Контактная информация: Elvmiz @mail.ru.
Статья поступила в редакцию 22.12.2019
УДК 796.011
ЗНАЧИМОСТЬ ПРИКЛАДНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Вячеслав Васильевич Миронов, доктор педагогических наук, профессор, Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург; Альбина Ильмаровна Нестерова, старший преподаватель, Ольга Михайловна Кузнецова, преподаватель, Нахимовское военно-морское училище, Санкт-Петербург
Аннотация
В статье раскрыта значимость прикладно-ориентированной физической подготовки в военно-профессиональном самоопределении обучающихся общеобразовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации как потенциального кадрового резерва Вооруженных Сил Российской Федерации. Ценность предполагаемого оптимизированного содержания дисциплины «Физическая культура» определялась с учетом мнения преподавателей отдельной дисциплины Нахимовского военно-морского училища с филиалами и обучающихся 11-х классов для того, чтобы и те, и другие представляли механизм физического совершенствования нахимовцев на основе принципа «прозрачного ящика», когда известны «входные параметры» физической готовности кандидатов на военное обучение в образовательных организациях высшего образования МО РФ.
Ключевые слова: обучающиеся общеобразовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации, военно-профессиональное самоопределение, прикладно-ориентированная физическая подготовка.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2019.12.197-202
SIGNIFICANCE OF APPLIED-ORIENTED PHYSICAL TRAINING IN MILITARYPROFESSIONAL SELF-DEFINITION OF THE TRAINED IN GENERAL EDUCATION ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF DEFENSE OF THE
RUSSIAN FEDERATION
Vyacheslav Vasilievich Mironov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Military Institute of Physical Culture, St. Petersburg; Albina Ilmarovna Nesterova, the senior teacher, Olga
Mikhaylovna Kuznetsova, the teacher, Nakhimov Naval Academy, St. Petersburg
Abstract
The article reveals the importance of the applied-oriented training in military-professional self-determination of the students of general educational organizations of the Ministry of Defense of the Russian Federation as a potential personnel reserve of the Armed Forces of the Russian Federation. The value of the supposed optimized contents of the discipline "Physical Education " was determined taking into account the opinion of the teachers of the separate discipline of the Nakhimov Naval School with branches and the 11th grade students, so that both would represent the mechanisms for the physical improvement of Nakhimov cadets on the basis of the "transparent box" principle, when the "input parameters" of the morphofunctional state of schoolchildren of grade 5, who entered the NNS (Nakhimov Naval School) and their transformation into "output parameters" of the physical readiness of the candidates are known for military training in higher educational institutes of the Ministry of Defense of the Russian Federation.
Keywords: students of general educational organizations of the Ministry of Defense of the Russian Federation, military-professional self-determination, application-oriented physical training.
ВВЕДЕНИЕ
Анализ поступления выпускников общеобразовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации (далее - ОО МО РФ) 2018 года показал, что: 47,0% из них поступили в образовательные организации высшего образования Министерства обороны Российской Федерации (далее - ОО ВО МО РФ); 40,0% предпочли образовательные организации высшего образования; 7% поступили в образовательные организации высшего образования силовых структур; а 6% - в образовательные организации среднего профессионального образования [1].
Отсюда следует, что для достижения цели, стоящей перед педагогическими коллективами общеобразовательных организаций МО РФ, ставятся необыкновенно трудные задачи: по формированию у воспитанников заинтересованности к военным профессиям; воспитанию мотивации у них устойчивой мотивации к военной службе. Поэтому, формирование военно-профессионального самоопределения обучающихся превращается в наиважнейшую задачу многолетнего образовательного процесса, осуществляемого в общеобразовательных организациях МО РФ.
В научной отечественной литературе на сегодняшний день общепринято понимание сущности военно-профессионального самоопределения как мотивированного формирования человеком для себя модели собственного профессионального развития в рамках военно-профессиональной деятельности, осуществляемого в результате анализа собственно внутренних ресурсов, соотнесенных с требованиями профессии. Однако, такая модель собственного профессионального развития для того, чтобы быть эффективной должна перейти в разряд ценностных личностных смыслов (ориентиров). А таких определений в литературе не обнаружено [2].
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Огромный вклад в формирование военно-профессионального самоопределения обучающихся общеобразовательных организаций МО РФ может вносить оптимизированные направленность и содержание образовательного процесса, сориентированного на военно-профессиональное обучение, и в том числе дисциплина «Физическая культура». Через учебную дисциплину «Физическая культура», включающую практические занятия, спроектированные под служебно-прикладную физическую подготовку, возможно конструирование будущих профессиональных ситуаций, разрешение которых оказывает несомненное положительное влияние на психологическое, личностное и физическое становление будущего военного специалиста [2, 3]. Главной формой организации и проведения физической подготовки в данных учебных заведениях являются учебные занятия по дисциплине «физическая культура» [4].
Занятия по физической культуре проводятся в соответствии с образовательной программой по физической культуре, которая разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) образования. Программа состоит из следующих разделов: знания о физической культуре; физическое совершенствование. В раздел «Знания о физической культуре» (теоретический блок) входит изучение: социокультурных основ, психолого-педагогических основ и медико-биологических основ. Раздел «Физическое совершенствование» (практический блок) включает: физкультурно-оздоровительную деятельность и спортивно-оздоровительную деятельность. Спортивно-оздоровительная деятельность, в свою очередь, включает: гимнастику с элементами акробатики; лёгкую атлетику; спортивные игры; лыжную подготовку; плавание; элементы единоборств; прикладно-ориентированную подготовку. Прикладно-ориентированная физическая подготовка - это одно из направлений физической культуры человека. Она направлена на формирование профессионально значимых физических качеств, прикладных умений и навыков, которые способствуют подготовке занимающихся к профессиональной деятельности [9].
С целью изучения опыта построения учебно-тренировочного процесса по физической подготовке и определения оценки значимости упражнений прикладно-ориентирован-ной направленности в системе физического воспитания обучающихся в морских общеобразовательных организациях Министерства обороны Российской Федерации было проведено анкетирование, в котором приняли участие преподаватели отдельных дисциплин (физическая культура) Нахимовского военно-морского училища (включая филиалы) и обучающиеся 11 класса. Всего в опросе приняло участие 32 преподавателя отдельной дисциплины «Физическая культура)» Нахимовского военно-морского училища и 72 обучающихся 11 классов.
Результаты проведенного опроса и последующей обработки полученных данных показали, что на вопрос: «О необходимости включения в учебный предмет «Физическая культура» занятий прикладно-ориентированной направленности?» 52,7% респондентов из числа обучающихся и 93,7% преподавателей считают, что занятия по учебной дисциплине «Физическая культура» должны иметь прикладно-ориентированную направленность (рисунок 1). Данное обстоятельство, вне всяких сомнений, говорит о большом интересе обучаемых к занятиям с прикладно-ориентированной направленностью и важности поставленного вопроса для дальнейшего самоопределения выпускников и их отношения к военной службе.
□ "за" □"против"
93,7%
52,7%
47,2%
Преподаватели ОД (ФК) НВМУ
Обучающиеся 11 класса
Рисунок 1 - Результаты опроса преподавателей и обучающихся НВМУ по вопросу «О придании учебному предмету «Физическая культура» прикладно-ориентированной направленности»
На вопрос: «Как вы считаете с какого класса необходимо вводить упражнения, имеющие прикладно-ориентированную направленность в общеобразовательных организациях Министерства обороны Российской Федерации?» мнение респондентов разделилось. Большинство опрошенных высказались за широкое включение в содержание занятий по физической культуре физических упражнений с прикладно-ориентированной направленностью со следующих классов: 10-11 класс - 50,9%; 7-9 класс - 25,1%; 5-6 класс - 24,0% (рисунок 2).
81,3%
33,3%
29,2%
3,1%
15,6%
37,50%
5 - 6 класс 7 - 9 класс
□ Преподаватели ОД (ФК) НВМУ
10 -11 класс □ Обучающиеся
Рисунок 2
Результаты опроса преподавателей и обучающихся НВМУ по вопросу «О введении прикладно-ориентированных физических упражнений на различных этапах обучения»
На вопрос о ранжировании военно-прикладных навыков профессионально значимых для обучающихся в морских общеобразовательных организациях Министерства
обороны РФ ответы преподавателей ОД (ФК) НВМУ (включая филиалы) разделились, так как показано в таблице 1.
Таблица 1 - Ранговая структура военно-прикладных двигательных навыков, необходимых для эффективного использования средств физической подготовки в процессе формирования военно-профессиональной направленности у обучающихся в морских общеобразова-
Ранговое место (значимость) Военно-прикладный навык Ранговый показатель (%)
1 Спасение утопающего 80,8
2 Плавание в военной форме с макетом автомата 78,7
3 Плавание в комплекте № 1 70,7
4 Приемы защиты и самообороны в виде захватов, бросков, упреждающих ударов руками и ногами 63,6
5 Эстафеты с переноской груза /товарища 62,2
6 Ныряние в длину 59,4
7 Преодоление полосы препятствий 58,6
8 Ныряние в глубину 57,3
9 Ходьба по высокой и узкой опоре 56,9
10 Приемы самостраховки 56,8
11 Передвижение в висах и упорах на руках 48,7
12 Метание утяжеленных мячей весом 150 г и гранаты весом до 700 г на расстояние 45,7
13 Метание спасательного круга на дальность и точность 45,7
14 Освобождение от одежды в воде 45,0
15 Опорные прыжки через препятствия 37,9
16 Лазание по канату 36,7
17 Плавание в одежде 34,1
18 Игровые упражнения и эстафеты с набивным мячом 33,7
19 Бег с препятствиями 28,7
20 Длинный кувырок через препятствие 27,2
Тем не менее, в первые десять военно-прикладных двигательных навыков, имеющих более высокий ранговый показатель, вошли шесть приемов, необходимых и жизненно важных для личного состава Военно-Морского Флота: спасение утопающего, плавание в военной форме с макетом автомата, плавание в комплекте № 1, ныряние в длину, ныряние в глубину, ходьба по высокой и узкой опоре.
Это мнение преподавателей отдельной дисциплины «Физическая культура» НВМУ с филиалами было учтено при обосновании раздела «плавание» в опытной программе по физической культуре для нахимовцев 5-11 классов.
Для обучающихся 11 класса третий вопрос звучал так: «Какие физические упражнения прикладно-ориентированной направленности на Ваш взгляд, необходимо включить в занятия по плаванию 10-11 классов?» мнения респондентов распределились так, как показано на рисунке 3.
18%
10%
14%
30%
И Плавание на 100 м в военной форме с макетом
автомата Ш Спасение утопающего
□ Ныряние в длину
□ Плавание в комплекте № 1
28%
Рисунок 3 - Физические упражнения, необходимые для включения в раздел «Плавание» по отдельной дисциплине «Физическая культура» в 10-11 классе (ответы нахимовцев)
На вопрос о ранжировании физических качеств для военнослужащих Военно-Морского Флота ответы преподавателей разделились так, как показано на рисунке 4.
76,60%
64,80%
67,20%
46,80%
Быстрота Сила Ловкость Выносливость
Рисунок 4 - Значимость физических качеств для военнослужащих ВМФ по мнению респондентов
На вопрос о необходимости введения временных показателей для оценки прикладных навыков, включаемых в занятие по плаванию большинство обучающихся ответили утвердительно, а 48% отметили, что необходимо разработать и ввести нормативные требования к упражнению - плавание на 100 м в военной форме с макетом автомата.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, представленные выше результаты полученные в процессе исследования показали, что в целях повышения прикладности занятий необходимо включать при-кладно-ориентированные упражнения которые позволят подготовить обучающихся Нахимовского военно-морского училища к: высоким требованиям программ по физической подготовке для курсантов ВВМУЗ и других образовательных организаций высшего образования МО РФ; содержанию, методике обучения и критериям оценки их подготовленности по физической подготовке; высоким требованиям профессиональной деятельности для личного состава ВМФ к наличию прочно сформированных навыков плавания в обмундировании со спасательными средствами и без них, ныряния в длину и глубину, оказания помощи утопающему, транспортировки груза, работы в легко водолазном снаряжении. Тем самым большинство нахимовцев оценили военно-прикладные приемы и действия в условиях водной среды как социально значимые ценностные ориентиры в интересах своего самоопределения к профессии военного моряка.
ЛИТЕРАТУРА
1. Горемыкин, В.П. Готовить квалифицированные кадры - приоритетная задача/ В.П. Горе-мыкин // Вестник Военного образования. - 2019. - № 5 (20). - С. 4-9.
2. Асриев, А.Ю. Основные тенденции в разрешении проблемы военно-профессионального самоопределения / А.Ю. Асриев // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2007. - № 4 (31). - С. 27-30.
3. Приказ Министра обороны РФ от 21.07.2014 N 515 (ред. от 09.10.2015) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности в федеральных государственных общеобразовательных организациях со специальными наименованиями «президентское кадетское училище», «суворовское военное училище», «нахимовское военно-морское училище», «кадетский (морской кадетский) военный корпус» и в профессиональных образовательных организациях со специальным наименованием «военно-музыкальное училище», находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, и приема в указанные образовательные организации». - // URL : http://www.base.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70746052/ (дата обращения: 22.07.2019).
4. Приказ Министра обороны РФ № 352 от 30.10.2004 «Об утверждении наставления по физической подготовке и спорту для суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальных училищ и кадетских, морских кадетских, музыкальных кадетских корпусов Министерства обороны». - URL : https://dokipedia.ru/document/1722403 (дата обращения: 22.07.2019).
5. Приказ Министра обороны РФ от 21.04.2009 №200 (ред. От 31.07.2013) «Об утверждении Наставления по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации». - URL :
http://www.base.garant.ru/products/ipo/prime/doc/95845/ (дата обращения: 22.07.2019).
6. Боброва, Г.В. Роль внеурочных форм занятий и их классификация в системе физической подготовки воспитанников кадетских училищ / Г.В. Боброва // Научно-педагогическое обозрение. -2017. - № 3 (17). - С.108-115.
7. Приказ Министра обороны РФ от 7.04.2015 r. № 185 «Об утверждении Порядка и условий приема в образовательные организации высшего образования, находящиеся в ведении Министерства обороны Российской Федерации» - URL : https://base.garant.ru/71003986/ (дата обращения: 22.07.2019).
8. Виноград, Д.В. Профессиональная ориентация суворовцев и кадетов старших классов общеобразовательных организаций Министерства обороны РФ в процессе физического воспитания / Д.В. Виноград // Спортивный психолог. - 2015. - № 4 (39). -С. 83-86.
REFERENCES
1. Goremykin, V.P. (2019), "Preparing qualified personnel is a priority", Bulletin of Military Education, No. 5 (20), pp. 4-9.
2. Asriev, A.Yu. (2007), "The main trends in solving the problem of military-professional self-determination", Psychopedagogy in law enforcement, No. 4 (31), pp. 27-30.
3. Order of the Minister of Defense of the Russian Federation of July 21, 2014 No. 515 (as amended on October 10, 2015) "On the approval of the Procedure for the organization and implementation of educational activities in federal state educational institutions with special names "Presidential cadet school", "Suvorov military school", "Nakhimov naval school", "cadet (naval cadet) military corps " and in professional educational organizations with the special name "military music school" under the jurisdiction of the Ministry of Defense of the Russian Federation, and admission to these educational organizations", available at: http://www.base.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70746052/ (accessed 22.03.2019).
4. Order of Russian Defense Ministry of October 30, 2004 No. 352 "About the approval Physical training and sports manual for Suvorov military, Nakhimov naval, military music schools and cadet, naval cadet, music cadet corps of the Ministry of Defense of the Russian Federation", available at: http://www.base.garant.ru/6391601/ (accessed 22.03.2019).
5. Order of the Minister of Defense of the Russian Federation dated April 21, 2009 No. 200 (as amended on July 31, 2013) "On the Approval of the Manual on Physical Training in the Armed Forces of the Russian Federation", available at: http://www.base.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70746052/ (accessed 07.09.2019).
6. Bobrova, G.V. "The role of extracurricular forms of classes and their classification in the system of physical training of pupils of cadet schools", Scientific and pedagogical review, No. 3 (17), pp. 108-15.
7. Order of the Minister of Defense of the Russian Federation of April 7, 2015 No. 185 "On approval of the Procedure and conditions for admission to educational institutions of higher education administered by the Ministry of Defense of the Russian Federation", available at: https://base.garant.ru/71003986/ (accessed 05.01.2019).
8. Vinogradov, D.V. (2015), "Professional orientation of Suvorovites and senior cadets of general education organizations of the Ministry of Defense of the Russian Federation in the process of physical education", Sports psychologist, No. 4 (39), pp. 83-86.
Контактная информация: olenka_kuznetsova_93@mail.ru
Статья поступила в редакцию 22.12.2019
УДК 796.81
О ПУТИ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ СПОРТИВНОЙ БОРЬБЫ В СТУДЕНЧЕСКОЙ
СРЕДЕ
Вячеслав Дмитриевич Миронов, кандидат педагогических наук, профессор, заслуженный тренер СССР, заведующий кафедрой, Денис-Эрен Алтанович Калуч, магистрант, Российский университет транспорта, Москва
Аннотация
Количество спортсменов, занимающихся борьбой в тренировочных группах, ежегодно сокращается. Наша статья посвящена оценке перспективы развития спортивной борьбы в