Научная статья на тему 'Война, революция, агония Серебряного века'

Война, революция, агония Серебряного века Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
14
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Россия / начало ХХ века / Серебряный век / поэзия / литература / живопись / музыка / Russia / early 20th century / Silver Age / poetry / literature / painting / music

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Булдаков Владимир Прохорович

Вопрос о том, умерла ли культура Серебряного века естественной смертью или была уничтожена большевиками с помощью Пролеткульта и авангарда, как ни странно, всё еще является предметом дискуссии. На деле вопрос не столь сложен, если вспомнить, как поэты Серебряного века реагировали на Первую мировую войну. В их среде преобладало ощущение беспомощности: старые культурные ориентиры рушились уже в силу того, что в них весьма сильны были элементы эстетической ностальгии. Культурный шок породил и футуризм — как западный с его культом «освобождающей» войны, так и отечественный, отмеченный радикальным пацифизмом. Нельзя забывать, что Серебряный век российской культуры при всей его противоречивости был ориентирован на этос западного Просвещения, который с началом Первой мировой войны потерпел выразительный крах. С другой стороны, элитарные основания Серебряного века подрывались массовой культурой, не говоря уже об охлократии, воцарившейся в 1917 году. Что касается Пролеткульта, то в своих эстетических основаниях он был слишком слаб для сокрушения «отжившей» культуры. Большевики, если вспомнить позицию Л. Троцкого, также не спешили расправиться с «буржуазным» культурным наследием. В общем, Серебряный век болезненно угасал вместе с судорогами всей эпохи Просвещения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

War, Revolution, Agony of the Silver Age

The question of whether the culture of the Silver Age died a natural death or was destroyed by the Bolsheviks with the help of the Proletkult and the avant-garde, is still a case of debate. In fact, the question is not so complicated, if we recall how the poets of the Silver Age reacted to the First World War. A feeling of helplessness prevailed among them: the old cultural landmarks were already collapsing due to the fact that elements of aesthetic nostalgia were very strong in them. Futurism also gave rise to culture shock, both Western, with its cult of “liberating” war, and domestic, marked by radical pacifi sm. We must not forget that the Silver Age of Russian culture, for all its inconsistency, was oriented towards the ethos of the Western Enlightenment, which suffered an expressive collapse with the outbreak of the First World War. On the other hand, the elite foundations of the Silver Age were undermined by mass culture, not to mention the ochlocracy that reigned in 1917. As for the Proletcult, in its aesthetic foundations it was too weak to crush the “obsolete” culture. The Bolsheviks, if we recall the position of L. Trotsky, were also in no hurry to deal with the “bourgeois” cultural heritage. In general, the Silver Age was painfully fading away along with the convulsions of the entire Enlightenment.

Текст научной работы на тему «Война, революция, агония Серебряного века»

Булдаков В.П. Война, революция, агония Серебряного века №

р]

Е

а

>

м

=

[23

=

<

=

Философические письма. Русско-европейский диалог. 2022.Т. 5, № 4. С. 159-182.

РЕ|озорЫса1 Гецегз. Визяап ап@ Еигореап П1а]обче. 2022. Уо1. 5, по. 4.Р. 159-182.

Научная статья / Ога] ага‹е

УДК 94(4)»1914/19

901:10.17323/2658-5413-2022-5-4-159-182

ВОЙНА, РЕВОЛЮЦИЯ,

АГОНИЯ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА

Владимир Прохорович Булдаков

Институт российской истории

Российской академии наук,

Москва, Россия, Кигопеко@И$.ги

Аннотация. Вопрос о том, умерла ли культура Серебряного века естествен-

ной смертью или была уничтожена большевиками с помощью Пролеткульта

и авангарда, как ни странно, всё еще является предметом дискуссии. На деле

вопрос не столь сложен, если вспомнить, как поэты Серебряного века реагиро-

вали на Первую мировую войну. В их среде преобладало ощущение беспомощ-

ности: старые культурные ориентиры рушились уже в силу того, что в них

весьма сильны были элементы эстетической ностальгии. Культурный шок по-

родил и футуризм — как западный с его культом «освобождающей» войны, так

и отечественный, отмеченный радикальным пацифизмом. Нельзя забывать,

что Серебряный век российской культуры при всей его противоречивости был

ориентирован на этос западного Просвещения, который с началом Первой ми-

ровой войны потерпел выразительный крах. С другой стороны, элитарные ос-

нования Серебряного века подрывались массовой культурой, не говоря уже об

охлократии, воцарившейся в 1917 году. Что касается Пролеткульта, то в своих

© Булдаков В. П., 2022

Ри|озор са! Тецегз. Ваззап апа. Еигореап Р1а1овче. 2022. о]. 5, по. 3. 159

Ш Память культуры

эстетических основаниях он был слишком слаб для сокрушения «отжившей»

культуры. Большевики, если вспомнить позицию Л. Троцкого, также не спе-

шили расправиться с «буржуазным» культурным наследием. В общем, Сере-

бряный век болезненно угасал вместе с судорогами всей эпохи Просвещения.

` >

]-=2 Ключевые слова: Россия, начало ХХ века, Серебряный век, поэзия, лите-

ратура, живопись, музыка

Е Ссылка для цитирования: Булдаков В. П. Война, революция, агония Сере-

бряного века // Философические письма. Русско-европейский диалог. 2022. Т. 5,

№4. С. 159-182. Ч901:10.17323/2658-5413-2022-5-4-159-182.

Метоту орСийиге

МТАК, КЕУОГОТТОМ, АСОМУ ОЕ ТНЕ $ПУЕК АСЕ

Мани: Р. Ви!ЧаКоу

ТВе шз@цие оЁ Каз ап Н1$огу оЁ Те Виззап Асадету оЁ $<епсез,

Мозсом, Ваза, Кагопеко@и$ га

Арзтасе. ТПе даез@оп оЁ мтешег Ше сиЦоге оЁ Фе $Пуег Аве Че а паага!

Деа 1 ог мгаз Чеягоуе Бу Ме Во]3Неу $ у Ше Нер оЁ Ме Рго]ека{ ап Фе

ауапераге, 1$ ЗИ а сазе ог д4ерае. т Фасф, Ме даезйоп 1$ по $0 сотр|саед, 1 ме

гесаП Ном’ Пе рое{$ оЁ Ше $Пуег Абе геацеЯ {о Ше Р!г$( Мой М/аг. А ЕееПп8 оЁ

Вереззпез$ ргеуаПеЯ атопф Шет: пе о] си[бага] 1апЯтагК$ мгеге атеаду со]-

1арзт$ ие © Ше ГасЕ Та @етет{$ оЁ аез Мейс поза] а угеге уегу гоп; т Фет.

Райли1зта а10 вауе г1зе © сиаге зПоск, Бо \М!ечегп, м 165 си оЁ “Пегайпт8”

угаг, ап ЧотезИс, тагке@ Бу гаЯ1са1 раст. Ме туз по( юге! ТаЕ Ше ЗПуег

Абе оЁ Ваз1ап собоге, Гог аП $ 1псоп$1епсу, мгаз опете4 (оугага$ Ше ео0$ оЁ Фе

М’ецеги Ей епттепь м 1сВ заЁеге4 ап ехргез$хе соПарзе м Пе ом@геаК оЁ

(Пе Р1г$1 Гоа МУаг. Оп Ше оШег Папа, те еще Гоипдайопз оЁ {Пе 5Пуег Абе ууеге

ипдегтте4 Бу таз$ саоге, по {о тепНоп Фе осН]осгасу ПаЕ гевптей т 1917. Аз

Гог Фе Рго]е& со, ш ($ аезФецс гочп4аНоп$ Ц уаз оо мгеаК то сгозИ Фе “оБзо]ве”

сиоге. Тре Во]3Не\у1К$, 1Ё мге гесаП Фе роз1Иоп оЁТ.. Тго($Ку, мгеге а]1зо т по Ваггу

(0 Чеа] мл Ше “Ъотгвео1$” са Кага] ПегКабе. т бепега1, Ме 5Пуег Аве мгаз рат Шу

Га тё а\мгау а1опё мл Ше сопуц]$10п0$ ОЕ Фе епйге Епй\Мептепе.

160 Философические письма. Русско-европейский диалог. 2022. Т. 5, № 3.

Булдаков В.П. Война, революция, агония Серебряного века №

ь . . . .:

]-=2 Кеумог@$: Ваза, еайу 20% сепеагу, $Иуег Аве, роегу, Шегаеаге, рати,

710$1с

Е Рог сЦайоп: ВыЧакох, У. Р. (2022) “Маг, Веуоайоп, Абопу о{ Ше $Пуег Аве”,

РАПозортса! ГеЦет$. Кизяап апа Еигореап Глаюртие, 5(4), рр. 159-182. (т Вч3$.).

Ч01:10.17323/2658-5413-2022-5-4-159-182.

бычно Серебряный век русской культуры связывают с именами А. Бло-

ка и А. Ахматовой, 3. Гиппиус и Д. Мережковското, а также целой пле-

ядой живописцев, чье творчество так или иначе отражали журналы

«Мир искусства» (1898-1904, С. Дягилев, А. Н. Бенуа), «Весы» (1904—1909, С. А. По-

ляков), «Золотое руно» (1906-1909, Н. П. Рябуштинский), «Аполлон» (1909-1917,

С. К. Маковский). Выделяют и творчество таких философов, как Н. А. Бердяев и

П. А. Флоренский. Такое представление утвердилось под влиянием эмигрант-

ской ностальгии, антиподом которой стали советские «антидекадентские» ин-

вективы. Несомненно, знаковый образ Серебряного века определяли модерн и

символизм. На деле явление было шире и захватывало буквально все области

культурной жизни с 1890-х до 1917 года.

В данном случае разговор пойдет не о поэтике Серебряного века, а о вну-

тренних факторах, взламывающих его и без того нестойкие устремления. И в

советское, и в постсоветское время считалось, что к октябрю 1917 года русское

искусство оказалось в состоянии творческого кризиса, о чем писали и худо-

жественные критики, и сами художники [Лапин, 1983; Манин, 2008]. Но такая

точка зрения уязвима своей безальтернативностью, связанной с событиями

войны и революции. В связи с этим возникает вопрос: насколько органичным,

жизнеутверждающим и телеологичным был Серебряный век изнутри? Могли

он измениться и изменить культурное лицо России соответственно новым об-

щественным запросам и вызовам эпохи? Как смотрели на происходящее сами

его участники? Насколько они были «самокритичны»?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Объективно тогдашняя культура была призвана изменить мироощуще-

ния людей посредством искусства. Однако еще В. С. Соловьев уловил склон-

ность наиболее заметных ее представителей к манерничанью и экзотике.

«Мандрагоры имманентные / Зашуршали в камышах, / А шершаво-декадент-

ные / Вирши в вянущих ушах» [Соловьев, 1990, с. 101], — так звучали его па-

родийные стихи (1895). Это было похоже на окончательный приговор без-

вкусию, возведенному в поэтический стиль. Между тем творческие поиски в

России, ринувшейся в буржуазную современность, продолжились, причем с

Ри|озор са! Тецегз. Ваззап апа. Еигореап Р1а1овче. 2022. о]. 5, по. 3. 161

Ш Память культуры

оглядкой на традицию, включая самодеятельное народное творчество [Очер-

КИ ..., 2022. С. 9].

Еще перед войной говорили, что «вся ретроспективность литературы и

искусства, показывая отдельные замечательные дарования, свидетельству-

ет об исключительном убожестве современной России» [Врангель, 1913, с. 6.

Цит. по: Новые книги ... , 1913, с. 84]. Но одновременно признавалось, что

«футуризм есть нечто большее, чем школа, основанная в Италии по прихоти

одного миланского поэта-фабриканта... Смысл и неоспоримая новизна его в

таком полном, совершенном, огульном, краеугольном и основополагающем

отрицании прошлого, какого еще не было прежде. Футуризм есть

благоговение перед будущим». А перед войной становилось «жутко от чего-

то уродливо нового: колеблется последняя наша твердыня — искусство: от-

рицание прошлого проникло впервые в последнее святилище» [Чудовский,

1913, с. 25-26, 30]. Нет ли в этом чрезмерной доли самооговора?

Уже в эмиграции С. К. Маковский, редактор наиболее авторитетного худо-

жественно-критического журнала «Аполлон», по-своему оценил достижения

Серебряного века. «Странную, бесконечно пеструю картину представляла рус-

ская живопись... — утверждал он. — Иностранцы еще пожалеют, что так мало

интересовались культурой предреволюционной России. Зрелище было един-

ственное в своем роде, соответствовавшее тому поистине небывалому смеше-

нию языков, и в социальных отношениях, и во всем духовном и материальном

укладе жизни, которое царило у нас в конце злополучного государствования

Николая П». При этом новаторство находило свою публику. Что двигало этим

процессом? По его мнению, это была «русская анархия с бесчисленными “пре-

тендентами”, эти контрасты в технике и в духе искусства, эта неувядаемость

давно осужденных пережитков и смехотворных провинциализмов и этот фана-

тический натиск новаторов “море по колено”'!.. С одной стороны, это неистощи-

мый вкус к стилю и стилям, изысканные праздники театрального декоратор-

ства, возрождение старины, своей и чужеземной, народного кустарничества,

религиозной живописи, ампирной классики, итальянского Ренессанса, и с дру-

гой — упорный эпигонизм, какого не знал мир, безнадежное повторение задов!

И рядом... сосуществование утонченности... и принципиальной корявости,

консерватизма непробудного и своеволия безудержного, европейства и азиат-

чины, космополитизма, народничества, декадентства, кубизма, классицизма,

импрессионизма, византийства, футуризма... все это столпотворение живо-

писи могло случиться только в России и только в ХХ веке» [Маковский, 1999,

с. 108—110]. В общем, это было эстетизированным отражением противоречий

тогдашней империи, словно разрывавшейся между прошлым и будущим.

162 Философические письма. Русско-европейский диалог. 2022. Т. 5, № 3.

Булдаков В.П. Война, революция, агония Серебряного века №

Дело в том, что в живописи, помимо торжествующих мирискусников,

продолжали свое существование нелюбимые ими передвижники и даже ака-

демисты. Непроизвольное смешение стилей проявило себя практически во

всем вопреки «направленческой» нетерпимости авторов. Нечто подобное

происходило в идейно-политической жизни, отмеченной поворотом от на-

родничества к марксизму. При этом последний в его струвистском (а не ле-

нинском) варианте отнюдь не претендовал на звание «единственно верной

теории», а, напротив, нацеливался на усвоение всего многообразия русского и

европейского философско-социологического наследия. На этом фоне прояви-

ла себя мода на ницшеанство. «Одну половину Ницше взяли босяки, другую

наши декаденты-оргиасты», — иронизировал Д. Мережковский [Мережков-

ский, 2018, с. 44].

В общем, Серебряный век питался противоречивыми философскими исто-

ками и установками, связанными с общественными — как российскими, так

имировыми — стрессово-эмоциональными поветриями. Продолжалось столк-

новение славянофильских и западнических интенций. Логика и эстетика, рас-

чети эмоции формировали невидимый симбиоз, определившгий дух боязливо-

го обновления.

Вопреки сложившимся представлениям, очертить границы Серебряного

века даже в узком («модернистском») смысле слова затруднительно. В данном

случае этого не требуется: задача настоящего текста показать, в какой степени

Серебряный век соответствовал вызовам времени. Чем был этот «век»: «лебе-

диной песней» старой культуры или преждевременным всплеском русского

Модерна? И с чем связано его окончание: с самораспадом или большевистской

революцией?

Всё тогдашнее культурное общество жило смутными ожиданиями: то ли

«великого переворота» (Л. Н. Толстой), то ли «века духовного обновления»

(М. А. Горький), то ЛИ «новой, неведомой культуры, которая с нами возникает,

но и нас же отметет» (С. П. Дягилев) [Россия в Великой войне ... ‚, 2014, с. 140].

Примечательно, что позднее Дягилев, с одной стороны, потянулся к «истокам»

с помощью И. Стравинского и С. Прокофьева, с другой — контактировал в Ита-

лии сФ. Т. Маринетти [Прокофьев, 2017, с. 551-552, 556].

Ситуацию в художественной жизни довольно точно охарактеризовал

Л. Бакст: «Мы были свидетелями необыкновенного в истории искусств явле-

НИЯ. За последние двадцать пять лет перед нашими глазами прошло (в одиноч-

ных случайных картинах курьезнейших художников) как бы “обозрение” всех

живописных школ за время с ХШсо и до ХГХ-го века» [Бакст, 1909, с. 74]. Дей-

ствительно, сколько было даровитых художников — столько и направлений.

Ри|озор са! Тецегз. Ваззап апа. Еигореап Р1а1овче. 2022. о]. 5, по. 3. 163

Ш Память культуры

Что лежало в основе происходящего? Некоторые, как водится в переломные

времена, пытались морализировать. «Грех и порок сделались новыми идола-

ми современности», — утверждал искусствовед Н. Н. Врангель еще в 1909 году

[Врангель, 1909, с. 33]. Эсхатологическую тему продолжил Л. Бакст: «Катаклизм

уже совершился — скажу в ответ художнику, предвидевшему катаклизм, —

мы его только прозевали» [Бакст, 1909, с. 46]. Впрочем, против алармизма по-

добного склада еще в 1906 году возражал А. Блок. «Литературы великих миро-

вых эпох таят в себе присутствие чего-то страшного, то приближающегося, то

опять отходящего... — отмечал он. — Так кажется иногда в наше время; но это

обманчиво. То, что имеет подобие смерча, есть только дикий вопль души оди-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

нокой, на миг повисшей над бесплодьями русских болот... И, может быть, ни

одна литература не пережила в этой трепетной точке стольких прозрений и

стольких бессилий, как русская» [Блок, 1906, с. 111]. Возникает вопрос: считал

ли Блок, что его «Возмездие» также было навязано обманчивыми представле-

ниями о происходящем в России?

Жизнеспособность всякого явления культуры наиболее отчетливо прояв-

ляет себя в переломные моменты истории. В этом смысле происходящее не

внушало оптимизма. В мае 1914 года Н. Врангель утверждал: «Все, что мы го-

дами стараемся создать, лишь сверхкультурная, упадочная погоня за пережи-

ваниями дегенеративной эпохи. В лучшем случае прощальный взгляд умира-

ющего на свою жизнь. Это бы объяснило наш эстетический эклектизм... В нас

нет собственной формальной воли, эстетическое сознание в нас лишь ретро-

спективный процесс» [цит. по: Зубов, 2004, с. 42]. Получалось, что российская

культура пародировала общеевропейский упадок.

По-своему дополнял такие представления И. Северянин: «К началу вой-

ны европейской / Изысканно тонкий разврат, / От спальни царей до лакей-

ской, / Достиг небывалых громад...». Результат «свирепствования» декадентов

и кривлянья «изнервленных поэтесс» не замедлил сказаться: «Как следствие

чуши и вздора — / Неистово вверглись в войну. / Воскресли Содом и Гоморра,

/ Покаранные в старину» [Северянин, 1990, с. 44—46]. Это было похоже на само-

критику.

Первая мировая война выявила морально-эстетическую неуверенность

корифеев тогдашней культуры. Последовали новые «саморазоблачительные»

заявления: «Расколотость социального организма и длительная аморфность

отдельных общественных классов... были главной причиной той внезапности

и кажущейся беспричинности, ..которые столь типичны для общей смены

умственных течений конца минувшего века и начала века настоящего». Это

связывалось с тем, что русское искусство «запаздывало». В силу этого «русской

164 Философические письма. Русско-европейский диалог. 2022. Т. 5, № 3.

Булдаков В.П. Война, революция, агония Серебряного века №

литературе пришлось пережить свое освобождение от биологии, социологии,

политической экономии, статистики и этнографии, а русскому искусству надо

было освободиться от всего этого и еще от словесности, в частности — от пу-

блицистики» [Гидони, 1915, с. 18].

Правда, Г. Иванов утверждал, что с началом войны «по поэзии прокатилась

волна прекрасной бодрости, трезвого и радостного воодушевления...» [Иванов,

1914, с. 52]. Это было похоже на попытку выдать желаемое за действительное.

Тогдашний поэтический патриотизм носил вымученный характер, отмечен-

ный поверхностной германофобией и славянофильскими иллюзиями. Поэты

воспроизводили стандартные шапкозакидательские клише и геополитиче-

ские прожекты (особенно касающиеся завоевания черноморских проливов), не

стеснялись восторгаться разгромом германского посольства [Садовской, 1914,

с. 13]. У некоторых это вызвало отторжение. 3. Гиппиус отмечала, что моло-

дые поэты устремились в военную тематику, «надрываясь в патриотизме». «И

старые туда же... — добавляла она. — ...Мне пришлось делать доклад в нашем

Р.[елигиозно]-ф.[илософском] обществе, где я доказывала, что всякая война —

снижение общечеловеческого уровня. Мне два вечера возражали» [Гиппиус,

1991, с. 294]. В августе 1914 года она советовала поэтам помолчать в «часы не-

оправданнотго страдания», а в 1915 году констатировала, что «военный жар ис-

чез» [Гиппиус, 1996, с. 70, 772, 77]. Свое отношение к пропагандистской лихорадке

она выразила так: «Как противна наша присяжная литература. Завопила, как

зарезанная, о войне с первого момента. И как бездарно, один стыд сплошной...»

[Гиппиус, 1982, с. 114]. Между прочим, сама Гиппиус попыталась выступить на

патриотическом поприще. Г. Иванов отмечал «туманно и неряшливо написан-

ное стихотворение г-жи Гиппиус» [Иванов, 1914, с. 58]. Это было справедливо

и по отношению к самому Г. Иванову: люди Серебряного века были весьма не-

устойчивы в своих этических основаниях [Ву 9акКох, 2014, р. 25-52].

Своеобразную дань тогдашней германофобии отдали архитекторы. Еще

до войны российских деятелей культуры возмущало построенное в 1912 году

немецким конструктивистом П. Беренсом здание германского посольства на

Исаакиевской площади. Теперь было заявлено, что этот «крикливый, неуклю-

жий ратуепи претенциозно вышел в первый ряд и своим серым видом сразу

нарушил красоту места». Беренс «хотел представить мировое государство, де-

ловое и мощное своей грубо-физической силой». А поскольку немцы намерен-

но снабжают Россию «дешевым и плохим искусством», то надо отказаться от

их работ, отдавая предпочтение произведениям французов и англичан [Очер-

КИ ..., 2022, с. 283]. Как известно, 22 июля 1914 года здание посольства подвер-

глось разгрому «патриотичной» толпой.

Ри|озор са! Тецегз. Ваззап апа. Еигореап Р1а1овче. 2022. о]. 5, по. 3. 165

Ш Память культуры

Обнаружилась еще одна характерная тенденция. В марте 1915 года было

образовано Общество возрождения художественной Руси. Инициатором его

создания стал кн. А. А. Ширинский-Шихматов, доказывавитий, что Петербург

был и остается «нерусским» городом, а потому нужно бороться за «родную ста-

рину» путем распространения в народе знаний о русской истории и русском

искусстве. Среди членов общества преобладали аристократы и сановники.

они предлагали ввести преподавание истории искусств в школе, собирались

заняться собиранием памятников русского прикладного искусства [РГИА.

Ф. 793. Оп. 1. Д. 2. Л. 1, 10, 214, 217, 240, 249-253; Д. 16. Л. 1-18]. Примечательно,

что с обществом сотрудничали архитекторы, известные своими церковными

работами, — А. В. Щусев, П. П. Покрышкин, В. А. Покровский, С. С. Кричинский

[Очерки ... ‚ 2022, с. 285].

«Есть что-то неприятное и мучительное в слишком легком, благодушном,

литературно-идеологическом отношении к войне», — полагал Н. А. Бердяев

[Бердяев, 1990, с. 44]. В свою очередь, А. Белый упрекал его за несвоевремен-

ность рассуждений о «Душе России» — это, как и «хлесткие рефераты», пред-

ставлялось ему «пустопорожним занятием» [Андрей Белый и Иванов-Разум-

НИК... , 1998, с. 51]. Однако поиски народной «души» захватили и художников.

Известно масштабное полотно М. В. Нестерова «На Руси (Душа народа)». На

нем, словно в едином порыве, выступают реальные люди и полумифические

персонажи (Л. Н. Толстой, В. С. Соловьев, Ф. М. Достоевский, а также Иван Гроз-

ный, боярыня Морозова и др.). Впереди них непорочный отрок и медсестра,

ведущая слепого солдата. Зрители, однако, не приняли картину — то ли вой-

на требовала иной стилистики, то ли мешало ощущение общественной разоб-

щенности.

Подобные заключения могут показаться субъективными. Но есть и доста-

точно объективный критерий. Дело в том, что всю европейскую творческую

среду захватила волна воинственно-романтичного патриотизма: во Франции

на полях сражений погибло более 200 поэтов, в том числе — Шарль Пеги, вос-

певавший культ национальной жертвенности. Но первым 22 августа пал Жан

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аллар Меюс, молодой питомец Сен-Сирской военной школы. Перед отправкой

на фронт он прочел своим товарищам оду «Завтра», содержащей характерные

строки: «Мы ждали сорок лет», и убедил их пойти в атаку в белых перчатках и

с бело-красными султанами на кепи. 23 апреля 1915 года в Галлиполи был убит

Руперт Брук — молодой поэт-лирик, чья преданность «доброй старой Англии»

граничила с танатоманией. Гибли не только поэты. На войну пытались отпра-

виться Франц Кафка и 44-летний Анри Матисс. Стефан Цвейг стал офицером

Управления пропаганды австро-венгерской армии. В марте 1916 года погиб не-

166 Философические письма. Русско-европейский диалог. 2022. Т. 5, № 3.

Булдаков В.П. Война, революция, агония Серебряного века №

мецкий экспрессионист Франц Марк. Этот доброволец немного не дождался

возврата с фронта в числе тех деятелей культуры, чье творчество было при-

знано существенно важным для нации. Глядя на его полотна, трудно вообра-

зить, что именно он заявлял, что «война станет прорывом к новой Европе, про-

рывом, пусть даже и жестоким, но благотворным» [Тарту, 1917]. Очень многие

готовы были умереть за «будущее» Европы (которое виделось, естественно, с

позиций «своего» культурного гегемонизма).

Что касается российских поэтов, художников, музыкантов — от Владими-

ра Маяковского до Сергея Прокофьева, — то они в большинстве своем стара-

лись «откосить» от армии или «пристроиться» подальше от передовой. Впро-

чем, власть не нуждалась в их патриотизме (в крикунах не было недостатка).

Исключений в творческой среде было немного. Современники отмечали ра-

боты архитектора Л. Сологуба, добровольцем ушедшего на войну и оставив-

шего своего рода визуальный дневник военных будней [Р-в, 1916, № 2, с. 37].

На моральной высоте творчества оставался Николай Гумилев, представший

«человеком войны». Но в массе своей российская творческая элита, как и вся

интеллигенция, тешила себя иллюзиями о «всенародном патриотическом

подъеме». Пророческие слова А. Блока: «Здесь вместо храбрости нахальство,

а вместо подвигов — психоз», — словно не были услышаны. А сам Блок пред-

почитал многозначительное, как казалось, молчание. В марте 1916 года в Мо-

скве в Художественном театре началась подготовка к постановке его драмы

«Роза и крест», репетиции с перерывами длились до 1918 года, но пьеса так и

не была поставлена. Писали, что она «выходила какой-то мертворожденной»

[Добужинский, 1976, с. 371].

В это время достигла зенита звезда И. Северянина, удостоившегося не-

гласно титула «короля поэзии». По словам А. Вертинского, бешеным успе-

хом у публики пользовались следующие строки: «Тогда ваш нежный, ваш

единственный, я поведу вас на Берлин» [Вертинский, 1991, с. 92]. Это уже

напоминало апофеоз абсурда. Менялось отношение к футуристам. Незадол-

го до Февраля на выставке «Бубнового валета» в Москве побывал пацифист

М. Горький. Его впечатлила картина Д. Бурлюка «Татары 1224 года — пир по-

бедителей на трупах побежденных (Батый)». «Страшную картину Вы, Давид

Давидович, написали», — заявил он автору [Воспоминания Д. Д. Бурлюка о

А. М. Горьком, 1964, с. 53].

Тем временем организовывались аукционы и выставки. Не обошлось без

фальши (В этом не без оснований упрекали И. Репина) и откровенной халтуры.

Указывали на характерный случай: «Превративитий себя из автора античных

картин с голыми телами в художника-патриота Иван Порфиров также воспел

Ри|озор са! Тецегз. Ваззап апа. Еигореап Р1а1овче. 2022. о]. 5, по. 3. 167

Ш Память культуры

войну в смехотворной по безграмотности и наивности “символизма” картине

“Смертный бой” (“Русь святая и лютый враг”)». Критики недоумевали: «Поче-

му среди других бездарных и безграмотных произведений оказан такой почет

картине г. Порфирова...» [Р-в, 1916, № 3, с. 47; № 4-5, с. 72]. Тем не менее о его

творчестве в комплиментарном ключе высказались «Биржевые ведомости».

Мнения разделились, но члены Академии художеств вынесли отрицательный

вердикт. На фоне эстетического разброда А. Н. Бенуа в 1916 году пессимистично

оценивал перспективы высокой культуры. Даже выставка «Мира искусства»

вызвала у него ощущение тотального упадка: «Все падает!» [Бенуа, 2003, с. 32].

Появились элементы псевдонародного стиля. С. Маковский отмечал: «“Луб-

ком” заразилась живопись, и мало-помалу стерлись границы, отделяющие ее

от книжной графики, от театрального макета... В смысле “огрубления” живо-

писи трудно идти дальше» [Маковский, 1916, с. 12].

Бросалось в глаза и другое. «Возможно ли поверить, чтобы в такие годы,

как 1914-1916, русские художественные деятели увлеклись до ожесточения

вопросами почти схоластическими, утонченной и никчемной софистикой?»

[Дмитриев, 1916, с. 64] — недоумевал критик.

Разумеется, были исключения. На фоне лубочно-патриотического бума вы-

делялась серия литографий авангардистки Н. Гончаровой «Мистические об-

разы войны». Так, ее «Архистратиг Михаил» (1914) стилистически напоминал

работы народных художников-самоучек. Однако критики неоднозначно вос-

приняли предложенные ею апокалиптические реминисценции. Люди видели

то, что хотелось видеть; спектр восприятия отражал уровень общественного

смятения.

Многие художники, включая модернистов, обращались к сказочно-герои-

ческим образам. Самым распространенным из них стал Георгий Победоно-

сец (нечто подобное наблюдалось и в английском, и в немецком искусстве).

У В. Кандинского («Святой Георгий и дракон», 1915) герой-богатырь защищает

царевну от притаившегося в пещере Змея Горыныча. В картине К. Петрова-

Водкина «Жаждущий воин» (1915) святой Георгий предстал в виде мальчика-

всадника, изтотовившегося убить притаившгуюся змею [Еззетт, 1916, с. 51]. Этой

же теме посвятил свое стихотворение Г. Иванов.

Ощущение судьбоносности эпохи особо отразилось в творчестве П. Фило-

нова. Картины «Германская война» и «Цветы мирового расцвета» утверждали

крах прежней эпохи и зарождение нового мира. К. Малевич сделал «Черный

квадрат» символом конца старого мира и его культуры. Впрочем, А. Бенуа уви-

Дел в этой «иконе» нового искусства «царство уже не грядущего, а пришедшего

Хама» [Речь, 1916].

168 Философические письма. Русско-европейский диалог. 2022. Т. 5, № 3.

Булдаков В.П. Война, революция, агония Серебряного века №

В декабре 1915 года супрематическая выставка «0,10» породила характер-

ные аллюзии. Один из зрителей отмечал: «Я расхаживал по выставке 0,10 и

все вспоминал: да, где это я видел такие разбитые “кувшины”, такие углова-

тые “контррельефы”... И вот я вспомнил: точно такие же дома с выпотрошен-

ной внутренностью я видел на фронте в сфере действия шрапнельного огня...

Превращение живой природы в мертвую. Таков, очевидно, девиз футуризма

и принцип войны» [цит. по: Крусанов, 1996, с. 651]. Современные культуроло-

ги смотрят на «Квадрат» птире, связывая его с мистикой К.-Л. де Сен-Мартена

[Очерки ... ‚ 2016, с. 616]. На деле картина скорее выражала презрение ко всему

старому в искусстве и доверие к грядущей — революционной — свободе твор-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

чества.

Ожидания надвигавшейся революции непроизвольно преломились в

некоторых полотнах «московского цикла» В. В. Кандинского. Его поняли по-

своему. Художник признавался: он хотел передать «лучший московский час»,

симфонию Москвы, «торжественный крик забывшего весь мир аллилуйя». Од-

нако потомки разглядели в его работе «апокалипсический образ катастрофы,

видение рушащегося мира» [Смутное, 2017, с. 206]. В сознании зрителей отча-

яние подавляло надежду. Были и другие крайности. Б. М. Кустодиев в карти-

Не «27 февраля 1917 года» показал Вознесенскую площадь с толпой прихожан,

грузовиком с вооруженными солдатами с красным флагом и массой зевак. Ре-

волюцию он воспринял как праздник [Эткинд, 1968, с. 36].

Разумеется, война сдержала некоторые художественные начинания. Так,

цензура из 2001 пьесы, поступившей в 1914 году, запретила 202, а из 1916-ти в

1915 году — 185 пьес [Очерки ..., 2022, с. 14-15]. Не было реализовано несколько

значительных архитектурных проектов (в том числе А. В. Щусева, В. А. Щуко и

др.) [там же, с. 279]. Впрочем, архитекторы вкупе с театральными деятелями,

как наиболее сервильные деятели культуры, на идейные манифестации Сере-

бряного века влияния не оказывали.

После Февраля последовала череда съездов деятелей культуры — совер-

шенно аналогично всеобщим самоорганизационным процессам. Всё это сопро-

вождалось спорами и ссорами, не говоря уже о подковерных интригах. Смысл

устремлений был понятен: объединить творческую элиту под определенным

знаменем. Но если М. Горький рассчитывал сделать это на единой «демокра-

тической» основе, то А. Бенуа претендовал на ведущую роль «Мира искусства».

«Художественный мир не отличается ни особой мудростью, ни особой куль-

турностью, отражает он лишь относительно незначительную часть русской

души... — утверждал Бенуа. — Однако он может служить и довольно ценным

показателем здоровья этой души. И вот оказывается, что этот “термометр” по-

Ри|озор са! Тецегз. Ваззап апа. Еигореап Р1а1овче. 2022. о]. 5, по. 3. 169

Ш Память культуры

казывает лихорадку, какой-то пьяный бред! Да и вовсе не что-либо фантасти-

чески пламенное, бешеное, яркое, а просто одну пошлость и гротеск. Ноздрев-

щина и смердяковщина перепутаны с чичиковщиной и хлестаковщиной»

[Бенуа, 2003, с. 1774].

Организационная сумятица поражала. Повсеместно обнаруживались ли-

деры, готовые возглавить то или иное начинание. Тон задавали наиболее эмо-

циональные из них. 4 марта литераторы и художники, близкие М. Горькому

(около 50 человек), выступили инициаторами создания совещания по делам

искусств, председателем которого выдвинули его, а его заместителями —

А. Н. Бенуа и Н. К. Рериха [Маковский, 1917, с. 1; Р-в, 1917, с. 65; Купцова, 2007,

с. 171-172]. Однако этим оказались недовольны «левые» по главе с В. Мейер-

хольдом, привлекшим на свою сторону С. Прокофьева. 10 марта их делегация

во главе с Сологубом отправилась в Зимний дворец, где их принимал Ф. А. Го-

ловин, бывший председатель 2-й Государственной думы, назначенный комис-

саром над бывшим министерством императорского двора. Сологуб доказывал,

что такие слова, как «организация», «организованность», «общество», при-

обрели теперь чрезвычайный вес. Головин с этим, естественно, соглашался

[Прокофьев, 2017, с. 83]. В результате переговоров вроде бы образовался «союз

художественных, театральных, музыкальных и поэтических обществ, изда-

тельств, журналов и газет», объединявший 150 организаций, выступавший

под лозунгом «Свобода искусству». 12 марта в Михайловском театре прошел

четырехчасовой митинг. Сообщали, что это был «бесшабашный русский спор,

который... не щадит ни чувства меры, ни личных самолюбий». Организаци-

онные распри казались нескончаемыми: в помещении Института истории

искусств графа Зубова под председательством С. Ф. Ольденбурга состоялось со-

брание представителей петроградских художественных обществ и организа-

ций, комиссии Горького, театров и консерватории. Была принята резолюция

об учреждении специального ведомства по делам изящных искусств, тут же

возникло 7 комиссий по делам отдельных искусств. В Академии художеств

поспешили пересмотреть свой устав, а 27 марта предложили создание особо-

го органа по делам искусств, который, естественно, собирались возглавить.

общество архитекторов-художников устроило свое собрание (были предста-

вители 45 организаций). Наконец, 12 марта в Михайловском театре под пред-

седательством, что примечательно, кадета В. Д. Набокова состоялся грандиоз-

ный форум, на котором выступило 40 ораторов. Среди резолюций выделялось

предложение о созыве Всероссийского учредительного собрания деятелей ис-

кусства. Однако на выборах руководящего органа ни один из кандидатов не

прошел [Маковский, 1917, с. П; Р-в, 1917, с. 67—69]. Ситуация отражала тогдаш-

170 Философические письма. Русско-европейский диалог. 2022. Т. 5, № 3.

Булдаков В.П. Война, революция, агония Серебряного века №

нее состояние общественности, упорядочить которое вряд ли могли либераль-

ные политики.

«В первый раз я увидел то, что называется “революционным настроени-

ем” или “революционным возбуждением”... оно не оказалось хотя бы чем-то

внушительным, эффектным, а просто... самым настоящим “зверинцем”»! —

писал А. Бенуа. Интересно, что на этом фоне сам Бенуа проталкивал идею соз-

дания Министерства изящных искусств (о том же он говорил еще в 1905 году).

И это предложение встречало основательную поддержку [Бенуа, 2003, с. 173].

Примечательно, что одним из инициаторов этого проекта был академик ар-

хитектуры А. И. Таманов. «Он уверовал в то, что отныне в России все должно

происходить согласно “нормам общественности” и все должно подчиняться

арифметике голосования и проходить через контроль так называемого обще-

ственного мнения» [там же, с. 174], — свидетельствовал Бенуа.

Творческие союзы плодились как грибы. При этом люди, считавшиеся ин-

дивидуалистами, применительно к взаимоотношениям Власти и Художника

чаще придерживались патерналистских установок. А в целом знаковые фигу-

ры Серебряного века «потерялись» среди революционных горлопанов и про-

ходимцев.

29 марта в Киеве «веховец» М.О. Гершензон выступил с публичной лекцией.

«Современная культура есть ни что иное, как беспредельная рационализация

жизни, — доказывал он. — Разум... требует себе единовластия во всех сферах

человеческой деятельности; всякое другое знание... он отвергает в принципе

как ложь, как иллюзию, как субъективность. Как возникло это ослепление?

Оно порождено, конечно, громадными открытиями естественных наук и еще

более — блестящим подтверждением, которые неизменно дает этим откры-

тиям техника...» [Гершензон, 2000, с. 8, 13]. Из сказанного с непреложностью

вытекало: самонадеянный человеческий разум будет наказан. Однако вряд ли

слушатели смогли уловить это предупреждение.

Тем временем некоторых словно затягивал водоворот тотального разру-

шения. «...Я стараюсь вдалбливать, — писал в мае А. Белый Иванову-Разумни-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ку, — что... мы переживаем начало мирового переворота, ...что “двоевластие”

есть начало совершенно нового, небывалого строительства, ..что Россия инс-

ценирует мистерию, где Советы — участники священного действа, ..что нам

надо рассыпаться на маленькие единицы (федеративная республика — лишь

начало этого движения), ...что рассыпаться страшно, но если мы не обрушим-

ся..., то не обрушим “старый мир” Европы...» [Андрей Белый и Иванов-Разум-

НИК ... , 1998, с. 107]. Когда угасает вера в «универсальность» разума, остается

надеяться только на синергетику хаоса.

Ри|озор са! Тецегз. Ваззап апа. Еигореап Р1а1овче. 2022. о]. 5, по. 3. 171

Ш Память культуры

Над А. Белым откровенно потешался Н. Бердяев. Однако через годы и в его

творчестве появились те самые мотивы, над которыми он смеялся в 1917 году.

И трудно сказать, кто бывает больше прав в эпоху русской смуты: поэт, плыву-

щий на волне инстинктивных мироощущений, или раскаявшийся марксист.

На фоне общественной неопределенности оживились футуристы. С. Про-

кофьев сообщал, что В. Маяковский высказал ему «прямейшее расположе-

ние», заявил, что он пишет «замечательную музыку, но на ужасные тексты,

на всяких Бальмонтов и прочих» и что ему следует познакомиться с «настоя-

щей современной поэзией». А поскольку «русская музыка идет во главе всего

мира — то мы должны соединиться: он от литературы, я от музыки и Бурлюк

от живописи — “и тогда мы покорим мир”» [Прокофьев, 2017, с. 82].Тем време-

нем композиторы бросились сочинять революционный гимн: по словам Про-

кофьева, «червь честолюбия заглодал». Насочиняли полтора десятка, получи-

лось «мразь и расслабленность». Сочинительский порыв захватил на время

самого Прокофьева, но он вовремя «устыдился» [там же, с. 81].

Людям европейской культуры оставалось лишь наблюдать поистине хто-

нические выбросы энергии «безмолвствовавшего» некогда народа. Это вызы-

вало отторжение. М. Волошин в стихотворении «Мир» писал: «С Россией кон-

чено... На последях / Ее мы прогалдели, проболтали, / Пролузгали, пропили,

проплевали, / Замызгали на грязных площадях...». Некоторые интеллигенты

готовы были отказаться от былого народолюбия. Иванов-Разумник жаловался

М. Горькому, что когда революция показала свое лицо, то «литераторы уполз-

ли сшипением и злобою в разные щели» [Горький и русская журналистика ...,

1988, с. 724]. В других творческих областях, напротив, старались приспособить-

ся: в Александринском театре «модернизировали» гоголевского «Ревизора»

[Егате, 2014, р. 270]. Кинематограф стал откровенно потакать вкусам толпы,

революционно-патриотическая тема почти не получила развития [Росолов-

ская, 1937, с. 120-122; МсВеупо16$5, 2000, р. 136-137].

В сентябре 1917 года возник Пролеткульт. «Эти люди взорвут все это! — пи-

сала наставница начинающих художников из рабочих. — Они живут не разу-

мом, отражающим лишь свершившееся, а сердцем и всеми своими членами, в

которых действует воля и будущее...» Для них был важен процесс творчества,

а не его результат [Волоптина-Сабаптникова, 1993, с. 268]: ненависть к старо-

му превращалась в агрессивно эстетизированную веру в будущее [баспоп-

Вгбёпеат, 2000, р. 62-68, 126]. Ее символика была сопряжена с поклонением Ма-

шине: «...Самый мир будет новой машиной, где космос впервые найдет свое

собственное сердце, свое биенье» [Сборник ... ‚ 1917, с. 111-112]. При этом про-

леткультовцы славословили «нового мессию» — Ленина и революцию. Влади-

172 Философические письма. Русско-европейский диалог. 2022. Т. 5, № 3.

Булдаков В.П. Война, революция, агония Серебряного века №

мир Кириллов яростно взывал: «Пора, пора, сыны народа, / Седлайте огненных

коней, / Вас кличет Красная Свобода, — / Разите злобных палачей». Николай

Клюев уверял, что «чашу с кровью — всемирным причастьем / Нам испить до

конца суждено!» [Товарищ, 1919, № 1, с. 2-3]. Однако для большевиков больше

подходили стихи Демьяна Бедного. Конечно, не все левые авторы были твор-

чески искренни, просто одних «заносило», другие «подстраивались». Как от-

мечал Сергей Есенин, «тяжкое время выдвинуло на арену литературы рево-

люционных фельдфебелей, которые имеют заслуги перед пролетариатом, но

ничуть не перед искусством» [Есенин, 1997, с. 242].

Некоторые «контрреволюционеры» связывали все беды России с Петро-

градом — колыбелью Серебряного века и эпицентром новой смуты. Журна-

лист П. Пильский, отнюдь не консерватор, сочинил злобный памфлет. В от-

вет на представления о том, что «Петроград — голова великой России», «ее

мозг», «ее гордость», «ее революционный авангард», он отвечал: «Мозг, кото-

рый ничего не выдумал, кроме туманов, мозг — вор, заимствователь и под-

ражатель, мозг, развративший здоровые инстинкты, извративший человече-

скую натуру, ..обворовавший в своем бессильном хищничестве Русь и Запад,

Москву и Азию...», «город — обезьяна, гордящийся своим копировальным ис-

кусством...». Не обошлось и без социальных инвектив: «Это — город немец-

ких приказчиков, людей без определенных занятий... темных личностей», а

также «город мошенников и спекулянтов, разведенных жен, не знавших в

лицо своих мужей; брошенных детей, кокоток, лакеев и актеров, где дешевое

тщеславие — царь, убогое благополучие — бог, а убеждения — иностранное

слово...». Поэтому предстоит «духовное освобождение от власти петрограл-

ского вырожденства во всем, — в науке, как и в моде, в литературе, как и в те-

атре». Резюме — «прощайте, господин Петроград, и да будет отныне и до века

проклята Ваша черная память всероссийского кровососа, забубенного палача,

великолепного изменника и индейскипетушинного хвастуна!» — следовало

понимать как отказ от «чужой» революционности в пользу «исконной» про-

винциальной России [Пильский, 1917, с. 2, 9-10, 16]. Подобные представления

ширились.

Постепенно пацифизму большевиков стали сочувствовать отдельные дея-

тели Серебряного века: поэты А. Белый, Р. Ивнев и даже «веховец» М. Гершен-

зон. С. Прокофьев под влиянием анархиста Змиева едва не засел за сочинение

оперы «Анархист». Это начинание деактуализировал большевистский перево-

рот [Прокофьев, 2017, с. 111].

3. Гиппиус в январе 1918 года со злым изумлением фиксировала «пере-

бежчиков». В списке из 22 человек оказались и такие фигуры, как Александр

Ри|озор са! Тецегз. Ваззап апа. Еигореап Р1а1овче. 2022. о]. 5, по. 3. 173

Ш Память культуры

Блок (ПОЭТ, «потерянное дитя», внеобщественник, убежденнейший антисемит,

сблизился с большевиками «через лево-эсеров»), Андрей Белый («замечатель-

ный человек», но тоже «потерянное дитя», чья «гениальность» приобрела ле-

воэсеровский уклон), Корней Чуковский (литературный критик, «довольно

даровитый», из породы «милых, но погибших созданий», «никаких убежде-

ний органически иметь не может»), Николай Клюев и Сергей Есенин (оба «из

народа», первый, друг Блока, «какой-то сектант», второй — «молодой парень,

глупый, оба не без дарования»), Александр Бенуа («с момента революции стал

писать подозрительные статьи, пятнающие его, водится с Луначарским, при

царе выпросил себе орден»), Петров-Водкин («художник, дурак»), Всеволод

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мейерхольд (режиссер, «совсем недавно в союзе писателей, громче всех кри-

чал против большевиков», теперь «надрывается от усердия к большевикам»).

3. Гиппиус была убеждена, что «просиди большевики год (?!), почти вся наша

хлипкая, особенно литературная, интеллигенция, так или иначе, поползет к

ним» [Гиппиус, 1996, с. 57-58].

Впрочем, сама Гиппиус была не без греха. «Гиппиус и Мережковский про-

сили “свести с Луначарским”, — писал К. Чуковский. — Вот люди! Ругали меня

на всех перекрестках за мой якобы большевизм, а сами только и ждут, как

к большевизму примазаться». Эта литературно-супружеская пара хотела не

только избежать «уплотнения», но и всерьез надеялась на кинопостановку

«Павла» и «Александра» Мережковского. «Уверен, что чуть только дело боль-

шевиков прогорит — Мережк<овские> первые будут клеветать на меня», —

вздыхал Чуковский [Чуковский, 1991, с. 93].

Считалось, что А. В. Луначарский быстро оброс своего рода свитой, в ко-

торой выделялась Л. М. Рейснер, старавшаяся не допускать до наркома лиц,

«жадных до пирога» [Бенуа, 2003, с. 378]. Вряд это представление вполне спра-

ведливо. Граф В. П. Зубов привлек внимание Луначарского деятельностью по

сохранению от разгрома Гатчинского дворца [Зубов, 2004, с. 61]. В связи с этим

граф даже приобрел репутацию «коммуниста» [Миклашевская, 2007, с. 150].

К списку «перебежчиков» можно добавить и поэта А. Тинякова (слабое подо-

бие Есенина), который некогда восхищался 3. Гиппиус, а теперь поносивший

ее с «классовых» позиций [Лекманов, 2009, с. 127—136]. «Примерно через пять

месяцев после захвата власти большевиками Марк Шагал, Василий Кандин-

ский, Казимир Малевич, Владимир Татлин, Александр Родченко, Любовь По-

пова и многие другие радикальные художники, писатели и режиссеры были

назначены на посты влиятельных чиновников в новом правительстве...» —

отмечает С. Схейн, добавляя, что «их карьерный рост продолжался недолго,

чуть больше года...» [Схейн, 2019, с. 14-15]. Голландский автор содержательной

174 Философические письма. Русско-европейский диалог. 2022. Т. 5, № 3.

Булдаков В.П. Война, революция, агония Серебряного века №

книги о русском авангарде всё же несколько преувеличивает: «сотрудниче-

ство» футуристов с большевиками носило эпизодический характер, до «прави-

тельственных постов» дело не дошло. Некоторые авангардисты (вроде В. Мая-

ковского), да и деятели «старой» культуры (даже М. Нестеров) постарались

адаптироваться к большевистскому режиму, «наступая на горло собственной

песне». Но ни новая власть, ни «обновленные» ею низы в их творчестве особо

не нуждались.

Как отмечалось, С. Маковский довольно проницательно оценил истоки

и итоги Серебряного века. «Передовая художественная Россия жила отъеди-

ненной жизнью, поглощенная внутренней рознью, чуждая широких кругов

населения... — утверждал он. — Самодовольно замыкаясь на Парнасе, ...“по-

священные” брезгливо сторонились улицы... Не сознавали грозы снизу, озабо-

ченные местничеством на верхах. Легкомысленно воображали, что в России

дозволены все “роскоши” Европы, что в России можно делать историю куль-

туры в “великолепном” уединении эстетствующего полубарства... Тот “взрыв”

на поверхности русской культуры, которым началось новое столетие, оказал-

ся в значительной степени “огненной забавой”. Он не зажег сердце нации...»

[Маковский, 1999, с. 32]. Революция победила, но смогла ли она создать новую

культуру?

О творческих новациях и возможностях Пролеткульта вряд ли можно го-

ворить всерьез. Художница М. Волошина-Сабашникова называла его химерой

революционного времени. Рабочие, приходившие на занятия московского

Пролеткульта, где преподавали такие противоречивые фигуры Модерна, как

А. Белый, В. Иванов, смотрели на свои произведения с юмором: «им важен был

сам процесс творчества». Как-то к ним присоединилась знаменитая Маруся

Никифорова, заявившая: «Я приехала с фронта углублять революцию в стра-

не» [Волошина-Сабашникова, 1993, с. 268, 2770]. Ребяческое экспериментатор-

ство не могло оказать влияние на культурную традицию.

«Революция — акт зачатия творческих форм, созревающих в десятилети-

ях», — утверждал А. Белый. Но он же признавал, что «неоформленное содер-

жание революций порой угрожает культуре» [Белый, 1917, с. 5, 10]. Именно это

и происходило. Сопротивления большевизму не было заметно: преобладало

антиреволюционное злословие. При этом не прекращались попытки что-то

«урвать» у новой власти. У большевиков довольно скоро появились «попутчи-

ки», как называл их Л. Троцкий. Избавляться от них не имело смысла. К тому

же большевикам приходилось решать более неотложные задачи.

В общем, от многочисленных былых измов, которыми отмечено творче-

ство деятелей Серебряного века, почти ничего не осталось. Выжили отдель-

Ри|озор са! Тецегз. Ваззап апа. Еигореап Р1а1овче. 2022. о]. 5, по. 3. 175

Ш Память культуры

ные — действительно выдающиеся — авторы. Серебряный век (в широком

смысле слова), всегда разрывавшийся от противоречий, болезненно угасал

вместе с судорогами всей эпохи Просвещения.

Список источников

Андрей Белый и Иванов-Разумник. Переписка / публ., вступ. ст. и коммент.

А. В. Лаврова и Джона Мальмстада. СПб.: АТепеилт, 1998. 733 с.

Бакст Л. Пути классицизма в искусстве // Аполлон. 1909. № 2. С. 63-78.

Белый А. Революция и культура. М.: Г. А. Леман и С. И. Сахаров, 1917. 30 с.

Бенуа А. Н. Мой дневник. 1916-1917-1918. М.: Русский путь, 2003. 699 с.

Бердяев Н. А. Судьба России. М.: Советский писатель, 1990. 346 с.

Блок А. Безвременье // Золотое руно. 1906. № 11-12. С. 107—114.

Вертинский А. Дорогой длинною... М.: Правда, 1991. 572 с.

Волошина-Сабашникова М. В. Зеленая змея. Мемуары художницы. СПб.: Ан-

дреев и сыновья, 1993. 339 с.

Воспоминания дД. Д. Бурлюка о А. М. Горьком // Горький и художники. Вос-

поминания, переписка, статьи / сост. и авт. вступ. статьи И. А. Бродский. М.:

Искусство, 1964. 384 с.

Врангель Н. Н. «Венок мертвым» — художественно-исторические статьи.

СПб.: Тип. «Сириус», 1913. 187 с.

Врангель Н. Н. Любовная мечта современных русских художников // Апол-

лон. 1909. № 3. С. 30-45.

Гершензон М. Избранное. М.; Иерусалим: СбезНагит, 2000. Т. 4: Тройственный

образ совершенства. 637 с.

Гидони А. Творческий путь Рериха // Аполлон. 1915. № 4-5. С. 1-34.

Гиппиус 3. Живые лица. Воспоминания. Тбилиси: Мерани. 1991. 198 с.

Гиппиус 3. Опыт свободы. М.: Панорама, 1996. 552 с.

Гиппиус 3. Петербургские дневники. Нью-Йорк: Орфей. 1982. 285 с.

Горький и русская журналистика начала ХХ века. Неизданная переписка /

отв. ред. И. С. Зильберштейн, Н. И. Дикупина. М.: Наука, 1988. 1079 с.

Дмитриев В. Художественные распри // Аполлон. 1916. № 4—5. С. 64—69.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Добужинский М. В. Воспоминания. Нью-Йорк: Рие 71 17пь, 1976. Т. 1. 408 с.

Зубов В. П. Страдные годы России. М.: Индрик, 2004. 319 с.

Есенин С. Полн. собр. соч.: в 7 т. М.: Наука; Голос, 1997. Т. 5: Проза. '798 с.

Иванов Г. Испытание огнем (Военные стихи) // Аполлон. 1914. № 8. С. 52-58.

Крусанов А. В. Русский авангард 1907-1932, гг. СПб.: НЛО, 1996. Т. 1. 606 с.

Купиова И. В. Художественная интеллигенция России в годы Первой миро-

вой войны. М.: Нестор, 2007. 408 с.

176 Философические письма. Русско-европейский диалог. 2022. Т. 5, № 3.

Булдаков В.П. Война, революция, агония Серебряного века №

Лапшин В. П. Художественная жизнь Москвы и Петрограда в 1917 г. М.: Со-

ветский художник, 1983. 495 с.

Лекманов О. Пятнадцать помет Александра Тинякова на книге Зинаиды

Гиппиус «Последние стихи» (1918) // Антропология революции. М.: НЛО, 2009.

С. 127-140.

Маковский С. Министерство искусств // Аполлон. 1917. № 2-3. С. 1-ХУ1.

Маковский С. По поводу «Выставки современной русской живописи» //

АПОЛЛОН. 1916. № 8. С. 1-22.

Маковский С. К. Силуэты русских художников. М.: Республика, 1999. 382. с.

Манин В. С. Искусство и власть. Борьба течений в советском изобразитель-

ном искусстве 1917-1941 гг. СПб.: Аврора, 2008. 384 с.

Мережковский Д. Грядущий хам. М.: Т8ВОСВАМ, 2018. 127 с.

Миклашевская Л. Повторение пройденного. Из воспоминаний // Миклашев-

ская Л., Катерли Н. Чему свидетели мы были. СПб.: Журнал «Звезда», 2007. 670 с.

Новые книги по искусству и литературе. Иностранная библиография /

Н. В. Н., В. Дмитриев, А!ех. 5., Чудовский, 5. // Аполлон. 1913. № 6. С. 82-87.

Очерки русской культуры. Начало ХХ века / ред. Л. В. Кошман. М.: РОССПЭН,

2022. 807 с.

Очерки русской культуры. Конец ХХ — начало ХХ века / ред. Л. В. Кошман.

М.: РОССПЭН, 2016. Т. 3: Художественная жизнь. 927 с.

Пильский П. Господин Петроград (К спорам об Учредительном собрании).

Памфлет. Пг.: Журнал журналов, 1917. 16 с.

Прокофьев С. С. Дневник. 1907-1933: в 3-х т. М.: Классика ХХ] века, 2017. Т. 1:

1907-1915. 547 с.

Р-в А. Искусство и война. Выставки и художественные дела // Аполлон. 1916.

№2. С. 36-39; № 3. С. 47-50; № 4-5. С. 70-75.

Р-в А. Революция и искусство // Аполлон. 1917. ® 2-3. С. 64-72.

Речь. 1916. 9 января.

Росоловская В. Русская кинематография в 1917 году: материалы к истории.

М.; Л.; Искусство, 1937. 200 с.

Россия в Великой войне 1914—1918 годов / отв. ред. А. К. Сорокин. М.:

РОССИЗН, 2014. 279 с.

Садовской Б. Перед германским посольством // Аполлон. 1914. № 6-7. С. 13.

Сборник пролетарских писателей / под ред. М. Горькото, А. Сереброва и

А. Чапыгина. Птг.: Парус, 1917. 208 с.

Северянин И. Стихотворения и поэмы. 1918-1941. М.: Современник, 1990. 491 с.

Смутное // Некто 1917. М.: Государственная Третьяковская галерея, 2017.

311 с.

Ри|озор са! Тецегз. Ваззап апа. Еигореап Р1а1овче. 2022. о]. 5, по. 3. 177

Ш Память культуры

Соловьев В. С. «Неподвижно лишь солнце любви...». Стихотворения. Проза.

Письма. Воспоминания современников. М.: Московский рабочий, 1990. 444 с.

Схейн С. Русская революция в искусстве 1917-1935. М.: Колибри, 2019. 512 с.

Товарищ. Иллюстрированный еженедельный журнал. 1919. № 1.

Чудовский В. Футуризм и прошлое // Аполлон. 1913. № 6. С. 25-30.

Чуковский К. Дневник. 1901-1929. М.: Советский писатель, 1991. 541 с.

Эткинд М. Борис Михайлович Кустодиев. Л.: Художник РСФСР, 1968. 61 с.

Вш@ааКоу У. Р Ма$$ СШеге апа Си[@оге оЁ Фе Маз$$ез ш Ваза, 1914-22 // Си]-

(ага! Н1$огу оЁ Визз1а шт Пе Стеа( М/аг ап Веуо[айоп, 1914-22. В]оотптеоп (Г:

З1а\1са РиЪ|зНегз, 2014. ВооК 1: РорШаг СаКатге, {Пе Аг5, ап@ шзЯа@оп$. Р. 25-52.

Е5$5ет. Живопись и графика (На выставках «Мира искусства» и «Союза») //

АПОЛЛОН. 1916. № 3. С. 50-54.

Саспоп-Втёпеаи С. Га роёзе рго@апеппе КазЯе. 1914-1925. Аппехе. Раг1$,

2000. 149 р.

Егате М. Казяап ТНезег$ т Ст1$1$ ОЁ М/аг ап Веуойоп // Саага| Н1%оту оЁ

Виза ш Ше Сгеа( М/аг апа Кеуо]айоп, 1914-22. В]ооптяюп (ПХ: З1а\са РаБИз$П-

егз, 2014. ВооК 1: Рорч]аг Са аге, Пе Аг($, ап $0 оп$. Р. 261-284.

Тарту В. Поэты войны // Аполлон. 1917. № 4-5. С. 45-57.

МсВеупо!4$ Г. ТВе ЗПети Мо\е Меюодгата: Еубепи Вачег РазВ1оп$ Ше Него-

ше’$ Зе // зе апа 5югу ш КизЗ1ап Н1$огу. [Васа апа Гопдоп: Согпей Отуу. Ргез$,

2000.Р. 120-139.

ВеЁегепсе$

“опиитое” [“Уавте”] (2017) т М№еКю 1917 [ботеопе 1917]. Мозсомг. СозаЧагз1-

уеппауа ТгегуаКоу$Кауа раегеуа.

“Уозропитаттуа О. О. Вай упКа о А. М. бог’Ког” [“Мето!т$ оЁ О. О. ВигПакК або

А. М. СогКу”] (1964) т сог’КИ 1 КПиао2ипиа. Уозроттатуа, регер5Ка, зе [Сботку

апа АтИ$5. Метотез, Соттезропаепсе, АтНаез]. Сотр!айоп, ргеГасе Бу [. А. Вго9-

зКу. Мозсо\у: [$К1$$50.

Апаге Веуг т Ггапоу-Валитик. Регер5ка [Апагеу Веу апа Глапоу-ВагитшщК.

Соттезропаепсе] (1998) РаЫ., ргеГасе ап соптеп($ Бу А. У. Гаугоу апа ]оНп Ма|т-

аа. 5. РаегзБагя: АтТепеит.

ВаКЗ&, Г.. (1909) “Рай Маз Из1лита у 13Киз уе” [“Раз$ оЁ Са$$1с1$т т Аг], Аро-

оп [АроПо], 2, рр. 63-78.

Веу), А. (1917) Кеуфушяуа 1 Ки ига [Веуошиоп апа Сийиге]. Мозсоуу: С. А. Ге-

глай 1 5. [. баКпагоу.

Вепца, А. №. (2003) Мо{ апеуп. 1916-1917-1918 [Му Гату. 1916-1917-1918].

Мозсомг: Ка$3КИ рчуё.

178 Философические письма. Русско-европейский диалог. 2022. Т. 5, № 3.

Булдаков В.П. Война, революция, агония Серебряного века №

Вегдуаех, М. А. (1990) биаЪа Юо55и [Тпе Рае ор Визяяа]. Мозсомг: зоуе$Ки р1а-

(еР.

В1оК А. (1906) “Ве7угетеп’е” [“Триее$$пез$$”], Хооюе гипо [Со@аеп Веесе], 11-

12, рр. 107-114.

Ву акКох, У. Р. (2014) “Маз$ Сиоге ап Сиоге о Те Мазз$ез; ш Ваза, 1914-22”,

ш Сийига Е юту о7 Виза т Ше СтеаЕ И’аг апа Веуошйоп, 1914-22. ВооК 1: Рори-

1аг СиПиге, пе Атз, апа тзшийопз$. Воотптяоп (ПО: Захзса РаЪПзНетз, рр. 25-52.

Спи4охз$КИ, У. (1913) “Раблмит 1 ргоз ое” [“Работ13т апЯ Фе Раз@’], АроПоп

[АроПо], 6, рр. 25-30.

СпакКоУзКИ, К. (1991) Рпеумк. 1901-1929 [Глату. 1901-1929]. Мозсомг: Зоуе$КИ

разаег.

Ртелех, У. (1916) “Кра9о7Везсуеппуе газрг?” [“Ати$Ис Еей43”], АроПоп [Аро1-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10], 45, рр. 64-69.

БВори7НтзКИ, М. У. (1976) Уозроттатуа. Тот 1 [Метотез. Уо|. 1]. Мему УогК:

Ра 7.11711.

Еззет (1916) “71у0р!$’ 1 етаНКа (Ма уу$ауКакН ‘Мга 1$Каз$(ха’ 1 ‘Зоуйта’)”

[“РаштИлв апа СгарН1с$ (АЕ Пе Ех оп$ ОР Фе “МГот14 оЁ Аге апд О п1от’)”], Арон

оп [АроПо], 3, рр. 50-54.

ЕЦата, М. (1968) Вот$ МКпайо\лсй Кизюфеу [Вот$ Мипайол\лей Кизюем].

Тептагад: Крадо7Ни К В$РЗК.

Егате, М. (2014) “Вазяап ТВезжег$ 11 Сг1$1$ оЁ М/аг апа Веуоа@оп”, м Сийига!

Ез$оту ОГ Визяа т те стеаЕё И’аг апа Веуошйоп, 1914-22. Воок 1: Роршаг Сите,

фе Агё5, апа тязшиноп5. Вооттятоп (№): ЗЛа\1са Раб зНеть, рр. 261-284.

Саспоп-Втёпеам, С. (2000) Га робяе рто@атеппе Виззе. 1914-1925. Аппехе.

Рат1$.

СетзНеп2ол, М. (2000) 12Ьтаппое. Тот 4: ТгозеппуЕ обгаг зоуетзйепзгла [5$е-

есеа. Уч. 4: Тпе Тир Гптазе о} Ре’есйоп]. Мозсомх; ГегазаШт: безвагит.

С1Чоп1, А. (1915) “ТуотсНезки риё ВегКПа” [“Коет1с’$ Сгеайуе Ра?”], АроПоп

[АроПо], 4-5, рр. 1-34.

С1рр!а$, 7. (1991) {Аблуе Шза. Уозроттатуа [Гилтз Расез. Метотез$]. ТЫШя1:

Мегати.

С1рр!9$, 7. (1996) ОруЕ зуоБоау [ТИе Ехретепсе о} Егеедот]. Мозсомг: Рапогата

РаЫ.

С1рр!9$, /. (1982) Раетригезюе апеуш [Раетзригя Глатез]. Мех УотК: ОгЁе.

Сот’КИ, М., Зегергох, А., СВарует, А. (е9з) (1917) ротик ргоаагз ККП рбжее

[СоПесноп оГРгаеатап Итиетз]. Реговтаа: Рагиаз Ра].

Езептт, 5. (1997) Ротое зобташе зосптепи: У 7 ютакй. Тот 5: Ргога [Сотыее

ИготК$: т 7 уов. Уо1. 5: Ргозе]. Мозсому. МацКа; Со10$ Ра.

Ри|озор са! Тецегз. Ваззап апа. Еигореап Р1а1овче. 2022. о]. 5, по. 3. 179

Ш Память культуры

Гуапоу, С. (1914) “зруатше овпет (Уоеппуе $ИКН!)” [“Тйа! Бу Ешге (Маг Ро-

етз)”], АроПоп [АроПф], 8, рр. 52-58.

Кгазапох, А. У. (1996) Киз5КИ ауапгага 1907-1932 52. Тот 1 [Визяап АуапЕратае

1907-1932. Уо|. 1]. $. Рщетгзрагв: М.О.

Кирбота, Г. У. (2.007) КПиаогНезуеппауа пеШвешяуа Во5зй у воду Регуо! тигто-

Уотуоту [Тйе Агизис ПиеШоетияа о} Виза Ритпе ше РгзЕ Июна И’а!]. Мозсомх:

Мезгог.

Таху, К. (1917) “Роеу уоту” [“Рое{$ оЁ М/аг”], АроПоп [АроПо], 4-5, рр. 45-57.

ТарзБ1, У. Р. (1983) КПидо2Пезлеппауа 2 ип?’ МозКуу 1 Реговтааа у 1917 во4и

[Атизис Гл] ор Мозсои; апа Ретовтаа т 1917]. Мозсому: зоуезкКи КПаЧо7иаК.

Тектапох, О. (2009) “Руата {зае роте! А]екзапага ТтуаКота па Киеве 7та1Ау

С1рр!а$ ‘РоеЯте $ЯКИГ (1918)” [“РЁееп (етз Бу Аехап4ег ТтуакКоу оп Фе Воок

Бу та19а С1рриаз “Те Газ Роетз’ (1918), ш Аттороюлуа геуоуши [АтЙторо-

озу ор те ВеудиПот]. Мозсомг: М.О, рр. 127-140.

МакохзКИ, 5. (1917) “Миетзсуо 1$Киз$6у” [“Мпизу оЁ Аг5”], Аройоп [АроПо],

2-3, рр. [-Х\.

МакохзКИ, 5. (1916) “Ро роуо4и “УучауК1 зоугетеппо! га$$Ко1 7Н1уор13?” [“АБое

(Пе ‘Ех ол 07 Модегп Каз ап РатИп5”], АроПоп [АроПо], 8, рр. 1-22.

МакохзКИ, $. К. (1999) $Пиеёу гиззюКй КПиао2птКоу [5Ипоиейез о} Кизяап Ат-

1515]. Мозсомг. КезраЪ Ка.

Мапи, У. $. (2008) 15Киз5 ло 1 а$Р. Вог’раесйепи у зоуеёз Кот торгалиеРпот

15Киззфуе 1917—1941 82. [АТ апа Ромет. Тйе тие оГСигтетё5 т Ше $5оме Рте Ат$

1917-1941]. 5. РеуегзЬот: Аугога РаЫ.

МсВеупо]6$5, Г. (2000) “Тпе $ПепЕ Мое Меодгата: Еубепп Вачег РазН1оп$ Ше

Неготе’; 5еР” т 5ефапа $1юту т Визяап Нз@ту. ПТаса ап@ ГопЯдоп: Сотпей Опу.

Ргезз, рр. 120-139.

Меге7ВКоузКИ, О. (2018) Стуадизйсйи Кпат [Тйе Соття Нат]. Мозсомг. Т8КОСКАМ.

МПазНеузКауа, Г.. (2007) “Ро\зогеше рго1Ч4еппоро. 12 уозроптай!?” [“Керей-

Поп оЁ Фе Раззе4. Еготл Метомез”], п МИЧазНеузКауа, Г.., Кает 1, М. Спети з\@е-

{ей ту РУЕ [И/ПаЕ иете ие Итез5ез 10]. $. РаетзБого: 7Нагпа]| “7ме7Ча”.

№. У. М., Опиечет, У, 5%, Аех., СпаЧоузКИ, 5. (1913) “Моухуе Ки11 ро 15Казз та 1

Щегагоге. позтаппауа ЫПостаВуа” [“ТВе пем/ ВооК$ оп Аг ап4 Гиегааге. Еот-

е1вт ВШПостарНу”], Аройоп [АроПо], 6, рр. 82-87.

Козптат, Г.. У. (е4.) (2016) ОспегЕ ги Ко КиРигу. Копе{з ХЛХ — паспа1о ХХ уеКа.

Тот 3: КПиао2Незгуеппауа 2 ип‘ [Е5зауз оп Визап СиШиге. Тйе Епа оре 19" — пе

Вертгите ор Те 207 Сещиту, Уч. 3: АтИз$Ис Ш{е]. Мозсом: ВОЗЗРЕМ.

Козптап, Г[.. У. (е4.) (2022) ОспегЕ гиззКот КиРигу. Маспа1о ХХ уека [Е$зау$ оп

Визяап Сите. Тпе Велтитя ор Те 20% Сепишу]. Мозсомг: ВОЗ$РЕМ.

180 Философические письма. Русско-европейский диалог. 2022. Т. 5, № 3.

Булдаков В.П. Война, революция, агония Серебряного века №

РИЗКИ, Р. (1917) Созроат Ретортаа (К зрогат ор ОсйгеайеРпот зоБтапи). Рат-

Ле [Мг. Ретовтаа (То {пе Г15ршез абоиЕ те Сопзшиет Аззет У). РатрШей. Рего-

5тад: 7Нагпа]| 7Нагпа]оу.

РГОКОРех, 5. 5. (2017) ОпеуиК. 1907-1933: у 3 ютаКкй. Тот 1: 1907-1915 [Глату.

1907-1933: 3 уо5. Уо|, 1: 1907-1915]. Мозсому: Каз Ща ХХ! уеКа.

В-у, А. (1916) “Т$Ка$ясуо 1 уота. Уузбау 1 КВад9о7Везхуеппуе Чейа” [“АтЕ апЯ

Маг. Ех @оп$ ап Аг АНа!г$”], АроПоп [Аройо], 2, рр. 36-39; 3, рр. 47-50; 4-5,

рр. 70-75.

В-У, А. (1917) “Кеуо]уцуа 1 155570” [“ВеуоаЙоп ап@ Аг?’], АроПоп [АроПо],

2-3, рр. 64-72.

Кесй? (1916) 9 ]ап.

Воз0]оузКауа, У. (1937) Ви5Кауа Ктетаюзтайуа у 1917 во4и: тщетийу К15отй

[Визяап Стетаюзтарйу т 1917: Миепта6 юг Нюту]. Мозсому; геп1изтаад: 1$Ка$${-

уо Ри].

бадоузКо1, В. (1914) “Реге вегтаптзКипт розоГзхога” [“Тп ЕгопЕ оЁ Ме бегтап

ЕтЪфаз$зу”], АроПоп [АроНо], 6-7, р. 13.

беуегуашт, Г. (1990) $5ИКПогуотетуа 1 роету. 1918-1941 [Роетз. 1918-1941].

Мозсомх: боугетептикК,

Ней, 5. (2019) Виз5Кауа геудушяуа у 15Киззе 1917—1935 [Визяап ВеуошНоп

т 1917-1935]. Мозсому: Кор Ри.

5010%’еу, У. 5. (1990) “Мероаяйпо зп? зотзе [уир...”. ЗИКПогуотетуа. Ргога.

Р15’та. Уозроттатуа зоугетепшКоу [“Ощу те 5ип орГоуе 15 МоНощез$...”. Роет.

Ргозе. Гецетз. Метог$ ор Сощетрогате$]. Мозсом’. МозКоузКИ габосВи.

ого, А. К. (е4.) (2014) Юозяуа у УеЦКо: уоте 1914-1918 водоу [Виза т те

СтеаЕ У’аг о} 1914-1918]. Мозсомг: ВО$ЗРЕМ.

Тоуатзйсй. Шуизелгоуаппу: егнепеаеРпуЕ гпигпа [Рейои. Шиятгиеа УееЮу

Тоитпа| (919) 1.

УетИпзКИ, А. (1991) РоговоЁ айппоуи... [Ву Ше Гоп Воаа4...]. Мозсом’: РгауЧа

Раы.

Уоо$Нта-бафазИи1Кота, М. У. (1993) Хаепауа гтеуа. Метиагу КПидо2Нпйзу

[Стееп $паКе. Метог$ орап АтИз&и. 54. РаетзБагв: Апагеет 1 зупоу’уа.

Угапбе?, М. М. (1909) “Гуцроупауа тес№а зоугетеппуКкИ газзкИН КВо4о7П-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

пЖоу” [“Гоуе Огеат о? Модегпт Казап Аг@3(5”], АроПоп [АроПо], 3, рр. 30-45.

Угапбе? М. М. (1913) “Уепок тегёлут” — КПидо2Незлеппо-5ютсйезЮе за [“А

Итеай ог {йе Реаа” — АТ апа Ногу Агисе$]. 5. РщетзЬагв.: Т1р. “51а”.

7Легуетт, 1. $., ОЦеаз та, М. 1. (е@$) (1988) Сог’КИ 1 гиззКауа гпитпайзика

паспай ХХ уека. Мегааппауа регер5Ка [ботКу апа Визяап роигтпайзт ор те Еайу

Тиепией Сециту. Опт@еазе4 Соттезропаепсе]. Мозсомг. МааКа Ри].

Ри|озор са! Тецегз. Ваззап апа. Еигореап Р1а1овче. 2022. о]. 5, по. 3. 181

Ш Память культуры

7лаБох, У. Р. (2004) ${тгаапуе во4у Юо$зи [Тпе РЙсий Уеаг$ о} Кизяа]. Мозсому:

Шанк Ра.

Архивы

РГИА — Российский государственный исторический архив.

Информация об авторе: В. П. Булдаков — доктор исторических наук, главный

научный сотрудник Института российской истории РАН. Адрес: Российская

Федерация, 117292, Москва, ул. Дмитрия Ульянова, д. 19.

шЕогтаНоп аройЕ {Пе ап тот: У. Р. ВЧаКох — 05$с шт Н15огу, СыеЁ ВезеагсВег а{

(Пе шз@ахе о? Казап Н1%(огу ое Виз ап Асадету оЁ 5 епсез. А9агезз: 19 Пти-

гу Луапоу 5., Мозсом,, 117292, Визап Редегайоп.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

ТВе аи{Лог де]агез по соп1с{$ о? п\егез{5.

Статья поступила в редакцию 24.08.2022; ТВе агие мга$ заре 24.08.2022;

одобрена после рецензирования 30.11.2022; арргоуе4 аЁег ге\лемйиа 30.11.2022;

принята к публикации 05.12.2022. ассеркеа Гог раибПсаНоп 05.12.2022.

182 Философические письма. Русско-европейский диалог. 2022. Т. 5, № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.