наклона бедра, причем по мере возрастания тонуса этот минимум все ближе смещается от малых значений (порядка 0,3 рад , или -17°) к прямому углу ф =
3) Угол наклона бедра для кривой с низшим тонусом мышц, при котором имеет место минимальное значение вертикальной жесткости, приблизительно соответствует естественному наклону бедра опытного горнолыжника.
4) Увеличение тонуса при фиксированном положении бедра приводит к многократному возрастанию вертикальной жесткости и резкому снижению амортизационных возможностей лыжника, что, как следствие, приводит к падению при попытке преодолений неровностей рельефа, а также к быстрому исчерпанию энергетических запасов мышц.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты исследования, проведенного на примере механической модели бедра, показывают, что возрастание тонуса мышц, участвующих в обеспечении принятия им основной стойки прямого спуска, приводит к многократному увеличении жесткости и резкому снижению амортизационной способности его ОДА.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гилев, Г.А. Определение лимитирующих звеньев при совершенствовании скоростно-си-ловой подготовленности пловца / Г.А. Гилев, В.В. Владыкина, А.М. Каткова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 9 (139). - С. 28-32.
2. Физиология человека : в 3 томах / под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса. - М. : Мир, 2005.
REFERENCES
1. Gilev, G.A., Vladykina, V.V. and, Katkova, A.M. (2016), "The definition of limiting links in the improvement of speed-power readiness of a swimmer", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 9 (139), pp. 28-32.
2. Ed. Schmidt, R. and Teus, G. (2005), Human physiology: In 3 volumes, Mir, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 28.10.2019
УДК 796.011
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПО ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» У ВОСПИТАННИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МО РФ С УЧЕТОМ ПОСТУПЛЕНИЯ В ВОЕННО-УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ
Михаил Юрьевич Гливяс, капитан, старший преподаватель, Ставропольское президентское кадетское училище, Алексей Леонидович Старовойтов, полковник, начальник кафедры, Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург, Галина Васильевна Гливяс, старший лейтенант, преподаватель, Ставропольское президентское кадетское училище
Аннотация
В статье рассматриваются организационно-методические и возрастные особенности проведения занятий по физической культуре с воспитанниками общеобразовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации и анализ поступления в военно-учебные заведения. Основные причины не поступления в военно-учебные заведения МО РФ. Основные средства физической культуры для развития силы, быстроты, ловкости, выносливости. Порядок проведения учебных занятий с использованием комплексного подхода.
Ключевые слова: физическая культура, спорт, средства, методы, формы, возраст.
ORGANIZATIONAL-METHODICAL PECULIARITIES OF TEACHING THE SUBJECT "PHYSICAL CULTURE" AMONG THE STUDENTS OF GENERAL EDUCATION ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF DEFENSE OF THE RUSSIAN FEDERATION CONSIDERING ADMISSION TO MILITARY SCHOOLS
Mikhail Yurievich Glivyas, the captain, senior teacher, Stavropol Presidential Cadet School, Alexey Leonidovich Starovoitov, the colonel, head of the department, Military Institute of Physical Culture, St. Petersburg, Galina Vasilyevna Glivyas, the senior lieutenant, teacher, Stavropol Presidential Cadet School
Annotation
The article discusses the organizational, methodological and age-related features of physical education classes with the cadets of the educational institutions of the Ministry of defense of the Russian Federation and the analysis of admission to military educational institutions. The main reasons for not entering the military educational institutions of the Ministry of defense of the Russian Federation have been defined. Basic means of physical culture for the development of strength, speed, agility, and endurance have been outlined. The procedure for conducting the training sessions using the integrated approach is offered.
Keywords: physical culture, sport, means, methods, forms, age.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время деятельность преподавателей отдельных дисциплин ( физическая культура) ОО МО РФ основана на решении таких задач, как: воспитание ценностных ори-ентаций на физическое и духовное совершенствование личности обучающегося; закрепление потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и избранным видом спорта; воспитание моральных и волевых качеств, а также качественную подготовку воспитанников выпускных классов к сдаче вступительных экзаменов по физической подготовке в военно-учебные заведения МО РФ.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Особенности проведения занятий по физической культуре с воспитанниками общеобразовательных организаций МО РФ
Решение этой проблемы основывается на том, что все виды занятий целесообразно строить не на принуждении, а на сотрудничестве преподавателя и воспитанников, учете их интересов и склонностей, их двигательных и психических возможностей. Преподаватели стремятся к тому, чтобы занятия были эмоциональными и интересными, чтобы воспитанники видели в них необходимость и смысл.
Задача стоит в том, чтобы постоянно разрабатывать и предоставлять проверенные на практике новые научно обоснованные методы обучения, воспитания и развития обучающихся. Преподаватель имеет право выбора методов и средств, которые ведут к наилучшему решению поставленной перед ним задачи.
Конкретными задачами учащихся в 9-11 классах являются: выработка умений использовать средства физической культуры для укрепления состояния здоровья; формирований знаний о престижности высокого уровня здоровья; формирование знаний о значении физической культуры для будущей деятельности и службе в армии [2].
В решении этих основных задач нельзя не учитывать возраст воспитанников, поскольку подростковый возраст - это период продолжающегося двигательного совершенствования моторных способностей, больших возможностей в развитии двигательных умений и навыков [1].
У воспитанников 9-11 классов в этот период завершается половое созревание; замедляется рост тела в длину и увеличивается в ширину; увеличивается мышечная масса и растет сила; появляется возможности для развития силы и выносливости; повышается способность понимать структуру движений, точно воспроизводить и дифференцировать отдельные силовые, временные и пространственные движения, осуществлять двигательные действия в целом; воспитанники 9-11 классов проявляют высокую волевую активность [1].
Важное место при проведении занятий занимает вариативная часть физической культуры, которая обусловлена необходимостью учета индивидуальных особенностей, обучающихся [1].
Критерии оценки по физической культуре складываются из качественных и количественных показателей успеваемости. Качественные показатели - это степень овладения знаниями, умениями, навыками. Количественные показатели - это показатели развития основных физических качеств [2]. Оценка по физической культуре играет стимулирующую роль. Необходимо учитывать показатели воспитанников не в определенный момент, а за время. Ориентироваться необходимо не на имеющийся уровень развития физических качеств, а темп и динамику их усвоения.
Учебные занятия должны носить комплексный характер и иметь учебно-тренировочную направленность. В выпускных классах воспитанников необходимо ознакомить с методикой проведения всех форм физической культуры, проводимых в учебном заведении.
Основным средством физической культуры являются физические упражнения, это прежде всего упражнения для развития силы, быстроты, ловкости, выносливости.
2. Анализ поступления выпускников общеобразовательных организаций МО РФ в военно-учебные заведения (на примере Ставропольского ПКУ)
Проведенный анализ поступления выпускников в военно-учебные заведения МО РФ за 3 года показал следующие результаты:
1. Низкий процент желающих выпускников поступать в военно-учебные заведения (таблица 1), основными причинами являются:
Состояние здоровья; Недостаточный уровень физической подготовленности; Низкий балл ЕГЭ.
2. Высокая степень не поступления в военно-учебные заведения, 10-44% выпускников по различным причинам не могут пройти вступительные испытания (таблица 2).
3. Причины не поступления в военно-учебные заведения:
Низкий бал ЕГЭ (25%); не сдал ФП (22%); не прошел медкомиссию (20%); отказался поступать (20%); отказался учиться (13%).
Таблица 1
Выпуск 2016 Выпуск 2017 Выпуск 2018
Всего выпускалось 95 99 111
Поступали в военно-учебные заведения 61 (57,9%) 83 (82,1%) 55 (61%)
Таблица 2
Выпуск 2016 Выпуск 2017 Выпуск 2018
Всего 61 83 55
Поступили 32 (52%) 39 (47%) 45 (81%)
Не поступили 29 (47%) 44 (53%) 10 (18%)
По данным анализа видно, что одной из главных причин нежелания поступать, не поступления и даже отказа учится в военно-учебном заведении является недостаточный уровень физической подготовленности выпускников училища.
ВЫВОДЫ
Таким образом результаты анализа показываю, что до 53% выпускников не поступают в военно-учебные заведения и половина из них по причине недостаточной
физической подготовленности.
Анализ показал, что, необходимо разрабатывать рабочую программу по предмету «Физическая культура» для выпускников 11 классов общеобразовательных организаций МО РФ с учетом поступления в военно-учебные заведения, т.е. делать акцент на совершенствование упражнений: бег 100 м., бег 3000 м., подтягивание на перекладине, плавание 100 м. вольным стилем, которые включены в вступительный экзамен по физической подготовке во все военно-учебные заведения МО РФ.
Физические упражнения широко представлены в Наставлении, программах, в учебной и другой литературе, не смотря на это преподавателю необходимо не останавливаться только на них, а искать новые подходы для того, чтобы вызвать интерес у воспитанников к занятиям физической культурой и спортом, что несомненно приведет к повышению у них уровня физической и спортивной подготовленности, ведению здорового образа жизни и сдачу вступительного экзамена по физической подготовке в военно-учебное заведение на максимальный балл.
ЛИТЕРАТУРА
1. О результатах экспериментальных исследований в обосновании атлетической и кроссовой тренировки для подготовки обучающихся в кадетских корпусах к нагрузкам в образовательных организациях высшего образования МО РФ / В.В. Миронов, С.Н. Могилинец, И.А. Колпакова, К.Ю. Шубин // Актуальные проблемы физической подготовки силовых структур. - 2018. - № 4. - С. 95-100.
2. Приказ Министра обороны РФ от 30 октября 2004 г. № 352 "Об утверждении Наставления по физической подготовке и спорту для суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальных училищ и кадетских, морских кадетских, музыкальных кадетских корпусов МО РФ". - URL: http://www.base.garant.ru/6391601/ (дата обращения: 22.03.2019).
REFERENCES
1. Mironov, V.V., Mogilinets, S.N., Kolpakova, I.A. and Shubin, K.Yu. (2018), "The results of experimental research in justification of athletic and cross training of the cadet corps students for meetings loads at higher education organizations of the Ministry of Defense of the Russian Federation", Actual problems ofphysical and special training of law enforcement agencies, No. 4, pp. 95-100.
2. Order ofRussian Defense Ministry of October 30, 2004 No. 352 "About the approval Physical training and sports manual for Suvorov military, Nakhimov naval, military music schools and cadet, naval cadet, music cadet corps of the Ministry of Defense of the Russian Federation", available at: http://www.base.garant.ru/6391601/ (accessed 22.03.2019).
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 17.10.2019
УДК 796.011
МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ И ПСИХИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЁНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Ирина Анатольевна Глущенко, кандидат педагогических наук, доцент, Невинномысский гуманитарно-технический институт; Сергей Петрович Гарбузов, кандидат педагогических наук, доцент, Наталья Викторовна Пушкина, доцент, Екатерина Владимировна Бедеева, преподаватель, Армавирский государственный
педагогический университет
Аннотация
Актуальность материалов статьи обусловлено поиском перспективных подходов к решению проблемы использования педагогического потенциала физической культуры при подготовке детей к обучению в школе. Целью исследования является научное обоснование и апробация авторской методики формирования готовность ребёнка к обучению в школе. В качестве методов исследования