- организация комплексной подготовки студентов социальному взаимодействию в условиях конкуренции с ориентацией на освоение и использование методов и приемов сотрудничества;
- обеспечение непрерывной повышения компетентности педагогов в области задач, средств, методов развития конкурентных качеств студентов.
Литература:
1. Артюхина, А.И. Образовательная среда высшей школы как педагогический феномен (на материале проектирования образовательной среды медицинского университета): автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08 / Александра Ивановна Артюхина. Волгоград: Волгоградский государственный педагогичеакий университет, 2006. - 42 с.
2. Бояркина, Е.А. Физическое воспитание - фактор здоровьесберегающей образовательной среды / Е.А. Бояркина // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. - 2016. - № 2. - С. 59-62
3. Дружинина, А.А. Ресурсы образовательной среды вуза в формировании управленческой культуры студента -будущего социального работника / А.А. Дружинина // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. -2012. - № 6 (110). - С. 100-107
4. Лабинская, А.В. Подготовка конкурентоспособного специалиста в образовательных организациях высшего профессионального образования / А.В. Лабинская, М.Ю. Макаров // Пожарная и техносферная безопасность: проблемы и пути совершенствования. - 2020. - № 2 (6). - С. 244-248
5. Мысина, Г.А. Здоровьесберегающая образовательно-воспитательная среда вуза (опыт МГТУ им. Н.Э. Баумана) / Г.А. Мысина // Известия Уральского государственного университета. - 2010. - № 6 (85). - С. 68-76
6. Фатхутдинов, Р.А. Ориентация обучения на конкурентоспособность / Р.А. Фатхутдинов // Высшее образование в России. - 2017. - № 9. - С. 4.
7. Хазова, С.А. Образовательная среда вуза и оценка ее конкурентоформирующего влияния на студентов / С.А. Хазова, Е.А. Дрофа // Инновационные направления развития в образовании, экономике, технике и технологиях. Сборник статей Межрегиональной научно-практической конференции. В 2-х частях. Под общей редакцией В.Е. Жидкова. - Ставрополь: Издательство Ставролит, 2018. - С. 316-322
Педагогика
УДК 378
доктор педагогических наук, профессор Филимонюк Людмила Андреевна
ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь);
ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт» (г. Невинномысск)
магистрант Каржаубаева Александра Валентиновна
ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь);
магистрант Сигедова Светлана Владимировна
ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь)
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. Рассматриваются основные особенности процесса проектирования программ воспитательной работы в современных организациях высшего образования. Их изучение осуществляется с учётом ряда характерных черт развития нашей страны на протяжении трёх последних десятилетий, способствующих росту важности воспитательной работы для подготовки конкурентноспособного профессионала. Приводятся методологические подходы, с позиции которых необходимо осуществлять указанный процесс. Исследуются коррелирующие с ними принципы организации воспитательной деятельности в современном вузе. После завершения их обсуждения в статье говорится о структуре Примерной рабочей программы соответствующей деятельности. Даётся краткий анализ содержания каждого из шести её разделов.
Ключевые слова: высшее образование, воспитательная работа со студентами, программа воспитательной работы, проектирование воспитательной работы, студент, преподаватель.
Annotation. The designing educational work programs in modern higher education organizations process main features are considered. Their study is carried out taking into account a number of our country development characteristic features over the past three decades, contributing to the growing importance of educational work for the competitive professional training. Methodological approaches are given, from the position of which it is necessary to carry out this process. The principles of the educational activity organization in a modern university correlating with them are investigated. After completing their discussion, the article talks about the structure of the relevant activity Approximate Work Program. A brief analysis of its six sections content is given.
Key words: higher education, educational work with students, educational work program, educational work design, student, teacher.
Введение. Современное общество, в т.ч. на территории Российской Федерации, характеризуется рядом специфических тенденций, связанных с его переходом на постиндустриальную ступень развития (Л.М. Абдулова, Л.Е. Адамова, Г.И. Белошапка, Е.Н. Стрельчук) [2, С. 60-61]. В их числе показательно выглядят ускорение и непредсказуемый характер динамики большинства процессов, происходящих во всех сферах его жизни (Г.И. Белошапка, Д.О. Заречнев, С.В. Калинин, А.А. Левченко, Ю.Н. Чернов) [10, С. 93].
В таких условиях одной из важных задач деятельности отечественных организаций высшего образования должна стать подготовка будущих профессионалов к успешной работе в подобной социокультурной ситуации (Л.Е. Адамова, С.В. Калинин, Н.Е. Щуркова) [5, С. 114]. Таким образом, возрастает важность развития у студентов надпрофессиональных навыков. В связи с темой настоящей статьи в числе последних необходимо, прежде всего, отметить следующие:
- высокая социальная мобильность;
- готовность к развитию собственных профессиональных и личностных качеств на протяжении всей жизни (Е.И. Безрукова, М.Э. Волкова, А.И. Ивонина, Е.В. Кряжева, Ю.П. Поваренков, Л.К. Сальная) [11, С. 221].
Действенным средством формирования таких компетенций является воспитательная работа [12, С. 1091]. Особенностям её проектирования на современном этапе развития отечественной системы ВО посвящено наше исследование.
Изложение основного материала статьи. При проектировании программ воспитательной работы педагогам, администрации и методическим службам современных российских вузов следует понимать соответствующий процесс с позиций эффективной реализации четырёх методологических подходов (Табл. 1).
Таблица 1
Методологические подходы, необходимые к реализации в ходе воспитательной работы со студентами
современного вуза
Наименование Характеристика
Компетентностный Реализация данного подхода предполагает направленность воспитательного процесса на успешную интеграцию будущего специалиста в профессиональное сообщество при условии овладения им всеми необходимыми профессиональными и личностными компетенциями, а равно понимания социальной значимости своей миссии (С.Н. Гавров, О.Г. Лопатина, Н.В. Микляева, И.Г. Фомичева) [3, С. 25].
Системно-деятельностный Связан с необходимостью учёта специфики структуры воспитательной системы педагогического вуза в ходе проектирования программ и последующей организации соответствующей деятельности. В ходе его реализации необходимой представляется организация различных видов целенаправленной социально и личностно значимой активности обучающихся, направленной на поиск ценностей, норм, законов и правил организации жизни, учёбы, а в последствии - и работы, с целью формирования гражданской и профессиональной позиции выпускников, их становления субъектами различных видов собственной деятельности [4, С. 162].
Аксиологический Его реализация позволяет учесть в ходе проектирования, а в последствии - обеспечить концептуальное осмысление лицами, осваивающими программы высшего образования, гуманистических ценностных оснований своей будущей профессиональной деятельности. Это, в свою очередь, будет способствовать формированию их мировоззрения, опирающегося на систему ценностно-смысловых ориентиров и установок, принципов и идеалов, взглядов и убеждений, отношений и критериев оценки окружающего мира. В перспективе это позволит обеспечить функционирование профессионально значимого духовно-нравственного нормативно-регулятивного механизма всей их дальнейшей жизни и деятельности [9, С. 42].
Ситуационно-событийный Предполагает учёт при проектировании программ необходимости генерации воспитывающих ситуаций. Каждая из них становится событием с точки зрения будущего профессионала, так как, будучи наполненной ценностным содержанием, основана на диалогическом взаимодействии, объединяющем её участников в эмоциональном, деятельностном и ценностно-смысловом отношениях. Такие ситуации с необходимостью должны содержать те или иные социальные факторы, инициирующие проявление разнообразных духовных потребностей обучающихся, формирование у них рефлексии, способности к осмыслению и оценке, мотивов социально и личностно значимой деятельности, а также условий, необходимых для осуществления таковой [6, С. 179-180].
В ходе проектирования путей решения различных воспитательных задач важная роль должна отводиться созданию таких педагогических ситуаций, в которых учащиеся станут перед необходимостью осуществления духовного и нравственного выбора (О.Г. Лопатина, Н.В. Микляева, Н.Е. Щуркова). Их генерирование с большой вероятностью позволит обеспечить становление смысловой сферы личности и личностно-профессиональной позиции студентов [2, С. 61].
При планировании и организации воспитательной деятельности в пространстве современного вуза целесообразным представляется учёт ряда принципов, коррелирующих с приведёнными выше методологическими подходами [5, С. 113]. Охарактеризуем данные принципы (Табл. 2).
Таблица 2
Принципы организации воспитательной деятельности в современном вузе
Принцип Роль в проектировании и реализации программ воспитательной деятельности
Гуманистической направленности воспитательной работы Ориентирован на уважение личности и её суверенитета - высших ценностей педагогики и в целом правового общества [10, С. 94].
Демократизации воспитательного процесса Связан с предыдущим, нацелен на обеспечение соблюдения демократических норм по ходу формирования общей и профессиональной культуры студентов.
Социальной направленности Предполагает ориентацию воспитательной работы со студентами современного вуза на развитие у них социальной активности и соответствующих духовно-нравственных установок [12, С. 1090].
Полисубъектности Указывает на особенности учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в современном вузе, соответствующему процессу присущ полисубъектный характер.
Единства профессионального воспитания и обучения Предполагает усиление эмоционально-ценностных, мотивационных и когнитивных составляющих учебной, внеучебной и профессиональной деятельности.
Творческого начала Предусматривает приоритет разнообразной творческой деятельности в ходе профессионального и личностного развития лиц, осваивающих образовательные программы современных российских вузов. Последнее, в свою очередь, предполагает совместную творческую деятельность субъектов образовательных отношений [9, С. 42].
Индивидуально-личностной ориентации Утверждает необходимость ориентации на индивидуальный исходный уровень воспитанности и культуры каждого конкретного студента при отборе содержания, форм и методов воспитательной работы.
Рассмотрев основные подходы и принципы, которые необходимо учитывать при проектировании программ воспитательной работы с лицами, обучающимися в современных российских вузах, необходимо перейти к разговору о структуре Примерной рабочей программы соответствующей деятельности. Она должна включать шесть разделов (А.М. Кондаков, П.И. Пидкасистый, Н.Е. Щуркова).
В первом разделе, озаглавленном «Особенности организуемого в вузе воспитательного процесса», необходимо отразить специфику воспитывающей среды ОО [7, С. 67]. Соответственно, в нём должны быть описаны: ключевые особенности социокультурного окружения вуза; общие характеристики контингента обучающихся; источники возможного положительного или отрицательного влияния на духовно-нравственное состояние студентов; наиболее значимые социальные партнеры вуза [10, С. 94-95].
Исходя из вышеперечисленных положений, в этом разделе могут быть приведены оригинальные воспитательные находки, а также важные с точки зрения эффективного функционирования конкретной ОО принципы и традиции, определяющие ход воспитательной работы [6, С. 176].
В разделе «Цель и задачи воспитания» формулируются цель воспитательной работы. Здесь же приводятся задачи, которые вузу необходимо решить для её достижения. При этом цель должна быть конкретизирована применительно к особенностям каждого курса обучения студентов [8, С. 69]. Кроме того, применительно к каждому курсу можно выделить главную задачу воспитательной работы (Табл. 3).
Таблица 3
Главные задачи воспитательной работы на каждом курсе
Курс Главная задача
1 Ценностно-смысловое самоопределение учащихся [7, С. 67-68].
2-3 Профессионализация.
4-5 Профессиональная социализация студентов.
Корректно сформулированные цели и задачи воспитательной работы позволят организовать событийно насыщенную жизнь участников образовательного процесса ОО [8, С. 70].
В разделе под названием «Направления воспитательной работы» необходимо раскрыть основные особенности и традиции образовательной организации в соответствии с приоритетными направлениями воспитательной работы. К таковым относятся:
- духовно-нравственное;
- гражданско-патриотическое [3, С. 25-26].
При этом основу могут быть взяты также различные вариативные направления. В их числе:
- научно-образовательное;
- экологическое;
- профессионально-трудовое;
- здоровьесберегающее;
- культурно-просветительское [5, С. 116].
Возможным представляется планирование организации воспитательной работы и по иным профессионально и личностно значимым направлениям, ставшим традиционными для конкретной организации ВО.
Раздел «Виды деятельности обучающихся в воспитательной системе вуза» должен содержать информацию о том, какие приоритетные виды деятельности обучающихся будут реализовываться на практике по ходу функционирования воспитательной системы ОО [1, С. 45]. К ним относятся:
- учебно-исследовательская и научно-исследовательская деятельность;
- проектная деятельность;
- волонтерская деятельность [8, С. 74].
Пятый раздел, который называется «Виды, формы и содержание деятельности» посвящён тому, каким образом будет осуществляться достижение поставленных цели и задач воспитательной работы. Она может включать несколько основных и дополнительных модулей. В свою очередь, каждый из них ориентирован на одну из поставленных задач и соответствует одному или нескольким направлениям и видам деятельности субъектов образовательных отношений в воспитательной системе организации ВО [1, С. 46]. При этом основными модулями являются:
- «Институт кураторства и наставничества»;
- «Студенческое самоуправление и развитие студенческих клубов»;
- «Волонтерство»;
- «Учебно-профессиональная деятельность»;
- Противодействие экстремизму и ксенофобии в молодежной среде»;
- «Социокультурное творчество»;
- «Профессиональная социализация» [7, С. 69].
В качестве же дополнительных могут выступать следующие модули:
- «Вузовские медиа»;
- «Международное студенческое сотрудничество»;
- «Социально-педагогическое взаимодействие студенчества с лицами с инвалидностью и ОВЗ»;
- «Ключевые вузовские события и мероприятия» [12, С. 1091].
В ходе разработки рабочей программы воспитания вуз может включать в нее те дополнительные модули, которые помогут в наибольшей степени реализовать его воспитательный потенциал с учетом имеющихся материальных и кадровых ресурсов [5, С. 116]. Тот или иной дополнительный модуль может быть включён в рабочую программу при соблюдении следующих условий:
- в нём отражена реальная деятельность участников образовательных отношений [4, С. 167];
- этой деятельности присуща определённая значимость с точки зрения обучающихся и педагогов;
- она не может быть зафиксирована ни в одном из модулей, предлагаемых Примерной рабочей программой [1, С. 47-48].
В последнем разделе под заголовком «Мониторинг качества организации воспитательной деятельности» необходимо показать, каким образом осуществляется анализ планируемой и организуемой в пространстве ОО воспитательной работы.
Здесь следует привести перечень основных направлений самоанализа. Этот перечень может быть дополнен указанием на критерии, показатели и способы осуществления такового [6, С. 182]. На основе полученных данных выделяются перспективные траектории дальнейшего развития воспитательной системы.
Теперь необходимо подвести итоги исследования.
Выводы. Таким образом мы можем констатировать, что современное человеческое общество характеризуется некоторыми тенденциями, связанными с его переходом на постиндустриальную ступень. В их числе ускорение большинства процессов, происходящих во всех сферах его жизни и непредсказуемый характер их динамики.
В таких условиях одной из важных задач деятельности отечественных вузов должна стать подготовка студентов к осуществлению успешной профессиональной деятельности в подобной социокультурной ситуации. Таким образом, возрастает важность развития надпрофессиональных навыков.
В свою очередь, действенным средством их формирования является воспитательная работа.
В ходе её проектирования педагогам, администрации и методическим службам современных российских вузов следует подходить к соответствующему процессу с позиций эффективной реализации компетентностного, системно-деятельностного, аксиологического и ситуационно-событийного методологических подходов.
Также целесообразным представляется учёт ряда принципов, коррелирующих с указанными подходами. Среди них принципы: гуманистической направленности воспитательной работы; демократизации воспитательного процесса; социальной направленности; полисубъектности; единства профессионального воспитания и обучения; творческого начала; индивидуально-личностной ориентации.
Примерная рабочая программа воспитательной деятельности должна включать шесть разделов.
В первом из них, озаглавленном «Особенности организуемого в вузе воспитательного процесса», необходимо отразить специфику воспитывающей среды ОО.
В разделе «Цель и задачи воспитания» формулируются цель воспитательной работы. Здесь же приводятся задачи, которые вузу необходимо решить для её достижения.
В следующем разделе, «Направлениях воспитательной работы», подлежат раскрытию основные особенности и традиции образовательной организации в соответствии с приоритетными направлениями соответствующего аспекта деятельности ОО.
Раздел «Виды деятельности обучающихся в воспитательной системе вуза» должен содержать информацию о том, какие приоритетные виды деятельности обучающихся будут реализовываться на практике по ходу функционирования его воспитательной системы.
Пятый раздел, который называется «Виды, формы и содержание деятельности» посвящён тому, каким образом будет осуществляться достижение поставленных цели и задач воспитательной работы.
В последнем разделе под заголовком «Мониторинг качества организации воспитательной деятельности» необходимо показать, каким образом осуществляется анализ планируемой и организуемой в пространстве ОО воспитательной работы.
Литература:
1. Вдовиченко, А.А. Виды и формы профессионально ориентированной внеучебной деятельности будущих педагогов-математиков / А.А. Вдовиченко // Азимут научных исследований: педагогика и психология. -2021. - Т. 10. -№ 4(37). - С. 45-48
2. Зникина, Л.С. К вопросу о реализации воспитательного потенциала вуза в процессе подготовки будущих специалистов / Л.С. Зникина, В.А. Боровцов // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 4(95). - С. 60-62
3. Калинин, С.В. Проблема воспитания сотрудников полиции в образовательных организациях МВД России при внедрении компетентностного подхода / С.В. Калинин, А.А. Левченко, Б.А. Федулов // Мир науки, культуры, образования. -2022. - № 1(92). - С. 24-26
4. Камалеева, А.Р. Научно-методические основы когнитивной дидактики / А.Р. Камалеева // Научно-педагогическое обозрение. - 2021. - № 2(36). - С. 160-169
5. Мокрецова, Л.А. Воспитательное пространство педагогического вуза и школы: практика реализации / Л.А. Мокрецова, О.В. Попова, Н.А. Швец // Педагогическое образование в России. - 2021. - № 2. - С. 110-117
6. Пономарев, В.Д. Социально-культурная деятельность: государственная культурная политика и качество профессионального образования / В.Д. Пономарев, А.В. Шунков // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2016. - № 37. - С. 175-184
7. Тесленко, А.Н. Психологические основы воспитания учащейся молодежи / А.Н. Тесленко, М.Е. Жуматаев // Scitnce and Reality. - 2020. - №2. - С. 67-69
8. Титова, Г.Ю. Воспитательная работа на факультете как пространство формирования готовности студентов педвуза - будущих социальных педагогов к решению задач профессиональной деятельности / Г.Ю. Титова, А.В. Середа // Научно-педагогическое обозрение. - 2019. - № 1(23). - С. 67-77
9. Турдиева, Г.С. Методы организации электронных учебных ресурсов в образовательном процессе через платформу дистанционного обучения moodle / Г.С. Турдиева, М.А. Сулайманова // ACADEMY. - 2020. - № 5(56). - С. 40-43
10. Федулов, Б.А. Духовно-нравственные основы воспитания студенческой молодежи в педагогическом процессе / Б.А. Федулов, Д.О. Заречнев // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 2(93). - С. 92-95
11. Цымбалюк, А.Э. Анализ подходов к проблеме soft skills / А.Э. Цымбалюк // Педагогика и психология современного образования: теория и практика. Материалы конференции «Чтения Ушинского». - Ч. 1. - Ярославль: РИО ЯГПУ, 2019. - С. 219-224
12. Social and Cultural Transformation of Teacher Training Tools under Digitalization Conditions / E. Gnatyshina, A. Vorozheikina, V. Tsilitskiy [etc.] // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences. - 2019. - Pp. 1088-1093