Научная статья на тему 'ПРИОБРЕТАЯ ОПЫТ ОБЩЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ВОЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ДОВУЗОВСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ МО РФ'

ПРИОБРЕТАЯ ОПЫТ ОБЩЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ВОЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ДОВУЗОВСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ МО РФ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ДОВУЗОВСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ МО РФ / ВОЕННОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ КАДЕТА / ВОЕННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / PROFESSIONAL MOBILITY / PRE-INSTITUTION EDUCATIONAL ORGANISATIONS OF THE RUSSIAN DEFENCE MINISTRY / MILITARY SELF-DETERMINATION OF A CADET / MILITARY ORIENTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кулешова Светлана Алексеевна, Приходько Яна Викторовна

Авторами описаны несколько приемов реализации военной направленности иностранного языка в президентском кадетском училище в рамках урочной и внеурочной деятельности. Материалы статьи могут быть использованы преподавателями-предметниками довузовских образовательных организаций МО РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кулешова Светлана Алексеевна, Приходько Яна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACQUIRING COMMUNICATION EXPERIENCE IMPLEMENTATION OF MILITARY ORIENTATION IN TEACHING FOREIGN LANGUAGE IN PRE-UNIVERSITY EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS OF THE RF MINISTRY OF DEFENCE

The authors describe several methods of implementing the military orientation of learning foreign languages at the Presidential Cadet School within the framework of the class and after-class activities. The article can be used by subject teachers of pre-institution educational organisations of the Russian Defence Ministry.

Текст научной работы на тему «ПРИОБРЕТАЯ ОПЫТ ОБЩЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ВОЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ДОВУЗОВСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ МО РФ»

С.А. КУЛЕШОВА, Я.В. ПРИХОДЬКО

S.A. KULESHOVA, Ya.V. PRIKHODKO

ПРИОБРЕТАЯ ОПЫТ ОБЩЕНИЯ

ACQUIRING COMMUNICATION EXPERIENCE

РЕАЛИЗАЦИЯ ВОЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ДОВУЗОВСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ МО РФ

IMPLEMENTATION OF MILITARY ORIENTATION IN TEACHING FOREIGN LANGUAGE IN PRE-UNIVERSITY EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS OF THE RF MINISTRY OF DEFENCE

Сведения об авторах: Кулешова Светлана Алексеевна - преподаватель высшей квалификационной категории ФГКОУ «Оренбургское президентское кадетское училище», к.п.н. (г. Оренбург. E-mail: [email protected]);

Приходько Яна Викторовна - преподаватель высшей квалификационной категории ФГКОУ «Оренбургское президентское кадетское училище», к.п.н. (г. Оренбург. E-mail: [email protected]).

Аннотация. Авторами описаны несколько приемов реализации военной направленности иностранного языка в президентском кадетском училище в рамках урочной и внеурочной деятельности. Материалы статьи могут быть использованы преподавателями-предметниками довузовских образовательных организаций МО РФ.

Ключевые слова: профессиональная мобильность, довузовские образовательные учреждения МО РФ, военное самоопределение кадета, военная направленность.

Information about the authors: Svetlana Kuleshova - Highest Qualification Teacher of the FSBEE «Orenburg Presidential Cadet School», Cand. Sc. (Ped.) (city of Orenburg, E-mail: [email protected]); Yana Prikhodko - Highest Qualification Teacher of the FSBEE «Orenburg Presidential Cadet School», Cand. Sc. (Ped.) (city of Orenburg, E-mail: [email protected]).

Summary. The authors describe several methods of implementing the military orientation of learning foreign languages at the Presidential Cadet School within the framework of the class and after-class activities. The article can be used by subject teachers of pre-institution educational organisations of the Russian Defence Ministry.

Keywords: professional mobility, pre-institution educational organisations of the Russian Defence Ministry, military self-determination of a cadet, military orientation.

В современном российском обществе с его глобальными кризисными явлениями востребован новый человек, способный к ценностному осмыслению результатов своей деятельности, активно познающий и качественно изменяющий мир вокруг себя. Человек, выбравший профессию военного, должен обладать не только этими качествами, но и уметь адаптироваться к

любым условиям, обладать профессиональной мобильностью, быть конкурентоспособным, готовым к непрерывному самовоспитанию и саморазвитию. Российский офицер всегда славился разносторонней образованностью, владением информацией и способностью оперирования ею для быстрого принятия верного решения в боевой обстановке. Обеспечение условий для

формирования такого человека - прерогатива довузовских образовательных учреждений МО РФ. Выбор подростком учебного заведения оказывает значительное влияние на процесс его самоопределения (Л.С. Выготский, Р.К. Гурова, И.С. Кон, В.С.Мухина).

Решение выбрать учебное заведение, находящееся в ведомстве Министерства обороны РФ, это уже начало воен-

ного самоопределения кадета. Поддержка и развитие стремления подростка к военной профессии осуществляются за счет военной направленности всего образовательного процесса, в том числе и оптимального использования возможностей учебных предметов.

В процессе изучения предмета «Иностранный язык» военная направленность реализуется в нескольких направлениях:

- внутри самой дисциплины «Иностранный язык» (изучение специфической военной лексики с 5 класса, рапорт дежурного, изучение тем военной тематики);

- за счет дополнительных дисциплин военной направленности («Военный перевод», «Военное страноведение»);

- в рамках дополнительного образования (при подготовке к Всеармейской олимпиаде, носящей военную направленность).

Все это способствует проявлению интереса к военной профессии, воспитанию в кадетах патриотического духа, желания узнать историю Вооруженных Сил Российской Федерации и других стран.

Военная направленность на уроке иностранного языка проявляется на разных этапах:

1. На этапе приветствия кадеты представляют рапорт дежурного по классу: «Stand!

'shun! Sir (ma'am)! Platoon__

is ready for the lesson. All are present and correct: on the roll -10, in the ranks -8, on leave -1, in the sick list -1. Cadet-on-duty Ivanov has reported».

2. На основном этапе урока (в рамках дисциплины «Практикум устной речи») при введении новой лексики по темам: «Воинские звания», «Военная форма одежды» кадеты вносят в свой активный запас слова и словосочетания: Private, Corporal, Junior sergeant,

Sergeant, Senior sergeant, Warrant officer, Senior warrant officer и т.д.

3. При работе с текстом на уроках «Военного перевода», где обучающиеся знакомятся с лексикой (Section, squad, platoon, company, battalion, regiment) при изучении тем «Части и подразделения», «Основные виды и рода войск».

4. На этапе рефлексии кадеты используют военную лексику, говоря о своих профессиональных предпочтениях в будущем, перечисляя военные специальности: Artilleryman, medical officer, military engineer, military interpreter, paratrooper, pilot, peacekeeper, naval officer и т.д.

На уроках «Военного страноведения» в старших классах обучающиеся президентских кадетских училищ могут дать аналитическую оценку российской и западной военной техники. Активно используемая лексика на данном этапе обучения: Unmanned aerial vehicle (UAV), ammunition, infantry fighting vehicle (IFV), armored personnel carrier (APC), Helicopter: gunship, attack helicopter; transport helicopter и т.д.

Помимо этого, в целях углубленного погружения в языковую среду, применялись также аутентичные аудио- и аудиовизуальные материалы, такие, как информационные радио- и телепрограммы, сводки новостей, информационные объявления по радио и телевидению. Использование подобных материалов представляется крайне важным, так как они являются образцом современного иностранного языка и служат дополнительным стимулом для повышения мотивации обучающихся.

Таким образом с помощью данных приемов решается целый ряд дидактических задач по формированию навыков и умений чтения, совершен-

ствованию умения устной и письменной речи; пополнению словарного запаса обучающихся; формированию у них устойчивой мотивации к изучению иностранного языка в рамках урока.

В системе внеурочной деятельности важным элементом создания условий для реализации военной направленности обучения является кабинет иностранного языка как инструмент целенаправленного средового воздействия на подростка. В основе создания кабинета, как средства решения задач военной направленности обучения, лежат ценностно-смысловые доминанты восприятия мира и человека. Эти доминанты выступают важным связующим звеном между социальной средой и внутренним миром индивида.

Потенциал кабинета иностранного языка проявляется в максимальном раскрытии возможностей искусственно созданной военно-направленной среды для осуществления «диалога» между социальным окружением и внутренним миром обучающегося; в регулировании способов взаимодействия, в создании условий для познавательной и творческой самостоятельности,совместных и индивидуальных видов деятельности, выбора учебных средств, формирования культуры познания, интеграции процессов овладения и применения знаний во всех сферах жизнедеятельности, использования социокультурного опыта человечества.

Эффективность воздействия такой мини-среды во многом определяется тем, насколько ее влияние соответствует интересам обучающегося. Военная направленность работы кабинета иностранного языка способствует решению одной из наиболее значимых и актуальных проблем для подростка - профессионального

самоопределения. В рамках профориентационной направленности работы с будущими выпускниками Оренбургского президентского кадетского училища организована работа кабинета английского языка «Мой путь». Кабинет представляет собою площадку по формированию и развитию коммуникативной компетенции, учебной мотивации, личностных качеств кадета на основе военно-профессиональной ориентации.

Содержание работы кабинета составляют проекты, реализация которых способствует формированию военно-профессиональной направленности в мировосприятии в процессе социально и лич-ностно значимой совместной деятельности.

Одним из таких проектов стало коллективное социологическое исследование «Наш выбор - профессия военного», проведенное кадетами восьмых курсов. Во время работы ребята работали с документами, проводили анкетирование, брали интервью на иностранных языках, обрабатывали полученные данные. Результаты были представлены в виде различных диаграмм, схем, карт, фотогалереи. Выяснилось, что большинство кадет хотят связать свою жизнь со службой в армии. Итогом коллективной работы стало понимание того, что профессия военного требует особых качеств, которые нужно в себе развивать. Кадеты решили, что необходимо воспитывать в себе качества, нужные для успешной работы военного, -укреплять силу воли, хорошо учиться и быть физически сильным и выносливым.

Задача кабинета заключается не только в научении оперированию языковым и культурологическим наполнением материала, в форми-

ровании культуры обращения с информацией, но и в развитии навыков межличностной коммуникации, способности к взаимодействию с другими участниками общения, необходимой для того, чтобы «понимать друг друга и достигать согласия». В процессе реализации постоянно действующего проекта «Интервью с офицерами училища» кадеты, помимо получения информации об особенностях военной службы, о качествах, необходимых для того, чтобы стать успешным в профессии военного, усваивают различные способы взаимодействия с окружающими людьми, навыки работы в коллективе. В результате такого общения усваиваются культурно-этические нормы поведения, укрепляются межличностные отношения.

Выступая в качестве зоны виртуального общения (проект - конкурс эссе «Моя будущая профессия - офицер»), кабинет дает возможность дискутировать со старшеклассниками, уже сделавшими свой выбор.

Содержание работы кабинета дополняется пространственно-предметным наполнением, включающим в себя средства, обеспечивающие эффективность системы мер по дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания кадет, определяет их необходимое личностное развитие, профессиональное самоопределение; при этом кадеты являются активными субъектами построения своей индивидуальной траектории образования. Представленная в кабинете информация о военных училищах помогает кадету определиться с выбором направления профессиональной деятельности. Рабочая группа кабинета регулярно обновляет стенд «Новости Министерства обороны». Благодаря этому обучающиеся получают возмож-

ность обсуждать актуальные современные события, учатся выражать свое отношение к происходящему, обосновывать и отстаивать собственное мнение. Такое взаимодействие способствует приобретению социального опыта общения, функциональной грамотности, усвоению этики взаимоотношений.

Таким образом, военная направленность процесса обучения иностранному языку способствует не только получению обучающимися специальных начальных знаний и навыков военного дела, необходимых для выбора профессии, но и стимулирует формирование чувства патриотизма, морально-психологических, деловых и организаторских качеств, развивает у обучающихся дисциплинированность, добросовестное отношение к учебе, стремление к овладению профессией офицера, проявление любви к военной службе, мотивирует подростка к выбору военной профессии. ¡И

ЛИТЕРАТУРА

1. Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6 т. / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1982-1984.

2. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: учебник для вузов / под ред. А.П. Садохина. - М.: ЮНИ-ТИ-ДАНА, 2003.

3. Калугина Е.В., Киселев Н.М., Машковская Т.О. Инновации в учебном процессе (экспресс-курс). - Оренбург: Оренбургское ПКУ, 2011.

4. Козырская И.Н. Современные педагогические технологии как основа деятельности инновационных учебных заведений РК // Творческая педагогика, 2010, № 2.

5. Кулюткин Ю, Тарасов С. Образовательная среда и развитие личности http://znanie.org/ jornal/n1_01/obraz_sreda.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.