Научная статья на тему 'СЕГОДНЯ КАДЕТ, ЗАВТРА ОФИЦЕР РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖПРЕДМЕТНОЙ МОДЕЛИ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ОРЕНБУРГСКОГО ПРЕЗИДЕНТСКОГО КАДЕТСКОГО УЧИЛИЩА'

СЕГОДНЯ КАДЕТ, ЗАВТРА ОФИЦЕР РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖПРЕДМЕТНОЙ МОДЕЛИ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ОРЕНБУРГСКОГО ПРЕЗИДЕНТСКОГО КАДЕТСКОГО УЧИЛИЩА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ КАДЕТ / ИНТЕГРИРОВАННЫЙ КУРС / УРОЧНАЯ И ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЛЕТНЯЯ ПРАКТИКА / MILITARY PROFESSIONAL ORIENTATION CADET / INTEGRATED COURSE / PART-TIME AND EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / ADDITIONAL EDUCATION / SUMMER PRACTICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Машковская Татьяна Олеговна

Автор делится опытом системной работы по формированию осознанного выбора военных профессий кадетами Оренбургского президентского кадетского училища. В статье рассказывается об интеграции учебной, внеурочной деятельности и дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TODAY A CADET, TOMORROW AN OFFICER IMPLEMENTATION OF AN INTERDISCIPLINARY MODEL OF MILITARY PROFESSIONAL ORIENTATION OF STUDENTS IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE ORENBURG PRESIDENTIAL CADET SCHOOL

The author shares the experience of systematic work on the formation of a conscious choice of military professions by cadets of the Orenburg presidential cadet school. The article describes the integration of academic, extracurricular activities and additional education.

Текст научной работы на тему «СЕГОДНЯ КАДЕТ, ЗАВТРА ОФИЦЕР РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖПРЕДМЕТНОЙ МОДЕЛИ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ОРЕНБУРГСКОГО ПРЕЗИДЕНТСКОГО КАДЕТСКОГО УЧИЛИЩА»

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ

Т.О. МАШКОВСКАЯ Т.О. AAASHKOVSKAYA

СЕГОДНЯ КАДЕТ, ЗАВТРА ОФИЦЕР

TODAY A CADET, TOMORROW AN OFFICER

РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖПРЕДМЕТНОЙ МОДЕЛИ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ОРЕНБУРГСКОГО ПРЕЗИДЕНТСКОГО КАДЕТСКОГО УЧИЛИЩА

IMPLEMENTATION OF AN INTERDISCIPLINARY MODEL OF MILITARY PROFESSIONAL ORIENTATION OF STUDENTS IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE ORENBURG PRESIDENTIAL CADET SCHOOL

Сведения об авторе. Машковская Татьяна Олеговна - начальник Федерального государственного казенного общеобразовательного учреждения «Оренбургское президентское кадетское училище», доктор исторических наук, профессор (г. Оренбург).

Аннотация. Автор делится опытом системной работы по формированию осознанного выбора военных профессий кадетами Оренбургского президентского кадетского училища. В статье рассказывается об интеграции учебной, внеурочной деятельности и дополнительного образования.

Ключевые слова: военно-профессиональная ориентация кадет, интегрированный курс, урочная и внеурочная деятельность, дополнительное образование, летняя практика.

Information about the author. Tatyana Mashkovskaya - head of the Federal state educational institution «Orenburgpresidential cadet school», doctor of historical Sciences, Professor (Orenburg).

Summary. The author shares the experience of systematic work on the formation of a conscious choice of military professions by cadets of the Orenburg presidential cadet school. The article describes the integration of academic, extracurricular activities and additional education.

Keywords: military professional orientation cadet, integrated course, part-time and extracurricular activities, additional education, summer practice.

Важнейшее условие боеспособности Вооруженных Сил РФ - наличие кадровых ресурсов, способных эффективно функционировать в рамках военных организаций. Воспитанники довузовских образовательных организаций Министерства обороны представляют собой уникальную группу резерва офицерского корпуса Российской армии, так как именно в подростковом и юношеском возрасте закладывается фундамент личности, интенсивно формируются мировоззрение, привычки, развиваются познавательные способности, эмоционально-волевая сфера.

Ориентация на будущую военно-профессиональную деятельность - это не одномоментный выбор, а длительный процесс: от этапа первичного эмоционального выбора профиля деятельности до осознанного профессионального самоопределения.

Одной из основных задач, реализуемых довузовскими образовательными организациями Минобороны России, является создание базиса для осознанного выбора и освоения профессии военного, получение обучающимися знаний, необходимых для продолжения дальнейшего обучения в профильных высших

военных организациях. Это значит, что процесс обучения, воспитания, развития и дальнейшей социализации должен быть построен таким образом, чтобы мотивировать воспитанников на реализацию себя, повышать у них практический интерес к военной службе в образовательной среде училища.

Для реализации этих целей в 2015 году в довузовских образовательных организациях был введен обязательный для освоения всеми воспитанниками учебный предмет «Основы военной подготовки». Однако только одной этой меры недостаточно и существует

t М 7 ИЮЛЬ - АВГУСТ 2020 № 4 (25)

потребность в новых качественных учебно-методических материалах интегрированной направленности, учебных пособиях, рабочих программах, тематических планах, дидактических единицах обучения, технологических картах занятий, сценарных планах, а также фонде оценочных средств. В Оренбургском президентском кадетском училище разработана и апробирована собственная система военно-профессиональной ориентации кадет, которая дает свои результаты.

Показателями успешной военно-профессиональной ориентации кадета - будущего офицера могут выступать:

- знания (о мире, обществе, истории страны, политике, многообразии военной деятельности; естественно-научные знания, математика и информатика и др.);

- мотивация (желание и потребность заниматься в будущем военной деятельностью, основанные на чувстве любви, гордости и уважения к Родине, уважении к ценностям семьи, нетерпимости к любым видам насилия и готовности противостоять им; осознание цели и смысла своей будущей профессиональной миссии);

- умения (целеполагание, планирование, самоорганизация, способность к выполнению норм и требований, высокая требовательность к себе, взаимодействие в «военном коллективе» - с начальниками и подчиненными; разумная инициатива; спортивно-физические умения).

Развитию вышеперечисленных качеств воспитанников должна, на наш взгляд, способствовать такая организация образовательной среды, где созданы условия для успешной интеграции общего и дополнительного образования, внеурочной деятельности и летней учебной практики при постоянном психолого-педагогическом сопровождении, а также развитие эффективной системы военно-патриотического воспитания и соци-

«

С большим интересом ознакомилась с жизнью вашего училища. Замечательно, что педагогическому коллективу удалось достичь высокого уровня образовательного процесса и воспитательной работы. Свидетельством этого является то, что училище вошло в 100 лучших учебных заведений России. В названии вашего училища есть высокое определение «Президентское». Оно ко многому обязывает.

Держите эту высокую марку».

Валентина Матвиенко,

председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

ализации воспитанников с учетом реальных возможностей каждого.

Одной из главных задач созданной нами межпредметной модели военно-профессиональной ориентации воспитанников является не только обязательное освоение государственных стандартов, но и практическая реализация миссии училища - подготовка кадет к осознанному выбору профессии военного на основе развития познавательной самостоятельности и формирования у них целостного мировоззрения.

Опыт работы показывает, что созданная образовательная среда способствует формированию у кадет таких качеств, как умение определять главное, видеть процессы в целом, способность принимать решения в условиях дефицита времени, неблагоприятного воздействия среды и недостаточности исходных данных, умение точно и лаконично излагать мысли, а также, если надо, брать ответственность на себя.

Решению этих задач способствует интеграция всех направлений образовательного процесса.

Отправной точкой при конструировании модели межпредметного взаимодействия по военно-профессиональной ориентации воспитанников училища стал общий для всех кадет курс «Основы военной подготовки».

Логическим продолжением идеи межпредметного взаимодействия стала разработка специализирован-

ных курсов в урочной деятельности как составной части реализуемой интеграции. Спецкурсы были встроены в программы учебных предметов.

Спектр созданных преподавателями курсов разнообразен, очень информативен, имеет практико-ориентированную военно-профессиональную направленность.

В зависимости от содержания предметных областей мы разделили их на несколько направлений:

МАТЕМАТИКА

- «Отчизне служат координаты» (6 класс);

- «Использование математических моделей в решении военно-прикладных задач» (7 класс);

- «Применение основ физики в военной технике» (7-11 классы);

- «Математика в решении военно-прикладных задач» (8 класс);

- «Геометрические расчеты в военном деле» (9 класс);

- «Роль прикладной геометрии в военном деле при проведении боевых операций» (10 класс);

- «Артиллерия и математика» (11 класс).

ИНФОРМАТИКА

- «Информационное моделирование в военном деле» (5-9 классы);

- «Основы инженерной графики» (8 класс).

ЛИНГВИСТИКА

- «Культура речи военнослужащего» (10 класс);

- «Первые шаги в карьере военного (английский - первый иностранный язык)» (5-9 классы);

ИЮЛЬ - АВГУСТ 2020 № 4 (25) $

- «Первые шаги в карьере военного (по первому и по второму иностранному языкам)» (5-11 классы).

ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

- «Основы военной географии» (5-9 классы);

- «Сохранение жизни и здоровья военнослужащего в условиях автономного существования» (7-9 классы);

- «Химические вещества в военном деле» (8-10 классы).

ИСТОРИЯ И ИСКУССТВО

- «Музыка на службе Отечеству» (5-7 классы);

- «Героическое прошлое нашей Родины в картинах, скульптуре и иллюстрации» (7 класс);

- «Российское военное искусство в IX-XXI вв.» (6-11 классы);

- «Синтез слова и изображения в военном плакате» (8 класс).

Практическая реализация спецкурсов в каждой параллели в рамках всех предметов учебного плана училища создает условия для освоения кадетами принципов построения, функционирования и исследования компьютерных моделей, которые лежат в основе современных автоматизированных информационных систем военного назначения, служит формированию у кадет навыков проектирования на основе заданной системы кодирования и разработки собственной системы кодирования. При этом развивает речевую коммуникацию, воспитывает патриотические качества, а также способствует использованию иностранного языка в качестве средства, способствующего повышению общей функциональной грамотности наших воспитанников. Кадеты учатся составлять, интерпретировать математические модели, применять основные геометрические теоремы в расчетах при решении задач военно-прикладного характера, находить координаты объектов, а также изображать их на карте местности.

Ресурсы для расширения содержательного поля межпредметной модели военно-профессиональной

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

5 классы

Технология обработки материалов

6 классы

Техническое моделирование

7 классы

Основы медиакультуры

8 классы

Практикум реферирования и публичного выступления, Основы психологии личности

9 классы

Основы военного образования в России

ориентации воспитанников предоставляют внеурочные курсы, обязательные для освоения всеми кадетами.

Включение кадет в работу по обязательным внеурочным программам позволяет развивать словесно-образное мышление, произвольное внимание, основные виды памяти (словесно-логическую, оперативную, механическую), креативное мышление, формировать умения преобразовывать текст, систематизировать информацию. Освоение внеурочных программ способствует также овладению последовательными действиями проектирования, сравнения,анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий и причинно-следственных связей.

Необходимо отметить достаточно высокий потенциал внеурочных занятий и для воспитания у кадет гражданственности и патриотизма, формирования осознанной потребности в занятиях спортом и здоровом образе жизни, планомерной подготовки к успешному поступлению в военные высшие учебные заведения.

В систему военно-профессиональной ориентации воспитан-

ников органично встраиваются научно-технические направления дополнительного образования по личному выбору кадет - «Робототехника», «Конструирование и моделирование», «Технология обработки материалов», «Кадетское конструкторское бюро», а также ежегодные образовательные технические проекты с участием кадет всех курсов (конкурсы «Оружейных дел мастер», «Конструирование беспилотных летательных аппаратов и дрон-рейсинг» и другие).

Секции военно-прикладных видов спорта являются основой для развития физических и моральных качеств кадет - будущих офицеров (стрельба пулевая, военно-спортивное многоборье, армейский рукопашный бой, легкая атлетика, военно-прикладное плавание, спортивное ориентирование, смешанные единоборства).

Одной из деятельностно-прак-тических форм реализации военно-профессиональной ориентации является обязательное прохождение кадетами училища летней учебной практики. Для кадет 5-6 классов организован военно-образовательный проект «Передовой отряд», основными задачами которого являются:

- создание активной образовательной среды, направленной на формирование мотивации кадет к выбору профессии офицера посредством интеграции и метапред-метности подходов;

- развитие принципа состязательности, ответственности за конечный результат поставленной задачи как одного из основных мотивационных факторов повышения качества подготовки будущих военных;

- формирование специальных умений и навыков при выполнении военно-прикладных задач;

- сплочение коллективов учебных взводов, актуализация учебных отделений, как устойчивых микрогрупп в составе подразделений.

t 7 ИЮЛЬ - АВГУСТ 2020 № 4 (25)

Практико-ориентированные задания и задачи проекта кадеты решают в игровой форме по разделам:

- «Военная топография» (командирские знания, умения и навыки работать с топографическими картами на местности);

- «Изобразительное искусство» (знание основных мировых живописных произведений батального жанра, посвященных историческим событиям и эпизодам военной жизни);

- «Великие полководцы России»;

- «Вооружение и военная техника»;

- «География» (знание основ картографии, умение оценить географическое положение территории, геополитическую и военно-стратегическую стороны);

- «Военно-прикладные виды спорта»;

- «Смотр строя и песни»;

- «Театрализованное представление на темы военных песен».

Для кадет 7 классов организуются военные историко-геогра-фические экспедиции. Так, в 2019 году были проложены маршруты в Мурманск и Владивосток, Севастополь и Тулу. В ходе экспедиции кадеты изучают сведения о регионах Российской Федерации с точки зрения возможных военных действий, отрабатывают навыки сбора, обобщения, систематизации информации.

Итогом данной практики является проведение зачета по результатам экспедиции. Отчет кадет перед офицерами - преподавателями курса «Основы военной подготовки» состоит из нескольких последовательно выполняемых контрольных заданий, в числе которых:

- доклад по карте географического положения изученного региона Российской Федерации;

- представление и защита экспедиционного журнала;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- доклад по одному из вопросов истории региона;

- доклад по одному из вопросов географии региона.

При выступлении учитываются военный стиль изложения материала, четкость, ясность мысли и лаконичность сообщения.

Для кадет 8 и 10 классов летняя практика является составной частью межпредметной интеграции военно-профессиональной подготовки кадет. Она реализуется в форме знакомства с вузами Министерства обороны Российской Федерации, которое дает возможность воспитанникам на месте получить всестороннюю и объективную информацию о множестве существующих военных профессий и специальностей, требованиях к личности специалиста. С вузами заранее согласовываются программы работы с кадетами, что в итоге способствует сознательному выбору высшего военного учебного заведения в будущем. Ежегодно наши воспитанники знакомятся с курсантской жизнью в 10-12 военных вузах.

Весь комплекс мероприятий по военной профессиональной ориентации должен быть обеспечен учебно-методическим сопровождением. Созданные преподавателями отдельных дисциплин, педагогами дополнительного образования авторские программы представляют уникальную копилку методических, учебных и организационных находок. Складывается система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля в области

военно-профессиональной ориентации воспитанников.

Оренбургское президентское кадетское училище своей деятельностью решает задачу подготовки воспитанников к дальнейшей самореализации на военном поприще, следовательно, моделирование и реализацию военно-профессиональной ориентации через интеграцию учебной, внеурочной деятельности, дополнительного образования (включая спортивные секции военно-прикладного направления), психолого-педагогическое пред-профессиональное сопровождение, соблюдение уставных требований в режиме повседневной жизнедеятельности, систему воспитательной работы можно расценивать как главный шаг в становлении будущего военнослужащего. Ценность сложившейся системы формирования осознанного выбора кадетами военной профессии в том, что она отличается структурной и организационной гибкостью, легко адаптируется к социокультурным условиям и традициям училища. Именно такой подход позволяет объединить в единый образовательный ландшафт училища ранее разнородные части и элементы образовательного процесса, подчинить их единой цели и, что самое ценное, - сформировать готовность выпускников училища делать ответственный и осознанный выбор будущей военно-профессиональной деятельности при поступлении в военные вузы страны. ■_

ИЮЛЬ - АВГУСТ 2020 № 4 (25) $ ^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.