Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВЕДОМСТВЕННОГО ИНСТИТУТА ФСИН РОССИИ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВЕДОМСТВЕННОГО ИНСТИТУТА ФСИН РОССИИ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ВЕДОМСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ РОССИИ / ПАНДЕМИЯ / КОРОНАВИРУСНАЯ ИНФЕКЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнова В.А., Крылов Д.В.

В статье рассматриваются вопросы, касающиеся особенностей и проблем самостоятельной физической подготовки курсантов ведомственной образовательной организации Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) России в условиях дистанционного обучения, обусловленных пандемией коронавирусной инфекции. Результаты опроса 100 курсантов Вологодского института права и экономики ФСИН России показли, что около 27% опрошенных обучающихся не имели достаточной возможности посещать спортивные объекты в период самоизоляции и дистанционного обучения. Также, помимо объективных условий, немаловажное значение имеет психологическое и эмоциональное состояние обучающихся. Рассматриваемые в статье проблемы физической подготовки, возникающие у обучающихся в период дистанционного обучения, имеют комплексный характер и требуют столь же комплексного подхода для их решения, предполагающего: правовое и организационное обеспечение занятия спортом в условиях самоизоляции, а также психологическое сопровождение обучающихся при дистанционной форме обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смирнова В.А., Крылов Д.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF INDEPENDENT PHYSICAL TRAINING STUDENTS OF THE DEPARTMENTAL INSTITUTE OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA IN THE CONDITIONS OF DISTANCE LEARNING

The article discusses issues related to the features and problems of independent physical training of cadets of the departmental educational organization of the Federal Penitentiary Service (FSIN) of Russia in the context of distance learning caused by the coronavirus pandemic. The results of a survey of 100 cadets of the Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penitentiary Service of Russia showed that about 27% of the surveyed students did not have sufficient opportunity to visit sports facilities during the period of self-isolation and distance learning. Also, in addition to objective conditions, the psychological and emotional state of students is of no small importance. The problems of physical training considered in the article that arise among students during the period of distance learning are of a complex nature and require an equally integrated approach for their solution, which involves: legal and organizational support for sports in self-isolation, as well as psychological support of students in distance learning.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВЕДОМСТВЕННОГО ИНСТИТУТА ФСИН РОССИИ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

УДК 796

В.А. СМ ИРНОВА

курсант1

Д.В. КРЫЛОВ

преподаватель кафедры физической культуры1 1 Вологодский институт права и экономики ФСИН России

Статья поступила 7 апреля 2021 г.

ОСОБЕННОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВЕДОМСТВЕННОГО ИНСТИТУТА ФСИН РОССИИ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

В статье рассматриваются вопросы, касающиеся особенностей и проблем самостоятельной физической подготовки курсантов ведомственной образовательной организации Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) России в условиях дистанционного обучения, обусловленных пандемией коронавирусной инфекции. Результаты опроса 100 курсантов Вологодского института права и экономики ФСИН России показли, что около 27% опрошенных обучающихся не имели достаточной возможности посещать спортивные объекты в период самоизоляции и дистанционного обучения. Также, помимо объективных условий, немаловажное значение имеет психологическое и эмоциональное состояние обучающихся.

Рассматриваемые в статье проблемы физической подготовки, возникающие у обучающихся в период дистанционного обучения, имеют комплексный характер и требуют столь же комплексного подхода для их решения, предполагающего: правовое и организационное обеспечение занятия спортом в условиях самоизоляции, а также психологическое сопровождение обучающихся при дистанционной форме обучения.

Ключевые слова: обучающиеся, ведомственная образовательная организация, Федеральная служба исполнения наказаний России, пандемия, коронавирусная инфекция.

SMIRNOVA V.A.

Cadet1

KRYLOV D.V.

Teacher of the Department of Physical Culture1

1Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penitentiary Service of Russia

FEATURES OF INDEPENDENT PHYSICAL TRAINING STUDENTS OF THE DEPARTMENTAL INSTITUTE OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA IN THE CONDITIONS OF DISTANCE LEARNING

The article discusses issues related to the features and problems of independent physical training of cadets of the departmental educational organization of the Federal Penitentiary Service (FSIN) of Russia in the context of distance learning caused by the coronavirus pandemic. The results of a survey of 100 cadets of the Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penitentiary Service of Russia showed that about 27% of the surveyed students did not have sufficient opportunity to visit sports facilities during the period of self-isolation and distance learning. Also, in addition to objective conditions, the psychological and emotional state of students is of no small importance. The problems of physical training considered in the article that arise among students during the period of distance learning are of a complex nature and require an equally integrated approach for their solution,

which involves: legal and organizational support for sports in self-isolation, as well as psychological support of students in distance learning.

Keywords: students, departmental educational organization, Federal Penitentiary Service of Russia, pandemic, coronavirus infection.

Пандемия коронавируса 8АЯ8-СоУ-2 (СОУГО-19), начавшаяся в марте 2019 года, заставила перейти многие российские образовательные организации на режим дистанционного обучения [1]. Исключением не стали и образовательные организации Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) России.

Введение ограничительных мер и режима дистанционного обучения ощутимым образом повлияло на реализацию образовательных программ учебных курсов. В особенности данные меры негативно отразились на прикладных дисциплинах, связанных с физической подготовкой обучающихся.

Слова «самообразование» и «самостоятельная подготовка» приобрели несколько иное значение в рамках физической подготовки. Невозможность проведения групповых очных занятий по физической подготовке и введенные ограничительные меры поставили под удар поддержание своего физического состояния обучающимися.

Особенности дистанционного обучения заключаются, в первую очередь, в принципиально новых подходах к физическому воспитанию обучающихся. Так, при традиционной очной форме обучения существуют непрерывный психологический контакт между преподавателем и обучающимися, фактор единовременного личного участия преподавателя в процессе обучения и вовлеченность обучающихся в образовательный и воспитательный процессы. Более того, при традиционной форме физической подготовки, присутствует и важный фактор воспитательного процесса, а именно - обучения слаженной работе в команде, что наблюдается в игровых и групповых видах спорта (волейбол, баскетбол и др.).

В это же время, дистанционная форма обучения лишена вышеупомянутых особенностей и основывается на взаимодействии преподавателя и ученика посредством заочной связи посредством современных технологических возможностей: компьютер, телефон, сеть интернет и т. д. По нашему мнению, данный недостаток дистанционной формы обучения снижает эффективность воспитательного воздействия до минимума.

Несмотря на это, многие отечественные исследователи физической подготовки сотрудников органов внутренних дел выделяют и ряд преимуществ дистанционного обучения [2]:

1) при использовании данной технологии обучения выявляется важная психологическая основа - слушатели учатся сами, а преподаватели создают для этого условия;

2) применение дистанционных технологий в учебном процессе обеспечивает развитие личности и реализует разно-уровневое обучение;

3) преподаватели имеют возможность с помощью дистанционных технологий организовать учебный процесс наилучшим образом для самостоятельной работы слушателей;

4) преподаватели могут применять индивидуальную, фронтальную или групповую форму обучения;

5) преподавателями осуществляется качественный контроль полученных слушателями знаний и умений.

Здесь стоит поподробнее остановиться на самостоятельной подготовке обучающихся, ведь именно она, по сути, и является основой дистанционного обучения.

Нетрудно догадаться, что любая форма самостоятельной физической подготовки требует наличия определенных условий для обучающегося:

а) хорошее состояние здоровья обучающегося;

6) наличие места для проведения тренировочных мероприятий;

в) наличие спортивного инвентаря и (или) снаряжения для некоторых спортивных упражнений (например, подтягиваний);

г) наличие партнера для тренировок (например, при освоении боевых приемов борьбы, в боксе и т.д.);

д) хорошее психологическое и эмоциональное состояние обучающегося.

Дистанционное обучение, введенное как противоэпидемиологическая мера, подразумевают также запрет на групповые занятия и невозможность посещения ряда объектов (спортивных залов, бассейнов и т.д.) [3]. Именно поэтому, обучающийся ведомственной образовательной организации ФСИН

России, в ряде случаев, может быть сильно ограничен в возможности проведения самостоятельных занятий по физической подготовке. Так, согласно проведенному нами опросу, в котором приняли участие 100 курсантов ВИПЭ ФСИН России, около 27 % опрошенных обучающихся не имели достаточной возможности посещать спортивные объекты в период самоизоляции и дистанционного обучения. Также, помимо объективных условий, немаловажное значение имеет психологическое и эмоциональное состояние обучающихся.

Отечественные исследователи Е.Н. Арбузова и А.И. Семакова, исследовавшие опыт дистанционного обучения в Санкт-Петербургском университете МВД России отмечают, что порядка 48 % обучающихся университета, находясь на самоизоляции и дистанционном обучении, переживают состояние эмоциональной напряженности в различных его негативных проявлениях, включая дезадаптацию [4].

Разумеется, плохое эмоциональное состояние курсантов, вызванное условиями самоизоляции и дистанционным обучением, негативным образом влияет на их уровень физической подготовки.

На эту проблему также указывают и другие отечественные исследования [5], в которых указывается на необходимость введения специального комплекса физических упражнений, направленных на восстановление и поддержание у курсантов образовательной организации ФСИН России физического и психологического здоровья, а также в целях развития, поддержания и восстановления уровня их физического развития.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что проблемы физической подготовки, возникающие у обучающихся в период дистанционного обучения, имеют комплексный характер и требуют столь же комплексного подхода для их решения, предполагающего: правовое и организационное обеспечение занятия спортом в условиях самоизоляции, а также психологическое сопровождение обучающихся дистанционно.

Список литературы

1. Заявление по итогам второго совещания

Комитета по чрезвычайной ситуации в со-

ответствии с Международными медико-санитарными правилами, в связи со вспышкой заболевания, вызванного новым коронавирусом 2019 г. (nCoV) - Режим доступа: https://www.who.int/ru/news/item/30-01-2020-statement-on-the-second-meeting-of-the-international-health-regulations-(2005)-emergency-committee-regarding-the-outbreak-of-novel-coronavirus-(2019-ncov). - Дата доступа : 08.04.2021 г.

2. Карданов, А. К. Применение дистанционного обучения на занятиях по физической подготовке со слушателями образовательных организаций МВД России / А.К. Карданов, Э. Б. Настуев // Гуманитарные исследования Центральной России. - 2020. -№2 (15). - С. 39-44.

3. Постановление Правительства Вологодской области от 27.03.2020 года № 286 «О введении ограничительных мероприятий на территории Вологодской области, направленных на предотвращение распространения эпидемии новой коронавирус-ной инфекции C0VID-2019». - Режим доступа: https://vologda- oblast. ru/dokumenty/zakony_i_postanovleniya/post anovleniya_gubernatora/2528137/. - Дата обращения: 20.03.2021 г.

4. Арбузова, Е. Н. Оценка психологического состояния и ресурсов совладающего поведения обучающихся образовательной организации МВД России в условиях самоизоляции / Е. Н. Арбузова, А. И. Семакова // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2020. - № 3 (87). -С. 221.

5. Сизов, Д.О., Мельников А. В. Концепция специальной адаптивной физической культуры для курсантов образовательной организации ФСИН России / Д.О. Сизов,

A. В. Мельников // Актуальные проблемы общественных и гуманитарных наук: научный подход молодых исследователей : сборник научных статей обучающихся Вологодского института права и экономики ФСИН России / под общей редакцией

B. Н. Некрасова ; Федеральная служба исполнения наказаний, Вологодский институт права и экономики. - Вологда : ВИПЭ ФСИН России, 2020. - С. 226-229.

Received 7 April 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.