Научная статья на тему 'ВОСПИТЫВАЯ БУДУЩИХ ВОЕННЫХ МОРЯКОВ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ КАДЕТ КРОНШТАДТСКОГО МОРСКОГО КАДЕТСКОГО ВОЕННОГО КОРПУСА'

ВОСПИТЫВАЯ БУДУЩИХ ВОЕННЫХ МОРЯКОВ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ КАДЕТ КРОНШТАДТСКОГО МОРСКОГО КАДЕТСКОГО ВОЕННОГО КОРПУСА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / КАДЕТЫ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / CAREER GUIDANCE / EDUCATIONAL WORK / CADETS / EDUCATIONAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнова Елена Борисовна

В статье рассказывается об особенностях работы воспитателя Кронштадтского морского кадетского военного корпуса по профориентации кадет. Автор приводит случаи из практики, которые иллюстрируют специфику воспитательной работы с обучающимися разных возрастов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смирнова Елена Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATING THE FUTURE NAVAL OFFICERS FROM THE PRACTICE OF CADET’S CAREER GUIDANCE AT KRONSTADT CADET NAVAL SCHOOL

The article relates to the features of cadet’s career guidance at Kronstadt Naval Corps of Cadets. The author shows the cases of her own practice which illustrate the particularity of educational work with pupils of all ages.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТЫВАЯ БУДУЩИХ ВОЕННЫХ МОРЯКОВ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ КАДЕТ КРОНШТАДТСКОГО МОРСКОГО КАДЕТСКОГО ВОЕННОГО КОРПУСА»

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ

Е.Б. СМИРНОВА Е.В. SMIRNOVA

ВОСПИТЫВАЯ БУДУЩИХ ВОЕННЫХ МОРЯКОВ

EDUCATING THE FUTURE NAVAL OFFICERS

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ КАДЕТ КРОНШТАДТСКОГО МОРСКОГО КАДЕТСКОГО ВОЕННОГО КОРПУСА

FROM THE PRACTICE OF CADET'S CAREER GUIDANCE AT KRONSTADT

CADET NAVAL SCHOOL

Сведения об авторе. Смирнова Елена Борисовна - воспитатель 71 (10 «А») класса Кронштадтского морского кадетского военного корпуса (г. Санкт-Петербург. E-mail: celena251@mail. ru).

Аннотация. В статье рассказывается об особенностях работы воспитателя Кронштадтского морского кадетского военного корпуса по профориентации кадет. Автор приводит случаи из практики, которые иллюстрируют специфику воспитательной работы с обучающимися разных возрастов.

Ключевые слова: профориентация, воспитательная работа, кадеты, воспитательные мероприятия.

Information about the author. Elena Smirnova - tutor of the 71st platoon (10-A form) of Kronstadt Cadet Naval School (St. Petersburg. E-mail: celena251@mail. ru).

Summary. The article relates to the features of cadet's career guidance at Kronstadt Naval Corps of Cadets. The author shows the cases of her own practice which illustrate the particularity of educational work with pupils of all ages.

Keywords: career guidance, educational work, cadets, educational activities.

Задачей работы воспитателя кадетского корпуса является не только помощь воспитанникам в организации самостоятельной подготовки, дополнительных занятий и организации досуга, но и помощь в выборе дальнейшей профессиональной деятельности. Такая работа способствует формированию сознательного и положительного отношения к будущей профессии. Воспитатель должен создавать условия самореализации личности в профессиональной деятельности. И закономерно то, что в Кронштадтском морском кадетском военном корпусе приоритетным направлением подготовки является профессия военного моряка.

В этом тексте нам хотелось бы рассказать об основных этапах этой работы. Кадеты обучаются в КМКВК с 5-го по 11 класс. На протяжении этого времени можно выделить три ключевых этапа, в течение которых профориентаци-онная работа меняет свою специфику: 1) 5-7 классы; 2) 8-9 классы; 3) 10-11 классы. В этом тексте особенности профориентации на последних двух этапах будут проиллюстрированы на примерах проведения круглого стола и открытой студии соответственно.

5-7 классы Работа по профориентации начинается с момента поступления обучающихся в корпус. На дан-

ном этапе каждый воспитанник в идеале должен уже представлять себе собственные интересы, а также осознавать свои желания и возможности. Однако на практике трудно ожидать такой степени сознательности от подростка. Поэтому помощь в решении этих вопросов ложится на плечи воспитателя - именно он целенаправленно рассказывает кадетам о преимуществах военной службы посредством различных воспитательных мероприятий.

Первые дни обучения и повседневной деятельности в корпусе вызывают у кадет большой интерес. Срабатывает эффект новизны. Привлекают, во-первых, морская форма, занятия на плацу, жизнь

vллz

Ш

по строгому распорядку в коллективе - все это свежо и необычно по сравнению со школой. На данном этапе воспитателю важно развивать и поддерживать зарождающийся интерес кадет, пока он не сменился повседневной рутиной.

Также при поступлении нового набора в корпус воспитатель должен разглядеть в коллективе лидеров, которые станут первыми помощниками взрослых. Кроме того, эта мера целесообразна для подготовки кадет к флотской жизни, формирования дисциплины и приобщения к принципу единоначалия.

Обучающихся знакомят с корпусом и его традициями. Проводятся обязательные занятия, на которых рассказывают о героической истории Военно-морского флота, о биографии известных флотоводцев и о главных морских сражениях. Учитывая возраст обучающихся, предпочтительно использовать игровые формы проведения мероприятий, а также возможности мультимедийных презентаций. Обязательны просмотры документальных и художественных фильмов с последующим обсуждением.

С большим интересом кадеты в этом возрасте посещают музеи и корабли. Для подростка на первый план выходит романтика моря, дальних походов и приключений. Большую роль в воспитании будущего моряка играют встречи с офицерами и матросами, несущими службу на кораблях. Слушая их рассказы и знакомясь с их бытом, кадеты понимают, что без хорошей учебы и физической подготовки служить на современных кораблях, обладающих мощным оружием, невозможно.

Главной тенденцией, которую выявил проводившийся в начале второго курса опрос «Кем бы я хотел быть», стало подражание друг другу, что довольно типично для этого возраста. К примеру, большая часть кадет хотела поступать в Морской корпус Петра Великого (г. Санкт-Петербург). Причиной

тому явилось большое влияние, которое на кадет оказали встречи с выпускниками и курсантами этого учебного заведения - на тот момент первокурсниками. Другая часть непременно хотела стать в будущем морскими пехотинцами. Случались и довольно курьезные ответы: например, один кадет собирался стать офицером-воспитателем своего класса.

8-9 классы

Круглый стол «Моряку даны с рожденья две любви: земля и море».

По мере взросления воспитанников начинают применяться более серьезные способы профо-риентационной работы. В этом отношении важным мероприятием стал круглый стол «Моряку даны с рожденья две любви: земля и море».

Цель мероприятия состояла в знакомстве кадет с теоретическими основами выбора профессии. Для достижения поставленной цели предстояло решить следующие задачи: 1) рассмотреть основные факторы выбора профессии; 2) представить типичные ошибки

в профессиональном самоопределении.

Модераторами круглого стола выступили воспитатели 71 и 72 классов. Была создана инициативная группа из кадет, которые подготовили вопросы и темы выступлений на мероприятии. Модераторы, в свою очередь, должны были пригласить на мероприятие гостей, подумать, как оформить место проведения и мультимедийную презентацию.

Круглый стол начался с определения формулы профессионального успеха, в которую входят три компонента: хочу - желание заниматься выбранным делом, могу - способность выполнять данную работу и надо - востребованность профессии на рынке труда.

Далее на мероприятии был показан видеоролик о наших выпускниках-курсантах высших военно-морских училищ. А так как кадеты прибыли в КМКВК из разных уголков России, было интересно услышать, что подвигло их на учебу в корпусе. Конечно, большинство обучающихся в корпус направляют их родители и законные представители. Однако

для некоторых стимулом явилось продолжение династии военного; для других - тех, кто родился в городах возле моря и видел с детства моряков и корабли, - решение поступить в КМКВК также оказалось не случайным.

За несколько дней до начала работы круглого стола участникам был задан вопрос: «Почему я выбрал КМКВК?» Наибольшего внимания заслуживает ответ одного из кадет: «После учебы в нашем корпусе я бы хотел поступить в Корпус Петра Великого, стать морпехом или служить в морской авиации». Спустя несколько лет, когда этому же кадету исполнилось 15, на идентичный вопрос он ответил иначе: «Я выбрал КМКВК, потому что смогу стать более образованным и самостоятельным и воспитать в себе ценные человеческие качества, которые присущи настоящему офицеру и мужчине...»

При подготовке к круглому столу были опрошены офицеры-воспитатели и преподаватели корпуса. Они рассказали о том, почему выбрали карьеру военного моряка, где учились и служили, а также поделились, в чем, по их мнению, состоит престиж военной профессии. Помимо этого кадет ожидал сюрприз - выведенные на слайды презентации фотографии молодых курсантов и лейтенантов, а ныне -педагогов и воспитателей корпуса. Каждый участник мероприятия соревновался с другими, пытаясь узнать своих наставников.

Недостатком, проявившимся в ходе проведения мероприятия, следует признать невысокую активность участников круглого стола в обсуждении заявленных тем. Причиной тому послужило отсутствие практики публичных выступлений у некоторых кадет. В дальнейшем этот фактор учитывался при организации других воспитательных мероприятий. В целом задачи круглого стола были решены. Кадеты в ходе мероприятия самостоятельно сформулировали принципы выбора дальнейшей профессии: она должна

быть интересной, хорошо оплачиваемой, предоставляющей возможности для личностного и карьерного роста, а также востребованной на рынке труда. Преимущества военной карьеры, однако, заключаются еще и в том, что перед военнослужащими не стоит проблема трудоустройства на рынке труда. Эта профессия всегда востребована, в отличие от таких профессий, как юрист или менеджер, которые часто избирают выпускники школы и которые часто бывают отмечены кризисом перепроизводства. Таким образом, выбор военной профессии, особенно если человек чувствует к ней призвание, никогда не может быть ошибочным.

10-11 классы

Открытая студия «Профессий много - я беру одну».

Итак, по мере приближения к выпуску формы работы по профориентации становятся более разнообразными и сложными. Но самым важным при подготовке мероприятий оказывается то, что воспитанники становятся равноценными участниками его постановки и проведения.

Так, с начала прошлого учебного года воспитатели и кадеты 71 (10 «А») класса занимались подготовкой и проведением мероприятия, целью которого являлся

разговор о выборе дальнейшей профессии с выпускниками и экспертами - преподавателями военных училищ. Ценность подобного мероприятия довольна велика в связи с тем, что для кадет обучение в кадетском корпусе вскоре подойдет к концу и неизбежно возникнет необходимость определяться с выбором дальнейшего жизненного пути.

Первоначально было решено провести мероприятие в форме устного журнала, но чем дольше шел процесс сбора материала, поиска методов его подачи, организаторы все больше приходили к выводу, что лучше всего будет провести его в форме открытой студии. При этом самым важным условием стало то, чтобы при проведении мероприятия участие воспитателей свелось лишь к присутствию на нем. В целях формирования навыков самоорганизации и работы в группе подготовка мероприятия почти целиком ложилась на плечи кадет.

Главной задачей мероприятия явилось профессиональное самоопределение на новом этапе обучения, корректировка и реализация перспектив своего профессионального выбора.

Предварительно к открытой студии были взяты интервью у бывших выпускников 71 класса,

а ныне - лейтенантов ВМФ и представителей других родов войск. В идеале предполагалось интервьюировать их посредством телемоста. Однако на практике решить эту задачу было маловероятно, так как выпускники военно-морских вузов несут службу и не располагают свободным временем. Поэтому вопросы от кадет и ответы выпускников КМКВК были собраны и записаны заранее. Во время проведения открытой студии включались видеозаписи, когда участникам и гостям хотелось услышать ответы выпускников об обучении в КМКВК, о впечатлениях первых дней службы.

Организаторы весьма серьезно подошли к выбору экспертов. Обязательным условием была их непосредственная принадлежность к подготовке военных кадров. Это давало возможность экспертам посмотреть на потенциальных курсантов их учебных заведений, увидеть их настрой и определить предпочтения в выборе специальности. Кадеты же могли непосредственно поговорить с людьми, прошедшими службу, а также готовящими специалистов для ВМФ России и других родов войск, которые могут дать ценные советы и предостеречь от ошибок при поступлении.

Присутствующими гостями были педагогические работники, которые также непосредственно участвуют в подготовке кадет к выбору профессии военного.

Можно выделить несколько особенностей практической части открытой студии. Во-первых, ведущие имели пространство для импровизации, поскольку они не могли знать заранее, какие ответы получат на свои вопросы от участников. Во-вторых, кадеты получали возможность получить первичные навыки ведения дискуссии, а также опыт публичных выступлений. В-третьих, важной составляющей мероприятия стало продуктивное использование современных технологий для оперативного представ-

ления информации в цифровом качестве.

В данном случае информационные технологии предоставили возможность рационально организовать деятельность всех участников открытой студии. Это позволило вовлечь все виды чувственного восприятия в мультимедийный контекст, развивая интеллектуальные, творческие способности кадет, их умение самостоятельно работать с различными источниками информации, повышая свой интеллектуальный уровень.

Анализ проведенного мероприятия показал, что поставленная цель была достигнута. Кадеты получили ответы на наиболее важные вопросы. Воспитателю было интересно увидеть изменения кадетов во взглядах на будущее, которые произошли за годы совместной работы.

Стоит отметить, что в целом целенаправленная работа по профориентации обучающихся дает свои плоды, и многие кадеты решают связать свою судьбу с Вооруженными Силами. Уже упоминавшийся кадет так рассуждает о своем будущем: «Я собираюсь поступать в Краснодарское летное училище, я выбрал эту профессию, как бы странно это ни звучало, потому что она связана с огромным риском, так же я считаю, что герои, которые недавно совершали многочисленные подвиги в Сирийской Арабской Республике, тоже укрепили мой выбор этой специальности. И я считаю его окончательным». И в ответах других кадет прослеживаются зрелые аргументированные обоснования будущего выбора.

В заключение хотелось бы резюмировать основное содержание этапов профориентационной работы.

Итак, в 5-7 классах каждый воспитанник должен почувствовать интерес к определенной профессиональной деятельности (в нашем случае - выбор профессии военного моряка). Кадеты пыта-

ются представлять собственные интересы, видя себя в той или иной профессии.

8-9 классы - один из самых ответственных этапов не только в получении знаний, но и важный этап профессиональной ориентации кадет, поскольку именно на этом этапе воспитатели должны представить широчайшую информацию о возможности получения профессии военного. Сюда входят и поездки в вузы Министерства обороны РФ в дни открытых дверей, встречи с их выпускниками, участие в различных конкурсах военно-патриотической направленности, подготовка к парадам и многое другое. Главная цель данного этапа - это помочь воспитаннику выбрать будущий профиль в соответствии с интересами, его способностями и состоянием здоровья.

10-11 классы

Подведение итогов профориентационной работы.

На этом этапе проводится более тесное сотрудничество с вузами Министерства обороны РФ, такими, как ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия», сотрудничество с которой утверждено совместным планом Академии и кадетского корпуса. Цель этого этапа состоит в оценке готовности воспитанников к выбранной специальности, при необходимости коррекции выбора, с учетом показаний по здоровью.

Кадетский корпус - начальное военно-учебное заведение, целенаправленно готовящее обучающихся к военной карьере. Безусловно, далеко не все воспитанники в дальнейшем выберут поступление в вузы Министерства обороны РФ и далеко не все станут офицерами, однако этим текстом мы хотели показать, что труд воспитателя, его работа по профориентации играют немалую роль в том, чтобы достаточное число кадет все-таки выбирало профессию военного и, в частности, - военного моряка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.