Научная статья на тему 'ЗВАНИЕ "КРОНШТАДТЦЫ" ОБЯЗЫВАЕТ КО МНОГОМУ'

ЗВАНИЕ "КРОНШТАДТЦЫ" ОБЯЗЫВАЕТ КО МНОГОМУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
118
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЗВАНИЕ "КРОНШТАДТЦЫ" ОБЯЗЫВАЕТ КО МНОГОМУ»

ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА ч

ЗВАНИЕ « КРО Н ШТАДТЦЫ » ОБЯЗЫВАЕТ КО МНОГОМУ

r-HTi !

1 »г ! 1 ■ 1 1 1 1 1

l'liJ^ jJJJj-L !tJ

На вопросы корреспондентов нашего журнала отвечает начальник Кронштадтского морского кадетского военного корпуса, кандидат педагогических наук, Почетный работник общего образования Российской Федерации, кавалер ордена Почета, медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени и медали «За трудовую доблесть» капитан первого ранга запаса Н.В. ДОВБЕШКО.

ДОВБЕШКО Николай Васильевич

родился 23 октября 1957 года в селе Рябцево Стародубского района Брянской области.

В 1974 году поступил в педагогическое училище. После окончания училища по специальности «Физическая культура» ему была присвоена квалификация учителя физвос-питания общеобразовательных школ.

В 1976 году был призван на срочную службу.

В 1978 году поступил в Киевское высшее военно-морское политическое училище. Проходил военную службу на Краснознаменном Северном флоте на надводных кораблях и подводных лодках на должностях, связанных с воспитанием и обучением личного состава.

В 1991 году закончил Военно-политическую академию им. В.И.Ленина. Одновременно обучение в Центре правовой переподготовки, с присвоением квалификации политолог (правовед) — специалист в области государственного управления.

В 2002 году был назначен заместителем начальника Нахимовского военно-морского училища по учебной работе — начальником учебного отдела.

С 2006 года — начальник Кронштадтского морского кадетского военного корпуса.

В 2007 году закончил аспирантуру по программе «военная педагогика и военная психология» Военно-морского института радиоэлектроники имени A.C. Попова.

В 2010 году закончил Северо-Западную академию государственной службы по специальности «Государственное и муниципальное управление».

— Николай Васильевич, как создавался Кронштадтский морской кадетский военный корпус и чем он отличается от остальных довузовских образовательных учреждений Министерства обороны?

— Кронштадтский морской кадетский военный корпус создан 22 ноября 1995 года. Идея зрела давно, но только 25 апреля 1995 года тогдашний мэр Санкт-Петербурга Анатолий Собчак издал распоряжение «О создании Первого морского кадетского корпуса в Кронштадте». В реализации идеи самое активное участие помимо Собчака принимали вице-мэр Санкт-Петербурга Владимир Владимирович Путин, от Военно-Морского Флота — первый заместитель Главнокомандующего ВМФ адмирал Игорь Владимирович Касатонов.

Выбор места для корпуса, конечно же, не был случайным. Кронштадт — колыбель российского флота, город с замечательными

воинскими традициями. 22 ноября 1995 года первый заместитель Главнокомандующего ВМФ адмирал Игорь Владимирович Касатонов вручил новому учебному заведению Боевое Знамя. Первые 75 воспитанников приступили к занятиям. Кстати, до сих пор адмирал Касатонов «шефствует» над нашим корпусом, оказывает помощь в решении проблемных вопросов, за что ему большое спасибо!

Сложная финансово-экономическая обстановка в стране тогда определила единственно целесообразный путь формирования кадетского корпуса — взаимное сотрудничество и объединение возможностей двух соучредителей на основе Договора между Правительством Санкт-Петербурга и Военно-Морским Флотом. Это сотрудничество было успешным.

А вскоре распоряжением Президента Российской Федерации от 19 февраля 1996 года Первый морской кадетский корпус был преобразован в Кронштадтский морской кадетский корпус и приобрел статус военно-морского учебного заведения. Этим постановлением был установлен семилетний срок обучения детей — с 10 до 17 лет по типу старых кадетских корпусов императорской России.

С1 апреля 2013 года кадетский корпус был подчинен Главнокомандующему Военно-Морским Флотом. С 2015 года корпус был переименован в «Кронштадтский морской кадетский военный корпус Министерства обороны Российской Федерации».

За эти годы произведено 19 выпусков. Кадетский корпус окончили 1~<382 выпускника, в том числе 23 — с золотой медалью и 16 — с серебряной. Большинство из выпускников закончили высшие военные учебные заведения и достойно несут службу на кораблях и в частях Военно-Морского Флота, силовых министерствах и ведомствах.

— Авторитет учебного заведения, его продуктивность и в конце концов привлекательность зависят во многом от преподавателей. Что скажете о вашем педагогическом коллективе?

— В корпусе работает дружный высокопрофессиональный педагогический коллектив. Более 70% педагогов корпуса — специалисты высшей и первой категорий, в том числе Заслуженный учитель России — 3; Почетный работник образования Российской Федерации — 7, кандидаты наук — 5. Воспитатели кадетского корпуса имеют опыт службы на кораблях и подводных лодках Военно-Морского Флота России, награждены орденами и медалями.

Создаются условия для непрерывного повышения квалификации работников, все педагоги прошли курсы повышения квалификации по внедрению в образовательный процесс ФГОС второго поколения.

Педагоги корпуса — активные, творчески работающие люди, которые не только неустанно ищут и находят новые формы, методы и приемы для своей деятельности, но и активно распространяют накопленный опыт. Ежегодно преподаватели принимают участие в мероприятиях различного уровня, конкурсах профессионального мастерства, таких, как конкурс педагогических достижений «Педагог года» среди довузовских образовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации, конкурс педагогического мастерства Кронштадтского района Санкт-Петербурга. В этом учебном году победителями регионального этапа конкурса стали

преподаватель информатики Тимофеева Анна Анатольевна, в минувшем учебном году — преподаватель физики Пайма Ксения Игоревна (номинация «Педагогические надежды»), преподаватель иностранного языка Мирошниченко Дарьяна Владимирова (номинация «Учитель года»).

Благодаря помощи и поддержке профессора кафедры педагогики и андрагогики Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, доктора педагогических наук Ольги Борисовны Даутовой в нашем корпусе второй год ведется работа по изучению процесса формирования российской идентичности кадет, накоплен определенный опыт, которым наши педагоги поделились с работниками довузовских образовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации в феврале 2019 года на конференции для заведующих учебными отделами, методистов, преподавателей: «Формирование российской идентичности кадета как необходимого качества будущего офицера».

Преподаватели Военно-морского политехнического института Пав-лык Александр Владимирович, кандидат физико-математических наук, Леонова Ольга Оттовна, кандидат технических наук, Щербакова Ирина Витальевна, кандидат математических наук приняли активное участие в практико-ори-ентированном семинаре педагогов довузовских образовательных организаций «Реализация военной составляющей при преподавании дисциплин естественно-математического цикла», проводимого в апреле 2019 года.

Педагоги психолого-педагогической службы корпуса под руководством кандидата психологических наук Шкатулы Вячеслава Николаевича разрабатывают проблему обучения одаренных детей.

— Морская подготовка очень важна для будущих покорителей океанских просторов. Как она ор-

ганизована в Кронштадтском морском кадетском военном корпусе?

— Наш кадетский военный корпус является первой ступенькой в единой системе подготовки офицерских кадров для Военно-Морского Флота. Во время обучения в корпусе кадеты знакомятся с основными военно-морскими специальностями, развивают необходимые для будущего офицера качества, получают первичные навыки военно-морской подготовки.

Военно-морские дисциплины изучаются в ходе основного образования (модуль «Основы военно-морской подготовки» в учебной дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности»), во внеурочной деятельности и дополнительном образовании. Практические навыки управления маломерным судном кадеты старших классов получают на тренажере «Шторм». В ходе учебных занятий преподаватели решают задачи и приводят примеры по военно-морской тематике.

В апреле 2019 года на базе корпуса был проведен практико-ориентированный семинар для методистов, преподавателей математики, физики, химии, биологии, информатики и ИКТ довузовских образовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации «Реализация военной составляющей при преподавании дисциплин естественно-математического цикла».

В корпусе создана стройная система морской практики. Как я уже говорил, пятиклассники отрабатывают первичные навыки морской подготовки на яхтенной практике. Кадеты 6—8-х классов проходят шлюпочную практику на базе Кронштадтского учебного центра. В том числе кадеты совершают шлюпочный поход по кронштадтским фортам, осматривают эти уникальные сооружения, им рассказывают об истории их создания, о роли в защите Петербурга от неприятеля. При этом мальчишки и на веслах вдоволь поработают,

и парус опробуют, и много всего интересного увидят и услышат.

Кадеты 9-х классов после сдачи ОГЭ проходят катерную практику на катерах Ленинградской военно-морской базы и войсковой части № 45707, знакомятся с техникой и оборудованием МЧС Кронштадтского района. Десятиклассники ежегодно участвуют в дальних морских походах на учебных кораблях. Так что после окончания корпуса наши кадеты имеют и крепкие начальные знания военно-морского дела, и практические навыки морской службы, и хлебнули морской службы на кораблях в дальнем походе.

— Как организована работа с шефствующими войсковыми частями и военно-учебными заведениями?

— С 2017 года по требованию Министра обороны Российской Федерации генерала армии С. К. Шойгу сотрудничество между довузовскими образовательными учреждениями и высшими учебными заведениями, научно-исследовательскими институтами, войсковыми частями перешло на новый, более высокий уровень. Это было вызвано необходимостью более эффективного участия воспитанников в Фестивале инновационных идей «Старт в науку», созданием в довузовских учреждениях МО РФ научных классов, проведением международных кадетских игр.

Наш корпус связывают давние добрые отношения с Военно-морским политехническим институ-

том. Каждый год разрабатывался и реализовывался план совместной работы с ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия». Выпускники корпуса посещали Дни открытых дверей высших военно-учебных учреждений Санкт-Петербурга, встречались с представителями вузов, которые рассказывали о военных специальностях, правилах приема и обучения в вузах. В рамках дополнительного образования кадеты 9—10-х классов знакомились с устройством и организацией боевой подготовки на кораблях Ленинградской военно-морской базы, отрабатывали борьбу за живучесть корабля и посадку на плоты на УТС.

Мы договорились о совместной работе с Научно-исследовательским институтом (оперативно-стратегических исследований строительства ВМФ).

Корпус связывают многолетние дружеские отношения с Санкт-Петербургским морским бюро машиностроения «Малахит» имени академика H.H. Исанина. Скоро пятнадцать лет как руководство и коллектив этого прославленного предприятия шефствуют над нашим учебным заведением. Руководство бюро учредило именные стипендии, которые по представлению педагогического совета корпуса по итогам учебного полугодия выплачиваются отличникам учебы. Ныне стипендиат, номинированный на стипендию от СПМБМ «Малахит», получает в течение полугодия ежемесячные выпла-

I : * i * I 'J :

и I ■ 1 1 1 1 |

1

ты в сумме трех тысяч рублей, что для кадета является престижным поощрением.

При участии СПМБМ «Малахит» в музее Кронштадтского морского кадетского военного корпуса создана экспозиция, рассказывающая о конструкторах морского бюро машиностроения и их вкладе в развитие отечественного морского подводного кораблестроения. Кадеты — частые гости в СПМБМ «Малахит» в качестве посетителей музея предприятия, участников совместных мероприятий, торжеств и концертов, проводимых на предприятии в честь знаменательных событий.

В числе наших шефов хочется назвать и Яхт-клуб Санкт-Петербурга. На базе Яхт-клуба ежегодно кадеты 5-х классов проходят яхтенную практику, основной задачей которой является обучение кадет основам управления парусной яхтой, взаимодействия в парусной команде, действиям экипажа парусного корабля. По результатам прохождения яхтенной практики каждый пятиклассник получает сертификат о прохождении начальной морской подготовки и посвящается в моряки.

Большую помощь в проведении катерной и шлюпочной практики оказывают нам офицеры и моряки войсковой части № 45707 (Петро-дворец).

— В настоящее время происходит активное внедрение цифровых технологий во все сферы жизнедеятельности общества, в том числе и в военном деле. В этих условиях система образования должна эффективно реагировать на изменяющиеся условия и готовить кадры с соответствующими компетенциями...

— Я понимаю. С каждым годом все больше наших мальчишек хотят заниматься робототехникой, программированием, ЗБ-мо-делированием. Именно поэтому с 2017 года в корпусе реализуется образовательный проект «Центр информационных инженерных образовательных технологий», ос-

* |1| гЩу^ТГ

новнои целью которого является построение современной адаптивной системы инженерно-технической подготовки кадет.

Учитывая морскую направленность подготовки кадет, мы планируем развивать такие направления, как инновационное судомоделиро-вание, подводная и морская робототехника, баллистика и навигация, создание и управление беспилотными аппаратами в различных сферах и их использование в интересах Военно-Морского Флота, безопасность компьютерных сетей.

Первые кадетские работы в рамках деятельности Центра были представлены на Международных военно-технических форумах «Армия-2017», «Армия-2018», молодежной научно-практической конференции «Юный робототехник», Международном фестивале инновационных научных идей «Старт в науку».

Надеюсь, что развитие в корпусе инновационно-инженерного направления позволит нам повысить заинтересованность кадет, возможность их поступления в высшие военно-морские учебные заведения.

— Что, кроме общеобразовательных предметов, может предложить корпус своим воспитанникам?

— В соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» в корпусе организована внеурочная деятельность. Мы изучили интересы детей и разработали программы обучения, которые отвечают их потребностям. Большой интерес у кадет вызывают занятия по военной истории в искусстве, военно-морской подготовке, занимательной биологии и математике, в шахматной школе.

Более тридцати исследовательских объединений, кружков, спортивных секций и клубов по интересам создано в рамках дополнительного образования. Кадеты занимаются робототехникой, созданием квадрокоптеров, ЗБ-моде-лированием. В корпусе работает фото-видеостудия, кружок журна-

листики. Кадеты под руководством педагогов дополнительного образования выпускают видеогазеты, журнал «Кадет Кронштадта», газету «Морское братство». Любители шахмат занимаются в клубе «Морской гамбит».

Ансамбль танца и ансамбль барабанщиков корпуса являются участниками концертов и художественных конкурсов Кронштадта и Санкт-Петербурга. Созданы спортивные секции по различным видам спорта, в том числе и военно-прикладным (гребно-парусное многоборье, пулевая стрельба, автодело, управление маломерными судами).

Для любителей художественного творчества в корпусе создан информационно-образовательный центр «Русский музей: виртуальный филиал». Это масштабный международный проект Русского музея, воплощающий идею доступности крупнейшего собрания национального русского искусства.

Таким образом мы создали возможности каждому кадету найти занятие по душе, реализовать свои интересы в различных областях знаний и деятельности.

— Какое место занимает в корпусе военно-патриотическое воспитание кадет?

— Миссия корпуса состоит в том, чтобы, поддерживая лучшие традиции образования, сложившиеся в отечественной школе и системе кадетских корпусов, подготовить образованных, всесторонне развитых и патриотически настроенных граждан, готовых к службе Отечеству на военном и гражданском поприще.

В решении этого вопроса большую роль играют воинские традиции и ритуалы. Кадеты корпуса постоянно встречаются с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками блокадного Ленинграда, участниками боевых действий послевоенной поры. Юные кадеты корпуса являются постоянными участниками торжественных мероприятий в Санкт-Петербурге и Кронштадте.

Большую воспитательную роль играют ритуалы принятия торжественного обещания кадетами, поступившими в корпус, посвящения в моряки, празднования Дней воинской славы, выпуска из корпуса.

Особенно хочу отметить участие кадет корпуса в парадах. В этом отношении 2019 год стал особенным. 27 января 2019 года парадный расчет принял участие в параде, посвященном 75-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады; 9 мая 2019 года лучшие кадеты приняли участие в Параде Победы на Красной площади, полурота барабанщиков корпуса открыла Парад Победы на Дворцовой площади Санкт-Петербурга, а наши выпускники прошли в парадном строю на Якорной площади в Кронштадте. 28 июля 2019 года рота наших десятиклассников участвовала в Главном военно-морском параде.

Александр ДРОБЫШЕВСКИЙ, Анатолий СТАСОВСКИЙ

Фото из архива КМКВК

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.