Научная статья на тему 'Использование интерактивных технологий для формирования профессионально-ориентированных компетенций студентов'

Использование интерактивных технологий для формирования профессионально-ориентированных компетенций студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
239
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INTERACTIVE TEACHING METHODS / CASE STUDY METHOD / LINGUISTIC EXPERTISE OF TEXT / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / МЕТОД CASE STUDY / ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ТЕКСТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крылова Н.Ф., Морозова А.В., Попович О.А.

Статья посвящена актуальным проблемам внедрения и использования инновационных приёмов и методов в процессе обучения студентов, что обусловлено ориентацией образования не только на получение знаний, но и на формирование профессиональных компетенций. Авторы рассматривают возможность использования одного из интерактивных методов метода case study в преподавании дисциплины «Логический анализ языка», реализующей интегрированную учебную программу. Метод кейсов применяется при реализации прикладного направления исследования составлении филологической экспертизы спорных текстов с целью формирования у филологов представления о проблематике научной области лингвистической экспертизы как одного из прикладных направлений современных междисциплинарных исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Крылова Н.Ф., Морозова А.В., Попович О.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF INTERACTIVE TECHNOLOGIES FOR THE FORMATION OF PROFESSIONALLY-ORIENTED COMPETENCIES OF STUDENTS

The article is devoted to topical issues of introduction and use of innovative techniques and methods in the process of teaching students, due to the orientation of education not only to gain knowledge, but also to form professional competencies. The authors are considering a possibility of using one of interactive methods the case study method in teaching a discipline “Logical Analysis of Language” that implements an integrated curriculum. The case study method is used in the implementation of an applied research field the carrying out philological expertise of controversial texts in order to provide philologists with an understanding of the problems of the linguistic expertise field as one of the applied directions of modern interdisciplinary research.

Текст научной работы на тему «Использование интерактивных технологий для формирования профессионально-ориентированных компетенций студентов»

2. Смирнова Л.П., Смирнов М.В. Модернизация содержания обучения иностранным языкам в неязыковом вузе. Приоритетные направления в обучении иностранным языкам: Вестник МГЛУ. Выпуск 12 (618): Педагогические науки, Москва: ИПК МГЛУ «Рема», 2011: 19 - 28.

3. Шамне Н.Л., Шовгенин А.Н., Сафонова О.П., Шишкина Е.В. Использование компьютерных технологий в процессе обучения иностранным языкам. Современные технологии в образовании: Вестник ВолГУ. Серия 6: Университетское образование. Вып.11. 2008: 49 - 53.

4. Дубень Е.А., Копытич И.Г. Использование современных информационных технологий при обучении иностранному языку. Интерактивный научно-методический журнал «Сообщество учителей английского языка». 2012; 1: 6.

5. Ломако С.В. Внедрение инновационных технологий в учебный процесс. IV Международная научно-практическая конференция «Инновационные процессы и корпоративное управление». 15 - 30 марта, 2012 г, город Минск. Available at: http://www.sbmt.bsu.by/Data_RUS/ContBlocks/01116/Lomako-SV.pdf

6. Банкожитенко Е.В., Власова С.В., Зубанова С.Г Особенности научно-педагогических подходов при обучении иностранному языку студентов технических факультетов МАИ (НИУ). Мир науки. 2017; Т. 5; № 2: Э.

7. Каллиопин А.К. О подходах к организации научной работы на факультете иностранных языков МАИ и о направлениях научных исследований факультетских молодежи (вместо предисловия к сборнику). Актуальные проблемы современности в научном и творческом осмыслении студентов, аспирантов и докторантов: сборник научных статей Факультета иностранных языков МАИ (НИУ). Москва, 2017: 6 - 15.

8. Журавлева В.О., Аникеева И.Г. Современные требования и средства иноязычной подготовки магистрантов в техническом ВУЗе. Образование в современном мире: стратегические инициативы: сборник научных трудов Всероссийской научно-методической конференции с международным участием, посвящённой 75-летию университета. 2017: 132 - 137.

9. Поняева Т. А. Значение современных информационных компьютерных технологий в процессе преподавания в высшей школе. Проблемы современного педагогического образования: сборник научных трудов: Ялта: РИО ГПА, 2019; Вып. 63; Ч. 1: 256 - 258.

10. Капустина Д.М., Коротаева И.Э. Использование компьютерных технологий при обучении иностранному языку в авиационном ВУЗе. Научно-методический семинар кафедр Факультета иностранных языков: сборник научных и учебно-методических докладов и статей. Факультет иностранных языков МАИ-НИУ; Ответственный редактор Аникеева И.Г Москва, 2016: 130 - 140.

References

1. Polyakova T.Yu. Napravleniya modernizacii sistemy podgotovki po inostrannomu yazyku v inzhenernom obrazovanii. Prioritetnye napravleniya v obuchenii inostrannym yazykam: VestnikMGLU. Vypusk 12 (618): Pedagogicheskie nauki. Moskva: IPK MGLU «Rema», 2011: 9 - 18.

2. Smirnova L.P., Smirnov M.V. Modernizaciya soderzhaniya obucheniya inostrannym yazykam v neyazykovom vuze. Prioritetnye napravleniya v obuchenii inostrannym yazykam: Vestnik MGLU. Vypusk 12 (618): Pedagogicheskie nauki, Moskva: IPK MGLU «Rema», 2011: 19 - 28.

3. Shamne N.L., Shovgenin A.N., Safonova O.P., Shishkina E.V. Ispol'zovanie komp'yuternyh tehnologij v processe obucheniya inostrannym yazykam. Sovremennye tehnologii v obrazovanii: Vestnik VolGU. Seriya 6: Universitetskoe obrazovanie. Vyp.11. 2008: 49 - 53.

4. Duben' E.A., Kopytich I.G. Ispol'zovanie sovremennyh informacionnyh tehnologij pri obuchenii inostrannomu yazyku. Interaktivnyjnauchno-metodicheskijzhurnal«Soobschestvo uchitelej anglijskogo yazyka». 2012; 1: 6.

5. Lomako S.V. Vnedrenie innovacionnyh tehnologij v uchebnyj process. IV Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferenciya «Innovacionnye processy i korporativnoe upravlenie». 15 - 30 marta, 2012 g., gorod Minsk. Available at: http://www.sbmt.bsu.by/Data_RUS/ContBlocks/01116/Lomako-SV.pdf

6. Bankozhitenko E.V., Vlasova S.V., Zubanova S.G. Osobennosti nauchno-pedagogicheskih podhodov pri obuchenii inostrannomu yazyku studentov tehnicheskih fakul'tetov MAI (NIU). Mir nauki. 2017; T. 5; № 2: 3.

7. Kalliopin A.K. O podhodah k organizacii nauchnoj raboty na fakul'tete inostrannyh yazykov MAI i o napravleniyah nauchnyh issledovanij fakul'tetskih molodezhi (vmesto predisloviya k sborniku). Aktual'nye problemy sovremennosti v nauchnom i tvorcheskom osmysleniistudentov, aspirantov idoktorantov: sbornik nauchnyh statej Fakul'teta inostrannyh yazykov MAI (NIU). Moskva, 2017: 6 - 15.

8. Zhuravleva V.O., Anikeeva I.G. Sovremennye trebovaniya i sredstva inoyazychnoj podgotovki magistrantov v tehnicheskom VUZe. Obrazovanie v sovremennom mire: strategicheskie iniciativy: sbornik nauchnyh trudov Vserossijskoj nauchno-metodicheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem, posvyaschennoj 75-letiyu universiteta. 2017: 132 - 137.

9. Ponyaeva T.A. Znachenie sovremennyh informacionnyh komp'yuternyh tehnologij v processe prepodavaniya v vysshej shkole. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya: sbornik nauchnyh trudov: Yalta: RIO GPA, 2019; Vyp. 63; Ch. 1: 256 - 258.

10. Kapustina D.M., Korotaeva I.'E. Ispol'zovanie komp'yuternyh tehnologij pri obuchenii inostrannomu yazyku v aviacionnom VUZe. Nauchno-metodicheskij seminar kafedr Fakul'teta inostrannyh yazykov: sbornik nauchnyh i uchebno-metodicheskih dokladov i statej. Fakul'tet inostrannyh yazykov MAI-NIU; Otvetstvennyj redaktor Anikeeva I.G. Moskva, 2016: 130 - 140.

Статья поступила в редакцию 25.06.19

УДК 378

Krylova N.F., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, State University of management (Moscow, Russia), E-mail: krylova.tasha@mail.ru

Morozova A.V., senior teacher, State University of management (Moscow, Russia), E-mail: anna25807@mail.ru

Popovich O.A., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, S. Toraighyrov Pavlodar State University (Pavlodar, Kazakhstan), E-mail: olpopovich@mail.ru

THE USE OF INTERACTIVE TECHNOLOGIES FOR THE FORMATION OF PROFESSIONALLY-ORIENTED COMPETENCIES OF STUDENTS. The article is devoted to topical issues of introduction and use of innovative techniques and methods in the process of teaching students, due to the orientation of education not only to gain knowledge, but also to form professional competencies. The authors are considering a possibility of using one of interactive methods - the case study method - in teaching a discipline "Logical Analysis of Language" that implements an integrated curriculum. The case study method is used in the implementation of an applied research field - the carrying out philological expertise of controversial texts in order to provide philologists with an understanding of the problems of the linguistic expertise field as one of the applied directions of modern interdisciplinary research.

Key words: interactive teaching methods, case study method, linguistic expertise of text.

Н.Ф. Крылова, канд. филол. наук, доц., Государственный университет управления, г. Москва, E-mail: krylova.tasha@mail.ru

А.В. Морозова, ст. преп., Государственный университет управления, г. Москва, E-mail: anna25807@mail.ru

О.А. Попович, канд. филол. наук, доц., Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова, г. Павлодар, E-mail: olpopovich@mail.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ

Статья посвящена актуальным проблемам внедрения и использования инновационных приёмов и методов в процессе обучения студентов, что обусловлено ориентацией образования не только на получение знаний, но и на формирование профессиональных компетенций. Авторы рассматривают возможность использования одного из интерактивных методов - метода case study - в преподавании дисциплины «Логический анализ языка», реализующей интегрированную учебную программу. Метод кейсов применяется при реализации прикладного направления исследования - составлении филологической экспертизы спорных текстов с целью формирования у филологов представления о проблематике научной области лингвистической экспертизы как одного из прикладных направлений современных междисциплинарных исследований.

Ключевые слова: интерактивные методы обучения, метод case study, лингвистическая экспертиза текста.

В современном информационном обществе, когда происходит становление новой образовательной парадигмы, необходимость использования инновационных технологий в образовательном процессе не вызывает сомнений.

Применение инновационных технологий в системе образования способствует решению очень важных педагогических задач: гуманизации учебно-воспитательного процесса, развитию личности обучаемого, реализации социального заказа, обусловленного потребностями современного общества и др.

Важное место среди инновационных методов обучения занимают методы интерактивные, применение которых позволяет добиться взаимодействия всех участников процесса и в то же время сохранения и развития интеллектуальной самостоятельности.

Ключевыми аспектами интерактивных методов обучения являются моделирование реальных ситуаций с использованием ролевых игр, совместное решение задач и проблем. Образовательное общение такого рода характеризуется открытостью, равноправием при совместном решении задач, необходимостью каждому аргументировать свою позицию, а также возможностью взаимной оценки и контроля, в результате - накоплением совместного, общего знания.

Современные учёные выделяют достаточно много видов интерактивных образовательных методов и технологий: работа над проектами, групповая работа, ролевые и деловые игры, обучение по модулям, контекстное обучение, развитие критического мышления, модерации, конференции и др.

В данной статье мы остановимся на одном из наиболее интересных, по нашему мнению, интерактивных методов - case study, в основе которого анализ конкретных ситуаций, и рассмотрим применение метода в преподавании языковых дисциплин.

Метод кейсов сформировался в Гарвардском университете, где впервые был применен анализ конкретных ситуаций из деловой и юридической практики. Был даже выпущен первый сборник таких ситуаций. По мнению учёных университета, в результате использования метода должно быть найдено единственно правильное решение. Ещё одна известная школа case study - Манчестерская -нацелена на поиск разнообразных решений представленной проблемы. Но практически все исследователи отмечают, что данный метод строится вокруг ситуации.

В современной России анализ конкретных ситуаций получил заслуженное признание. Учёные характеризуют метод, исследуют его особенности, описывают его специфику и применение.

Одни учёные характеризуют метод как проблемно-ситуационный и отмечают, что базируется он на решении конкретных задач [1, с. 58 - 60].

Другие считают, что в основе метода, во-первых, анализ ситуации, имеющей место в какой-либо практике, а во-вторых, требующая решение проблема, содержащаяся в описываемой ситуации [2, с. 89].

В некоторых работах отмечаются сильные стороны метода case study: общее проблемное поле для всей группы обучающихся; глубокое погружение в теоретические концепции; приобретение навыков обобщения информации и умения вычленить необходимую информацию из большого объёма при ограниченности времени; приобретение навыков создания новых моделей деятельности, если это необходимо для решения задач; использование основных позиций проблемного обучения [3, с. 21 - 44].

Интерес учёных к методу case study, активизация его применения на практике обусловлена, по мнению Л.В. Покушаловой, тем, что сейчас, кроме простого приобретения знаний, важно формирование компетенций, в том числе и профессиональных, включающих умения и навыки когнитивной деятельности, развитие личностных способностей, умение осваивать и перерабатывать большие массивы информации, изменения парадигмы мышления. Кроме того, меняются требования к качеству специалистов, которые должны владеть способностью поведения, соответствующего определенным ситуациям, в том числе и в условиях кризиса [4, с. 155 - 157].

Нужно отметить, что постепенно метод case study вышел за рамки преподавания исключительно экономических и юридических дисциплин и начал использоваться в преподавании дисциплин из других областей - медицины, менеджмента и др., а в последнее время активно применяется в преподавании языковых дисциплин, особенно иностранного языка в неязыковом вузе [2; 5; 6; 7].

Языковая подготовка будущих профессионалов должна включать владение как общими коммуникативными компетенциями, так и профессионально ориентированными языковыми компетенциями. Метод кейсов как раз даёт возможность сформировать такие компетенции, включающие навыки анализа, синтеза, поиска решений в стандартных, а особенно в нестандартных ситуациях; командную работу, формирующую навыки сотрудничества, поиска, а затем и анализа информации, необходимой для выполнения поставленных задач; выступления со своими решениями перед аудиторией; правильного планирования своего времени, чтобы уложиться во временные рамки, определённые сценарием кейса. Конкретные ситуации разрабатываются на основе подлинных фактов, поэтому источниками кейсов вполне могут служить публикации в газетах и журналах, новостные сообщения, произведения художественной литературы, адаптированные для конкретных целей [5].

В настоящей статье мы рассмотрим возможность использования метода кейсов в преподавании дисциплины «Логический анализ языка», реализующей интегрированную учебную программу.

Метод кейсов будет использоваться при реализации прикладных направлений исследований, реализуемых в рамках данной дисциплины, - составлении филологической экспертизы спорных текстов.

Цель использования данного метода - формирование у филологов представления о проблематике научной области лингвистической экспертизы как

одного из прикладных направлений современных междисциплинарных исследований.

Ниже приводятся фрагменты занятий с использованием метода case study по теме «Суждение».

Содержание кейса:

В газете под рубрикой «Слухи» были опубликованы следующие высказывания:

1. Ходят слухи, что сотрудник прокуратуры способствовал выдачи лицензии на осуществление юридической деятельности своим друзьям.

2. Ходят слухи, что сотрудник прокуратуры способствовал продвижению на рынок чёрных риэлтерских компаний.

Работник прокуратуры подаёт на газету исковое заявление о защите чести, достоинства и деловой репутации.

Задание:

Вы - судья. Какое решение Вы вынесете? Детально обоснуйте свое решение.

Чтобы выполнить задание, студентам необходимо подготовить филологическую (лингвистическую) экспертизу текста, для проведения которой потребуются сведения из области языкознания, логики, юриспруденции, а также специальные знания по процедуре проведения лингвистической экспертизы текста.

Выполнение данного задания осуществляется после изучения раздела «Суждение». В процессе освоения теоретического материала студенты должны рассмотреть следующие вопросы:

1) формы абстрактного мышления;

2) соотношение суждения и предложение;

3) составные части суждения;

4) сложные суждения; виды связок в сложном суждении;

5) истинность и ложность простых и сложных суждений;

6) модальные суждения.

Также для выполнения задания студентам понадобятся дополнительные сведения из области юриспруденции.

А. Дополнительная информация (юридическая) (выдается всем студентам):

Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации (24 февраля 2005 года) «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» [8], с которым необходимо ознакомиться для выполнения задания.

При рассмотрении подобных дел необходимо выяснять:

1) были ли распространены сведения, об опровержении которых предъявлен иск;

2) порочат ли они честь и достоинство гражданина, репутацию организации;

3) соответствуют ли эти сведения действительности (данный вопрос при проведении филологической экспертизы не рассматривается).

Материал данного документа дает возможность ответить на следующие вопросы:

1. Что понимается под распространением сведений, порочащих честь и достоинство граждан или деловую репутацию граждан и юридических лиц?

2. Какие сведения являются порочащими?

Под распространением сведений, порочащих честь и достоинство граждан или деловую репутацию граждан и юридических лиц, согласно [8], понимается опубликование таких сведений в средствах массовой информации, распространение в сети Интернет, а также с использованием иных средств телекоммуникационной связи.

Порочащими являются такие не соответствующие действительности сведения, которые содержат «утверждения о нарушении гражданином или юридическим лицом действующего законодательства, совершении нечестного поступка, неправильном, неэтичном поведении в личной, общественной или политической жизни, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, нарушении деловой этики или обычаев делового оборота, которые умаляют честь и достоинство гражданина или деловую репутацию гражданина либо юридического лица» [8].

На основании данных в Постановлении определений можно сказать, что сведения являются порочащими, если, во-первых, были распространены и имеют негативный характер; во-вторых, сведения не соответствуют действительности; и в-третьих, информация представляет собой утверждение о фактах.

Для проведения филологической экспертизы необходимо знание некоторых теоретических положений.

1. Формы высказывания в тексте: сведения (утверждения о фактах), мнения, оценка, предположения.

2. Под утверждением понимается утвердительное суждение.

3. Суждение есть мысль, отображающая связь предмета и его признаков. И утвердительные, и отрицательные суждения в русском языке представлены повествовательными по цели высказывания предложениями.

4. Суждения могут быть истинными или ложными (определение истинности/ ложности суждения в филологическую экспертизу не входит).

5. Элементы высказывания имеют языковые средства выражения (таблица 1).

Таблица 1

Языковые средства выражения элементов высказывания

№ Элементы высказывания Языковые средства выражения

1 Указание на носителя мнения о фактах, событиях, лицах я считаю, по моему мнению и т.д.

2 Предположение (неуверенность, сомнение, вероятность события) возможно, может быть, вероятно, видимо и др

3 Оценка фактов, событий, лиц конструкции, в семантической структуре которых можно выделить оценочные компоненты хороший/плохой, добрый / злой и т.д.

6. Информация - это сообщение о предметах и явлениях действительности.

7. Негативная информация - это информация, содержащая отрицательный компонент

8. Обвинение - приписывание лицу противоправных, аморальных или других социально порицаемых действий.

В. Дополнительная информация (по требованию студентов; при использовании данной информации баллы снижаются):

1. Суждения, выражающие предположения, оценку, мнения, являются модальными суждениями.

2. Истинность/ложность модальных суждений не определяется.

В ходе подготовки филологической экспертизы студенты должны провести лингвистический и логический анализ высказывания. Предполагается, что студенты придут к следующим выводам:

пень обоснованности суждения, фактический статус, логический статус суждения, оценку и другие характеристики.

Другими словами, модальные суждения включают как какое-либо простое суждение, так и его модальную характеристику. Модальное суждение дает оценку входящего в него более простого суждения. К модальным оценкам относятся такие оценки, как возможно, достоверно, предполагается, плохо и т. д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. По степени обоснованности модальные суждения могут быть достоверными и проблематичными.

В анализируемых материалах представлены проблематичные суждения, выражающие предположение, их невозможно отнести к классу достоверных в силу недостаточной обоснованности. Определение истинности или ложности суждений не является задачей филологической экспертизы, а, следовательно, истинность или ложность суждений точно не установлены.

В русском языке проблематичность суждения выражается определенными языковыми единицами (по-видимому, вероятно, представляется, возможно, сочетания и предложения типа можно предположить и др.).

На предположительный характер указывает первая часть языковой конструкции Ходят слухи. Данная часть конструкции указывает на то, что далее будет излагаться информация, достоверность которой не установлена, т. е. информация предположительного характера (см. значение слова слухи).

4. Данная информация имеет негативный характер.

5. Вывод:

Проанализированная информация представляет собой предположение, а не утверждение о фактах, т. е. высказана не в форме сведений, и не может быть квалифицирована как истинная либо ложная.

Судья выносит решение об отклонении иска.

Выполненное задание оценивается преподавателем по определенным критериям (таблица 2).

Таблица 2

Критерии оценки выполнения задания

Критерии Градация критериев 5 4 3 2

Вынесение решения Решение вынесено правильно + + +

Решение вынесено неправильно

Обоснованность выводов Понимание логической и языковой основы проблемы + + +

Языковая и логическая интерпретация материала + +

Разграничение языковой, логической и юридической информации. +

Аргументированность, грамотность ответа +

Использование дополнительной информации Дополнительная информация используется + + +

1. С точки зрения лингвистики, высказывания

- Ходят слухи, что сотрудник прокуратуры способствовал выдачи лицензии на осуществление юридической деятельности своим друзьям

- Ходят слухи, что сотрудник прокуратуры способствовал продвижению на рынок черных риэлтерских компаний представляют собой сложноподчиненные предложения.

2. С позиции логики данная языковая конструкция представляет собой модальное высказывание (суждение).

Под модальностью понимается выраженная в высказывании дополнительная информация (выраженная явно или неявно), которая может включать сте-

Библиографический список

Таким образом, применение интерактивных методов, в частности, метода case study, при изучении дисциплины «Логический анализ текста» позволяет сформировать у филологов представления о проблематике научной области лингвистической экспертизы как одного из прикладных направлений современных междисциплинарных исследований.

Выполнение подобных заданий будет способствовать формированию важных компетенций будущих специалистов: способности применять знания из разных научных областей для решения конкретных задач; умению организовать самостоятельный профессиональный трудовой процесс; умению работать в коллективе и др.

1. Айкина Т.Ю. Метод кейсов в формировании коммуникативной компетенции студентов. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013; 1 (129): 58 - 60.

2. Куимова М.В., Евдокимов Д.Е., Федоров К.В. Метод case-study в обучении иностранному языку студентов старших курсов неязыковых специальностей. Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013; 3 (21); Ч. 1: 88 - 90.

3. Долгоруков А.М. Case stady как способ понимания. Практическое руководство для тьютера системы Открытого образования на основе дистанционных технологий. Москва: Центр интенсивных технологий образования, 2002: 21 - 44.

4. Покушалова Л.В. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения студентов. Молодой учёный. 2011; 5 (28): 155 - 157.

5. Золотова М.В., Демина О.А. О некоторых моментах использования метода кейсов в обучении иностранному языку. Теория и практика общественного развития. Краснодар: ХОРС, 2015; 4: 133 - 136.

6. Васьбиева Д.Г. Использование кейс-метода в практике преподавания делового английского языка. Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2013; 1: 207 - 211.

7. Ухова Л.В. Использование кейс-технологий в практике преподавания русского языка как иностранного. Ярославский педагогический вестник, 2014; 3: 51 - 60.

8. О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 февраля 2005 года № 3 г Москва.

Refеrences

1. Ajkina T.Yu. Metod kejsov v formirovanii kommunikativnoj kompetencii studentov. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2013; 1 (129): 58 - 60.

2. Kuimova M.V., Evdokimov D.E., Fedorov K.V. Metod case-study v obuchenii inostrannomu yazyku studentov starshih kursov neyazykovyh special'nostej. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. Tambov: Gramota, 2013; 3 (21); Ch. 1: 88 - 90.

3. Dolgorukov A.M. Sase stady kak sposob ponimaniya. Prakticheskoerukovodstvo dlya t'yutera sistemy Otkrytogoobrazovaniya na osnovedistancionnyh tehnologij. Moskva: Centr intensivnyh tehnologij obrazovaniya, 2002: 21 - 44.

4. Pokushalova L.V. Metod case-study kak sovremennaya tehnologiya professional'no-orientirovannogo obucheniya studentov. Molodoj uchenyj. 2011; 5 (28): 155 - 157.

5. Zolotova M.V., Demina O.A. O nekotoryh momentah ispol'zovaniya metoda kejsov v obuchenii inostrannomu yazyku. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. Krasnodar: HORS, 2015; 4: 133 - 136.

6. Vas'bieva D.G. Ispol'zovanie kejs-metoda v praktike prepodavaniya delovogo anglijskogo yazyka. Fundamental'nye iprikladnye issledovaniya kooperativnogo sektora 'ekonomiki. 2013; 1: 207 - 211.

7. Uhova L.V. Ispol'zovanie kejs-tehnologij v praktike prepodavaniya russkogo yazyka kak inostrannogo. Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik, 2014; 3: 51 - 60.

8. O sudebnoj praktike po delam o zaschite chesti i dostoinstva grazhdan, a takzhe delovoj reputacii grazhdan i yuridicheskih lic. Postanovlenie Plenuma Verhovnogo Suda Rossijskoj Federacii ot 24 fevralya 2005 goda № 3 g. Moskva.

Статья поступила в редакцию 15.07.19

УДК 378.046.4

Loskina M.N., leading methodologist, State Resource Institution of Republic of Sakha, "Resource-Project Center", Ministry of Culture and Spiritual Development

of the Republic of Sakha (Yakutia) (Yakutsk, Russia), E-mail: Loskina_mariya@mail.ru

CONDITIONS AND FACTORS OF EFFECTIVE FORMATION OF PROFESSIONAL SELF-AWARENESS AND COMPETENCE OF SPECIALISTS ON THE EXAMPIE OF THE STATE BUDGET INSTITUTION OF RS (Y) "RESOURCE AND PROJECT CENTER" OF THE MINISTRY OF CULTURE AND SPIRITUAL DEVELOPMENT OF THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA). The article provides conditions and factors for the effective development of professional self-awareness and competence of specialists of cultural institutions of the Republic of Sakha (Yakutia) in the system of additional professional education, the results of studying the problems, needs and motives in the advanced training of employees. Conditions and methods of training courses and professional retraining are analyzed. Taking into account the research works and peculiarities, the ways of solving problems and motives in raising the qualifications of cultural workers are worked out.

Key words: motivation, self-awareness, development, competence, professional skill, professional development, professional retraining.

М.Н. Лоскина, ведущий методист ГБУ РС(Я)"Ресурсно-проектный центр" Министерства культуры и духовного развития Республики Саха

(Якутия), г. Якутск, Россия, E-mail: Loskina_mariya@mail.ru

УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ И КОМПЕТЕНЦИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ НА ПРИМЕРЕ ГБУ РС(Я) «РЕСУРСНО-ПРОЕКТНЫЙ ЦЕНТР» МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ И ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

В статье раскрыты условия и факторы эффективного формирования профессионального самосознания и компетенций специалистов учреждений культуры Республики Саха (Якутия) в системе дополнительного профессионального образования, результаты изучения проблем, потребностей и мотивов в повышении квалификации работников. Проанализированы условия и методы проведения курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки. С учётом исследованных работ предложены пути решения проблем и мотивов в повышении квалификации работников культуры.

Ключевые слова: мотивация, самосознание, развитие, компетенция, профессиональное мастерство, повышение квалификации, профессиональная переподготовка.

В современном мире возросла потребность специалистов учреждений культуры в постоянном самосовершенствовании, в саморазвитии, в профессиональном росте. Важнейшим решением проблемы является совершенствование профессиональной подготовки, целенаправленной на формирование у специалистов в сфере культуры профессиональной направленности, реализуемой в последующей профессиональной деятельности.

Условия и факторы эффективного формирования профессионального самосознания и компетенций специалистов заключаются в том, что особенности самосознания человека во многом определяют потенциал его личностного роста, а также возможности его профессионального становления.

Профессиональное мастерство в культурно-досуговой деятельности - это тот уровень, к которому специалист постоянно стремится, но, достигая его, он старается достичь ещё более высоких вершин. Профессиональное мастерство - это качественный уровень профессиональной деятельности, имеющей творческий характер, ориентированной на социально-значимый конечный результат и оптимальный процесс его достижения [1].

Процесс становления человеческой личности включает в себя как неотъемлемый компонент формирование его сознания и самосознания. Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. В ходе этого развития, по мере того как человек приобретает жизненный опыт, перед ним не только открываются всё новые стороны бытия, но и происходит более или менее глубокое переосмысливание жизни [2].

Исследователи проблемы самосознания (К. Роджерс, В.Н. Цапкин, ГЛ. Ису-рина, А.Д. Жарков и др.) подчёркивают, что самосознание является основой успешности работы любого специалиста, поскольку только человек сам может сознавать способность понимать основания своего поведения, осознавать особенности своей личности, определять, какие теории и методы помогут эффективно реализовать себя как успешного специалиста и быть профессионально эффективным.

Данная тема в сфере культуры в Республике Саха (Якутия) до конца не изучена и не исследована. Проведённое исследование может быть пригодным для дальнейшего изучения данной проблемы, для дальнейшей работы в совершенствовании дополнительного профессионального образования в сфере культуры Республики Саха (Якутия).

Цель и методика исследований. Дать теоретическое обоснование эффективного формирования профессионального самосознания специалистов методом сравнительного анализа дополнительного профессионального образо-

вания в сфере культуры по годам и образовательного ценза работников на примере ГБУ РС(Я) "Ресурсно-проектный центр" Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия).

Результаты исследования. Развитие Республики Саха (Якутия) во многом определяется кадрами, их профессионализмом, что требует его постоянного совершенствования. Одной из причин невысокой эффективности местного самоуправления в России является: слабое кадровое обеспечение, недостаточный уровень квалификации работников, очевидная неготовность значительной части из них эффективно работать в новых условиях [3].

В Республике Саха (Якутия), характеризуемой территориальной удалённостью, разреженной плотностью населения, особыми климатическими условиями, растет потребность в повышении профессионального мастерства, самосознание специалистов в дальнейшем развитии и углублении своего опыта расширяется и в связи с этим и развитие системы дополнительного профессионального образования в сфере культуры повышается.

По данным исследованиям, всего в учреждениях культуры Республики Саха (Якутия) 6781 основных работников, из них с профессиональным образованием - 4855 специалистов (71%), с прочим образованием - 1517 (22%), без образования - 496 (7,3%)

Для эффективной работы ГБУ «Ресурсно-проектный центр» Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) (далее - Ресурсно-проектный центр) создает информационную базу специалистов, повысивших квалификацию, которая обеспечивает полный и всесторонний охват всех специалистов отрасли повышением квалификации и переподготовкой. За последние четыре года наблюдается положительная динамика в организации различных форм повышения квалификации для работников в сфере культуры «Республики Саха (Якутия).

- В 2014 году по государственному заданию Образовательным ресурсным центром (Ресурсно-проектным центром) проведено 26 семинаров и курсов повышения квалификации, всего обучились и получили сертификаты 908 слушателей.

- В 2015 году по государственному заданию запланировано - 24 курса повышения квалификации и семинара, проведено 23 и 15 мастер-классов; всего слушателей по государственному заданию 925, фактически получивших сертификаты - 664 за семинары, курсы и 1115 слушателей мастер-классов в результате участия в Международном конгрессе.

- В 2016 году по государственному заданию запланировано 25 курсов повышения квалификации и семинаров, проведено 42 семинара, курсов повы-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.