Научная статья на тему 'Педагогическая династия рода Римских-Корсаковых'

Педагогическая династия рода Римских-Корсаковых Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
446
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОФИЦЕРСКАЯ ДИНАСТИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИНАСТИЯ / СЛУЖЕНИЕ ОТЕЧЕСТВУ / ВОЕННО-МОРСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PEDAGOGIC ACTIVITY / OFFICER DYNASTY / PEDAGOGIC DYNASTY / SERVICE TO THE FATHERLAND / NAVAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Евсеенко Татьяна Валерьевна

В статье показано, как внутри офицерской династии рода Римских-Корсаковых формировалась и развивалась педагогическая династия. Римские-Корсаковы способствовали внедрению прогрессивных педагогических идей в военно-морское образование России. Морской офицер Н.А. Римский-Корсаков из прославленного рода также проявляет себя талантливым педагогом, однако направление его деятельности связано с музыкальным образованием. Значимость историко-педагогического исследования наследия рода Римских-Корсаковых обусловлена необходимостью воспитания офицерского корпуса в современных условиях на достойных примерах и фактах проявления любви и заботы к своему Отечеству

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogic dynasty of the Rimsky-Korsakov kin

The article shows how the pedagogic dynasty was formed and developed within the officer dynasty of Rimsky-Korsakov kin. The Rimsky-Korsakov's helped to introduce progressive pedagogic ideas in naval education of Russia. Naval Officer N.A. Rimsky-Korsakov was from the famous kin and he also showed himself as talented teacher, but the direction of his activity was connected with musical education. The importance of historical and pedagogical research of the heritage of Rimsky-Korsakov's kin was due to the need of educating of the officer corps after worthy examples and facts of love and concern for the Fatherland in modern conditions.

Текст научной работы на тему «Педагогическая династия рода Римских-Корсаковых»

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (56) 2012

Динамический этап. Предусматривает проведение мониторинга психологических характеристик обучающихся в составе интернациональной группы в процессе их ККА и, в случае необходимости, принятия решения о корректировке (изменении структуры) состава учебной группы. Такая корректировка необходима в случаях этнофункционального рассогласования элементов психики обучающихся. Анализируя проблему ККА можно выделить ее стадии. Ассимиляция (полная или почти полная утеря исходного состояния и такое же полное освоение нового состояния). Аккультурация (приобретение основных черт нового состояния при сохранении основных черт исконного), консолидация (сложение нового, более крупного единства на основе более мелких общностей) и сближение (любое взаимопроникновение культурных черт различных культур при сохранении ими основных черт национальной специфики обучающихся).

Обучающихся в процессе ККА сопровождают эмоциональные переживания. С одной стороны

— позитивные (удовольствие, радость, торжество и т.п.). С другой — негативные (отвращение, страх, ярость и т.п.). В общем виде ККА предполагает овладение богатствами ещё одной культуры без ущерба для ценностей собственной.

Рассмотренная методика показывает, что успешность обучения ИС в составе интернациональных групп определяется степенью их ККА, которая, в свою очередь, характеризуется объективными и субъективными критериями, а также фактором межличностного общения, способностью адаптации к интернациональному составу объединённой учебной группы.

Несоблюдение изложенных подходов при формировании интернациональных учебных групп может снизить эффективность учебного процесса и в предельном случае даже привести к необходимости пересмотра структуры и состава интернациональной учебной группы.

Список литературы

1. Triandis, H. C. Culture and Social Behavior. 1994, New York etd. McGrew — 374p.

2. Кросс-культурная психология. Исследования и применение / пер. с англ. — Харьков: Гуманитарный центр, 2007. — 560с.

3. Шварц, Ш. Г. Культурные ценностные ориентации: природа и следствия национальных различий / / Психология. — 2008. — Т. 5. — № 2. — С. 37—67.

4. Почебуш, Л. Г., Мейжис, И. Л. Социальная психология. — СПб.: Питер, 2010. — 672 с.

5. Шолохов, И. Л. Психологические особенности адаптации учащейся молодёжи за рубежом : дис. ... канд. психол. наук — М., 2002 — 235 с.

УДК 37.013 Т. В. Евсеенко*

Педагогическая династия рода Римских-Корсаковых

В статье показано, как внутри офицерской династии рода Римских-Корсаковых формировалась и развивалась педагогическая династия. Римские-Корсаковы способствовали внедрению прогрессивных педагогических идей в военно-морское образование России. Морской офицер Н.А. Римский-Корсаков из прославленного рода также проявляет себя талантливым педагогом, однако направление его деятельности связано с музыкальным образованием. Значимость историко-педагогического исследования наследия рода Римских-Корсаковых обусловлена необходимостью воспитания офицерского корпуса в современных условиях на достойных примерах и фактах проявления любви и заботы к своему Отечеству.

Ключевые слова: педагогическая деятельность, офицерская династия, педагогическая династия, служение Отечеству, военно-морское образование.

T.V. Evseenko*. Pedagogic dynasty of the Rimsky-Korsakov kin. The article shows how the pedagogic dynasty was formed and developed within the officer dynasty of Rimsky-Korsakov kin. The Rimsky-Korsakov’s helped to introduce progressive pedagogic ideas in naval education of Russia. Naval Officer N.A. Rimsky-Korsakov was from the famous kin and he also showed himself as talented teacher, but the direction of his activity was connected with musical education. The importance of historical and pedagogical research of the heritage of Rimsky-Korsakov’s kin was due to the need of educating of the officer corps after worthy examples and facts of love and concern for the Fatherland in modern conditions.

Keywords: pedagogic activity, officer dynasty, pedagogic dynasty, service to the Fatherland, naval education.

* Евсеенко, Татьяна Валерьевна, соискатель Санкт-Петербургского военного института внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации.

* Evseyenko, Tatyana Valerievna, competitor of St.-Petersburg military institute of Internal Troops of the Russian Ministry Interior. © Евсеенко Т.В., 2012

Многие представители старинных дворянских фамилий оставили свой след в истории армии и флота России. Они славно послужили, защищая честь и независимость Родины, преумножая её славу. Многие в зрелые годы возвращались в качестве преподавателей или руководителей военно-учебных заведений. Одной из таких династий является офицерская династия Римских-Корсаковых.

Славу этой фамилии обычно связывают лишь с именем великого русского композитора Н. А. Римского-Корсакова. Однако семья Римских-Корсаковых дала России целую плеяду видных государственных деятелей, мореплавателей, боевых офицеров и педагогов. Пятеро из них — российские адмиралы, а четверо в разное время возглавляли старейшее в стране светское учебное заведение — Морской кадетский корпус. «На долю каждого из них выпала работа по совершенствованию структуры корпуса и учебного процесса» (Т.П. Мазур). Традиции воспитания и образцы поведения российских офицеров, впитанные основоположником морской династии Римских-Корсаковых, передавались впоследствии в педагогической деятельности представителей этого славного рода.

Воин Яковлевич Римский-Корсаков родился в 1702 г. Первые годы XVIII в. — переломные в истории развития отечественного образования и педагогической мысли. Реформы воспитания и образования были вызваны социально-экономическими факторами: политическим лидерством дворянства, укреплением позиций купечества и промышленников, созданием новой армии и др. Образование стало рассматриваться как один из путей карьеры. Для осуществления экономической реформы Петру I требовались специалисты. Последовал указ «всех мобилизовать на труд, на государеву службу». В одном из указов подчеркивалось, что дворяне будут «хлеба своего искать службою, учением, торгами и прочим».

В России появляются государственные учебные заведения различных типов. Учебные заведения отличались практической направленностью и в то же время не были узкопрофессиональными. Первым из созданных при Петре I учебных заведений была Школа математических и навигационных наук в Москве (1701 г.). Здесь готовили моряков, инженеров, архитекторов, служилых людей. Ученики получали кормовые деньги, жили при школе или в наемных квартирах. За прогулы учащимся грозил немалый штраф, а за побег из школы полагалась смертная казнь. Была введена система наказаний. В 1715 г. старшие классы школы математических и навигационных наук перевели в Петербург. На этой базе была организована Морская академия — военно-учебное заведение, где готовили к морской службе.

Крестник Петра I Воин Яковлевич в 14-летнем возрасте был в числе первого выпуска слушателей Морской академии в Петербурге и первым представителем морской династии Римских-Корсаковых. В 1716 г. он был направлен на стажировку во Францию (Тулон), где получил чин лейтенанта французского флота. По возвращении на Родину Воин Яковлевич начал службу на Балтийском флоте, участвовал в дипломатических миссиях, составил карту Карелии и Олонецкого уезда. В 1747 г. произведён в контр-адмиралы. С 1751 г. он — командующий Кронштадской эскадрой. С 1752 г. и до конца жизни В.Я. Римский-Корсаков являлся присутствующим Адмиралтейской коллегии — высшего органа управления Российского флота. Карьеру он закончил в 1755 г. в чине вице-адмирала, умер в 1757 г. В числе самых знатных дворян, доблестно служивших Отечеству, Воин Яковлевич с личного разрешения императора похоронен в Александро-Невской лавре Санкт-Петербурга [4]. Вслед за ним много поколений славной династии на протяжении более чем двух веков воспитывались в стенах старейшего военно-морского учебного заведения. Его пример службы Отечеству дал русскому флоту почти два десятка морских офицеров.

Первым в офицерской династии Римских-Корсаковых на посту директора Морского кадетского корпуса был Николай Петрович Римский-Корсаков — внук Воина Яковлевича. Родился Николай Петрович 21 ноября 1793 г., в 1804 г. поступил в Морской кадетский корпус, откуда через три года выпущен гардемарином, 24 декабря 1809 г. произведен в мичманы с назначением в Гвардейский экипаж.

Во время Отечественной войны 1812 г. Римский-Корсаков выступил (2 марта) в составе своего Экипажа в сухопутный поход в г. Вильно, 20 марта вместе с Экипажем он вступил в Париж, откуда 22 мая отправлен был в Гавр-де-Грас на фрегат «Архипелаг», на котором и вернулся в Кронштадт. В 1823 г. на шлюпе «Предприятие» отправился в кругосветное путешествие и возвратился из него лишь в 1826 г.

За свою карьеру Николай Петрович командовал фрегатом «Елена», яхтой «Нева», кораблём «Царь Константин», 20-пушечным бригом «Орфей». В период с 1837 по 1842 гг. Н.П. Римский-Корсаков состоял при государе императоре и ежегодно посылался по высочайшему повелению с различными поручениями. В марте 1842 г. он был назначен помощником директора Морского кадетского корпуса, а через год занял пост директора Корпуса. В этой должности Николай Петрович оставался до самой смерти 31 октября 1848 г. (похоронен в Санкт-Петербурге на Смоленском кладбище).

Педагогические взгляды Н.П. Римского-Корсакова формировались на идеях воспитания светски образованного, обладающего широким взглядом на мир, сохраняющего национальные традиции человека. Многие дворяне предпочитали обучать своих детей в частных пансионах. Роль частного пансионного воспитания была ослаблена учреждением лицеев — государственных закрытых учебных заведений для дворянства. Особую роль в их становлении сыграл М.М. Сперанский (Царскосельский лицей). Лицеисты получали образование, приравненное к университетскому.

В кадетских корпусах самым тяжелым наказанием за бесчестный поступок был срыв погон, обставляемый весьма торжественно-драматически: перед строем роты ротный командир срывал у виновного погоны под барабанную дробь. После этого виновный шествовал за ротой, в нескольких шагах от левого фланга. Ношение погон кадетами снова можно было заслужить только достойным поведением.

В Морском кадетском корпусе (коротко называли Корпус) царили свои устоявшиеся нравы. С приходом Н.П. Римского-Корсакова на пост помощника директора важным воспитательным фактором в Корпусе стали верность службе и Отечеству, образец достоинства и мужества офицера, принимавшего

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (56) 2012

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 4 (56) 2012

участие в боевых сражениях, к коим относился и сам Николай Петрович. Вопросы чести мундира занимали важное место в воспитательном процессе, традиционно строго следили за соблюдением формы одежды и внешнего вида. Служака и мореплаватель Николай Петрович требовал от преподавателей Корпуса гуманного обращения с воспитанниками, однако не рискнул на радикальные перемены, не отказался полностью от телесных наказаний. Требования, не подкрепленные педагогическими стратегиями и разработками, не изменили существа воспитательной системы. Порядки и нравы в стенах Корпуса продолжали оставаться жестокими. Все так же дрались смертным боем кадеты, как и при предшественниках. Сильный истязал слабого. Унтер-офицеры щедро раздавали подзатыльники и зуботычины. Процветали строевая муштра, насилие старших над младшими (Л. Демин).

Заслуга Н.П. Римского-Корсакова как директора Морского кадетского корпуса состояла в том, что он много сделал для того, чтобы придать всему преподаванию практический характер. Он значительно пополнил разнообразие моделей преподавания сообразно проходившим в Корпусе курсам, заботился о физическом развитии кадет. Создавались специальные условия и организовывались занятия для того, чтобы кадеты были ловки, сильны, умели плавать, лазать, грести, хорошо знали фронтовое и артиллерийское ученье и управление парусами. Вскоре после назначения Н.П. Римского-Корсакова директором был утвержден новый герб Корпуса (герб существовал до 1917 г.). Особой Комиссией были составлены новые учебные руководства, расширена типография Корпуса, пополнены коллекции его музея. Благодаря постоянным заботам директора здание Корпуса как по своему наружному виду, так и по внутреннему размещению приняло своеобразный вид [1, с. 201—204].

В роду Корсаковых Николай Петрович дал немало напутственных советов своему племяннику Воину Андреевичу Римскому-Корсакову. Николай Петрович был старшим из братьев отца Воина Андреевича.

Воин Андреевич родился 14 июля 1822 г. Мальчика назвали Иваном в честь святого Ивана-воина, но родители с детства называли сына Воином (во всех последующих документах и аттестациях сохранилось имя Воин). В восьмилетием возрасте Воина решили определить в морское отделение Александровского корпуса в Царском Селе, но его не приняли. Настойчивые хлопоты отца и дяди позволили все-таки Воину быть принятым в Александровский корпус на начальное образование с некоторым специальным уклоном, гарантирующим последующее поступление в среднее военноморское учебное заведение. Отсюда через три года юноша был переведен в Морской кадетский корпус, находившийся на набережной Васильевского острова в Петербурге (Корпусом руководил тогда первый русский кругосветный мореплаватель контр-адмирал И. Ф. Крузенштерн) [8].

Воин был трудолюбив и настойчив в достижении успехов. Его интересовало буквально все: навигация и гидрография, тактика и корабельная архитектура. 7 января 1837 г. он был произведен в гардемарины и всю навигацию провел в плавании по Балтийскому морю на фрегате «Прозерпина», учился вести вахтенную службу, подменяя находившихся в отпуске мичманов, успешно прошёл стажировку. Сдав выпускные экзамены, 21 декабря 1838 г. шестнадцатилетний В.А. Римский-Корсаков был произведен в офицеры русского флота. Первым его боевым кораблем стал бриг «Патрокл», на котором 14 мая 1839 г. Воин Андреевич вышел из Кронштадта для описи финляндских берегов.

В апреле 1843 г. В.А. Римский-Корсаков был произведен в лейтенанты и вскоре назначен старшим офицером брига «Нестор». В середине августа 1845 г. переведен на корабль «Ингерманланд», на котором совершил длительное заграничное плавание (Копенгаген, Гибралтар, порты Средиземного моря). В декабре 1850 г. Воин Андреевич был назначен командиром одномачтового парусного корабля «Лебедь», который использовался для разных вспомогательных целей: разведки, связи, гидрографических работ. Он впервые стал главным на корабле. В 1852 г. Воин Андреевич — один из главных участников экспедиции Е.В.Путятина, в 1853—1855 гг. — командир шхуны «Восток». В феврале 1860 г. он — уже капитан первого ранга — назначен начальником штаба Кронштадтского порта, в 1861—1865 гг. — и. д. директора Морского кадетского корпуса, в 1865—1867 гг. — директор Морского кадетского корпуса, в 1867—1871 гг. — директор Морского училища.

Своими исследованиями, научными трудами и педагогической деятельностью он внес существенный вклад в развитие отечественного флота. В 1851 г. лейтенант В.А. Римский-Корсаков впервые выступил со статьей «Несколько встреч с английскими военными судами» в журнале «Морской сборник», в которой отметил хорошую выучку и слаженность команд на кораблях британского флота, но неодобрительно отозвался о показной роскоши офицерских кают и о кастовой замкнутости морских офицеров. Осудив аристократическую замкнутость британской офицерской верхушки, он по существу подверг критике существующее положение во флоте самодержавно-крепостнической России. В 1852 г. в ноябрьском номере «Морского сборника» Воин Андреевич опубликовал статью под названием «Морская старина», в которой высказал свои соображения о развитии военно-морского искусства [8].

На посту директора Морского кадетского корпуса В.А. Римский-Корсаков осуществил ряд прогрессивных реформ военно-морского образования. Воин Андреевич принадлежал к тем передовым деятелям русского флота, которые горячо ратовали за необходимость перемен, отвечавших духу времени. Например, за оснащение военно-морских сил более передовой техникой, коренное улучшение системы военно-морского образования, предоставление доступа в учебные заведения и офицерскую среду не только дворянам, но и разночинным слоям, отмену бессмысленной муштры и сокращение срока службы для нижних чинов.

В 1860 г. была опубликована статья Воина Андреевича «О морском воспитании», суммировавшая передовые взгляды на проблему подготовки морских офицеров. В.А. Римский-Корсаков считал необходимым с первых же классов воспитывать убежденную любовь к флотской службе, чувство

коллективизма, товарищества, самостоятельности [2]. Он подчеркивал, что необходимо учитывать индивидуальные качества воспитанников, считаясь с их интересами. Стремясь покончить с царившим в корпусе солдафонством и муштрой, директор Корпуса упразднил институт унтер-офицеров и возложил всю ответственность за порядки в ротах на дежурных кадетов. «Неотступный прежний надзор заменен взаимным доверием, и эта система в два года так преобразила кадет, что их узнать нельзя» (из письма Воина Андреевича младшему брату) [5].

Воин Андреевич оказал прямое влияние на выработку новых правил приема в Морской корпус. До этого корпус был сословно-привилегированным военным учебным заведением, доступным лишь для сыновей потомственных дворян. Теперь же могли приниматься и дети старших офицеров и гражданских чиновников, независимо от их происхождения, а также почетных потомственных граждан (некоторые категории недворянской интеллигенции).

Пристальное внимание Воин Андреевич как руководитель учебного заведения уделяет личности преподавателя-воспитателя. В статье «Морского сборника» он пишет: «Плохо, если он остановится на том, что приобрел однажды в офицерском классе, и, составив однажды навсегда программу своих лекций, будет твердить из года в год одно и то же. Такой преподаватель, значит, не интересуется своею наукой и, следовательно, и не может заинтересовать ею воспитанников» [6]. Сам директор Корпуса подавал пример постоянной и неутомимой жажды знаний, вечного трудолюбия, продолжая заниматься самообразованием и в зрелом возрасте.

Он стремился дать будущим морским офицерам серьезные и систематические знания, общие и специальные. В Центральном государственном военно-морском архиве сохранились любопытные документы, свидетельствующие о том, что «директор училища предусматривал для воспитанников учебные экскурсии в музей Горного института, Адмиралтейство, мастерские Петербургского порта, газовый завод, на промышленную выставку, выставку Академии художеств и в Пулковскую обсерваторию» [3].

При общей реформе военно-учебных заведений 2 июня 1867 г. Морской корпус был переименован в Морское училище. Согласно уставу, Морское училище отнесено к разряду высших учебных заведений. В этом несомненная заслуга его директора. Педагог, реорганизатор системы военноморского образования, Воин Андреевич был человеком широких взглядов, большой внутренней культуры, незаурядного научного и литературного дарования. Биограф Воина Андреевича Д.Б. Мертваго называет жизнь его «образцом неуклонного исполнения долга». Многим педагогическим идеям В.А. Римского-Корсакова не суждено было осуществиться: неожиданно для всех близких он умер, не дожив до пятидесятилетия. Великий князь Константин распорядился направить лейтенанта Н.А. Римского-Корсакова в Италию за телом покойного брата. Распоряжение это сохранилось в архиве.

Родные братья Воин и Николай были, по существу, людьми разных поколений. В семье Римских-Корсаковых разница между сыновьями составляла 22 года. Рано лишившись престарелого отца, младший брат обрел в лице старшего заботливого наставника.

Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 18 марта 1844 года в Тихвине. Родители по семейной традиции готовили мальчика к службе на флоте, несмотря на то, что у Ники очень рано выявились музыкальные способности. В 12 лет мальчика определили в Морской кадетский корпус. Занимался Ника усердно и ровно. В этом же году он начал брать уроки по фортепиано у виолончелиста оркестра Александрийского театра Улиха. В 1858 г. Ника начал учиться у известного пианиста Федора Андреевича Канилле. Под его руководством были сделаны первые опыты сочинительства. В 16 лет у Николая ослабевает интерес к морскому делу. Музыка вторглась в его жизнь, отодвинув на второй план всё остальное.

В 1861 г. происходят важные для Н.А. Римского-Корсакова события: знакомство с М. Балакиревым, вхождение в его кружок и смерть отца. Творческие радости от общения с талантливыми людьми, увлеченными музыкой, омрачены большим горем: Николай тяжело переживает потерю родного человека. Сомнения и тревоги побуждают его к переосмыслению того, что же для него важнее — карьера морского офицера или композиторское творчество музыканта. Однозначного выбора нет. Николай продолжает усердно учиться военно-морскому делу.

Старшего Римского-Корсакова не на шутку тревожит увлечение Николая музыкой. Воин Андреевич еще не уверен, что это увлечение серьезно. Он предостерегает младшего от поверхностного, дилетантского занятия музыкой, от переоценки своих способностей, проводит с братом беседы, наставляя: пусть у него будет нелегкая, полная лишений, но честная карьера флотского офицера, чем фортуна посредственного музыканта и сочинителя.

Весной 1862 г. Николай Андреевич завершил обучение в Корпусе с отличием, но увлечение музыкой не ослабевает. Он начинает работу над первой симфонией. Под руководством М. Балакирева сделал аранжировки, кое-как сделал оркестровку и отправился служить во флот. Осенью 1862 г. на петербургской пристани гардемарин Н.А. Римский-Корсаков отправился в трехгодичное плаванье на военном парусном корабле-клипере «Алмаз» в составе экспедиции Лесовского. Это было время Гражданской войны в США, и во время плавания эскадра Лисовского выполняла секретные поручения русского правительства, связанные с помощью северянам. В день, когда команда отметила два года плавания, на борт были доставлены приказы морского министра. Один предписывал судну идти в Европу, вторым приказом четверым гардемаринам, в т.ч. и Римскому-Корсакову, присваивалось звание «мичман».

Морское путешествие познакомило Николая Андреевича с морями и океанами разных широт. В письмах к родным он восторженно описывает красоты морского пейзажа. Зорким глазом художника он впитывал все оттенки, все перемены окружавшей его морской стихии. И став композитором, в течение всей жизни изображал её оркестровыми красками.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 4 (56) 2012

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 4 (56) 2012

Творческая активность Николая Андреевича была многогранна. Он совмещает музыкальную, композиторскую и педагогическую деятельности: с 1871 г. — преподаватель и профессор Петербургской консерватории. Он специализировался в педагогической деятельности по классам практического сочинения, инструментовки, оркестровому. (Во время революции 1905—1907 гг. профессор Римский-Корсаков выступил с активной поддержкой требований бастующих студентов, открыто осудил действия администрации Петербургской консерватории, что послужило поводом для его увольнения. Вернулся в консерваторию после смены руководства). С 1873 по 1884 гг. он — инспектор духовых оркестров Морского ведомства, с 1874 по 1881 гг. — директор Бесплатной музыкальной школы, с 1874 г. — дирижёр симфонических концертов, а позже и оперных спектаклей, с 1883 по 1894 гг. — помощник управляющего Придворной певческой капеллой, с 1882 г. руководит Беляевским кружком.

Николай Андреевич активно работает над совершенствованием своей композиторской техники. В искусстве Римского-Корсакова — композитора определились демократическая направленность и особенности творчества — понимание морских образов и умение передать их средствами музыки.

Морально-этические постулаты, культурные отечественные традиции и национальная идея лежали в основе многогранной творческой деятельности Н.А. Римского-Корсакова. Направления его педагогической деятельности и их новизна для того периода отражают суть того, что:

— по классам практического сочинения, оркестровый и инструментовки Николай Андреевич, опираясь на гармоничность мировосприятия и тонкое понимание морской стихии, в педагогическую деятельность внедрил новые средства передачи музыки;

— он настаивал на широком развитии музыкальной культуры, мечтал о создании органического, природно-цельного, всенародного искусства;

— Римский-Корсаков писал для народа, его творчество выросло из народной почвы, корни его музыки — в народной песне, в народном обряде, в памяти народного творчества. Отсюда и тяготение его творческих замыслов к древнейшим русским городам с тысячелетней историей — Пскову и Новгороду, к сказочным сюжетам и русской классической литературе;

— Николай Андреевич заложил прочные национальные основы военно-музыкального дела на кораблях и в частях флота, которые ещё при его жизни принесли заслуженную известность российским судовым оркестрам и получили достойное продолжение в XX в.

После того, как ещё один представитель рода Римских-Корсаковых становится руководителем Морского училища, можно было говорить о том, что в офицерской династии этого рода развивалась педагогическая династия. Николай Александрович Римский-Корсаков родился в 1852 г. Получил образование в Морском училище, когда его возглавлял В.А. Римский-Корсаков. Затем продолжил своё военно-морское образование, и в 1875 г. окончил Минный офицерский класс.

Молодой морской офицер Н.А. Римский-Корсаков в 1876—1879 гг. находился в кругосветном плавании на клипере «Гайдамак» в Тихом океане, с 1888 по 1891 гг. был военно-морским агентом во Франции (Париж). По возвращении в Россию становится экспертом в Санкт-Петербургском окружном суде. В конце XIX в. командовал различными кораблями: 1891—1894 гг. — «Стрела», 1894 г. — «Адмирал Чичагов», 1894—1896 гг. — «Рында», 1896—1898 гг. — «Генерал-адмирал Апраксин». В 1898-1901 гг. Николай Александрович командовал императорской яхтой «Штандарт» и 5-м флотским экипажем. В 1900 г. он получил звание контр-адмирала. В декабре 1901 г. высочайшим приказом по Морскому ведомству был назначен архангельским губернатором. По высочайшему повелению 26 апреля 1904 г. Н.А. Римский-Корсаков назначен начальником Николаевской Морской академии и директором Морского кадетского корпуса.

Н.А. Римский-Корсаков стоял на позициях проведения необходимых преобразований. В этом он убедился ещё больше, совмещая службу и педагогическую деятельность. В течение двух кампаний Николай Александрович руководил отрядом судов Корпуса. Это послужило основанием для формулирования целесообразных организационных и педагогических предложений по реконструкции учебного заведения. 8 июля 1905 г. Н.А. Римский-Корсаков подаёт морскому министру докладную записку о необходимости изменения правил и устава Корпуса, в которой пишет: «Настоятельно необходимым нахожу отделение специальных классов от общих, при этом отделение должно быть полное, чтобы воспитанники специальных классов составляли бы совершенно отдельное училище. •• Прохождение курса должно быть увеличено до четырёх лет, так как трёхлетний современный срок, ввиду увеличения требований знаний от офицеров, недостаточен. Необходимо ввести в программу курс электротехники и увеличить число практических занятий».

С приходом Н.А. Римского-Корсакова в Корпусе стала меняться система воспитания. Одним из условий воспитательного процесса являлось соблюдение дисциплины, но наступило некоторое потепление, пресечение жестокости. К воспитанникам стали относиться человечнее, массовые наказания не применялись, меньше стало арестов. За проступки снижали баллы в поведении, на определённый срок лишали права носить погоны, но строже взыскивали с неуспевающих кадетов.

В Морском корпусе были предприняты попытки обсуждения вопросов совершенствования обучения и воспитания будущих офицеров флота. С февраля 1905 г. стал выходить журнал «Компас». По замыслу командования, журнал предполагалось сделать «органом обмена мнениями между ротами», что способствовало бы сплочению кадетов, освещению внутренней жизни Корпуса. В журнале обсуждались вопросы, связанные с тем, как учитывать при определении меры наказания не только степень провинности, но и особенности характера кадета. Для того, чтобы добиться успехов в воспитании мальчиков-подростков, на офицера возлагалась главная обязанность: с момента поступления воспитанника в кадетский корпус и до его окончания он был обязан изучать каждого из них. Офицеры-воспитатели, офицеры-педагоги несли ответственность за каждого кадета. Эта работа проводилась

постоянно (в процессе занятий и во внеурочное время). «Оттачивание» индивидуальной работы с воспитанниками было ещё одним направлением совершенствования педагогической деятельности в Николаевской Морской академии и Морском кадетском корпусе с 1904 по 1906 гг.

Педагогической деятельностью занимался сын Воина Андреевича Петр Воинович Римский-Корсаков (Пете было всего 10 лет, когда умер отец). Он заканчивает Морской корпус в 1881 г. пятым по списку. За отличие в учебе Петру вручили премию адмирала Крабе. Петр Воинович служил на крейсере «Громобой» и, когда была реальная опасность гибели корабля, «отличная подготовка, энергия и распорядительность старшего офицера лейтенанта П.В. Римского-Корсакова привели к благоприятному исходу» (из рапорта командира корабля К. Шесен). С 1902 по 1904 гг. Петр Воинович командует парусно-паровым клипером «Стрелок», позднее — крейсером «Дон», на котором было совершено плавание к островам Зеленого мыса. Пять лет командовал линейным кораблем «Император Павел», после чего получил чин контр-адмирала флота. Он был старшим инспектором и директором маячно-технического отдела управления безопасности кораблестроения Черного и Азовского морей, служил командиром Владивостокского порта. После революции 1917 г. царский адмирал, кавалер многих орденов Петр Воинович Римский-Корсаков принял активное участие в становлении молодого рабоче-крестьянского флота. В Военно-морском гидрографическом училище, а затем в Военноморском училище им. М.В. Фрунзе читал курс лекций по безопасности кораблевождения и маячному делу для молодых офицеров Советской республики.

В 1889 г. в семье Петра Воиновича Римских-Корсаковых родился мальчик. Его назвали в честь первого флотоводца из рода Римских-Корсаковых — вице-адмирала Воина Яковлевича и в честь прославленного родного деда контр-адмирала Воина Андреевича. С большими надеждами на продолжение семейных и родовых традиций в Санкт-Петербурге зарегистрирован Воин Петрович Римский-Корсаков, судьба которого была предопределена — быть морским офицером. Ему суждено было служить в императорском российском флоте и в советском ВМФ.

Первые годы службы В.П. Римский-Корсаков провёл на крейсере «Аврора», с 1913 г. — лейтенант. В 1918 г. он — участник Ледового похода Балтийского флота на линейном корабле «Петропавловск». С 1922 г. Воин Петрович стал начальником Военно-морского училища. Педагогическая деятельность была продолжена в 1923 г. на должности помощника начальника Высших специальных курсов командного состава ВМФ. С 1924 г. он служил в Управлении Военно-морских сил РККА [7].

Однако судьба его трагична во многих аспектах. После Октябрьского переворота 1917 г. он принял новую власть и во время гражданской войны выдвинулся в число ведущих организаторов применения артиллерии в Рабоче-крестьянском красном флоте. В 1920 г. Воин Петрович занял ответственный пост флагманского артиллериста штаба Черноморского флота, а в 1921 г. — главного артиллериста штаба Черноморского флота. В.П. Римскому-Корсакову суждено было возглавить славный Морской корпус, переименованный в Училище командного состава флота. Именно во время его руководства завершилось становление училища уже в новых политических условиях. В 1922 г. была четко сформулирована целевая установка учебно-воспитательного процесса, определен объем знаний и навыков, которые должны быть сформированы у выпускников. Основными задачами являлись: подготовка командира-единоначальника для военно-морской службы; дать слушателям техническую и политическую подготовку, которая позволила бы им выполнять обязанности до командира корабля 2 ранга.

При Воине Петровиче состоялся первый выпуск красных командиров флота. В августе-октябре 1922 г. проведено комплектование нового учебного заведения — Военно-морского подготовительного училища, на которое возлагалось подготовка рабочей и крестьянской молодежи к поступлению в военно-морские училища командного состава. В начале сентября 1922 г. при активном участии начальника проведён новый набор на подготовительный курс, часть курсантов и преподавателей переведены в создаваемое учебное заведение. С 10 октября 1922 г. служба В.П. Римского-Корсакова на посту начальника училища заканчивается [4].

Отличный организатор, педагог и специалист Воин Петрович в 1922-1923 гг. применяет свои знания в качестве сотрудника Морискома и начальника морского отдела Военно-исторической комиссии с исполнением обязанностей редактора (по мировой войне), он читает курсы и консультирует по артиллерийскому вооружению и кораблестроительству. В 1923 г. назначается помощником начальника Высших специальных курсов комсостава флота, служит в Управлении ВМС РККА.

Блестящая карьера в советское время окончилась арестом в 1930 г. Он «сидел» в 34 километрах от Москвы, занимаясь проектированием систем вооружения, изучая по вечерам итальянский язык (английским, французским и немецким владел хорошо) и твердо веря, что его арест — безусловная ошибка. Сам начальник Морских сил СССР В. Орлов ходатайствовал о том, чтобы его выпустили. После выхода на волю он еще несколько лет плодотворно работал, проектировал новые советские линкоры. Второй арест случился 18 января 1937 г., а в мае Воин Петрович был расстрелян. На нём трагически оборвалась славная морская династия Римских-Корсаковых. Реабилитировали Воина Петровича 29 июня 1957 г. [9].

В.П. Римский-Корсаков внес значительный вклад в проектирование систем вооружения, оперативно-тактических заданий для кораблей и обоснование требований к артиллерийскому вооружению во флоте.

Основное направление его педагогической деятельности и его новизна для того периода заключена в разработке и реализации программ обучения кораблестроительству.

Таким образом, офицерская династия Римских-Корсаковых преуспела во флоте, но одновременно способствовала внедрению прогрессивных идей и развитию новых направлений педагогической деятельности в военно-морском и музыкальном образовании.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 4 (56) 2012

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (56) 2012

Список литературы

1. Ъеселаго, Ф. Ф. История Морского Кадетского Корпуса. — СПб. 1852.

2. Демин,Л. На педагогическом поприще. Конец пути. Первопроходцы : сборник. Серия: «Жизнь замечательных людей» — М.: Молодая гвардия, 1983.

3. Коргуев, Н. Обзор преобразований в Морском кадетском корпусе. — СПб., 1901.

4. Мазур, Т. П. Римские-Корсаковы — директора Морского корпуса // Елагинские чтения. — Вып. 1. - СПб., 2003.

5. Мертваго, Д.Б. Несколько слов в воспоминание Воина Андреевича Римского-Корсакова, контрадмирала, начальника Морского училища // Морской сборник. — 1872. — № 3.

6. Римский-Корсаков, ЪА. О морском воспитании // Морской сборник. — 1860. — № 7.

7. Римский-Корсаков Воин Петрович / / Сайт «Корабел.ру» — Личности. [Электронный ресурс].

— Режим доступа: korabel.ru>persones/detail/408.html (дата обращения: 05.11.2012).

8. Римский-Корсаков. [Электронный ресурс]. — HTML-версия документа от 07.11.2012. Оригинал: marines.home.nov.mmmskij.html (дата обращения: 09.11.2012).

9. Русанов, М. Римские-Корсаковы на службе Отечеству [Электронный ресурс] // Respect Revue.

— 2006. — № 1. — Режим доступа: rr.fabrika-reklami.ru/94.html (дата обращения: 10.11.2012).

УДК 378.14 Г.Н. Косинов*

Адаптация молодых офицеров к деятельности в условиях риска в воинских частях ВВ МВД России как педагогическая проблема

Статья посвящена проблемам адаптации выпускников вузов ВВ МВД к деятельности в войсках в условиях риска.

Ключевые слова: выпускники, адаптация, деятельность, риск.

G.N. Kosinov*. Adaptation of young officers to work in conditions of risk in military units Interior Troops of Russia as a pedagogical problem. Article is devoted to the problems of adaptation graduates of university VV MVD to activities in armed in conditions at risk.

Keywords: graduates, adaptation, activity, risk.

Педагогическая значимость исследуемой проблемы, ее недостаточная научная разработанность выдвигают потребность научного анализа проблемы адаптации профессиональной подготовленности молодых офицеров к служебной деятельности в условиях риска для жизни и выявления условий ее ускорения. Главным системообразующим показателем высокой профессиональной подготовленности офицеров, их профессионализма выступают активные действия и минимальные потери при выполнении служебно-боевых задач.

Проявление эффективности служебной деятельности выпускников вузов ВВ МВД России связано с определенным переходным профессионально-психологическим периодом в их профессиональной жизнедеятельности. О том, что такой адаптивный период существует, свидетельствуют письменные отзывы на выпускников вузов МВД, беседы с опытными офицерами воинских частей ВВ МВД. Было проанализировано 150 отзывов на выпускников Санкт-Петербургского военного института ВВ МВД России. В 95% отзывов отмечается, что этот период объективно имеет место у каждого выпускника-лейтенанта, и его продолжительность зависит от различных факторов. Проведенные беседы с командирами воинских частей и подразделений внутренних войск (31 человек) показали, что основными факторами, влияющими на период адаптации выпускников в войсках, являются: социально-бытовые — место службы, жилищные условия, социально-криминальная обстановка в регионе; профессионально-психологические — уровень профессиональной подготовленности, психологическая готовность переносить возникающие трудности; личностнопсихологические — наличие и уровень развития профессиональных качеств, умение общаться, строить деловые и личные взаимоотношения с начальниками, подчиненными и другими людьми; физиологические — условия жизни, состояние здоровья своего и членов семьи. Совокупность данных объективных и субъективных факторов, препятствующих быстрой адаптации к служебной деятельности, эффективному проявлению профессиональной подготовленности, мастерства и профессионализма, компетентности, ответственности, приобретенных в вузе и в ходе совершенствования профессиональной подготовки в войсках, является механизмом торможения адаптации молодого офицера в практической деятельности, особенно в условиях повышенного риска.

* Косинов, Геннадий Николаевич, командир воинской части 3236. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

* Kosinov, Gennady Nikolayevich,commander of the military unit 3236. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilytov-street, 1.

© Косинов Г.Н., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.