https://base.garant.ru/71877968/.
2. Zadvornov, K.Yu., Melnikov, D.S. and Badilin, A.O. (2015), Theory and methodology of a selected sport (curling): tutorial, NSU named by. P.F, Lesgaft, St. Petersburg.
3. Svishev, D.A. and Shuliko, Yu.V. (2018), "Research of factors promoting implementation of program for development of curling in Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 163, No. 9, pp. 260-264.
4. Turriff, S.M.R. (2016), Curling: steps to success, Human Kinetics, Champain, USA.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 17.09.2019
УДК 796.011
О НЕОБХОДИМОСТИ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ НАХИМОВСКОГО ВОЕННО-МОРСКОГО УЧИЛИЩА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
Вячеслав Васильевич Миронов, доктор педагогических наук, профессор, Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург, Ольга Михайловна Кузнецова, преподаватель, Нахимовское военно-морское училище, Санкт-Петербург
Аннотация
В статье раскрыта значимость занятий физической культурой в интересах военно-профессионального самоопределения воспитанников Нахимовского военно-морского училища, показана важность различных мероприятий, характеризующих «военно-морскую составляющую» их обучения и воспитания в духе традиций Военно-Морского Флота России и требований флотской службы.
Ключевые слова: воспитанники общеобразовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации, военно-профессиональная направленность обучения по дисциплине «физическая культура», военно-морские ритуалы, элементы военно-морской подготовки, раздел «плавание».
UPON NECESSITY OF THE MILITARY-PROFESSIONAL TRAINING FOR THE CADETS OF THE NAKHIMOV NAVAL SCHOOL IN PHYSICAL EDUCATION
Vyacheslav Vasilyevich Mironov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Military Institute of Physical Culture, St. Petersburg, Olga Mikhaylovna Kuznetsova, the teacher, Nakhimov Naval Academy, St. Petersburg
Annotation
The article reveals the importance of the physical education in the interests of the military professional self-determination of the cadets of the Nakhimov Naval School, it shows the importance of various activities that characterize the "naval component" of their training and education in the spirit of the traditions of the Russian Navy and the requirements of the Navy service.
Keywords: pupils of educational institutions of the Ministry of Defense of the Russian Federation, military-professional orientation of training in the discipline "physical education", naval rituals, elements of naval training, and swimming practice.
ВВЕДЕНИЕ
Первичным звеном в подготовке кадрового потенциала Военно-Морского Флота (далее - ВМФ) России являются обучающиеся (воспитанники) Нахимовского военно-морского училища, которое в соответствии с приказами Министра обороны Российской Федерации (далее - МО РФ) объединяет четыре морские общеобразовательные организации Министерства обороны Российской Федерации, дислоцирующихся на Тихоокеанском, Черноморском, Северном флотах.
Правительство Российской Федерации своим распоряжением №134-р от 03.02.2010 г. утвердило Концепцию федеральной системы подготовки граждан РФ к военной службе на период до 2020 г. [4].
Введение данного документа свидетельствует о заботе государства и его социальных институтов в гармонично развитом подрастающем поколении, способном к творческой созидательной деятельности в сфере образования, науки, народного хозяйства и защите Отечества.
Во время интервью корреспонденту газеты «Красная Звезда» главнокомандующий ВМФ отметил, что воспитанники Нахимовского военно-морского училища и Кронштадтского морского кадетского корпуса должны участвовать в мероприятиях, проводимых в соединениях флотов в пунктах базирования, где будет больше времени уделяться морской практике на боевых кораблях и судах обеспечения, тренировкам и занятиям на базе высших военно-морских учебных заведений (далее - ВВМУЗ). Это должно стать серьезным мотивирующим фактором для дальнейшего поступления в образовательные организации высшего образования Министерства обороны Российской Федерации (далее ОО ВО МО РФ).
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Об эффективности образовательной деятельности общеобразовательных организаций Министерства обороны РФ в аспектах подготовки потенциального кадрового резерва для армии и флота свидетельствует, в частности, анализ поступления выпускников Нахимовского военно-морского училища (г. Санкт-Петербург) с 2015 по 2019 г. который показал, что большинство нахимовцев, продолжающих обучение в ООВО МО РФ, предпочитают поступление в ВВМУЗы.
Таблица 1 - Данные о поступлении выпускников Нахимовского военно-морского училища в образовательные организации высшего образования Министерства обороны Российской Федерации______
2015 2016 2017 2018 2019
Всего выпускников 32 100% 53 100% 62 100% 50 100% 69 100%
Поступили в ОО ВО МО РФ из них: 27 84,4% 20 37,7% 49 78,4% 23 46% 44 63,7%
В ВМУЗы/СПО 23 71,9% 17 32,1% 33 52,8% 13 26% 37 53,5
В другие военные ВУЗы/СПО 4 12,5% 3 5,6% 16 25,5% 10 20% 7 10,2%
Поступили в ВУЗы Мино-брнауки России 5 15,6% 14 26,4% 5 8% 19 38,0% 22 31,9%
Поступили в ССУЗы Ми-нобрнауки России 0 0% 16 30,2% 3 5,7% 2 4% 2 2,9%
Не поступили (нет сведений) 0 0% 3 5,7% 5 8% 6 12% 1 1,5%
Отсутствие постоянной прогрессивной динамики в подготовке кандидатов на военное обучение в ВУЗах свидетельствует о том, что педагогический коллектив Нахимовского военно-морского училища не в полной мере пока реализует все направления педагогического воздействия на обучаемых. И не случайно, что для достижения цели стоящей перед педагогическими коллективами всех 29 общеобразовательных организаций Министерства обороны РФ, ставятся необыкновенно трудные задачи: по формированию у воспитанников заинтересованности к военным или государственным профессиям; воспитанию мотивации к поступлению, прежде всего в ООВО МО РФ. Следовательно, формирование военно-профессионального самоопределения обучающихся превращается в наиважнейшую задачу многолетнего образовательного процесса, осуществляемого в общеобразовательных организациях МО РФ.
В научной отечественной литературе на сегодняшний день общепринятого понимания, сущности военно-профессионального самоопределения как мотивированного воссо-
здания человеком для себя модели собственного профессионального развития в рамках военно-профессиональной деятельности, осуществляемого в результате анализа собственных внутренних ресурсов, соотнесения их с требованиями профессии и одновременно нахождения личностных смыслов такового определения, не обнаружено [1].
Огромный вклад в формирование военно-профессионального самоопределения воспитанников общеобразовательных организаций Министерства обороны РФ могут внести занятия физической культурой, при условии, что их общефизическая направленность будет переориентирована на военно-профессиональное обучение. Через физическую культуру, спроектированную под служебно-прикладную физическую подготовку, возможно конструирование будущих профессиональных ситуаций, что оказывает несомненное положительное влияние на психологическое, личностное и физическое становление будущего военного специалиста [5,6]. Формами организации и проведения физической подготовки в данных учебных заведениях являются: учебные занятия по дисциплине «физическая культура»; утренняя физическая зарядка; спортивная работа и, при нахождении в летних лагерях - дополнительно попутная физическая подготовка [2, 3, 5].
Учебные занятия по дисциплине «физическая культура» являются основной формой физического совершенствования воспитанников общеобразовательных организаций Министерства обороны РФ. Занятия по физической культуре проводятся в соответствии с образовательной программой по физической культуре, которая разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего и среднего общего образования. Программа состоит из следующих разделов: знания о физической культуре; физическое совершенствование. В раздел «Знания о физической культуре» (теоретический блок) входит изучение истории развития олимпийского движения и истории видов спорта, предусмотренных программой обучения. На учебных занятиях раздела «Физическое совершенствование» (практический блок), в зависимости от года обучения, осваиваются двигательные умения игровых видов спорта - баскетбол, гандбол, волейбол, мини-футбол, проходят обязательные занятия: по лёгкой атлетике, лыжной подготовке, гимнастике с основами акробатики, плаванию.
Цель занятий физической культурой в рамках обычных школьных программ в решении образовательных (приобретение начальных знаний в сфере физического воспитания, влияние физических упражнений на организм подростков, овладение заданным объемом двигательных умений и навыков), развивающих (развитие и совершенствование основных физических качеств, формирование функциональных резервов организма), оздоровительных (укрепление здоровья, приобщение к здоровому образу жизни) и воспитательных (формирование высокой духовности, нравственных качеств) задач.
Но решение задач профессионально-прикладной направленности в них не предусмотрено. А между тем в общеобразовательных организациях Министерства обороны РФ готовят не школьников в погонах, а потенциальный кадровый резерв офицеров армии и флота.
Значимость физического воспитания в образовательной системе довузовского звена не вызывает сомнений, так как при поступлении в ОО ВО МО РФ кандидаты на поступление проходят оценку уровня физической подготовленности [8]. Конкурс на поступление в ОО ВО МО РФ в последние годы находится на высоком уровне - в 2016 г., по данным Министерства обороны РФ, число желающих поступить в высшее военно-профессиональное учебное заведение достигало восьми человек на место [2]. Следовательно, одной из задач офицера-преподавателя отдельной дисциплины (физическая культура) суворовских, Нахимовского военно-морского училища и кадетских корпусов является подготовка выпускников к сдаче нормативов по физической подготовке на приемных экзаменах в ВВУЗы МО РФ. Следует отметить, что занятий по физической культуре в рамках школьной программы недостаточно для сдачи вступительных испытаний воспитанниками общеобразо-
вательных организаций министерства обороны РФ при поступлении в ОО ВО МО РФ. Поэтому встает вопрос о дополнительных мерах, направленных на повышение уровня физической подготовленности воспитанников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По мнению главнокомандующего ВМФ в целях формирования у воспитанников необходимых профессиональных качеств, осознанного выбора ими профессии офицера ВМФ предполагается кураторство над каждым довузовским учебным заведением со стороны высших военно-морских учебных заведений. Оно предполагает включение совместных мероприятий, проводимых с привлечением личного состава флотов и курсантов ВВМУЗов, посещение на регулярной основе кораблей и частей, военно-исторических музеев, учреждений культуры, участие воспитанников в воинских ритуалах, встречах с представителями ветеранских организаций и офицерами флота - участниками боевых действий.
Однако не меньшую роль в ориентации на военные профессии, особенно на службу в ВМФ, имеет воздействие физических упражнений на организм, обеспечивающих формирование функциональных резервов личного состава кораблей и подводных лодок как важного средства поддержания работоспособности в дальних морских походах и важного фактора борьбы с гиподинамией.
Для воспитанников Нахимовского военно-морского училища, проблемной ситуацией является повышение требований к формированию навыков плавания, в том числе в обмундировании, нырянии в длину и глубину, оказании помощи утопающему, жизненно важных для любого моряка, в отличие от требований школьной программы в овладении способом плавания «кроль на груди» и «брасс» без учета времени. Разрешение этой проблемной ситуации является предметом наших дальнейших исследований.
ЛИТЕРАТУРА
1. Асриев, А.Ю. Основные тенденции в разрешении проблемы военно-профессионального самоопределения / А.Ю. Асриев // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2007. - № 4 (31). - С. 27-30.
2. Боброва, Г.В. Роль внеурочных форм занятий и их классификация в системе физической подготовки воспитанников кадетских училищ / Г.В. Боброва // Научно-педагогическое обозрение. -2017. - № 3 (17). - С. 108-115.
3. Виноград, Д.В. Профессиональная ориентация суворовцев и кадетов старших классов общеобразовательных организаций Министерства обороны РФ в процессе физического воспитания / Д.В. Виноград // Спортивный психолог. - 2015. - № 4 (39). - С. 83-86.
4. Концепция федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 г. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 03.02.2010 № 134-р // URL: https://base.garant.ru/197417/ (дата обращения: 09.07.2019).
5. Приказ Министра обороны РФ от 30 октября 2004 г. № 352 «Об утверждении Наставления по физической подготовке и спорту для суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальных училищ и кадетских, морских кадетских, музыкальных кадетских корпусов МО РФ» // URL : http://www.base.garant.ru/6391601/ (дата обращения: 22.07.2019).
6. Приказ Министра обороны РФ от 21.04.2009 № 200 (ред. от 31.07.2013) «Об утверждении Наставления по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации» // URL: http://www.base.garant.ru/products/ipo/prime/doc/95845/ (дата обращения: 22.07.2019).
7. Приказ Министра обороны РФ от 21.07.2014 N 515 (ред. от 09.10.2015) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности в федеральных государственных общеобразовательных организациях со специальными наименованиями «президентское кадетское училище», «суворовское военное училище», «нахимовское военно-морское училище», «кадетский (морской кадетский) военный корпус» и в профессиональных образовательных организациях со специальным наименованием «военно-музыкальное училище», находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, и приема в указанные образовательные организации» // URL : http://www.base.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70746052/ (дата обращения: 22.07.2019).
8. Приказ Министра обороны РФ от 7.04.2015 г № 185 «Об утверждении Порядка и условий приема в образовательные организации высшего образования, находящиеся в ведении Министерства обороны Российской Федерации» // URL: https://base.garant.ru/71003986/ (дата обращения: 01.05.2019).
REFERENCES
1. Asriyev, A.Yu. (2007), "The main trends in solving the problem of military-professional self-determination", Psychopedagogy in law enforcement, No. 4 (31), pp. 27-30.
2. Bobrova, G.V. (2017), "The role of extracurricular forms of classes and their classification in the system of physical training of pupils of cadet schools", Scientific and pedagogical review, No. 3 (17), pp. 108-115.
3. Vinogradov, D.V. (2015), "Professional orientation of Suvorovites and senior cadets of general education organizations of the Ministry of Defense of the Russian Federation in the process of physical education", Sports psychologist, No. 4 (39), pp. 83-86.
4. The concept of the federal system ofpreparing citizens of the Russian Federation for military service for the period until 2020. Order of the Government of the Russian Federation dated 03.02.2010 No. 134-p, available at: https://base.garant.ru/197417/.
5. Order of Russian Defense Ministry of October 30, 2004 No. 352 "About the approval Physical training and sports manual for Suvorov military, Nakhimov naval, military music schools and cadet, naval cadet, music cadet corps of the Ministry of Defense of the Russian Federation", available at: http://www.base.garant.ru/6391601/.
6. Order of the Minister of Defense of the Russian Federation dated April 21, 2009 No. 200 (as amended on July 31, 2013) "On the Approval of the Manual on Physical Training in the Armed Forces of the Russian Federation", available at: http://www.base.garant.ru/products/ipo/prime/doc/95845/.
7. Order of the Minister of Defense of the Russian Federation of July 21, 2014 No. 515 (as amended on October 10, 2015) "On the approval of the Procedure for the organization and implementation of educational activities in federal state educational institutions with special names "Presidential cadet school", "Suvorov military school", "Nakhimov naval school", "cadet (naval cadet) military corps" and in professional educational organizations with the special name "military music school" under the jurisdiction of the Ministry of Defense of the Russian Federation, and admission to these educational organizations, available at: http://www.base.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70746052/.
8. Order of the Minister of Defense of the Russian Federation of April 7, 2015 No. 185 "On approval of the Procedure and conditions for admission to educational institutions of higher education administered by the Ministry of Defense of the Russian Federation", available at: https://base.garant.ru/71003986/.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 24.09.2019
УДК 796.093.612
КОМПОНЕНТЫ СЛУЖЕБНОГО ДВОЕБОРЬЯ НА ОТДЕЛЬНЫХ ЭТАПАХ ВЫПОЛНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЯ
Михаил Владимирович Мокеев, аспирант, Нана Степановна Маркарян, кандидат технических наук, доцент, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, г. Москва; Ярослав Сергеевич Козиков, кандидат педагогических наук, доцент, Сибирский государственный университет путей сообщения, Новосибирск; Аркадий Андреевич Тихончук, кандидат педагогических наук, доцент, Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург; Зейнутдин Робертович Рустамханов, преподаватель, Новосибирское высшее военное командное училище
Аннотация
Впервые были изучены основные характеристики компонентов, составляющие служебное двоеборье и их специфические особенности, это позволит оптимально распределить силы, в процессе бега, между огневыми рубежами, позволив качественно выполнить скоростную стрельбу и