Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ'

К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспитательный потенциал вуза / формирование будущих специалистов / педагогический инструментарий / матрица оценивания личностных достижений обучающихся / educational potential of university / formation of future specialists / pedagogical tools / matrix for evaluating students’ personal achievements

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Л.С. Зникина, В.А. Боровцов

В статье обоснована актуальность новых подходов к развитию воспитательного потенциала вуза в процессе формирования будущих специалистов. Акцентируется обстоятельство, что настоящее время стало для вузов, обладающих мощным воспитательным ресурсом, серьезным вызовом в условиях динамики изменений в обществе. Воспитательный потенциал рассматривается как совокупность возможностей единства образовательного и воспитательного процессов, реализация которых обусловливает формирование не только профессиональных компетенций обучающихся, но и их способность сохранять и укреплять традиционные иерархии российских гражданских ценностей в условиях постоянно меняющейся социальной и межкультурной среды, проблем «сетевого социума» и других контекстов образовательного процесса в вузе. В статье дано понятие педагогического инструментария исследуемого процесса и предложена матрица оценивания личностных достижений студентов в процессе воспитательной работы в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE ISSUE OF REALIZING THE EDUCATIONAL POTENTIAL OF THE UNIVERSITY IN THE PROCESS OF TRAINING FUTURE SPECIALISTS

The article substantiates relevance of new approaches to the development of educational potential of the university in the process of formation of future specialists. It is emphasized that the present has become a serious challenge for universities with a powerful educational resource in the context of the dynamics of changes in society. The educational potential is considered as a set of opportunities for the unity of educational and educational processes, the implementation of which determines the formation of not only the professional competencies of students, but also the ability to preserve and strengthen the traditional hierarchies of Russian civic values in a constantly changing social, intercultural environment, problems of “network society” and other contexts the educational process at the university. The article gives the contents of the concept of pedagogical tools of the process under study and offers a matrix for evaluating students’ personal achievements in the process of educational work at the university.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ»

9. Филонова В.В. Методика развития межкультурных умений студентов на основе кейс-метода. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2013.

10. Щербатых Л.Н. Метод casestudy в обучении английскому языку старшеклассников. Известия высших учебных заведений. Серия: Гуманитарные науки. 2013; Т. 4, № 3: 235 - 240.

11. Facione P. A. Critical Thinking: A Statement of Expert Consensus for Purposes of Educational Assessment and Instruction. The California Academic Press, 1990. References

1. Sidel'nik 'E.A. Osobennosti ispol'zovaniya metoda «Case Study» v obuchenii inostrannym yazykam v neyazykovom VUZe. Izvestiya Yuzhnogo federal'nogo universiteta. Tehnicheskie nauki. Tematicheskij vypusk. 2011: 129 - 135.

2. Prutchenkov A.S. Kejs-metod v prepodavanii 'ekonomiki v shkole. 'Ekonomika v shkole. 2007; № 2: 15 - 31.

3. Mihajlova E.A. Kejs i kejs-metod: Obschie ponyatiya. Marketing. 1999; № 1: 109 - 117.

4. Azimov 'E.G. Novyjslovar'metodicheskih terminoviponyatij: Teoriya ipraktika obucheniya yazykam. Moskva: IKAR, 2009.

5. Stepanova M.M. Primenenie metoda kejsov v obuchenii ustnomu perevodu. Vestnik PNIPU. Problemy yazykoznaniya i pedagogiki. 2018; № 4: 162 - 171.

6. Luzan E.N. Metod case-study v obrazovatel'nom processe vuza. Russian Journal of Education and Psychology. 2011; № 4: 47 - 48.

7. Egorova E.V. Metodicheskij potencial kejs-stadi dlya obucheniya strategicheskomu menedzhmentu. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2007; № 7: 73 - 76.

8. Krasikova E.N. Kejs-metod vstrukture isoderzhaniimetodicheskojkompetenciilingvista-prepodavatelya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Stavropol', 2009.

9. Filonova V.V. Metodika razvitiya mezhkulturnyh umenij studentov na osnove kejs-metoda. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2013.

10. Scherbatyh L.N. Metod casestudy v obuchenii anglijskomu yazyku starsheklassnikov. Izvestiya vysshih uchebnyh zavedenij. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2013; T. 4, № 3: 235 - 240.

11. Facione P. A. Critical Thinking: A Statement of Expert Consensus for Purposes of Educational Assessment and Instruction. The California Academic Press, 1990.

Статья поступила в редакцию 11.07.22

УДК 378

Znikina L.S., Doctor of Sciences (Pedagogy), Cand. of Sciences (Philology), Professor, Head of Foreign Languages Department, T.F. Gorbachev Kuzbass State Technical University (Kemerovo, Russia), E-mail: znikina@mail.ru

Borovtsov V.A., senior teacher, T.F. Gorbachev Kuzbass State Technical University (Kemerovo, Russia), E-mail: dekanat.gemf@yandex.ru

TO THE ISSUE OF REALIZING THE EDUCATIONAL POTENTIAL OF THE UNIVERSITY IN THE PROCESS OF TRAINING FUTURE SPECIALISTS. The

article substantiates relevance of new approaches to the development of educational potential of the university in the process of formation of future specialists. It is emphasized that the present has become a serious challenge for universities with a powerful educational resource in the context of the dynamics of changes in society. The educational potential is considered as a set of opportunities for the unity of educational and educational processes, the implementation of which determines the formation of not only the professional competencies of students, but also the ability to preserve and strengthen the traditional hierarchies of Russian civic values in a constantly changing social, intercultural environment, problems of "network society" and other contexts the educational process at the university. The article gives the contents of the concept of pedagogical tools of the process under study and offers a matrix for evaluating students' personal achievements in the process of educational work at the university.

Key words: educational potential of university, formation of future specialists, pedagogical tools, matrix for evaluating students' personal achievements.

Л.С. Зникина, д-р пед. наук, канд. филол. наук, проф., зав. каф. иностранных языков Кузбасского государственного технического университета имени Т.Ф. Горбачева, г. Кемерово, E-mail: znikina@mail.ru

В.А. Боровцов, ст. преп., Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева, г. Кемерово, E-mail: dekanat.gemf@yandex.ru

К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

В статье обоснована актуальность новых подходов к развитию воспитательного потенциала вуза в процессе формирования будущих специалистов. Акцентируется обстоятельство, что настоящее время стало для вузов, обладающих мощным воспитательным ресурсом, серьезным вызовом в условиях динамики изменений в обществе. Воспитательный потенциал рассматривается как совокупность возможностей единства образовательного и воспитательного процессов, реализация которых обусловливает формирование не только профессиональных компетенций обучающихся, но и их способность сохранять и укреплять традиционные иерархии российских гражданских ценностей в условиях постоянно меняющейся социальной и межкультурной среды, проблем «сетевого социума» и других контекстов образовательного процесса в вузе. В статье дано понятие педагогического инструментария исследуемого процесса и предложена матрица оценивания личностных достижений студентов в процессе воспитательной работы в вузе.

Ключевые слова: воспитательный потенциал вуза, формирование будущих специалистов, педагогический инструментарий, матрица оценивания личностных достижений обучающихся.

Актуальность социально-педагогического исследования воспитательного потенциала вуза обусловлена изменением ряда условий в специфике подготовки будущего специалиста. В настоящее время необходимым стало укрепление базовых основ гражданственности нашего общества. И именно образовательное учреждение как социальное пространство становится мощным воспитательным ресурсом, обладающим многими возможностями [1]. Особым обстоятельством, определяющим актуальность и внимание к данной теме, является то, что ситуация в мире в настоящее время становится для вузов, организующих процесс подготовки будущих специалистов, серьезным испытанием «прочности» гражданского основания, национальной идентичности обучающихся, их готовности отвечать интересам своих сограждан, обеспечивая жизнеспособность патриотических и культурных традиций.

Общая идея исследования, один из этапов которого представлен в данной статье, связана с поиском и обосновании комплекса средств, обеспечивающих развитие воспитательного потенциала вуза в процессе подготовки специалиста. Цель исследования этого этапа - раскрыть возможности воспитательного потенциала вуза; обосновать комплекс критериев для оценки личностных качеств обучающихся как результат воспитательной работы в вузе. Авторами учтено, что любая статья имеет ограничительные рамки для изложения своих научных

наработок и предложений, что не позволяет полностью раскрыть научную идею. Тем не менее на данном этапе работы задачи исследования формулируем следующим образом:

- аргументировать направления деятельности вуза по развитию воспитательного потенциала в формировании будущего специалиста;

- раскрыть понятие педагогического инструментария исследуемого процесса;

- охарактеризовать матрицу оценивания личностных достижений студентов в процессе воспитательной работы в вузе.

Новизна исследования в рамках представленной статьи заключается в рассмотрении данной проблемы с позиций выявленного противоречия между потребностью образовательных учреждений в развитии воспитательного потенциала вуза и необходимостью разработки форматов конкретного педагогического инструментария. Практическая значимость исследования определена разработкой одного из компонентов педагогического инструментария - матрицы оценивания личностных достижений студентов в процессе воспитательной работы в вузе с учетом условий постоянно меняющейся социальной и межкультурной среды, проблем «сетевого социума» и других контекстов образовательного процесса в вузе.

Динамика изменений современного социума и необходимость их учета в образовательном процессе обусловили интерес многих исследователей к данной проблеме. Сегодня в педагогических работах отечественных исследователей предметом особого анализа стали воспитательные аспекты современного вуза. Проблемы социализации, трудностей выбора ценностных ориентаций молодого поколения, вопросы социальных отношений, сетевого информационного «шума» и сложностях профессионального выбора отражены в работах Адамовой Л.Е., Абдуловой Л.М., Белошапка ПИ., Перлах И.В., Гусева Ю.В., Полововой Т.А., За-песоцкого А.С. и других [2-6]. Особо важным для субъектов обучения является их активность в сфере человеческой жизнедеятельности, выражение своих интересов и позиций [5, с. 192]. Очевидно, что вопросы национальной безопасности, сохранение и укрепление иерархии ценностей своего государства становятся в приоритете задач образовательных учреждений. Всё чаще и чаще мы стали говорить о национальных, нравственных отношениях внутри нашего общества, о необходимости педагогического сопровождения обучающихся в их личностном становлении при соблюдении интересов социума [7, с. 44].

Педагогический потенциал воспитательной работы вуза со студентами рассматривается исследователями с позиций аксиологических, образовательных, методических и воспитательных ресурсов [8, с. 5].

Традиционно выраженную сущность воспитательной работы вуза со студентами принято представлять в следующих направлениях педагогической деятельности:

- профессионально-личностное развитие обучающихся;

- организация широкого спектра мероприятий гражданской направленности;

- социально-культурное воспитание;

- поведенческий аспект и этическое направление в воспитании;

- межкультурная составляющая и этнический компонент в образовательном процессе вуза;

- спортивно-оздоровительные мероприятия;

- создание творческих коллективов;

- профилактика различного рода негативных зависимостей и др.

К сожалению, являясь важными составляющими воспитательной работы вуза со студентами, управление образовательного учреждения строится на количественных показателях, сохраняя «мероприятийный» подход и не позволяя видеть результаты воспитания в формировании будущего специалиста.

В терминах нашего исследования воспитательный потенциал мы рассматриваем как совокупность возможностей единства образовательного и воспитательного процессов, реализация которых обусловливает формирование профессиональных компетенций обучающихся, их активной позиции к образовательной и самообразовательной деятельности, соблюдение социальных норм и правил, определение ценностных ориентиров и гражданской позиции в современном социуме, что в комплексе характеризует становление будущего специалиста [9].

Приведенное авторское понятие педагогического воспитательного потенциала мы рассматриваем в контексте ряда факторов, которые при организации процесса воспитательной работы в вузе являются важными. Эти факторы базируются на явном несоответствии на сегодняшний день между ориентированностью педагогической науки на подготовку специалистов, владеющих сформированными на высоком уровне профессиональными компетенциями, и наличием научных разработок, рассматривающих подготовку специалистов с позиций реализации воспитательного ресурса вуза.

Это следующие факторы:

- выраженность социальных и гражданско-патриотических требований к выпускнику вуза;

- учет особенностей сетевого общения и уровня информационного «шума»;

- необходимость поиска новых форм и подходов к единению образовательной и воспитательной составляющих при подготовке будущих специалистов.

Таким образом, с учетом условий динамики политических, экономических и социально-этических изменений в обществе, в условиях становления неоднородного сетевого информационного окружения организация воспитательно-образовательного процесса в вузе должна быть направлена на сохранение и укрепление традиционной иерархии российских гражданских и патриотических ценностей. Необходимым, на наш взгляд, становится поиск новых форм и методов актуализации воспитательных ресурсов вуза, представляющих собой комплекс составляющих педагогического инструментария.

Несмотря на динамичность терминологического аппарата педагогической науки, понятие «педагогический инструментарий» достаточно новое в исследованиях наших ученых. В работах мы встречаем термины «педагогические технологии», «инструменты педагогического воздействия», «педагогические техники и тактики», что очень близко подходит к используемому в зарубежной педагогике термину pedagogical tools («педагогические инструменты»), однако расходится с вариантами трактовок нашего термина педагогического инструментария. В результате подробного анализа этого понятия как относительно новой категории в отечественной педагогике сделан вывод, что исследуемый термин несет в себе более ёмкое значение, чем мы выражаем в понятиях техник, методов, средств, приемов: «...это связано с потребностью отразить комплексность и связность взаимодополняющих понятий. Основным компонентом является инструментарий, а уточняющим его содержание - педагогический» [10].

Поскольку мы говорим о специфике воспитательного потенциала вуза при формировании современного специалиста, очевидно, что компоненты (инструменты) педагогического инструментария, применяемого для решения задач по использованию ресурсов вуза, должны быть комплексом, отвечающим следующим принципам организации воспитательной работы вуза:

- студент-партнёр;

- планирование гражданско-патриотических мероприятий на основе поко-ленческой теории;

- проектирование качественно новых мероприятий с учетом постоянно меняющейся социальной, межкультурной среды, проблем «сетевого социума»;

- реализация молодежной политики с учетом современных требований работодателя к выпускнику.

Для оценки обучающимися интереса и значимости воспитательных мероприятий в формировании их компетенций, необходимых для будущей профессиональной деятельности, нами был разработан комплект диагностирующих опросников и анкет Большинство респондентов-студентов (78%) оценили перечисленные выше направления воспитательной работы вуза как интересные и нужные. Но особо значимым было то, что студенты не только дали оценку проводимым мероприятиям, но и выявили необходимость организации более интересных проектов, отметив тем самым недостаточный уровень организации в вузе некоторых мероприятий. По итогам бесед выделены следующие аспекты, требующие особого внимания:

- педагогическое сопровождение в вопросах гражданско-правового характера;

- содействие социально-коммуникативной адаптации;

- учёт мнений и интересов студентов в планировании внеучебной работы в вузе;

- помощь куратора в решении различных вопросов, особенно на первом курсе;

- организация воспитательных и внеурочных мероприятий в общежитии;

- педагогическая поддержка в организации студенческого самоуправления;

- системные встречи с потенциальными работодателями для знакомства с меняющимися требованиями к выпускникам на рынке труда.

Промежуточным этапом исследовательской работы явилась разработка матрицы оценивания личностных достижений обучающихся в соответствии с предложенными принципами организации воспитательной работы в вузе (табл. 1).

Таблица 1

Матрица оценивания личностных достижений обучающихся

№ п/п Категория оценивания Кластер индикаторов

1. Аналитическое мышление - анализирует проблему; выявляет причину; - проводит поиск необходимой информации; систематизирует её; - оценивает ситуацию; - приводит аргументы в пользу своей точки зрения; - предлагает пути решения выявленной проблемы

2. Творчество и командное взаимодействие - адекватно оценивает собственные возможности для работы в команде; - активно взаимодействует с сокурсниками (окружающими); - предлагает творческие проекты (подходы); - участвует в распределении ролей в командной работе

3. Гражданский и патриотический аспекты - выражает гражданскую позицию в соответствии с нормами и правилами социального и политического формирования своего государства; - выстраивает корректное общение с представителями других культур и конфессий; - готов отстаивать патриотические позиции, выражать свои ценностные установки; - не допускает (в поступках и общении) проявлений экстремизма в своем окружении и форм насилия

4. Профессиональное самоопределение - определяет точки роста профессионального развития; - оценивает собственные достижения в соответствии с требованиями рынка; - планирует профессиональную деятельность с позиций «учение сквозь всю жизнь»

будущего выпускника стали главным педагогическом вызовом, стоящим перед образованием и воспитанием в наших вузах. Важным в организации образовательного процесса должно быть сохранение и укрепление традиционной иерархии российских гражданских ценностей с учетом условий динамики изменений в обществе и становления сетевого информационного окружения. Существенным становится поиск новых форм и методов актуализации воспитательных ресурсов вуза, представляющих собой комплекс составляющих педагогического инструментария. Дальнейший планируемый этап исследования в рамках формирующего эксперимента предполагает разработку, актуализацию и оценку конкретных форм педагогического инструментария по развитию воспитательного потенциала вуза в формировании будущего специалиста.

Перспективность исследования рассматривается с позиций меняющейся социально-культурной среды, проблем гражданско-патриотического характера, особенностей «сетевого социума» и других контекстов, в которых реализуется процесс воспитания будущего выпускника вуза.

1. О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся. Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45788

2. Адамова Л.Е., Абдулова Л.М. Воспитательный процесс в современном вузе. Донской государственный аграрный университет. Ростов-на-Дону, 2005.

3. Белошапка ГИ. Особенности социализации личности в деятельности современных молодежных объединений. Вестник. Научный журнал Сургутского государственного педагогического университета, 2010; № 1 (8): 24.

4. Герлах И.В. Развитие воспитательного потенциала молодежных общественных организаций средствами социально-культурной деятельности. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2008.

5. Гусев Ю.В., Половова Т.А. Общество и образовательная среда: проблемы формирования системы ценностей. Философия образования. 2010; № 2 (310).

6. Запесоцкий А.С. Университет как социально-педагогическая система. Известия Российской академии образования. 2008; № 1 (8): 43.

7. Шайденко Н.А. Воспитание студенческой молодежи в педагогическом вузе. Педагогика. 2010; № б: 44 - 50.

8. Тимонин А.И. Концептуальные основы социально-педагогического обеспечения профессионального становления студентов вуза. Кострома, 2007.

9. Зникина Л.С., Боровцов В.А. Организационно-методическая культура педагога современного вуза в условиях полилингвального образовательного пространства. Теоретические и прикладные вопросы лингвообразования. Кемерово, 2020: 20 - 27.

10. Стрельчук Е.Н. Педагогический инструментарий: сущность, употребление и роль понятий в российской и зарубежной педагогике. Перспективы науки и образования. 2019; № 1 (37).

References

1. O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» po voprosam vospitaniya obuchayuschihsya. Federal'nyj zakon ot 31.07.2020 № 304-FZ. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45788

2. Adamova L.E., Abdulova L.M. Vospitatel'nyjprocess v sovremennom vuze. Donskoj gosudarstvennyj agrarnyj universitet. Rostov-na-Donu, 2005.

3. Beloshapka G.I. Osobennosti socializacii lichnosti v deyatel'nosti sovremennyh molodezhnyh ob'edinenij. Vestnik. Nauchnyj zhurnal Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2010; № 1 (8): 24.

4. Gerlah I.V. Razvitie vospitatel'nogo potenciala molodezhnyh obschestvennyh organizacij sredstvami social'no-kul'turnoj deyatel'nosti. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2008.

5. Gusev Yu.V., Polovova T.A. Obschestvo i obrazovatel'naya sreda: problemy formirovaniya sistemy cennostej. Filosofiya obrazovaniya. 2010; № 2 (310).

6. Zapesockij A.S. Universitet kak social'no-pedagogicheskaya sistema. Izvestiya Rossijskoj akademii obrazovaniya. 2008; № 1 (8): 43.

7. Shajdenko N.A. Vospitanie studencheskoj molodezhi v pedagogicheskom vuze. Pedagogika. 2010; № б: 44 - 50.

8. Timonin A.I. Konceptual'nye osnovy social'no-pedagogicheskogo obespecheniya professional'nogo stanovleniya studentov vuza. Kostroma, 2007.

9. Znikina L.S., Borovcov V.A. Organizacionno-metodicheskaya kul'tura pedagoga sovremennogo vuza v usloviyah polilingval'nogo obrazovatel'nogo prostranstva. Teoreticheskie i prikladnye voprosy lingvoobrazovaniya. Kemerovo, 2020: 20 - 27.

10. Strel'chuk E.N. Pedagogicheskij instrumentarij: suschnost', upotreblenie i rol' ponyatij v rossijskoj i zarubezhnoj pedagogike. Perspektivy nauki i obrazovaniya. 2019; № 1 (37).

Статья поступила в редакцию 01.07.22

УДК 377.5

KozyrZ.O., teacher, Maritime College Admiral F.F. Ushakov State Maritime University (Novorossiysk, Russia), E-mail: zemfira.kozyr@mail.ru

PEDAGOGICAL MODEL OF REALIZATION OF EDUCATIONAL POTENTIAL IN THE PROCESS OF DISTANCE TEACHING OF COLLEGE CADETS. The

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

proposed article reveals the main provisions of a pedagogical model of realization of educational potential in the process of distance teaching of cadets at a maritime college. The relevance of the article is determined by a set of factors, among which: the increasing popularity of distance learning practice in modern conditions both in foreign countries and in the Russian Federation; the urgent need for conceptual provisions of the organization of educational work with students in the conditions of distance learning; the lack of a pedagogical model for the realization of the educational potential of secondary vocational educational institutions in the process of distance learning of cadets and students. Research objectives are to clarify the essence of the terms "model" and "modeling"; to determine the main approaches to pedagogical modeling; to substantiate and develop a new pedagogical model for the realization of educational potential in the process of distance learning of naval college cadets. The purpose of the article is to outline the main provisions and the component composition of the pedagogical model, which allows creatively applying the educational resource of the educational institution in the interests of qualitative educational impact on the cadets of the maritime college in the process of distance learning. The scientific novelty and practical significance of the research lies in the proposal of an innovative pedagogical model that allows organizing educational work with students of the secondary vocational education system in the conditions of distance learning.

Key words: cadet, model, modeling, distance learning, education, educational potential, maritime college, educational potential.

З.О. Козырь, Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, преп. Морского колледжа, г. Новороссийск,

E-mail: zemfira.kozyr@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА В ПРОЦЕССЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ КОЛЛЕДЖА

В предлагаемой статье освещены основные положения педагогической модели реализации воспитательного потенциала в процессе дистанционного обучения курсантов морского колледжа. Актуальность статьи определена совокупностью факторов, среди которых возрастание популярности практики дистанционного обучения в современных условиях как в зарубежных странах, так и в Российской Федерации; острая потребность в концептуальных положениях организации воспитательной работы с учащейся молодежью в условиях дистанционного обучения; отсутствие педагогической модели реализации

5. Сетевая коммуникация - правильно оценивает негативный контент в сети Интернет; - осуществляет сетевую коммуникацию и взаимодействие в рамках сетевой культуры в форме «правильного» сетевого следа

б. Здоровьесбережение и безопасность жизнедеятельности - осознанно следует правилам здорового образа жизни и экологической целесообразности; - ведет деятельность в соответствии с требованиями техники безопасности как в профессиональной, так и в бытовой сферах

В заключение отметим, что динамика социально-культурных изменений современного общества и необходимость следования им в процессе подготовки

Библиографический список

б2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.