Контактная информация: markfut@bk.ru
Статья поступила в редакцию 11.12.2018
УДК 796.011
СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАДЕТ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И
СПОРТА
Ольга Геннадьевна Румба, доктор педагогических наук, профессор, Военный институт физической культуры, г. Санкт-Петербург, Андрей Павлович Марин, капитан, преподаватель, Военная академия войсковой противовоздушной обороны Вооруженных Сил РФ имени Маршала Советского Союза А.М. Василевского, г. Смоленск
Аннотация
В статье представлены результаты исследования проблемы социализации воспитанников общеобразовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации (ОО МО РФ). Путём анализа специальной литературы обосновывается целесообразность решения проблемы средствами физической культуры и спорта, после чего выдвигается предположение о перспективности применения этих средств для обеспечения командного взаимодействия обучающихся, нацеленного на достижение общего результата в условиях решения военно-прикладных задач. В качестве способа реализации подобного педагогического влияния предлагаются организационно-методические приёмы построения учебного процесса по физической культуре с целью содействия социализации кадет. В рамках подготовительной работы к разработке приёмов проведены тестирование подростков 6-11 классов, обучающихся в учебных заведениях разного типа, и анкетирование преподавателей ОО МО РФ. Первичная проверка разработанных организационно-методических приёмов осуществлена в ходе двух лабораторных экспериментов на базе Кадетской спортивной школы Военного института физической культуры (КСШ ВИФК) со старшими подростками - кадетами 11-х классов. Основной педагогический эксперимент по внедрению разработанных организационно-методических приёмов в учебную программу дисциплины «Физическая культура» проведён в Нахимовском военно-морском училище (НВМУ) с младшими подростками - кадетами 7-х классов. Результаты этих исследований (поисковых, лабораторных, экспериментальных) подтвердили целесообразность осуществления направляемой социализации кадет средствами физической культуры и спорта и доказали эффективность разработанных организационно-методических приёмов, которые, согласно полученным данным, способствуют формированию у кадет преимущественно поведенческого компонента социализации. Исследование проведено в 2016-2018 гг. на базе Научно-исследовательского центра Военного института физической культуры в рамках НИР шифр «Социализация».
Ключевые слова: социализация, кадеты, педагогическое сопровождение социализации, средства физической культуры и спорта, организационно-методические приёмы.
SOCIALIZATION OF CADETS' PHYSICAL CULTURE AND SPORT MEANS
Olga Gennadyevna Rumba, the doctor of pedagogical sciences, professor, Military Institute of Physical Training, St. Petersburg, Andrei Pavlovich Marin, the captain, teacher, Military Academy of Army Air Defense of the RF Armed Forces, Smolensk
Annotation
The article presents the results of the study of the problem of socialization of students of educational institutions of the Ministry of Defense of the Russian Federation (EI MD RF). By analyzing the special literature, the feasibility of solving the problem by means of physical culture and sports is justified, after which an assumption is made that these tools are promising for ensuring team interaction of students, aimed at achieving the overall result in solving military-applied tasks. As a way to implement such a pedagogical impact, organizational and methodological techniques are proposed for constructing the educational process in physical culture in order to facilitate the socialization of the Cadet. As part of the preparatory work for
the development of techniques, testing of teenagers of 6-11 grades, studying in educational institutions of various types, and questioning of teachers of the EI MD RF. The initial verification of the developed organizational and methodological techniques was carried out in the course of two laboratory experiments on the basis of the Cadet sports school of the Military Institute of Physical Training (CSS MIPT) with older teenagers - 11th grade cadets. The main pedagogical experiment on the implementation of the developed organizational and methodological techniques in the curriculum of the discipline "Physical Education" was held at the Nakhimov Naval School (NNS) with younger teenagers - 7th grade cadets. The results of these studies (exploratory, laboratory, experimental) confirmed the feasibility of implementing the directed socialization of cadets by means of physical culture and sports and proved the effectiveness of the developed organizational and methodical techniques that, according to the data, contribute to the formation of the cadet mainly behavioral component of socialization. The study was conducted in 2016-2018 on the basis of the Research Center of the Military Institute of Physical Training in the framework of the research code "Socialization".
Keywords: socialization, cadets, pedagogical support of socialization, means of physical culture and sports, organizational and methodical techniques.
ВВЕДЕНИЕ
В последние десятилетия российское общество подвергается серьёзным системным и структурным изменениям, что выдвигает к молодому поколению новые требования, предполагающие иное профессиональное мышление, высокую мобильность, коммуникативную компетентность, высокий уровень социальной зрелости и личностного самоопределения. В этой связи актуализируется проблема социализации личности, сущность которой состоит «в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества» [7, С. 15]. При этом, поскольку многими специалистами социализация рассматривается как часть воспитания, ключевое значение для педагогики традиционно сохраняет социализация детей, подростков, молодёжи. В частности, Г.М. Андреева [1], выделяя до-трудовую, трудовую и послетрудовую стадии социализации, акцентировала внимание на важности направляемой социализации на этапе профессионального становления индивида
[4].
Значение направляемой социализации подрастающего поколения отражено в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ, в соответствии с которым ответственность за успешность этого процесса возложена на образовательные учреждения всех уровней [4]. Для средних специальных и высших учебных заведений данная ответственность особенно высока, поскольку именно в них осуществляется профессиональное становление молодёжи перед стартом в самостоятельную жизнь. Однако для них же типична проблема трудностей адаптационного периода, испытываемых обучающимися в связи с переходом в учебное заведение иного типа, отличающееся непривычными подходами к построению учебного процесса, требованиями к дисциплине, особенностями межличностных взаимоотношений с педагогами и сверстниками. Указанные трудности, по наблюдениям С.В. Башировой [2], отрицательно влияют на успешность освоения образовательных программ, профессиональное развитие, формирование ценностных жизненных ориентаций и пр. Автором подчёркивается, что «без целенаправленной работы по социализации проблемы в обучении не снимаются, а, как правило, накапливаются, приводя к различным негативным последствиям» [2, С.3].
Особым образом проблема социализации касается кадет, обучающихся в образовательных организациях Министерства обороны Российской Федерации (ОО МО РФ). Для них характерны специфические трудности адаптационного периода, связанные с поступлением в учебное заведение военизированного типа. Воспитанники переходят от жизни внутри семьи к жизни на казарменном положении, принимают нормы военной профессии, в числе которых дисциплина, регламент, строгая подчинённость. Иными словами, новыми для них оказываются не только специфика учебной деятельности, но и бытовая жизнь, и требования профессии, и сам факт принятия на себя «взрослых» обязанностей. Нередко перечисленные сложности адаптации проявляется в тревожности, конфликтности, разочаровании в профессии, негативные последствия от которых могут обусловить даже уход из
учебного заведения.
Анализ специальной литературы по проблеме социализации обучающихся показал наличие определённого педагогического опыта в этом вопросе, реализуемого в основном путём применения тех или иных подходов и технологий в обучении, а также путём создания соответствующих организационно-педагогических условий. В новейших исследованиях доказана положительная роль физической культуры в адаптации обучающихся к новой среде и формировании у них нравственных ценностей [4]. Перспективность физической культуры как инструмента социализации личности, на наш взгляд, подчёркивается тем обстоятельством, что она обладает связями с различными сторонами общественной, трудовой, культурной деятельности, в связи с чем является не только сферой проявления творчества и социальной активности, но также существенным фактором, способствующим формированию активного созидательного начала личности. Иными словами, потенциал физической культуры состоит в создании условий для деятельности, через которую развертывается процесс социализации личности, проявляющийся в переводе ценностей культуры общества в плоскость внутреннего содержания человека.
С учётом сказанного мы исходим из предположения, что направляемую социализацию воспитанников ОО МО РФ можно осуществлять с помощью средств физической культуры и спорта, основанных на командном взаимодействии обучающихся, нацеленном на достижение общего результата в условиях решения военно-прикладных задач.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводилось с января 2016 по февраль 2018 гг. и включало следующие этапы:
- теоретический - изучение проблемы по данным специальной литературы, планирование и подготовка поисковых, лабораторных, экспериментальных исследований;
- поисковый - тестирование подростков 6-11 классов, обучающихся в учебных заведениях разного типа, с целью выявления сходств и различий в социализированности школьников и кадет; анкетирование преподавателей ОО МО РФ с целью определения перспективных средств социализации кадет в процессе учебной деятельности;
- лабораторный - разработка организационно-методических приёмов построения учебного процесса по физической культуре с целью содействия социализации кадет и первичная проверка их эффективности в ходе двух лабораторных экспериментов на базе Кадетской спортивной школы Военного института физической культуры;
- экспериментальный - проведение основного педагогического эксперимента по внедрению разработанных организационно-методических приёмов построения учебного процесса по физической культуре в учебную программу седьмых классов Нахимовского военно-морского училища.
В ходе проведения исследования применялись следующие методы: анализ и обобщение данных специальной литературы, анкетирование, тестирование, социометрия, математическая обработка экспериментальных данных (ф*-критерий углового преобразования Фишера, ^критерий Стьюдента, и-критерий Манна-Уитни, апостериорный тест Тьюки).
Тестирование обучающихся проводилось весной 2016 года в Суворовском военном училище (СВУ), Нахимовском военно-морском училище (НВМУ), Кадетской спортивной школе Военного института физической культуры (КСШ ВИФК), средней общеобразовательной школе №548 Красносельского района г. Санкт-Петербурга (СОШ). Всего было опрошено 280 подростков, ответы которых были разделены на три возрастные группы (67 классы, 8-9 классы, 10-11 классы), чтобы проанализировать процесс социализации в динамике, определить специфику его протекания в разные возрастные периоды и наметить эффективные меры педагогического содействия.
Анкетирование преподавателей ОО МО РФ проводилось летом 2016 года среди преподавателей физической культуры (п=30) и преподавателей других учебных дисциплин (п=30). Было разработано два варианта анкеты, в которых первые вопросы были одинаковыми и ставили целью выяснить, применяют ли педагоги какие-либо технологии или приёмы, способствующие социализации обучающихся, и если да, то в чём их суть; считают ли они целесообразной разработку методических подходов, направленных на педагогическое содействие социализации, и если да, то в рамках каких учебных дисциплин следует их применять. Во втором варианте анкеты после перечисленных предлагались вопросы, направленные на конкретизацию специфики применения средств физической культуры и спорта для социализации кадет [8].
Лабораторные эксперименты по первичной проверке разработанных организационно-методических приёмов построения учебного процесса по физической культуре с целью содействия социализации кадет проводились в сентябре-декабре 2016 года на базе КСШ ВИФК с кадетами 11-х классов (п=28). Согласно рабочей программе дисциплины «Физическая культура», в 11а классе (п=16) апробация организационно-методических приёмов осуществлялась на материале раздела «Лёгкая атлетика», в 11б классе (п=12) - на материале раздела «Волейбол». В каждом классе было проведено по шесть экспериментальных занятий.
В педагогическом эксперименте организационно-методические приёмы были включены во все разделы учебной программы дисциплины «Физическая культура» для седьмых классов НВМУ: «Гимнастика и атлетическая подготовка» - 9 ч.; «Лыжная подготовка» - 8 ч.; «Спортивные единоборства и рукопашный бой» - 6 ч.; «Спортивные и подвижные игры: волейбол» - 4 ч.; «Лёгкая атлетика» - 9 ч.; «Плавание» - 12 ч. Всего в рамках эксперимента в период с января по май 2017 года было проведено 48 учебных занятий (по 3 занятия в неделю) в контрольной и экспериментальной группах (КГ и ЭГ). Разница между группами состояла только в том, что в ЭГ на каждом занятии применялись разработанные приёмы, в КГ - не применялись. К ЭГ были отнесены кадеты из 71-й и 73-й учебных групп (п=40); к КГ - кадеты из 72-й и 74-й учебных групп (п=41).
На всех этапах исследования социализированность испытуемых оценивалась по показателям внутреннего и внешнего проявлений социализации. В качестве критериев внутреннего проявления социализации выступали отношение к себе, представление о себе во временной перспективе, ценностные ориентации личности; в качестве критериев внешнего проявления социализации - отношение к школе, отношения с другими людьми, социометрический статус. Для оценки внутреннего проявления социализации применялись тест «Я в прошлом. Я в настоящем. Я в будущем» и Ценностный опросник Шварца. Для оценки внешнего проявления социализации - опросник «Отношение к школе», «Опросник межличностных отношений» Шутца, тест Томаса на конфликтность, социометрическая методика [5].
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Тестирование подростков 6-11 классов, обучающихся в учебных заведениях разного типа, показало, что основные отличия кадет от школьников проявляются в более выраженном ощущении гражданственности; в более позитивной оценке своего физического-Я; в более высоком значении ценности безопасности; в доминировании чувства усталости в адрес своего учебного заведения; в преимущественном использовании менее конструктивных стилей поведения в конфликтных ситуациях (соперничество и приспособление); в менее благоприятных взаимоотношениях внутри референтных групп. Сходства проявились в том, что в обеих выборках подростки определяют собственную идентичность достаточно дифференцированно с преобладанием позитивных субъективных самоописаний; ведущими типами ценностей для них являются доброта, самостоятельность, конформность; они в целом положительно относятся к своим учебным заведениям, хотя для большинства
главенствующим является чувство усталости; в межличностных взаимоотношениях типичны зависимость и колебания при принятии решений, потребность быть принятым в референтной группе, избегание глубоких эмоциональных отношений, приспособление в случае возникновения конфликтных ситуаций; внутри референтных групп более развиты личные взаимоотношения, чем деловые. В целом, по результатам данного исследования был сделан вывод, что у кадет когнитивный и аффективный компоненты социализации сформированы лучше, чем поведенческий, который следует корректировать первоочередным образом [5, 10].
Анкетирование преподавателей ОО МО РФ показало, что проблему социализации кадет большинство из них считают актуальной и стараются применять в своей работе соответствующие педагогические приёмы. Практически все отметили важность разработки методических подходов, направленных на содействие социализации обучающихся, суть которых, прежде всего, должна заключаться в развитии умения сотрудничать друг с другом и в формировании понимания и принятия общепринятых норм и правил. Наиболее перспективной дисциплиной для внедрения таких подходов респонденты считают физическую культуру, а наиболее подходящими разделами учебной программы дисциплины - разделы «Спортивные игры», «Гимнастика», «Лёгкая атлетика», «Единоборства». В числе перспективных названы средства, основанные на взаимодействии обучающихся (упражнения с партнёрами, эстафеты, игры) и организационно-педагогические условия, основу ко -торых составляет разделение обучающихся на команды для достижения общего результата посредством совместной деятельности [8].
На основании анализа и обобщения результатов поисковых исследований, данных специальной литературы и собственного педагогического опыта были разработаны и в ходе лабораторных экспериментов апробированы организационно-методические приёмы построения учебного процесса по дисциплине «Физическая культура», направленные на содействие социализации воспитанников ОО МО РФ (схема). Под «методическим приёмом» принято понимать элемент конкретного метода, выражающий умственные или практические действия учителя и учащихся в процессе обучения. В соответствии с классификацией методических приёмов, предложенной Н. М. Верзилиным, В. М. Корсунской [3] и подразумевающей дифференциацию приёмов на организационные, технические и логические, к организационно-методическим приёмам относятся действия учителя, направляющие внимание, восприятие и формы организации работы учеников.
ОРГАНИЗАЩЮННО-МЕТОДНЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ
Разделение обучающихся на команды для достижения общего результата в учебной деятельности ^ >
Назначение капитанов команд для управления деятельностью ей членов
г ■■ Применение игровых взаимодействий, тематика которых соответствует задачам учебного занятия
\ 1реДОСтавление командам заданий для самостоятельного выполнения
Ведение балльной системы оценивания общего результата команды
* ) 1оощрение команд, добившихся лучших результатов в группе
Схема - Организационно-методические приёмы построения учебного процесса по дисциплине «Физическая культура», направленные на содействие социализации воспитанников ОО МО РФ
Результаты лабораторных экспериментов на базе КСШ ВИФК доказали эффективность разработанных организационно-методических приёмов. В частности, у участвовавших в эксперименте кадет отмечена положительная динамика «Образа-Я», характеризующаяся увеличением количества прогрессивных суждений, усилением критического взгляда на себя в прошлом и оптимистических ожиданий от будущего, большей дифференциацией самооценок, увеличением значимости социально-ролевого статуса при сохранившемся преобладающем значении личностных качеств. Взаимоотношения внутри классов (референтных групп) заметно улучшились, что выразилось в развитии межличностных связей и расширении круга лиц, вовлечённых в деловое и личное общение, а также в положительной коррекции преимущественных стилей поведения в конфликтных ситуациях [6, 9]. Полученные данные, с одной стороны, в целом подтвердили важность педагогического содействия социализации кадет и возможность его осуществления средствами физической культуры и спорта. С другой стороны, позволили сделать вывод о перспективности дальнейшего развития применённого в исследовании на старших подростках методического подхода.
Результаты педагогического эксперимента, проведённого с младшими подростками, подтвердили эффективность разработанных организационно-методических приёмов. При этом важно обратить внимание, что достоверной положительной коррекции подверглись внешние проявления социализации кадет. Внутренние проявления социализации изменились незначительно, показав большую устойчивость.
Так, результаты теста «Я в прошлом. Я в настоящем. Я в будущем» в обеих группах свидетельствуют о характерной тенденции преобладания самоописаний субъективного характера, представляемых в основном достаточно дифференцировано (по 7-9 определений) и в прогрессе относительно временной перспективы, что свидетельствует о преимущественном интересе к своему внутреннему миру и общем позитивном взгляде на своё развитие. Результаты применения Ценностного опросника Шварца показали слабую дифференциацию ценностных ориентаций, разница в оценивании которых колеблется в пределах полутора баллов из девяти возможных. Наиболее высокое значение для кадет в обеих группах имеют ценности безопасности, достижения, самостоятельности. Результаты данных тестов, характеризующих внутреннее проявление социализации, после эксперимента остались почти без изменений. Вместе с тем, следует отметить увеличение количества положительных и уменьшение количества отрицательных описаний кадетами ЭГ своего социально-ролевого статуса в настоящем времени.
Результаты применения опросника «Отношение к школе» показали, что главенствующими чувствами и ощущениями в адрес своего учебного заведения у кадет являются усталость, уверенность в себе, спокойствие, радость, благодарность, симпатия к учителям, желание приходить, беспокойство. Все эти чувства, за исключением беспокойства, дважды подтвердили свои высокие позиции - в исходном и итоговом тестировании, что свидетельствует об общем положительном отношении кадет к своему учебному заведению. Положительная динамика в результатах применения опросника выразилась в достоверном приросте у кадет ЭГ ощущений спокойствия, уверенности в себе, желания приходить в своё учебное заведение и в достоверном снижении чувств беспокойства, страха, унижения. У кадет КГ достоверно снизилось чувство беспокойства. В итоговом тестировании показатели спокойствия и уверенности в себе достоверно выше в ЭГ, чувства усталости - в КГ.
Результаты социометрии также показали наличие положительных изменений в структуре деловых и личных отношений у кадет ЭГ. Об этом свидетельствует увеличение значений индекса психологической взаимности (ИПВ) и коэффициента безопасности взаимоотношений (КБВ); возрастание количества взаимных выборов подростками друг друга для делового и личного общения, а также количества предпочитаемых и принятых членов группы; сокращение количества не принятых членов группы. В КГ большинство показателей имеют отрицательную динамику (таблица).
Таблица - Результаты тестирования участвовавших в педагогическом эксперименте воспитанников седьмых классов НВМУ с применением социометрической методики_
Период тестирования (до/после эксперимента) Отношения ИПВ, у.е. КБВ, % Кол-во взаимных выборов Кол-во лидеров Кол-во предпочитаемых членов группы Кол-во принятых членов группы Кол-во непринятых членов группы
ЭГ (п=40): 71, 73 классы
71 группа (п=20)
До ДО 7,37 35 14 4 3 12 1
После ДО 10 45 19 5 4 11 0
До ЛО 9,47 40 18 0 8 12 0
После ЛО 11,05 60 21 2 10 8 0
73 группа (п=20)
До ДО 10,53 55 20 5 6 7 2
После ДО 13,68 60 26 4 8 8 0
До ЛО 10,53 40 20 2 6 12 0
После ЛО 13,16 55 25 0 11 9 0
КГ (п=41): 72, 74 классы
72 группа (п=21)
До ДО 9,05 52,38 19 4 7 8 2
После ДО 9,52 42,86 20 4 5 12 0
До ЛО 6,67 38,10 14 1 7 13 0
После ЛО 6,19 28,57 13 3 3 13 2
74 группа (п=20)
До ДО 11,05 50 21 1 9 9 1
После ДО 8,42 35 16 3 4 11 2
До ЛО 10 25 19 0 5 13 2
После ЛО 5,26 25 10 0 5 14 2
Примечание: ДО - деловые отношения, ЛО - личные отношения
Результаты применения опросника межличностных отношений Шутца позволили определить три характерные для кадет тенденции в выстраивании отношений: подчинение другим в общении; желание, чтобы другие проявляли интерес и принимали в своё общество; стремление находиться в обществе других людей. Интересно, что результаты применения этого опросника после эксперимента остались практически неизменными, хотя он, как и предыдущие два, характеризует внешнее проявление социализации. Тест Томаса в педагогическом эксперименте не применялся, поскольку для характеристики младших подростков он мало информативен.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведённое исследование подтвердило актуальность проблемы педагогического содействия социализации воспитанников ОО МО РФ и перспективность её решения средствами физической культуры и спорта.
Полученные экспериментальные данные свидетельствуют о том, что в качестве методической основы в этом случае следует рассматривать направленность на командное взаимодействие обучающихся, нацеленное на достижение общего результата в условиях решения военно-прикладных задач.
Разработанные организационно-методические приёмы построения учебного процесса по физической культуре, направленные на содействие социализации воспитанников ОО МО РФ, доказали свою эффективность в лабораторных экспериментах со старшими подростками, обучающимися в КСШ ВИФК, и в педагогическом эксперименте с младшими подростками, обучающимися в НВМУ
Педагогический эксперимент показал целесообразность применения разработанных организационно-методических приёмов при освоении всех разделов учебной программы дисциплины «Физическая культура». Их влияние на социализацию кадет проявляется в улучшении отношения к своему учебному заведению и взаимоотношений внутри
референтной группы, что следует расценивать как позитивные изменения внешнего проявления социализации, характеризующего сформированность её поведенческого компонента. При этом, поскольку именно поведенческий компонент, согласно результатам тестирования обучающихся разных учебных заведений, является у кадет менее сформированным по сравнению с когнитивным и аффективным, можно сделать вывод о том, что разработанные организационно-методические приёмы способствуют социализации кадет путём формирования у них преимущественно поведенческого компонента социализации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреева, Г.М. Социальная психология : учебник / Г.М. Андреева. - 3-е изд. - М. : Наука, 1994. - 325 с.
2. Баширова, С.В. Социализация студентов в учреждении высшего профессионального образования : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Баширова Светлана Викторовна. - М., 2007. - 197 с.
3. Верзилин, Н.М. Общая методика преподавания биологии / Н.М. Верзилин, В.М. Корсун-ская. - М. : Просвещение, 1983. - 384 с.
4. Кулешова, М.В. Педагогические условия социализации студентов в процессе двигательной активности : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04, 13.00.08 / Кулешова Мария Владимировна. - СПб., 2015. - 219 с.
5. Марин, А.П. Исследование социализированности воспитанников Кадетской спортивной школы Военного института физической культуры / А.П. Марин, О.Г Румба, Л.А. Григорович // Вестник Тамбовского университета. Серия : Гуманитарные науки. - 2016. - Т. 21. - Вып. 5-6 (157-158). -С. 121-134.
6. Марин, А.П. Организационно-методические приёмы построения учебного процесса по физической культуре с целью содействия социализации воспитанников общеобразовательных организаций МО РФ (на примере раздела «Волейбол») / А.П. Марин, О.Г. Румба // Сб. докл. итог. науч. конф. ППС за 2016 г. / под ред. В.Л. Пашута. - СПб., 2017. - Ч. 2. - С. 14-21.
7. Мудрик, А.В. Социализация вчера и сегодня / А.В. Мудрик ; Московский психолого-социальный институт. - М. : [б.и.], 2006. - 432 с.
8. Румба, О.Г. Результаты анкетирования преподавателей довузовских образовательных учреждений МО РФ по выявлению эффективных средств социализации обучающихся / О.Г. Румба, А.П. Марин // Олимпийский спорт и спорт для всех : материалы ХХ Междунар. науч. конгресса. 1618 декабря 2016 г., Санкт-Петербург - СПб. : ИПЦ Политехнического университета, 2016. - Ч. 2. -С. 742-746.
9. Румба, О. Г. Организационно-методические приёмы построения учебного процесса по физической культуре с целью содействия социализации воспитанников ДОУ МО РФ (на примере раздела «Лёгкая атлетика») / О.Г. Румба, А.П. Марин, Я.А. Колунтаева // Научные исследования в сфере физической подготовки и спорта в Вооруженных Силах: опыт и перспективы : материалы Все-рос. науч.-практ. конф., посвящ. 95-летию Т.Т. Джамгарова. 30 ноября 2016 г. / под. ред. А.Г. Щурова, О.Г. Румба, А.А. Горелова. - СПб., 2016. - Часть 2. - С. 43-53.
10. Румба, О.Г. Особенности внутреннего и внешнего проявлений социализации воспитанников Кадетской спортивной школы Военного института физической культуры / О.Г. Румба, А.П. Марин, А.Г. Харитонова // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2016. - № 4. - С. 47-56.
REFERENCES
1. Andreeva, G.M. (1994), Social psychology: textbook, Science, Moscow.
2. Bashirova, S.V. (2007), Socialization of students in the institution of higher vocational education, dissertation, Moscow.
3. Verzilin, N.M. (1983), General methods of teaching biology, Enlightenment, Moscow.
4. Kuleshova, M.V. (2015), Pedagogical conditions of socialization of students in the process of motor activity, dissertation, St. Petersburg.
5. Marin, A.P., Rumba, O.G. and Grigorovich, L.A. (2016), "Study of the socialization of students of the Cadet sports school of the Military Institute of Physical Culture", Bulletin of the Tambov University. Series of the Humanities, Vol. 21, No. 5-6 (157-158), pp. 121-134.
6. Marin, A.P. and Rumba, O.G. (2017), "Organizational and methodological methods of building the educational process in physical culture in order to facilitate the socialization of students of educational
institutions of the Ministry of Defense of the Russian Federation (on the example of the "Volleyball" section,) ", Sat. report total. scientific conf. PPS for 2016, under the editorship of V.L. Pashuta, VIFK MO RF, St. Petersburg, Part 2, pp. 14-21.
7. Mudrik, A.V. (2006), Socialization yesterday and today, Moscow Psychological and Social Institute, Moscow.
8. Rumba, O.G. and Marin, A.P. (2016), "The results of the survey of teachers of pre-university educational institutions of the Russian Defense Ministry to identify effective means of socialization of students", Olympic Sport and Sport for All: Mater. XX International scientific Congress, December 16-18, 2016, CPI Polytechnic University, St. Petersburg, Part 2, pp. 742-746.
9. Rumba, O.G., Marin, A.P. and Koluntaeva, Ya.A. (2016), "Organizational and methodological techniques for constructing the educational process in physical culture in order to promote the socialization of pupils of the DOW of the Ministry of Defense of the Russian Federation (using the section "Athletics")", Scientific research in the field of physical training and sports in the Armed Forces: experience and prospects: Mater. All-Russia. scientific-practical conf., dedicated. 95th anniversary of T.T. Dzhamgarov, November 30, 2016, under. ed. A.G. Shurov, O.G. Rumba, A.A. Gorelov, VIFK, St. Petersburg, Part 2, pp. 4353.
10. Rumba, O.G., Marin, A.P. and Kharitonova, A.G. (2016), "Features of the internal and external manifestations of socialization of students of the Cadet sports school of the Military Institute of Physical Culture ", Actual problems ofphysical and special training of law enforcement agencies, Vol. 4, pp. 47-56.
Контактная информация: RumbaOlga@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 19.12.2018
УДК 796.011
ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ НА ОСНОВЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ
Александр Альбертович Русаков, кандидат педагогических наук, доцент, Восточно-Сибирский филиал Российского государственного университета правосудия, г. Иркутск; Светлана Владимировна Романова, кандидат биологических наук, доцент, Иркутский государственный университет
Аннотация
В статье показаны пути реализации проблемы организации физического воспитания в вузе за счет индивидуальной направленности физкультурно-оздоровительных занятий студентов. Основными аспектами программного обеспечения выступали: формирование личностно-ценностной ориентации использования средств физкультурно-оздоровительной деятельности каждым студентом и когнитивная составляющая. Это позволило существенно повысить уровень как физической подготовленности, так и функционального развития и психической саморегуляции студентов.
Ключевые слова: физкультурное образование, двигательная деятельность, индивидуальная направленность, личностно-ориентированная физическая культура, студенты.
FORMATION OF INDIVIDUAL ORIENTATION IN THE FITNESS PURSUITS OF
STUDENTS
Alexander Albertovich Rusakov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
The East-Siberian branch of the Russian Academy of Justice, Irkutsk, Svetlana Vladimirovna Romanova, the candidate of biological sciences, senior lecturer,
Irkutsk State University
Annotation
The article shows the path to realizing the problems of physical education in universities at the expense of the individual focus of sports and recreational activities for students. The main aspects of the software were: the formation of personality value orientation in the use of funds of sports and recreational activities for each student and the cognitive component. This allowed a considerable increase in the level of both physical fitness and functional development and psychic self-regulation of the students.