Научная статья на тему 'ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК ОСНОВА CASE STUDY В ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ'

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК ОСНОВА CASE STUDY В ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
173
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессионально ориентированное обучение / иностранный язык / метод кейсов / художественная литература / бакалавриат / критическое мышление / неязыковые вузы / мотивация / компетенции / иностранный язык для специальных целей / профессиональное общение / professional communication / professionally oriented learning / critical thinking / non-language departments / motivation / competence / LSP / foreign language / case study / imaginative literature

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н А. Загрядская

Статья посвящена возможности использования технологии Case Study в профессионально ориентированном обучении иностранному языку в вузе. Особое внимание уделяется возможности составления кейсов на основе произведений аутентичной художественной литературы, обсуждается целесообразность такого подхода при обучении студентов-филологов. Автор дает определение Case Study, останавливается на специфике использования данной технологии в обучении иностранным языкам, приводит традиционную структуру кейсов. В статье рассматривается потенциал использования художественной литературы в преподавании иностранных языков в разных аспектах. Акцент делается на повышении уровня мотивации обучающихся. Далее предлагаются примеры кейсовых заданий, основанных на произведениях англоязычной литературы XX века, а именно – приключенческих повестях Э. Блайтон. Далее обосновывается их актуальность для подготовки будущих педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Н А. Загрядская

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CASE STUDY BASED ON IMAGINATIVE LITERATURE IN TEACHING ENGLISH FOR SPECIAL PURPOSES

The article deals with a problem of applying Case Study technique while teaching English to students of pedagogical departments as a part of professionally oriented learning. Particular attention is paid to using imaginative literature as a source of material for building up cases. Its advantages and disadvantages are considered. The relevance of such work with future teachers is discussed. The author gives a description of the Case Study technique and suggests a possible structure of a case. Definitions, given by various scientists for different branches of science, are considered, their relevance to the present study is mentioned. Features of the style of imaginative literature and its potential for developing different kinds of skills are touched upon. Its potential in motivating students is emphasized and disclosed. Works by E. Blyton are suggested as a possible source of the material. A sample case study based on imaginative literature of the 20th century is offered for consideration and analyzed. Some experience of applying it in classroom is shared.

Текст научной работы на тему «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК ОСНОВА CASE STUDY В ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ»

9. Adigozalova L.Kh. Modern tendencies in professionally oriented teaching of foreign languages. Sport Science Journal. 2021; Vol. 3, № 3: 80 - 84.

10. Душко М.С. Мотивация освоения иностранного языка как компонент личностной готовности студентов к профессиональной деятельности тренера. Диссертация ... кандидата психологических наук. Краснодар, 2015.

11. Барсукова Н.В. Повышение уровня знаний студентов вузов физической культуры по олимпийской проблематике в процессе обучения иностранному языку. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Хабаровск, 2002.

12. Ниязова ГЮ. Статус иностранных языков в Азербайджане после распада СССР Клио. 2015; № 6 (102): 101 - 105.

13. Тагиева Э.С. К вопросу формирования аудитивных навыков у иностранных студентов на начальном этапе обучения русскому языку как иностранному (РКИ). Sport Science Journal. 2019; Т. 1, № 3: 80 - 84.

14. Shahbazova A.N. How to improve EFL learners' listening comprehension. Sport Science Journal. 2021; Vol. 3, № 3: 80 - 84.

15. Мурадалиева Л.А. Использование видеоматериалов на уроках английского языка. Sport Science Journal. 2018; Т. 3. № 2: 80 - 84.

16. EF English Proficiency Index. A Ranking of 112 Countries and Regions by English Skills. - Education First Ltd., 2021. Available at: https://www.ef.com/wwen/epi/

17. Об утверждении «Стратегии развития азербайджанской молодежи в 2015-2025 годах. Распоряжение Президента Азербайджанской Республики. 26.01.2015. Available at: https://azertag.az/ru/xeber/Rasporyazhenie_Prezidenta_Azerbaidzhanskoi_Respubliki0b_utverzhdenii_Strategii_razvitiya_azerbaidzhanskoi_molodezhi_v_2015_2025_ godah-829662

18. Масалкова Э.В. Обучение общению на английском языке студентов факультета физической культуры. Диссертация ... кандидата психологических наук. Пятигорск, 2006.

19. Колотов В.Я., Михеев А.И. Особенности обучения иностранному языку в военном институте физической культуры. Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгаф-та. 2007; № 5 (27): 47 - 53.

References

1. Glembockaya Ya. Yazykovaya podgotovka studentov vuzov fizicheskoj kul'tury k rabote v usloviyah mezhdunarodnyh sorevnovanij i trenirovochnyh sborov. Aktual'nyeproblemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 2015; № 2-2: 78 - 80.

2. Nye J.S. Soft power: the evolution of a concept. Journal of Political Power. 2021; Vol. 14, Issue 1: 196 - 208.

3. Pashaeva G.M. Yazykovoe izmerenie soft power. Diskurs-Pi. 2014; T. 11, № 1: 75 - 82.

4. Korotina N.Yu. Podhody k izmereniyu «myagkoj sily». Diskurs-Pi. 2014; T. 11, № 4: 56 - 61.

5. Bagmanova N.I. Osobennosti professional'no-napravlennogo obucheniya inostrannomu yazyku studentov neyazykovyh special'nostej. Kazanskij vestnikmolodyh uchenyh. 2018; T. 2, № 5 (8): 93 - 95.

6. Kuleshov A.V., Gorohova A.M. Ispol'zovanie metodiki CLIL pri obuchenii inostrannomu yazyku v neyazykovom vuze. Obrazovatel'naya deyatel'nost' vuza v sovremennyh usloviyah: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-metodicheskoj konferencii. 2019: 198 - 205.

7. Tokareva E.Yu. Predmetno-yazykovoe integrirovannoe obuchenie kak metodika aktivizacii processa obucheniya inostrannomu yazyku. Voprosy metodiki prepodavaniya v vuze. 2017; T. 6, № 22: 81 - 88.

8. Simonova K.Yu., Eliseeva Yu.S., Blinova E.S. Metodicheskie aspekty yazykovoj podgotovki sportsmenov. Sborniki konferencij NIC «Sociosfera». 2019; № 38: 127 - 131.

9. Adigozalova L.Kh. Modern tendencies in professionally oriented teaching of foreign languages. Sport Science Journal. 2021; Vol. 3, № 3: 80 - 84.

10. Dushko M.S. Motivaciya osvoeniya inostrannogo yazyka kak komponent lichnostnoj gotovnosti studentov k professional'noj deyatel'nosti trenera. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Krasnodar, 2015.

11. Barsukova N.V. Povyshenie urovnya znanij studentov vuzov fizicheskoj kul'tury po olimpijskoj problematike v processe obucheniya inostrannomu yazyku. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Habarovsk, 2002.

12. Niyazova G.Yu. Status inostrannyh yazykov v Azerbajdzhane posle raspada SSSR. Klio. 2015; № 6 (102): 101 - 105.

13. Tagieva 'E.S. K voprosu formirovaniya auditivnyh navykov u inostrannyh studentov na nachal'nom 'etape obucheniya russkomu yazyku kak inostrannomu (RKI). Sport Science Journal. 2019; T. 1, № 3: 80 - 84.

14. Shahbazova A.N. How to improve EFL learners' listening comprehension. Sport Science Journal. 2021; Vol. 3, № 3: 80 - 84.

15. Muradalieva L.A. Ispol'zovanie videomaterialov na urokah anglijskogo yazyka. Sport Science Journal. 2018; T. 3. № 2: 80 - 84.

16. EF English Proficiency Index. A Ranking of 112 Countries and Regions by English Skills. - Education First Ltd., 2021. Available at: https://www.ef.com/wwen/epi/

17. Ob utverzhdenii «Strategii razvitiya azerbajdzhanskoj molodezhi v 2015-2025 godah. Rasporyazhenie Prezidenta Azerbajdzhanskoj Respubliki. 26.01.2015. Available at: https:// azertag.az/ru/xeber/Rasporyazhenie_Prezidenta_Azerbaidzhanskoi_Respubliki0b_utverzhdenii_Strategii_razvitiya_azerbaidzhanskoi_molodezhi_v_2015_2025_godah-829662

18. Masalkova 'E.V. Obuchenie obscheniyu na anglijskom yazyke studentov fakul'teta fizicheskoj kul'tury. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Pyatigorsk, 2006.

19. Kolotov V.Ya., Miheev A.I. Osobennosti obucheniya inostrannomu yazyku v voennom institute fizicheskoj kul'tury. Uchenyezapiskiuniversiteta imeniP.F. Lesgafta. 2007; № 5 (27): 47 - 53.

Статья поступила в редакцию 17.07.22

УДК 378.147

Zagryadskaya N.A., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Moscow Region State University (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

CASE STUDY BASED ON IMAGINATIVE LITERATURE IN TEACHING ENGLISH FOR SPECIAL PURPOSES. The article deals with a problem of applying Case Study technique while teaching English to students of pedagogical departments as a part of professionally oriented learning. Particular attention is paid to using imaginative literature as a source of material for building up cases. Its advantages and disadvantages are considered. The relevance of such work with future teachers is discussed. The author gives a description of the Case Study technique and suggests a possible structure of a case. Definitions, given by various scientists for different branches of science, are considered, their relevance to the present study is mentioned. Features of the style of imaginative literature and its potential for developing different kinds of skills are touched upon. Its potential in motivating students is emphasized and disclosed. Works by E. Blyton are suggested as a possible source of the material. A sample case study based on imaginative literature of the 20th century is offered for consideration and analyzed. Some experience of applying it in classroom is shared.

Key words: professional communication, professionally oriented learning, critical thinking, non-language departments, motivation, competence, LSP, foreign language, case study, imaginative literature.

Н.А. Загрядская, канд. филол. наук, доц., Московский государственный областной университет, г. Москва, Е-mail: [email protected]

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК ОСНОВА CASE STUDY В ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Статья посвящена возможности использования технологии Case Study в профессионально ориентированном обучении иностранному языку в вузе. Особое внимание уделяется возможности составления кейсов на основе произведений аутентичной художественной литературы, обсуждается целесообразность такого подхода при обучении студентов-филологов. Автор дает определение Case Study, останавливается на специфике использования данной технологии в обучении иностранным языкам, приводит традиционную структуру кейсов. В статье рассматривается потенциал использования художественной литературы в преподавании иностранных языков в разных аспектах. Акцент делается на повышении уровня мотивации обучающихся. Далее предлагаются примеры кейсовых заданий, основанных на произведениях англоязычной литературы XX века, а именно - приключенческих повестях Э. Блайтон. Далее обосновывается их актуальность для подготовки будущих педагогов.

Ключевые слова: профессионально ориентированное обучение, иностранный язык, метод кейсов, художественная литература, бакалавриат, критическое мышление, неязыковые вузы, мотивация, компетенции, иностранный язык для специальных целей, профессиональное общение.

В настоящее время подготовка учителя иностранного языка требует решения значительного числа непростых задач. Реалии современности предполагают необходимость овладения обучающимися все более сложными компетенциями как в области педагогической подготовки, так и в сфере освоения преподаваемого предмета, то есть иностранного языка. При этом приходится с сожалением констатировать тот факт, что мотивация студентов во многих случаях остается достаточно низкой, несмотря на то, что речь идет об их будущей профессии. Таким образом, обучающему нужно ответить на вопрос о том, как мотивировать студентов к более успешному освоению выбранной ими профессии, создав при этом условия, способствующие лучшему овладению профессиональными компетенциями. В этой связи приведенное ниже исследование может представлять определенную актуальность.

В данной статье будет предпринята попытка рассмотреть возможность использования метода Case Study при подготовке студентов-бакалавров, обучающихся по направлению «Педагогическое образование», профиль «Русский язык и иностранный (английский) язык». Определенная новизна данного исследования состоит в том, что в нем предлагается использовать кейсы, основанные на аутентичной англоязычной литературе, объединив, таким образом, работу с англоязычным текстом и разбор определенной педагогической ситуации.

Объектом исследования выступает процесс обучения иностранному языку будущих педагогов с использованием кейсов, основанных на англоязычной художественной литературе.

В качестве предмета исследования рассматриваются особенности использования Case Study на основе художественной литературы для формирования навыка критического мышления с последующим выходом в диалогическую и монологическую речь.

Цель исследования состоит в выявлении особенностей использования кейс-технологии на основе художественной литературы при обучении иностранному языку студентов педагогического направления.

В задачи исследования входит: 1) изучить понятие и особенности технологии «Case Study»; 2) дать понятие критического мышления; 3) рассмотреть возможности создания кейсовых заданий на основе англоязычной художественной литературы с целью формирования у будущих педагогов-филологов критического педагогического мышления в последующим выходом в диалогическую и монологическую речь.

Для реализации исследовательских задач были использованы аналитический, описательный и сравнительный методы исследования.

Практическая значимость работы состоит в возможности применения ее результатов на занятиях по дисциплинам «Иностранный язык» и «Практика иностранного языка»» при обучении будущих учителей английского языка.

Метод Case Study, возникший в первой половине прошлого века для обучения в сфере бизнеса и управления, уже сравнительно давно применяется в обучении по самым разным направлениям, включая иностранные языки. Существуют различные определения понятия Case Study. По определению Э. Сидельник, это «метод активного проблемно-ситуативного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач - ситуаций» [1, с. 131]. А. Прутченков дает следующее определение метода: «...кейс-стади - многоэтапный процесс знакомства с реальной (или смоделированной) сложной проблемой, ее коллективное обсуждение и последующее представление своего взгляда на ее решение перед всей аудиторией» [2, с. 24]. Интересным представляется определение, данное Е.А. Михайловой, считающей кейс-метод следует рассматривать как синергети-ческую технологию, суть которой состоит в «подготовке процедур погружения группы в ситуацию формирования эффектов умножения знания, инсайтного озарения, обмена открытиями» [3, с. 113]. Применительно к иностранному языку традиционной является трактовка Э.Г. Азимова и А.Н. Щукина. Case Study определяется как «вид технологии обучения, основанный на использовании наборов (кейсов) текстовых, аудиовизуальных и мультимедийных учебных материалов» [4, с. 93]. Наконец, М.М. Степанова считает, что сегодня Case Study «понимается как метод создания учебных ситуаций, основанных на реальном опыте практической деятельности в конкретной профессиональной сфере» [5, с. 163]. Вышеупомянутый метод имеет множество преимуществ. Но, очевидно, самыми значительными из них являются вариативность решений и возможность погрузиться в жизненную или близкую к жизненной ситуацию. При решении кейса не может быть одного правильного ответа. Всегда есть несколько вариантов, которые можно обсуждать. Задача преподавателя - не проверить правильность ответов, а направить студентов на получение разных способов решения и организовать дискуссию [б]. Можно сказать, что смысл решения кейса заключается в самом поиске решения. Вместе с тем, как уже было отмечено, применение кейс-технологии особенно продуктивно в профессиональной сфере. Студенты не только приобретают знания, овладевают умениями и навыками, но и получают определенные ценностные ориентиры и профессиональные установки, не менее важные для будущей профессиональной деятельности.

По структуре кейсы могут быть открытые и закрытые. В случае открытого кейса студенты получают ограниченную информацию и должны дополнять ее самостоятельно, используя различные справочники. В закрытом кейсе все информация бывает предоставлена преподавателем. Самая простая структура кейса включает описание ситуации, собственно задание к кейсу и вспомогательную информацию, ориентированную на помощь студентам при решении кейса [7]. По

мнению Е.Н. Красиковой, кейсы, предлагаемые студентам, должен отвечать ряду требований [8]. Так, кейс должен быть хорошо рассказан, содержать учебную проблему основанную на реальной профессиональной ситуации. Кроме того, описанная в кейсе ситуация должна быть напряженной и содержать актуальную информацию. Кейс может быть представлен в виде текста, фото- или аудиозаписи. Выделяют три основных этапа работы над кейсом. 1) подготовительный, включающий в себя инструкции преподавателя по работе с кейсом; 2) основной, то есть непосредственный анализ кейса и поиск решений; 3) этап рефлексии [9].

В обучении иностранному языку предлагается выделять несколько этапов проведения занятий с использованием Case Study. На первом этапе преподаватель продумывает ситуацию, выявляет возможные вопросы обучающихся, помогает определить цель [10]. После этого обучающиеся знакомятся с материалом кейса. Во время первого прочтения студенты получают общее впечатление, затем осуществляется выбор информации, необходимой непосредственно для решения кейса. Таким образом студенты вовлекаются в анализ представленной ситуации. Далее происходит групповое или парное обсуждение на иностранном языке, если позволяет уровень студентов. Каждая группа пытается найти свой способ решения проблемы, при этом каждый из участников предлагает свой вариант и старается сопоставить свою позицию с позицией коллег. В результате вырабатывается общая позиция, которая представляется на заключительном этапе от всей группы. Представление решения кейса может осуществляться как в письменной, так и в устной форме. Устная презентация позволяет преподавателю направлять обсуждение, задавая студентам наводящие вопросы. На заключительном этапе проводится рефлексия, обсуждаются успехи и неудачи, положительные и отрицательные моменты проведения дискуссии, намечаются определенные пути работы в будущем. Активность обучающихся, их вклад в достижение общей цели также отмечается на данном этапе. В рамках этапа рефлексии также возможно провести сравнение предложенных ранее вариантов решения, отмечая их потенциальные преимущества и недостатки.

Case Study развивает самые разные умения обучающихся. Решение кейсов предполагает общение и обсуждение на иностранном языке, что способствует формированию коммуникативных навыков, одновременно с этим, решая кейсы, студенты улучшают свое умение работать в группе, делать презентации, организовывать собственную работу и работу своих коллег Вместе с тем особенно важным представляется развитие навыков критического мышления в процессе работы над кейсами. Среди умений критического мышления можно выделить способность к целеполаганию, интерпретации, анализу, синтезу, объективному оцениванию. П. Фасционе считает, что критическое мышление - «тип мышления, используемый при анализе ситуаций с помощью формулирования заключений и позволяющий выносить обоснованные оценки» [11, с. 5]. Критическое мышление исключительно важно в изучении иностранных языков, особенно на профессиональном уровне. При отсутствии развитого критического мышления студенты часто приходят к ложным выводам, отказываются сопоставлять разные точки зрения, рассматривать проблему с разных сторон. Они мыслят стереотипно и закрыты для противоположных мнений.

Использование Case Study на занятиях по иностранному языку в вузе позволяет не только развивать коммуникативные умения и способствует формированию навыков монологической и диалогической речи. Case Study также дает возможность критически осмысливать предлагаемые ситуации, анализировать их содержательную составляющую. В нашем случае мы говорим о профессиональной подготовке педагога - учителя русского и иностранного языков. С одной стороны, задачей обучающих является формирование языковых компетенций студента. С другой стороны, необходимо помнить, что обучающийся не просто должен овладеть иностранным языком на максимально высоком уровне, он должен наряду с методикой преподавания освоить различные педагогические приемы, а самое главное - научиться понимать детей и работать с ними. Безусловно, педагогический аспект подготовки находится в ведении специальных педагогических дисциплин, содержащихся в учебном плане. Квалифицированные специалисты в этой области берут на себя ответственность за формирование профессиональных компетенций будущего педагога. Однако преподаватели языковой практики также могут оказать влияние на будущие профессионально-педагогические качества своих студентов наряду с формированием у них компетенций в сфере владения иностранным языком. Использование Case Study подходит для этого как нельзя лучше. Все особенности данной технологии позволяют выбирать ситуации, помогающие анализировать не только проблемы из повседневной жизни, политики и т. д., но и создавать ситуации, в основе которых лежит решение какой-либо проблемы нравственного или этического характера. Особый интерес у студентов может вызвать кейс, целью которого является разрешение конфликта между учителем и учеником, внутри группы учеников или какого-либо другого детского коллектива. Работа с подобной ситуацией позволяет вести дискуссию на иностранном языке, одновременно с этим применяя знания, полученные на занятиях по педагогике и психологии. Это, в свою очередь, способствует развитию критического мышления обучающихся, готовит их к вызовам современной школы, в которой неизбежны столкновения интересов, сложные межличностные конфликты, подростковый максимализм и негативизм.

В этой связи возникает вопрос о возможных источниках кейсовых ситуаций для такой комбинированной работы со студентами. Источниками кейсов чаще всего становятся новостные публикации, газетные статьи самой различной

тематики, публицистика, реальные случаи из жизни. Источником кейсов также может служить художественная литература, представляющая собой сокровищницу лингвокультурного знания. Художественное произведение, по крайней мере произведение, написанное в жанре реализма, содержит богатейшие пласты информации о стране автора, месте происходящего действия, обычаях, традициях и национальном характере жителей. Эта информация может быть дана прямо в авторских отступлениях или описательных фрагментах, а может быть «спрятана», то есть представлена косвенно, в словах и действиях героев, их поведении, аллюзиях, встречающихся в тексте.

Следовательно, представляется особенно полезным использовать аутентичную англоязычную литературу как основу для построения кейсов. Однако, учитывая тот факт, что мы ведем речь не просто о тексте на иностранном языке, а тексте для построения педагогического кейса, отбор материала представляет несколько большие трудности. Для того чтобы поиск решений кейса стал не просто формальным выполнением задания, а превратился в увлекательное событие, вызывающее интерес и повышающее мотивацию к изучению как иностранного языка, так и освоению педагогической составляющей профессии учителя, тексты должны отвечать ряду требований. Во-первых, они не должны быть слишком сложными. С одной стороны, это должен быть аутентичный художественный текст, содержащий определенную лингвокультурную информацию. С другой стороны, внимание обучающихся не должно быть приковано к чрезвычайно сложным грамматическим конструкциям или большому количеству малознакомой лексики. Текст должен быть доступным для понимания, студенты должны сосредоточиться на самой ситуации. Во-вторых, представленная в тексте ситуация должна быть интересной, вызывать отклик у студентов. В-третьих, тексты должны сочетать старое и новое, знакомое и малоизвестное. Это позволит использовать уже имеющиеся знания, получая при этом новые сведения, например, лингвокультурного и лингвострановедческого характера.

Исходя из вышесказанного, нам представляется возможным предложить в качестве материала для создания кейсов фрагменты из произведений англоязычной детской литературы, широко известных не только носителям языка, но и представителям других культур. Это книги, которые студенты могли читать в детстве или смотреть экранизации, снятые по мотивам этих произведений. Однако знакомство с этими произведениями происходило, скорее всего, в переводе, на русском языке. Поэтому, с одной стороны, студенты знакомы с сюжетом и персонажами, с другой, работа с текстом на английском языке представляет для них определенную новизну, вызывает интерес. Многие обучающиеся отмечают, что они испытывают положительные эмоции, вспоминая свои детские впечатления. При этом знакомство с подлинной речью повествователя и героев в совокупности с фактом взросления заставляет их по-другому рассматривать происходящие события.

Английская художественная литература - одна из богатейших литератур мира, и ее детская часть не является исключением. Произведения самых разных авторов могут стать основой для построения кейсов. Мы предлагаем построить блок заданий на материале произведений Э. Блайтон - известнейшей детской писательницы середины XX века. Ее перу принадлежат сказки для малышей, сказочные повести для дошкольников, но самыми популярными являются циклы приключенческих повестей для подростков. Среди них The Secret Stories («Таинственные истории»), The Famous Five («Знаменитая Пятерка»), The Secret Seven («Секретная Семерка»), The Find-outers («Пять юных сыщиков»). Сюжеты этих книг незамысловаты, в каждом из циклов действует группа детей, состоящая из родственников (братьев и сестер) и их друзей. Серии различаются, но все имеют общие черты. По ходу действия ребята попадают в различные переделки, попутно совершая добрые дела и помогая другим людям. В конце они обязательно раскрывают какую-нибудь тайну или преступление местного масштаба. В книгах нет прямых поучительных пассажей от автора, больших описательных фрагментов, сюжет достаточно динамичен и нацелен, скорее, на развлечение читателя. Вместе с тем героям приходится взаимодействовать со сверстниками и большим количеством «чужих» взрослых, в результате чего они попадают в ситуации, неоднозначные с моральной и этической точек зрения. Подобные ситуации и могут лечь в основу задания для кейса. Так, в цикле повестей The Find-outers («Пять юных сыщиков») главные герои постоянно взаимодействуют с двумя взрослыми - инспектором Дженксом и констеблем Гуном. При этом первый выступает в качестве доброго и справедливого покровителя юных сыщиков, по достоинству оценивающего их сообразительность и целеустремленность. Второй же, в свою очередь, является их антагонистом. Его главная задача - рас-

Библиографический список

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

следовать то же преступление, что и юные сыщики, но, в отличие от них, ему это никогда не удается. Дети опережают его и выставляют перед начальством, то есть Дженксом, в очень неприглядном свете. Они подшучивают над ним, дерзят ему а иногда смеются прямо в глаза, а Дженкс их в этом, хоть и неоткрыто, поддерживает Подобное поведение детей, безусловно, заслуживает обсуждения. В книге юные сыщики впоследствии часто сожалеют о своих словах и действиях, но в жизни такая ситуация вполне может привести к открытому конфликту. На месте неудачливого полицейского может оказаться педагог или другой человек, насмешки над которым недопустимы. Реакция инспектора, в данном случае выполняющего роль наставника, тоже представляется неоднозначной с точки зрения этических норм. Вместе с тем повесть позволяет читателю познакомиться с реалиями британской жизни, малопонятными российскому читателю. Так, взаимоотношения полиции и жителей городка, в котором происходит действие, отличаются от практики, существующей в России, что позволяет обучающимся узнать больше об общественной жизни в стране изучаемого языка.

Таким образом, взяв за основу ситуацию, представленную в одной из повестей, можно предложить студентам кейс для решения с целью формирования таких навыков критического мышления, как анализ, сравнение, обобщение. Целевой аудиторией для выполнения задания могут стать студенты 3 курса, имеющие достаточно высокий уровень владения иностранным языком и находящиеся в процессе изучения педагогических дисциплин. Решение кейса происходит на уроке, однако при необходимости этап индивидуальной работы может быть проведен дома, а групповое обсуждение и презентация - в классе.

Подготовительный этап

You are going to read an extract from a children's book by the famous English author E. Blyton. It contains a situation that requires your critical attitude. Follow the instructions to the tasks, but feel free to express your own opinion.

Решение кейса

Индивидуальный этап

Read the text and try to answer the questions:

1. Who are the characters acting in the extract?

2. What are they and what sort of activity do they take part in?

3. Do children in Russia often communicate with the police in the same easy manner? Is it typical of Russian culture?

4. What problems are they discussing?

5. Is the children's behaviour polite and correct?

Групповой этап

I. In groups of 2 or 3 students discuss the following:

1. Doesn't the children's manner of speaking seem rude?

2. Should children show their disrespect to the officials, even if they disagree with their methods of working?

3. Do the adults behave correctly? What would you do in the place of the Constable? Is the Inspector right in his attitude to the Constable and the children's conflict?

4. What would you do if you were a) the Inspector b) the children?

5. What pedagogical mistakes are made both by The Constable and the Inspector in their relationship with the children? How should they be corrected?

II. Work out a list of recommendations for correcting the children's conduct to the Constable and be ready to present them to the other groups.

III. 1. Present you recommendations in class, explain why each of them is going to work in this very situation.

2. Discuss the opinions of all the groups

3. Compare the recommendations of the groups, work out your common list of recommendations.

В заключение необходимо отметить, что использование Case Study на основе аутентичной художественной литературы открывает большие возможности для совершенствования навыков критического мышления и повышения мотивации будущих учителей иностранного языка. Опыт показывает, что студенты с большим интересом участвуют в решении подобных кейсов на всех этапах работы: читают тексты, отвечают на поставленные вопросы, горячо обсуждают предлагаемые педагогические ситуации, анализируют возможные пути преодоления проблем и с удовольствием предлагают свое видение исправления ситуации. Представляется, что поставленные в статье цели были достигнуты, задачи решены. В перспективе планируется продолжить начатую работу с целью более детальной разработки вопроса и возможного построения цикла кейсов для применения в дальнейшей работе.

Сидельник Э.А. Особенности использования метода «Case Study» в обучении иностранным языкам в неязыковом ВУЗе. Известия Южного федерального университета. Технические науки. Тематический выпуск. 2011: 129 - 135.

Прутченков А.С. Кейс-метод в преподавании экономики в школе. Экономика в школе. 2007; № 2: 15 - 31. Михайлова Е.А. Кейс и кейс-метод: Общие понятия. Маркетинг. 1999; № 1: 109 - 117.

Азимов Э.Г Новый словарь методических терминов и понятий: Теория и практика обучения языкам. Москва: ИКАР 2009.

Степанова М.М. Применение метода кейсов в обучении устному переводу. Вестник ПНИПУ. Проблемы языкознания и педагогики. 2018; № 4: 162 - 171. Лузан Е.Н. Метод case-study в образовательном процессе вуза. Russian Journal of Education and Psychology. 2011; № 4: 47 - 48.

Егорова Е.В. Методический потенциал кейс-стади для обучения стратегическому менеджменту. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2007; № 7: 73 - 76.

Красикова Е.Н. Кейс-метод в структуре и содержании методической компетенции лингвиста-преподавателя. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Ставрополь, 2009.

9. Филонова В.В. Методика развития межкультурных умений студентов на основе кейс-метода. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2013.

10. Щербатых Л.Н. Метод casestudy в обучении английскому языку старшеклассников. Известия высших учебных заведений. Серия: Гуманитарные науки. 2013; Т. 4, № 3: 235 - 240.

11. Facione P. A. Critical Thinking: A Statement of Expert Consensus for Purposes of Educational Assessment and Instruction. The California Academic Press, 1990. References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Sidel'nik 'E.A. Osobennosti ispol'zovaniya metoda «Case Study» v obuchenii inostrannym yazykam v neyazykovom VUZe. Izvestiya Yuzhnogo federal'nogo universiteta. Tehnicheskie nauki. Tematicheskij vypusk. 2011: 129 - 135.

2. Prutchenkov A.S. Kejs-metod v prepodavanii 'ekonomiki v shkole. 'Ekonomika v shkole. 2007; № 2: 15 - 31.

3. Mihajlova E.A. Kejs i kejs-metod: Obschie ponyatiya. Marketing. 1999; № 1: 109 - 117.

4. Azimov 'E.G. Novyjslovar'metodicheskih terminoviponyatij: Teoriya ipraktika obucheniya yazykam. Moskva: IKAR, 2009.

5. Stepanova M.M. Primenenie metoda kejsov v obuchenii ustnomu perevodu. Vestnik PNIPu. Problemy yazykoznaniya i pedagogiki. 2018; № 4: 162 - 171.

6. Luzan E.N. Metod case-study v obrazovatel'nom processe vuza. Russian Journal of Education and Psychology. 2011; № 4: 47 - 48.

7. Egorova E.V. Metodicheskij potencial kejs-stadi dlya obucheniya strategicheskomu menedzhmentu. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2007; № 7: 73 - 76.

8. Krasikova E.N. Kejs-metod vstrukture isoderzhaniimetodicheskojkompetenciilingvista-prepodavatelya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Stavropol', 2009.

9. Filonova V.V. Metodika razvitiya mezhkulturnyh umenij studentov na osnove kejs-metoda. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2013.

10. Scherbatyh L.N. Metod casestudy v obuchenii anglijskomu yazyku starsheklassnikov. Izvestiya vysshih uchebnyh zavedenij. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2013; T. 4, № 3: 235 - 240.

11. Facione P. A. Critical Thinking: A Statement of Expert Consensus for Purposes of Educational Assessment and Instruction. The California Academic Press, 1990.

Статья поступила в редакцию 11.07.22

УДК 378

Znikina L.S., Doctor of Sciences (Pedagogy), Cand. of Sciences (Philology), Professor, Head of Foreign Languages Department, T.F. Gorbachev Kuzbass State Technical University (Kemerovo, Russia), E-mail: [email protected]

Borovtsov V.A., senior teacher, T.F. Gorbachev Kuzbass State Technical University (Kemerovo, Russia), E-mail: [email protected]

TO THE ISSUE OF REALIZING THE EDUCATIONAL POTENTIAL OF THE UNIVERSITY IN THE PROCESS OF TRAINING FUTURE SPECIALISTS. The

article substantiates relevance of new approaches to the development of educational potential of the university in the process of formation of future specialists. It is emphasized that the present has become a serious challenge for universities with a powerful educational resource in the context of the dynamics of changes in society. The educational potential is considered as a set of opportunities for the unity of educational and educational processes, the implementation of which determines the formation of not only the professional competencies of students, but also the ability to preserve and strengthen the traditional hierarchies of Russian civic values in a constantly changing social, intercultural environment, problems of "network society" and other contexts the educational process at the university. The article gives the contents of the concept of pedagogical tools of the process under study and offers a matrix for evaluating students' personal achievements in the process of educational work at the university.

Key words: educational potential of university, formation of future specialists, pedagogical tools, matrix for evaluating students' personal achievements.

Л.С. Зникина, д-р пед. наук, канд. филол. наук, проф., зав. каф. иностранных языков Кузбасского государственного технического университета имени Т.Ф. Горбачева, г. Кемерово, E-mail: [email protected]

В.А. Боровцов, ст. преп., Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева, г. Кемерово, E-mail: [email protected]

К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

В статье обоснована актуальность новых подходов к развитию воспитательного потенциала вуза в процессе формирования будущих специалистов. Акцентируется обстоятельство, что настоящее время стало для вузов, обладающих мощным воспитательным ресурсом, серьезным вызовом в условиях динамики изменений в обществе. Воспитательный потенциал рассматривается как совокупность возможностей единства образовательного и воспитательного процессов, реализация которых обусловливает формирование не только профессиональных компетенций обучающихся, но и их способность сохранять и укреплять традиционные иерархии российских гражданских ценностей в условиях постоянно меняющейся социальной и межкультурной среды, проблем «сетевого социума» и других контекстов образовательного процесса в вузе. В статье дано понятие педагогического инструментария исследуемого процесса и предложена матрица оценивания личностных достижений студентов в процессе воспитательной работы в вузе.

Ключевые слова: воспитательный потенциал вуза, формирование будущих специалистов, педагогический инструментарий, матрица оценивания личностных достижений обучающихся.

Актуальность социально-педагогического исследования воспитательного потенциала вуза обусловлена изменением ряда условий в специфике подготовки будущего специалиста. В настоящее время необходимым стало укрепление базовых основ гражданственности нашего общества. И именно образовательное учреждение как социальное пространство становится мощным воспитательным ресурсом, обладающим многими возможностями [1]. Особым обстоятельством, определяющим актуальность и внимание к данной теме, является то, что ситуация в мире в настоящее время становится для вузов, организующих процесс подготовки будущих специалистов, серьезным испытанием «прочности» гражданского основания, национальной идентичности обучающихся, их готовности отвечать интересам своих сограждан, обеспечивая жизнеспособность патриотических и культурных традиций.

Общая идея исследования, один из этапов которого представлен в данной статье, связана с поиском и обосновании комплекса средств, обеспечивающих развитие воспитательного потенциала вуза в процессе подготовки специалиста. Цель исследования этого этапа - раскрыть возможности воспитательного потенциала вуза; обосновать комплекс критериев для оценки личностных качеств обучающихся как результат воспитательной работы в вузе. Авторами учтено, что любая статья имеет ограничительные рамки для изложения своих научных

наработок и предложений, что не позволяет полностью раскрыть научную идею. Тем не менее на данном этапе работы задачи исследования формулируем следующим образом:

- аргументировать направления деятельности вуза по развитию воспитательного потенциала в формировании будущего специалиста;

- раскрыть понятие педагогического инструментария исследуемого процесса;

- охарактеризовать матрицу оценивания личностных достижений студентов в процессе воспитательной работы в вузе.

Новизна исследования в рамках представленной статьи заключается в рассмотрении данной проблемы с позиций выявленного противоречия между потребностью образовательных учреждений в развитии воспитательного потенциала вуза и необходимостью разработки форматов конкретного педагогического инструментария. Практическая значимость исследования определена разработкой одного из компонентов педагогического инструментария - матрицы оценивания личностных достижений студентов в процессе воспитательной работы в вузе с учетом условий постоянно меняющейся социальной и межкультурной среды, проблем «сетевого социума» и других контекстов образовательного процесса в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.