Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА В ПРОЦЕССЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ КОЛЛЕДЖА'

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА В ПРОЦЕССЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ КОЛЛЕДЖА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
курсант / модель / моделирование / дистанционное обучение / воспитание / морской колледж / воспитательный потенциал / cadet / model / modeling / distance learning / education / educational potential / maritime college / educational potential

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — З О. Козырь

В предлагаемой статье освещены основные положения педагогической модели реализации воспитательного потенциала в процессе дистанционного обучения курсантов морского колледжа. Актуальность статьи определена совокупностью факторов, среди которых возрастание популярности практики дистанционного обучения в современных условиях как в зарубежных странах, так и в Российской Федерации; острая потребность в концептуальных положениях организации воспитательной работы с учащейся молодежью в условиях дистанционного обучения; отсутствие педагогической модели реализации воспитательного потенциала среднего профессионального учебного заведения в процессе дистанционного обучения курсантов и студентов. Задачи исследования: уточнить сущность терминов «модель» и «моделирование»; определить основные подходы к педагогическому моделированию; обосновать и разработать новую педагогическую модель реализации воспитательного потенциала в процессе дистанционного обучения курсантов морского колледжа. Цель статьи: изложить основные положения и компонентный состав педагогической модели, позволяющей творчески применить воспитательный ресурс учебного заведения в интересах качественного воспитательного воздействия на курсантов морского колледжа в процессе дистанционного обучения. Практическая значимость и научная новизна проводимого исследования заключается в предложении инновационной педагогической модели, позволяющей организовать воспитательную работу с учащимися системы среднего профессионального обучения в условиях дистанционного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL MODEL OF REALIZATION OF EDUCATIONAL POTENTIAL IN THE PROCESS OF DISTANCE TEACHING OF COLLEGE CADETS

The proposed article reveals the main provisions of a pedagogical model of realization of educational potential in the process of distance teaching of cadets at a maritime college. The relevance of the article is determined by a set of factors, among which: the increasing popularity of distance learning practice in modern conditions both in foreign countries and in the Russian Federation; the urgent need for conceptual provisions of the organization of educational work with students in the conditions of distance learning; the lack of a pedagogical model for the realization of the educational potential of secondary vocational educational institutions in the process of distance learning of cadets and students. Research objectives are to clarify the essence of the terms “model” and “modeling”; to determine the main approaches to pedagogical modeling; to substantiate and develop a new pedagogical model for the realization of educational potential in the process of distance learning of naval college cadets. The purpose of the article is to outline the main provisions and the component composition of the pedagogical model, which allows creatively applying the educational resource of the educational institution in the interests of qualitative educational impact on the cadets of the maritime college in the process of distance learning. The scientific novelty and practical significance of the research lies in the proposal of an innovative pedagogical model that allows organizing educational work with students of the secondary vocational education system in the conditions of distance learning.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА В ПРОЦЕССЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ КОЛЛЕДЖА»

будущего выпускника стали главным педагогическом вызовом, стоящим перед образованием и воспитанием в наших вузах. Важным в организации образовательного процесса должно быть сохранение и укрепление традиционной иерархии российских гражданских ценностей с учетом условий динамики изменений в обществе и становления сетевого информационного окружения. Существенным становится поиск новых форм и методов актуализации воспитательных ресурсов вуза, представляющих собой комплекс составляющих педагогического инструментария. Дальнейший планируемый этап исследования в рамках формирующего эксперимента предполагает разработку, актуализацию и оценку конкретных форм педагогического инструментария по развитию воспитательного потенциала вуза в формировании будущего специалиста.

Перспективность исследования рассматривается с позиций меняющейся социально-культурной среды, проблем гражданско-патриотического характера, особенностей «сетевого социума» и других контекстов, в которых реализуется процесс воспитания будущего выпускника вуза.

1. О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся. Федеральный закон от 31.07.2020 № Э04-ФЗ. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45788

2. Адамова Л.Е., Абдулова Л.М. Воспитательный процесс в современном вузе. Донской государственный аграрный университет. Ростов-на-Дону, 2005.

3. Белошапка ГИ. Особенности социализации личности в деятельности современных молодежных объединений. Вестник. Научный журнал Сургутского государственного педагогического университета, 2010; № 1 (8): 24.

4. Герлах И.В. Развитие воспитательного потенциала молодежных общественных организаций средствами социально-культурной деятельности. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2008.

5. Гусев Ю.В., Половова Т.А. Общество и образовательная среда: проблемы формирования системы ценностей. Философия образования. 2010; № 2 (310).

6. Запесоцкий А.С. Университет как социально-педагогическая система. Известия Российской академии образования. 2008; № 1 (8): 43.

7. Шайденко Н.А. Воспитание студенческой молодежи в педагогическом вузе. Педагогика. 2010; № б: 44 - 50.

8. Тимонин А.И. Концептуальные основы социально-педагогического обеспечения профессионального становления студентов вуза. Кострома, 2007.

9. Зникина Л.С., Боровцов В.А. Организационно-методическая культура педагога современного вуза в условиях полилингвального образовательного пространства. Теоретические и прикладные вопросы лингвообразования. Кемерово, 2020: 20 - 27.

10. Стрельчук E.H. Педагогический инструментарий: сущность, употребление и роль понятий в российской и зарубежной педагогике. Перспективы науки и образования. 2019; № 1 (37).

References

1. O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» po voprosam vospitaniya obuchayuschihsya. Federal'nyj zakon ot 31.07.2020 № 304-FZ. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45788

2. Adamova L.E., Abdulova L.M. Vospitatel'nyjprocess v sovremennom vuze. Donskoj gosudarstvennyj agrarnyj universitet. Rostov-na-Donu, 2005.

3. Beloshapka G.I. Osobennosti socializacii lichnosti v deyatel'nosti sovremennyh molodezhnyh ob'edinenij. Vestnik. Nauchnyj zhurnal Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2010; № 1 (8): 24.

4. Gerlah I.V. Razvitie vospitatel'nogo potenciala molodezhnyh obschestvennyh organizacij sredstvami social'no-kul'turnoj deyatel'nosti. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2008.

5. Gusev Yu.V., Polovova T.A. Obschestvo i obrazovatel'naya sreda: problemy formirovaniya sistemy cennostej. Filosofiya obrazovaniya. 2010; № 2 (310).

6. Zapesockij A.S. Universitet kak social'no-pedagogicheskaya sistema. Izvestiya Rossijskoj akademii obrazovaniya. 2008; № 1 (8): 43.

7. Shajdenko N.A. Vospitanie studencheskoj molodezhi v pedagogicheskom vuze. Pedagogika. 2010; № б: 44 - 50.

8. Timonin A.I. Konceptual'nye osnovy social'no-pedagogicheskogo obespecheniya professional'nogo stanovleniya studentov vuza. Kostroma, 2007.

9. Znikina L.S., Borovcov V.A. Organizacionno-metodicheskaya kul'tura pedagoga sovremennogo vuza v usloviyah polilingval'nogo obrazovatel'nogo prostranstva. Teoreticheskie i prikladnye voprosy lingvoobrazovaniya. Kemerovo, 2020: 20 - 27.

10. Strel'chuk E.N. Pedagogicheskij instrumentarij: suschnost', upotreblenie i rol' ponyatij v rossijskoj i zarubezhnoj pedagogike. Perspektivy nauki i obrazovaniya. 2019; № 1 (37).

Статья поступила в редакцию 01.07.22

УДК 377.5

KozyrZ.O., teacher, Maritime College Admiral F.F. Ushakov State Maritime University (Novorossiysk, Russia), E-mail: [email protected]

PEDAGOGICAL MODEL OF REALIZATION OF EDUCATIONAL POTENTIAL IN THE PROCESS OF DISTANCE TEACHING OF COLLEGE CADETS. The

proposed article reveals the main provisions of a pedagogical model of realization of educational potential in the process of distance teaching of cadets at a maritime college. The relevance of the article is determined by a set of factors, among which: the increasing popularity of distance learning practice in modern conditions both in foreign countries and in the Russian Federation; the urgent need for conceptual provisions of the organization of educational work with students in the conditions of distance learning; the lack of a pedagogical model for the realization of the educational potential of secondary vocational educational institutions in the process of distance learning of cadets and students. Research objectives are to clarify the essence of the terms "model" and "modeling"; to determine the main approaches to pedagogical modeling; to substantiate and develop a new pedagogical model for the realization of educational potential in the process of distance learning of naval college cadets. The purpose of the article is to outline the main provisions and the component composition of the pedagogical model, which allows creatively applying the educational resource of the educational institution in the interests of qualitative educational impact on the cadets of the maritime college in the process of distance learning. The scientific novelty and practical significance of the research lies in the proposal of an innovative pedagogical model that allows organizing educational work with students of the secondary vocational education system in the conditions of distance learning.

Key words: cadet, model, modeling, distance learning, education, educational potential, maritime college, educational potential.

З.О. Козырь, Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, преп. Морского колледжа, г. Новороссийск,

E-mail: [email protected]

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА В ПРОЦЕССЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ КОЛЛЕДЖА

В предлагаемой статье освещены основные положения педагогической модели реализации воспитательного потенциала в процессе дистанционного обучения курсантов морского колледжа. Актуальность статьи определена совокупностью факторов, среди которых возрастание популярности практики дистанционного обучения в современных условиях как в зарубежных странах, так и в Российской Федерации; острая потребность в концептуальных положениях организации воспитательной работы с учащейся молодежью в условиях дистанционного обучения; отсутствие педагогической модели реализации

5. Сетевая коммуникация - правильно оценивает негативный контент в сети Интернет; - осуществляет сетевую коммуникацию и взаимодействие в рамках сетевой культуры в форме «правильного» сетевого следа

б. Здоровьесбережение и безопасность жизнедеятельности - осознанно следует правилам здорового образа жизни и экологической целесообразности; - ведет деятельность в соответствии с требованиями техники безопасности как в профессиональной, так и в бытовой сферах

В заключение отметим, что динамика социально-культурных изменений современного общества и необходимость следования им в процессе подготовки

Библиографический список

воспитательного потенциала среднего профессионального учебного заведения в процессе дистанционного обучения курсантов и студентов. Задачи исследования: уточнить сущность терминов «модель» и «моделирование»; определить основные подходы к педагогическому моделированию; обосновать и разработать новую педагогическую модель реализации воспитательного потенциала в процессе дистанционного обучения курсантов морского колледжа. Цель статьи: изложить основные положения и компонентный состав педагогической модели, позволяющей творчески применить воспитательный ресурс учебного заведения в интересах качественного воспитательного воздействия на курсантов морского колледжа в процессе дистанционного обучения. Практическая значимость и научная новизна проводимого исследования заключается в предложении инновационной педагогической модели, позволяющей организовать воспитательную работу с учащимися системы среднего профессионального обучения в условиях дистанционного обучения.

Ключевые слова: курсант, модель, моделирование, дистанционное обучение, воспитание, морской колледж, воспитательный потенциал.

Сегодня можно с полной уверенностью констатировать, что дистанционное обучение прочно вошло в практику учебно-воспитательной деятельности отечественного образования. Еще вчера данная форма рассматривалась педагогическим сообществом как нечто надуманное, чужеродное, больше подходящее для практики заочного обучения, а ныне вряд ли найдётся кто-то, кто категорично и безапелляционно будет отрицать конструктивный потенциал и отвергать дистанционное обучение.

Актуальность рассматриваемой темы обусловлена следующими моментами:

- триумфальным закреплением практики дистанционного обучения в педагогический арсенал всех учебных заведений;

- существенным интересом преподавательского состава и учащихся к «дистанту» и его возможностям;

- потребностью в осмыслении, творческой проработке и закреплении накопленного опыта в сфере дистанционного обучения и воспитания студентов и курсантов;

- возросшим спросом к теории и практики дистанционного обучения и воспитания учащейся молодежи;

- наличием проблемы организации систематизированной воспитательной работы с курсантами и студентами в условиях дистанционного обучения, необходимости теоретической проработки вопроса качественного и эффективного применения воспитательного потенциала учебного заведения в условиях дистанционного обучения;

- отсутствием педагогической модели реализации воспитательного потенциала в процессе дистанционного обучения курсантов морского колледжа.

Следовательно, вышеприведенные факторы неоспоримо говорят об актуальности и востребованности рассматриваемой проблематики.

В педагогике цель понимается как предвидение результатов конкретной педагогической деятельности, что позволяет организовать и проводить соответствующий процесс (обучения или воспитания) до получения необходимого результата.

Цель исследования: разработать ключевые положения и компонентный состав педагогической модели, позволяющей творчески применить воспитательный ресурс учебного заведения СПО в интересах качественного воспитательного воздействия на курсантов в процессе дистанционного обучения.

Реализация намеченной цели может быть осуществима при выполнении следующих задач:

- изучение теоретических основ педагогического моделирования;

- исследование опыта и рекомендаций российских ученых по осуществлению педагогического моделирования;

- уточнение этапов конструирования педагогических моделей;

- конструирование компонентного состава новой педагогической модели реализации воспитательного потенциала в процессе дистанционного обучения курсантов морского вуза;

- апробация новой педагогической модели на практике;

- на основе полученных результатов в процессе апробации сформулировать конкретные выводы и разработать рекомендации по использованию созданной модели.

Научная новизна:

- предложена новая научная идея о конструировании педагогической модели в интересах творческого применения воспитательных ресурсов среднего учебного профессионального заведения;

- представлена авторская трактовка термина «воспитательный потенциал» применительно к практике воспитательной деятельности с курсантами СПО в условиях дистанционного обучения;

- разработаны компоненты педагогической модели реализации воспитательного потенциала в процессе дистанционного обучения курсантов морского вуза.

Теоретическая значимость:

- расширены научные представления о педагогическом моделировании процесса реализации потенциала в процессе дистанционного обучения курсантов морского вуза;

- определены педагогические условия реализации потенциала в процессе дистанционного обучения курсантов морского вуза.

Практическая значимость:

- создан действенный инструментарий организации и реализации потенциала в процессе дистанционного обучения курсантов морского вуза;

- предложенная модель и её компоненты при соответствующей модификации могут быть применены в воспитательной практике всех учебных за-

ведений, в процессе дистанционного обучения студентов, курсантов, школьников.

Осуществленный анализ научной литературы показал, что теме дистанционного обучения и осуществления воспитательного воздействия на участников «дистанта» в последнее время стало уделяться пристальное внимание. Различные аспекты темы дистанционного обучения раскрыли в своих научных трудах РР. Аделова, A.A. Андреев, Э.М. Каримулаева, А.М. Курбанова, ПВ. Курицина, РЖ. Мешалова, Е.С. Полат, В.И. Солдаткин, Э.М. Хабибулина и др. Отечественные авторы придерживаются мнения, что дистанционное обучение есть новая, современная форма обучения, которая достаточно эффективно позволяет организовать и проводить не только процесс обучения, но и воспитания учащихся.

В последние годы наметилась тенденция основательного исследования вопроса реализации воспитательного потенциала учебного заведения. По этой теме имеются несколько завершенных диссертационных исследований (Е.В. Пчельникова (2011); Р.М. Магомедов (2013); Л.А. Марченко (2015); ПС. Па-пазян (2020) и др.). Термин «воспитательный потенциал» вслед за данными авторами рассматривается как совокупность многообразных возможностей, условий и средств, конструктивное применение которых обеспечит целенаправленное воздействие на воспитанников и позволит сформировать, развить и совершенствовать у каждого из них комплекс необходимых личностно-гражданских, профессиональных и интегральных качеств.

Вместе с тем вопросу целенаправленного применения воспитательного потенциала колледжа должного внимания уделено не было, что обусловливает актуальность и востребованность исследуемой темы.

Моделирование и его некоторые особенности

В современной педагогике в последние десятилетия активно и творчески применяется метод моделирования. Особенно популярен данный метод в практике проведения педагогических исследований.

Авторы «Педагогического энциклопедического словаря» интерпретируют сущность моделирования двояко: во-первых, как метод исследования объектов на их моделях - аналогах определённого фрагмента природной или социальной реальности; во-вторых, как «построение и изучение моделей» разнообразных объектов, предметов, явлений [1, с. 146].

Рассмотрим авторские подходы к определению сущности моделирования в педагогике. М.Е. Вайндорф-Сысоева и Л.П. Крившенко придерживаются взгляда, что моделирование предназначено для исследования процессов и явлений. Для этого применяются реальные и идеальные модели [2, с. 23]. П.И. Пидкасистый и соавторы отмечают «исключительную важность метода моделирования», понимаемого как «воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте», который был преднамеренно продуман и сконструирован исследователем с целью познания его свойств и особенностей [3, с. 112]. И.О. Котлярова характеризует моделирование как «метод исследования, представляющий обязательный атрибут познания» [4]. По мнению Н.А. Козырева и О.А. Козыревой, педагогическое моделирование есть «продукт и метод научно-педагогического исследования» [5].

Из данных определений следует: во-первых, моделирование предполагает обязательное конструирование новой модели, во-вторых, её всестороннее исследование.

Следовательно, составной частью моделирования является модель.

В.А. Штофф [6] в своем знаменитом определении выделяет четыре признака модели: это система (мысленно представленная или материально реализуемая); реальное отражение объекта исследования; способность замещать объект; предоставление новой, существенной информации об объекте в результате её целенаправленного и всестороннего изучения.

Понятие «модель» в педагогике понимается как «искусственно созданный объект в виде схемы, таблицы, чертежа и т. п.» [7].

Характерными особенностями создаваемой модели являются [8]:

- искусственное происхождение;

- аналогичность исследуемому объекту;

- более простое отображение свойств, взаимосвязи и взаимоотношений компонентов исследуемого объекта;

- это надежное средство исследования реальности;

- облегчение процесса добывания информации об исследуемом объекте.

Анализ публикаций [1-8] показывает, что процесс моделирования проходит

ряд последовательных этапов: подготовительный (предусматривает продумывание вопроса, изучение и анализ научной литературы, обобщение опыта предыдущих исследований, определение замысла, цели и задач); конструктивный (направлен на воплощение в жизнь теоретических разработок, создание новой модели и апробация её работоспособности); итоговый (включает: объективную

оценку и анализ полученных результатов, их научную интерпретацию, подготовку рекомендаций по применению модели на практике).

Компонентный состав педагогической модели реализации воспитательного потенциала в процессе дистанционного обучения курсантов Морского колледжа

Опора на вышеприведенные теоретические основы позволяет нам перейти к конструированию педагогической модели, структура которой включает следующие компоненты: целевой (содержит: формулировку цели и задач по её достижению); методологический (включает выбор необходимых методологических подходов, обеспечивающих результативную реализацию поставленных задач); программно-содержательный (предусматривает разработку, согласование и утверждение целевой программы «Я - гражданин, патриот, специалист и защитник Отечества»); организационно-деятельностный (объединяет конструктивное взаимодействие субъектов обучения и воспитания в процессе овладения учебными дисциплинами и разработанной целевой программой, а также в ходе разнообразных видов практик на морских судах); оценочно-результативный (охватывает критерии, показатели и уровни оценки результативности реализации воспитательного потенциала).

Первый компонент модели - целевой. В педагогике цель понимается как то, к чему надо стремиться, чего надо добиться, т. е. как будущий результат деятельности по обучению и воспитанию личности.

Цель конструируемой модели - воспитание каждого учащегося Морского колледжа как настоящего и достойного гражданина и патриота Российской Федерации, как компетентного и добросовестного специалиста морского транспорта, который своим повседневным законопослушным поведением и высокими результатами в труде укрепляет экономическую и оборонную мощность нашего Отечества.

Из данной цели следуют следующие задачи:

- расширение мировоззрения личности, её обогащение современными научными достижениями;

- формирование у учащихся колледжа высоких гражданских качеств, среди которых патриотизм является главенствующим [9];

- ознакомление курсантов с миром отечественных ценностей, оказание им необходимой помощи в овладении лучшими ценностями и выработке позитивных ценностных ориентаций;

- воспитание твердой убежденности в существенных преимуществах здорового отечественного образа жизни перед западным;

- воспитание любви к труду и выбранной профессии моряка, укрепление желания заниматься морской профессиональной деятельностью в течение всей своей жизни;

- выработка готовности и потребности к постоянному самообучению, самовоспитанию, самосовершенствованию как личность и как профессионал своего дела.

Второй компонент модели - методологический. Его основное назначение - выбор потребных методологических подходов, которые позволят всесторонне рассмотреть тему исследования и наиболее грамотно (с научной точки зрения) организовать и провести педагогический эксперимент.

Исходя из цели и задач проводимого изыскания, а также на основе изученного опыта ГС. Папазян, Е.В. Пчельникова, Р.М. Магомедов, Л.А. Марченко и др., произведен выбор и сформирована совокупность необходимых методологических подходов для настоящего исследования, включающего системно-деятельностный, аксиологический, программно-проектировочный и диагностический подходы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Системно-деятельностный подход требует конструирования исследователем системы (организация, условия, механизм деятельности), позволяющей каждому учащемся колледжа активно включится в разнообразные виды деятельности (индивидуальную, групповую), соответствующие его интересам, целям, желаниям, потребностям; основанной на имеющемся опыте и способностях. Данный подход предусматривает самостоятельное осуществление учащимися колледжа выбора темы, проблемы, вытекающих вопросов. При этом курсант сам, независимо производит поиск необходимого, полезного материала и требующейся информации. Обращение к преподавателю может происходить в любое время занятия, по мере необходимости.

Аксиологический подход ориентирует на погружение курсантов в мир ценностей и знакомство с ними, продуманное и творческое овладение ими, что позволит выработать у каждого юноши и девушки комплекс позитивных ценностных ориентаций как для социальной, так и профессиональной жизнедеятельности.

Программно-проектировочный подход позволяет на научной основе осуществить конструктивно-творческую разработку новой целевой программы, направленной на активизацию процесса становления и развития личности курсанта как гражданина, патриота, морского специалиста и защитника демократической России, усиление продуктивности обучения и воспитания учащихся колледжа.

Диагностический подход обеспечивает правильный подбор и применение педагогического инструментария для объективной оценки уровня сформирован-ности у учащихся колледжа комплекса личностно-гражданских, профессиональных и интегральных качеств, их готовности и способности эффективно трудиться в составе экипажей морских транспортных судов на благо Отечества.

Третий компонент - программно-содержательный - предусматривает творческую разработку инновационной целевой программы «Я - гражданин, па-

триот, специалист и защитник Отечества» и включает её составные модули:

- теоретический (содержит основные положения теории воспитания личности, наиболее важные концепции воспитания современной российской молодежи);

- аксиологический (охватывает теорию ценностей и ценностных ориен-таций, классификацию ценностей, механизм воспитания учащейся молодежи на основе аксиологического подхода);

- деятельностный (включает активное и бескорыстное участие курсантов в общественно-политическую, гуманитарную, добровольческую и патриотическую работу);

- воспитательный и культурно-досуговый (объединяет комплекс индивидуальных, групповых и массовых тематических мероприятий, целенаправленных на формирование личности учащегося колледжа как достойного гражданина обновленной современной России, востребованного специалиста морского транспорта, надежного защитника Отечества).

Целевая программа предусматривает применение педагогических:

а) методов: убеждения, проблемно-ситуативных, объяснительно-репродуктивных, поощрения, стимулирования, самовоспитания;

б) форм: традиционных (рассказ, беседа, лекция, диспут, урок патриотизма, встреча с ветеранами и др.); инновационных (лекция-презентация, лекция-конференция, дискуссии, игровые тренинги, интернет-акции, флэшмоб, веб-квест, совместное конструирование группового творческого продукта, виртуальное посещение экспозиции музея и др.).

Составным элементом данного компонента являются педагогические условия, к которым относятся:

- образование информационно-образовательной среды, позволяющей строить целенаправленный образовательный и воспитательный процессы;

- развитие мотивации к результативной учебе и воспитательной деятельности в дистанционном формате, способствующие побуждению курсантов к овладению морской специальностью, воспитанию готовности к результативной деятельности на судах морского транспорта;

- развитие у учащихся интереса к отечественным ценностям, в том числе и к профессиональным ценностям, что позволит сформировать у каждого юноши и девушки позитивные ценностные ориентации;

- применение возможностей самовоспитания для формирования у каждого курсанта высокого уровня личностно-гражданских, профессиональных и интегральных качеств.

Четвертый компонент модели - организационно-деятельностный - включает следующие элементы:

а) целенаправленное воспитательное воздействие на курсантов в процессе изучения базовых, специальных, общетехнических, конвенционных и гуманитарных дисциплин (позволяет вырабатывать у курсантов комплекс необходимых качеств как профессионалов морского транспорта и граждан Российской Федерации, будущих воинов армии и флота);

б) изучение целевой программы «Я - гражданин, патриот, специалист и защитник Отечества», направленной на совершенствование личностно-граж-данских, профессиональных и интегральных качеств, потребных для будущей повседневной и профессиональной деятельности);

в) развитие личностных качеств в процессе общественной, патриотической, волонтерской деятельности, многообразия жизненных ситуаций, практик на судах;

г) этапы реализации воспитательного потенциала:

- подготовительный (предусматривает планирование предстоящей деятельности, своевременную подготовку необходимой документации, согласование вопросов со всеми заинтересованными должностными лицами, подготовку ТСВ, ЭСМИ, учебных кабинетов, составления расписания занятий и его доведение до участников исследования);

- деятельностно-развивающий (осуществление плановых занятий, изучение авторской целевой программы, проведение собеседований по каждому из изученных модулей);

- итоговый (проведение итогового собеседования с участниками экспериментальной работы, выставление персональных оценок, итоговое анкетирование и тестирование, изучение и объективная оценка полученных результатов).

д) мониторинг процесса реализации воспитательного потенциала в ходе дистанционного обучения курсантов Морского колледжа (организация, сбор, хранения, обработка и распространение информации о реализации воспитательного потенциала в процессе дистанционного обучения курсантов колледжа).

Пятый компонент модели - оценочно-результативный, объединяет критерии, показатели и уровни оценки результативности реализации воспитательного потенциала, что позволяет получить объективные результаты о проделанной воспитательной работе и истинном уровне личностно-гражданских, профессиональных и интегральных качеств будущих специалистов морского транспорта.

Реализация предложенной инновационной модели позволяет достичь конкретного результата - это курсант с активной жизненной позицией, со сформированным комплексом личностно-гражданских, профессиональных и интегральных качеств, желающий посвятить свою жизнь службе Отечеству на судах морского транспорта, готовый к защите территориальной целостности и независимости России.

В заключение констатируем следующее:

1. В процессе дистанционного обучения с курсантами системы СПО возможно и целесообразно проводить целенаправленный воспитательный процесс с применением всего воспитательного потенциала учебного заведения, а также традиционных и инновационных форм и методов воспитательной работы.

2. Под термином «воспитательный потенциал» понимается совокупность многообразных возможностей, условий и средств, находящихся в распоряжении учебного заведения, конструктивно-творческое применение которых обеспечит целенаправленное воспитательное воздействие на воспитанников и позволит сформировать, развить и совершенствовать у каждого из них комплекс личност-но-гражданских, профессиональных и интегральных качеств.

Библиографический список

3. Разработанная педагогическая модель реализации воспитательного потенциала в процессе дистанционного обучения курсантов Морского колледжа состоит из пяти взаимосвязанных компонентов (целевого, методологического, программно-содержательного, организационно-деятельностного и оценочно-результативного) и направлена на организацию, качественное и эффективное воспитательное воздействие на личность курсанта колледжа в условиях «дистанта».

4. Реализация предложенной педагогической модели даст возможность руководящему составу и преподавателям системы СПО эффективно организовать воспитательную работу с учащимися в условиях дистанционного обучения.

1. Педагогический энциклопедический словарь. Москва: Большая российская энциклопедия, 2002.

2. Вайндорф-Сысоева М.Е., Крившенко Л.П. Педагогика: конспект лекций. Москва: Издательство Юрайт, 2010.

3. Педагогика: учебное пособие. Москва: Педагогическое общество России, 2004.

4. Котлярова И.О. Метод моделирования в педагогических исследованиях: история развития и современное состояние. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2019; Т. 11, № 1: 6 - 20.

5. Козырев Н.А., Козырева О.А. Педагогическое моделирование как продукт и метод научно-педагогического исследования. Современная педагогика. 2015; № 8. Available at: https://pedagogika.snauka.ru/2015/08/4791

6. Штоф В.А. Моделирование и философия. Москва: Знание, 1986.

7. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2005.

8. Томилин А.Н. Военно-педагогическая теория и практика формирования и развития профессиональной направленности офицера-воспитателя: монография. Новороссийск: РИО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова», 2010.

9. Томилина С.Н. Концепция и стратегии государственно-патриотического воспитания учащейся молодежи: монография. Новороссийск: РИО ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова, 2018.

References

1. Pedagogicheskij 'enciklopedicheskij slovar'. Moskva: Bol'shaya rossijskaya 'enciklopediya, 2002.

2. Vajndorf-Sysoeva M.E., Krivshenko L.P. Pedagogika: konspekt lekcij. Moskva: Izdatel'stvo Yurajt, 2010.

3. Pedagogika: uchebnoe posobie. Moskva: Pedagogicheskoe obschestvo Rossii, 2004.

4. Kotlyarova I.O. Metod modelirovaniya v pedagogicheskih issledovaniyah: istoriya razvitiya i sovremennoe sostoyanie. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki. 2019; T. 11, № 1: 6 - 20.

5. Kozyrev N.A., Kozyreva O.A. Pedagogicheskoe modelirovanie kak produkt i metod nauchno-pedagogicheskogo issledovaniya. Sovremennayapedagogika. 2015; № 8. Available at: https://pedagogika.snauka.ru/2015/08/4791

6. Shtof V.A. Modelirovanie i filosofiya. Moskva: Znanie, 1986.

7. Kodzhaspirova G.M., Kodzhaspirov A.Yu. Slovar'popedagogike. Moskva: IKC «MarT»; Rostov-na-Donu: Izdatel'skij centr «MarT», 2005.

8. Tomilin A.N. Voenno-pedagogicheskaya teoriya i prakiika formirovaniya i razvitiya professional'noj napravlennosti oficera-vospitatelya: monografiya. Novorossijsk: RIO «GMU im. adm. F.F. Ushakova», 2010.

9. Tomilina S.N. Koncepciya istrategii gosudarstvenno-patrioticheskogo vospitaniya uchaschejsya molodezhi: monografiya. Novorossijsk: RIO GMU im. adm. F.F. Ushakova, 2018.

Статья поступила в редакцию 18.07.22

УДК 378.147

Lytkina S.T., senior teacher, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: [email protected]

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL SETTINGS FOR THE APPLICATION OF INTERACTIVE SUPPORT OF PEDAGOGICAL PRACTICE STUDENTS OF A SPORTS UNIVERSITY. The article presents results of a study of interactive support of students' teaching practice as the basis for the implementation of a competency-based approach for the professional development of future bachelors. As an important component, the structural components of the organizational and pedagogical setting of interactive support of the pedagogical practice of bachelor students are determined and substantiated. Based on the positive results of experimental and search work, the effectiveness of their application in the process of interactive support of the pedagogical practice of bachelor students of the Institute of Physical Culture and Sports is confirmed. The results of the study may be useful for specialists in higher physical education.

Key words: interactive support, organizational and pedagogical guidelines, pedagogical practice, bachelor students.

С.Т. Лыткина, ст. преп., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: [email protected]

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА

В статье изложены результаты исследования интерактивного сопровождения педагогической практики студентов как основы реализации компетентност-ного подхода для профессионального становления будущих бакалавров. Как важная составная часть, определены и обоснованы структурные компоненты организационно-педагогической установки интерактивного сопровождения педагогической практики студентов-бакалавров. На основе положительных результатов опытно-поисковой работы подтверждена эффективность их применения в процессе интерактивного сопровождения педагогической практики студентов-бакалавров института физической культуры и спорта. Результаты исследования могут быть полезны для специалистов высшего физкультурного образования.

Ключевые слова: интерактивное сопровождение, организационно-педагогические установки, педагогическая практика, студенты-бакалавры.

В соответствии с ФГОС ВО, «электронная образовательная среда организации должна обеспечивать взаимодействие между участниками образовательного процесса посредством сети Интернет. Функционирование электронной информационно-образовательной среды обеспечивается соответствующими средствами ИКТ» [1]. В современных условиях достаточно много различных средств коммуникации, компьютерных программ и электронных образовательных ресурсов, обеспечивающих прочную дистанционную связь. Мы начали разрабатывать и внедрять «формы интерактивного сопровождения педагогической практики сту-

дентов физкультурного вуза» [2] в первую очередь для установления непрерывной инструктивной и методической связи между практикантами и методистами, так как педагогическая практика является важным этапом профессиональной подготовки студентов.

В процессе педагогической практики у студентов мы изучали методологические аспекты применения различных форм, методов и подходов интерактивного сопровождения [3] и пришли к выводу, что эффективность и результативность интерактивного сопровождения педагогической практики студентов института

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.