DOI 10.51522/2307-0382-2021-230-7-43-53 УДК 378
Д. Н. ЖЕЛТУХИН
начальник отдела по работе с личным составом ФКОУ ВО СЮИ ФСИН России, подполковник внутренней службы
Самара
DENIS N. ZHELTUKHIN
Head of the Department for Work with the Personnel of the SLI of the FPS of Russia, Lieutenant Colonel of the Internal Service
Samara
Формы и методы воспитательной работы с курсантами образовательных организаций ФСИН России в условиях дистанционного
обучения
Forms and methods of educational work with cadets of educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia in the context of distance learning
Аннотация. В статье рассматривается система форм и методов воспитательной работы с курсантами образовательных организаций ФСИН России, применяемых в специфических условиях дистанционного обучения. Предметом статьи выступили статистические данные, полученные автором статьи посредством анкетирования курсантов очного обучения 1 и 2 курсов ФКОУ ВО СЮИ ФСИН России, отечественное законодательство, а также научная литература по теме работы. Цель исследования -раскрыть специфику использования различных форм и методов воспитательной работы с курсантами образовательных организаций ФСИН России в условиях дистанционного обучения, определить наиболее эффективные формы и методы воспитательной работы в указанных условиях.
Abstract. The article examines the system of forms and methods of educational work with cadets of educational institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia, used in specific conditions of distance learning. The subject of the article is the statistical data obtained by the author of the article through a survey of full-time cadets of 1 and 2 courses of the SLI of the FPS of Russia, domestic legislation, as well as scientific literature on the topic ofthe work. The purpose ofthe study is to reveal the specifics of using various forms and methods of educational work with cadets of educational institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia in the conditions of distance learning, to determine the most effective forms and methods of educational work in the indicated conditions.
The methodological basis of the research was formed by the statistical method, analysis, synthe-
Методологическую основу исследования составили статистический метод, анализ, синтез, индукция, системно-структурный, формально-логический методы. В результате проведенной работы изучены понятия «электронное обучение» и «дистанционные образовательные технологии» в регламентации действующего законодательства. Проанализированы основные достоинства и недостатки организации воспитательной работы с курсантами образовательных организаций ФСИН России в условиях дистанционного обучения. Выделены и сопоставлены основные методы и формы воспитательной работы с курсантами образовательных организаций ФСИН России. Установлено, что в условиях дистанционного обучения курсанты образовательных организаций ФСИН России наиболее эффективными и интересными для них формами воспитательной работы считают выполнение персональных поручений и заданий с оказанием индивидуальной помощи в их подготовке. Данные, полученные в результате проведенного исследования, должны быть учтены при организации воспитательной работы с курсантами в условиях дистанционного обучения для повышения эффективности воспитательной работы. Сделан вывод о важности дистанционного обучения в современной системе образования. Вместе с тем независимо от особенностей условий организации воспитательной работы с курсантами, ее эффективность в значительной степени зависит не от техники и технологий, а от компетентности и профессионализма наставников, осуществляющих данную работу.
Ключевые слова: курсанты, обучающиеся, дистанционное обучение, формы и методы воспитания.
sis, induction, system-structural and formallogi-cal methods. As a result of the work carried out, the concepts of «e-learning» and «distance learning technologies» were studied as regulated by the current legislation. The main advantages and disadvantages of organizing educational work with cadets of educational institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia in the context of distance learning are analyzed. The main methods and forms of educational work with cadets of educational institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia are highlighted and compared. It has been established that in the conditions of distance learning, cadets of educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia regard the fulfillment of personal instructions and assignments with the provision of individual assistance in their preparation as the most effective and interesting forms of educational work. The data obtained as a result of the study should be taken into account when organizing educational work with cadets in the conditions of distance learning in order to increase the effectiveness of educational work. The conclusion is made about the importance of distance learning in the modern system of education. At the same time, regardless of the specifics of the conditions for organizing the educational work with cadets, its effectiveness largely depends not on technology and technics, but on the competence and professionalism of the mentors who carry out this work.
Key words: cadets, students, distance learning, forms and methods of education.
13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки) General pedagogy, history of pedagogy and education (pedagogical sciences)
В последнее время в российском научном сообществе идет много дискуссий на предмет организации процесса воспитания и формирования полноценной личности в условиях инновационного развития образовательной и научной среды. Дистанционное образова-
ние - термин далеко не новый для средних и высших учебных заведений. Зародившись в Великобритании в конце XVIII века как «корреспондентское обучение» [1], сегодня дистанционный способ получения знаний является неотъемлемой частью системы образования Российской Федерации.
«Дистанционную форму обучения сегодня называют образовательной системой XXI в., в мировом значение на нее делается огромная ставка. Результаты общественного прогресса, ранее сосредоточенные в техносфере, сегодня все больше концентрируются в инфосфере. Наступила эра информатизации и телекоммуникационных технологий» [2].
В современной педагогической науке проблеме развития дистанционного обучения посвящены научные труды Н. Ю. Во-ловой [3], Н. А. Варданян [4], И. П. Сур-нина [5] и других. Проведенный анализ указанных выше и некоторых других источников свидетельствует о том, что исследования авторов в этой области носят в основном методологический характер и не содержат описания конкретных методов и форм воспитательной работы в условиях дистанционного обучения.
Прежде всего, это обусловлено тем, что большинство научных работ, посвященных проблеме дистанционного обучения и компонентам (технологии), формирующим его образовательную среду, опубликованы в период с 2000 по 2010 год, когда электронные платформы обучения, такие как Zoom, Microsoft Teams и другие, еще не были разработаны, а программа дистанционного обучения в высших учебных заведениях реализовывалась в рамках заочной формы обучения, то есть самостоятельного изучения студентами учебного материала и прибытия их на установочную и экзаменационную сессию. Кроме того, Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» до редакции 2020 года не содержал понятие «воспитание». Следовательно, в отсутствие законодательной регламентации представления о формах и методах воспитательного воздействия при осуществлении различных форм обучения
(в том числе дистанционной) формировались у преподавателей образовательных учреждений в основном посредством научного анализа.
Таким образом, структура дистанционного обучения вместе с формами и методами воспитательной работы является далеко не изученным направлением, представляющим интерес для выражения взглядов, мнений и суждений в научном мире.
Согласно статье 16 Федерального закона от 29.12.2021 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» под электронным обучением понимается «организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников» [6]. При дистанционном обучении основным является принцип интерактивности во взаимодействии между обучающимся и обучающим [7]. Из этих определений следует, что дистанционное обучение -система образования, которая осуществляется на расстоянии и не предусматривает тесный контакт преподавателей с учащимися.
Рассмотрим более подробно данный вид обучения на примере организации воспитательного процесса с курсантами
образовательных организаций высшего образования ФСИН России.
Образовательная программа курсантов в обычном режиме представляет собой сложную систему, построенную на совокупности организации учебной, научной, творческой, спортивной и общественной деятельности.
По роду своих служебных обязанностей курсанты находятся в постоянной занятости, строго следуя распорядку дня вуза, который включает в себя учебные занятия, самостоятельную подготовку, воспитательные и иные мероприятия. Контроль деятельности обучающихся, постоянное наблюдение за их поведением и изучение морально-психологического климата - это основные компоненты в организации работы командиров взводов, кураторов учебных групп и других органов воспитания.
Дистанционное обучение как новая форма организации учебного процесса внесла не только коррективы в формы и методы воспитательного воздействия на обучаемых, но и также вызвала ряд технических трудностей, связанных с их практической реализацией. Согласно определению, данному в словаре «Профессионально-психологические понятия», «дистанционное обучение практикуется в двух формах, обычно комбинируемых в разных сочетаниях:
1) через переписку, в ходе которой педагог корректирует и контролирует освоение образовательной программы;
2) через средства массовой коммуникации (лекции, инструкции, индивидуальные консультации по телефону)» [8].
Как мы видим, научные источники не регламентируют детально формы и методы воспитательной работы в дистанционном режиме, что обусловливает необходимость более глубокого и масштабного
подхода к изучению данного феномена образовательного процесса. Учитывая специфику организации проведения занятий в дистанционном режиме, необходимо затронуть проблемные и положительные стороны данного обучения.
В качестве положительных моментов в системе воспитания курсантов образовательных организаций высшего образования ФСИН России в режиме дистанционного обучения можно выделить следующие компоненты:
- возможность записи лекционного (семинарского) занятия в целях повторения изученного материала;
- участие в онлайн занятиях при временной нетрудоспособности курсантов или пребывания в служебных командировках;
- развитие творческого подхода в выполнении индивидуальных заданий и поручений.
В качестве недостатков при внедрении «дистанта» в образовательную деятельность образовательных организаций высшего образования ФСИН России необходимо отметить:
- отсутствие системы должного контроля за организацией деятельности курсантов в учебное и внеурочное время, которая выражается в минимизации проведения общих построений курсантов в целях проверки наличия личного состава и формальном выполнении ответственными лицами графика проверок обучаемых, проживающих вне общежития образовательного учреждения. Из этого следует, что потеря контроля влечет за собой снижение уровня служебной дисциплины;
- снижение у курсантов мотивацион-ной составляющей к занятиям учебной и общественной деятельностью на более высоком уровне (с одной стороны это выражается в низкой активности курсантов
на занятиях, по причинам некачественной связи или сбоями в работе электронной системы, а с другой - с отсутствием педагогической практики работы в дистанционном формате у преподавателей);
- повышение уровня эмоционального напряжения обучающихся, так как при дистанционном обучении необходим жесткий самоконтроль, усидчивость и сознательное отношение к служебным обязанностям, что не всегда удается проявить курсантам в обычном режиме;
- снижение уровня ораторского мастерства курсантов, связанное с затруднениями в формировании навыка публичных выступлений в условиях дистанционного обучения;
- снижение уровня физической, строевой и огневой подготовки курсантов (данные дисциплины, за исключением теоретической части, невозможно провести на высоком педагогическом уровне в условиях ограничительных мер, так как требуется специальное оборудование и непосредственный контакт с опытным инструктором);
- большие материальные затраты на обеспечение технической составляющей дистанционного обучения и на подготовку необходимых педагогических кадров [9];
- недостаточная разработанность систем администрирования учебного процесса и, как результат, снижение качества дистанционного образования в сравнении с очным обучением [10].
Чтобы избежать всех перечисленных негативных моментов, сопровождающих систему дистанционного обучения, кураторы учебных групп, командиры учебно-строевых подразделений и сотрудники воспитательных служб должны использовать многообразный спектр приемов воспитательного воздействия, направленных на развитие у курсантов потребностно-мо-
тивационной сферы и сознания. В педагогической практике применяются следующие методы воспитательной работы:
- метод формирования сознания личности (убеждение);
- метод организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (упражнение, поручение, создание воспитывающих ситуаций, переключение на другие виды деятельности);
- метод стимулирования деятельности и поведения (соревнование, поощрение, наказание, создание ситуации успеха, показ образцов для подражания);
- метод оценки и самооценки, с помощью которых производится анализ поступков сотрудников, стимулирование деятельности, оказывается помощь в саморегуляции их поведения (критика, оценка, замечания, ситуации доверия, контроль, самоконтроль, самокритика).
Необходимо отметить, что наиболее распространенными методами индивидуально-воспитательной работы с курсантами в условиях дистанционного обучения являются следующие: личный пример, убеждение, создание ситуации успеха, поручение, поощрение. Рассмотрим более подробно эти методы, чтобы понять и обозначить их роль в системе обучения и организации воспитательного процесса в режиме удаленного доступа.
1. Метод примера или личного примера -один из стимулирующих методов работы с обучающимися. Он является своего рода проводником к развитию полноценной личности. В условиях онлайн работы командирам учебно-строевых подразделений или лицам ответственным за воспитательную работу необходимо постоянно демонстрировать высокий уровень педагогических знаний, служебной этики в общении с обучающимися, соответствующий требованиям к служебному
поведению сотрудника уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (далее также - УИС). Характерным примером в данном случае является организация и проведение единых дней информирования с применением презентаций и профилактических видеороликов, интерактивных экскурсий по театрам, выставкам и мировым музеям с заранее подготовленным лекционным материалом, совместное участие сотрудников и курсантов в командных онлайн-квестах или интеллектуальных играх.
В завершение любого мероприятия преподаватель (воспитатель) должен подвести итог занятия, провести обсуждение, выразить свою позицию и выслушать мнения обучающихся. Цель мероприятий должна быть направлена на осознание курсантом важности развития личности, значимости его точки зрения для общества.
Метод примера - это средство формирования у обучающихся образа будущего офицера УИС. Очень важно при общении с курсантами во время мероприятий соблюдать тактичность и деликатность, избегать в разговоре элементов сленговой речи, использовать только деловой стиль общения, насыщенный красивыми речевыми оборотами и богатым лексиконом.
Метод примера в работе с курсантами - это не только позиционирование командира взвода как ориентира, основанное на его личном опыте службы. Это прежде всего возможность донести до обучающихся трудовые традиции ветеранов УИС, осознание подвигов сотрудников УИС - Героев Российской Федерации, мужественные поступки сотрудников, награжденных ведомственными наградами за укрепление общественного порядка, за участие в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и локальных конфликтах в Чеченской и Афганской Республиках.
2. Метод убеждения - основной мотивирующий метод, используя который руководитель, куратор или наставник должен помочь обучаемому сформировать правильные убеждения, показать значимость его личного участия в важном задании или отдельном поручении. Главная цель сотрудника-педагога - помочь обучаемому осознать свое предназначение в коллективе и уровень ответственного отношения к делу. В практической деятельности к методу убеждения в большинстве случаев прибегают кураторы учебно-строевых подразделений, когда необходимо в нужный момент настроить курсантов на успешную учебу либо на недопустимость нарушения служебной дисциплины, если подобные инциденты возникают. При отсутствии «живого» контакта и работе через онлайн ресурсы реализация данного метода на практике носит творческий характер, так как зависит в основном от уровня педагогического мастерства куратора.
3. Метод поручения - метод воспитательного воздействия, где обучаемый, предварительно вдохновленный наставником на успех, получает ответственную посильную задачу (поручение). Цель данного метода состоит в том, что обучаемый испытывает чувства удовлетворения от качества выполненной им работы, ответственности, а также пользы от вклада в функционирование служебного коллектива. В качестве примера можно выделить совместную работу преподавателей и обучающихся при выполнении научно-исследовательской работы, подготовку и проведение курсантским активом и сотрудниками отдела по работе с личным составом праздничных мероприятий, конкурсов, акций в режиме онлайн. Метод поручения в условиях дистанционного обучения способствует формированию высокого уровня ответственности, что является ве-
сомым аргументом при подготовке кадров для подразделений и учреждений уголовно-исполнительной системы.
4. Метод (принцип) создания ситуации успеха - является мотивирующим методом и применяется совместно с методом поручения. После выполнения отдельного поручения обучаемый, да и просто любой подчиненный, получает определенный результат, который может быть хорошим, средним или ниже среднего уровня. Качество итога работы напрямую зависит от мотивации обучаемого. Ситуация успеха
- это целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых достигаются значительные результаты в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. Ожидание успеха
- это стремление утвердиться, заслужить одобрение в коллективе. Успешно выполненное обучаемым поручение дает ему силы и толчок для выполнения задач более сложного характера. Отсюда следует, что ситуация успеха - это эйфория, позволяющая расти и развиваться дальше.
В условиях дистанционного общения метод создания ситуации успеха может встречаться в любых видах деятельности (подготовка презентаций, участие в конкурсах и акциях, создание видеопроектов), где обучаемый активно себя проявляет. Главное правило при реализации данного метода - это не забывать преподавателям (воспитателям) указывать положительные моменты в деятельности обучающихся, применять меры стимулирующего характера к курсантам, имеющим высокие показатели.
5. Метод поощрения - это один из составляющих широко применяемого метода «кнута и пряника». Любая положительная деятельность обучаемого, независимо от того творческая, спортивная, научная или общественная, должна поощряться
руководителем. В период дистанционного обучения руководитель или наставник не должен забывать о применении данной практики. Через поощрение по итогам выполненной работы курсант должен осознавать свою значимость и двигаться вперед, понимая, что его деятельность востребована в служебном коллективе.
На базе сочетания указанных выше методов в условиях дистанционного обучения в образовательных учреждениях высшего образования ФСИН России могут применяться следующие формы работы с личным составом, направленные на укрепление социально-психологического климата и развитие мотивации к добросовестному выполнению служебных обязанностей:
1) Информационно-пропагандистские (путем общения через облачные платформы / программы):
а) проведение лекционных веб-занятий, научных диспутов, единых дней информирования. Осуществление контроля за проведением такого рода мероприятий должно осуществляться кураторами учебных групп на плановой основе путем подключения их к конференц-связи. Непосредственное онлайн участие в едином дне информирования начальников курсов и руководителей факультетов позволяет поддерживать на высоком уровне служебную дисциплину, проводить обсуждение пройденного материала путем проведения поддерживающей или корректирующей беседы с личным составом;
б) подведение итогов успеваемости и служебной дисциплины среди обучающихся. Проведение данных мероприятий кураторами учебных групп должно носить системный характер и проводиться через облачные платформы обучения перед началом экзаменов (сессии) в целях повышения мотивации, после экзаменов - для
анализа допущенных ошибок и закрепления индивидуальных кураторов из числа опытных преподавателей за курсантами, имеющими слабую успеваемость;
в) размещение на официальном сайте института и в курсантских сообществах, например, в социальной сети «ВКонтакте» видеороликов, направленных на недопустимость:
- вождения транспортного средства в состоянии алкогольного опьянения;
- чрезмерного употребления алкогольных напитков, в частности, в общественных местах и в форменной одежде;
- размещения в сети фото и видеоматериалов, порочащих честь и достоинство сотрудника УИС;
г) мониторинг информационно-телекоммуникационной сети Интернет на предмет присутствия на личных страницах курсантов материалов с информацией о способах совершения самоубийства, призывами к совершению самоубийства, агитацией к участию в группах экстремистского характера, деятельность которых запрещена в Российской Федерации, а также в несанкционированных митингах против государственного строя.
2) Культурно-просветительские (путем общения через облачные платформы / программы):
а) литературный блок:
- проведение литературных тематических вечеров, посвященных творчеству русских поэтов и писателей;
- посещение виртуальных музеев, театров и выставок с обменом впечатлениями после посещения в чате курса (взвода);
- просмотр документальных и классических фильмов с последующим обсуждением в чате курса (взвода);
- проведение онлайн викторин, посвященных памятным датам Российской Федерации и дням воинской славы России;
б) творческий блок (путем общения через облачные платформы / программы):
- проведение онлайн-проектов, способствующих развитию интереса у курсантов, не имеющих хобби или определенных увлечений, к занятиям общественно-полезной деятельностью;
- демонстрация видеороликов на темы: «Делай как я», «Спорт - выбор сильных», «Смотри и действуй», в которых обучающиеся на основе индивидуальных заданий и поручений, полученных от своих наставников, демонстрируют навыки, уникальные спортивные и творческие способности (закаливание в зимний период, обучение игре на музыкальном инструменте, исполнение танцевальных элементов повышенной сложности, выполнение спортивных упражнений, оригинальный жанр и многое другое) с целью формирования мотивации к участию в различных видах деятельности своих однокурсников. Конкурс «Делай как я» - это также хороший повод проявить себя как обучающимся, так и наставникам, демонстрируя тем самым личный пример;
- проведение онлайн-игр на примере известных телепередач: «Где логика?», «Что, где, когда?», «Кто хочет стать миллионером?»;
- проведение онлайн-встреч (бесед) с обучающимися и сотрудниками, посвященных рубрике «Жизнь замечательных людей», с подключением к конференц-свя-зи известных политиков, спортсменов, ученых и общественных деятелей региона;
- проведение блицтурниров по компьютерным играм в режиме онлайн (шахматы, шашки, домино) среди команд сотрудников и учащихся, направленных на развитие интеллекта и сплочение коллектива.
3) Профилактические:
- проведение онлайн-тренингов и (или) тестирования курсантов на знание правил
дорожного движения, а также особенностей эксплуатации транспортных средств в осенне-зимний и весенне-летний периоды;
- проведение анализа дорожно-транспортной дисциплины среди обучающихся с официальным запросом в ГИБДД региона сведений по курсантам, имеющим административные правонарушения;
- проведение единых часов информирования с использованием информационных средств наглядной демонстрации, направленных на профилактику различных видов зависимостей (игровая, кредитная, наркотическая и другие).
4) Индивидуально-воспитательные:
- индивидуальный контроль (помощь) за обучающимися как форма воспитательный работы, которая заключается в повышении профессиональной сознательности курсантов, мобилизации на успешное выполнение служебного долга и трудовой деятельности. При осуществлении индивидуальной помощи курсантам, имеющим нарушения служебной дисциплины, в частности, носящие системный характер, командирами взводов, кураторами и наставниками в рамках онлайн общения с подшефными нужно соблюдать тактичность и уважение к собеседнику, веру в его силы и способности с учетом личных особенностей каждого курсанта;
- индивидуально-воспитательные беседы являются одной из наиболее действенных форм в процессе изучения особенностей и личностных качеств обучающихся, так как способствует установлению тесного контакта, получению информацию о субъективном мире, мотивах их деятельности и поведения.
При проведении индивидуально-воспитательных бесед с курсантами сотрудники воспитательных служб, в частности, индивидуальные кураторы, должны соблюдать доверительный характер об-
щения, воздействовать на их сознание и чувства с целью формирования положительного отношения к делу (учебе, спорту, творчеству, науке и так далее). В том числе индивидуальные кураторы не должны забывать о работе с родственниками курсантов (по телефону или другим видам современной связи), имеющих административные штрафы за нарушения правил дорожного движения, в целях неукоснительного соблюдения ими дорожно-транспортной дисциплины и недопустимости самостоятельного выезда к родителям в соседние регионы на личном транспорте.
Особое значение в проведении индивидуально-воспитательной работы с обучающимися в период дистанционного обучения имеет организация внеслужебного общения. В условиях мер ограничительного характера проведение отдельных мероприятий, таких как посещение спортивных матчей, театральных премьер и организация культпоходов, кураторами и сотрудниками отделов воспитательных служб фактически невозможна. Единственным способом реализации данной формы является посещение курсантов по месту жительства, которое проводится кураторами учебных групп и командирами учебно-строевых подразделений на основании планов, утвержденных заместителем руководителя образовательного учреждения высшего образования ФСИН России по кадрам (по работе с личным составом).
Применение данной практики в основном сводится к решению следующих задач:
- проверка качества жилищно-быто-вых условий проживания обучающихся;
- изучение поведения курсантов вне расположения образовательной организации высшего образования ФСИН России, владение информацией об увлечениях (хобби), имеющихся проблемах в их жиз-
недеятельности (финансовые и бытовые проблемы, просроченные кредитные обязательства, конфликтные отношения с соседями и так далее);
- изучение форм проведения свободного времени курсантом, его интересов, увлечений, запросов и потребностей, имеющихся вредных привычек.
Указанные выше теоретические выводы подтверждаются проведенным нами опросом среди курсантов очного обучения 1 и 2 курсов ФКОУ ВО СЮИ ФСИН России, в котором приняли участие 184 человека. В ходе анкетирования респондентам были заданы вопросы, касающиеся организации воспитательного и учебного процесса в условиях дистанционного обучения. По результатам исследования и суммарного обобщения анкет выявлена следующая статистика ответов:
- на вопрос: «Какие формы воспитания наиболее приемлемы для организации воспитательной работы в условиях дистанционного обучения?» из 100 % опрошенных 34 % высказались за индивидуально-воспитательные беседы, 32,7 % отдали свое предпочтение личному примеру воспитателя и 33,3 % - индивидуальной помощи;
- на вопрос: «Какие методы воспитания, на ваш взгляд, наиболее приемлемы для организации воспитательной работы в условиях дистанционного обучения?» из 100 % опрошенных 61 % высказались за метод поощрения, 25,4 % отдали свои голоса за метод примера и 13,6 % - за метод убеждения.
Из проведенного опроса можно сделать вывод, что в условиях дистанционного обучения курсанты предпочитают персональные поручения и задания с оказанием
индивидуальной помощи по различным видам служебной деятельности. Помощь в этом направлении со стороны органов воспитания должна оказываться как на практическом, так и на психологическом уровне. В повседневной деятельности курсанты в силу своей юности и неопытности ориентируются на своих командиров и преподавателей, именно таким образом у них формируется черты правильного поведения, в том числе манера речи и чувство такта в общении с окружающими.
Критика в воспитательном процессе не должна идти в противовес поощрениям, напротив, ее следует применять в строгом балансе с мерами стимулирования личного состава. Поощрение - это мотиватор на успешную и плодотворную деятельность.
В заключение данной статьи хочется привести тезис В. Н. Бабешко, А. Р. Набиул-линой: «Электронное (дистанционное) обучение и контроль знаний занимают в современной системе образования прочные позиции, органично дополняя очное обучение и разнообразные очные тренинги и курсы, оно активно используется как в учебных заведениях, так и на предприятиях» [11]. Однако необходимо отметить, что определяющим звеном в процессе воспитания курсантов в условиях дистанционного обучения являются не современные информационные платформы и инновационные технологии образования, а люди -преподаватели, наставники, кураторы, ветераны - те, кто обеспечивает выполнение этой работы на высоком педагогическом уровне, кто вкладывает душу в благородное дело, передает положительный опыт работы для формирования личности будущих офицеров УИС. ф
1. История дистанционного образования // EDUNEWS [сайт]. URL: https://clck.ru/VLCUX (дата обращения: 07.06.2021).
2. Козлова Д. А. Дистанционное обучение как инновационный подход в реализации непрерывного образования // Вестник Таганрогского государственного педагогичекого института ГПИ. 2013. № 8 (спецвыпуск). С. 36-40.
3. Воловая Н. Ю. Педагогические основы дистанционного обучения : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Самара, 2000. 24 с.
4. Варданян Н. А. Развитие дистанционного обучения в общеобразовательной школе : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2004. 21 с.
5. Сурнин И. П. Методика дистанционного обучения в вузах МВД России : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2004. 21 с.
6. Об образовании в Российской Федерации (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2021) : федер. закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. 30.04.2021). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
7. Новоселова Д. В., Новоселов Д. В. Дистанционное обучение в условиях пандемии // Теория и практика научных исследований: психология, педагогика, экономика и управление. 2020. № 3 (11). С. 36.
8. Профессионально-педагогические понятия / под ред. Г. М. Романцева. Екатеринбург : Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2005. С. 93.
9. Пушнова В. В. Дистанционное обучение: современное состояние и перспективы развития // Вестник АГТУ 2020. №2 (70) С. 36.
10. Сагиндыкова А. С., Тугамбекова М. А. Актуальность дистанционного образования // Молодой ученый. 2015. № 20 (100). С. 497.
11. Бабешко В. Н., Набиуллина А. Р. Компьютерная диагностика уровня знаний // Инновационная наука. № 8-1 (8). 2015. С. 79.
1. History of Distance Education // EDUNEWS [site]. URL: https://clck.ru/VLCUX [Accessed 7th June 2021].
2. Kozlova, D. A. (2013) Distant technologies - innovative approach in the organization of lifelong learning education // Bulletin of the Taganrog State Pedagogical Institute SPI. S (special edition), 36-40.
3. Volovaya, N. Yu. (2000) Pedagogical framework of distance learning : thesis of ... of Candidate of Pedagogy. Samara, 24 p.
4. Vardanyan, N. A. (2004) The development of distance learning in a comprehensive school : thesis ... of Candidate of Pedagogy. Moscow, 21 p.
5. Surnin, I. P. (2004) Methodology of distance learning in universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia : thesis ... of Candidate of Pedagogy. Moscow, 21 p.
6. On education in the Russian Federation (as amended and supplemented, entered into force on 01.06.2021): Federal Law of the Russian Federation of 29.12.2012 No. 273-FZ (ed. on 30.04.2021). Access from Legal Reference System «Consultant Plus».
7. Novoselova, D. V., Novoselov, D. V (2020) The distance learning in a pandemic // Theory and practice of scientific research: psychology, pedagogics, economy and management. 3 (11), 36.
8. Ed. by Romantesev, G. M. (2005) Professional pedagogical concepts. Yekaterinburg : Russian State Professional Pedagogical University, p. 93.
9. Pushnova, V. V. (2020) Distance learning: current state and prospects for development // Vestnik of Astrakhan State Technical University. 2 (70), 36.
10. Sagindykova, A. S., Tugambekova, M. A. (2015) Relevance of distance education // Young scientist. 20 (100), 497.
11. Babeshko, V. N., Nabiullina, A. R. (2015) Computer diagnostics of the level of knowledge // Innovative Science. 8-1 (8), 79.