Научная статья на тему 'Направления педагогической деятельности офицерской династии Римских-Корсаковых'

Направления педагогической деятельности офицерской династии Римских-Корсаковых Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
215
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОФИЦЕРСКАЯ ДИНАСТИЯ / OFFICER'S DYNASTY / СЛУЖЕНИЕ ОТЕЧЕСТВУ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВОЕННО-МОРСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PEDAGOGICAL ACTIVITY / SERVICE TO MOTHERLAND / PATRIOTIC BEHAVIOR / NAVAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Евсеенко Татьяна Валерьевна

В статье представлен историко-педагогический анализ военно-морского образования представителей рода Римских-Корсаковых. Офицеры династии Римских-Корсаковых способствовали внедрению прогрессивных идей и развитию новых направлений педагогической деятельности в военно-морском образовании. Показана целеустремленность в ситуации нравственного выбора, позволившая морскому офицеру и композитору Н. А. Римскому-Корсакову проявить себя талантливым педагогом в сфере музыкального искусства. Поиск направлений педагогической деятельности представителей офицерской династии Римских-Корсаковых опирался на анализ культурно-исторических периодов, в которых проходила их жизнедеятельность, и на выявлении особенностей развития образования и педагогической мысли в России в отмеченные периоды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Directions of the Rimskiy-Corsakovs Officer Dynasty pedagogical Activity

It is presented the historical and pedagogical an alysis of the Rimskiy-Corsakovs representatives naval education. Officers of the Rimskiy-Corsakovs dynasty promoted the introduction of progressive ideas and the development of new pedagogical activity directions in naval education. It is shown the aspiration in moral choice permitting the naval officer and composer to display himself as a talented teacher in the field of music. The search of pedagogical activity directions of the Rimskiy-Corsakovs officer dynasty representatives was based on the cultural and historical periods analysis of their life activity and on the reveal of the development peculiarities of education and pedagogical thoughts in Russia during the periods mentioned above.

Текст научной работы на тему «Направления педагогической деятельности офицерской династии Римских-Корсаковых»

УДК 37(018)

Т. В. Ебсеенко

НАПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОФИЦЕРСКОЙ ДИНАСТИИ РИМСКИХ-КОРСАКОВЫХ

В статье представлен историко-педагогический анализ военно-морского образования представителей рода Римских-Корсаковых. Офицеры династии Рим-ских-Корсаковых способствовали внедрению прогрессивных идей и развитию новых направлений педагогической деятельности в военно-морском образовании. Показана целеустремлённость в ситуации нравственного выбора, позволившая морскому офицеру и композитору Н. А. Римскому-Корсакову проявить себя талантливым педагогом в сфере музыкального искусства. Поиск направлений педагогической деятельности представителей офицерской династии Римских-Корсаковых опирался на анализ культурно-исторических периодов, в которых проходила их жизнедеятельность, и на выявлении особенностей развития образования и педагогической мысли в России в отмеченные периоды.

It is presented the historical and pedagogical an alysis of the Rimskiy-Corsakovs representatives naval education. Officers of the Rimskiy-Corsakovs dynasty promoted the introduction of progressive ideas and the development of new pedagogical activity directions in naval education. It is shown the aspiration in moral choice permitting the naval officer and composer to display himself as a talented teacher in the field of music. The search of pedagogical activity directions of the Rimskiy-Corsakovs officer dynasty representatives was based on the cultural and historical periods analysis of their life activity and on the reveal of the development peculiarities of education and pedagogical thoughts in Russia during the periods mentioned above.

Ключевые слова: педагогическая деятельность, офицерская династия, служение Отечеству, патриотическое воспитание, военно-морское образование.

Keywords: pedagogical activity, officer's dynasty, service to Motherland, patriotic behavior, naval education.

В России первым из созданных при Петре I учебных заведений была Школа математических и навигационных наук в Москве (1701 г.), где готовили моряков, инженеров, архитекторов, служилых людей. В 1715 г. старшие классы школы перевели в Санкт-Петербург. На их базе была организована Морская академия.

Крестник Петра I Воин Яковлевич Римский-Корсаков в 14-летнем возрасте был в числе первого выпуска слушателей Морской академии в Санкт-Петербурге и первым морским офицером в этом роду. В 1716 г. он был направлен на стажировку в г. Тулон (Франция), где получил чин лейтенанта французского флота. По возвращении на Родину он начал службу на Балтийском флоте, участвовал в дипломатических миссиях: в 1747 г. был про-

© Евсенко Т. В., 2012

изведён в контр-адмиралы, с 1751 г. он командовал Кронштадтской эскадрой. С 1752 г. и до конца жизни В. Я. Римский-Корсаков являлся присутствующим Адмиралтейской коллегии - высшего органа управления Российского флота. Вслед за ним много поколений славной династии на протяжении более двух веков воспитывались в стенах старейшего военно-морского учебного заведения.

Традиции патриотического воспитания и образцы поведения российских офицеров, впитанные основоположником морской династии Римских-Корсаковых, передавались впоследствии в педагогической деятельности представителей этого славного рода.

Первым, кто занимался педагогической деятельностью в офицерской династии Римских-Корсако-вых на посту директора Морского кадетского корпуса, был Николай Петрович Римский-Корсаков -внук Воина Яковлевича. Он родился 21 ноября 1793 г., в 1804 г. поступил в Морской кадетский корпус, откуда через три года выпущен гардемарином. 24 декабря 1809 г. был произведен в мичманы с назначением в Гвардейский Экипаж [1].

За свою карьеру Н. П. Римский-Корсаков командовал фрегатом «Елена», яхтой «Нева», кораблём «Царь Константин», 20-пушечным бригом «Орфей». В 1837-1842 гг. он состоял при Государе Императоре и ежегодно посылался по Высочайшему повелению с различными поручениями. В марте 1842 г. был назначен помощником директора Морского кадетского корпуса, а через год занял пост директора. В этой должности Н. П. Римский-Корсаков оставался до самой смерти 31 октября 1848 г.

В Морском кадетском корпусе царили устоявшиеся нравы. С приходом Н. П. Римского-Корса-кова на пост помощника директора важными воспитательными факторами в учебном заведении стали патриотизм, верность службе и Отечеству, образец достоинства и мужества офицера, принимавшего участие в боевых сражениях. К таким офицерам относился и сам Н. П. Римский-Корсаков, участник Отечественной войны 1812 г. Вопросы чести мундира занимали важное место в воспитательном процессе.

Директор требовал от преподавателей гуманного обращения с воспитанниками, однако не рискнул на радикальные перемены, не отказался полностью от телесных наказаний. Требования, не подкрепленные педагогическими стратегиями и разработками, не изменили существа воспитательной системы. Порядки и нравы в стенах Морского кадетского корпуса продолжали оставаться жестокими. Все так же дрались смертным боем кадеты. Сильный истязал слабого. Унтер-офицеры щедро раздавали подзатыльники и зуботычины. Процветали строевая муштра, насилие старших над младшими (Л. М. Демин).

Заслуга Н. П. Римского-Корсакова как директора Морского кадетского корпуса состояла в том, что им много было сделано для того, чтобы придать образованию кадет практический характер. В учебном заведении значительно повысилось качество и разнообразие моделей преподавания. Особая забота проявлялась по отношению к физическому развитию кадет. Организовывались выездные занятия, для того чтобы кадеты были ловки, сильны, умели плавать, лазать, грести, знали бы хорошо фронтовое и артиллерийское ученье и управление парусами. Вскоре после назначения Н. П. Римского-Корсакова директором был утвержден новый герб Морского кадетского корпуса, существовавший до 1917 г. Особой Комиссией были составлены новые учебные руководства, расширена типография учебного заведения, пополнены коллекции его Музея. Благодаря постоянным заботам директора здание Морского кадетского корпуса как по своему внешнему облику, так и по внутреннему размещению приняло своеобразный вид [2].

В роду Корсаковых Николай Петрович давал довольно много напутственных советов своему племяннику Воину Андреевичу Римскому-Корсакову. Воин Андреевич родился 14 июля 1822 г. В восьмилетнем возрасте его решили определить в морское отделение Александровского корпуса в Царском Селе, но он не был принят. Настойчивые хлопоты отца и дяди позволили все-таки Воину быть принятым на начальное образование с некоторым специальным уклоном, гарантировавшим последующее поступление в среднее военно-морское учебное заведение. Отсюда через три года юноша был переведен в Морской кадетский корпус, находившийся на набережной Васильевского острова в Санкт-Петербурге [3].

Воин был трудолюбив и настойчив в достижении успехов. Его интересовало буквально все: навигация и гидрография, тактика и корабельная архитектура. 7 января 1837 г. он был произведен в гардемарины и всю навигацию провел в плавании по Балтийскому морю на фрегате «Прозерпина». В. А. Римский-Корсаков служил на боевом корабле «Патрокл», на бриге «Нестор», совершил длительное заграничное плавание на корабле «Ингер-манланд», командовал одномачтовым парусным судном «Лебедь», которое использовалось для разных вспомогательных целей: разведки, связи, гидрографических работ. Своими исследованиями и научными трудами он внес существенный вклад в развитие отечественного морского образования. В 1851 г. В. А. Римский-Корсаков впервые выступил со статьей в журнале «Морской сборник», в которой по существу подверг критике существующее положение во флоте самодержавно-крепостнической России. В 1852 г. в статье под названием «Морская старина» предложил соображения о развитии военно-морского искусства [4].

В 1852 г. В. А. Римский-Корсаков был одним из главных участников экспедиции Е. В. Путятина, командиром шхуны «Восток». В феврале 1860 г. он - уже капитан первого ранга - назначается начальником штаба Кронштадтского порта.

С 1860 г. начинается его педагогическая деятельность. Им опубликована статья «О морском воспитании», суммировавшая передовые взгляды на проблему подготовки морских офицеров. Он считал необходимым с первых же классов воспитывать убежденную любовь к флотской службе, чувство коллективизма, товарищества, самостоятельности [5]. В 1861 г. В. А. Римский-Корсаков назначается и. о. директора Морского кадетского корпуса, затем - директором. С 1867 по 1871 г. он - директор Морского училища.

На посту директора Морского кадетского корпуса В. А. Римский-Корсаков осуществил ряд прогрессивных реформ военно-морского образования, например оснащение более передовой техникой, коренное улучшение системы военно-морского образования, предоставление доступа в учебные заведения и офицерскую среду не только дворянам, но и разночинным слоям. До этого Морской кадетский корпус был сословно-привилегированным военным учебным заведением, доступным лишь для сыновей потомственных дворян. Теперь же сюда могли приниматься и дети старших офицеров и гражданских чиновников, независимо от их происхождения, а также почетных потомственных граждан (некоторые категории недворянской интеллигенции). В. А. Римский-Корсаков оказал прямое влияние на разработку новых правил приема в Морской кадетский корпус.

Он также добился отмены бессмысленной муштры, подчеркивал, что необходимо учитывать индивидуальные качества воспитанников, считаясь с их интересами. Стремясь покончить с царившим в корпусе солдафонством, директор Корпуса упразднил институт унтер-офицеров и возложил всю ответственность за порядки в ротах на дежурных кадетов. «Неотступный прежний надзор заменен взаимным доверием, и эта система в два года так преобразила кадет, что их узнать нельзя» (из письма Воина Андреевича младшему брату) [6].

Пристальное внимание В. А. Римский-Корсаков как руководитель учебного заведения уделял личности преподавателя-воспитателя. В статье «Морского сборника» он писал: «Плохо, если он остановится на том, что приобрел однажды в офицерском классе, и, составив однажды навсегда программу своих лекций, будет твердить из года в год одно и то же. Такой преподаватель, значит, не интересуется своею наукой и, следовательно, и не может заинтересовать ею воспитанников» [7]. Сам директор Морского кадетского корпуса подавал пример постоянной и неутомимой жажды знаний,

вечного трудолюбия, продолжая заниматься самообразованием и в зрелом возрасте.

Он стремился дать будущим морским офицерам серьезные и систематические знания, общие и специальные. В Центральном государственном военно-морском архиве сохранились любопытные документы, свидетельствующие о том, что «директор училища предусматривал для воспитанников учебные экскурсии в музей Горного института, Адмиралтейство, мастерские Санкт-Петербургского порта, газовый завод, на промышленную выставку, выставку Академии художеств и в Пулковскую обсерваторию» [8].

При общей реформе военно-учебных заведений 2 июня 1867 г. Морской корпус переименован в Морское училище. Согласно уставу Морское училище отнесено к разряду высших учебных заведений. В этом несомненная заслуга его директора. В. А. Римский-Корсаков проявлял большую заботу о приобретении приборов, инструментов, новых карт и других учебных пособий, о пополнении библиотеки разнообразной литературой. По его инициативе для практического изучения морского дела воспитанники стали плавать в течение летних месяцев на судах вновь сформированной учебной эскадры. Он сам руководил этими плаваниями как командир эскадры, используя собственный богатый опыт бывалого моряка, стремясь воспитать в будущих офицерах практические навыки суровой службы, физическую выносливость, инициативу, находчивость, любовь к морю и флоту. Новаторским было и то, что в программу учебных занятий включались практика по постройке шлюпок, инструментальные съемки, для обучения артиллерийским навыкам привлекалась батарея из нескольких орудий.

Многим педагогическим идеям В. А. Римского-Корсакова не суждено было осуществиться: неожиданно для всех близких он умер, не дожив до пятидесятилетия. Великий князь Константин распорядился направить лейтенанта Н. А. Римского-Корсакова в Италию за телом покойного брата. Распоряжение это сохранилось в архиве [9].

Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 18 марта 1844 г. Родители по семейной традиции готовили мальчика к службе на флоте, несмотря на то что у Ники, как его звали в семье, очень рано выявились музыкальные способности. В 12 лет мальчика определили в Морской кадетский корпус. Занимался он усердно и ровно. В этом же году начал брать уроки по фортепиано у виолончелиста оркестра Александрийского театра Улиха. В 1858 г. начал учиться у известного пианиста Федора Андреевича Канилле. Под его руководством были сделаны первые опыты сочинительства. В 16 лет у Николая ослабевает интерес к морскому делу. Музыка вторглась в его жизнь, отодвинув на второй план всё остальное.

В 1861 г. происходят важные для Н. А. Рим-ского-Корсакова события: знакомство с М. А. Балакиревым, вхождение в его кружок и смерть отца. Творческие радости от общения с талантливыми людьми, увлеченными музыкой, омрачены большим горем: Николай тяжело переживает потерю родного человека. Сомнения и тревоги побуждают его к переосмыслению того, что же для него важнее - карьера морского офицера или композиторское творчество музыканта. Однозначного выбора нет. Николай продолжает усердно учиться военно-морскому делу.

Старшего Римского-Корсакова не на шутку тревожит увлечение Николая музыкой. Воин Андреевич еще не уверен, насколько это увлечение серьезно. Он предостерегает младшего от поверхностного, дилетантского занятия музыкой, от переоценки своих способностей, проводит с братом беседы, наставляя на то, что пусть у него будет нелегкая, полная лишений, но «честная карьера флотского офицера, чем фортуна посредственного музыканта и сочинителя».

Весной в 1862 г. Н. А. Римский-Корсаков завершил обучение в Морском кадетском корпусе с отличием, но увлечение музыкой не ослабевает. Он начинает работу над первой симфонией. Под руководством М. А. Балакирева сделал аранжировки, кое-как сделал оркестровку и отправился служить во флот. Осенью 1862 г. на петербургской пристани гардемарин Н. А. Римский-Корса-ков отправился в трехгодичное плаванье на военном парусном корабле-клипере «Алмаз» в составе экспедиции Лесовского. Это было время Гражданской войны в США, и во время плавания эскадра Лисовского выполняла секретные поручения русского правительства, связанные с помощью северянам. В день, когда команда отметила два года плавания, на борт были доставлены приказы морского министра. Один предписывал судну идти в Европу, вторым приказом четверым гардемаринам, в том числе и Римскому-Корсакову, присваивалось звание «мичман».

Морское путешествие познакомило Н. А. Римского-Корсакова с морями и океанами разных широт. Зорким глазом художника он впитывал все оттенки, все перемены окружавшей его морской стихии. И став композитором, в течение всей жизни изображал её оркестровыми красками.

Творческая активность Н. А. Римского-Корса-кова была многогранна. Он совмещает музыкальную, композиторскую и педагогическую деятельности: с 1871 г. - преподаватель и профессор Санкт-Петербургской консерватории. Специализировался в педагогической деятельности по классам практического сочинения, инструментовки, оркестровый. В 1873-1884 гг. - инспектор духовых оркестров Морского ведомства, в 1874-1881 гг. - директор Бесплатной музыкальной школы, в 1874 г. -

дирижёр симфонических концертов, а позже и оперных спектаклей, в 1883-1894 гг. - помощник управляющего Придворной певческой капеллой.

Во время революции 1905-1907 гг. профессор Римский-Корсаков выступил с активной поддержкой требований бастующих студентов, открыто осудил действия администрации Петербургской консерватории, что послужило поводом для его увольнения. Вернулся в консерваторию после смены руководства.

Морально-этические постулаты, культурные отечественные традиции и национальная идея лежали в основе многогранной творческой деятельности Н. А. Римского-Корсакова. Направления его педагогической деятельности и их новизна для того периода отражают суть того, что Николай Андреевич, опираясь на гармоничность мировосприятия и тонкое понимание морской стихии, внедрил новые средства передачи музыки.

Самую высокую оценку за своё творчество, за своё мастерство получил Н. А. Римский-Корсаков от своих соотечественников. «Подобных ему не было и может быть никогда не будет. Николай Андреевич был великий гений с пытливым умом и высокой душой. Он всегда стремился к возвышенному идеалу» (А. К. Глазунов) [10]. «Вот величайший музыкант, чья музыка неотрывна от породившей его почвы. У Римского-Корсакова каждая нотка - русская. Имя его будет озарять своим блеском всю Россию, весь мир, он гордость русского искусства, великий художник и безупречный гражданин» (С. В. Рахманинов) [11].

После того как ещё один представитель рода Римских-Корсаковых становится руководителем Морского училища, можно было говорить о том, что в офицерской династии этого рода развивалась педагогическая династия. Николай Александрович Римский-Корсаков родился в 1852 г. Получил образование в Морском училище, когда его возглавлял В. А. Римский-Корсаков. Затем он продолжил своё военно-морское образование. В 1875 г. окончил Минный офицерский класс.

Молодой морской офицер Н. А. Римский-Кор-саков с 1876 по 1879 г. находился в кругосветном плавании на клипере «Гайдамак» в Тихом океане. В 1888-1891 г. он был военно-морским агентом во Франции (Париж). В конце XIX в. командовал различными кораблями: «Стрела», «Адмирал Чичагов», «Рында», «Генерал-адмирал Апраксин», императорской яхтой «Штандарт». По Высочайшему повелению 26 апреля 1904 г. Н. А. Римский-Кор-саков был назначен начальником Николаевской Морской академии и директором Морского кадетского корпуса.

Н. А. Римский-Корсаков стоял на позициях проведения необходимых преобразований. В этом он убедился ещё больше, совмещая службу и педагогическую деятельность. В течение двух кампа-

ний Николай Александрович руководил отрядом судов Морского кадетского корпуса. Это послужило основанием для формулирования целесообразных организационных и педагогических предложений по реконструкции учебного заведения. 8 июля 1905 г. Н. А. Римский-Корсаков подаёт морскому министру докладную записку о необходимости изменения правил и устава учебного заведения, в которой пишет: «Настоятельно необходимым нахожу отделение специальных классов от общих, при этом отделение должно быть полное, чтобы воспитанники специальных классов составляли бы совершенно отдельное училище... Прохождение курса должно быть увеличено до четырёх лет, так как трёхлетний современный срок, ввиду увеличения требований знаний от офицеров, недостаточен. Необходимо ввести в программу курс электротехники и увеличить число практических занятий».

С приходом Н. А. Римского-Корсакова в Морском кадетском корпусе стала меняться система воспитания. Одним из условий воспитательного процесса являлось соблюдение дисциплины, пресечение жестокости. К воспитанникам стали относиться человечнее, массовые наказания не применялись, меньше стало арестов. За проступки снижали баллы в поведении, на определённый срок лишали права носить погоны, но строже взыскивали с неуспевающих кадетов.

В Морском кадетском корпусе были предприняты попытки обсуждения вопросов совершенствования обучения и воспитания будущих офицеров флота. С февраля 1905 г. стал выходить журнал «Компас». По замыслу командования, журнал предполагалось сделать «органом обмена мнениями между ротами», что способствовало бы сплочению кадетов, освещению внутренней жизни Корпуса. Для освещения в журнале «Компас» обсуждались вопросы, связанные с тем, как учитывать при определении меры наказания не только степень провинности, но и особенности характера кадета. Для того чтобы добиться успехов в воспитании мальчиков-подростков, на офицера возлагалась главная обязанность: с момента поступления воспитанника в кадетский корпус и до его окончания он был обязан изучать каждого из них. Офицеры-воспитатели, офицеры-педагоги несли ответственность за каждого кадета. Эта работа проводилась постоянно (в процессе занятий и во внеурочное время). «Оттачивание» индивидуальной работы с воспитанниками было ещё одним направлением совершенствования педагогической деятельности в Николаевской Морской академии и Морском кадетском корпусе с 1904 по 1906 г.

Педагогической деятельностью занимался сын В. А. Римского-Корсакова - Петр Воинович Рим-ский-Корсаков (Пете было всего 10 лет, когда умер отец). Он закончил Морской кадетский корпус в

1881 г. пятым по списку. За отличие в учебе Петру вручили премию адмирала Крабе. Петр Воино-вич служил на крейсере «Громобой», командовал клипером «Стрелок», крейсером «Дон», линейным кораблем «Император Павел», после чего получил чин контр-адмирала флота. Он был старшим инспектором и директором маячно-технического отдела управления безопасности кораблестроения Черного и Азовского морей, служил командиром Владивостокского порта. После революции 1917 г. царский адмирал, кавалер многих орденов П. В. Рим-ский-Корсаков принял активное участие в становлении молодого рабоче-крестьянского флота. В Военно-морском гидрографическом училище, а затем в Военно-морском училище им. М. В. Фрунзе читал курс лекций по «Безопасности кораблевождения и маячного дела» для молодых офицеров Советской Республики.

Судьба сына П. В. Римского-Корсакова - Воина Петровича Римского-Корсакова - с большими надеждами на продолжение семейных и родовых традиций была предопределена: он стал морским офицером. В. П. Римскову-Корсакову суждено было служить в императорском российском флоте и в советском ВМФ.

Первые годы службы В. П. Римский-Корсаков провёл на крейсере «Аврора». В 1918 г. - он участник Ледового похода Балтийского флота на линейном корабле «Петропавловск». С 1922 г. В. П. Римский-Корсаков назначен начальником Военно-морского училища; он возглавил славный Морской кадетский корпус, переименованный затем в Училище командного состава флота. Именно во время его руководства завершилось становление училища уже в новых политических условиях. Им была четко сформулирована целевая установка учебно-воспитательного процесса, определен объем знаний и навыков, которые должны быть сформированы у выпускников. Основными задачами являлись: подготовка командира-единоначальника для военно-морской службы; дать слушателям техническую и политическую подготовку, которая позволила бы им выполнять обязанности до командира корабля 2-го ранга.

При В. П. Римском-Корсакове состоялся первый выпуск красных командиров флота. В августе-октябре 1922 г. осуществлялось комплектование нового учебного заведения - Военно-морского подготовительного училища, на которое возлагалась подготовка рабочей и крестьянской молодежи к поступлению в военно-морские училища командного состава. В начале сентября 1922 г. при активном участии начальника проведён новый набор на подготовительный курс, часть курсантов и часть преподавателей были переведены в создаваемое учебное заведение. 10 октября 1922 г. заканчивается служба В. П. Римского-Корсакова на посту начальника училища [12].

Отличный организатор, педагог и специалист, В. П. Римский-Корсаков в 1922-1923 гг. применяет свои знания в качестве сотрудника Морискома и начальника морского отдела Военно-исторической комиссии с исполнением обязанностей редактора (по мировой войне), читает курсы и консультирует по артиллерийскому вооружению и кораблестроительству. В 1923 г. он назначается помощником начальника Высших специальных курсов комсостава флота, служит в Управлении ВМС РККА.

Блестящая карьера вскоре окончилась: первый арест произошёл в 1930 г.; второй арест случился в январе 1937 г. В мае этого же года В. П. Рим-ский-Корсаков был приговорен к смертной казни. На нём трагически оборвалась славная морская династия Римских-Корсаковых. Реабилитировали

B. П. Римского-Корсакова 29 июня 1957 г. [13] Основное направление его педагогической деятельности и новизна для того периода заключены в разработке и реализации программ обучения кораблестроительству.

Обобщая результаты историко-педагогическо-го анализа, следует отметить, что офицерская династия Римских-Корсаковых преуспела во флоте, но одновременно способствовала внедрению новых направлений педагогической деятельности в военно-морском и музыкальном образовании.

Примечания

1. Общий морской список. СПб., 1894. T. VIII.

C. 121.

2. Веселаго Ф. Ф. История Морского кадетского корпуса. СПб., 1852. С. 201-204.

3. Римский-Корсаков. HTMI-версия документа от 07.11.2012. Оригинал: marines.home.nov.ru> rimskij.htm.

4. Там же.

5. Демин А. М. На педагогическом поприще. Конец пути. Первопроходцы: сб. Сер.: «Жизнь замечательных людей». М.: Мол. гв., 1983.

6. Мертваго Д. Б. Несколько слов в воспоминание Воина Андреевича Римского-Корсакова, контр-адмирала, начальника Морского училища // Морской сборник. 1872. № 3.

7. Общий морской список. СПб., 1894. T. VIII. С. 123.

8. Коргуев Н. Обзор преобразований в Морском кадетском корпусе. СПб., 1901.

9. Мертваго Д. Б. Указ. соч.

10. Русанов М. Римские-Корсаковы на службе Отечеству // Журнал Respect Revue. 2006. № 1. URL: rr.fabrika-reklami.ru/94.html.

11. Там же.

12. Мазур Т. П. Римские-Корсаковы - директора Морского корпуса // Елагинские чтения. Вып. 1. СПб., 2003.

13. Русанов М. Указ. соч.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.