Научная статья на тему 'ДЛЯ ОСОЗНАННОГО ВЫБОРА ПРОФЕССИИ ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ КАДЕТ. КАРТА ЛИЧНОСТНОГО РОСТА'

ДЛЯ ОСОЗНАННОГО ВЫБОРА ПРОФЕССИИ ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ КАДЕТ. КАРТА ЛИЧНОСТНОГО РОСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
145
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КАДЕТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР / МОНИТОРИНГ / FORMATION OF RUSSIAN IDENTITY / PROFESSIONAL DEFINITION OF CADETS / PROFESSIONAL CHOICE / MONITORING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Еголаева Елена Вячеславовна, Панина Наталья Михайловна

В статье рассматриваются основные этапы профессионального формирования кадет в течение всего периода обучения. Раскрываются цели и задачи каждого этапа. Организация мониторинга формирования профессиональной мотивации кадет. Представлена разработанная педагогами-психологами карта личностного роста, позволяющая контролировать уровень развития профессиональной ориентации с целью выработки рекомендаций всем участникам педагогического процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Еголаева Елена Вячеславовна, Панина Наталья Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOR CONSCIOUS CHOICE OF PROFESSION THE MAIN STAGES OF FORMATION OF PROFESSIONAL ORIENTATION OF CADETS. PERSONAL GROWTH CARD

The article deals with the main stages of professional formation of cadets during the entire period of training. The goals and objectives of each stage are revealed. Organization of monitoring of formation of professional motivation of cadets. The author presents a map of personal growth developed by teachers-psychologists, which allows to control the level of development of professional orientation in order to make recommendations to all participants of the pedagogical process.

Текст научной работы на тему «ДЛЯ ОСОЗНАННОГО ВЫБОРА ПРОФЕССИИ ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ КАДЕТ. КАРТА ЛИЧНОСТНОГО РОСТА»



ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

ЛЗшШ

Ж

1

Е.В. ЕГОУ1АЕВА, Н.М. ПАНИНА

E.V. EGOLAEVA, N.M. PANINA

ДЛЯ ОСОЗНАННОГО ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

FOR CONSCIOUS CHOICE OF PROFESSION

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ КАДЕТ. КАРТА ЛИЧНОСТНОГО РОСТА

THE MAIN STAGES OF FORMATION OF PROFESSIONAL ORIENTATION OF CADETS.

PERSONAL GROWTH CARD

Сведения об авторах: Еголаева Елена Вячеславовна - педагог-психолог учебного отдела Кронштадтского морского кадетского военного корпуса МО РФ (г. Кронштадт. E-mail: krikun.76@mail. ru);

Панина Наталья Михайловна - педагог-психолог учебного отдела Кронштадтского морского кадетского военного корпуса МО РФ (г. Кронштадт. E-mail: kitina84@mail. ru ).

Аннотация. В статье рассматриваются основные этапы профессионального формирования кадет в течение всего периода обучения. Раскрываются цели и задачи каждого этапа. Организация мониторинга формирования профессиональной мотивации кадет. Представлена разработанная педагогами-психологами карта личностного роста, позволяющая контролировать уровень развития профессиональной ориентации с целью выработки рекомендаций всем участникам педагогического процесса.

Ключевые слова: формирование российской идентичности, профессиональное определение кадет, профессиональный выбор, мониторинг.

Information about the authors: Elena Egolaeva - teacher-psychologist

__-____of the training Department of the Kronstadt cadet naval school of the defense

Ministry of Defense (Kronstadt. E-mail: krikun.76@mail. ru); Natalia Panina - teacher-psychologist of the training Department of the Kronstadt cadet naval school of the Ministry of Defense (Kronstadt. E-mail: kitina84@mail. ru).

Summary. The article deals with the main stages of professional formation of cadets during the entire period of training. The goals and objectives of each stage are revealed. Organization of monitoring of formation of professional motivation of cadets. The author presents a map of personal growth developed by teachers-psychologists, which allows to control the level of development of professional orientation in order to make recommendations to all participants of the pedagogical process.

Keywords: formation of Russian identity, professional definition of cadets, professional choice, monitoring.

Кронштадтский морской кадетский военный корпус- это одно из довузовских учреждений Министерства обороны, которое готовит будущих курсантов для обучения в военно-морских вузах России.

Переход на федеральный государственный общеобразовательный стандарт среднего общего образова-

ния требует от нас создания такой системы образовательного процесса, которая способствовала бы расширению возможности и способности осознанного выбора каждым воспитанником своего жизненного пути, формированию российской идентичности подростков.

Умение анализировать содержание профессий, оценивать свои

профессиональные возможности и на этой основе осуществлять жизненный и профессиональный выбор - одна из ключевых компетенций выпускника современной общеобразовательной школы.

Эффективность профессионального определения обучающихся в нашем учебном учреждении во многом достигается путем органи-

чСШВЖИ

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

зации специально смоделированного мониторинга данного процесса и реализации комплекса педагогических условий, включающих в себя, в том числе, обеспечение выпускникам педагогической поддержки в закреплении их профессиональных интересов.

Мониторинг профессионального определения старшеклассников - это специально смоделированная подсистема образовательного процесса, включающая в себя непрерывное наблюдение, диагностику, контроль, коррекцию, прогнозирование и оценку эффективности профессионального определения кадет.

Мониторинг носит плановый и целенаправленный характер. Учитывая специфику Кронштадтского морского кадетского военного корпуса, при безусловном сохранении свободы выбора, приоритетной составляющей в организации профориентационной работы с кадетами отводится военной составляющей и, в первую очередь, военно-морской.

Мониторинг условно разделен на три этапа, охватывающие весь период обучения и обеспечивающие преемственность профориентационной работы от младших до старших классов.

Первый этап включает 5-6- е классы. Целью мониторинга является формирование и педагогическая поддержка военно-профессиональной направленности кадет.

На втором этапе в 7-9-х классах проводится мониторинг формирования военно-морской профессиональной направленности.

Третий этап, объединяющий 10-11-е классы, предполагает мониторинг выбора старшеклассниками профиля и конкретной военно-морской специальности.

Эффективность работы всех участников педагогического процесса в значительной мере определяется по завершении каждого этапа выбором кадетами последо-

вательно военной профессии, профессии военного моряка, выбора старшеклассниками военно-морского учебного заведения и выбора ими профиля профессиональной деятельности и конкретной военно-морской специальности.

Педагогической поддержке профессионального выбора кадет на первом этапе уделяется особое внимание. Кандидаты, поступающие в КМКВК, практически все в заявлениях в качестве мотива поступления указывают желание стать в будущем военными, однако практика работы показывает, что этот мотив у многих кадет в первые годы обучения еще достаточно неустойчив и претерпевает изменения под воздействием различных субъективных и объективных причин.

Педагогическая поддержка не ограничивается первым этапом и осуществляется в соответствии с предъявляемыми к ней требованиями со всеми участниками педагогического процесса, включающая родителей кадет и работу со сторонними заинтересованными учреждениями и предприятиями Министерства обороны и ВМФ. Основные направления педагогической поддержки нашли отражение в плане профориентационной работы корпуса совместно с ВУ НЦ ВМФ.

Педагогическая поддержка профессионального определения обучающихся способствует формированию устойчивого профессионального интереса воспитанников, стимулирующего развитие способностей, которые обусловливают, в конечном счете, успешную работу в формировании осознанного выбора ими своей профессиональной деятельности.

Мониторинг профессионального определения кадет охватывает большой круг проблем и направлений работы педагогического коллектива корпуса. Одно из направлений - это организация диагностики педагогами-психологами Кронштадтского морского кадетского военного корпуса личностного и профессионального самоопределения старшеклассников, позволяющая в соответствии с выбранными критериями достаточно объективно оценивать эффективность педагогических воздействий, направленных на профессиональное определение кадет.

За основу выбора инструментария диагностики педагогами-психологами КМКВК взяты психограммы военно-морских специальностей, включающие в себя перечень профессионально-важных качеств (ПВК), необходимых

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

Карта личностного роста

Ф.И.О.

Дата рождения

рота

Дата поступления в КМКВК

5

5 4

| 3

* 2 1

Динамика формирования воемно-профессноналыюн мотивации

5 класс б класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс 11 кл

О - начало года д - конец года

Дпнамнка профессиональной направленности

впн Вое] нап нно-морская равленность Военная специальность

7 класс 8 класс 9 класс 10 класс 11 класс

Начало года

Конец года

ВМФ - военно-морской флот ВН - военная направленность

Предполагаемый ВУЗ для поступления: Выбираемая специальность: Результаты поступления. Поступил:

для успешной будущей профессиональной деятельности. На первых двух этапах за основу мы берем обобщенный перечень ПВК офицера ВМФ, а для старшеклассников (10-11-х классов) - ПВК конкретных специальностей.

Организация и периодичность диагностики, подбор инструментария обследования проводятся в соответствии с целями и задачами каждого этапа мониторинга. На первом этапе (5-6-е классы) в рамках углубленного обследования нового набора, проводимого в начале учебного года (сентябрь, октябрь) с целью более объективной оценки индивидуально-психологических особенностей поступивших в корпус кадет, педагоги-психологи используют анкетирование и методику ВПМ (адаптированный вариант с учетом возрастных особенностей). Данная методика позволяет отслеживать военный компонент

их профессиональной направленности.

На втором этапе (7-9-е классы) используемые педагогами-психологами анкеты и методики включают военно-морской компонент, при сохранении оценки общей военной мотивации (Опросник военно-профессиональной мотивации, авторы Б. Овчинников, А. Боровиков). ВПМ предназначен для определения уровня профессиональной мотивации и целесообразности обучения по выбранной специальности. С этой целью дополнительно используются профориентационная анкета и Карта интересов (оценка профессиональных склонностей по двенадцати направлениям деятельности).

С кадетами 10-11-х классов помимо вышеперечисленного инструментария педагоги-психологи применяют методику «Военно-профессиональная

пригодность» (ВПП разработана Г.М. Зараковским, И. Н. Чу-наевой), которая используется с целью получения информации о военно-профессиональной направленности и личностных особенностях кадет, а также оказания помощи выбора старшеклассниками профиля и конкретной военно-морской специальности.

В качестве критериев оценки, характеризующих уровень профессионального определения старшеклассников, помимо мотивации профессионального выбора, интереса к выбранной профессии, профессионально-значимых качеств и способностей, используются результаты их успеваемости по профилирующим дисциплинам.

Психологической службой корпуса разработаны карты психологического сопровождения кадет, которые позволяют педагогам-психологам по итогам диагностики, проводимой на всем протяжении учебы, отображать совместно с кадетами динамику их профессиональной направленности. Это позволяет, с одной стороны, осуществлять своевременный контроль формирования профессиональной направленности, а с другой - планировать необходимую коррекционную работу и вырабатывать соответствующие рекомендации педагогическому коллективу по организации профориентацион-ной работы.

Критерием, определяющим эффективность работы педагогического коллектива корпуса в этом направлении, является фактическое поступление наших выпускников в высшие учебные заведения МО РФ и Военно-Морского Флота.

Динамика роста поступления свидетельствует о том, что проводимая работа педагогического коллектива корпуса по формированию осознанного выбора выпускниками профессии военного дает положительные результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.