Булдаков В.П. Война, революция, агония Серебряного века №
р]
Е
а
>
м
-а
=
[23
=
<
=
Философические письма. Русско-европейский диалог. 2022.Т. 5, № 4. С. 159-182.
РЕ|озорЫса1 Гецегз. Визяап ап@ Еигореап П1а]обче. 2022. Уо1. 5, по. 4.Р. 159-182.
Научная статья / Ога] ага‹е
УДК 94(4)»1914/19
901:10.17323/2658-5413-2022-5-4-159-182
ВОЙНА, РЕВОЛЮЦИЯ,
АГОНИЯ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА
Владимир Прохорович Булдаков
Институт российской истории
Российской академии наук,
Москва, Россия, Кигопеко@И$.ги
Аннотация. Вопрос о том, умерла ли культура Серебряного века естествен-
ной смертью или была уничтожена большевиками с помощью Пролеткульта
и авангарда, как ни странно, всё еще является предметом дискуссии. На деле
вопрос не столь сложен, если вспомнить, как поэты Серебряного века реагиро-
вали на Первую мировую войну. В их среде преобладало ощущение беспомощ-
ности: старые культурные ориентиры рушились уже в силу того, что в них
весьма сильны были элементы эстетической ностальгии. Культурный шок по-
родил и футуризм — как западный с его культом «освобождающей» войны, так
и отечественный, отмеченный радикальным пацифизмом. Нельзя забывать,
что Серебряный век российской культуры при всей его противоречивости был
ориентирован на этос западного Просвещения, который с началом Первой ми-
ровой войны потерпел выразительный крах. С другой стороны, элитарные ос-
нования Серебряного века подрывались массовой культурой, не говоря уже об
охлократии, воцарившейся в 1917 году. Что касается Пролеткульта, то в своих
© Булдаков В. П., 2022
Ри|озор са! Тецегз. Ваззап апа. Еигореап Р1а1овче. 2022. о]. 5, по. 3. 159
Ш Память культуры
эстетических основаниях он был слишком слаб для сокрушения «отжившей»
культуры. Большевики, если вспомнить позицию Л. Троцкого, также не спе-
шили расправиться с «буржуазным» культурным наследием. В общем, Сере-
бряный век болезненно угасал вместе с судорогами всей эпохи Просвещения.
` >
]-=2 Ключевые слова: Россия, начало ХХ века, Серебряный век, поэзия, лите-
ратура, живопись, музыка
Е Ссылка для цитирования: Булдаков В. П. Война, революция, агония Сере-
бряного века // Философические письма. Русско-европейский диалог. 2022. Т. 5,
№4. С. 159-182. Ч901:10.17323/2658-5413-2022-5-4-159-182.
Метоту орСийиге
МТАК, КЕУОГОТТОМ, АСОМУ ОЕ ТНЕ $ПУЕК АСЕ
Мани: Р. Ви!ЧаКоу
ТВе шз@цие оЁ Каз ап Н1$огу оЁ Те Виззап Асадету оЁ $<епсез,
Мозсом, Ваза, Кагопеко@и$ га
Арзтасе. ТПе даез@оп оЁ мтешег Ше сиЦоге оЁ Фе $Пуег Аве Че а паага!
Деа 1 ог мгаз Чеягоуе Бу Ме Во]3Неу $ у Ше Нер оЁ Ме Рго]ека{ ап Фе
ауапераге, 1$ ЗИ а сазе ог д4ерае. т Фасф, Ме даезйоп 1$ по $0 сотр|саед, 1 ме
гесаП Ном’ Пе рое{$ оЁ Ше $Пуег Абе геацеЯ {о Ше Р!г$( Мой М/аг. А ЕееПп8 оЁ
Вереззпез$ ргеуаПеЯ атопф Шет: пе о] си[бага] 1апЯтагК$ мгеге атеаду со]-
1арзт$ ие © Ше ГасЕ Та @етет{$ оЁ аез Мейс поза] а угеге уегу гоп; т Фет.
Райли1зта а10 вауе г1зе © сиаге зПоск, Бо \М!ечегп, м 165 си оЁ “Пегайпт8”
угаг, ап ЧотезИс, тагке@ Бу гаЯ1са1 раст. Ме туз по( юге! ТаЕ Ше ЗПуег
Абе оЁ Ваз1ап собоге, Гог аП $ 1псоп$1епсу, мгаз опете4 (оугага$ Ше ео0$ оЁ Фе
М’ецеги Ей епттепь м 1сВ заЁеге4 ап ехргез$хе соПарзе м Пе ом@геаК оЁ
(Пе Р1г$1 Гоа МУаг. Оп Ше оШег Папа, те еще Гоипдайопз оЁ {Пе 5Пуег Абе ууеге
ипдегтте4 Бу таз$ саоге, по {о тепНоп Фе осН]осгасу ПаЕ гевптей т 1917. Аз
Гог Фе Рго]е& со, ш ($ аезФецс гочп4аНоп$ Ц уаз оо мгеаК то сгозИ Фе “оБзо]ве”
сиоге. Тре Во]3Не\у1К$, 1Ё мге гесаП Фе роз1Иоп оЁТ.. Тго($Ку, мгеге а]1зо т по Ваггу
(0 Чеа] мл Ше “Ъотгвео1$” са Кага] ПегКабе. т бепега1, Ме 5Пуег Аве мгаз рат Шу
Га тё а\мгау а1опё мл Ше сопуц]$10п0$ ОЕ Фе епйге Епй\Мептепе.
160 Философические письма. Русско-европейский диалог. 2022. Т. 5, № 3.
Булдаков В.П. Война, революция, агония Серебряного века №
ь . . . .:
]-=2 Кеумог@$: Ваза, еайу 20% сепеагу, $Иуег Аве, роегу, Шегаеаге, рати,
710$1с
Е Рог сЦайоп: ВыЧакох, У. Р. (2022) “Маг, Веуоайоп, Абопу о{ Ше $Пуег Аве”,
РАПозортса! ГеЦет$. Кизяап апа Еигореап Глаюртие, 5(4), рр. 159-182. (т Вч3$.).
Ч01:10.17323/2658-5413-2022-5-4-159-182.
бычно Серебряный век русской культуры связывают с именами А. Бло-
ка и А. Ахматовой, 3. Гиппиус и Д. Мережковското, а также целой пле-
ядой живописцев, чье творчество так или иначе отражали журналы
«Мир искусства» (1898-1904, С. Дягилев, А. Н. Бенуа), «Весы» (1904—1909, С. А. По-
ляков), «Золотое руно» (1906-1909, Н. П. Рябуштинский), «Аполлон» (1909-1917,
С. К. Маковский). Выделяют и творчество таких философов, как Н. А. Бердяев и
П. А. Флоренский. Такое представление утвердилось под влиянием эмигрант-
ской ностальгии, антиподом которой стали советские «антидекадентские» ин-
вективы. Несомненно, знаковый образ Серебряного века определяли модерн и
символизм. На деле явление было шире и захватывало буквально все области
культурной жизни с 1890-х до 1917 года.
В данном случае разговор пойдет не о поэтике Серебряного века, а о вну-
тренних факторах, взламывающих его и без того нестойкие устремления. И в
советское, и в постсоветское время считалось, что к октябрю 1917 года русское
искусство оказалось в состоянии творческого кризиса, о чем писали и худо-
жественные критики, и сами художники [Лапин, 1983; Манин, 2008]. Но такая
точка зрения уязвима своей безальтернативностью, связанной с событиями
войны и революции. В связи с этим возникает вопрос: насколько органичным,
жизнеутверждающим и телеологичным был Серебряный век изнутри? Могли
он измениться и изменить культурное лицо России соответственно новым об-
щественным запросам и вызовам эпохи? Как смотрели на происходящее сами
его участники? Насколько они были «самокритичны»?
Объективно тогдашняя культура была призвана изменить мироощуще-
ния людей посредством искусства. Однако еще В. С. Соловьев уловил склон-
ность наиболее заметных ее представителей к манерничанью и экзотике.
«Мандрагоры имманентные / Зашуршали в камышах, / А шершаво-декадент-
ные / Вирши в вянущих ушах» [Соловьев, 1990, с. 101], — так звучали его па-
родийные стихи (1895). Это было похоже на окончательный приговор без-
вкусию, возведенному в поэтический стиль. Между тем творческие поиски в
России, ринувшейся в буржуазную современность, продолжились, причем с
Ри|озор са! Тецегз. Ваззап апа. Еигореап Р1а1овче. 2022. о]. 5, по. 3. 161
Ш Память культуры
оглядкой на традицию, включая самодеятельное народное творчество [Очер-
КИ ..., 2022. С. 9].
Еще перед войной говорили, что «вся ретроспективность литературы и
искусства, показывая отдельные замечательные дарования, свидетельству-
ет об исключительном убожестве современной России» [Врангель, 1913, с. 6.
Цит. по: Новые книги ... , 1913, с. 84]. Но одновременно признавалось, что
«футуризм есть нечто большее, чем школа, основанная в Италии по прихоти
одного миланского поэта-фабриканта... Смысл и неоспоримая новизна его в
таком полном, совершенном, огульном, краеугольном и основополагающем
отрицании прошлого, какого еще не было прежде. Футуризм есть
благоговение перед будущим». А перед войной становилось «жутко от чего-
то уродливо нового: колеблется последняя наша твердыня — искусство: от-
рицание прошлого проникло впервые в последнее святилище» [Чудовский,
1913, с. 25-26, 30]. Нет ли в этом чрезмерной доли самооговора?
Уже в эмиграции С. К. Маковский, редактор наиболее авторитетного худо-
жественно-критического журнала «Аполлон», по-своему оценил достижения
Серебряного века. «Странную, бесконечно пеструю картину представляла рус-
ская живопись... — утверждал он. — Иностранцы еще пожалеют, что так мало
интересовались культурой предреволюционной России. Зрелище было един-
ственное в своем роде, соответствовавшее тому поистине небывалому смеше-
нию языков, и в социальных отношениях, и во всем духовном и материальном
укладе жизни, которое царило у нас в конце злополучного государствования
Николая П». При этом новаторство находило свою публику. Что двигало этим
процессом? По его мнению, это была «русская анархия с бесчисленными “пре-
тендентами”, эти контрасты в технике и в духе искусства, эта неувядаемость
давно осужденных пережитков и смехотворных провинциализмов и этот фана-
тический натиск новаторов “море по колено”'!.. С одной стороны, это неистощи-
мый вкус к стилю и стилям, изысканные праздники театрального декоратор-
ства, возрождение старины, своей и чужеземной, народного кустарничества,
религиозной живописи, ампирной классики, итальянского Ренессанса, и с дру-
гой — упорный эпигонизм, какого не знал мир, безнадежное повторение задов!
И рядом... сосуществование утонченности... и принципиальной корявости,
консерватизма непробудного и своеволия безудержного, европейства и азиат-
чины, космополитизма, народничества, декадентства, кубизма, классицизма,
импрессионизма, византийства, футуризма... все это столпотворение живо-
писи могло случиться только в России и только в ХХ веке» [Маковский, 1999,
с. 108—110]. В общем, это было эстетизированным отражением противоречий
тогдашней империи, словно разрывавшейся между прошлым и будущим.
162 Философические письма. Русско-европейский диалог. 2022. Т. 5, № 3.
Булдаков В.П. Война, революция, агония Серебряного века №
Дело в том, что в живописи, помимо торжествующих мирискусников,
продолжали свое существование нелюбимые ими передвижники и даже ака-
демисты. Непроизвольное смешение стилей проявило себя практически во
всем вопреки «направленческой» нетерпимости авторов. Нечто подобное
происходило в идейно-политической жизни, отмеченной поворотом от на-
родничества к марксизму. При этом последний в его струвистском (а не ле-
нинском) варианте отнюдь не претендовал на звание «единственно верной
теории», а, напротив, нацеливался на усвоение всего многообразия русского и
европейского философско-социологического наследия. На этом фоне прояви-
ла себя мода на ницшеанство. «Одну половину Ницше взяли босяки, другую
наши декаденты-оргиасты», — иронизировал Д. Мережковский [Мережков-
ский, 2018, с. 44].
В общем, Серебряный век питался противоречивыми философскими исто-
ками и установками, связанными с общественными — как российскими, так
имировыми — стрессово-эмоциональными поветриями. Продолжалось столк-
новение славянофильских и западнических интенций. Логика и эстетика, рас-
чети эмоции формировали невидимый симбиоз, определившгий дух боязливо-
го обновления.
Вопреки сложившимся представлениям, очертить границы Серебряного
века даже в узком («модернистском») смысле слова затруднительно. В данном
случае этого не требуется: задача настоящего текста показать, в какой степени
Серебряный век соответствовал вызовам времени. Чем был этот «век»: «лебе-
диной песней» старой культуры или преждевременным всплеском русского
Модерна? И с чем связано его окончание: с самораспадом или большевистской
революцией?
Всё тогдашнее культурное общество жило смутными ожиданиями: то ли
«великого переворота» (Л. Н. Толстой), то ли «века духовного обновления»
(М. А. Горький), то ЛИ «новой, неведомой культуры, которая с нами возникает,
но и нас же отметет» (С. П. Дягилев) [Россия в Великой войне ... ‚, 2014, с. 140].
Примечательно, что позднее Дягилев, с одной стороны, потянулся к «истокам»
с помощью И. Стравинского и С. Прокофьева, с другой — контактировал в Ита-
лии сФ. Т. Маринетти [Прокофьев, 2017, с. 551-552, 556].
Ситуацию в художественной жизни довольно точно охарактеризовал
Л. Бакст: «Мы были свидетелями необыкновенного в истории искусств явле-
НИЯ. За последние двадцать пять лет перед нашими глазами прошло (в одиноч-
ных случайных картинах курьезнейших художников) как бы “обозрение” всех
живописных школ за время с ХШсо и до ХГХ-го века» [Бакст, 1909, с. 74]. Дей-
ствительно, сколько было даровитых художников — столько и направлений.
Ри|озор са! Тецегз. Ваззап апа. Еигореап Р1а1овче. 2022. о]. 5, по. 3. 163
Ш Память культуры
Что лежало в основе происходящего? Некоторые, как водится в переломные
времена, пытались морализировать. «Грех и порок сделались новыми идола-
ми современности», — утверждал искусствовед Н. Н. Врангель еще в 1909 году
[Врангель, 1909, с. 33]. Эсхатологическую тему продолжил Л. Бакст: «Катаклизм
уже совершился — скажу в ответ художнику, предвидевшему катаклизм, —
мы его только прозевали» [Бакст, 1909, с. 46]. Впрочем, против алармизма по-
добного склада еще в 1906 году возражал А. Блок. «Литературы великих миро-
вых эпох таят в себе присутствие чего-то страшного, то приближающегося, то
опять отходящего... — отмечал он. — Так кажется иногда в наше время; но это
обманчиво. То, что имеет подобие смерча, есть только дикий вопль души оди-
нокой, на миг повисшей над бесплодьями русских болот... И, может быть, ни
одна литература не пережила в этой трепетной точке стольких прозрений и
стольких бессилий, как русская» [Блок, 1906, с. 111]. Возникает вопрос: считал
ли Блок, что его «Возмездие» также было навязано обманчивыми представле-
ниями о происходящем в России?
Жизнеспособность всякого явления культуры наиболее отчетливо прояв-
ляет себя в переломные моменты истории. В этом смысле происходящее не
внушало оптимизма. В мае 1914 года Н. Врангель утверждал: «Все, что мы го-
дами стараемся создать, лишь сверхкультурная, упадочная погоня за пережи-
ваниями дегенеративной эпохи. В лучшем случае прощальный взгляд умира-
ющего на свою жизнь. Это бы объяснило наш эстетический эклектизм... В нас
нет собственной формальной воли, эстетическое сознание в нас лишь ретро-
спективный процесс» [цит. по: Зубов, 2004, с. 42]. Получалось, что российская
культура пародировала общеевропейский упадок.
По-своему дополнял такие представления И. Северянин: «К началу вой-
ны европейской / Изысканно тонкий разврат, / От спальни царей до лакей-
ской, / Достиг небывалых громад...». Результат «свирепствования» декадентов
и кривлянья «изнервленных поэтесс» не замедлил сказаться: «Как следствие
чуши и вздора — / Неистово вверглись в войну. / Воскресли Содом и Гоморра,
/ Покаранные в старину» [Северянин, 1990, с. 44—46]. Это было похоже на само-
критику.
Первая мировая война выявила морально-эстетическую неуверенность
корифеев тогдашней культуры. Последовали новые «саморазоблачительные»
заявления: «Расколотость социального организма и длительная аморфность
отдельных общественных классов... были главной причиной той внезапности
и кажущейся беспричинности, ..которые столь типичны для общей смены
умственных течений конца минувшего века и начала века настоящего». Это
связывалось с тем, что русское искусство «запаздывало». В силу этого «русской
164 Философические письма. Русско-европейский диалог. 2022. Т. 5, № 3.
Булдаков В.П. Война, революция, агония Серебряного века №
литературе пришлось пережить свое освобождение от биологии, социологии,
политической экономии, статистики и этнографии, а русскому искусству надо
было освободиться от всего этого и еще от словесности, в частности — от пу-
блицистики» [Гидони, 1915, с. 18].
Правда, Г. Иванов утверждал, что с началом войны «по поэзии прокатилась
волна прекрасной бодрости, трезвого и радостного воодушевления...» [Иванов,
1914, с. 52]. Это было похоже на попытку выдать желаемое за действительное.
Тогдашний поэтический патриотизм носил вымученный характер, отмечен-
ный поверхностной германофобией и славянофильскими иллюзиями. Поэты
воспроизводили стандартные шапкозакидательские клише и геополитиче-
ские прожекты (особенно касающиеся завоевания черноморских проливов), не
стеснялись восторгаться разгромом германского посольства [Садовской, 1914,
с. 13]. У некоторых это вызвало отторжение. 3. Гиппиус отмечала, что моло-
дые поэты устремились в военную тематику, «надрываясь в патриотизме». «И
старые туда же... — добавляла она. — ...Мне пришлось делать доклад в нашем
Р.[елигиозно]-ф.[илософском] обществе, где я доказывала, что всякая война —
снижение общечеловеческого уровня. Мне два вечера возражали» [Гиппиус,
1991, с. 294]. В августе 1914 года она советовала поэтам помолчать в «часы не-
оправданнотго страдания», а в 1915 году констатировала, что «военный жар ис-
чез» [Гиппиус, 1996, с. 70, 772, 77]. Свое отношение к пропагандистской лихорадке
она выразила так: «Как противна наша присяжная литература. Завопила, как
зарезанная, о войне с первого момента. И как бездарно, один стыд сплошной...»
[Гиппиус, 1982, с. 114]. Между прочим, сама Гиппиус попыталась выступить на
патриотическом поприще. Г. Иванов отмечал «туманно и неряшливо написан-
ное стихотворение г-жи Гиппиус» [Иванов, 1914, с. 58]. Это было справедливо
и по отношению к самому Г. Иванову: люди Серебряного века были весьма не-
устойчивы в своих этических основаниях [Ву 9акКох, 2014, р. 25-52].
Своеобразную дань тогдашней германофобии отдали архитекторы. Еще
до войны российских деятелей культуры возмущало построенное в 1912 году
немецким конструктивистом П. Беренсом здание германского посольства на
Исаакиевской площади. Теперь было заявлено, что этот «крикливый, неуклю-
жий ратуепи претенциозно вышел в первый ряд и своим серым видом сразу
нарушил красоту места». Беренс «хотел представить мировое государство, де-
ловое и мощное своей грубо-физической силой». А поскольку немцы намерен-
но снабжают Россию «дешевым и плохим искусством», то надо отказаться от
их работ, отдавая предпочтение произведениям французов и англичан [Очер-
КИ ..., 2022, с. 283]. Как известно, 22 июля 1914 года здание посольства подвер-
глось разгрому «патриотичной» толпой.
Ри|озор са! Тецегз. Ваззап апа. Еигореап Р1а1овче. 2022. о]. 5, по. 3. 165
Ш Память культуры
Обнаружилась еще одна характерная тенденция. В марте 1915 года было
образовано Общество возрождения художественной Руси. Инициатором его
создания стал кн. А. А. Ширинский-Шихматов, доказывавитий, что Петербург
был и остается «нерусским» городом, а потому нужно бороться за «родную ста-
рину» путем распространения в народе знаний о русской истории и русском
искусстве. Среди членов общества преобладали аристократы и сановники.
они предлагали ввести преподавание истории искусств в школе, собирались
заняться собиранием памятников русского прикладного искусства [РГИА.
Ф. 793. Оп. 1. Д. 2. Л. 1, 10, 214, 217, 240, 249-253; Д. 16. Л. 1-18]. Примечательно,
что с обществом сотрудничали архитекторы, известные своими церковными
работами, — А. В. Щусев, П. П. Покрышкин, В. А. Покровский, С. С. Кричинский
[Очерки ... ‚ 2022, с. 285].
«Есть что-то неприятное и мучительное в слишком легком, благодушном,
литературно-идеологическом отношении к войне», — полагал Н. А. Бердяев
[Бердяев, 1990, с. 44]. В свою очередь, А. Белый упрекал его за несвоевремен-
ность рассуждений о «Душе России» — это, как и «хлесткие рефераты», пред-
ставлялось ему «пустопорожним занятием» [Андрей Белый и Иванов-Разум-
НИК... , 1998, с. 51]. Однако поиски народной «души» захватили и художников.
Известно масштабное полотно М. В. Нестерова «На Руси (Душа народа)». На
нем, словно в едином порыве, выступают реальные люди и полумифические
персонажи (Л. Н. Толстой, В. С. Соловьев, Ф. М. Достоевский, а также Иван Гроз-
ный, боярыня Морозова и др.). Впереди них непорочный отрок и медсестра,
ведущая слепого солдата. Зрители, однако, не приняли картину — то ли вой-
на требовала иной стилистики, то ли мешало ощущение общественной разоб-
щенности.
Подобные заключения могут показаться субъективными. Но есть и доста-
точно объективный критерий. Дело в том, что всю европейскую творческую
среду захватила волна воинственно-романтичного патриотизма: во Франции
на полях сражений погибло более 200 поэтов, в том числе — Шарль Пеги, вос-
певавший культ национальной жертвенности. Но первым 22 августа пал Жан
Аллар Меюс, молодой питомец Сен-Сирской военной школы. Перед отправкой
на фронт он прочел своим товарищам оду «Завтра», содержащей характерные
строки: «Мы ждали сорок лет», и убедил их пойти в атаку в белых перчатках и
с бело-красными султанами на кепи. 23 апреля 1915 года в Галлиполи был убит
Руперт Брук — молодой поэт-лирик, чья преданность «доброй старой Англии»
граничила с танатоманией. Гибли не только поэты. На войну пытались отпра-
виться Франц Кафка и 44-летний Анри Матисс. Стефан Цвейг стал офицером
Управления пропаганды австро-венгерской армии. В марте 1916 года погиб не-
166 Философические письма. Русско-европейский диалог. 2022. Т. 5, № 3.
Булдаков В.П. Война, революция, агония Серебряного века №
мецкий экспрессионист Франц Марк. Этот доброволец немного не дождался
возврата с фронта в числе тех деятелей культуры, чье творчество было при-
знано существенно важным для нации. Глядя на его полотна, трудно вообра-
зить, что именно он заявлял, что «война станет прорывом к новой Европе, про-
рывом, пусть даже и жестоким, но благотворным» [Тарту, 1917]. Очень многие
готовы были умереть за «будущее» Европы (которое виделось, естественно, с
позиций «своего» культурного гегемонизма).
Что касается российских поэтов, художников, музыкантов — от Владими-
ра Маяковского до Сергея Прокофьева, — то они в большинстве своем стара-
лись «откосить» от армии или «пристроиться» подальше от передовой. Впро-
чем, власть не нуждалась в их патриотизме (в крикунах не было недостатка).
Исключений в творческой среде было немного. Современники отмечали ра-
боты архитектора Л. Сологуба, добровольцем ушедшего на войну и оставив-
шего своего рода визуальный дневник военных будней [Р-в, 1916, № 2, с. 37].
На моральной высоте творчества оставался Николай Гумилев, представший
«человеком войны». Но в массе своей российская творческая элита, как и вся
интеллигенция, тешила себя иллюзиями о «всенародном патриотическом
подъеме». Пророческие слова А. Блока: «Здесь вместо храбрости нахальство,
а вместо подвигов — психоз», — словно не были услышаны. А сам Блок пред-
почитал многозначительное, как казалось, молчание. В марте 1916 года в Мо-
скве в Художественном театре началась подготовка к постановке его драмы
«Роза и крест», репетиции с перерывами длились до 1918 года, но пьеса так и
не была поставлена. Писали, что она «выходила какой-то мертворожденной»
[Добужинский, 1976, с. 371].
В это время достигла зенита звезда И. Северянина, удостоившегося не-
гласно титула «короля поэзии». По словам А. Вертинского, бешеным успе-
хом у публики пользовались следующие строки: «Тогда ваш нежный, ваш
единственный, я поведу вас на Берлин» [Вертинский, 1991, с. 92]. Это уже
напоминало апофеоз абсурда. Менялось отношение к футуристам. Незадол-
го до Февраля на выставке «Бубнового валета» в Москве побывал пацифист
М. Горький. Его впечатлила картина Д. Бурлюка «Татары 1224 года — пир по-
бедителей на трупах побежденных (Батый)». «Страшную картину Вы, Давид
Давидович, написали», — заявил он автору [Воспоминания Д. Д. Бурлюка о
А. М. Горьком, 1964, с. 53].
Тем временем организовывались аукционы и выставки. Не обошлось без
фальши (В этом не без оснований упрекали И. Репина) и откровенной халтуры.
Указывали на характерный случай: «Превративитий себя из автора античных
картин с голыми телами в художника-патриота Иван Порфиров также воспел
Ри|озор са! Тецегз. Ваззап апа. Еигореап Р1а1овче. 2022. о]. 5, по. 3. 167
Ш Память культуры
войну в смехотворной по безграмотности и наивности “символизма” картине
“Смертный бой” (“Русь святая и лютый враг”)». Критики недоумевали: «Поче-
му среди других бездарных и безграмотных произведений оказан такой почет
картине г. Порфирова...» [Р-в, 1916, № 3, с. 47; № 4-5, с. 72]. Тем не менее о его
творчестве в комплиментарном ключе высказались «Биржевые ведомости».
Мнения разделились, но члены Академии художеств вынесли отрицательный
вердикт. На фоне эстетического разброда А. Н. Бенуа в 1916 году пессимистично
оценивал перспективы высокой культуры. Даже выставка «Мира искусства»
вызвала у него ощущение тотального упадка: «Все падает!» [Бенуа, 2003, с. 32].
Появились элементы псевдонародного стиля. С. Маковский отмечал: «“Луб-
ком” заразилась живопись, и мало-помалу стерлись границы, отделяющие ее
от книжной графики, от театрального макета... В смысле “огрубления” живо-
писи трудно идти дальше» [Маковский, 1916, с. 12].
Бросалось в глаза и другое. «Возможно ли поверить, чтобы в такие годы,
как 1914-1916, русские художественные деятели увлеклись до ожесточения
вопросами почти схоластическими, утонченной и никчемной софистикой?»
[Дмитриев, 1916, с. 64] — недоумевал критик.
Разумеется, были исключения. На фоне лубочно-патриотического бума вы-
делялась серия литографий авангардистки Н. Гончаровой «Мистические об-
разы войны». Так, ее «Архистратиг Михаил» (1914) стилистически напоминал
работы народных художников-самоучек. Однако критики неоднозначно вос-
приняли предложенные ею апокалиптические реминисценции. Люди видели
то, что хотелось видеть; спектр восприятия отражал уровень общественного
смятения.
Многие художники, включая модернистов, обращались к сказочно-герои-
ческим образам. Самым распространенным из них стал Георгий Победоно-
сец (нечто подобное наблюдалось и в английском, и в немецком искусстве).
У В. Кандинского («Святой Георгий и дракон», 1915) герой-богатырь защищает
царевну от притаившегося в пещере Змея Горыныча. В картине К. Петрова-
Водкина «Жаждущий воин» (1915) святой Георгий предстал в виде мальчика-
всадника, изтотовившегося убить притаившгуюся змею [Еззетт, 1916, с. 51]. Этой
же теме посвятил свое стихотворение Г. Иванов.
Ощущение судьбоносности эпохи особо отразилось в творчестве П. Фило-
нова. Картины «Германская война» и «Цветы мирового расцвета» утверждали
крах прежней эпохи и зарождение нового мира. К. Малевич сделал «Черный
квадрат» символом конца старого мира и его культуры. Впрочем, А. Бенуа уви-
Дел в этой «иконе» нового искусства «царство уже не грядущего, а пришедшего
Хама» [Речь, 1916].
168 Философические письма. Русско-европейский диалог. 2022. Т. 5, № 3.
Булдаков В.П. Война, революция, агония Серебряного века №
В декабре 1915 года супрематическая выставка «0,10» породила характер-
ные аллюзии. Один из зрителей отмечал: «Я расхаживал по выставке 0,10 и
все вспоминал: да, где это я видел такие разбитые “кувшины”, такие углова-
тые “контррельефы”... И вот я вспомнил: точно такие же дома с выпотрошен-
ной внутренностью я видел на фронте в сфере действия шрапнельного огня...
Превращение живой природы в мертвую. Таков, очевидно, девиз футуризма
и принцип войны» [цит. по: Крусанов, 1996, с. 651]. Современные культуроло-
ги смотрят на «Квадрат» птире, связывая его с мистикой К.-Л. де Сен-Мартена
[Очерки ... ‚ 2016, с. 616]. На деле картина скорее выражала презрение ко всему
старому в искусстве и доверие к грядущей — революционной — свободе твор-
чества.
Ожидания надвигавшейся революции непроизвольно преломились в
некоторых полотнах «московского цикла» В. В. Кандинского. Его поняли по-
своему. Художник признавался: он хотел передать «лучший московский час»,
симфонию Москвы, «торжественный крик забывшего весь мир аллилуйя». Од-
нако потомки разглядели в его работе «апокалипсический образ катастрофы,
видение рушащегося мира» [Смутное, 2017, с. 206]. В сознании зрителей отча-
яние подавляло надежду. Были и другие крайности. Б. М. Кустодиев в карти-
Не «27 февраля 1917 года» показал Вознесенскую площадь с толпой прихожан,
грузовиком с вооруженными солдатами с красным флагом и массой зевак. Ре-
волюцию он воспринял как праздник [Эткинд, 1968, с. 36].
Разумеется, война сдержала некоторые художественные начинания. Так,
цензура из 2001 пьесы, поступившей в 1914 году, запретила 202, а из 1916-ти в
1915 году — 185 пьес [Очерки ..., 2022, с. 14-15]. Не было реализовано несколько
значительных архитектурных проектов (в том числе А. В. Щусева, В. А. Щуко и
др.) [там же, с. 279]. Впрочем, архитекторы вкупе с театральными деятелями,
как наиболее сервильные деятели культуры, на идейные манифестации Сере-
бряного века влияния не оказывали.
После Февраля последовала череда съездов деятелей культуры — совер-
шенно аналогично всеобщим самоорганизационным процессам. Всё это сопро-
вождалось спорами и ссорами, не говоря уже о подковерных интригах. Смысл
устремлений был понятен: объединить творческую элиту под определенным
знаменем. Но если М. Горький рассчитывал сделать это на единой «демокра-
тической» основе, то А. Бенуа претендовал на ведущую роль «Мира искусства».
«Художественный мир не отличается ни особой мудростью, ни особой куль-
турностью, отражает он лишь относительно незначительную часть русской
души... — утверждал Бенуа. — Однако он может служить и довольно ценным
показателем здоровья этой души. И вот оказывается, что этот “термометр” по-
Ри|озор са! Тецегз. Ваззап апа. Еигореап Р1а1овче. 2022. о]. 5, по. 3. 169
Ш Память культуры
казывает лихорадку, какой-то пьяный бред! Да и вовсе не что-либо фантасти-
чески пламенное, бешеное, яркое, а просто одну пошлость и гротеск. Ноздрев-
щина и смердяковщина перепутаны с чичиковщиной и хлестаковщиной»
[Бенуа, 2003, с. 1774].
Организационная сумятица поражала. Повсеместно обнаруживались ли-
деры, готовые возглавить то или иное начинание. Тон задавали наиболее эмо-
циональные из них. 4 марта литераторы и художники, близкие М. Горькому
(около 50 человек), выступили инициаторами создания совещания по делам
искусств, председателем которого выдвинули его, а его заместителями —
А. Н. Бенуа и Н. К. Рериха [Маковский, 1917, с. 1; Р-в, 1917, с. 65; Купцова, 2007,
с. 171-172]. Однако этим оказались недовольны «левые» по главе с В. Мейер-
хольдом, привлекшим на свою сторону С. Прокофьева. 10 марта их делегация
во главе с Сологубом отправилась в Зимний дворец, где их принимал Ф. А. Го-
ловин, бывший председатель 2-й Государственной думы, назначенный комис-
саром над бывшим министерством императорского двора. Сологуб доказывал,
что такие слова, как «организация», «организованность», «общество», при-
обрели теперь чрезвычайный вес. Головин с этим, естественно, соглашался
[Прокофьев, 2017, с. 83]. В результате переговоров вроде бы образовался «союз
художественных, театральных, музыкальных и поэтических обществ, изда-
тельств, журналов и газет», объединявший 150 организаций, выступавший
под лозунгом «Свобода искусству». 12 марта в Михайловском театре прошел
четырехчасовой митинг. Сообщали, что это был «бесшабашный русский спор,
который... не щадит ни чувства меры, ни личных самолюбий». Организаци-
онные распри казались нескончаемыми: в помещении Института истории
искусств графа Зубова под председательством С. Ф. Ольденбурга состоялось со-
брание представителей петроградских художественных обществ и организа-
ций, комиссии Горького, театров и консерватории. Была принята резолюция
об учреждении специального ведомства по делам изящных искусств, тут же
возникло 7 комиссий по делам отдельных искусств. В Академии художеств
поспешили пересмотреть свой устав, а 27 марта предложили создание особо-
го органа по делам искусств, который, естественно, собирались возглавить.
общество архитекторов-художников устроило свое собрание (были предста-
вители 45 организаций). Наконец, 12 марта в Михайловском театре под пред-
седательством, что примечательно, кадета В. Д. Набокова состоялся грандиоз-
ный форум, на котором выступило 40 ораторов. Среди резолюций выделялось
предложение о созыве Всероссийского учредительного собрания деятелей ис-
кусства. Однако на выборах руководящего органа ни один из кандидатов не
прошел [Маковский, 1917, с. П; Р-в, 1917, с. 67—69]. Ситуация отражала тогдаш-
170 Философические письма. Русско-европейский диалог. 2022. Т. 5, № 3.
Булдаков В.П. Война, революция, агония Серебряного века №
нее состояние общественности, упорядочить которое вряд ли могли либераль-
ные политики.
«В первый раз я увидел то, что называется “революционным настроени-
ем” или “революционным возбуждением”... оно не оказалось хотя бы чем-то
внушительным, эффектным, а просто... самым настоящим “зверинцем”»! —
писал А. Бенуа. Интересно, что на этом фоне сам Бенуа проталкивал идею соз-
дания Министерства изящных искусств (о том же он говорил еще в 1905 году).
И это предложение встречало основательную поддержку [Бенуа, 2003, с. 173].
Примечательно, что одним из инициаторов этого проекта был академик ар-
хитектуры А. И. Таманов. «Он уверовал в то, что отныне в России все должно
происходить согласно “нормам общественности” и все должно подчиняться
арифметике голосования и проходить через контроль так называемого обще-
ственного мнения» [там же, с. 174], — свидетельствовал Бенуа.
Творческие союзы плодились как грибы. При этом люди, считавшиеся ин-
дивидуалистами, применительно к взаимоотношениям Власти и Художника
чаще придерживались патерналистских установок. А в целом знаковые фигу-
ры Серебряного века «потерялись» среди революционных горлопанов и про-
ходимцев.
29 марта в Киеве «веховец» М.О. Гершензон выступил с публичной лекцией.
«Современная культура есть ни что иное, как беспредельная рационализация
жизни, — доказывал он. — Разум... требует себе единовластия во всех сферах
человеческой деятельности; всякое другое знание... он отвергает в принципе
как ложь, как иллюзию, как субъективность. Как возникло это ослепление?
Оно порождено, конечно, громадными открытиями естественных наук и еще
более — блестящим подтверждением, которые неизменно дает этим откры-
тиям техника...» [Гершензон, 2000, с. 8, 13]. Из сказанного с непреложностью
вытекало: самонадеянный человеческий разум будет наказан. Однако вряд ли
слушатели смогли уловить это предупреждение.
Тем временем некоторых словно затягивал водоворот тотального разру-
шения. «...Я стараюсь вдалбливать, — писал в мае А. Белый Иванову-Разумни-
ку, — что... мы переживаем начало мирового переворота, ...что “двоевластие”
есть начало совершенно нового, небывалого строительства, ..что Россия инс-
ценирует мистерию, где Советы — участники священного действа, ..что нам
надо рассыпаться на маленькие единицы (федеративная республика — лишь
начало этого движения), ...что рассыпаться страшно, но если мы не обрушим-
ся..., то не обрушим “старый мир” Европы...» [Андрей Белый и Иванов-Разум-
НИК ... , 1998, с. 107]. Когда угасает вера в «универсальность» разума, остается
надеяться только на синергетику хаоса.
Ри|озор са! Тецегз. Ваззап апа. Еигореап Р1а1овче. 2022. о]. 5, по. 3. 171
Ш Память культуры
Над А. Белым откровенно потешался Н. Бердяев. Однако через годы и в его
творчестве появились те самые мотивы, над которыми он смеялся в 1917 году.
И трудно сказать, кто бывает больше прав в эпоху русской смуты: поэт, плыву-
щий на волне инстинктивных мироощущений, или раскаявшийся марксист.
На фоне общественной неопределенности оживились футуристы. С. Про-
кофьев сообщал, что В. Маяковский высказал ему «прямейшее расположе-
ние», заявил, что он пишет «замечательную музыку, но на ужасные тексты,
на всяких Бальмонтов и прочих» и что ему следует познакомиться с «настоя-
щей современной поэзией». А поскольку «русская музыка идет во главе всего
мира — то мы должны соединиться: он от литературы, я от музыки и Бурлюк
от живописи — “и тогда мы покорим мир”» [Прокофьев, 2017, с. 82].Тем време-
нем композиторы бросились сочинять революционный гимн: по словам Про-
кофьева, «червь честолюбия заглодал». Насочиняли полтора десятка, получи-
лось «мразь и расслабленность». Сочинительский порыв захватил на время
самого Прокофьева, но он вовремя «устыдился» [там же, с. 81].
Людям европейской культуры оставалось лишь наблюдать поистине хто-
нические выбросы энергии «безмолвствовавшего» некогда народа. Это вызы-
вало отторжение. М. Волошин в стихотворении «Мир» писал: «С Россией кон-
чено... На последях / Ее мы прогалдели, проболтали, / Пролузгали, пропили,
проплевали, / Замызгали на грязных площадях...». Некоторые интеллигенты
готовы были отказаться от былого народолюбия. Иванов-Разумник жаловался
М. Горькому, что когда революция показала свое лицо, то «литераторы уполз-
ли сшипением и злобою в разные щели» [Горький и русская журналистика ...,
1988, с. 724]. В других творческих областях, напротив, старались приспособить-
ся: в Александринском театре «модернизировали» гоголевского «Ревизора»
[Егате, 2014, р. 270]. Кинематограф стал откровенно потакать вкусам толпы,
революционно-патриотическая тема почти не получила развития [Росолов-
ская, 1937, с. 120-122; МсВеупо16$5, 2000, р. 136-137].
В сентябре 1917 года возник Пролеткульт. «Эти люди взорвут все это! — пи-
сала наставница начинающих художников из рабочих. — Они живут не разу-
мом, отражающим лишь свершившееся, а сердцем и всеми своими членами, в
которых действует воля и будущее...» Для них был важен процесс творчества,
а не его результат [Волоптина-Сабаптникова, 1993, с. 268]: ненависть к старо-
му превращалась в агрессивно эстетизированную веру в будущее [баспоп-
Вгбёпеат, 2000, р. 62-68, 126]. Ее символика была сопряжена с поклонением Ма-
шине: «...Самый мир будет новой машиной, где космос впервые найдет свое
собственное сердце, свое биенье» [Сборник ... ‚ 1917, с. 111-112]. При этом про-
леткультовцы славословили «нового мессию» — Ленина и революцию. Влади-
172 Философические письма. Русско-европейский диалог. 2022. Т. 5, № 3.
Булдаков В.П. Война, революция, агония Серебряного века №
мир Кириллов яростно взывал: «Пора, пора, сыны народа, / Седлайте огненных
коней, / Вас кличет Красная Свобода, — / Разите злобных палачей». Николай
Клюев уверял, что «чашу с кровью — всемирным причастьем / Нам испить до
конца суждено!» [Товарищ, 1919, № 1, с. 2-3]. Однако для большевиков больше
подходили стихи Демьяна Бедного. Конечно, не все левые авторы были твор-
чески искренни, просто одних «заносило», другие «подстраивались». Как от-
мечал Сергей Есенин, «тяжкое время выдвинуло на арену литературы рево-
люционных фельдфебелей, которые имеют заслуги перед пролетариатом, но
ничуть не перед искусством» [Есенин, 1997, с. 242].
Некоторые «контрреволюционеры» связывали все беды России с Петро-
градом — колыбелью Серебряного века и эпицентром новой смуты. Журна-
лист П. Пильский, отнюдь не консерватор, сочинил злобный памфлет. В от-
вет на представления о том, что «Петроград — голова великой России», «ее
мозг», «ее гордость», «ее революционный авангард», он отвечал: «Мозг, кото-
рый ничего не выдумал, кроме туманов, мозг — вор, заимствователь и под-
ражатель, мозг, развративший здоровые инстинкты, извративший человече-
скую натуру, ..обворовавший в своем бессильном хищничестве Русь и Запад,
Москву и Азию...», «город — обезьяна, гордящийся своим копировальным ис-
кусством...». Не обошлось и без социальных инвектив: «Это — город немец-
ких приказчиков, людей без определенных занятий... темных личностей», а
также «город мошенников и спекулянтов, разведенных жен, не знавших в
лицо своих мужей; брошенных детей, кокоток, лакеев и актеров, где дешевое
тщеславие — царь, убогое благополучие — бог, а убеждения — иностранное
слово...». Поэтому предстоит «духовное освобождение от власти петрограл-
ского вырожденства во всем, — в науке, как и в моде, в литературе, как и в те-
атре». Резюме — «прощайте, господин Петроград, и да будет отныне и до века
проклята Ваша черная память всероссийского кровососа, забубенного палача,
великолепного изменника и индейскипетушинного хвастуна!» — следовало
понимать как отказ от «чужой» революционности в пользу «исконной» про-
винциальной России [Пильский, 1917, с. 2, 9-10, 16]. Подобные представления
ширились.
Постепенно пацифизму большевиков стали сочувствовать отдельные дея-
тели Серебряного века: поэты А. Белый, Р. Ивнев и даже «веховец» М. Гершен-
зон. С. Прокофьев под влиянием анархиста Змиева едва не засел за сочинение
оперы «Анархист». Это начинание деактуализировал большевистский перево-
рот [Прокофьев, 2017, с. 111].
3. Гиппиус в январе 1918 года со злым изумлением фиксировала «пере-
бежчиков». В списке из 22 человек оказались и такие фигуры, как Александр
Ри|озор са! Тецегз. Ваззап апа. Еигореап Р1а1овче. 2022. о]. 5, по. 3. 173
Ш Память культуры
Блок (ПОЭТ, «потерянное дитя», внеобщественник, убежденнейший антисемит,
сблизился с большевиками «через лево-эсеров»), Андрей Белый («замечатель-
ный человек», но тоже «потерянное дитя», чья «гениальность» приобрела ле-
воэсеровский уклон), Корней Чуковский (литературный критик, «довольно
даровитый», из породы «милых, но погибших созданий», «никаких убежде-
ний органически иметь не может»), Николай Клюев и Сергей Есенин (оба «из
народа», первый, друг Блока, «какой-то сектант», второй — «молодой парень,
глупый, оба не без дарования»), Александр Бенуа («с момента революции стал
писать подозрительные статьи, пятнающие его, водится с Луначарским, при
царе выпросил себе орден»), Петров-Водкин («художник, дурак»), Всеволод
Мейерхольд (режиссер, «совсем недавно в союзе писателей, громче всех кри-
чал против большевиков», теперь «надрывается от усердия к большевикам»).
3. Гиппиус была убеждена, что «просиди большевики год (?!), почти вся наша
хлипкая, особенно литературная, интеллигенция, так или иначе, поползет к
ним» [Гиппиус, 1996, с. 57-58].
Впрочем, сама Гиппиус была не без греха. «Гиппиус и Мережковский про-
сили “свести с Луначарским”, — писал К. Чуковский. — Вот люди! Ругали меня
на всех перекрестках за мой якобы большевизм, а сами только и ждут, как
к большевизму примазаться». Эта литературно-супружеская пара хотела не
только избежать «уплотнения», но и всерьез надеялась на кинопостановку
«Павла» и «Александра» Мережковского. «Уверен, что чуть только дело боль-
шевиков прогорит — Мережк<овские> первые будут клеветать на меня», —
вздыхал Чуковский [Чуковский, 1991, с. 93].
Считалось, что А. В. Луначарский быстро оброс своего рода свитой, в ко-
торой выделялась Л. М. Рейснер, старавшаяся не допускать до наркома лиц,
«жадных до пирога» [Бенуа, 2003, с. 378]. Вряд это представление вполне спра-
ведливо. Граф В. П. Зубов привлек внимание Луначарского деятельностью по
сохранению от разгрома Гатчинского дворца [Зубов, 2004, с. 61]. В связи с этим
граф даже приобрел репутацию «коммуниста» [Миклашевская, 2007, с. 150].
К списку «перебежчиков» можно добавить и поэта А. Тинякова (слабое подо-
бие Есенина), который некогда восхищался 3. Гиппиус, а теперь поносивший
ее с «классовых» позиций [Лекманов, 2009, с. 127—136]. «Примерно через пять
месяцев после захвата власти большевиками Марк Шагал, Василий Кандин-
ский, Казимир Малевич, Владимир Татлин, Александр Родченко, Любовь По-
пова и многие другие радикальные художники, писатели и режиссеры были
назначены на посты влиятельных чиновников в новом правительстве...» —
отмечает С. Схейн, добавляя, что «их карьерный рост продолжался недолго,
чуть больше года...» [Схейн, 2019, с. 14-15]. Голландский автор содержательной
174 Философические письма. Русско-европейский диалог. 2022. Т. 5, № 3.
Булдаков В.П. Война, революция, агония Серебряного века №
книги о русском авангарде всё же несколько преувеличивает: «сотрудниче-
ство» футуристов с большевиками носило эпизодический характер, до «прави-
тельственных постов» дело не дошло. Некоторые авангардисты (вроде В. Мая-
ковского), да и деятели «старой» культуры (даже М. Нестеров) постарались
адаптироваться к большевистскому режиму, «наступая на горло собственной
песне». Но ни новая власть, ни «обновленные» ею низы в их творчестве особо
не нуждались.
Как отмечалось, С. Маковский довольно проницательно оценил истоки
и итоги Серебряного века. «Передовая художественная Россия жила отъеди-
ненной жизнью, поглощенная внутренней рознью, чуждая широких кругов
населения... — утверждал он. — Самодовольно замыкаясь на Парнасе, ...“по-
священные” брезгливо сторонились улицы... Не сознавали грозы снизу, озабо-
ченные местничеством на верхах. Легкомысленно воображали, что в России
дозволены все “роскоши” Европы, что в России можно делать историю куль-
туры в “великолепном” уединении эстетствующего полубарства... Тот “взрыв”
на поверхности русской культуры, которым началось новое столетие, оказал-
ся в значительной степени “огненной забавой”. Он не зажег сердце нации...»
[Маковский, 1999, с. 32]. Революция победила, но смогла ли она создать новую
культуру?
О творческих новациях и возможностях Пролеткульта вряд ли можно го-
ворить всерьез. Художница М. Волошина-Сабашникова называла его химерой
революционного времени. Рабочие, приходившие на занятия московского
Пролеткульта, где преподавали такие противоречивые фигуры Модерна, как
А. Белый, В. Иванов, смотрели на свои произведения с юмором: «им важен был
сам процесс творчества». Как-то к ним присоединилась знаменитая Маруся
Никифорова, заявившая: «Я приехала с фронта углублять революцию в стра-
не» [Волошина-Сабашникова, 1993, с. 268, 2770]. Ребяческое экспериментатор-
ство не могло оказать влияние на культурную традицию.
«Революция — акт зачатия творческих форм, созревающих в десятилети-
ях», — утверждал А. Белый. Но он же признавал, что «неоформленное содер-
жание революций порой угрожает культуре» [Белый, 1917, с. 5, 10]. Именно это
и происходило. Сопротивления большевизму не было заметно: преобладало
антиреволюционное злословие. При этом не прекращались попытки что-то
«урвать» у новой власти. У большевиков довольно скоро появились «попутчи-
ки», как называл их Л. Троцкий. Избавляться от них не имело смысла. К тому
же большевикам приходилось решать более неотложные задачи.
В общем, от многочисленных былых измов, которыми отмечено творче-
ство деятелей Серебряного века, почти ничего не осталось. Выжили отдель-
Ри|озор са! Тецегз. Ваззап апа. Еигореап Р1а1овче. 2022. о]. 5, по. 3. 175
Ш Память культуры
ные — действительно выдающиеся — авторы. Серебряный век (в широком
смысле слова), всегда разрывавшийся от противоречий, болезненно угасал
вместе с судорогами всей эпохи Просвещения.
Список источников
Андрей Белый и Иванов-Разумник. Переписка / публ., вступ. ст. и коммент.
А. В. Лаврова и Джона Мальмстада. СПб.: АТепеилт, 1998. 733 с.
Бакст Л. Пути классицизма в искусстве // Аполлон. 1909. № 2. С. 63-78.
Белый А. Революция и культура. М.: Г. А. Леман и С. И. Сахаров, 1917. 30 с.
Бенуа А. Н. Мой дневник. 1916-1917-1918. М.: Русский путь, 2003. 699 с.
Бердяев Н. А. Судьба России. М.: Советский писатель, 1990. 346 с.
Блок А. Безвременье // Золотое руно. 1906. № 11-12. С. 107—114.
Вертинский А. Дорогой длинною... М.: Правда, 1991. 572 с.
Волошина-Сабашникова М. В. Зеленая змея. Мемуары художницы. СПб.: Ан-
дреев и сыновья, 1993. 339 с.
Воспоминания дД. Д. Бурлюка о А. М. Горьком // Горький и художники. Вос-
поминания, переписка, статьи / сост. и авт. вступ. статьи И. А. Бродский. М.:
Искусство, 1964. 384 с.
Врангель Н. Н. «Венок мертвым» — художественно-исторические статьи.
СПб.: Тип. «Сириус», 1913. 187 с.
Врангель Н. Н. Любовная мечта современных русских художников // Апол-
лон. 1909. № 3. С. 30-45.
Гершензон М. Избранное. М.; Иерусалим: СбезНагит, 2000. Т. 4: Тройственный
образ совершенства. 637 с.
Гидони А. Творческий путь Рериха // Аполлон. 1915. № 4-5. С. 1-34.
Гиппиус 3. Живые лица. Воспоминания. Тбилиси: Мерани. 1991. 198 с.
Гиппиус 3. Опыт свободы. М.: Панорама, 1996. 552 с.
Гиппиус 3. Петербургские дневники. Нью-Йорк: Орфей. 1982. 285 с.
Горький и русская журналистика начала ХХ века. Неизданная переписка /
отв. ред. И. С. Зильберштейн, Н. И. Дикупина. М.: Наука, 1988. 1079 с.
Дмитриев В. Художественные распри // Аполлон. 1916. № 4—5. С. 64—69.
Добужинский М. В. Воспоминания. Нью-Йорк: Рие 71 17пь, 1976. Т. 1. 408 с.
Зубов В. П. Страдные годы России. М.: Индрик, 2004. 319 с.
Есенин С. Полн. собр. соч.: в 7 т. М.: Наука; Голос, 1997. Т. 5: Проза. '798 с.
Иванов Г. Испытание огнем (Военные стихи) // Аполлон. 1914. № 8. С. 52-58.
Крусанов А. В. Русский авангард 1907-1932, гг. СПб.: НЛО, 1996. Т. 1. 606 с.
Купиова И. В. Художественная интеллигенция России в годы Первой миро-
вой войны. М.: Нестор, 2007. 408 с.
176 Философические письма. Русско-европейский диалог. 2022. Т. 5, № 3.
Булдаков В.П. Война, революция, агония Серебряного века №
Лапшин В. П. Художественная жизнь Москвы и Петрограда в 1917 г. М.: Со-
ветский художник, 1983. 495 с.
Лекманов О. Пятнадцать помет Александра Тинякова на книге Зинаиды
Гиппиус «Последние стихи» (1918) // Антропология революции. М.: НЛО, 2009.
С. 127-140.
Маковский С. Министерство искусств // Аполлон. 1917. № 2-3. С. 1-ХУ1.
Маковский С. По поводу «Выставки современной русской живописи» //
АПОЛЛОН. 1916. № 8. С. 1-22.
Маковский С. К. Силуэты русских художников. М.: Республика, 1999. 382. с.
Манин В. С. Искусство и власть. Борьба течений в советском изобразитель-
ном искусстве 1917-1941 гг. СПб.: Аврора, 2008. 384 с.
Мережковский Д. Грядущий хам. М.: Т8ВОСВАМ, 2018. 127 с.
Миклашевская Л. Повторение пройденного. Из воспоминаний // Миклашев-
ская Л., Катерли Н. Чему свидетели мы были. СПб.: Журнал «Звезда», 2007. 670 с.
Новые книги по искусству и литературе. Иностранная библиография /
Н. В. Н., В. Дмитриев, А!ех. 5., Чудовский, 5. // Аполлон. 1913. № 6. С. 82-87.
Очерки русской культуры. Начало ХХ века / ред. Л. В. Кошман. М.: РОССПЭН,
2022. 807 с.
Очерки русской культуры. Конец ХХ — начало ХХ века / ред. Л. В. Кошман.
М.: РОССПЭН, 2016. Т. 3: Художественная жизнь. 927 с.
Пильский П. Господин Петроград (К спорам об Учредительном собрании).
Памфлет. Пг.: Журнал журналов, 1917. 16 с.
Прокофьев С. С. Дневник. 1907-1933: в 3-х т. М.: Классика ХХ] века, 2017. Т. 1:
1907-1915. 547 с.
Р-в А. Искусство и война. Выставки и художественные дела // Аполлон. 1916.
№2. С. 36-39; № 3. С. 47-50; № 4-5. С. 70-75.
Р-в А. Революция и искусство // Аполлон. 1917. ® 2-3. С. 64-72.
Речь. 1916. 9 января.
Росоловская В. Русская кинематография в 1917 году: материалы к истории.
М.; Л.; Искусство, 1937. 200 с.
Россия в Великой войне 1914—1918 годов / отв. ред. А. К. Сорокин. М.:
РОССИЗН, 2014. 279 с.
Садовской Б. Перед германским посольством // Аполлон. 1914. № 6-7. С. 13.
Сборник пролетарских писателей / под ред. М. Горькото, А. Сереброва и
А. Чапыгина. Птг.: Парус, 1917. 208 с.
Северянин И. Стихотворения и поэмы. 1918-1941. М.: Современник, 1990. 491 с.
Смутное // Некто 1917. М.: Государственная Третьяковская галерея, 2017.
311 с.
Ри|озор са! Тецегз. Ваззап апа. Еигореап Р1а1овче. 2022. о]. 5, по. 3. 177
Ш Память культуры
Соловьев В. С. «Неподвижно лишь солнце любви...». Стихотворения. Проза.
Письма. Воспоминания современников. М.: Московский рабочий, 1990. 444 с.
Схейн С. Русская революция в искусстве 1917-1935. М.: Колибри, 2019. 512 с.
Товарищ. Иллюстрированный еженедельный журнал. 1919. № 1.
Чудовский В. Футуризм и прошлое // Аполлон. 1913. № 6. С. 25-30.
Чуковский К. Дневник. 1901-1929. М.: Советский писатель, 1991. 541 с.
Эткинд М. Борис Михайлович Кустодиев. Л.: Художник РСФСР, 1968. 61 с.
Вш@ааКоу У. Р Ма$$ СШеге апа Си[@оге оЁ Фе Маз$$ез ш Ваза, 1914-22 // Си]-
(ага! Н1$огу оЁ Визз1а шт Пе Стеа( М/аг ап Веуо[айоп, 1914-22. В]оотптеоп (Г:
З1а\1са РиЪ|зНегз, 2014. ВооК 1: РорШаг СаКатге, {Пе Аг5, ап@ шзЯа@оп$. Р. 25-52.
Е5$5ет. Живопись и графика (На выставках «Мира искусства» и «Союза») //
АПОЛЛОН. 1916. № 3. С. 50-54.
Саспоп-Втёпеаи С. Га роёзе рго@апеппе КазЯе. 1914-1925. Аппехе. Раг1$,
2000. 149 р.
Егате М. Казяап ТНезег$ т Ст1$1$ ОЁ М/аг ап Веуойоп // Саага| Н1%оту оЁ
Виза ш Ше Сгеа( М/аг апа Кеуо]айоп, 1914-22. В]ооптяюп (ПХ: З1а\са РаБИз$П-
егз, 2014. ВооК 1: Рорч]аг Са аге, Пе Аг($, ап $0 оп$. Р. 261-284.
Тарту В. Поэты войны // Аполлон. 1917. № 4-5. С. 45-57.
МсВеупо!4$ Г. ТВе ЗПети Мо\е Меюодгата: Еубепи Вачег РазВ1оп$ Ше Него-
ше’$ Зе // зе апа 5югу ш КизЗ1ап Н1$огу. [Васа апа Гопдоп: Согпей Отуу. Ргез$,
2000.Р. 120-139.
ВеЁегепсе$
“опиитое” [“Уавте”] (2017) т М№еКю 1917 [ботеопе 1917]. Мозсомг. СозаЧагз1-
уеппауа ТгегуаКоу$Кауа раегеуа.
“Уозропитаттуа О. О. Вай упКа о А. М. бог’Ког” [“Мето!т$ оЁ О. О. ВигПакК або
А. М. СогКу”] (1964) т сог’КИ 1 КПиао2ипиа. Уозроттатуа, регер5Ка, зе [Сботку
апа АтИ$5. Метотез, Соттезропаепсе, АтНаез]. Сотр!айоп, ргеГасе Бу [. А. Вго9-
зКу. Мозсо\у: [$К1$$50.
Апаге Веуг т Ггапоу-Валитик. Регер5ка [Апагеу Веу апа Глапоу-ВагитшщК.
Соттезропаепсе] (1998) РаЫ., ргеГасе ап соптеп($ Бу А. У. Гаугоу апа ]оНп Ма|т-
аа. 5. РаегзБагя: АтТепеит.
ВаКЗ&, Г.. (1909) “Рай Маз Из1лита у 13Киз уе” [“Раз$ оЁ Са$$1с1$т т Аг], Аро-
оп [АроПо], 2, рр. 63-78.
Веу), А. (1917) Кеуфушяуа 1 Ки ига [Веуошиоп апа Сийиге]. Мозсоуу: С. А. Ге-
глай 1 5. [. баКпагоу.
Вепца, А. №. (2003) Мо{ апеуп. 1916-1917-1918 [Му Гату. 1916-1917-1918].
Мозсомг: Ка$3КИ рчуё.
178 Философические письма. Русско-европейский диалог. 2022. Т. 5, № 3.
Булдаков В.П. Война, революция, агония Серебряного века №
Вегдуаех, М. А. (1990) биаЪа Юо55и [Тпе Рае ор Визяяа]. Мозсомг: зоуе$Ки р1а-
(еР.
В1оК А. (1906) “Ве7угетеп’е” [“Триее$$пез$$”], Хооюе гипо [Со@аеп Веесе], 11-
12, рр. 107-114.
Ву акКох, У. Р. (2014) “Маз$ Сиоге ап Сиоге о Те Мазз$ез; ш Ваза, 1914-22”,
ш Сийига Е юту о7 Виза т Ше СтеаЕ И’аг апа Веуошйоп, 1914-22. ВооК 1: Рори-
1аг СиПиге, пе Атз, апа тзшийопз$. Воотптяоп (ПО: Захзса РаЪПзНетз, рр. 25-52.
Спи4охз$КИ, У. (1913) “Раблмит 1 ргоз ое” [“Работ13т апЯ Фе Раз@’], АроПоп
[АроПо], 6, рр. 25-30.
СпакКоУзКИ, К. (1991) Рпеумк. 1901-1929 [Глату. 1901-1929]. Мозсомг: Зоуе$КИ
разаег.
Ртелех, У. (1916) “Кра9о7Везсуеппуе газрг?” [“Ати$Ис Еей43”], АроПоп [Аро1-
10], 45, рр. 64-69.
БВори7НтзКИ, М. У. (1976) Уозроттатуа. Тот 1 [Метотез. Уо|. 1]. Мему УогК:
Ра 7.11711.
Еззет (1916) “71у0р!$’ 1 етаНКа (Ма уу$ауКакН ‘Мга 1$Каз$(ха’ 1 ‘Зоуйта’)”
[“РаштИлв апа СгарН1с$ (АЕ Пе Ех оп$ ОР Фе “МГот14 оЁ Аге апд О п1от’)”], Арон
оп [АроПо], 3, рр. 50-54.
ЕЦата, М. (1968) Вот$ МКпайо\лсй Кизюфеу [Вот$ Мипайол\лей Кизюем].
Тептагад: Крадо7Ни К В$РЗК.
Егате, М. (2014) “Вазяап ТВезжег$ 11 Сг1$1$ оЁ М/аг апа Веуоа@оп”, м Сийига!
Ез$оту ОГ Визяа т те стеаЕё И’аг апа Веуошйоп, 1914-22. Воок 1: Роршаг Сите,
фе Агё5, апа тязшиноп5. Вооттятоп (№): ЗЛа\1са Раб зНеть, рр. 261-284.
Саспоп-Втёпеам, С. (2000) Га робяе рто@атеппе Виззе. 1914-1925. Аппехе.
Рат1$.
СетзНеп2ол, М. (2000) 12Ьтаппое. Тот 4: ТгозеппуЕ обгаг зоуетзйепзгла [5$е-
есеа. Уч. 4: Тпе Тир Гптазе о} Ре’есйоп]. Мозсомх; ГегазаШт: безвагит.
С1Чоп1, А. (1915) “ТуотсНезки риё ВегКПа” [“Коет1с’$ Сгеайуе Ра?”], АроПоп
[АроПо], 4-5, рр. 1-34.
С1рр!а$, 7. (1991) {Аблуе Шза. Уозроттатуа [Гилтз Расез. Метотез$]. ТЫШя1:
Мегати.
С1рр!9$, 7. (1996) ОруЕ зуоБоау [ТИе Ехретепсе о} Егеедот]. Мозсомг: Рапогата
РаЫ.
С1рр!9$, /. (1982) Раетригезюе апеуш [Раетзригя Глатез]. Мех УотК: ОгЁе.
Сот’КИ, М., Зегергох, А., СВарует, А. (е9з) (1917) ротик ргоаагз ККП рбжее
[СоПесноп оГРгаеатап Итиетз]. Реговтаа: Рагиаз Ра].
Езептт, 5. (1997) Ротое зобташе зосптепи: У 7 ютакй. Тот 5: Ргога [Сотыее
ИготК$: т 7 уов. Уо1. 5: Ргозе]. Мозсому. МацКа; Со10$ Ра.
Ри|озор са! Тецегз. Ваззап апа. Еигореап Р1а1овче. 2022. о]. 5, по. 3. 179
Ш Память культуры
Гуапоу, С. (1914) “зруатше овпет (Уоеппуе $ИКН!)” [“Тйа! Бу Ешге (Маг Ро-
етз)”], АроПоп [АроПф], 8, рр. 52-58.
Кгазапох, А. У. (1996) Киз5КИ ауапгага 1907-1932 52. Тот 1 [Визяап АуапЕратае
1907-1932. Уо|. 1]. $. Рщетгзрагв: М.О.
Кирбота, Г. У. (2.007) КПиаогНезуеппауа пеШвешяуа Во5зй у воду Регуо! тигто-
Уотуоту [Тйе Агизис ПиеШоетияа о} Виза Ритпе ше РгзЕ Июна И’а!]. Мозсомх:
Мезгог.
Таху, К. (1917) “Роеу уоту” [“Рое{$ оЁ М/аг”], АроПоп [АроПо], 4-5, рр. 45-57.
ТарзБ1, У. Р. (1983) КПидо2Пезлеппауа 2 ип?’ МозКуу 1 Реговтааа у 1917 во4и
[Атизис Гл] ор Мозсои; апа Ретовтаа т 1917]. Мозсому: зоуезкКи КПаЧо7иаК.
Тектапох, О. (2009) “Руата {зае роте! А]екзапага ТтуаКота па Киеве 7та1Ау
С1рр!а$ ‘РоеЯте $ЯКИГ (1918)” [“РЁееп (етз Бу Аехап4ег ТтуакКоу оп Фе Воок
Бу та19а С1рриаз “Те Газ Роетз’ (1918), ш Аттороюлуа геуоуши [АтЙторо-
озу ор те ВеудиПот]. Мозсомг: М.О, рр. 127-140.
МакохзКИ, 5. (1917) “Миетзсуо 1$Киз$6у” [“Мпизу оЁ Аг5”], Аройоп [АроПо],
2-3, рр. [-Х\.
МакохзКИ, 5. (1916) “Ро роуо4и “УучауК1 зоугетеппо! га$$Ко1 7Н1уор13?” [“АБое
(Пе ‘Ех ол 07 Модегп Каз ап РатИп5”], АроПоп [АроПо], 8, рр. 1-22.
МакохзКИ, $. К. (1999) $Пиеёу гиззюКй КПиао2птКоу [5Ипоиейез о} Кизяап Ат-
1515]. Мозсомг. КезраЪ Ка.
Мапи, У. $. (2008) 15Киз5 ло 1 а$Р. Вог’раесйепи у зоуеёз Кот торгалиеРпот
15Киззфуе 1917—1941 82. [АТ апа Ромет. Тйе тие оГСигтетё5 т Ше $5оме Рте Ат$
1917-1941]. 5. РеуегзЬот: Аугога РаЫ.
МсВеупо]6$5, Г. (2000) “Тпе $ПепЕ Мое Меодгата: Еубепп Вачег РазН1оп$ Ше
Неготе’; 5еР” т 5ефапа $1юту т Визяап Нз@ту. ПТаса ап@ ГопЯдоп: Сотпей Опу.
Ргезз, рр. 120-139.
Меге7ВКоузКИ, О. (2018) Стуадизйсйи Кпат [Тйе Соття Нат]. Мозсомг. Т8КОСКАМ.
МПазНеузКауа, Г.. (2007) “Ро\зогеше рго1Ч4еппоро. 12 уозроптай!?” [“Керей-
Поп оЁ Фе Раззе4. Еготл Метомез”], п МИЧазНеузКауа, Г.., Кает 1, М. Спети з\@е-
{ей ту РУЕ [И/ПаЕ иете ие Итез5ез 10]. $. РаетзБого: 7Нагпа]| “7ме7Ча”.
№. У. М., Опиечет, У, 5%, Аех., СпаЧоузКИ, 5. (1913) “Моухуе Ки11 ро 15Казз та 1
Щегагоге. позтаппауа ЫПостаВуа” [“ТВе пем/ ВооК$ оп Аг ап4 Гиегааге. Еот-
е1вт ВШПостарНу”], Аройоп [АроПо], 6, рр. 82-87.
Козптат, Г.. У. (е4.) (2016) ОспегЕ ги Ко КиРигу. Копе{з ХЛХ — паспа1о ХХ уеКа.
Тот 3: КПиао2Незгуеппауа 2 ип‘ [Е5зауз оп Визап СиШиге. Тйе Епа оре 19" — пе
Вертгите ор Те 207 Сещиту, Уч. 3: АтИз$Ис Ш{е]. Мозсом: ВОЗЗРЕМ.
Козптап, Г[.. У. (е4.) (2022) ОспегЕ гиззКот КиРигу. Маспа1о ХХ уека [Е$зау$ оп
Визяап Сите. Тпе Велтитя ор Те 20% Сепишу]. Мозсомг: ВОЗ$РЕМ.
180 Философические письма. Русско-европейский диалог. 2022. Т. 5, № 3.
Булдаков В.П. Война, революция, агония Серебряного века №
РИЗКИ, Р. (1917) Созроат Ретортаа (К зрогат ор ОсйгеайеРпот зоБтапи). Рат-
Ле [Мг. Ретовтаа (То {пе Г15ршез абоиЕ те Сопзшиет Аззет У). РатрШей. Рего-
5тад: 7Нагпа]| 7Нагпа]оу.
РГОКОРех, 5. 5. (2017) ОпеуиК. 1907-1933: у 3 ютаКкй. Тот 1: 1907-1915 [Глату.
1907-1933: 3 уо5. Уо|, 1: 1907-1915]. Мозсому: Каз Ща ХХ! уеКа.
В-у, А. (1916) “Т$Ка$ясуо 1 уота. Уузбау 1 КВад9о7Везхуеппуе Чейа” [“АтЕ апЯ
Маг. Ех @оп$ ап Аг АНа!г$”], АроПоп [Аройо], 2, рр. 36-39; 3, рр. 47-50; 4-5,
рр. 70-75.
В-У, А. (1917) “Кеуо]уцуа 1 155570” [“ВеуоаЙоп ап@ Аг?’], АроПоп [АроПо],
2-3, рр. 64-72.
Кесй? (1916) 9 ]ап.
Воз0]оузКауа, У. (1937) Ви5Кауа Ктетаюзтайуа у 1917 во4и: тщетийу К15отй
[Визяап Стетаюзтарйу т 1917: Миепта6 юг Нюту]. Мозсому; геп1изтаад: 1$Ка$${-
уо Ри].
бадоузКо1, В. (1914) “Реге вегтаптзКипт розоГзхога” [“Тп ЕгопЕ оЁ Ме бегтап
ЕтЪфаз$зу”], АроПоп [АроНо], 6-7, р. 13.
беуегуашт, Г. (1990) $5ИКПогуотетуа 1 роету. 1918-1941 [Роетз. 1918-1941].
Мозсомх: боугетептикК,
Ней, 5. (2019) Виз5Кауа геудушяуа у 15Киззе 1917—1935 [Визяап ВеуошНоп
т 1917-1935]. Мозсому: Кор Ри.
5010%’еу, У. 5. (1990) “Мероаяйпо зп? зотзе [уир...”. ЗИКПогуотетуа. Ргога.
Р15’та. Уозроттатуа зоугетепшКоу [“Ощу те 5ип орГоуе 15 МоНощез$...”. Роет.
Ргозе. Гецетз. Метог$ ор Сощетрогате$]. Мозсом’. МозКоузКИ габосВи.
ого, А. К. (е4.) (2014) Юозяуа у УеЦКо: уоте 1914-1918 водоу [Виза т те
СтеаЕ У’аг о} 1914-1918]. Мозсомг: ВО$ЗРЕМ.
Тоуатзйсй. Шуизелгоуаппу: егнепеаеРпуЕ гпигпа [Рейои. Шиятгиеа УееЮу
Тоитпа| (919) 1.
УетИпзКИ, А. (1991) РоговоЁ айппоуи... [Ву Ше Гоп Воаа4...]. Мозсом’: РгауЧа
Раы.
Уоо$Нта-бафазИи1Кота, М. У. (1993) Хаепауа гтеуа. Метиагу КПидо2Нпйзу
[Стееп $паКе. Метог$ орап АтИз&и. 54. РаетзБагв: Апагеет 1 зупоу’уа.
Угапбе?, М. М. (1909) “Гуцроупауа тес№а зоугетеппуКкИ газзкИН КВо4о7П-
пЖоу” [“Гоуе Огеат о? Модегпт Казап Аг@3(5”], АроПоп [АроПо], 3, рр. 30-45.
Угапбе? М. М. (1913) “Уепок тегёлут” — КПидо2Незлеппо-5ютсйезЮе за [“А
Итеай ог {йе Реаа” — АТ апа Ногу Агисе$]. 5. РщетзЬагв.: Т1р. “51а”.
7Легуетт, 1. $., ОЦеаз та, М. 1. (е@$) (1988) Сог’КИ 1 гиззКауа гпитпайзика
паспай ХХ уека. Мегааппауа регер5Ка [ботКу апа Визяап роигтпайзт ор те Еайу
Тиепией Сециту. Опт@еазе4 Соттезропаепсе]. Мозсомг. МааКа Ри].
Ри|озор са! Тецегз. Ваззап апа. Еигореап Р1а1овче. 2022. о]. 5, по. 3. 181
Ш Память культуры
7лаБох, У. Р. (2004) ${тгаапуе во4у Юо$зи [Тпе РЙсий Уеаг$ о} Кизяа]. Мозсому:
Шанк Ра.
Архивы
РГИА — Российский государственный исторический архив.
Информация об авторе: В. П. Булдаков — доктор исторических наук, главный
научный сотрудник Института российской истории РАН. Адрес: Российская
Федерация, 117292, Москва, ул. Дмитрия Ульянова, д. 19.
шЕогтаНоп аройЕ {Пе ап тот: У. Р. ВЧаКох — 05$с шт Н15огу, СыеЁ ВезеагсВег а{
(Пе шз@ахе о? Казап Н1%(огу ое Виз ап Асадету оЁ 5 епсез. А9агезз: 19 Пти-
гу Луапоу 5., Мозсом,, 117292, Визап Редегайоп.
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
ТВе аи{Лог де]агез по соп1с{$ о? п\егез{5.
Статья поступила в редакцию 24.08.2022; ТВе агие мга$ заре 24.08.2022;
одобрена после рецензирования 30.11.2022; арргоуе4 аЁег ге\лемйиа 30.11.2022;
принята к публикации 05.12.2022. ассеркеа Гог раибПсаНоп 05.12.2022.
182 Философические письма. Русско-европейский диалог. 2022. Т. 5, № 3.