лись, в частности, такие темы, как «Россия в годы «Великих потрясений», 1914— 1921 гг (К 100-летию окончания Гражданской войны в России)»; «Социальная и правовая модернизация в годы правления Александра II (К 160-летию Крестьянской реформы в России и др.)».
Большим воспитательным воздействием обладают студенческие научные конференции, приуроченные к памятным датам истории страны, на которых студенты выступают с подготовленными ими коллективными исследовательскими проектами. Подобные конференции позволяют реализовать некоторые существенные достоинства смешанного обучения, а именно - объединить традиционные и электронные формы и методы обучения, прямые и косвенные способы воспитательного воздействия в едином образовательном процессе.
С.И. Прасалова и Э.И. Соина отмечают тот факт, что студенческая конференция «... активизируют творческие способности и стимулируют мотивацию к учению. В процессе конференции у студентов формируются навыки целенаправленного наблюдения, постановки эксперимента, они проходят весь путь исследовательской деятельности - от определения проблемы до защиты полученных результатов» [7].
Научно-практическая конференция по памятным историческим датам в истории России на первом курсе ФНО РГУП ориентирована на воспитание патриотизма, развитие познавательной и научной активности студентов, формирование навыков командной работы и групповой проектной деятельности. Подготовка студентов к конференции начинается в начале учебного года и организуется преподавателями общеобразовательных дисциплин РГУП в формате реализации группового научно-исследовательского проекта.
Работа над конференцией включает в себя:
1. Определение темы и замысла конференции с описанием ключевых вопросов для обсуждения и формирование проектных групп студентов.
2. Составление организаторами плана работы по ее подготовке и проведению.
3. Содержательное изучение студентами литературы и исторических источников.
4. Проведение студентами исследовательской части проекта.
5. Анализ полученных результатов и формулировка выводов.
6. Подготовка студентами доклада и презентации для выступления на конференции.
В 2020-2021 учебном году в РГУП прошла конференция, посвященная 80-летию нападения фашисткой Германии на Советский Союз (22 июня, День
Библиографический список
памяти и скорби - день начала Великой Отечественной войны - памятная дата России). Представители шести студенческих проектных групп выступали с соответствующими теме проектами, демонстрировали презентации. Были освещены такие темы, как «Правда и ложь о начале Великой Отечественной войны»; «СССР накануне Великой Отечественной войны»; «Оборонительные сражения Красной Армии и флота с 22 июня по август 1941 года»; «Все для фронта, все для Победы! Советский тыл в годы войны»; «Герои начального этапа Великой Отечественной войны и их подвиги»; «Исторические уроки начала Великой Отечественной войны».
Подтверждением интереса студентов к такой форме работы является тот факт, что студенты активно участвуют в конференциях и оценивают их важность среди других форм внеаудиторной работы как высокую.
Таким образом, цель статьи, связанная с выявлением эффективных форм повышения воспитательного потенциала памятных дат отечественной истории в условиях смешанного обучения студентов колледжа, достигнута, чему способствовало положительное решение поставленных задач, а именно: изучены современные взгляды на патриотическое воспитание студентов колледжа; определены возможности и проблемы, связанные с повышением воспитательного потенциала памятных дат отечественной истории в условиях распространения смешанного обучения; раскрыты методические особенности проведения научно-практической конференции студентов колледжа в качестве эффективной формы воспитательной работы с памятными датами отечественной истории в условиях смешанного обучения.
Проведенное исследование обладает определенной теоретической значимостью, заключающейся в проведенном исследовании возможностей и проблем воспитательной работы со студентами колледжа, вызванных распространением смешанного обучения. Практическая значимость связана с установлением методических и организационных аспектов проведения студенческой научно-практической конференции в колледже, посвященной памятной дате отечественной истории в условиях смешанного обучения, Предложенные подходы могут быть использованы преподавателями истории в воспитательной работе со студентами колледжа.
Следует отметить, что в представленной статье раскрыты лишь отдельные аспекты обозначенной темы, что обусловливает необходимость дальнейшего проведения научных исследований, посвященных анализу проблемы повышения воспитательного потенциала памятных дат отечественной истории и интеграции смешанного обучения в образовательный процесс.
1. О днях воинской славы и памятных датах России. Федеральный закон от 13.03.1995 №32-Ф3 (ред. от 31.07.2020). Available at: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_5978/
2. Словарь терминов и понятий цифровой дидактики. Авторы-составители Н.В. Ломовцева, К.М. Заречнева, О.В. Ушакова, С.Ю. Ярина. Екатеринбург: РГППУ: Ажур, 2021. Available at: https://www. firo.ranepa.ru/files/docs/EP/Slovar_cifrovoj_didaktiki.pdf#:~:text=Смешанное%20обучение%20(blended%20learning)%20—,—%20в%20еди-ном%20образовательном%20процессе
3. Немов РС. Психология. Москва, 2001; Т. 2: 377-386. Available at: https://zwww.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/nemov2/07.php
4. Емельяненко В.Д., Лобач-Граубергер В.А. Интернет и ценностно-мировоззренческие основания патриотического воспитания. Новая наука: Теоретический и практический взгляд. 2016; № 2-3: 63. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25430355
5. Разумовская А.А. О формах организации воспитательного процесса в учреждении среднего профессионального образования. Самарский научный вестник. 2020; Т. 9, № 4: 337 - 342. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/o-formah-organizatsii-vospitatelnogo-protsessa-v-uchrezhdenii-srednego-professionalnogo-obrazovaniya
6. Скворцова В.П., Белая Г.В. Педагогические условия патриотического воспитания старшеклассников средствами сетевой проектной деятельности. Современные проблемы науки и образования. 2012; № 2: 147 - 149. Available at: https://www. https://science-education.ru/ru/article/view?id=5782
7. Прасалова С.И., Соина Э.И. Развитие мотивации у студентов СПО при участии в научно-практических конференциях. Молодой учёный. 2019; № 12 (250). Available at: https:// www.moluch.ru/archive/250/57318/
References
1. O dnyah voinskoj slavy i pamyatnyh datah Rossii. Federal'nyj zakon ot 13.03.1995 №32-FZ (red. ot 31.07.2020). Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_5978/
2. Slovar' terminov i ponyatij cifrovoj didakiiki. Avtory-sostaviteli N.V. Lomovceva, K.M. Zarechneva, O.V. Ushakova, S.Yu. Yarina. Ekaterinburg: RGPPU: Azhur, 2021. Available at: https://www. --firo.ranepa.ru/files/docs/EP/Slovar_cifrovoj_didaktiki.pdf#:~:text=Smeshannoe%20obuchenie%20(blended%20learning)%20,%20v%20edinom%20obrazovatel' nom%20processe
3. Nemov R.S. Psihologiya. Moskva, 2001; T. 2: 377-386. Available at: https:///www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/nemov2/07.php
4. Emel'yanenko V.D., Lobach-Grauberger V.A. Internet i cennostno-mirovozzrencheskie osnovaniya patrioticheskogo vospitaniya. Novaya nauka: Teoreticheskij i prakticheskij vzglyad. 2016; № 2-3: 63. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25430355
5. Razumovskaya A.A. O formah organizacii vospitatel'nogo processa v uchrezhdenii srednego professional'nogo obrazovaniya. Samarskij nauchnyj vestnik. 2020; T. 9, № 4: 337 - 342. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/o-formah-organizatsii-vospitatelnogo-protsessa-v-uchrezhdenii-srednego-professionalnogo-obrazovaniya
6. Skvorcova V.P., Belaya G.V. Pedagogicheskie usloviya patrioticheskogo vospitaniya starsheklassnikov sredstvami setevoj proektnoj deyatel'nosti. Sovremennyeproblemynauki i obrazovaniya. 2012; № 2: 147 - 149. Available at: https://www. https://science-education.ru/ru/article/view?id=5782
7. Prasalova S.I., Soina 'E.I. Razvitie motivacii u studentov SPO pri uchastii v nauchno-prakticheskih konferenciyah. Molodojuchenyj. 2019; № 12 (250). Available at: https:// www. moluch.ru/archive/250/57318/
Статья поступила в редакцию 26.01.21
УДК 377.5
KozyrZ.O., teacher, Admiral F.F. Ushakov State Maritime University (Novorossiysk, Russia), E-mail: [email protected]
ON THE QUESTION OF REALIZATION OF EDUCATIONAL POTENTIAL IN THE PROCESS OF DISTANCE LEARNING OF COLLEGE CADETS. The researcher conducts a study on development of essential foundations of organization and conduct of educational work with college students in conditions of distance learning. The relevance of the article is due to the active practice of using this form of education in most countries of the world, the appeal of domestic education to it in the context of a pandemic, as well as the severity of the problem of organizing educational impact on students who are on the "distance". Research objectives
include to clarify the essence of distance learning, existing problems and current trends; to identify the features of the organization and conduct of educational work with students in the conditions of distance learning; to determine the complex of forms and methods used in the practice of organizing and conducting educational work in conditions of distance learning. The purpose of the article is to familiarize the scientific community with some theoretical conclusions and practice of organizing educational work with the remote method of teaching cadets. The author for the first time proposes a scientific idea of organizing harmonious educational work with students of a maritime college in conditions of distance learning on a scientific basis. The scientific novelty and practical significance of the research lies in the development and proposal of some conceptual foundations for the realization of educational potential in the practice of educational work with cadets of the maritime secondary vocational educational institution.
Key words: distance learning, education, educational potential, cadet, process, implementation, maritime college.
З.О. Козырь, преп., Морской колледж Государственного морского университета имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск,
E-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА В ПРОЦЕССЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ КОЛЛЕДЖА
Предлагаемая статья посвящена разработке сущностных основ организации и проведения воспитательной работы с учащимися колледжа в условиях дистанционного обучения. Актуальность статьи обусловлена активной практикой применения данной формы обучения в большинстве странах мира, обращением отечественного образования к ней в условиях пандемии, а также остротой проблемы организации воспитательного воздействия на учащихся, находящихся на «дистанционке». Задачи исследования: уточнить сущность дистанционного обучения, имеющиеся проблемы и современные тенденции; выявить особенности организации и проведения воспитательной работы с учащейся молодежью в условиях дистанционного обучения; определить комплекс форм и методов, используемый в практике организации и проведения воспитательной работы в условиях дистанта. Цель статьи: ознакомить научную общественность с некоторыми теоретическими выводами и практикой организацией воспитательной работы при удаленном способе обучения курсантов. Автором впервые предложена научная идея организации стройной воспитательной работы с учащимися морского колледжа в условиях дистанционного обучения на научной основе. Научная новизна и практическая значимость исследования заключается в разработке и предложении некоторых концептуальных основ реализации воспитательного потенциала в практики учебно-воспитательной работы с курсантами морского среднего профессионального учебного заведения.
Ключевые слова: дистанционное обучение, воспитание, воспитательный потенциал, курсант, процесс, реализация, морской колледж.
Современное образование уже немыслимо без дистанционного обучения, которое уверенно заняло подобающее ему место в нашей жизни и практике профессиональной подготовки.
Ключевыми факторами, подтверждающими актуальность рассматриваемой темы, являются:
- активное распространение дистанционных форм обучения в большинстве стран мира, позволившее накопить достаточный положительный опыт качественного, гибкого, индивидуализированного обучения, его адаптации к современным требованиям;
- потребность в развитии современного отечественного образования, соответствующего требованиями XXI века, что гарантирует должное развитие всех сфер экономики нашей страны и, как следствие, улучшение благосостояния граждан России;
- деятельно развивающийся процесс модернизации российского образования, предполагающий информатизацию образования, оптимизацию методов обучения, активное применение новых технологий;
- переход многих учебных заведений полностью или частично на дистанционное обучение в условиях пандемии, что позволило на деле ознакомиться с данной формой обучения и получить первичный опыт такой деятельности.
Следовательно, актуальность рассматриваемой темы не вызывает сомнения.
Современная образовательная практика учебных заведений СПО тесно связана с дистанционным форматом обучения. Большинство колледжей уже накопили некоторый положительный опыт такой деятельности, имеют практические наработки и в сфере организации воспитательной работы в ходе «удаленки». Вместе с тем для организации продуманной и серьезной воспитательной работы с курсантами необходимы соответствующие конкретные концептуальные основы и положения. Для этого автором предпринята попытка на основе теоретического анализа подходов отечественных ученых обобщить сущностные основы организации процесса воспитания учащихся морского колледжа в ходе дистанционного обучения.
Цель исследования: разработать некоторые базовые положения организации воспитательной работы с учащимися колледжа в процессе дистанционного обучения, включающие сущность воспитательной работы, цель, задачи, особенности, формы и методы работы. Достижение данной цели требует выполнения следующих задач:
- уточнить сущность феномена «дистанционное обучение»;
- дать авторское определение термину «дистанционное обучение курсантов колледжа»;
- определить достоинства, недостатки, проблемы и характерные тенденции процесса современного дистанционного обучения курсантов колледжа;
- разработать некоторые сущностные положения организации и проведения воспитательной работы с учащимися морского колледжа в условиях дистанционного обучения.
Сущность дистанционного обучения, имеемые проблемы и современные тенденции. Изучение многочисленных научных источников (монографий, академических словарей, учебных пособий, авторских статей) показывает, что
ныне имеется значительное количество определений термина «дистанционное обучение».
Так, в педагогическом словаре (автор А.М. Новиков) рассматриваемый термин трактуется как «технология целенаправленного и методически организованного руководства образовательной деятельностью обучающихся» [1]. В другом словаре дистанционное обучение истолковывается как «процесс обучения», протекание которого исключает постоянный прямой контакт педагога и субъекта учебной деятельности [2].
Богатая информация о сути дистанционного обучения содержится в публикациях ученых и исследователей данного феномена.
К примеру РР Аделовой дистанционное обучение видится как «совокупность информационных технологий», позволяющих доставить учащимся основной объем информации, необходимой для освоения учебного материала [3]. А.А. Андреева и В.И. Солдаткина считают дистанционное обучение специфической формой получения образования [4]. Согласно позиции Э.М. Кари-мулаевой и А.М. Курбановой, данный вид обучение предусматривает создание определенной виртуальной информационно-образовательной среды [5]. РЖ. Мешалова характеризует дистанционное обучение как «обучение на дистанции» [6]. ПВ. Курицина [7], Е.С. Полат [8] интерпретируют сущность дистанта как «новую форму обучения». А.Н. Томилин и соавторы говорят о нем как о некой инновационной и перспективной образовательной модели [9]. С точки зрения Э.М. Хабибулиной такое обучение есть определенный «способ обучения на расстоянии» [10].
В западной науке дистанционное обучение рассматривается как форма.
Как видим, все авторы придерживаются разных взглядов на сущность дистанционного обучения.
Вместе с тем общим для всех авторских подходов является то, что обучающий и обучаемый разделены каким-то расстоянием, и они непосредственно взаимодействуют при помощи телекоммуникационных средств. В основе общения - педагогические методы. В практике обучения известные и инновационные педагогические технологии.
Следовательно, дистанционное обучение курсантов морского колледжа следует понимать как инновационную, интерактивную форму обучения учащихся, разделяющую их и обучающих преподавателей неким расстоянием от учебного заведения (образовательного центра), предусматривающую конструирование особой дидактической системы с творческим применением потенциалов Интернета и социальных сетей.
К важнейшим достоинствам дистанционного обучения следует отнести:
- обеспечивает проведение полнокровного педагогического процесса;
- гарантирует применение разнообразных ИКТ-технологий;
- предусматривает творческое, но удаленное взаимодействие преподавателя и учащихся;
- позволяет комплексно решить все педагогические задачи: обучение, воспитание, формирование и развитие личности;
- предоставляет курсантам одинаковые возможности по изучению учебного материала, повторное прослушивание лекции и просмотр электронной презентации, качественное проведение самостоятельной работы.
Среди недостатков данной формы обучения находим:
- значительные сложности в контроле за ходом работы учащихся в процессе лекции или практического занятия;
- слабые знания и навыки у ряда курсантов при работе с компьютерной техникой;
- снижение системности и целенаправленности воспитательной деятельности, недостаточный арсенал форм и методов организации воспитательной работы с курсантами в условиях дистанта.
Процессу организации и проведения дистанционного обучения в учебных заведениях сПо свойственны некоторые проблемы. Среди них:
- окончательно не определено, что такое дистанционное обучение - новая форма, усовершенствованное средство или конкретизированная технология?
- имеющаяся нормативно-правовая база организации и проведения дистанционного обучения для средних профессиональных заведений не совсем полная и требует более основательной конкретизации;
- недостаточная методическая подготовка преподавателей к проведению занятий при организации дистанционного обучения;
- отсутствие в колледжах специальных электронных библиотек, позволяющих преподавателям черпать необходимый материал для подготовки и проведения занятий, а учащимся - найти требуемые наработки (лекции, презентации, учебные пособия, рекомендации) для качественной самоподготовки;
- отсутствие у части курсантов (особенно из бедных семей) персональных компьютеров, мобильных устройств, выхода в Интернет, что существенно затрудняет проведение дистанционных занятий.
Для современного процесса дистанционного обучения характерны определенные тенденции:
- окончательное признание преподавателями эффективности дистанционного обучения и проявление активного интереса к нему;
- стремление преподавателей к овладению необходимыми знаниями, методиками и информационно-коммуникативными технологиями проведения дистанционного обучения;
- активизация должной заботы руководящего состава колледжей в создании необходимой материально-технической и ресурсной базы для качественного проведения дистанционных занятий;
- существенное увеличение уровня киберсоциализации как преподавателей, так и учащихся;
- развитие мотивации учащихся к самостоятельному поиску, проработке и овладению учебным материалом, качественной подготовке к итоговым занятиям, зачетам и экзаменам;
- поиск наиболее эффективных путей, форм и методов проведения воспитательной работы с учащимися в условиях дистанционного обучения.
Следовательно, организация воспитательного процесса с учащимися морского колледжа в условиях дистанционного обучения ныне приобрела особую важность и требует соответствующего обоснования.
Сущностные положения организации и проведения воспитательной работы с учащейся молодежью в условиях дистанционного обучения. Общеизвестно, что процесс обучения немыслим без воспитательной компоненты. Именно совместное обучение и воспитание учащегося формируют обучающегося как компетентного профессионала, как развитую личность, обладающую комплексом интегральных, деловых, профессиональных и личных качеств, как гражданина и патриота Российской Федерации.
В педагогике воспитание понимается как совместная, конструктивная и целенаправленная деятельность воспитателя и воспитуемого, в процессе которой формируется и развивается личность. Стержневым принципом педагогической деятельности является единство образовательной, воспитывающей и развивающей функций [11].
Целью воспитательной деятельности в условиях дистанционного обучения является формирование каждого курсанта как гармонично развитую, интеллигентную, духовно-нравственную и культурную личность, компетентного профессионала, достойного гражданина, верного патриота и защитника Отечества.
Это потребовало корректировки традиционно сложившейся системы воспитательной работы в морском колледже, переориентации управленческих структур, преподавателей, командиров курсантских рот.
Задачами воспитательной работы с курсантами морского колледжа являются:
- социализация, социальная адаптация и творческое развитие каждого курсанта;
- воспитание учащихся на отечественных традициях (государственных, национальных, боевых, трудовых, профессиональных);
- развитие гордости за принадлежность к Российской Федерации и многонациональному российскому народу;
- приобщение к отечественным, патриотическим и культурным ценностям, формирование патриотической направленности национального самосознания;
- привитие здорового образа жизни юношам и девушкам;
- вовлечение курсантов в активную спортивную жизнь, предусматривающую систематическую физическую зарядку и самостоятельную физическую подготовку;
- развитие критического мышления, обеспечивающее непринятие антироссийских взглядов, западного образа жизни и западных ценностей;
- формирование чувства отрицательного отношения к наркотикам, пьянству, аморальному поведению, вредным привычкам, сквернословию;
- воспитание желания и готовности служить в рядах российской армии и на кораблях военно-морского флота.
Реализация данных задач потребовала обеспечить:
- сочетание традиционных форм воспитательной работы и творческого использования ИКТ;
- поиска новых форм и методов воспитания учащихся в условиях дистанционного обучения;
- отыскивания путей привлечения курсантов к участию в воспитательной работе не в качестве пассивного созерцателя, наблюдателя, а в роли созидателя, творца, деятельного исполнителя, модератора.
Исполнение положений выделенных задач позволило вычленить некоторые особенности организации и проведения воспитательной работы с учащейся молодежью:
- основой воспитательной деятельности является курсантская группа, составляющая до 32 учащихся, разделенная на два отделения. В составе группы имеется свой актив. Это три представителя командного состава (старшина группы и два командира отделения), редактор боевого листка, агитатор и культорг. Наличие активистов позволяет образовать организационное ядро, привлекаемое для подготовки и проведения воспитательных мероприятий, сбора информации, подготовки презентаций и т.д.;
- существенным помощником преподавателя при организации воспитательных мероприятий являются командиры курсантских рот, выполняющие функции куратора, способные дать беспристрастную характеристику каждому учащемуся, отметить его сильные и слабые стороны, положительные и отрицательные качества, успехи и недостатки. Такая объективная информация от командиров курсантских рот позволяет обеспечить индивидуализацию воспитательной деятельности, предусматривающую составление индивидуального плана работы, учитывающего личностные особенности воспитанника;
- добровольный характер проведения воспитательных мероприятий (означает, что курсанты вправе сами решать, будут они принимать участие в предлагаемых мероприятиях или нет, что требует качественной их подготовки для обеспечения интереса юношей и девушек к ним);
- привлечение к участию в воспитательной работе, проведению воспитательной работы представителей руководства колледжа, государственных, морских и транспортных администраций, различных общественных и ветеранских организаций, религиозных конфессий, а также интересных и знаменитых личностей (поэтов, писателей, художников, певцов, бардов, чемпионов, спортивных деятелей и др.);
- совершенствование познавательной деятельности и аналитического мышления курсантов, что позволяет расширить мировоззрение учащейся молодежи, обогатить их новыми знаниями, новым жизненным опытом, потребного для последующей жизни и профессиональной деятельности;
- содействие выработке активной социальной позиции специалиста нового поколения, включающей гражданственность, профессионализм, компетентность, патриотизм, законопослушность, ответственность, дисциплинировать, примерность поведения в быту и на работе.
В практике организации и проведения воспитательной работы в условиях дистанта нашли свое достойное место следующие формы:
- веб-занятие (обеспечивает возможность провести любые формы воспитательной работы: лекции, беседы, деловые игры, собеседования, викторины, конкурсы и др.);
- занятие-конференция (проводится онлайн на платформе ZOOM; дает возможность провести информирование курсантов по важнейшим политическим событиям в стране, обсудить обстановку в коллективе, заслушать курсантов, отстающих по учебе или имеющих нарушения дисциплины, и т.п.);
- занятие с применением заранее заготовленных видеолекций или презентаций (позволяет дать воспитанникам широкий информационный материал, оказывающий влияние на расширение мировоззрения, патриотическое сознание, знания учащихся о воспитании и воспитанности, законопослушности и гражданственности, совершенствовании их личных духовно-нравственных качеств);
- занятие-чат (проводится с применением возможностей социальных сетей, способствующих передаче мгновенных и текстовых сообщений. Такое занятие проводится синхронно, учащимся обеспечивается постоянный доступ к общению);
- конференц-связь (позволяет довести до учащихся необходимую информацию, связаться с ветераном и послушать его рассказ, показать альбом с фотографиями трудовой деятельности передовика производства, лучшего специалиста отрасли, орденоносца, электронную презентацию, обсудить имеющиеся проблемы, послушать мнение каждого);
- занятие-презентация (творчески используется программа MicrosoftPowerPoint);
- телеконференция (предусматривает предварительную отправку приглашений по электронной почте и рассмотрение любой тематики в соответствии с планом воспитательной работы);
- веб-квест (способствует активной поисковой деятельности курсантов, мотивирует их к самостоятельной работе, контролю качества и результативности работы);
- создание группового творческого продукта (таковыми могут стать газета, радиогазета, видеоролик и др.);
- онлайн-дискуссия (обеспечивает участие в рассмотрении проблемы или вопроса всех членов группы);
- профориентационная работа (включает встречи с руководителями и студентами вузов, представителями предприятий и учреждений, ведущими специалистами);
- коллективный просмотр и обсуждение видеофильма (дает возможность узнать мнение курсантов об идеях фильма, главной цели, характеров героев, положительных и отрицательных чертах людей, профессиональном мастерстве и качестве исполнения ролей актерами, недостатков фильма);
- виртуальное посещение музеев (позволяет ознакомить курсантов с шедеврами мировой и отечественной живописи, уникальными предметами искусства, событиями давно минувших дней, героическими подвигами нашего народа);
- интернет-акции (проводятся в канун и в дни государственных праздников - ко Дню защитника Отечества, Дню Великой Победы, Дню Государственного флага России, Дню независимости и др.; предполагают поздравление и чествование ветеранов);
- групповые и индивидуальные беседы (имеют воспитательную или профилактическую направленность).
Логично продуманное и творческое применение каждой из данных форм обеспечивает общение преподавателя и учащегося в режиме реального времени, способствует достижению всех образовательных и воспитательных задач.
Основные методы воспитательной работы в процессе дистанционного обучения:
- формирование сознания (убеждение, личный пример, беседы, дискуссия);
- организация деятельности и формирование опыта социального поведения (воспитывающая ситуация, требование, инструктаж, приучение, демонстрация);
- стимулирование и мотивация (поощрение, наказание, соревнование, игра, одобрение, осуждение);
- контроль и оценка (диагностика, опрос, тестирование, самопроверка, самооценка, самоконтроль).
Как видим, все классические методы воспитания, разработанные Ю.К. Ба-банским, нашли свое достойное место в практике дистанционного обучения и воспитания.
Научная новизна разработанных концептуальных положений организации и проведения воспитательной работы с учащимся морского колледжа в условиях дистанционного обучения заключается в том, что:
- предложена новая научная идея - организация воспитательной работы с учащимися морского колледжа в условиях дистанционного обучения на научной основе. Предложенные концептуальные положения станут базисом для серьезного педагогического исследования, дальнейшей их теоретической разработки и проверки на практике;
- уточнена сущность феномена «дистанционное обучение курсантов морского колледжа», понимаемого как целенаправленная и систематизированная учебно-воспитательная деятельность руководства и преподавательского состава, направленная на осуществление качественной профессиональной подготовки будущих специалистов в условиях дистанта;
- конкретизированы положения организации воспитательной деятельности с учащимися морского колледжа в процессе дистанционного обучения: сущность воспитательной работы, цель, задачи, особенности, формы и методы работы.
Теоретическая значимость состоит в:
- построении процесса воспитания учащихся колледжа в условиях дис-танта;
- определении достоинств, недостатков, проблем и характерных тенденций процесса современного дистанционного обучения курсантов колледжа;
Библиографический список
- выявлении особенностей организации воспитательной работы с учащимися колледжа в условиях дистанционного обучения;
- определении совокупности методов и форм организации воспитательной работы с учащимися колледжа в условиях дистанционного обучения.
Практическая значимость исследования состоит в том, что:
- разработанные концептуальные положения могут быть применены преподавателями и воспитателями колледжей для организации воспитательной деятельности с учащимися;
- доказано, что воспитательная работа с учащимися колледжа в условиях дистанционного обучения возможна, целесообразна, необходима и эффективна (если организуется и проводится не интуитивно, а строго на научной основе).
Таким образом, дистанционное обучение нам видится как современная самостоятельная и инновационная форма обучения учащейся молодежи, в том числе курсантов и студентов колледжей. Дистанционное обучение только тогда может достигнуть своей цели, если это не голая профессиональная подготовка, а творческая, продуктивная деятельность, предусматривающая и одновременную воспитательную работу с учащимися. Применение возможностей Интернета и социальных сетей в интересах воспитательной работы позволяет сохранить системность и целенаправленность воспитательной работы с курсантами, придать воспитательной работе оперативность и своевременность, качественность, действенность и результативность.
Применение дистанционных форм воспитательной работы обеспечивает:
- расширение мировоззрения курсантов;
- формирование у каждого курсанта активной гражданской позиции как достойного сына многонационального российского народа, осознающего место и роль гражданина в судьбе России и её народа, понимание своих прав и обязанностей перед государством и обществом;
- воспитание личности учащегося как патриота Отечества, готовность к его защите;
- становление курсанта как компетентного профессионала, способного результативно трудиться на предоставленном рабочем месте;
- расширение знаний, навыков и умений эффективно работать в виртуальном мире, что потребуется для общения и коммуникации в последующей профессиональной деятельности.
Поставленная цель и определенные задачи исследования выполнены полностью, что позволяет заключить, что данная статья - это цельная теоретическая работа, базирующаяся на теоретическом анализе и системном подходе.
Разработанные концептуальные основы для морского колледжа (как новая педагогическая идея) позволяют выстроить на научной основе целенаправленный и систематизированный воспитательный процесс по формированию каждого курсанта как подлинного профессионала морской индустрии, настоящего гражданина и патриота Российской Федерации, достойного труженика и защитника Отечества. Данные материалы вносят достойный вклад в теорию организации воспитательной работы с учащимися СПО при проведении дистанционного обучения и воспитания.
Предложенные положения могут быть применены (при соответствующем творческом подходе) руководителями, преподавателями и организаторами воспитательной работы учебных заведений СПО.
Накопленный опыт в этой сфере деятельности позволяет сделать вывод, что дистанционный формат воспитательной работы целесообразно применять не только в чрезвычайных ситуациях, при объявлении пандемии, но и в нормальной, повседневной обстановке как современную и малозатратную форму, позволяющую сэкономить значительную часть времени как преподавателям, организаторам воспитательной работы, так и курсантам колледжа (переезд, подготовка помещения, сбор, уборка, возвращение домой или в общежитие).
Перспективы дальнейшего исследования предполагают: а) продолжение исследования по приданию концептуальным основам организации воспитательной работы в процессе дистанционного обучения полной завершенности, что будет отражено в диссертационной работе; б) проведение апробации разработанных положений в практике работы морского колледжа; в) накопление опыта применения предложенных концептуальных основ, всесторонний его анализ и корректировка идей.
1. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. Москва: Издательский центр ИЭТ, 2013.
2. Профессиональное образование. Словарь. Available at: https://pedagogical_dictionary.academic.ru/1004/Дистанционное_обучение
3. Аделова РР Дистанционное обучение - одна из форм организации учебного процесса. Available at: https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/distancionnoe-obuchenie-odna-iz-form-o/
4. Андреев А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. Москва: Издательство МЭСИ, 1999.
5. Каримулаева Э.М., Курбанова А.М. сущность и особенности дистанционного обучения в современной образовательной среде. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 6 (85): 79 - 81.
6. Мешалова РЖ. Дистанционные технологии обучения в колледже - проблемы и перспективы. Available at: https://infourok.ru/
7. Курицина ГВ. Сущностно-содержательные характеристики дистанционного обучения в вузе. Вестник Бурятского государственного университета. 2016; № 2: 34 - 50.
8. Полат Е.С. Организация дистанционного обучения в Российской Федерации. Информатика и образование. 2005; № 4: 25 - 33.
9. Томилин А.Н. Военно-педагогическая теория и практика формирования и развития профессиональной направленности офицера-воспитателя: монография. Новороссийск: РИО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова», 2010.
10. Хабибулина Э.М. Дистанционное обучение: основные термины, принципы и модели. Available at: https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/distantsionnoe-obuchenieosnovnye-terminy-printsipy-I
11. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. Москва: Большая Российская энциклопедия, 1993 - 1999; Т. 2.
References
1. Novikov A.M. Pedagogika: slovar'sistemy osnovnyh ponyatij. Moskva: Izdatel'skij centr I'ET, 2013.
2. Professional'noe obrazovanie. Slovar'. Available at: https://pedagogical_dictionary.academic.ru/1004/Distancionnoe_obuchenie
3. Adelova R.R. Distancionnoe obuchenie - odna iz form organizacii uchebnogo processa. Available at: https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/distancionnoe-obuchenie-odna-iz-form-o/
4. Andreev A.A., Soldatkin V.I. Distancionnoe obuchenie: suschnost', tehnologiya, organizaciya. Moskva: Izdatel'stvo M'ESI, 1999.
5. Karimulaeva 'E.M., Kurbanova A.M. suschnost' i osobennosti distancionnogo obucheniya v sovremennoj obrazovatel'noj srede. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 6 (85): 79 - 81.
6. Meshalova R.Zh. Distancionnye tehnologii obucheniya v kolledzhe - problemy iperspektivy. Available at: https://infourok.ru/
7. Kuricina G.V. Suschnostno-soderzhatel'nye harakteristiki distancionnogo obucheniya v vuze. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. 2016; № 2: 34 - 50.
8. Polat E.S. Organizaciya distancionnogo obucheniya v Rossijskoj Federacii. Informatika i obrazovanie. 2005; № 4: 25 - 33.
9. Tomilin A.N. Voenno-pedagogicheskaya teoriya i praktika formirovaniya i razvitiya professional'noj napravlennosti oficera-vospitatelya: monografiya. Novorossijsk: RIO «GMU im. adm. F.F. Ushakova», 2010.
10. Habibulina 'E.M. Distancionnoe obuchenie: osnovnye terminy, principy i modeli. Available at: https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/distantsionnoe-obuchenie-osnovnye-terminy-printsipy-I
11. Rossijskaya pedagogicheskaya 'enciklopediya: v 2 t. Moskva: Bol'shaya Rossijskaya 'enciklopediya, 1993 - 1999; T. 2.
Статья поступила в редакцию 19.01.22
УДК 378.147
Kuratchenko М.А., Cand. of Sciences (Philosophy), senior lecturer, Siberian Institute of Management, Branch of Russian Academy of National Economy
and Public Administration (Novosibirsk, Russia), Email: [email protected]
FORMING OF THE IDENTITY IN TRANSFORMING SOCIETIES USING FOREIGN LANGUAGE TEXTBOOKS (ON THE EXAMPLE OF CHINA). The article analyzes the role of foreign language textbooks in constructing of the social identity in Chinese society. The work explains the role of foreign languages learning for the constructing of a complex social identity of the subject, based on the analysis of the corpus of Chinese foreign language textbooks from 1950 till 2021. This lets the author make a conclusion about the dynamics of their content and methodological components. The scientific novelty of the study lies in identifying of several stages in the constructing of the identity in Chinese society, based on the transforming practice of learning a foreign language. The paper reveals the dynamics of social identity from the unambiguous appropriation of "another's" (1950s) to the opposition of "one's own" - "another's" (2020).
Key words: social identity, foreign language textbook, China, transforming society.
М.А. Куратченко, канд. филос. наук, доц., Сибирский институт управления - филиал РАНХиГС при Президенте РФ, г. Новосибирск,
E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ИДЕНТИЧНОСТИ ТРАНСФОРМИРУЮЩИХСЯ ОБЩЕСТВ ПОСРЕДСТВОМ УЧЕБНИКОВ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА (НА ПРИМЕРЕ КНР)
В статье анализируется роль учебников иностранного языка в формировании социальной идентичности китайского общества. В рамках работы поясняется роль изучения иностранного языка для формирования комплексной социальной идентичности субъекта на основании анализа корпуса китайских учебников иностранного языка с 1950 по 2021 год, делается вывод о динамике их содержательных и методических составляющих. Научная новизна исследования заключается в выявлении на основании практик изучения иностранного языка нескольких этапов в формировании идентичности китайского общества, что позволило сделать вывод о динамике социальной идентичности от однозначного присвоения «чужого» (1950-е годы) до противопоставления «своего» «чужому» (2020-е гг.).
Ключевые слова: идентичность, учебники иностранного языка, Китай, социальные трансформации.
В контексте обучения, носящего коммуникативный и межкультурный характер, учебники иностранного языка, с одной стороны, выполняют очевидную просветительскую функцию, представляя знания о культуре страны изучаемого языка, обеспечивающие эффективность коммуникации (под культурой здесь понимаются не столько литература, живопись и проч., сколько ценности, определяющие социальную деятельность в обществе изучаемого языка). С другой стороны, в процессе обучения ученики, очевидно, сравнивают «свой» и «чужой» культурный и социальный контексты, таким образом, овладение иностранной культурой и языком происходит через призму особенностей собственных культуры и языка. С.П Тер-Минасова отмечает, что иностранцу интересно общаться с нами, только если мы можем рассказать ему об особенностях нашей страны, нашей культуре, о том, кто мы такие, чем отличаемся от него [1].
Изучение данного вопроса на материале китайского общества интересно по нескольким причинам. Во-первых, взаимодействие между КНР и РФ в сфере образования, несмотря на существующие проблемы, продолжает оставаться довольно активным. Именно поэтому учет особенностей учебников иностранного языка в Китае, знание китайского образовательного стандарта будет способствовать повышению эффективности процесса обучения китайских студентов в России. Во-вторых, особенности социально-политического развития Китая в XX веке подразумевают неоднократную смену образовательной парадигмы вслед за изменением идеологии.
Целью исследования является анализ формирования идентичности китайского общества посредством учебников иностранного языка после образования КНР Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: анализируется процесс изучения иностранного языка как способа формирования социальной идентичности субъекта; основываясь на материалах учебников иностранного языка, выявляются этапы в преподавании иностранных языков в КНР; представляется характеристика данных этапов в контексте формирования идентичности. Научная новизна исследования заключается в обращении к корпусу
источников, представленных учебниками иностранных языков в КНР в контексте изучения формирования идентичности, а также в выявлении на основании практик изучения иностранного языка нескольких этапов в формировании идентичности китайского общества.
Так как изучение иностранного языка в государственном образовательном учреждении является отражением потребности государства и общества, учебник представляет позицию государства по отношению к ключевым вопросам: внутренняя культурная политика и социальные ценности, международное взаимодействие, видение международной ситуации. Таким образом, направленно формируемая в рамках образовательного процесса идентичность представляет своего рода идеологический конструкт, опосредующий все виды социальной деятельности. Изучение норм и ценностей, транслируемых учебниками, позволяют определить направление развития КНР, особенности социальной деятельности, специфику формирования национальной идентичности. Учет этих данных позволит повысить эффективность взаимодействия между КНР и РФ на всех уровнях, в том числе в вопросах, связанных с экспортом образования, адаптацией иностранных студентов, определить особенности взаимодействия российских и китайских специалистов в образовательной сфере.
Методологической основой данного исследования является сочетание системного и культурологического подходов, позволяющих выявлять и обосновывать трансформационные закономерности в системе высшего образования КНР, а также условия взаимодействия различных факторов, которые непосредственно повлияли на формирование, закрепление и функционирование фундаментальных социальных ценностей, связанных с процессом получения образования в современных условиях: изменения образовательной парадигмы и коммуникативного поведения акторов образовательного процесса. Таким образом, высшее образование предстает как система, функционирующая по определенным законам, опирающаяся на набор правил, приоритетов и ценностей, выявление которых поможет оценить возможности трансформации всей системы на современном этапе.