4. Moses M. Children's Books and Reading. - New York, 1907.
5. Young G., Hancock W. [Электронный ресурс] // Журнал Министерства народного просвещения. - 1910. - № 3. - С. 180-190. -https://runivers.ru/upload/iblock/b06/new%2017. pdf (дата обращения: 10.11. 2021).
Л. С. Зникина, В. А. Боровцов, Д. В. Седых
УДК 378.1
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ВУЗА
П о
I одготовка современного специалиста, обладающего качествами, востребованными в условиях рынка, - это формирование жизнеспособной и профессионально зрелой личности, имеющей высокий нравственный уровень, способной адекватно реагировать на изменяющиеся социально-культурные условия. «Поэтому несомненным является то, что в одном ряду с необходимостью качественной профессиональной подготовки будущих специалистов в вузе стоит проблема организации воспитательного процесса» [6, с. 21].
Актуальность и целесообразность обоснования представленных в статье положений определяется значимостью решения вопросов воспитания и развития выпускника вуза. Президентом обозначен ряд стратегических задач (Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Россий-
ской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»), вошедших в ключевые направления образовательной деятельности учреждений высшего образования [8]. Одна из задач - необходимость обеспечения единства формирования профессионального и воспитательного пространства современного вуза.
Цель исследования, определенная рамками данной статьи, - теоретическое обоснование и разработка педагогически направленных составляющих развития воспитательного потенциала вуза в структуре образовательного процесса.
Очевидно, что для любой статьи, имеющей, как правило, определенные ограничительные рамки, приведенная выше формулировка исследовательской цели трактуется достаточно широко. Это предполагает теоретическую и практическую трудность достижения цели. Однако на данном этапе исследования мы определяем возможность постановки задач следующим образом:
- аргументировать значимость воспитательной работы в структуре образовательного процесса вуза;
- выявить факторы и принципы развития воспитательного потенциала современного вуза, адаптированные к условиям меняющегося социально-культурного социума;
- охарактеризовать педагогические составляющие развития воспитательного потенциала вуза в подготовке будущих специалистов.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в обосновании принципов развития воспитательного потенциала вуза в подготовке будущих специалистов и определении факторов, которые невозможно не учитывать или купировать в процессе воспитательной работы со студентами.
Научные выводы опираются на аналитические данные индивидуальных и групповых опросов студентов, анкетирования, а также методов личного включения и наблюдения.
Практическая значимость проведенной работы представлена перспективностью исследования, связанной с необходимостью
2022//-
дальнейшего поиска эффективных направлений раскрытия воспитательного потенциала образовательного учреждения в условиях меняющейся социально-культурной среды, проблем «сетевого социума» и других контекстов, в которых реализуется процесс воспитания современного поколения.
В формировании будущих специалистов образовательное пространство - это мощный социальный и воспитательный ресурс, особенности которого невозможно не учитывать или блокировать. Динамика социально-культурных изменений современного общества и необходимость следования им в процессе подготовки будущего выпускника стали, пожалуй, главным педагогическим вызовом, стоящим перед образованием и воспитанием в наших вузах. Сформированный в последнее десятилетие так называемый сетевой социум делает проблему еще более очевидной, акцентируя противоречие между отстающим в определенной мере характером планирования воспитательного процесса в вузе и изменением требований к будущему выпускнику.
В педагогических исследованиях последнего времени предметом особого анализа стали вопросы, связанные с воспитательным процессом в современном вузе [1; 2; 3; 4; 5]. «Сущность системы ценностей образования обосновывается для субъектов обучения их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и социальных отношений» [4, с. 192]. Очевидно, определение основ процесса воспитания молодого поколения в системе образования, сохранение иерархии ценностей, несмотря на вызовы меняющихся социокультурных контекстов в обществе, и вместе с этим значимость развития воспитательного потенциала образовательного учреждения стало одной из первоочередных задач вуза. «Сегодня проблемы духовно-нравственного воспитания вышли на одно из ведущих мест в общественном сознании граждан России, наряду с вопросами экономического, политического и социального развития страны, обеспечения ее национальной безопасности. В этих условиях все большая часть людей осознает необхо-
димость установления такой духовно-нравственной атмосферы в обществе, которая способствовала бы демократическому развитию государства и личностному становлению каждого человека при соблюдении интересов социума в целом, реализации жизненных планов и внутреннего потенциала каждого гражданина» [9, с. 44].
Педагогический потенциал воспитательной работы вуза со студентами как компонента образовательного процесса по формированию будущего специалиста актуализируется исследователями через «аксеологиче-ские, содержательно-образовательные и организационно-методические ресурсы» [7, с. 5]. Мы рассматриваем педагогический потенциал воспитательной работы вуза как совокупность возможностей воспитательного процесса вуза. Их реализация обеспечивается соответствующими педагогически обусловленными средствами и методами работы со студентами.
В терминах нашего исследования, предметом которого выступает обоснование роли воспитательной работы вуза, педагогический воспитательный потенциал мы рассматриваем как совокупность возможностей образовательного процесса вуза, реализация которых обусловливает активную позицию обучающихся к образовательной, самообразовательной и социально-культурной деятельности, позитивному межличностному общению, определению и самостоятельному выбору ценностных ориентиров личностного и профессионального развития.
Данное нами авторское понятие педагогического воспитательного потенциала отсылает к рассмотрению факторов, которые невозможно не учитывать или купировать в процессе воспитательной работы со студентами. В основе этих факторов выступает противоречие между отстающим в определенной мере характером планирования воспитательного процесса в вузе и изменением требований к будущему выпускнику. Эти факторы мы формулируем следующим образом:
- объективная потребность в единстве профессионального (определенного направ-
лениями подготовки обучающихся) и воспитательного пространства образовательного учреждения;
- социальная выраженность требований к качествам будущего выпускника вуза;
- необходимость учета особенностей современного социума и поиск соответствующих средств воспитания;
- выявление научных направлений исследований в педагогике, относящихся к сфере соотношения образовательной и воспитательной составляющих в процессе подготовки будущих специалистов.
Совокупность этих факторов определяет выявленные нами принципы развития воспитательного потенциала вуза в процессе формирования будущего специалиста.
1. Сбалансированность профессиональных и надпрофессиональных составляющих в содержании задач вуза: соответствие сформированных профессиональных и личностных качеств выпускника актуальным профессиональным и общественным требованиям.
2. Социальное взаимодействие (партнерство) и преемственность решения воспитательных задач на всех образовательных уровнях: актуализация процесса воспитания во взаимодействии всех участников образовательного процесса.
3. Личностная включенность субъектов образовательного процесса в решение воспитательных задач: активное взаимодействие преподавателя с обучающимися, обучение самообразовательной деятельности, развитие социальной направленности обучающегося, формирование способности выбора ценностных приоритетов.
Выраженную сущность воспитательной работы вуза со студентами нам представляется обоснованным обозначить в двух важных составляющих педагогической деятельности, определяющих развитие воспитательного потенциала:
- усиление социально-культурного и этического акцентов в структуре профессиональной подготовки обучающихся;
- включение в образовательный процесс межкультурного и этнического компонентов
на всех этапах обучения будущих специалистов.
Для оценки уровня понимания обучающимися значимости воспитательных мероприятий в формировании компетенций для будущей профессиональной деятельности (констатирующий эксперимент) был разработан комплект диагностирующих опросников и анкет, данные которых тщательно анализировались.
Студенты оценивали (отметкой «да» или «нет») следующие предлагаемые позиции (табл. 1):
Таблица 1
Позиции анкетирования студентов для оценки их ответов
№ Позиции для анкетирования
1 Работа в органах самоуправления, в студенческих советах
2 Участие во встречах с представителями выбранной Вами профессии
3 Организация и участие в дискуссиях различной тематики, круглых столах, диспутах
4 Знакомство с культурой представителей других национальностей, с особенностями других религиозных конфессий, организация «Дней культуры»
5 Организация и участие в исследовательской работе по формированию здорового образа жизни; конкурсы проектов о здоровье
6 Обсуждение проблем (и их причин) социально-негативного характера: алкоголизм, СПИД, наркомания, агрессивность
7 Углубленное изучение иностранного языка
8 Работа в студенческом строительном отряде
9 Участие в работе волонтерских и спасательных отрядах
10 Участие в работе неформальных организаций
Проанализировав ответы студентов, мы обозначили, прежде всего, позиции, которые были оценены максимально.
Большинство респондентов определило достаточно высокую значимость следующих
позиций: участие в органах самоуправления и студенческих советах (79 %), в организации встреч с представителями будущей профессии (90 %); исследовательская работа по формированию здорового образа жизни, конкурсы проектов о здоровье (71 %); обсуждение проблем (и их причин) социально-негативного характера: алкоголизм, СПИД, наркомания, агрессивность (82 %); углубленное изучение иностранного языка (89 %). 75-68 % респондентов из числа студентов высказались о значимости организации и участия в дискуссиях различной тематики, круглых столах, диспутах; работе в студенческом строительном отряде. Ответы с низкой оценкой значимости перечисленных мероприятий (31-33 %) тоже были: неожиданно такими позициями оказались «участие в работе волонтерских и спасательных отрядах» и «участие в работе неформальных организаций».
Считаем необходимым отметить следующее: студенты самостоятельно определили значимость и выявили недостаточный уровень организации в вузе некоторых мероприятий. По итогам бесед в обобщенном виде можно выделить следующие аспекты, требующие особого внимания:
- учет мнений студентов в организации внеучебной (воспитательной) работы;
- помощь куратора;
- организация воспитательных и внеурочных мероприятий в общежитии;
- педагогическое сопровождение в вопросах студенческого самоуправления;
- организация досуга в студенческих общежитиях.
В вопросах организации воспитательной работы со студентами, как показал констатирующий эксперимент, значимым явилось организационное и методическое взаимодействие преподавателей кафедр гуманитарных и специальных направлений подготовки обучающихся. Целесообразными в педагогической практике совместной деятельности преподавателей представляются такие формы, как координирование методического наполнения рабочих программ, организация совме-
стных профориентационных мероприятий, предложения совместной со студентами научно-исследовательской деятельности и научных публикаций по конкретной тематике и др.
В констатирующий этап эксперимента был включен экспресс-опрос преподавателей о факторах, которые необходимо учитывать по основным сегментам педагогической деятельности, направленным на развитие воспитательного потенциала вуза. Большинство преподавателей (98 %) отмечает, что среди наиболее часто называемых факторов лично-стно-профессионального и культурного развития студентов при организации учебно-воспитательного процесса особое внимание следует уделить поддержанию благоприятного психологического микроклимата в группах, в которых обучаются иностранные студенты. 100 % опрошенных отмечают необходимость учета этнических особенностей обучающихся - представителей разных культур и конфессий. Причем грамотная организация педагогического диалога как элемент воспитательной работы способствует преодолению психологических конфликтов и коммуникативных барьеров, проявлению этнической идентичности и воспитанию чувства патриотизма, влияет на формирование культурных и этических ценностей, устойчивой гражданской позиции.
Представленное в рамках данной статьи исследование акцентирует внимание на вопросах, связанных с воспитательным процессом в современном вузе.
Авторами обосновано, что в формировании будущих специалистов образовательное пространство - это мощный социальный и воспитательный ресурс, особенности которого невозможно не учитывать или блокировать. Динамика социально-культурных изменений современного общества и необходимость следования им в процессе подготовки будущего выпускника стали главным педагогическом вызовом, стоящим перед образованием и воспитанием в наших вузах.
Опираясь на аналитические данные индивидуальных и групповых опросов студен-
тов, анкетирования, а также на методы личного включения и наблюдения, авторами сформулированы составляющие педагогической деятельности, определяющие развитие воспитательного потенциала вуза:
- усиление социально-культурного и этического акцентов в структуре профессиональной подготовки обучающихся;
- включение в образовательный процесс межкультурного и этнического компонентов на всех этапах обучения будущих специалистов.
Авторское понятие педагогического воспитательного потенциала базируется на рассмотрении факторов, которые невозможно не учитывать в процессе воспитательной работы со студентами. Выделен основной фактор: объективная потребность в единстве профессионального (определенного направлениями подготовки обучающихся) и воспи-тательно-го пространства образовательного учреждения. Именно поэтому первым принципом развития воспитательного потенциала вуза авторы определяют единство профессионального и воспитательного пространства в подготовке будущего специалиста.
Очевидным представляется и то, что одним из значимых условий развития воспитательного потенциала вуза является организационное и методическое взаимодействие преподавателей кафедр гуманитарных и специальных направлений подготовки обучающихся: координирование методического наполнения рабочих программ, организация совместных профориентационных мероприятий, педагогическое сопровождение в вопросах студенческого самоуправления, помощь куратора.
Практическая значимость проведенной работы представлена перспективностью исследования, связанной с необходимостью дальнейшего поиска эффективных направлений раскрытия воспитательного потенциала образовательного учреждения в условиях меняющейся социально-культурной среды, проблем «сетевого социума» и других контекстов, в которых реализуется процесс воспитания будущего выпускника вуза.
АННОТАЦИЯ
В представленной статье авторы акцентируют внимание на вопросах, связанных с воспитательным процессом в современном вузе, обосновывают значимость единства профессионального и воспитательного пространства в подготовке будущего специалиста. Авторами дано понятие педагогического потенциала воспитательной работы вуза и рассматриваются возможности его развития посредством аксиологических, содержательно-образовательных и организационно-методических ресурсов. Авторами сформулированы и раскрыты на конкретных примерах направления педагогической деятельности по развитию воспитательного потенциала вуза: усиление социально-культурного и этического акцента в структуре профессиональной подготовки обучающихся; включение в образовательный процесс межкультурного и этнического компонентов на всех этапах обучения будущих специалистов.
Ключевые слова: образовательный процесс, формирование будущего специалиста, воспитательный потенциал вуза, принципы развития воспитательного потенциала вуза, составляющие педагогической деятельности вуза.
SUMMARY
The authors focus on the issues connected with the educational process in the modern University. The importance of the unity of the professional and educational environment in the future specialists' training is justified in the article. The concept of the pedagogical potential of the University educational work is given by the authors. It is considered the possibilities of the educational potential development by introduction of axiological, content-educational, organizational and methodological resources. The specific directions of the pedagogical activity for the University's educational potential development are formulated in the research. There are two basic pedagogical directions: strengthening the socio-cultural aspect in the structure of vocational training of students and inclusion cross-cultural and ethnic components in the educational process at the all stages of future specialists' training.
Key words: educational process, formation of a future specialist, University educational potential, principles of University educational potential development, components of the University pedagogical activity.
ЛИТЕРАТУРА
1. Адамова Л. Е., Абдулова Л. М. Воспитательный процесс в современном вузе. Донской государственный аграрный университет. - Ростов н/Д., 2005. - 204 с.
2. Белошапка Г. И. Особенности социализации личности в деятельности современных молодежных объединений // Научный журнал «Вестник» Сургутского государственного педагогического университета. -2010. - № 1 (8). - С. 24.
3. Герлах И. В. Развитие воспитательного потенциала молодежных общественных организаций средствами социально-культурной деятельности: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - М., 2008. - 23 с.
4. Гусев Ю. В., Половова Т. А. Общество и образовательная среда: проблемы формирования системы ценностей // Философия образования. - 2010. - № 2 (310).
5. Запесоцкий А. С. Университет как социально-педагогическая система // Известия Российской академии образования. - 2008. -№ 1 (8). - С. 43.
6. Зникина Л. С., Боровцов В. А. Организационно-методическая культура педагога современного вуза в условиях полилингваль-ного образовательного пространства // Теоретические и прикладные вопросы лингвообра-зования: сборник / под редакцией Л. С. Зни-киной. - Кемерово, 2020. - С. 20-27.
7. Тимонин А. И. Концептуальные основы социально-педагогического обеспечения профессионального становления студентов вуза. - Кострома, 2007. - 216 с.
8. О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся: федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ.
9. Шайденко Н. А. Воспитание студенческой молодежи в педагогическом вузе // Педагогика. - 2010. - № 6. - С. 44-50.
В. Н. Мезинов
УДК 378.1
УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ
I овременное общество находится в постоянном социально-экономическом, политическом росте и трансформации, где цифровая культура предстает как социальная практика, которая во многом может изменить аспекты и функции нашей жизни. Университет и преподаватель как части общества оказываются субъектами, которые воспринимают эту культуру, создаваемую цифровыми технологиями, используемыми в самых разнообразных целях, где они сильно меняют наши формы общения, информации и взаимодействия.
Цифровая эра открывает новые возможности для развития традиционной педагогической практики, обновления и совершенствования учебного процесса, вносит существенные изменения в способы взаимодействия субъектов образования и способствует достижению высокого качества образования.
Информационные и коммуникационные технологии влияют на различные подходы к обучению и воспитанию. Они предлагают гибкое время и пространство, а также формирование инновационной среды, что было невозможно в прошлом. Растет число онлайн-проектов, которые предоставляют возможности для совместного обучения в многокультурной, инновационной среде.
Развитие навыков непрерывного обучения, цифровой компетентности, межкультурной компетентности и сотрудничества важно как для обучающихся, так и для преподавателей. Студентам необходимо развивать навыки, которые позволят им использовать эти цифровые технологии для создания, обще-