Научная статья на тему 'АДАПТАЦИЯ В СОЦИУМЕ АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ КАДЕТ НОВОГО НАБОРА В КРОНШТАДТСКОМ МОРСКОМ КАДЕТСКОМ ВОЕННОМ КОРПУСЕ'

АДАПТАЦИЯ В СОЦИУМЕ АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ КАДЕТ НОВОГО НАБОРА В КРОНШТАДТСКОМ МОРСКОМ КАДЕТСКОМ ВОЕННОМ КОРПУСЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД / SOCIAL ADAPTATION / PEDAGOGICAL SUPPORT / DIFFERENTIATED APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морозова Елена Юрьевна, Панина Наталья Михайловна

В статье рассматриваются проблемы социальной адаптации кадет нового набора к условиям жизнедеятельности в закрытом учебном заведении Министерства обороны. Представлен комплекс мероприятий педагогического и психологического сопровождения воспитанников, с целью выработки рекомендаций всем участникам педагогического процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADAPTATION IN SOCIETY ACTUAL PROBLEMS OF SOCIAL ADAPTATION CADET OF THE NEW SET IN THE KRONSTADT NAVAL CADET MILITARY CORPS

The article deals with the problems of social adaptation of cadets of the new set to the conditions of life in a closed educational institution of the Ministry of defense. The complex of measures of pedagogical and psychological support of pupils for the purpose of development of recommendations to all participants of pedagogical process is presented.

Текст научной работы на тему «АДАПТАЦИЯ В СОЦИУМЕ АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ КАДЕТ НОВОГО НАБОРА В КРОНШТАДТСКОМ МОРСКОМ КАДЕТСКОМ ВОЕННОМ КОРПУСЕ»

НАУКА И МЕТОДИКА

E.U. MOROZOVA, N.M. PANINA

АДАПТАЦИЯ В СОЦИУМЕ

ADAPTATION IN SOCIETY

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ КАДЕТ НОВОГО НАБОРА В КРОНШТАДТСКОМ МОРСКОМ КАДЕТСКОМ ВОЕННОМ КОРПУСЕ

ACTUAL PROBLEMS OF SOCIAL ADAPTATION CADET OF THE NEW SET IN THE KRONSTADT NAVAL CADET MILITARY CORPS

Сведения об авторах: Морозова Елена Юрьевна - педагог-психолог учебного отдела Кронштадтского морского кадетского военного корпуса МО РФ, высшая квалификационная категория (г. Кронштадт. E-mail: vjhjpjdf_78@mail.ru);

Панина Наталья Михайловна - педагог-психолог учебного отдела Кронштадтского морского кадетского военного корпуса МО РФ, высшая квалификационная категория (г. Кронштадт. E-mail: kitina84@ mail.ru ).

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы социальной адаптации кадет нового набора к условиям жизнедеятельности в закрытом учебном заведении Министерства обороны РФ. Представлен комплекс мероприятий педагогического и психологического сопровождения воспитанников с целью выработки рекомендаций всем участникам педагогического процесса.

Ключевые слова: социальная адаптация, педагогическое сопровождение, дифференцированный подход.

¿4 Ц-Ц * А 1 т Ж i и- 1 1 t 1 tí

III ■i 'if

Е.Ю. МОРОЗОВА, Н.М. ПАНИНА

- - „ —.„,.- Information about the authors: Elena Morozova - teacher-psychologist

of the training Department of the Kronstadt cadet naval school of the defense Ministry of Defense, highest qualification category (Kronstadt. E-mail: vjhjpjdf_78@mail.ru);

Natalia Panina - teacher-psychologist of the training Department of the Kronstadt cadet naval school of the Ministry of Defense, highest qualification category (Kronstadt. E-mail: kitina84@ mail.ru ).

Summary. The article deals with the problems of social adaptation of cadets of the new set to the conditions of life in a closed educational institution of the Ministry of defense. The complex of measures of pedagogical and psychological support of pupils for the purpose of development of recommendations to all participants of pedagogical process is presented.

Keywords: social adaptation, pedagogical support, differentiated approach.

Социализация ребенка, включение его в систему социальных отношений начинаются с самого его рождения. Семья, ее окружение, сеть дошкольных учреждений, начальное обучение в школе - это те социальные институты, в которых ребенок приобретает свой первый жизненный опыт взаимодействия

с окружающим миром, окружающим его обществом.

Учеба в кадетском корпусе - это новый этап социализации ребенка, в который он вступает со своей сложившейся системой взаимоотношений с окружением, жизненных стереотипов, установок, ценностных ориентаций.

Новые условия требуют изменения динамического стереотипа мышления и поведения подростков. И чем быстрее подросток включится в разнообразные ситуации нового окружения, преобразует, переосмыслит для себя действительность, переживет для себя свои личностные конфликты,

НАУКА И МЕТОДИКА

будет готов к преодолению преград, тем быстрее и безболезненней пройдет процесс социальной адаптации.

Понимая это, педагогический коллектив корпуса планирует и организует работу по педагогическому сопровождению социальной адаптации кадет нового набора с первых дней их пребывания в корпусе в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса (воспитателей, педагогов, психологов, педагогов-организаторов и т.д.).

Цель педагогического сопровождения - обеспечение в максимально краткие сроки эффективного взаимодействия обучающихся с новой социальной средой.

В основу плановой и целенаправленной деятельности всех участников педагогического процесса КМКВК ложатся главные критерии социальной адаптации: осознанное принятие и выполнение воспитанниками норм коллективной жизни в условиях строгой регламентации жизни и деятельности закрытого учебного заведения; обеспечение баланса: личностного (индивидуального) и группового (социального); самоконтроль поведения и противодействие негативным влияниям; адекватное отношение к педагогическим воздействиям всех участников педагогического процесса; активное участие в жизни коллектива; удовлетворенность своим социальным статусом и отношениями в учебных коллективах, сформировавшееся отношение к сбережению своего здоровья, как к ценности.

Особое внимание уделяется организации педагогического сопровождения социальной адаптации кадет нового набора на начальной стадии обучения в корпусе. Как показывает многолетний опыт, в этот период, который может длиться от нескольких месяцев до полугода, процесс адаптации проходит наиболее болезненно. Именно в период адаптации ежегодно мы наблюдаем наибольший

всплеск отчисленческих настроений кадет нового набора, для которых повышенные требования к жизнедеятельности в корпусе становятся слишком сложным испытанием.

Алгоритм педагогического сопровождения нового набора в корпусе представляет собой комплекс мероприятий, способствующий более полному изучению индивидуальных социально-психологических особенностей обучающихся в возрасте 10-12 лет, выработке конкретных рекомендаций всем участникам педагогического процесса по обеспечению дифференцированного подхода в организации учебно-воспитательного процесса.

Комплекс мероприятий педагогического сопровождения социальной адаптации спланирован на весь учебный год и включает в себя:

- проведение всестороннего изучения личности воспитанника, выявление кадет с прогнозируемыми затруднениями в социальной адаптации и учебе, формирование группы динамического наблюдения;

- подготовку и проведение педагогического совещания в учебных подразделениях нового набора по итогам всестороннего изучения кадет нового набора, выработку рекомендаций для всех участников педагогического процесса;

- планирование и организацию мероприятий учебно-воспитательного процесса по обеспечению дифференцированного подхода в образовательном процессе;

- подготовку и проведение психолого-педагогического консилиума (промежуточный контроль) в конце первой четверти с целью анализа хода адаптации нового набора, коррекции на его основе проводимых мероприятий;

- подготовку и проведение педагогического совещания в конце третьей четверти по оценке адапти-рованности кадет.

В ходе проведения мероприятий учебно-воспитательного процесса

л^гшМшп^М

проводится ежемесячный мониторинг личностного роста воспитанников.

С первых дней обучения в корпусе воспитанники находятся под пристальным вниманием педагогов, воспитателей, психологов, сотрудников медицинского персонала. Для предотвращения дезадаптации и организации профилактики администрацией корпуса в максимально сжатые сроки организуется всестороннее изучение нового набора. К этой работе привлекаются все без исключения участники педагогического процесса.

В ходе социально-психологического изучения используются:

- данные предварительного изучения подростков, изъявивших желание поступать в КМКВК (изучение личных дел, беседы с подростками, их родителями/ их законными представителями);

- материалы сдачи вступительных испытаний по итогам работы приемной комиссии.

Педагогами-психологами корпуса проводится углубленное социально-психологическое обследование, психологическое и психофизиологическое обследование воспитанников нового набора с целью оценки их адаптационных способностей. С этой же целью методами наблюдения и опроса организован сбор информации от педагогов и воспитателей об особенностях общения и поведения воспитанников на учебных занятиях, мероприятиях внеклассной работы и в ходе неформального общения в свободное время. Проводится диспансеризация воспитанников.

Углубленная диагностика позволяет более объективно оценить индивидуально-психологические особенности кадет, их мотивацию, интеллектуальные и коммуникативные способности, состояние здоровья.

Анализ результатов всестороннего изучения кадет позволяет вскрыть ряд проблем, оказываю-

с*

) ^ г'

щих негативное влияние на процесс социальной адаптации нового набора. Кадеты связывают свои трудности в адаптации к условиям кадетского корпуса: с отрывом от дома; нехваткой свободного времени; сменой привычной обстановки; невозможностью заниматься любимым делом.

Также кадеты нового набора характеризуются низким уровнем общительности, склонностью к уединенной деятельности, повышенной эмоциональностью, что при отсутствии определенных навыков может служить причиной возникновения конфликтных ситуаций в общении с учащимися, педагогами, воспитателями.

Объектом особого внимания педагогического коллектива являются дети из неполных семей (7,5 %), дети-сироты и опекаемые (2,5%), дети из многодетных семей (18,75%).

В целях реализации дифференцированного подхода в организации учебного процесса преподавателями корпуса широко применяются технологии уровневой дифференциации, игрового обучения, на основе результатов всестороннего обследования воспитанников. Разработан соответствующий дидактический материал.

Преподаватели организуют и контролируют в ходе занятий распределение воспитанников

по учебным местам в зависимости от индивидуальных особенностей восприятия учебного материала, личностных качеств, психофизиологических особенностей и состояния здоровья. Организуют дополнительные занятия и индивидуальные консультации с кадетами с прогнозируемыми затруднениями в социальной и учебной адаптации. Широко используется практика индивидуальных домашних заданий.

В ходе учебного процесса преподавателями корпуса активно применяется чередование видов деятельности, игры с активным физическим компонентом в рамках здоровьесберегающих технологий, обучение в сотрудничестве, установки на успех. Во внеурочное время ежегодно практикуется проведение познавательных игр для учащихся 5-6 классов под общей тематикой «Наш дом -Земля».

Мероприятия психолого-педагогического сопровождения на этапе адаптации проводятся в виде групповых тренингов, развивающих и психокоррекционных занятий, в которых на начальном этапе адаптации принимают участие все без исключения воспитанники. С кадетами, отнесенными к группе динамического наблюдения, проводятся занятия по отдельной программе индивидуально либо

НАУКА И МЕТОДИКА

в составе микрогрупп, зарекомендовавшие себя как наиболее эффективные формы работы с этой категорией кадет.

Содержательно и интересно проходят занятия по арт-терапии, конкурсы рисунков на асфальте «Я вижу мир» с привлечением учителей изобразительного искусства. Результативно, в игровой форме проходят занятия по формированию у кадет навыков общения, сплочению кадетских коллективов под общей тематикой «Я в этом мире». Совместно с отделом воспитательной работы спланированы и проведены тематические вечера в ротных расположениях «Представляюсь коллективу», в ходе которых кадеты нового набора у карты Российской Федерации рассказывают о своей «малой Родине».

В течение года педагоги-психологи, используя методы экспресс-диагностики, анализируют динамику развития интеллектуально-познавательной сферы личностных, эмоционально-волевых и коммуникативных качеств кадет нового набора. Проводят социометрические исследования в учебных коллективах. Совместно с воспитателями организуют изучение морально-психологического климата в учебных подразделениях. Поддерживается тесная связь с медицинским персоналом с целью учета характера и частоты заболевания кадет.

Данные мониторинга используются при подготовке мероприятий промежуточного контроля хода социальной адаптации нового набора и оценки степени адаптированно-сти кадет. С целью повышения эффективности социально-педагогического сопровождения педагоги-психологи учебного отдела приказом начальника корпуса закреплены за каждой из учебных рот.

Реализуя дифференцированный подход в организации воспитательной работы с кадетами нового набора, спланированы и

НАУКА И МЕТОДИКА

проводятся мероприятия, главной целью которых является активное вовлечение их в общественную жизнь коллектива корпуса, использование их творческого потенциала через совместную деятельность.

В рамках внеклассной работы воспитанники активно вовлекаются педагогами-организаторами в работу многочисленных кружков. В настоящее время ими охвачено 100% кадет нового набора. Проводятся индивидуальные беседы, викторины, классные часы, экскурсии по историческим местам Кронштадта, Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Тесно взаимодействуя со всеми участниками педагогического процесса, воспитатели учебных подразделений регулярно посещают учебные занятия, оказывают помощь кадетам в подготовке домашних заданий на самоподготовке.

В кадетском корпусе успешно внедрена организация шефства старших кадетов над младшими. В настоящее время разрабатывается и планируется внедрение в практическую деятельность системы кадетского самоуправления, используя опыт работы Советов кадетской чести с привлечением

учащихся всех возрастов, в том числе и самых младших.

Одной из главных задач, стоящих перед всеми участниками педагогического процесса, является воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости. Особенно остро эта задача стоит в первые месяцы учебного года. Именно в это время закладывается основа взаимоотношений в коллективе.

В этом году в Кронштадтский морской кадетский военный корпус принято 80 кадет из 7 регионов Российской Федерации, из них 97% русских и 3% других национальностей.

Отделом воспитательной работы корпуса разработаны рекомендации для педагогов и воспитателей по организации работы с кадетами, прибывшими из различных регионов, в которых отражены не только формы работы, но и содержатся характеристики регионов, из которых прибыли кадеты нового набора, особенности их культуры и традиций.

В целях дальнейшего повышения эффективности мероприятий социально-психологического обеспечения образовательного процесса и оперативной координации деятельности всех участников пе-

дагогического процесса приказом начальника корпуса сформирована нештатная социально-психологическая служба, в состав которой включены педагоги-психологи учебного отдела, методист по социальной работе отдела воспитательной работы и начальник медицинского пункта КМКВК.

Перед специалистами службы поставлены следующие основные задачи:

• планирование и осуществление деятельности, направленной на сохранение психического, соматического и социального благополучия кадет в процессе воспитания и обучения в тесном взаимодействии со всеми участниками педагогического процесса;

• планирование, разработка и внедрение в практическую деятельность развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей кадет;

• изучение причин отчисляемо-сти и отчисленческих настроений воспитанников;

• анализ эффективности проводимых мероприятий по педагогическому сопровождению социальной адаптации воспитанников корпуса и разработка предложений по их совершенствованию;

• содействие распространению и внедрению в практику кадетского корпуса достижений в области отечественной и зарубежной социальной и педагогической психологии.

Анализируя вышеперечисленное, можно сделать вывод о том, что комплекс проводимых мероприятий по педагогическому сопровождению социальной адаптации кадет нового набора в Кронштадтском морском кадетском военном корпусе позволяет решать поставленные задачи, а педагогическое сопровождение социальной адаптации кадет эффективно только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.