдельных элементов социальной системы,
но и определять их связь и преемственность, выражающуюся в синтезе форм
мышления и деятельности, для восхождения на новый уровень, тем самым
включая в себя и эволюционизм.
Можно охарактеризовать общее направление исследований Богданова
как определение мысли в ее движении к порядку и организации. Его систе-
ма монистична, в качестве теоретической и философской базы он использует
философию К. Маркса, поскольку «ни одна доктрина, ни одна система из тех,
которые существовали до Маркса, не была “философией” в таком строгом и
полном значении этого слова, как исторический материализм. Ни одна не до-
стигала такого единства точки зрения на познание и жизнь, ни одна не от-
крывала такой беспредельно расширяющейся возможности активно гармони-
зировать познание и жизнь» [Богданов, 1906, с. 275]. Это относится к созданию
философии, соответствующей социальной и деятельной природе и задачам
человека, вопросам исторического процесса, общественных и экономических
отношений. Но, признавая заслуги Маркса для осознания и развития проле-
тариата как самостоятельного и деятельного субъекта истории, Богданов от-
мечает, что работа эта не закончена. Продолжить ее — задача пролетариата
как класса, стремящегося к монизму и воплощению философских идей Маркса
через устранение социальных противоречий и победу революции. Практиче-
ская деятельность, плодотворный совместный труд оказываются необходимы
для дальнейшего укрепления и реализации гармоничного развития обще-
ственной жизни.
Культура есть способ передачи знаний поколениям для организации прак-
тической деятельности и освоения мира [Богданов, 1918, с. 7]. Посредством
236 Философические письма. Русско-европейский диалог. 2022. Т. 5, № 4.
Пилюгина М.А. А. А. Богданов об организующей роли культуры и искусства №
искусства и науки она обеспечивает основу для развития всесторонней лич-
ности. При этом культура является одной из форм идеологии, то есть представ-
ляет ценности и идеалы определенного класса, она — «способ объединения и
сплочения классовых сил» [Богданов, 1924, с. 105]. Продолжая эту мысль, Бот-
данов пишет, что в классовом обществе нет внеклассовой, то есть универсаль-
ной, культуры, в частности поэзии [Богданов, 1918, с. 12]. И даже пролетарская
культура не станет таковой, так как будет выражать ценности только данного
класса. Принимать ли их представителям буржуазии, интеллигенции и даже
крестьянства — этот вопрос должен решаться ими самостоятельно, отвечать
их воле и стремлениям. Хотя достижения любой культуры принадлежат все-
му человечеству, она открыта для изучения и освоения. С этой точки зрения
можно сказать, что способ овладения богатствами мировой литературы пред-
ставляет собой интерпретацию.
Богданов неоднократно подчеркивает, что появление каждой новой фор-
мы культуры является результатом естественного и закономерного процесса,
оно связано с развитием социально-производственных отношений, возник-
новением и становлением нового социального порядка, который вступает в
противоречие с имеющимися отношениями и содержаниями культуры. Пред-
ставляя свой взгляд на развитие культурных и художественных форм, исполь-
зуя концепцию Маркса, он анализирует три этапа развития, соответствующие
трем типам общества, с особенными для каждого из них способами мироопи-
сания, чертами мышления и видами социальных отношений [Богданов, 1918]:
® традиционный этап, для которого характерна мифологическая картина
мира!, — отношения здесь авторитарные и основанные на подчинении;
® буржуазный, который находит воплощение в капитализме, — оперирует
метафорами и знанием. Этот этап основан на разделении организаторского и
исполнительского труда, и для него характерен индивидуализм;
® наконец, пролетарский — современный Богданову, основанный на отно-
шениях сотрудничества и товарищества, являющийся начальным этапом и ус-
ловием для социализма. Он связан с переходом к машинному труду черезуправ-
ление и «делегирование» основного исполнительского труда машине-технике.
Благодаря этому среди пролетариата происходит сближение, объединение ор-
ганизаторской и исполнительской деятельности. Использование сложных ви-
дов техники на этом этапе способствует развитию, как бы мы сейчас сказали,
когнитивных и социальных способностей рабочего, так как оно требует
1 Хотя сам Богданов этого понятия не использует, но оно видится достаточно уместным,
так как объединяет совокупность смыслов, определяющих деятельность и понимание.
Ри|озорН са! Гецегз. Ваззап апа. Еигореап Р1а1овче. 2022. о]. 5, по. 4. 237
Ш Память культуры
..внимания, соображения, контроля, инициативы, роль же мускульных напря-
жений относительно сокращается. Второе зависит от концентрации рабочей
силы в массовом сотрудничестве и от сближения специализированных видов
труда силою машинного производства, которое во все большей мере непосред-
ственную, физическую специализацию рабочих переносит на машины. Объек-
тивная и субъективная однородность труда возрастает, уничтожая перегород-
ки между работниками; а при однородности фактическая совместность труда
становится основою товарищеских, т. е. сознательно-коллективистских отно-
шений между ними.
[Богданов, 1924, с. 195]
Искусство осуществляет эту деятельность посредством организации жи-
вых образов в соответствующей форме (слово, скульптура, живопись и т. д.)
[Богданов, 1918, с. 4].
Вопрос о творчестве напрямую связан не только с культурой, но и с дея-
тельностью. При этом стоит отметить, что его Богданов понимает достаточно
широко и среди различных форм и видов не выделяет более приоритетных:
техническое, социально-экономическое, бытовое, научное, художественное.
Творчество является одним из видов труда, при этом наиболее сложным его
видом, так как его результатом всегда является создание ранее не существо-
вавшего, причем на более сложном, высшем уровне производства и организа-
ции [Богданов, 1924, с. 192].
Художественное пролетарское творчество органично развивается от опы-
та и образа жизни коллектива, которая «протекает в труде и борьбе» [там же,
с. 104], то есть от описания трудовой жизни к описанию природы, которая яв-
ляется источником более далеких от него образов. Даже в условиях не вырабо-
танных еще приемов и методов творчества оно созидательно и не шаблонно, в
произведениях проявляются коллективистские, деятельные ценности, снача-
ла стихийно, постепенно увеличивая степень сознательности и мастерства в
передаче жизненной правды.
Главная особенность пролетарской культуры естественным образом выте-
кает из ее ценностей — это созидательная, организующая направленность на
основе товарищества и совместной деятельности. И пролетарское искусство
является для Богданова организационным актом, спаивающим «прочнее зве-
нья живой цепи» [там же, с. 113].
Помимо концептуализации и осмысления пролетарской культуры как
системы социальных и идеологических ценностей, философ рассматривал
также вопрос о ее содержании и развитии в условиях формирования нового
238 Философические письма. Русско-европейский диалог. 2022. Т. 5, № 4.
Пилюгина М.А. А. А. Богданов об организующей роли культуры и искусства №
общества. Несмотря на общий революционный характер эпохи, Богданов при-
держивался последовательного, эволюционного подхода к формированию и
развитию пролетарского сознания и воспитанию новой интеллектуальной и
художественной интеллигенции.
Осмысляя новую культуру, он приходит к вопросу об отношении к пред-
шествующей традиции. Можно подумать, что это связано с начальным эта-
пом становления и осознания пролетариата как ведущего и самостоятельного
субъекта культурной и политической жизни. Но это только одна из причин.
Богданов не только признает, но и считает необходимым возможность куль-
турного, художественного, научного и технического наследия. Однако под-
ходить к этому вопросу необходимо осознанно и критически. При этом чем
более развито пролетарское сознание, образованы и последовательны его но-
сители, тем успешнее и ценнее будут результаты обращения к великим про-
изведениям прошлого. Поэтому работа с выработанной культурой не должна
прекращаться с формированием пролетарского сознания. Более того, необхо-
ИМО,
...ЧтТобы «товарищество» сильнее и сильнее проникало всю жизнь, весь быт ра-
бочего класса. И для этого пролетарское искусство, по мере своего развития,
будет становиться все более могущественным средством. Теперь эстетические
потребности пролетария отвлекают его от «товарищества», потому что удов-
летворяются чуждым ему искусством. Тогда они будут вовлекать его в живую
связь коллектива все глубже и прочнее.
[Богданов, 1924, с. 11]
Это будет способствовать развитию и полноте понимания между членами
общества. Сравнивая отечественный и международный опыт рабочих движе-
ний, философ отмечает, что даже в странах, где есть больший политический
опыт и уровень самосознания пролетариев (например, Германия, Америка,
Англия), тоже есть значительные проблемы с выработкой собственно проле-
тарской культуры и искусства под давлением буржуазии.
Не менее важной Богданов считает необходимость выработки и уточне-
ния собственной, «истинной» пролетарской культуры. С этим он связывает
запрос на определение границ пролетарского искусства и его «самокритику»,
например определение авторов, которые под новой формой скрывают ложное
содержание, подчас воинствующее, разруптительное, мещанское, индивидуа-
листическое и т. д. Для него такими авторами являются представители модер-
низма и футуризма. Не менее важно отделение пролетарского искусства от
Ри|озорН са! Гецегз. Ваззап апа. Еигореап Р1а1овче. 2022. о]. 5, по. 4. 239
Ш Память культуры
крестьянского и солдатского, которые на революционном, организационном
пути схожи в задачах, но выражают ценности другого мышления: крестьяне
индивидуалистичны по причине владения хозяйствами и землей, солдатам
же свойственен авторитаризм и подчинение.
Что ценного в культуре прошлого и на что должна быть направлена кри-
тическая работа? Одну из своих работ, посвященных этому вопросу, он назы-
вает «О художественном наследстве», что, на мой взгляд, уже указывает на
основное направление мысли — обращение к выработанной культуре необ-
ходимо, однако важно определить, каким образом это осуществлять. Нали-
чие собственного творчества пролетариата, с одной стороны, связано с его
самосознанием и самопониманием, с другой стороны, поможет ему в этом
посредством художественных образов. Возможное и даже необходимое овла-
дение рабочим классом произведениями искусства прошлого без пагубного
воздействия на него чуждых влияний и ценностей Богданов называет полу-
чением наследства. Постепенно восприятие и критический подход помогут
приобщиться к великим достижениям мировой культуры, определяя проти-
воречивые или извращенные мысли и интересы. Выработанное миропонима-
ние и крепкая вера в идеалы и ценности пролетариата будут способствовать
решению этой задачи, поскольку отрицание имеющегося культурного насле-
дия обедняет человека, ограничивает его мысль и творческие возможности.
Культура во всей своей совокупности создает основы для создания и развития
аналогичного по масштабу и богатству классового достояния, необходимого
для эффективного социального строительства. Продуктивный пример тако-
го осмысления мы находим в анализе Богдановым работы Маркса «Капитал»
[Богданов, 1918, с. 86-87].
На первом этапе он соотносит критическую работу с переводческой и ин-
терпретативной. Главным при этом оказывается не отказ от старых форм и
выработка самостоятельных, а обнаружение ценностной и смысловой состав-
ляющих, определение того, какой тип отношений (авторитарный, индивидуа-
листический или коллективистский) представлен. Задача, определяемая Бог-
дановым, состоит в последовательном, внимательном анализе и овладении
присутствующими элементами прошлых культур, подтверждающими задачи
и направление к «собиранию» нового человека. Не менее важно определение
роли, «голоса» автора — то есть чьи интересы он представляет. В качестве при-
мера он приводит работы скульптора К. Менье, который по сюжету и способу
реализации изображает пролетарские ценности, но делает это с индивидуали-
стических позиций, изображая рабочего вне коллективного труда [Богданов,
1918, с. 50-51].
240 Философические письма. Русско-европейский диалог. 2022. Т. 5, № 4.
Пилюгина М.А. А. А. Богданов об организующей роли культуры и искусства №
Основное различие культур и их произведений, продуктов состоит в со-
держании, то есть в смыслах, затрагиваемых проблемах и темах. Главный
критерий — выражение организационных задач культуры, которые успепно
восприняты и освоены предыдущей традицией пока только в области науки
[Богданов, 1924, с. 106].
Изучение и понимание классических (традиционных и буржуазных) про-
изведений, как и в целом развитие искусств, должно осуществляться в просве-
тительских целях, его результаты призваны демонстрировать и усиливать ор-
ганизационные, созидательные, коллективистские, товарищеские ценности,
укреплять пролетарское сознание и распространять ценности, заключающи-
еся в новой культуре. Например, отмечая художественное значение и талант
таких авторов, как Шекспир, А. А. Фет, Н. А. Некрасов, Богданов говорит, что у
них можно учиться способам передачи переживаний и владения словом, хотя
по содержанию они отражают чуждые ценности: индивидуализм, идеализм,
праздность, конфликтность, дисциплина, следование приказам. Однако вни-
мательный и критический анализ позволяет обнаружить у них примеры иде-
алов братства, гармонии и организации.
Произведения прошлого могут быть источником вдохновения, образцом в
развитии мастерства пролетарских авторов и новых форм. При этом, безуслов-
но, не стоит забывать, что культура и искусство включают и средства, материа-
лы, методы и техники, необходимые для их создания, что следует использовать
и развивать. Кроме того, произведения культуры содержат и культурно-исто-
рические знания, и по ним можно изучать предшествующие способы и формы
организации общества. Для полноценного овладения достижениями культу-
ры необходимо развитие собственных познавательных способностей и уров-
ня воспитания, поэтому образовательные и просветительские идеи были для
Богданова не только теорией — он также искал способы для их реализации в
виде рабочих школ и кружков.
Агитационную же деятельность он отделяет от культуры и связывает с
идеологическими задачами, необходимыми для этапа организации рабоче-
го класса. Поэтому для объединения и движения к общей цели действенным
средством выступают лозунги, которые «должны быть кратки и просты, что-
бы массы легко их усваивали; должны быть энергичны и решительны, чтобы
сильнее действовать на чувство, потому что чувство движет массами... Лозун-
ги еще должны быть ясны, точны, определенны» [Богданов, 1917, с. 10].
Отличие и преимущество пролетарской культуры состоит в ее объектив-
ности и истинности — передаче жизненной правды, — то есть всей полноты
содержаний и отношений. Оформление и осознание пролетарской культуры
Ри|озорН са! Гецегз. Ваззап апа. Еигореап Р1а1овче. 2022. о]. 5, по. 4. 241
Ш Память культуры
станет итоговым шагом к организации системы общественных отношений
и ценностей, объединенной единым методом и принципом пролетарского
творчества — сознательно-коллективистическим, а значит, осознанно-то-
варищеским. Как отмечает Богданов, это уже наблюдается в отдельных сфе-
рах: в экономике и политике представлено политическими партиями, про-
фессиональными коллективами, объединенными на началах и принципах,
отличных от существовавших ранее; в науке и философии, где выражение
монизма находим в марксизме. Дальнейшее развитие в новом обществе
связывается с выработкой общей организационной науки. Конечно, вопрос
о значении и содержании науки и в целом познания в творчестве Богдано-
ва является не менее важным и самостоятельным предметом исследования
его наследия.
Осознание, «собирание» пролетариата в единый коллектив, товарище-
ство, организованное согласно принципам создания и развития, прежде всего
в направлении производства и трудовой деятельности, по мысли Богданова,
будет знаменовать собой наступление заключительной, наиболее развитой
формы общественных отношений и культуры — социализма. А социалисти-
ческая революция станет последней в ряду «Великих революций». При этом
сама «революция — это социальная критика и социальное творчество» [Бог-
данов, 1906, с. 271], она преследует организующие и гармонизирующие цели.
Несмотря на то что идеи Богданова определяли путь развития пролета-
риата, представлен он был общечеловеческими ценностями, которые долж-
ны были способствовать созданию гармоничного общества. Но, как показала
история, его проект пролетарской культуры, основанный на началах сотруд-
ничества и развитии способностей членов общества, остался неосуществлен-
ным [Пилюгина, Сидорин, 2021].
Список источников
Богданов А. Искусство и рабочий класс: что такое пролетарская поэзия, о
художественном наследстве, критика пролетарского творчества. М.: Тип. т-ва
И. Д. Сытина, 1918. 779 с.
Богданов А. Уроки первых шагов революции. М.: Тип. Я. Г. Сазонова, 1917.
23 с.
Богданов А. О пролетарской культуре: 1904-1924. Л.-М.: Изд. т-во «Книга»,
1924. 344 с.
Богданов А. Познание с исторической точки зрения. СПб.: Типо-литография
А. Лейферта, 1902. 217 с.
242 Философические письма. Русско-европейский диалог. 2022. Т. 5, № 4.
Пилюгина М.А. А. А. Богданов об организующей роли культуры и искусства №
Богданов А. Революция и философия // Богданов А. Из психологии общества.
Изд. 2-е, доп. СПб.: Электропечатня т-ва «Дело», 1906. С. 269-282.
Конт Огюст. Дух позитивной философии (Слово о положительном мыш-
лении) / пер. с франц. И. А. Шапиро. Ростов н/Д: «Феникс», 2003. 256 с.
Пилюгина М. А., Сидорин В. В. Пролетарская культура как концепция и по-
литическая программа: замысел А. А. Богданова, критика и реализация // Алек-
сандр Александрович Богданов / под ред. М. В. Локтионова. М.: Политическая
энциклопедия, 2021. С. 371-387.
ВеЁегепсе$
ВодЧапоу, А. (1918) 15Ки5$ ло Е габоспй Ка$$: со цаКое рта аагзКауа роетуа,
о КНиаогНезлеппот паеаз1»е, ктика рг9аагзКово Глогсйезгла [Ат апа те Итк-
то С1а5$: И’Паё 15 Ргаатап Роету, арошё АтИзИс Негиаве, Стист ог РгЧеатап
Стеайуйу]. Мозсо\у: Т!р. Т-ма 1. О. $уйпа Ра.
ВодЧапот, А. (1917) Ого регууКИ зпароу геууиЕзй [Гез5оп$ тот {те дгзЕ Черз
оГ{те Кеуошйот]. Мозсом:: Т1рортаВуа Уа. С. Затопоуа Ра].
ВодЧапот, А. (1924) О ргоааг$Ко: КиРиге: 1904-1924 [АРоиё Ргоеатап Сийи-
ге: 1904—1924]. Геплтртаа, Мозсомг: [29а(еРзКое {оуат1Испезхуо “Кива” РиЪ].
ВодЧапот, А. (1902) Рогпаше $ а5ютспезко осн гтетуа [Со йоп от а Е№5-
1опса РотЕ о} Иеил. 51. РаетзРогв: Т1ро-ШортаВуа А. ГеЁема Ра].
ВодЧапоу, А. (1906) “Веуоуцуа 1 ШозоВНуа” [“ВеуоаНоп ап4 РИПозорВу”], т
ВодЧапотх, А. 12 рзЖПо1огй обзйспезгла [Ргот {те Рэуспоову ор5осеУ]. 51. Рщегз-
Биг: Некторесватуа {оуатг1Аспезхта “Пе]о” РаЫ., рр. 269-282.
Копь О. (2003) Рикй родиупот Позоа. ($10уо о рою2пйиеРпот тузШепй) [Тйе
5ргй оГРояйуе РАПозорНу (А Иога арош Розшуе Титкт»)]. Тгапз1. гот (Пе Егепсв
ЬуГ.А. $Вар!го. Возох п/О: “Реп” РаЫ.
РПуиша, М. А., 51Аоттт, У. У. (2021) “РгоеагзКауа КиРсага Как Коп(зерЯуа 1
роййсвезКауа ргозтатттпа: хату$е] А. А. ВодЧапоуа, КМИКа 1 геа|7а(з1уа” [“Рго-
1еаап СиКоге аз а Сопсер{ ап РоПИса1 Ргортат: 1Чеа оЁ А. А. Воёдапох, СИа-
с1$т апа ВеаНтайоп”], т АеКзапаг МеКзапаголясй Вогаапоу [ФМехапаег Мехапато-
сп Возаапо\]. ЕЯ. Ъу М. У. ГоКПопоу. Мозсомг: РоНЯсвезКауа еп{3Поре Фуа РаЫ.,
рр. 371-387.
Информация об авторе: М. А. Пилюгина — кандидат философских наук, на-
учный сотрудник сектора методологии междисциплинарных исследований
человека Института философии Российской академии наук. Адрес: Российская
Федерация, 109240, Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1.
Ри|озорН са! Гецегз. Ваззап апа. Еигореап Р1а1овче. 2022. о]. 5, по. 4. 243
Ш Память культуры
шЕРгтаНоп абопЕ Те ап Пот: М. А. РПупота — РИО ш РНПозорВу, Везеагсй Ее]-
1омг а Ше ОерагипепЕ оЁ Мето9о]обу оЁ Фе Пцега1зс1рПпагу Заду оЁ Мап, 1$8-
ие оЁ РИПозорНу, Каз ап Асадету оЁ 5&епсез. АЧ@гезз: 12/1 бопсвагпауа $54..,
Мозсом 109240, Ваззап РЕедегаНолп.
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
ТВе аи ог де агез по соп1с{$ оРииегез 5.
Статья поступила в редакцию 10.11.2022; ТВе агасе уга$ зари (ед 10.11.2022;
одобрена после рецензирования 30.11.2022; арргоуед аЁег телей ив 30.11.2.022;
принята к публикации 05.12.2022. ассертеа Гог риб|сайол 05.12.2022.
244 Философические письма. Русско-европейский диалог. 2022. Т. 5, № 4.