УДК 37.031
Kibakin S.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of General Education, Russian State University of Justice (Moscow, Russia),
E-mail: [email protected]
EDUCATIONAL POTENTIAL OF MEMORABLE DATES OF DOMESTIC HISTORY IN CONDITIONS OF MIXED TRAINING OF COLLEGE STUDENTS. The
paper analyzes a problem of realizing the educational potential of memorable dates of Russian history in an institution of secondary vocational education and focuses on the methods and forms of implementing the educational capabilities of the discipline "History" in the context of blended learning. The article analyzes the scientific literature and reveals the content of the activities of history teachers of the Faculty of Continuing Education of the Russian State University of Justice in realizing the educational potential of memorable dates in Russia through the use of various forms and methods of educational and extracurricular work in history teaching. Particular emphasis in terms of forming project activities and patriotism of students is placed on the peculiarities of organizing and conducting a scientific and practical student conference dedicated to the historical date of Russia. The conclusion is made about the necessity of a reasonable combination of direct and indirect methods of educational influence in the conditions of blended learning. The article is addressed to teachers and specialists seeking to improve effectiveness of educational work with students in a blended learning environment.
Key words: education, memorable dates in Russia, blended learning.
С.В. Кибакин, канд. пед. наук, доц., Российский государственный университет правосудия, г. Москва, E-mail: [email protected]
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПАМЯТНЫХ ДАТ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ В УСЛОВИЯХ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА
В данной работе анализируется проблема реализации воспитательного потенциала памятных дат отечественной истории в учреждении среднего профессионального образования, и акцентируется внимание на методах и формах реализации воспитательных возможностей учебной дисциплины «История» в условиях смешанного обучения. Анализируется научная литература и раскрывается содержание деятельности преподавателей истории Российского государственного университета правосудия по реализации воспитательного потенциала памятных дат России через использование различных форм и методов учебной и внеучебной работы. Особый акцент в плане формирования групповой проектной деятельности и патриотизма студентов делается на особенностях организации и проведения научно-практических студенческих конференций, посвященных историческим датам России. Делается вывод о необходимости гармоничного сочетания прямых и косвенных методов воспитательных воздействий в условиях смешанного обучения. Статья адресована преподавателям и специалистам, стремящимся повысить эффективность воспитательной работы со студентами в условиях смешанного обучения.
Ключевые слова: воспитание, памятные даты России, смешанное обучение.
Законодателем установлены памятные даты России в ознаменование славных побед российских войск, которые сыграли решающую роль в истории России, и памятные даты в истории Отечества, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни государства и общества [1].
Актуальность статьи связана с необходимостью исследования проблемы повышения уровня патриотического и нравственного воспитания студентов колледжа в условиях смешанного обучения при работе с памятными датами отечественной истории. В связи с этим в качестве цели работы определено выявление эффективных форм воспитательной работы с памятными датами отечественной истории с учетом возможностей и проблем смешанного обучения. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические положения и современные взгляды на патриотическое и нравственное воспитании студентов колледжа.
2. Определить возможности и проблемы повышения воспитательного потенциала памятных дат отечественной истории, вызванные повсеместным распространением смешанного обучения.
3. Выявить методические и организационные аспекты проведения научно-практической конференции студентов колледжа по памятным датам отечественной истории в условиях смешанного обучения.
Новизна работы заключается в изучении возможностей студенческой научно-практической конференции в качестве эффективной формы повышения воспитательного потенциала памятных дат отечественной истории. Практическая значимость работы отражена в предложениях, обращенных к преподавателям истории и воспитателям, стремящихся повысить эффективность воспитательной работы со студентами колледжа в условиях смешанного обучения.
В последние годы в связи с пандемией широкое распространение получило смешанное обучение, под которым понимается «объединение двух или более различных способов, форм и методов обучения - традиционного и электронного, очного и дистанционного, синхронного и асинхронного, формального и неформального - в едином образовательном процессе» [2]. Это породило определенные проблемы в организации воспитательного процесса со студентами.
В этой связи большую эвристическую ценность имеют наработки Р.С. Не-мова, который разделяет средства воспитания «по характеру воздействия на человека на прямые и косвенные. Первые включают в себя непосредственно личностное воздействие одного человека на другого, осуществляемое в прямом общении друг с другом. Вторые содержат воздействия, реализуемые с помощью каких-либо средств, без личных контактов друг с другом воспитателя и воспитываемого (чтение книг ссылка на мнение авторитетного человека, средства массовой информации и другие системы кодирования и передачи информации от одного человека к другому и т.п.)» [3].
Полагаем, что отнесение электронных средств обучения к косвенным методам воспитания будет вполне обоснованным, поскольку здесь отсутствуют
личностные контакты и «живая жизненно эмоциональная сила, которой обладает человек, оказывая прямое воздействие на другого» [3].
Воспитательное воздействие сети Интернет и электронных средств обучения существенно ограничено, поскольку, как это было показано РС. Немовым, «... оно применимо лишь к детям ... умеющим понимать нравственный смысл сказанного или прочитанного» [3]. В этой связи интерес применительно к воспитанию студентов первого курса колледжа с неустоявшимися морально-нравственными ориентирами представляет исследование, проведенное В.Д. Емельяненко и В.А. Лобач-Граубергер, которые, выделяя «ценностно-мировоззренческий» компонент патриотического воспитания, утверждают, что «Всемирная сеть просто не может сформировать убеждения и принципы на «пустом месте». Интернет продолжает и углубляет именно те тенденции, которые уже были заложены, поскольку в нем можно при желании найти подтверждение любых мнений и взглядов» [4]. В этой связи следует признать, что в условиях смешанного обучения и широкого распространения разнообразной информации в сети Интернет перед воспитателями стоит сложная проблема рационального и гармоничного сочетания прямых и косвенных методов воздействия при доминировании прямых воспитательных контактов.
В научной литературе последних лет проблемам воспитания студентов колледжа уделяется достаточно много внимания. А.А. Разумовская, рассуждая о формах воспитательного процесса колледжа, раскрывает эффективность таких его форм, как студенческое самоуправление, студенческое общественное объединение [5]. В.П. Скворцова и ГВ. Белая выделяют в патриотизме когнитивные, ценностно-эмоциональные и мотивационно-деятельностные структурные компоненты [6].
В то же время в работах недостаточно отражен потенциал памятных дат отечественной истории в патриотическом воспитании студентов в условиях смешанного обучения. Накопленный преподавателями истории колледжа РГУП опыт решения обозначенной проблемы позволяет выдвинуть следующие положения.
Важным условием на этапе планирования учебной и внеучебной работы по истории на учебный год является включение в учебно-тематический план изучения дисциплины, в планы научно-исследовательской и проектной деятельности студентов - памятных дат России и других важнейших исторических событий в жизни государства и общества, регионов и муниципалитетов.
Большим воспитательным потенциалом обладает проблемное изложение учебного материала, установление его связей с реалиями современной жизни, постоянное обращение к знаменательным датам и историческим личностям Отечественной истории на занятиях в виде информационных сообщений преподавателя, включение в доклады и сообщения студентов на практических занятиях материалов по памятным датам в истории страны и др.
Научно-исследовательская деятельность студентов, посвященная памятным датам России, получает отражение в повестке заседаний научного кружка по истории «Искатель». Так, в 2020-2021 учебном году в работе кружка приняли участие до 25-30% студентов 1 курса колледжа РГУП. На рассмотрение выноси-
лись, в частности, такие темы, как «Россия в годы «Великих потрясений», 1914— 1921 гг (К 100-летию окончания Гражданской войны в России)»; «Социальная и правовая модернизация в годы правления Александра II (К 160-летию Крестьянской реформы в России и др.)».
Большим воспитательным воздействием обладают студенческие научные конференции, приуроченные к памятным датам истории страны, на которых студенты выступают с подготовленными ими коллективными исследовательскими проектами. Подобные конференции позволяют реализовать некоторые существенные достоинства смешанного обучения, а именно - объединить традиционные и электронные формы и методы обучения, прямые и косвенные способы воспитательного воздействия в едином образовательном процессе.
С.И. Прасалова и Э.И. Соина отмечают тот факт, что студенческая конференция «... активизируют творческие способности и стимулируют мотивацию к учению. В процессе конференции у студентов формируются навыки целенаправленного наблюдения, постановки эксперимента, они проходят весь путь исследовательской деятельности - от определения проблемы до защиты полученных результатов» [7].
Научно-практическая конференция по памятным историческим датам в истории России на первом курсе ФНО РГУП ориентирована на воспитание патриотизма, развитие познавательной и научной активности студентов, формирование навыков командной работы и групповой проектной деятельности. Подготовка студентов к конференции начинается в начале учебного года и организуется преподавателями общеобразовательных дисциплин РГУП в формате реализации группового научно-исследовательского проекта.
Работа над конференцией включает в себя:
1. Определение темы и замысла конференции с описанием ключевых вопросов для обсуждения и формирование проектных групп студентов.
2. Составление организаторами плана работы по ее подготовке и проведению.
3. Содержательное изучение студентами литературы и исторических источников.
4. Проведение студентами исследовательской части проекта.
5. Анализ полученных результатов и формулировка выводов.
6. Подготовка студентами доклада и презентации для выступления на конференции.
В 2020-2021 учебном году в РГУП прошла конференция, посвященная 80-летию нападения фашисткой Германии на Советский Союз (22 июня, День
Библиографический список
памяти и скорби - день начала Великой Отечественной войны - памятная дата России). Представители шести студенческих проектных групп выступали с соответствующими теме проектами, демонстрировали презентации. Были освещены такие темы, как «Правда и ложь о начале Великой Отечественной войны»; «СССР накануне Великой Отечественной войны»; «Оборонительные сражения Красной Армии и флота с 22 июня по август 1941 года»; «Все для фронта, все для Победы! Советский тыл в годы войны»; «Герои начального этапа Великой Отечественной войны и их подвиги»; «Исторические уроки начала Великой Отечественной войны».
Подтверждением интереса студентов к такой форме работы является тот факт, что студенты активно участвуют в конференциях и оценивают их важность среди других форм внеаудиторной работы как высокую.
Таким образом, цель статьи, связанная с выявлением эффективных форм повышения воспитательного потенциала памятных дат отечественной истории в условиях смешанного обучения студентов колледжа, достигнута, чему способствовало положительное решение поставленных задач, а именно: изучены современные взгляды на патриотическое воспитание студентов колледжа; определены возможности и проблемы, связанные с повышением воспитательного потенциала памятных дат отечественной истории в условиях распространения смешанного обучения; раскрыты методические особенности проведения научно-практической конференции студентов колледжа в качестве эффективной формы воспитательной работы с памятными датами отечественной истории в условиях смешанного обучения.
Проведенное исследование обладает определенной теоретической значимостью, заключающейся в проведенном исследовании возможностей и проблем воспитательной работы со студентами колледжа, вызванных распространением смешанного обучения. Практическая значимость связана с установлением методических и организационных аспектов проведения студенческой научно-практической конференции в колледже, посвященной памятной дате отечественной истории в условиях смешанного обучения, Предложенные подходы могут быть использованы преподавателями истории в воспитательной работе со студентами колледжа.
Следует отметить, что в представленной статье раскрыты лишь отдельные аспекты обозначенной темы, что обусловливает необходимость дальнейшего проведения научных исследований, посвященных анализу проблемы повышения воспитательного потенциала памятных дат отечественной истории и интеграции смешанного обучения в образовательный процесс.
1. О днях воинской славы и памятных датах России. Федеральный закон от 13.03.1995 №32-Ф3 (ред. от 31.07.2020). Available at: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_5978/
2. Словарь терминов и понятий цифровой дидактики. Авторы-составители Н.В. Ломовцева, К.М. Заречнева, О.В. Ушакова, С.Ю. Ярина. Екатеринбург: РГППУ: Ажур, 2021. Available at: https://www. firo.ranepa.ru/files/docs/EP/Slovar_cifrovoj_didaktiki.pdf#:~:text=Смешанное%20обучение%20(blended%20learning)%20—,—%20в%20еди-ном%20образовательном%20процессе
3. Немов РС. Психология. Москва, 2001; Т. 2: 377-386. Available at: https://zwww.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/nemov2/07.php
4. Емельяненко В.Д., Лобач-Граубергер В.А. Интернет и ценностно-мировоззренческие основания патриотического воспитания. Новая наука: Теоретический и практический взгляд. 2016; № 2-3: 63. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25430355
5. Разумовская А.А. О формах организации воспитательного процесса в учреждении среднего профессионального образования. Самарский научный вестник. 2020; Т. 9, № 4: 337 - 342. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/o-formah-organizatsii-vospitatelnogo-protsessa-v-uchrezhdenii-srednego-professionalnogo-obrazovaniya
6. Скворцова В.П., Белая Г.В. Педагогические условия патриотического воспитания старшеклассников средствами сетевой проектной деятельности. Современные проблемы науки и образования. 2012; № 2: 147 - 149. Available at: https://www. https://science-education.ru/ru/article/view?id=5782
7. Прасалова С.И., Соина Э.И. Развитие мотивации у студентов СПО при участии в научно-практических конференциях. Молодой учёный. 2019; № 12 (250). Available at: https:// www.moluch.ru/archive/250/57318/
References
1. O dnyah voinskoj slavy i pamyatnyh datah Rossii. Federal'nyj zakon ot 13.03.1995 №32-FZ (red. ot 31.07.2020). Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_5978/
2. Slovar' terminov i ponyatij cifrovoj didakiiki. Avtory-sostaviteli N.V. Lomovceva, K.M. Zarechneva, O.V. Ushakova, S.Yu. Yarina. Ekaterinburg: RGPPU: Azhur, 2021. Available at: https://www. --firo.ranepa.ru/files/docs/EP/Slovar_cifrovoj_didaktiki.pdf#:~:text=Smeshannoe%20obuchenie%20(blended%20learning)%20,%20v%20edinom%20obrazovatel' nom%20processe
3. Nemov R.S. Psihologiya. Moskva, 2001; T. 2: 377-386. Available at: https:///www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/nemov2/07.php
4. Emel'yanenko V.D., Lobach-Grauberger V.A. Internet i cennostno-mirovozzrencheskie osnovaniya patrioticheskogo vospitaniya. Novaya nauka: Teoreticheskij i prakticheskij vzglyad. 2016; № 2-3: 63. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25430355
5. Razumovskaya A.A. O formah organizacii vospitatel'nogo processa v uchrezhdenii srednego professional'nogo obrazovaniya. Samarskij nauchnyj vestnik. 2020; T. 9, № 4: 337 - 342. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/o-formah-organizatsii-vospitatelnogo-protsessa-v-uchrezhdenii-srednego-professionalnogo-obrazovaniya
6. Skvorcova V.P., Belaya G.V. Pedagogicheskie usloviya patrioticheskogo vospitaniya starsheklassnikov sredstvami setevoj proektnoj deyatel'nosti. Sovremennyeproblemynauki i obrazovaniya. 2012; № 2: 147 - 149. Available at: https://www. https://science-education.ru/ru/article/view?id=5782
7. Prasalova S.I., Soina 'E.I. Razvitie motivacii u studentov SPO pri uchastii v nauchno-prakticheskih konferenciyah. Molodojuchenyj. 2019; № 12 (250). Available at: https:// www. moluch.ru/archive/250/57318/
Статья поступила в редакцию 26.01.21
УДК 377.5
KozyrZ.O., teacher, Admiral F.F. Ushakov State Maritime University (Novorossiysk, Russia), E-mail: [email protected]
ON THE QUESTION OF REALIZATION OF EDUCATIONAL POTENTIAL IN THE PROCESS OF DISTANCE LEARNING OF COLLEGE CADETS. The researcher conducts a study on development of essential foundations of organization and conduct of educational work with college students in conditions of distance learning. The relevance of the article is due to the active practice of using this form of education in most countries of the world, the appeal of domestic education to it in the context of a pandemic, as well as the severity of the problem of organizing educational impact on students who are on the "distance". Research objectives