T.L. ZASLONOVA, М.А. SKRYBCHENKO
В ПРОФЕССИЮ ОФИЦЕРА
IN THE PROFESSION OF AN OFFICER
СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ КАДЕТ
STRUCTURALLY-SUBSTANTIVE MODEL OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT FOR MILITARY-PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF CADETS
Сведения об авторах: Заслонова Татьяна Леонидовна - педагог-психолог учебного отдела Федерального государственного казенного общеобразовательного учреждения «Оренбургское президентское кадетское училище» (г. Оренбург);
Скрыбченко Марина Александровна - педагог-психолог учебного отдела Федерального государственного казенного общеобразовательного учреждения «Оренбургское президентское кадетское училище», кандидат педагогических наук (г. Оренбург).
Аннотация. В статье рассматривается опыт реализации структурно-содержательной модели психологического сопровождения с целью формирования компонентов военно-профессионального самоопределения кадет на разных этапах их развития с 5 по 11 класс ФГКОУ «Оренбургское президентское кадетское училище».
Ключевые слова: военно-профессиональная ориентация, направленность, самоидентификация, самоактуализация, самоопределение, выбор профессионального пути.
Information about the authors: Tatyana Zaslonova - teacher-psychologist of the educational department of the Federal State Treasury Educational Institution «Orenburg Presidential Cadet School» (Orenburg);
Marina Skrybchenko - teacher-psychologist of the educational department of the Federal State Treasury Educational Institution «Orenburg Presidential Cadet School», candidate of pedagogical sciences (Orenburg).
Summary. The article discusses the experience of implementing a structurally meaningful model of psychological support in order to form the components of military-professional self-determination of cadets at various stages of their development from grades 5 to 11 of the Orenburg Presidential Cadet School.
Keywords: military professional orientation, orientation, self-identification, self-actualization, self-determination, choice of a professional path.
Т.У1. ЗАСЛОНОВА, M.A. СКРЫБЧЕНКО
Одной из главных задач довузовских образовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации является подготовка обучающихся к осознанному выбору военной профессии, формирование необходимых военно-профессиональных
качеств и навыков у обучающихся.
Анализ различных теоретико-методологических концепций позволил выделить ряд основополагающих подходов к процессу психологического сопровождения формирования военно-профессио-
нальной направленности у кадет Оренбургского президентского кадетского училища, среди которых наиболее продуктивными являются системный, деятельностный и личностно-ориентированный.
Системный подход заключается в ориентации на деятельность,
t Щ 7 ИЮЛЬ - АВГУСТ 2020 № 4 (25)
которая рассматривается как система. Основными принципами формирования военно-профессиональной направленности в системном подходе являются:
- принцип целостности (ВПН характеризуется наличием инте-гративных качеств, не присущих отдельным ее частям);
- принцип коммуникативности (взаимосвязь мотивационно-стиму-лирующего, содержательно-операционного, ценностно-рефлексивного компонентов ВПН);
- принцип структурности (субъект, объект, время, пространство ВПН);
- принцип управляемости и целенаправленности (эффективность формирования ВПН, направленность на формирование чувства ответственности согласно интересам и ценностным установкам общества);
- принцип развития (диагностика, изменение количественных и качественных показателей ВПН).
Основная идея деятельностного подхода связана не с самой деятельностью, как таковой, а с деятельностью как средством становления и развития кадета как субъекта ВПН.
Вместе с тем деятельностный подход, реализуемый в контексте жизнедеятельности конкретного кадета, учитывающий его жизненные планы и ценностные ориентации, по сути является лич-ностно-деятельностным подходом. Поэтому вполне естественно в целях постижения его сущности выделить в нем два основных компонента -личностный и деятельностный.
Суть формирования ВПН с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность кадета и педагога по реализации вместе выработанных целей и задач, чтобы «каждый ребенок видел пример осознанного труда». Совместный поиск ценностей, норм и правил жизни в процессе деятельности и самоопределения переводит кадета в план «субъекта деятельности»
и составляет содержание формирования ВПН, реализуемого в контексте деятельностного подхода. Воспитание при этом понимается как «восхождение к субъектности».
Под личностно-ориентиро-ванным подходом мы понимаем ориентацию в педагогической деятельности, позволяющую посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания и самореализации личности кадета, развития его индивидуальности.
Основными принципами формирования ВПН в личностно-ори-ентированном подходе являются принципы: самоактуализации; индивидуальности; субъектности; выбора; успеха; доверия и поддержки.
В рамках реализации структурно-содержательной модели формирования военно-профессиональной направленности кадета соблюдаются принципы:
- субъектности (формирование и обогащение опыта кадета как субъекта ВПН);
- безусловного и безоценочного принятия кадета такими, какие они есть (признание приоритета личности, защита его интересов);
- включения обучающихся в ситуации профессионального выбора (создание ситуаций, способствующих развитию интереса, свободному профессиональному выбору кадета);
- организации деятельности на основе образца (ориентация на ценности и интересы личности военной направленности);
- сознательного изменения своей личности через внешнюю оценку и самооценку (целеустремленные усилия по достижению поставленной цели).
В Оренбургском президентском кадетском училище реализуется структурно-содержательная модель психологического сопровождения военно-профессионального самоопределения кадет 5-11 классов. За семь лет обучения ка-
деты проходят несколько этапов формирования ВПН, которые выделены на основе особенностей возраста, зоны ближайшего развития воспитанников, их актуальных потребностей и возможностей.
Для подготовки кадет к осознанному выбору военной профессии и специальности на протяжении всего срока обучения в ОПКУ центральной целью всех педагогов и воспитателей является формирование ПВК (профессионально важных качеств) офицера, к которым относятся:
1. Решительность (умение самостоятельно и быстро принимать ответственные решения и твердо воплощать их в жизнь).
2. Нервно-эмоциональная устойчивость к стрессовым ситуациям (умение сохранять спокойствие, самообладание, выдержку, способность сохранять высокую продуктивность в работе при сложных, напряженных и неожиданных ситуациях).
3. Общительность, коммуникабельность, открытость (стремление к общению с другими людьми и налаживанию контактов, умение вести беседу, диалог, умение расположить к себе, внушить доверие к себе).
4. Лидерские умения, способность к доминированию (способность взять на себя роль лидера, организовать группу, распределить роли и функции).
5. Аккуратность, тщательность, пунктуальность, последовательность в работе, ответственность.
6. Интуиция (умение предвидеть, предчувствовать, предугадывать; выделять истину из противоречивой ситуации).
7. Умение правильно и последовательно выражать свои мысли устно и письменно.
8. Упорство, настойчивость, волевой самоконтроль поведения.
9. Самостоятельность суждений, независимость и непредвзятость позиции, отсутствие
ИЮЛЬ - АВГУСТ 2020 № 4 (25) $
предубеждений к людям и событиям.
10. Терпение, выдержка, устойчивость к монотонной работе.
11. Моральная нормативность поведения.
12. Активность (энергичность, способность преодолевать препятствия и доводить дело до конца, преобладание мотивации достижения).
13. Пластичность (гибкое реагирование на изменение обстановки, общие адаптивные способности, быстрое переключение между задачами, приоритетами).
На протяжении всего периода обучения в училище единство вза-
имодействия всех преподавателей, воспитателей курсов, психологов направлено на решение основных комплексных задач военно-профессиональной ориентации:
- раскрытие общественного смысла и специфики службы офицеров, формирование на этой основе желания посвятить свою жизнь защите Отечества;
- формирование устойчивого интереса к военной деятельности;
- оказание помощи кадетам, решившим поступать в военно-учебные заведения, в выборе военной специальности с учетом призвания и способностей, особенностей воинской службы;
- разъяснение требований к профессионально важным качествам, психологическим данным, физической подготовленности и общеобразовательной подготовке кандидатов в вузы;
- ознакомление обучающихся с содержанием и условиями деятельности военного специалиста-выпускника училища, ее требованиями к индивидуально-психологическим качествам человека;
- разъяснение кадетам-старшеклассникам правил приема и порядка обучения курсантов, особенностей службы выпускников училища;
- всестороннее изучение кандидатов на учебу, организация помощи по подготовке к поступлению в училище;
- оказание практической помощи военкоматам, средним учебным заведениям, воинским частям в работе по подбору для училища достойных кандидатов.
Предлагаемая нами структурно-содержательная модель военно-профессионального самоопределения кадет 5-11 классов включает в себя три основных этапа в соответствии с актуальными зонами развития подростов.
1 этап - САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ (5-6 класс).
В это время реализуются проекты, главной целью которых является поддержание и усиление интереса к военной профессии.
Адаптация кадет - это сложный процесс. Бывает психофизиологической, социальной, психологической и социально-психологической. Социально-психологическая адаптация подразумевает процесс взаимодействия кадета и окружения. Кадет считается адаптированным в том случае, когда он, находясь среди других кадет, не конфликтует с ними, доволен своей деятельностью и собой, идет навстречу ожиданиям группы, самоутверждается и свободно выражает свои интеллектуальные и творческие способности.
^ 41® 7 июль - АВГУСТ 2020 № 4 (25)
Таблица
Основные компоненты общей и военно-профессиональной мотивации
АМ Адекватность мировоззрения Шкала отражает сформированность мировоззрения и правильность понимания роли армии в современном государстве и обществе.
ШИ Широта интересов Отражает полноту и насыщенность субъективного мира человека, его общую направленность на социально-позитивные виды деятельности.
Ср Стремление к самореализации Отражает глубину и постоянство стремления к самореализации личности.
СД Стремление к достижениям Отражает обобщенный уровень притязаний.
УЭ Уравновешенность эмоций Отражает устойчивую тенденцию личности к поддержанию оптимального уровня напряжения при выполнении различных видов деятельности.
Оп Оптимизм Отражает устойчивость тенденций к поддержанию положительного фона переживаний.
АВ Адекватность влечений Отражает степень сформированности влечений, соответствующих психической норме.
КВ Контроль влечений Отражает способность субъекта эффективно контролировать биологические мотивации.
НВС Направленность на воинскую службу Отражает общую направленность на военную службу.
Сп Стремление к специализации Отражает глубину и устойчивость стремления приобрести определенную военную специальность.
ВПМ Общий уровень военно-профессиональной мотивации
Внедрение программы внеурочной деятельности «Уникум», разработанной педагогами-психологами училища, посредством создания специальных условий, через социальное окружение и предметное содержание, способствует реализации потребностей и стремлений личности подростка, служит раскрытию и развитию индивидуальности кадета. Система развивающих занятий по формированию кадетского коллектива и приемов мыследеятельности обеспечивает оптимальное вхождение в новую социальную ситуацию и адаптацию кадет к новым условиям обучения и воспитания. Содержание занятий способствует формированию личностных, учебно-интеллектуальных, информационных, коммуникативных, исследовательских действий, развитию аналити-ко-синтетических способностей, таких способов и приемов умственной деятельности, как сравнение, классификация, обобщение, поиск закономерностей, а также гибкости и критичности мышления и других
интеллектуальных качеств лич-ност.
С первого года обучения педагогами-психологами отслеживается динамика интереса кадет к военной профессии.
2 этап - САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ (7-9 КЛАСС).
На данном этапе актуализируются потребности кадет к наиболее полному изучению и развитию своих личностных качеств. Происходит формирование доминанты самосовершенствования.
Психологическое сопровождение направлено на актуализацию потребности к наиболее полному изучению и развитию своих личностных качеств. Воспитательная работа в этот период включает в себя активизацию процесса профессионального просвещения; вовлечение кадет в общественно-полезную деятельность в соответствии с познавательными и профессиональными интересами. В учебной деятельности происходит развитие познавательных
Динамика развития ранней профессиональной ориентации кадет в период с 2016 по 2020 учебный год
ИЮЛЬ - АВГУСТ 2020 № 4 (25) $ ДТ
Отдельные результаты анкетирования кадет 7-9 классов по теме «Военно-профессиональная мотивация» за период 2019-2020 уч. г.
Кто (или что) в наибольшей степени определяет ваше отношение к военной службе?
В чем заключается значимость профессии офицера лично для вас? (допускается несколько вариантов ответа)
Быть военным - это... (допускаются варианты)
и профессиональных способностей; обеспечение физической подготовленности и общеобразовательной подготовки кандидатов к поступлению в военные вузы; развитие метапредметных компетенций через реализацию интегрированных учебных курсов. Основы воинской подготовки направлены на формирование элементарных военно-профессиональных ЗУН (знаний, умений, навыков); раскрытие общественного смысла и специфики службы офицеров, формирование на этой основе желания посвятить свою жизнь защите Отечества. В рамках дополнительного образования происходит опробование своих сил при практическом выполнении элементов различных видов деятельности на занятиях, в кружках и секциях, в ходе реализации внеурочной деятельности.
Результат этапа - сформиро-ванность устойчивой потребности в самопознании, в саморазвитии; развитие ПВК /проф. важных качеств/ офицера.
3 этап - САМОРЕАЛИЗАЦИЯ (10-11 класс).
На данном этапе происходит реализация комплексного потенциала личности кадета-старшеклассника посредством раскрытия своих задатков и возможностей в военно-профессиональной деятельности; воплощение своих потенциальных возможностей.
Психологическое сопровождение направлено на формирование устойчивых профессиональных интересов и намерений кадет; обоснованный выбор военной профессии и специальности; всестороннее изучение кандидатов на обучение в военном вузе, организацию помощи кадетам по подготовке к сдаче ЕГЭ и поступлению в военное училище. Воспитательная работа заключается в утверждении в сознании и чувствах кадет патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России; создании педагогических
условий для социальной и учебно-профессиональной самореализации кадет-старшеклассников.
В учебной деятельности происходит формирование образовательной самостоятельности кадет /
^ 415 7 июль - АВГУСТ 2020 № 4 (25)
умения кадет, позволяющие находить средства для собственного продвижения и развития/; поддержание образовательной инициативы / умения выстаивать свою образовательную траекторию/; поощрение образовательной ответственности /умения принимать для себя решение о готовности действовать в нестандартных ситуациях/.
Основы воинской подготовки направлены на раскрытие сущности профессии офицера; формирование представлений об особенностях военно-профессиональной деятельности; военно-профессиональная агитация; разъяснение кадетам правил приема и порядка обучения курсантов, особенностей службы выпускников училища; предоставление кадетам возможности практически проверить свои способности в деятельности, близкой к той, которую им предстоит выполнять в избранной военной профессии.
Результатом программы становится сформированность у кадет военно-профессиональной направленности личности и психологической готовности к сознательному выбору профессии офицера и военной службе в соответствии с объективными потребностями обороны страны.
Классы основных сходных воинских должностей/ категория годности/ 2016-2017 уч. г.
Опросник для оценки военно-профессиональной мотивации разработан в Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова и предназначен для изучения основных компонентов общей и военно-профессиональной мотивации. Позволяет оценить 10 компонентов мотивации, сведенных в 10 шкал. Восемь шкал отражают теоретические представления о структуре личности, две дополнительные шкалы отражают интересы и склонности к военной службе, в целом, и к определенной
военной специальности, в частности.
Результатом реализации и эффективности программы военно-профессиональной ориентации кадет является личность, определяющая себя субъектом военно-профессиональной деятельности. ■"
Результаты изучения уровня военно-профессиональной мотивации кадет-выпускников /2016-2017 уч. г.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеева, Е.В. Проявление ответственности подростков в совладении с жизненными проблемами: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Е.В. Алексеева. -СПб., 2002. 18 с.
2. Анн, Л.Ф. Психологический тренинг с подростками / Л.Ф. Анн. - СПб.: Питер, 2005. 271 с.
3. Богданова, О.С. Возможные концептуальные идеи построения стратегии модернизации воспитания // Модернизация педагогического образования в Сибири: проблемы и перспективы. - Омск, 2002. Ч.2. С. 40-47.
4. Бондаревская, Е.В. Смыслы и стратегии личностно-ориентиро-ванного воспитания / Е.В. Бондаревская // Педагогика, 2001. № 1. С. 17-24.
ИЮЛЬ - АВГУСТ 2020 № 4 (25)
11