Научная статья на тему 'ВЫСОКАЯ ЦЕНА ИГРЫ ФОРМИРОВАНИЕ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ КАДЕТ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ВЫСОКАЯ ЦЕНА ИГРЫ ФОРМИРОВАНИЕ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ КАДЕТ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
162
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА ОФИЦЕРА / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / ВОЕННО-СПОРТИВНАЯ ИГРА / MILITARY-PROFESSIONAL ORIENTATION / PROFESSIONAL QUALITIES OF THE OFFICER / EXTRACURRICULAR ACTIVITY / EDUCATIONAL PROJECT / MILITARY SPORTIVE GAME

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ведерников Андрей Валерьевич, Шевчун Федор Николаевич

В статье раскрываются пути формирования военно-профессиональной направленности кадет во внеурочной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ведерников Андрей Валерьевич, Шевчун Федор Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HIGH PRICE OF THE GAME THE MILITARY-PROFESSIONAL ORIENTATION IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

The article reveals the ways of formation of military-professional orientation of cadets in extracurricular activities.

Текст научной работы на тему «ВЫСОКАЯ ЦЕНА ИГРЫ ФОРМИРОВАНИЕ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ КАДЕТ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

A.B. ВЕДЕРНИКОВ, Ф.Н. ШЕВЧУН

A.V. VEDERNIKOV, F.N. SHEVCHUN

ВЫСОКАЯ ЦЕНАИГРЫ

THE HIGH PRICE OF THE GAME

ФОРМИРОВАНИЕ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ КАДЕТ

ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

THE MILITARY-PROFESSIONAL ORIENTATION IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

Сведения об авторах: Ведерников Андрей Валерьевич - заместитель начальника Оренбургского президентского кадетского училища по учебной работе, полковник (г. Оренбург);

Шевчун Федор Николаевич - педагог-психолог учебного отдела Оренбургского президентского кадетского училища, полковник, кандидат военных наук, доцент (г. Оренбург).

Аннотация. В статье раскрываются пути формирования военно-профессиональной направленности кадет во внеурочной деятельности.

Ключевые слова: военно-профессиональная направленность, профессионально-важные качества офицера, внеурочная деятельность, образовательный проект, военно-спортивная игра.

Information about the authors: Andrey Vedernikov - chief deputy of the Orenburg presidential cadet school for academic work, colonel (Orenburg);

Fyodor Shevchun - teacher-psychologist of the academic department of the Orenburg presidential cadet school, colonel, candidate of military Sciences, docent (Orenburg).

Summary. The article reveals the ways of formation of military-professional orientation of cadets in extracurricular activities.

Keywords: military-professional orientation, professional qualities of the officer, extracurricular activity, educational project, military sportive game.

Подготовка кадет к военной и иной государственной службе невозможна без формирования у них военно-профессиональной направленности, профессионально важных качеств офицера для осуществления сознательного выбора военных образовательных учреждений высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации военной специальности. Под военно-профессиональной направленностью личности кадета понимается сложное, динамическое, интегративное личностное образование, включающее преоб-

ладающие мотивы, потребности, интересы, мировоззрение, проявляемые как положительное отношение к военно-профессиональной деятельности и намерение связать с ней реализацию своих личных жизненных профессиональных планов. Военно-профессиональная направленность является стержнем, ядром личности кадета и выступает основой его военно-профессионального самоопределения. Формирование военно-профессиональной направленности кадета осуществляется под целенаправленным воздействием комплекса мероприятий, проводимых в учи-

лище в образовательном процессе и в повседневной деятельности. При этом в связи с необходимостью полной реализации в образовательном процессе ФГОС основные задачи по выполнению требований статьи 86 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» реализуются через внеурочную деятельность кадет по программам дополнительного образования.

В Оренбургском президентском кадетском училище впервые в довузовских образовательных организациях Минобороны России создана комплексная система внеурочной деятельности военной

Структура

системы внеурочной деятельности военно-профессиональной направленности кадет Оренбургского ПКУ

Основы военной подготовки

5-11 класс, г^часи, зачет

Психология управления воинскими коллективами

Р класс, 17часов, зачет

Военно-образоеательный проект «Передовой отряд»

5-6 класс, 84 часа

Военно-историческая экспедиция по местам боевой и трудовой славы

7 месс, 60 часов, зачат

\ /

Основы военного образования в РФ

10 киях. 17чай»,ичет

Летняя учебная практика в военно-образовательных организациях МО РФ

а Юдаасс, то 90часов, зачет

Спортивные секции военно-прикладных видов спорта

¡■11 так, 4 чесвМедеж

Предварительный отбор кадет для комплектования первых курсов вузов МО РФ

11 класс

направленности с целью формирования у кадет военно-профессиональной направленности личности, профессионально важных качеств офицера и развития способности осуществлять осознанное профессиональное самоопределение на основе сопоставления представлений о самом себе и требований, которые предъявляют к личности кадета военные специальности.

Задачи системы: формирование позитивного отношения кадет к Вооруженным Силам России, военно-профессиональной деятельности офицера на основе правильных представлений о характере военной службы, разъяснения положений Конституции и Федеральных законов по вопросам обороны, воинской обязанности и военной службы, основных задач и предназначения Армии и Флота, содержания и порядка прохождения военной службы;

- формирование у кадет военно-профессиональной направленности, профессионально важных качеств офицера для осуществления сознательного выбора военных образовательных учреждений высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации и военной специальности;

- разъяснение требований военно-профессиональной деятельности к психофизиологическим и социально-психологическим качествам личности кадета, оказание практической помощи в выборе для получения высшего профессионального образования конкретного военного образовательного учреждения Министерства обороны Российской Федерации и профиля военной специальности;

- пропаганда истории Отечества, славных боевых традиций Вооруженных Сил России, воспитания патриотизма, государственной идентичности;

- проведение мероприятий предварительного отбора для комплектования первых курсов вузов Министерства обороны Российской

Федерации кадетами, способными успешно овладеть знаниями и практическими навыками, необходимыми для выполнения служебных обязанностей на должностях офицеров.

С целью создания активной образовательной среды, способствующей формированию военно-профессиональной направленности кадет, выбору ими военно-профессиональной деятельности в качестве основной жизненной цели в Оренбургском президентском кадетском училище разработан военно-образовательный проект «Передовой отряд», в котором участвуют 5 и 6 классы. Проект решает задачи

• образовательные:

- расширение знаний и умений кадет в области военной подготовки и предметов учебного плана;

- формирование умений, навыков применения знаний, полученных в образовательном процессе при выполнении военно-прикладных задач;

• развивающие:

- развитие у кадет военно-тактического и командного мышления, силы воли, выносливости, смекалки, самооценки;

- выработка работоспособности, самостоятельности, целеустремленности, внимательности при решении специальных задач;

• воспитательные:

- сплочение коллективов учебных взводов;

- развитие чувства товарищеской взаимопомощи и коллективизма;

- воспитание чувства ответственности за свои действия в составе взвода при выполнении поставленных задач.

Реализация программы проекта делится на предварительный, игровой и заключительный этапы.

Срок реализации проекта -2 года, 112 часов внеурочной деятельности из них: предварительный этап - изучение теоретического материала и тренировка по выполнению практических действий под руководством преподавателей - 64 часа; проведение игрового этапа проекта в период летней практики - военно-спортивная игра - 48 часов (3 дня по 8 часов в каждом классе), заключительный этап - проведение конкурса патриотической песни и подведение итогов.

Содержание изучаемого материала подразделяется на четыре образовательных модуля:

- военно-прикладной (включает изучение основ тактики, военной топографии, огневой и инженерной подготовки, структуры Вооруженных Сил РФ, основных образцов

вооружения и военной техники ВС РФ, строевой подготовки);

- общеразвивающий (включает изучение дополнительного материала по географии и изобразительному искусству);

- военно-спортивный (слажи-вание действий в составе учебных взводов в спортивных соревнованиях и при выполнении практических заданий военно-спортивной направленности);

- военно-познавательный (включает ознакомление с элементами действий подразделения по тревоге, образцами стрелкового оружия, инженерными боеприпасами и образцами вооружения и военной техники войск противовоздушной обороны Сухопутных войск РФ, выполнение практических стрельб из АК-74, пистолета Марголина).

Игровой этап предусматривает проведение в течение трех дней военно-спортивной игры на учебно-материальной базе училища и учебного центра войск противовоздушной обороны Сухопутных войск РФ. Задания, военно-спортивные состязания выбраны с учетом возрастных особенностей развития личности кадет и реализации их эмоциональных и фи-

зических потребностей.В первый день кадеты в составе штатных учебных отделений выполняют военно-прикладные и общеразви-вающие задачи, составленные по изученному на предварительном этапе материалу к военно-прикладному и общеразвивающему модулям на 12 рабочих точках. Наименование рабочих точек соответствует задачам, которые выполняют кадеты:

• рабочая точка № 1 - Военная топография, рабочая карта командира;

• рабочая точка № 2 - Определение образцов вооружения видов ВС РФ и их характеристик по фотографиям;

• рабочая точка № 3 - Неполная разборка и сборка АК-74 на время;

• рабочая точка № 4 - Выполнение нормативов РХБЗ;

• рабочая точка № 5- Полководцы России;

• рабочая точка № 6 - Шедевры мировой военной живописи;

• рабочая точка № 7 - Лазертаг;

• рабочая точка № 8 - Пейнтбол;

• рабочая точка № 9 - Сборка велосипеда в составе отделения на время;

• рабочая точка № 10 - Правила дорожного движения;

Военно-образовательный проект «Передовой отряд»

--------4-

Предварительный этап

изучение теоретического материала и тренировка выполнения практических заданий по модулям

• рабочая точка № 11 - Замена в составе отделения колес на макете автомобиля на время;

• рабочая точка № 12 - Действия отделения на привале.

При передвижении отделений для смены рабочих точек отрабатываются действия по отражению нападения разведывательно-диверсионных групп противника, преодолению участков заражения, минирования. Оценка знаний, качества решения заданий, слаженности действий производится индивидуально и за учебное отделение.

Во второй день военно-спортивной игры проводятся состязания военно-спортивной направленности. Рабочая точка № 1 - марш-бросок в составе взвода с макетами АК-74. Рабочая точка № 2 - форсирование водной преграды. Рабочая точка № 3 - комплексная военизированная эстафета. Рабочая точка № 4 - перетягивание каната в составе взводов.

Третий день военно-спортивной игры начинается с подъема взводов по тревоге и занятия позиций для отражения нападения противника. Проверяется правильность действий и подаваемых команд командирами отделений, экипировка кадет, слаженность действий в со-

Военно-лрикладной

Общеразвивающий

Военно-спортивный

112 часов (по 2 часа в неделю в 3 и 4-й четверти)

У

Игровой этап

1. Первый день - выполнение заданий в составе отделений на 12-ти рабочих точках. 2. Второй день- проведение спортивных состязаний в составе взводов на 4-х рабочих точках. 3. Третий день - подъем по тревоге, выполнение военноспециальных задач на рабочих точках учебного

полигона войсковой части._

Заключительный этап

Смотр-конкурс патриотической песни. Подведение итогов с награждением лучших кадет, отделений, взводов.

Таблица 1

Распределение учебного времени по предметам

№ п/п Наименование предмета обучения Всего часов учебных занятий Занятий с преподавателем Время на самостоятельную работу

1 Организация и проведение профотбора 11 8 3

2 Физическая подготовка 5 3 2

3 Общая тактика 30 20 10

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Огневая подготовка из стрелкового оружия 7 4 3

5 Военное право 5 3 2

6 Организация связи 3 5 2

7 Техническая подготовка 17 12 5

8 Радиационная, химическая и биологическая защита 3 2 1

9 Инженерная подготовка 3 2 1

10 Общевоинские уставы ВС 6 4 2

ВСЕГО: 90 60 30

ставе отделений и взвода. Затем кадеты убывают на учебный полигон войсковой части, где проводятся занятия на пяти рабочих точках под руководством офицеров полигона. Рабочая точка № 1 - изготовка для стрельбы из АК-74 лежа, прицеливание. Рабочая точка № 2 - выполнение начального упражнения из АК-74. Рабочая точка № 3 - стрельба из пистолета Марголина. Рабочая точка № 4 - основное стрелковое оружие Сухопутных войск. Рабочая точка № 5 - осмотр вооружения войск ПВО СВ. Рабочая точка № 6 - инженерные боеприпасы, порядок преодоления инженерных заграждений и минных полей.

На исходе каждого дня объявляются результаты.

На заключительном этапе военно-познавательного модуля проводятся конкурс исполнения патриотической песни и подведение итогов. Лучшие кадеты, отделения, взвода награждаются ценными подарками и дипломами. При проведении анкетирования

кадеты отмечают, что участие в военно-спортивной игре является наиболее значимым событием при обучении в 5 и 6 классах.

В 2011 году Оренбургское президентское кадетское училище выступило инициатором проведения летней учебной практики кадет 8, 10 классов в высших учебных заведениях Министерства обороны РФ. Такая форма работы является составной частью образовательного процесса и имеет целью проведение

учебных сборов, подготовку кадет к военной службе, формирование у них военно-профессиональной направленности и мотивации на выбор военной специальности. Задачи летней учебной практики:

- формирование морально-психологических и физических качеств гражданина, необходимых для прохождения военной службы;

- воспитание патриотизма, уважения к историческому и куль-

Таблица 2

Сведения о поступлении выпускников Оренбургского президентского кадетского училища (2014-2019 гг.)

№ п/п Показатель Количество

1. Выпущено кадет 558

2. Поступили в вузы МО РФ 401 (72%)

3. Поступили в вузы ФСБ, МВД, МЧС, ФСВНГ 41 (7%)

4. Поступили в гражданские вузы 97 (19%)

5. Поступили в сузы 19 ( 2% )

турному прошлому России и ее Вооруженным силам;

- изучение кадетами основных положений законодательства Российской Федерации в области обороны государства, о воинской обязанности и воинском учете, об обязательной и добровольной подготовке к военной службе, о прохождении военной службы по призыву и в добровольном порядке (по контракту), о пребывании в запасе, о правах, обязанностях и ответственности военнослужащих и граждан, находящихся в запасе;

- изучение основ безопасности военной службы, устройства и правил обращения со стрелковым оружием, основ тактической, строевой подготовок, сохранения здоровья и военно-медицинской подготовки, вопросов радиационной, химической и биологической защиты войск и населения;

- ознакомление с историей, предназначением, военными специальностями, по которым ведется подготовка курсантов, образовательным процессом, организацией повседневной деятельности, основными образцами вооружения и военной техники;

- ознакомление с квалификационными требованиями к выпускнику академии, его должностным предназначением, особенностями прохождения военной службы офицерами-выпускниками, с важными профессионально-психологическими качествами, присущими офицерам конкретных военных специальностей;

- расширение знаний в области военного законодательства, определяющего порядок прохождения военной службы офицером;

- изучение состава, задач, решаемых Вооруженными Силами РФ, положений военной доктрины РФ, а также задач Сухопутных войск России ;

- ознакомление с основами боевых действий мотострелкового отделения в основных видах боя;

- прохождение в тестовом режиме процедуры определения категории профессиональной пригодности, сдача нормативов по физической подготовленности;

- выполнение упражнений учебных стрельб из АК-74, пистолета Макарова, метание учебных гранат.

Для реализации процесса разработана Учебная программа летней учебной практики кадет 8, 10 классов Оренбургского президентского кадетского училища, рассчитанная на 90 часов занятий с преподавателями военного училища.

Для проведения летней учебной практики формируется 10 учебных групп по 20-25 кадет во главе с воспитателями. Кадеты проживают в казарменном помещении, от подъема до отбоя выполняют элементы распорядка дня. Основной вид учебных занятий - практические в классах, на образцах вооружения и военной технике и на учебном полигоне. Каждый кадет ведет дневник учебной практики, выполняет индивидуальное задание, связанное с изучением квалификационных требований к выпускнику военного училища по военной специальности, предназначением выпускников, особенностями проведения профессионального отбора.

По прибытии в училище кадеты сдают зачет. Для получения знаний об особенностях системы военного образования в России, военных учебных заведениях и военных специальностях, требованиях, предъявляемых к поступающим в высшие военные учебные заведения, с кадетами 10 класса проводятся внеурочные занятия общего интеллектуального направления «Основы военного образования в Российской Федерации».

Задачи курса:

- ознакомить кадет с системой образования Российской Федерации, историей развития и состоянием современной системы военного образования в Российской Федерации;

- дать знания по содержанию ФГОС ВПО вузов Министерства обороны РФ и квалификационным требованиям выпускников по военным специальностям;

- ознакомить с содержанием специальностей, изучаемых в вузах Министерства обороны РФ, мероприятиями профессионального отбора, профессионально-важными качествами военных специальностей;

- научить работать с информацией по вузам Министерства обороны РФ.

Об эффективности мероприятий по подготовке кадет к военной и иной госслужбе можно судить по результатам поступления выпускников в высшие учебные заведения Министерства обороны и других силовых структур.

Количество кадет Оренбургского президентского училища, желающих посвятить жизнь военно-профессиональной деятельности, составляет от 80 до 90% от общего числа кадет. Однако не все по состоянию здоровья и психофизиологическим качествам полностью отвечают требованиям, предъявляемым к кандидату на поступление в высшее учебное заведение.

Мероприятия по подготовке кадет к военной службе позволяют отобрать для комплектования первых курсов высших учебных заведений Министерства обороны наиболее достойных выпускников, способных качественно осваивать военные специальности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мухина, B.C. Возрастная психология. - М., 2000.

2. Войтенко, Т.П. Игра как метод обучения и личностного развития. - Калуга: Адель, 1997.

3. Куприянов, Б.В., Рожков, МИ, Фришман, ИЛ. Организация и методика проведения игр с подростками: взрослые игры для детей. - М.: ВЛАДОС, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.