Научная статья на тему 'КОРРЕКТИРУЕМ И СОВЕРШЕНСТВУЕМ КОРПОРАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ ПЕДАГОГОВ - УСЛОВИЕ УСТОЙЧИВОГО ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ'

КОРРЕКТИРУЕМ И СОВЕРШЕНСТВУЕМ КОРПОРАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ ПЕДАГОГОВ - УСЛОВИЕ УСТОЙЧИВОГО ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЦЕЛИ / ЗАДАЧИ / ПРИНЦИПЫ КОРПОРАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ / СУПЕРВИЗИЯ / КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / МОДЕРИРОВАНИЕ / ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ / ОСНОВНОЙ / ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАПЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОРПОРАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ / CORPORATE TRAINING / OBJECTIVES AND PRINCIPLES OF CORPORATE TRAINING / SUPERVISION / CONSULTING / MODELLING / PRELIMINARY / BASIC AND FINAL STAGES OF CORPORATE TRAINING ORGANISATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузьменко Роман Витальевич, Мазова Светлана Викторовна

В статье представлены характеристики системы корпоративного обучения педагогов президентского кадетского училища как многоступенчатого процесса, ориентирующегося на специфические стратегические цели образовательного учреждения и индивидуальные потребности каждого педагога; раскрываются цели, задачи, принципы, формы, методы организации корпоративного обучения; описывается опыт реализации управленческого проекта «Корпоративное обучение педагогов» как условия устойчивого инновационного развития Оренбургского президентского кадетского училища

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузьменко Роман Витальевич, Мазова Светлана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADJUST AND IMPROVE CORPORATE TEACHER TRAINING AS A CRITERION OF SUSTAINABLE INNOVATIVE DEVELOPMENT OF ORENBURG PRESIDENTIAL CADET SCHOOL

The article presents the characteristic features of the corporate teacher training system of Orenburg Presidential Cadet School as a multi-stage process directed at strategic aims of the educational institution as well as individual demands of its teachers; it also reveals objectives, principles, forms and methods of corporate training organization; the article describes the practice of “Corporate Teacher Training” project realization as a criterion of Orenburg Presidential Cadet School sustainable innovative development.

Текст научной работы на тему «КОРРЕКТИРУЕМ И СОВЕРШЕНСТВУЕМ КОРПОРАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ ПЕДАГОГОВ - УСЛОВИЕ УСТОЙЧИВОГО ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ»

P.B. КУЗЬМЕНКО, C.B. МАЗОВА

R.V. KUZMENKO, S.V. MAZOVA

КОРРЕКТИРУЕМ И СОВЕРШЕНСТВУЕМ

ADJUST AND IMPROVE

КОРПОРАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ ПЕДАГОГОВ -УСЛОВИЕ УСТОЙЧИВОГО ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

CORPORATE TRAINING OF TEACHERS -CONDITION FOR SUSTAINABLE INNOVATIVE DEVELOPMENT

Сведения об авторах: Кузьменко Роман Витальевич - заместитель начальника Оренбургского президентского кадетского училища (по инновационным образовательным технологиям), подполковник, кандидат педагогических наук (г. Оренбург);

Мазова Светлана Викторовна - заведующая методическим кабинетом Оренбургского президентского кадетского училища, кандидат педагогических наук (г. Оренбург).

Аннотация. В статье представлены характеристики системы корпоративного обучения педагогов президентского кадетского училища как многоступенчатого процесса, ориентирующегося на специфические стратегические цели образовательного учреждения и индивидуальные потребности каждого педагога; раскрываются цели, задачи, принципы, формы, методы организации корпоративного обучения.

Ключевые слова: корпоративное обучение; цели, задачи, принципы корпоративного обучения; супервизия, консультирование, модери-рование; подготовительный, основной, заключительный этапы организации корпоративного обучения.

Information about the authors: Roman Kuzmenko - Deputy head of the Orenburg presidential cadet school (for innovative educational technologies), lieutenant-colonel, candidate of pedagogical Sciences (Orenburg);

Svetlana Mazova - head of the methodical office, candidate of pedagogical Sciences, Orenburg presidential cadet school (Orenburg).

Summary. The article presents the characteristic features of the corporate teacher training system of Orenburg Presidential Cadet School as a multi-stage process directed at strategic aims of the educational institution as well as individual demands of its teachers; it also reveals objectives, principles, forms and methods of corporate training organization; the article describes the practice of «Corporate Teacher Training» project realization as a criterion of Orenburg Presidential Cadet School sustainable innovative development.

Keywords: corporate training; objectives and principles of corporate training; supervision, consulting, modelling; preliminary, basic and final stages of corporate training organization.

Создание Министерством обороны Российской Федерации в 2010 году первого в России Оренбургского президентского кадетского училища отчетливо обозначило проблему совершен-

ствования профессионализма педагогов. Современной довузовской образовательной организации инновационного типа были необходимы сотрудники, способные быстро реагировать на изменения

образовательной ситуации, владеть спецификой новой педагогической системы в современных условиях деятельности.

Возникла потребность в преподавателях и воспитателях, которые

ИЮЛЬ - АВГУСТ 2020 № 4 (25)

бы создавали эффективную среду для подготовки кадета-выпускника - будущего высокопрофессионального офицера Российской Армии.

Все это привело к осмыслению новой роли непрерывного совершенствования профессионализма сотрудников как необходимого условия устойчивого инновационного развития училища.

Одной из форм научно-методического сопровождения педагогов в Оренбургском президентском кадетском училище было определено корпоративное обучение, обеспечивающее рост компетентности специалистов, адекватный специфическим особенностям деятельности.

В училище с первых лет реализуется управленческий проект «Корпоративное обучение», который направлен на стимулирование педагогов повышать свою квалификацию в соответствии с запросами довузовской организации, а также оказание помощи сотруднику в преодолении той или иной профессиональной трудности, ориентируясь на его реальные и потенциальные возможности и способности, развивая потребность в успешности самостоятельных действий.

Достоинством корпоративного обучения является возможность осуществления внутриучилищного контроля за повышением квалификации одновременно всех педагогов, а также возможность определения направлений, в котором должна быть повышена квалификация конкретного преподавателя/воспитателя и возможность оценить результаты повышения квалификации. При этом важно предоставить возможность каждому сотруднику самому определить ту сферу педагогической деятельности, которая нуждается в коррекции и совершенствовании.

Корпоративное обучение не сводится только к работе по частным методикам, а предполагает системный подход к работе с педагогическими кадрами, переход от

принудительного к добровольному самообразованию; создание корпоративной ситуации, в которой самообразование и освоение дополнительного образовательного уровня (магистратура, аспирантура) становятся необходимым условием осуществления профессиональных функций в училище.

Процесс организации корпоративного обучения основывается на принципах:

- управляемости и системности процесса;

- диагностической основы отбора структуры, содержания, форм корпоративного обучения (на основе изучения затруднений педагогов в осуществлении образовательного процесса, ценностей педагогического коллектива училища);

- усиления субъектной позиции педагогов в обеспечении своего профессионального роста (перенос акцента с обучения на самообразование как самопроектируемого педагогом процесса);

- формирования аксиологического компонента корпоративной культуры училища: духовная жизнь коллектива, доминирование моральных норм и ценностей, принятие кодекса поведения и укоренившихся ритуалов, достижение установленных стандартов качества работы;

- ориентированности на практику непосредственно на рабочем месте, внедрения результатов.

В качестве целей и задач управленческого проекта «Корпоративное обучение» выдвигаются следующие положения:

1. Повышение квалификации педагогов, формирование профессионально-личностных компетенций.

2. Формирование целостного работоспособного педагогического коллектива:

- создание условий и поддержка самообразования педагогов;

- выработка единых педагогических подходов к процессу интеграции урочной и внеурочной деятельности;

- диагностика и анализ учебно-воспитательного процесса и его результатов, изменений в уровне образования кадет;

- предупреждение и преодоление недостатков в педагогической деятельности преподавателей и воспитателей;

- поддержка и стимулирование педагогического творчества и инициативы преподавателей и воспитателей;

- приобщение педагогического коллектива к научно-исследовательской работе по проблеме интеграции урочной и внеурочной деятельности кадет.

3. Обеспечение связей училища с педагогической наукой, передовым опытом:

- внедрение требований ФГОС и использование достижений психолого-педагогической науки;

- создание уникального собственного педагогического опыта, его обобщение и распространение.

Важным условием эффективной разработки системы корпоративного обучения педагогов является ориентация на стратегические цели и ценности Оренбургского прези-

^ 410 7 ИЮЛЬ - АВГУСТ 2020 № 4 (25)

дентского кадетского училища. Данное условие осуществляется за счет обоснованного выбора единой научно-методической темы корпоративного обучения педагогов.

Федеральный государственный образовательный стандарт актуализирует для училища необходимость решения ряда вопросов:

- разработка, коррекция и реализация основных образовательных программ;

- создание условий для достижения планируемых образовательных результатов кадет;

- формирование образовательно-развивающей среды для военно-профессионального самоопределения воспитанников;

- взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности кадет, интеграция общего и дополнительного образования;

- контроль и оценка образовательных достижений кадет;

- оценка эффективности деятельности училища с позиций требований ФГОС и создания условий для военно-профессиональной ориентации кадет.

Обозначенные задачи составляют основу для выбора единой научно-методической темы корпоративного обучения «Военно-профессиональная ориентация кадет в условиях интеграции урочной и внеурочной деятельности».

Разработка и реализация системы корпоративного обучения представляет собой многоступенчатый процесс, включающий подготовительный, основной и заключительный этапы и ориентирующийся на специфические стратегические цели образовательного учреждения, определенные Программой развития.

Подготовительный этап заключается в комплексной диагностике потребностей в обучении и характера требований к обучению, имеющихся в училище.

На данном этапе используются методы анкетирования и экспресс-опрос, позволяющие выявить основные затруднения, ожидания,

пожелания педагогического состава училища.

На подготовительном этапе в отборе содержания корпоративного обучения особое значение имеет единство аксиологической составляющей внешних и внутренних форм, которая заключается в ориентации на личность кадета как на ценностную доминанту; ориентации на учебный предмет как ценность; ценностную доминанту внешних показателей результативности образовательного процесса и собственной педагогической деятельности; ориентацию на мнение педагогического коллектива как ценность; ориентации на инновационные педагогические технологии и раннюю военно-профессиональную подготовку кадет; ценностном отношении к здоровому образу жизни.

Основной этап заключается в непосредственной организации корпоративного обучения с использованием внешних и внутренних ресурсов.

В качестве условных внутренних ресурсов училища выделяются деятельность предметно-методических кафедр преподавателей и методических объединений воспитателей, занятия методической школы для педагогов, функционирование методического кабинета. Условность внутренних ресурсов обоснована тем, что данные мероприятия проводятся на базе училища с привлечением в качестве экспертов, рецензентов и лекторов - представителей профессорско-преподавательского состава вузов, осуществляется сотрудничество с довузовскими образовательными учреждениями Министерства обороны Российской Федерации.

К внешним ресурсам системы корпоративного обучения относятся мероприятия, проводимые образовательными учреждениями Министерства обороны Российской Федерации под руководством Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации.

Ж |! 1Н1

Содержание мероприятий, которые явились составной частью корпоративного обучения педагогов, можно представить направлениями:

- подготовка обучающихся к поступлению в профильные образовательные учреждения;

- обеспечение интеллектуального, культурного, нравственного и физического развития обучающихся, активное приобщение к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям, получение ими среднего (полного) общего образования в соответствии с требованиями государственных стандартов;

- получение обучающимися начальных знаний и навыков военного дела, необходимых для выбора профессии, продолжения дальнейшего обучения в профильных образовательных учреждениях и замещения в них, как правило, должностей младших командиров курсантских подразделений;

- воспитание у обучающихся чувства патриотизма, готовности к защите Отечества.

В рамках корпоративного обучения и реализации мероприятий по подготовке к введению ФГОС педагоги училища привлекаются к очному, очно-заочному, дистанционному курсовому обучению, которое проходит на базе Оренбургского государственного университета, Оренбургского государственного педагогического университета, Регионального центра развития образования (г. Оренбург), Российского университета дружбы народов (г. Москва), Московского государственного психолого-педагогического института, Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования (г. Москва), Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург), Культурного центра им. Гете (г. Москва).

Тематика курсов отбирается с учетом как индивидуальных по-

ИЮЛЬ - АВГУСТ 2020 № 4 (25) $

требностей педагогов, так и проблем развития образовательного процесса училища, связанных с интеграцией урочной и внеурочной деятельности кадет.

Особенно велика эффективность командного курсового обучения, которое организуется по специально разработанной для училища программе на базе Оренбургского государственного университета, Оренбургского государственного педагогического университета.

В основу взаимодействия организаторов корпоративного обучения с педагогами училища положены такие методы педагогической поддержки профессионального развития, как супервизия, консультирование, модерирова-ние.

Обучение, прежде всего, носит проблемно-ориентированный характер с опорой на реальный опыт сотрудников. Особенностью занятий является то, что организаторы обучения формулируют цели при

участии слушателей, всегда обеспечивается обратная связь о достигнутом прогрессе по отношению к целям, поддерживается связь с методистами училища, организуется косвенное наставничество.

В ходе обучения исключены формальный контроль и оценка, создаются психологически комфортные условия для его участников. Основными формами взаимодействия участников обучения является индивидуальное консультирование в диалоговом режиме или по электронной переписке, консультирование в режиме группового обсуждения («дискуссионный клуб») в виде непосредственного общения, направленного на раскрытие потенциальных возможностей слушателя и его способностей.

Отдельно необходимо отметить стремительное развитие средств информатизации образования, информационных и коммуникационных технологий, что ведет к переосмыслению целей, содержания, форм и

методов формирования ИКТ-ком-петентности педагогов училища.

Система корпоративного обучения создает благоприятные предпосылки для широкого внедрения в практику Оренбургского президентского кадетского училища современных достижений в области информатики и ИКТ за счет регулярной информационной и учебно-методической поддержки педагогов.

Данная задача успешно решается в рамках системы обучающих занятий, которые направлены на:

- оказание помощи педагогам в выявлении профессиональных затруднений и определении проблем в области использования средств и методов информатики и ИКТ при обучении,воспитании, развитии кадет, в процессе непрерывного профессионального педагогического образования в целях собственного профессионально-личностного развития;

- систематическое диагностирование состояния ИКТ-ком-

Схема. Формы организации корпоративного обучения педагогов в училище

^ 41? 7 июль - АВГУСТ 2020 № 4 (25)

петентности педагогов, на их консультирование по вопросам применения средств и методов информатики и ИКТ в профессиональной деятельности, на экспертизу результатов и продуктов профессиональной деятельности, построенной на базе средств ИКТ.

Формирование ИКТ-компетен-ции педагогов училища в системе корпоративного обучения проводится в следующих направлениях:

- психологическом (мотивация сотрудников к непрерывному совершенствованию ИКТ-компетент-ности);

- педагогическом (организация самообразования, курсов повышения квалификации по ИКТ; выявление, обобщение и внедрение передового педагогического опыта по применению ИКТ в образовательной деятельности);

- методическом (обоснование задач, содержания и принципов обучения на основе ИКТ; обеспечение образовательного процесса необходимыми средствами обучения (программами, планами, учебниками и учебными пособиями, наглядными и мультимедийными средствами, компьютерными программами); обновление существующих и внедрение новых форм, методов, технологий обучения и воспитания, использование в учебном процессе новых информационных средств);

- информационно-технологическом (формирование и использование фонда мультимедийных программных средств обучения и воспитания; использование мультимедийных и интерактивных технических средств (мультимедийные проекторы, интерактивные доски и кабинеты); организация и поддержка образовательного процесса с использованием автоматизированных систем управления и оценки качества образования; использование возможностей компьютерных сетей в учебном процессе).

Заключительный этап системы корпоративного обучения представ-

лен анализом соответствия достигнутых результатов поставленным задачам, саморефлексией педагогов, рекомендациями отдельным педагогам. На данном этапе осуществляются обобщение и систематизация эффективного опыта работы сотрудников, который выявляется в процессе саморефлексии профессиональной деятельности.

Заключительный этап реализуется через формы:

- ежегодная итоговая научно-методическая конференция педагогов училища с выпуском сборника материалов;

- конкурс-презентация педагогического мастерства педагогов;

- обобщение и представление педагогами результатов самообразовательной деятельности (выпуск внешне рецензируемых методических рекомендаций, разработок, пособий; публикации и выступления на научно-практических конференциях международного, всероссийского, регионального уровней).

Поддержка мотивации сотрудников на непрерывное профессионально-личностное развитие осуществляется в процессе составления портфолио профессиональных достижений педагогов с последующей аттестацией на соответствие занимаемой должности или требованиям первой/высшей квалификационной категории. Необходимо отметить, что работа над составлением портфолио педагога сопровождалась анализом результатов и осознанием недостаточности достигнутых результатов и желанием их улучшить. Портфо-лио позволяет систематизировать результаты методической работы, провести анализ, обобщение, рефлексию собственного опыта, спроектировать «горизонтальный» карьерный рост сотрудника, выстроить перспективы профессионального развития через получение дополнительного образовательного уровня. В свою очередь руководство училища на основе портфолио педагога имеет возможность изучить динамику профессионального

развития преподавателей и воспитателей и спроектировать дальнейшие программы корпоративного обучения.

Личная ответственность сотрудников за результаты своего труда актуализируется при анализе на педагогических советах качества образования училища. Анализ проводится на основе разработанных в училище критериев эффективности профессиональной деятельности педагогов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результативность выстроенной системы корпоративного обучения подтверждается квалификацией сотрудников училища.

На данный период Оренбургское президентское кадетское училище укомплектовано кадрами:

- высшая квалификационная категория - 74 человека (32%);

- первая квалификационная категория - 65 человек (29%);

- без квалификационной категории (прошли аттестацию на соответствие занимаемой должности) - 92 человека (39%).

Ученые степени и квалификации:

1 - доктор наук, профессор,

26 - кандидатов наук,

2 - имеют ученое звание «доцент»,

28 - имеют академическую степень «магистр».

Таким образом, корпоративное обучение сотрудников выстраивается как комплекс теоретических и практических мероприятий, базирующийся на достижениях науки, передового педагогического опыта довузовских образовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации и направлено на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого работника; является условием устойчивого инновационного развития Оренбургского президентского кадетского училища.

Формы организации корпоративного обучения педагогов училища отображены на схеме (см.схему). ~

ИЮЛЬ - АВГУСТ 2020 № 4 (25) $

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.