Научная статья УДК 378
001 10.52070/2500-3488_2023_3_848_114 ¿^
Воспитательный потенциал вуза в подготовке будущих психологов
Н. в. Лебедева1, О. И. Донина2
1Московский государственный лингвистический университет, Москва, Россия [email protected]
2Ульяновский государственный университет, Ульяновск, Россия [email protected]
Аннотация.
Ключевые слова:
В статье рассматриваются вопросы воспитательного потенциала вуза как фактора успешности в подготовке будущих психологов, обосновывается актуальность содержания учебных дисциплин, современных образовательных технологий, андрагогического взаимодействия преподавателя-студента в рамках раскрытия возможностей воспитательного потенциала образовательного пространства вуза. Анализируются возможности и пути развития воспитательной работы университета, выделяется добровольчество как одно из актуальных и востребованных направлений, обладающих воспитательным потенциалом в работе со студенческой молодежью.
воспитательный потенциал, высшее учебное заведение, образовательный процесс, студенческая молодежь, будущие психологи, волонтерство
Для цитирования: Лебедева Н. В., Донина О. И. Воспитательный потенциал вуза в подготовке будущих психологов // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2023. Вып. 3 (848). С. 114-120. DOI 10.52070/2500-3488_2023_3_848_114
Original article
Educational Potential of the University in the Training of Future Psychologists
Nataliya V. Lebedeva1, Olga I. Donina2
1 Moscow State Linguistic University, Moscow, Russia [email protected]
2 Ulyanovsk State University, Ulyanovsk, Russia [email protected]
Abstract.
Keywords: For citation:
The article examines the educational potential of the university as a success factor of the training future psychologists, substantiates the relevance of the content of academic disciplines, modern educational technologies, andragogical interaction of the teacher-student in the framework of the educational potential of the University educational space. The possibilities and ways of developing the educational work of the university are analyzed, volunteerism is highlighted as one of the relevant and popular areas with educational potential in working with student youth.
educational potential, higher educational institution, educational process, student youth, future psychologists, volunteering
Lebedeva, N. V., Donina, O. I. Educational potential of the university in the training of future psychologists. Vestnik of Moscow State Linguistic University. Education and Teaching, 3(848), 114-120. 10.52070/2500-3488_2023_3_848_114
ВВЕДЕНИЕ
Новые реалии российского общества актуализируют вопросы гражданской позиции, патриотизма, нравственности, ценностей, духовности, культуры. Сегодня как никогда необходимым стало укрепление основ гражданственности. Всё это обращает наш взгляд в сторону системы образования в целом и высшего образования, в частности.
Необходимость перевода воспитательной деятельности в вузах на новый уровень обусловливают интерес ученых и практиков в области образования к данной проблеме. В настоящее время в дискурсе отечественных исследователей по вопросам работы со студенческой молодежью тема воспитательной деятельности в вузе занимает приоритетное место. Проблематика социализации, гражданской активности, ценностей молодого поколения отражена в научных трудах Л. Е. Адамовой, Л. М. Абдуловой, Ю. В. Гусева, Т. А. Полововой и других. На первый план выступают вопросы национальной безопасности, сохранение и укрепление ценностей российского государства, работы с молодежью. Это входит и в комплекс задач, стоящих перед системой современного высшего образования.
воспитательный потенциал образовательной деятельности: методологический взгляд
Воспитательный потенциал в рамках образовательной деятельности вуза с обучающимися рассматривается учеными с аксиологических, педагогических, психологических, образовательных позиций [Тимонин, 2007].
Содержание воспитательной работы со студенческой молодежью отражено, как правило, в таких направлениях педагогической деятельности, как:
- профессиональное и личностное развитие студентов в рамках образовательного процесса;
- включение студенческой молодежи в комплекс мероприятий гражданской и патриотической направленности;
- активное участие студентов в волонтерской деятельности;
- развитие студенческого самоуправления, самоорганизации;
- инклюзивное образование, взаимодействие с обучающимися с ограничениями жизнедеятельности;
- психологическая поддержка и психологическая помощь студентов;
- помощь в социально-психологической адаптации первокурсников, новых обучающихся;
- развитие межкультурной коммуникации в студенческой среде;
- проведение широкого спектра спортивно-оздоровительных мероприятий и информационной кампании по здоровому образу жизни;
- участие студенческой молодежи во внешних научных, образовательных проектах;
- развитие студенческих инициатив в вопросах социально значимых мероприятий;
- поддержка и развитие молодежных творческих коллективов и многое другое.
Мы согласны с научными убеждениями Л. С. Зни-киной и В. А. Боровцова, которые подчеркивают, что, к сожалению, роль воспитательной работы со студентами, несмотря на свою значимость, недооценивается и зачастую строится на количественных показателях, сохраняя «мероприятийный» подход. В настоящее время пока мы наблюдаем отсутствие в понимании результатов воспитательной деятельности в формировании личности гражданина, члена общества, будущего специалиста [зникина, Боров-цов, 2022]. Авторы считают, что особым обстоятельством, определяющим внимание к теме воспитательного потенциала вуза, является то, что ситуация в современном мире становится для системы образования в целом и высшего образования в частности серьезным испытанием «прочности» гражданского основания, национальной идентичности студенческой молодежи, ее гражданской ответственности, сохранения культурных ценностей и традиций [Зни-кина, Боровцов, 2022].
Рассматривая возможности воспитательного потенциала университета, Л. С. Зникина и В. А. Боровцов отмечают, что образовательное пространство вуза - это целостность образовательного и воспитательного процессов, реализация которых способствует формированию и развитию профессиональных и личностных компетенций студентов, их проактивной позиции к образованию, самообразованию и саморазвитию, соблюдение социальных норм и правил, что в результате характеризует становление конкурентоспособного специалиста и члена российского общества с высокими моральными и гражданскими ценностями по отношению к своей стране [Зникина, Боровцов, 2022].
Воспитательный потенциал вуза прежде всего находит отражение в учебных дисциплинах, во всех видах практик, в руководстве самостоятельной работой студентов, в проектной деятельности, волонтерских движениях, поддержании студенческих инициатив и т. д.
Каждая программа учебной дисциплины должна реализовываться с учетом принципов научной добросовестности, интеллектуальной последовательности, уважением к альтернативным
научным позициям. Помимо этого, воспитательный потенциал необходимо закладывать в содержание дисциплин.
В статье мы рассматриваем воспитательный потенциал вуза в рамках реализации образовательной программы по направлению подготовки 37.03.01 Психология. Сегодня особую значимость приобретают вопросы обучения психологов, способных к оказанию квалифицированной помощи людям, нуждающимся в психологической поддержке и помощи. Профессиональный портрет психолога многогранен, где помимо профессиональных компетенций особое место занимают и личностные качества, среди которых эмпатия, нравственные ценности, ответственность и др.
На кафедре психологии и педагогической антропологии Московского государственного лингвистического университета (далее МГЛУ), где реализуется указанная образовательная программа, каждая учебная дисциплина обладает воспитательным потенциалом. Но сегодня мы в качестве примера рассмотрим дисциплину «Специальная психология», где студенты знакомятся с основными направлениями специальной психологии, а именно логопсихологией (нарушения речи), сур-допсихологией (нарушения слуха), тифлопсихоло-гией (нарушения зрения), а также теоретическими и прикладными аспектами психологической помощи детям с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра и др. Особое внимание уделяется вопросам реабилитации и абилитации, социализации детей с особенностями развития, этики взаимодействия с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида. Студенты знакомятся с мерами социальной поддержки со стороны государства, предоставлением равных возможностей для людей с ограничениями жизнедеятельности, социальными проектами в области работы с инвалидами на федеральном и региональном уровнях. Роль психолога в вопросах взаимодействия с данной категорией граждан, бесспорно, важна. Очевидно, что содержание учебной дисциплины «Специальная психология» обладает воспитательным потенциалом.
Изучая вопросы воспитательной составляющей образовательного процесса в вузе, важно отметить роль всех видов практик. Особое внимание мы обращаем на производственную практику, когда обучающиеся погружаются в реалии работы психолога. Студенты кафедры проходят данную практику в общеобразовательных учреждениях города Москвы, колледжах, центрах помощи семьи и детям, центрах содействия семейному воспитанию и др. Обучающиеся наблюдают за работой психолога в реальной деятельности, видят
клиентов психолога и получателей социальных услуг, делают первые шаги под руководством руководителя практики в проведении групповых занятий, тренингов, участвуют в исследованиях, имеют возможность общения с людьми с ограничениями жизнедеятельности, нуждающимися в психологической помощи и поддержке. В процессе практики студенты часто взаимодействуют с детьми с особенностями развития в рамках инклюзивного образования, а в социальных уч -реждениях - с детьми из семей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях или социально опасном положении. Это дает возможность не только развивать навыки практического применения, полученных знаний в аудиториях, но и способствует формированию толерантности, нравственных ценностей, социального интеллекта. Ведь клиенты психолога - это люди, которые нуждаются в профессиональной помощи психолога. Сегодня это как никогда актуально. И понять значимость профессии практического психолога можно только в реальном взаимодействии с категориями граждан, обратившихся к психологу.
Важно отметить, что после прохождения практики часто студенты поддерживают взаимодействие со школами и социальными учреждениями в качестве волонтеров.
Исследуя воспитательный потенциал, стоит подчеркнуть значимость самостоятельной работы студента. Грамотное руководство самостоятельной работой обучающегося должно быть направлено на формирование и развитие у него самостоятельности, целеполагания, самоорганизации по постановке и выполнению поставленных задач, самодисциплины, работоспособности, ответственности, самоконтроля, самооценки. Самостоятельная работа студента также обладает воспитательным потенциалом. И это знает и понимает каждый преподаватель, но важно, чтобы это не сводилось к формализму, чтобы осуществлялась грамотная обратная связь от преподавателя с рекомендациями и направлениями будущего развития. Одной из задач преподавателя является активизация внутренней активности студента, его мотивации к постоянному профессионально-личностному развитию. Сегодня не требует доказательств, что непрерывное образование является составляющей в жизни каждого конкурентоспобного специалиста и человека, думающего о своем физическом и ментальном здоровье.
Таким образом, комплексный подход в преподавании, сочетающий образование и воспитание, формирует у студента-психолога представления о целостности мира, об общественном предназначении и роли психолога, оказывающего профессиональные психологические услуги.
Любое обучение носит воспитывающий характер, и каждый преподаватель это понимает и транслирует на своих занятиях. В настоящее время воспитание имеет стратегический характер в вопросах формирования сознания студенческой молодежи.
Воспитательный потенциал учебных дисциплин образовательной программы подготовки психологов - это комплекс возможностей, заложенных в содержании программ. Сегодня психология активно развивается во многих направлениях: существует большое количество научных психологических школ, актуализируется и появляется новый практический инструментарий психолога. Всё это способствует укреплению профессионального имиджа и социальной значимости профессии «психолог».
Необходимо отметить, что воспитательный потенциал психологических дисциплин способствует формированию профессионального самоопределения будущего психолога, что является важным компонентом профессиональной деятельности.
Между тем наблюдения показывают, что, к сожалению, недостаточно внимания уделяется воспитательному потенциалу учебного процесса. Сегодня перед профессорско-преподавательским составом ставится задача по усилению воспитывающей функции каждой учебной дисциплины образовательной программы.
Мы понимаем, что, дополняя друг друга, воспитание и обучение имеют одну общую цель - профессиональное и целостно-гармоничное развитие личности будущего психолога.
Полученные будущими психологами в аудитории на занятиях знания: представления, идеи, взгляды, имея подтверждения в личном опыте и практике студентов, становятся их убеждениями, смыслами, ценностями, позволяющими принимать самостоятельные и осознанные решения, осуществлять выбор линии поведения в конкретных жизненных и профессиональных ситуациях.
Одной из ключевых целей воспитания студенческой молодежи является формирование культуры. И. А. Зимняя определяет общую культуру как сложное системное образование, смыслообразую-щим ядром которого являются отношения (к миру, себе, другим, труду, природе) [Зимняя, 2010].
Понятие культуры многогранно, оно сочетает в себе культуру жизнеобеспечения, самоопределения (жизненного, личностного, профессионального), культуру труда, экономической, профессиональной, гражданской, патриотической, правовой, социальной, интеллектуальной, нравственной, экологической, художественной культуры, культуры общения и взаимоотношений, а также семейных
ценностей. Данное понятие для психологов составляет основу их будущей профессиональной деятельности.
Образовательная программа подготовки психологов располагает мощным воспитательным потенциалом, позволяющим формировать общую культуру личности, культуру психологической деятельности, культуру взаимодействия с людьми.
образовательные технологии
И АНДРАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕйСтВИЕ
преподаватель-студент
Анализируя вопросы воспитательного потенциала вуза по направлению подготовки 37.03.01 «Психология», отметим, что важное значение имеют и образовательные технологии. В первую очередь, следует выделить активные и интерактивные образовательные технологии, такие как тренинги, деловые игры, практикумы. Одной из образовательных технологий, используемой в рамках дисциплины «Специальная психология», является разбор кейсов. Так, на примере проекта «Ранняя помощь», реализуемого в Москве, будущие психологи разбирают кейсы по оказанию психологической помощи семьям, в которых рождается ребенок с нарушениями развития. Ранняя помощь - это комплекс медицинских, социальных и психолого-педагогических услуг для особых детей от рождения и до трех лет. В рамках проекта большая команда специалистов - педиатры, профильные врачи, дефектологи, реабилитологи, психологи, специалисты по работе с семьей - объединяют усилия, чтобы оказать помощь семье справиться с диагнозом ребенка, а новорожденному развиваться, несмотря на особенности. Студенты-психологи в процессе разбора кейсов проекта «Ранняя помощь» помимо знаний, необходимых для оказания психологической помощи семье и ребенку, формируют умения взаимодействия в команде. Каждый подобный кейс обладает воспитательным потенциалом.
На практических занятиях студенты в безопасной и экопсихологической обстановке развивают умения по ведению психологического консультирования, протоколированию хода обследования, оформления заключения по результатам реализации мероприятий социальной реабилитации / абилитации в рамках индивидуальных программ, мотивированию лиц с ограничениями жизнедеятельности к повышению их активности в процессе реабилитации, содействию мотивации на оптимальную независимость, самопомощь.
Данные образовательные технологии способствуют развитию способности профессионально
решать нестандартные задачи в условиях неопределенности (этим особенно отличается работа психолога), развитию креативного мышления. Современным образовательным технологиям свойственна активность познавательной деятельности обучающихся, тесная взаимосвязь теории и практики, развитие рефлексии, атмосфера доброжелательного сотрудничества, свободного взаимодействия, право на ошибку без осуждения, возможность в безопасной среде формировать компетенции, необходимые будущему психологу [Лебедева, 2017].
Эффективное использование воспитательного потенциала образовательного процесса диктует необходимость понимания и применения преподавателем андрагогического взаимодействия с обучающимися, включающего партнерство, соуправ-ление, самоуправление, сотворчество, позицию на равных. Мы согласны с убеждением С. Д. Резника, который подчеркивает, что сегодня обучение в образовательном пространстве носит характер обмена мнениями, взглядами, позициями. Преподаватель не является хранителем и транслятором научных знаний, он помогает ориентироваться в потоке стремительно обновляющейся информации. А вот равноправное общение становится обязательным условием подлинных субъектных отношений преподавателя и студентов [Резник, Игошина, 2021]. Общение в диалоговом формате с позицией на равных и совместная деятельность являются ключевыми факторами развития самосознания будущего психолога. Стоит отметить, что самосознание обучающегося выступает в качестве внутреннего личностного условия и предпосылки активности в обучении, а также основы саморегуляции и самоуправления.
Успешность андрагогического взаимодействия способствует развитию у будущих психологов ценностных установок и уважения к другим людям, формированию социального интеллекта, что особенно важно для работы психолога. Диалог не ограничивается простым общением участников образовательного процесса. Это еще и отношения, умения взаимодействовать.
Диалог в образовательном процессе, атмосфера сотворчества создают условия и основу для взаимообучения, взаимораскрытия как преподавателей, так и будущих психологов. В ходе обсуждений, дискуссий появляется новый опыт, знания, формируются убеждения, ценности, активность.
Фактором эффективного взаимодействия преподавателя и обучающихся в образовательном процессе выступает андрагогическая поддержка, которая представляет особый вид деятельности преподавателя вуза. Целью андрагогической поддержки является саморазвитие личности студента, раскрытие его внутреннего потенциала.
ВОЛОНТЕРСТВО КАК СОСТАВЛЯЮЩИЙ
компонент воспитательной деятельности в вузе
Рассматривая вопросы воспитательного потенциала вуза, стоит обратить внимание на волонтерскую деятельность, что особенно актуально для будущих психологов. Сегодня во всех высших учебных заведениях активно создаются специально организованные волонтерские центры, которые обладают необходимыми возможностями и готовностью включать студенческую молодежь в волонтерство.
Участие студентов в волонтерской деятельности, помимо оказания помощи в решении социальных проблем общества, способствует развитию социально значимых качеств студенческой молодежи, формирует активную жизненную позицию, нравственные ценности. Волонтерство, организованное в рамках высшего образовательного учреждения, создает возможности для молодежи, в нашем случае - для будущих психологов:
- приобретение определенных жизненных навыков;
- понимание смыслов социально значимой деятельности;
- получение опыта с категориями граждан, нуждающихся в поддержке и помощи государства и общества (трудная жизненная ситуация; семьи, находящиеся в социально опасном положении; взаимодействие с людьми с ограничениями жизнедеятельности и др.);
- формирование чувства реализации собственного потенциала;
- развитие гражданской активности и др. [Козель, Фомина, 2019].
Подчеркнем, что волонтерство представляет собой общественно-полезную деятельность, основанную на добровольном выборе, личной инициативе. Добровольчество является важным инструментом социализации молодежи: участие в волонтерской деятельности позволяет молодым людям увидеть многие социальные проблемы, о которых они и не подразумевали, попробовать и оценить собственные ресурсы в социально значимой деятельности.
В МГЛУ осуществляет активную деятельность волонтерский центр, направлениями которого являются социальное волонтерство, стихийное волонтерство, донорство, патриотическое волонтерство и др. Студенты-волонтеры МГЛУ принимают участие в различных городских мероприятиях: спортивных, событийных, культурных, патриотических, экологических. Так, к Дню Победы волонтеры стали участниками акций «Георгиевская ленточка», «Спасибо герою». В мае 2023 года в Москве впервые проходила акция «Улицы героев», в рамках
которой студенты-волонтеры МГЛУ вместе с другими участниками акции раздавали прохожим письма-треугольники с историями участников Великой Отечественной войны, чьими именами названы улицы столицы.
Участие будущих психологов в работе волонтерских центров позволит получить на выходе личность с активной жизненной позицией, ориентированной на помощь человеку, специалиста, подготовленного к выполнению психологической деятельности в условиях новой реальности. В современном российском обществе востребованы специалисты, владеющие высоким уровнем профессиональных компетенций, а также обладающие социальным интеллектом, заботящиеся о себе и других, ответственные за свою деятельность, люди с высокими моральными ценностями, нравственными установками по отношению к своей стране, обществу, люди, понимающие и думающие.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обобщая сказанное, важно отметить, что в настоящее время необходимым как никогда стало укрепление базовых основ гражданственности нашего общества. И именно образовательное учреждение как социальное пространство является воспитательным ресурсом, обладающим многими возможностями.
В образовательном пространстве вуза все учебные дисциплины обладают воспитательным потенциалом. Задача преподавателя состоит в профессиональном использовании содержания образования, фокусировании на значимых моментах той или иной учебной дисциплины с точки зрения воспитательной деятельности.
Решение задач по усилению воспитательного потенциала, помимо заложенного в содержании образовательных программ, требует от преподавателя:
- формирования у студентов целостной системы научных знаний;
- развития у будущих психологов способности непрерывного образования и постоянного профессионально-личностного развития;
- изучения социально-психологических особенностей студенческой молодежи и учебной группы;
- изучения индивидуальных особенностей студентов;
- диагностирования ценностных ориентаций студенческой молодежи;
- активного использования современных образовательных технологий;
- андрагогического взаимодействия со студентами;
- осуществления перспективного планирования стратегических, тактических и оперативных задач воспитательной деятельности и определения путей их решения;
- поиск, отбор и конструирование новых технологий воспитания с учетом особенностей современной студенческой молодежи и социально-экономических, политических условий развития российского общества;
- развития студенческого самоуправления, выявления лидеров, стимулирования и поддержку студенческих инициатив.
Вуз обладает воспитательным потенциалом, позволяющим формировать у студенческой молодежи духовно-нравственные ценности, гражданскую позицию, социальную активность, развивать важные профессиональные и личностные компетенции гражданина, человека, психолога.
список источников
1. Тимонин А. И. Социально-педагогическое обеспечение профессионального становления студентов гуманитарных факультетов университета: дис. ... д-ра пед. наук, Кострома, 2008.
2. Зникина Л. С., Боровцов В. А. К вопросу о реализации воспитательного потенциала вуза в процессе подготовки будущих специалистов // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 4 (95). С. 60-62.
3. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим и психологическим направлениям и специальностям. 3-е изд., пересмотр. М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та ; Воронеж : МОДЭК, 2010.
4. Лебедева Н. В. Современные образовательные технологии в дополнительном профессиональном образовании специалистов социальной сферы: учебное пособие. М.: ИДПО ДТСЗН, 2017.
5. Резник С. Д., Игошина И. А. Студент вуза: технологии и организация обучения: учебник / под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. С. Д. Резника. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2021.
6. Козель В. Н., Фомина С. Н. Технологии ведения волонтерской деятельности в вузах: учебно-методическое пособие. М.: Изд-во РГСУ, 2019.
references
1. Timonin A.I. (2008) Socio-pedagogical support of professional development of students of humanities faculties of the University: dis. ... Doctor of Pedagogical Sciences, Kostroma, 2008. (In Russ).
2. Znikina, L. S., Borovtsov, V. A. (2022) On the question of the realization of the educational potential of the university in the process of training future specialists. World of science, culture, education, 4(95), 60-62. (In Russ).
3. Zimnaya, I. A. (2010) Pedagogical psychology: textbook for universities: textbook for students of higher educational institutions studying in pedagogical and psychological directions and specialties. 3rd ed., revision. Moscow: Publishing House of the Moscow Psychological and Social Institute : Voronezh : MODEK. (In Russ).
4. Lebedeva, N. V. (2017) Sovremennye obrazovatel'nye tekhnologii v dopolnitel'nom professional'nom obrazovanii spetsialistov sotsial'noi sfery: uchebnoe posobie = Modern educational technologies in additional professional education of social sphere specialists: textbook. Moscow: IDPO DTSZN. (In Russ).
5. Reznik, S. D., Igoshina, I. A. (2021) Student vuza: tekhnologii i organizatsiya obucheniya = University student: technologies and organization of training : textbook / under the general ed. of Dr. of Economics, prof. S. D. Reznik. 5th ed, INFRA-M. (In Russ).
6. Kozel, V. N., Fomina, S. N. (2019) Tekhnologii vedeniya volonterskoi deyatel'nosti v vuzakh = Technologies of conducting volunteer activities in universities. Publishing House of RSSU. (In Russ).
информация об авторах
Лебедева Наталья Васильевна
доктор педагогических наук, доцент
профессор кафедры психологии и педагогической антропологии Московского государственного лингвистического университета
Донина Ольга Ивановна
доктор педагогических наук, профессор профессор кафедры психологии и педагогики Ульяновского государственного университета
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS Lebedeva Natalia Vasilevna
Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor
Professor of the Department of Psychology and Pedagogical Anthropology
Moscow State Linguistic University
Donina Olga Ivanovna
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
Professor of the Department of Psychology and Pedagogy
Ulyanovsk State University
Статья поступила в редакцию одобрена после рецензирования принята к публикации
13.03.2023 17.03.2023 15.05.2023
The article was submitted approved after reviewing accepted for publication