Научная статья на тему 'МОНИТОРИНГ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА'

МОНИТОРИНГ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
231
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нравственное воспитание / воспитанность / образовательная среда / деятельность педагога / воспитательный потенциал педагогического вуза / moral education / good breeding / educational environment / teacher’s activities / educational potential of a pedagogical university

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Г С. Голошумова, Г В. Остякова, И В. Ковязина

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме создания воспитательного потенциала образовательной среды педагогического вуза, которая способствовала бы становлению рефлексии и повышению уровня воспитанности студентов – будущих специалистов педагогического и психолого-педагогического направлений подготовки. В статье раскрывается роль педагогического коллектива в создании развивающего образовательного пространства, описывается содержание воспитательного потенциала образовательной среды педагогического вуза, представлены результаты мониторингового исследования по выявлению уровня воспитанности студентов на завершающем этапе обучения в вузе, которое осуществлялось в 3 замера. Использовались методы письменного опроса, методики «Диагностика индивидуальной меры выраженности свойства рефлексивности» А.В. Карпова, «Уровень воспитанности учащихся» Н.П. Капустина. Полученные данные позволяют увидеть положительные изменения по показателям воспитанности и динамики рефлексии у студентов по завершении обучения в вузе. В заключение статьи представлены выводы о воспитательных возможностях учебных занятий, обозначены условия их создания. Результаты исследования могут быть использованы в процессе создания психолого-педагогических условий воспитания нравственности у студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Г С. Голошумова, Г В. Остякова, И В. Ковязина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING OF THE EDUCATIONAL POTENTIAL OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A PEDAGOGICAL UNIVERSITY

The article touches upon a problem of creating the educational potential of the educational environment of a pedagogical university, which would contribute to the formation of reflection and increase the level of education of students-future specialists in pedagogical and psychological-pedagogical areas of training. The article reveals the role of the teaching staff in creating a developing educational space, describes the content of the educational potential of the educational environment of a pedagogical university, presents the results of a monitoring study to identify the level of education of students at the final stage of training at the university, which is carried out in 3 measurements. The work uses the methods of a written survey, the methods of “Diagnostics of the individual measure of the expression of the property of reflexivity” by A.V. Karpov, “The level of education of students” by N.P. Kapustin. The obtained data allows to see positive changes in the indicators of education and the dynamics of reflection in children.

Текст научной работы на тему «МОНИТОРИНГ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА»

данной статье, медиареальность оказывает существенное влияние на развитие корпоративного образовательного пространства и является одним из факторов его трансформации. Корпоративное образовательное пространство существенно изменилось и находится сейчас в процессе трансформации. Немалое влияние для такой трансформации оказали два ключевых фактора. Прежде всего, это смена поколений на рынке труда и рынка образования. Поколение Z, выходящее сейчас на рынок труда и составляющее большинство на образовательном рынке, требует для себя привычных инструментов коммуникаций и обучения. Но точно такие же требования поколение Z выдвигает и для городского пространства, и для городской инфраструктуры. Удобные инструменты коммуникаций, привычная медиасреда, трансмедийность - все это является требованием времени как

Библиографический список

для городской коммуникации, так и для корпоративного образовательного пространства. Именно поэтому развитие мобильного обучения в корпоративном секторе, дистанционного обучения, возможности медиа как для обучения, так и внутри образовательного процесса являются сегодня насущной необходимостью. А широкое использование медиа в образовательном пространстве обусловливает второй фактор трансформации корпоративного образовательного пространства - необходимость развития трансмедиаграмотности.

Таким образом, через корпоративное образовательное пространство повышается в целом уровень медийной, информационной, цифровой и т.д. грамотности в городской среде. А именно это является составной частью медийно-гра-мотного города.

1. Iqbal A., Olariu S. A Survey of Enabling Technologies for Smart Communities. Smart Cities. 2021; № 4 (1): 54 - 77.

2. Rutledge P. Expanding Media Literacy for a Transmedia World. The Media Psychology Research Center. Available at: URK// https://mprcenter.org/expanding-media-literacy-for-a-transmedia-world/

3. Scolari, Carlos & Masanet, Maria-Jose & Guerrero-Pico, Mar & Establés, María-José. Transmedia literacy in the new media ecology: Teens' transmedia skills and informal learning strategies. El Profesional de la Information. 2018; № 27 (4): 801 - 812.

4. Knight J. International Education Hubs. In: Meusburger P., Heffernan M., Suarsana L. (eds). Geographies of the University. Knowledge and Space. 2018; Vol 12: 637 - 655.

5. Zavyalova E.K., Ardichvili A. The Contemporary Problems of Corporate Education in Russian Companies: Can There Be Learning Without Development? Russian Management Journal. 2020; № 17 (4): 499 - 516.

6. «НОРНИКЕЛЬ»: цифровой рывок в условиях самоизоляции. Available at: https://www.nornickel.ru/news-and-media/press-releases-and-news/nornikel-tsifrovoy-ryvok-v-usloviyakh-samoizolyatsii.htm

7. Falloon G. From digital literacy to digital competence: the teacher digital competency (TDC) framework. Education Tech Research Development. 2020; № 68:2449 - 2472

8. Seemiller C., Grace M. Generation Z: Educating and Engaging the Next Generation of Students. About Campus. 2017; Vol. 22 (3): 21 - 26.

9. Рекомендации по политике в области мобильного обучения. ЮНЕСКО. Available at: https://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214738.pdf

10. Глоссарий webinaracademy. Available at: https://academy.webinar.ru/glossary/mikroobuchenie

11. Mavinkurve M., Patil M. Design of a teachers' training workshop for improving technology integration skills. Proceedings of the Canadian Engineering Education Association. 2017; CEEA 16, Paper 47: 1 - 6.

References

1. Iqbal A., Olariu S. A Survey of Enabling Technologies for Smart Communities. Smart Cities. 2021; № 4 (1): 54 - 77.

2. Rutledge P. Expanding Media Literacy for a Transmedia World. The Media Psychology Research Center. Available at: URK// https://mprcenter.org/expanding-media-literacy-for-a-transmedia-world/

3. Scolari, Carlos & Masanet, Maria-Jose & Guerrero-Pico, Mar & Establés, María-José. Transmedia literacy in the new media ecology: Teens' transmedia skills and informal learning strategies. El Profesional de la Information. 2018; № 27 (4): 801 - 812.

4. Knight J. International Education Hubs. In: Meusburger P., Heffernan M., Suarsana L. (eds). Geographies of the University. Knowledge and Space. 2018; Vol 12: 637 - 655.

5. Zavyalova E.K., Ardichvili A. The Contemporary Problems of Corporate Education in Russian Companies: Can There Be Learning Without Development? Russian Management Journal. 2020; № 17 (4): 499 - 516.

6. «NORNIKEL"»: cifrovoj ryvok v usloviyah samoizolyacii. Available at: https://www.nornickel.ru/news-and-media/press-releases-and-news/nornikel-tsifrovoy-ryvok-v-usloviyakh-samoizolyatsii.htm

7. Falloon G. From digital literacy to digital competence: the teacher digital competency (TDC) framework. Education Tech Research Development. 2020; № 68:2449 - 2472

8. Seemiller C., Grace M. Generation Z: Educating and Engaging the Next Generation of Students. About Campus. 2017; Vol. 22 (3): 21 - 26.

9. Rekomendacii po politike v oblasti mobil'nogo obucheniya. YuNESKO. Available at: https://¡¡te.unesco.org/p¡cs/publ¡cat¡ons/ru/f¡les/3214738.pdf

10. Glossarij webinar academy. Available at: https://academy.webinar.ru/glossary/mikroobuchenie

11. Mavinkurve M., Patil M. Design of a teachers' training workshop for improving technology integration skills. Proceedings of the Canadian Engineering Education Association. 2017; CEEA 16, Paper 47: 1 - 6.

Статья поступила в редакцию 12.01.21

УДК 378

Goloshumova G.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Moscow pedagogical state University (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

Ostyakova G.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Tyumen State (Tobolsk, Russia), E-mail: [email protected]

Kovyazina I.V., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Tyumen State University (Tobolsk, Russia), E-mail: [email protected]

MONITORING OF THE EDUCATIONAL POTENTIAL OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A PEDAGOGICAL UNIVERSITY. The article touches upon a problem of creating the educational potential of the educational environment of a pedagogical university, which would contribute to the formation of reflection and increase the level of education of students-future specialists in pedagogical and psychological-pedagogical areas of training. The article reveals the role of the teaching staff in creating a developing educational space, describes the content of the educational potential of the educational environment of a pedagogical university, presents the results of a monitoring study to identify the level of education of students at the final stage of training at the university, which is carried out in 3 measurements. The work uses the methods of a written survey, the methods of "Diagnostics of the individual measure of the expression of the property of reflexivity" by A.V. Karpov, "The level of education of students" by N.P. Kapustin. The obtained data allows to see positive changes in the indicators of education and the dynamics of reflection in children.

Key words: moral education, good breeding, educational environment, teacher's activities, educational potential of a pedagogical university.

Г.С. Голошумова, д-р пед. наук, проф., Московский педагогический государственный университет; г. Москва, E-mail: [email protected]

Г.В. Остякова, канд. пед. наук, доц., Тюменский государственный университет, г. Тобольск, E-mail: [email protected]

И.В. Ковязина, канд. психол. наук, доц., Тюменский государственный университет, г. Тобольск, E-mail: [email protected]

МОНИТОРИНГ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме создания воспитательного потенциала образовательной среды педагогического вуза, которая способствовала бы становлению рефлексии и повышению уровня воспитанности студентов - будущих специалистов педагогического и психолого-педагогического направлений подготовки. В статье раскрывается роль педагогического коллектива в создании развивающего образовательного пространства, описывается содержание воспитательного потенциала образовательной среды педагогического вуза, представлены результаты мониторингового исследования по выявлению уровня воспитанности студентов на завершающем этапе обучения в вузе, которое осуществлялось в 3 замера. Использовались

методы письменного опроса, методики «Диагностика индивидуальной меры выраженности свойства рефлексивности» А.В. Карпова, «Уровень воспитанности учащихся» Н.П. Капустина. Полученные данные позволяют увидеть положительные изменения по показателям воспитанности и динамики рефлексии у студентов по завершении обучения в вузе. В заключение статьи представлены выводы о воспитательных возможностях учебных занятий, обозначены условия их создания. Результаты исследования могут быть использованы в процессе создания психолого-педагогических условий воспитания нравственности у студентов.

Кточевые слова: нравственное воспитание, воспитанность, образовательная среда, деятельность педагога, воспитательный потенциал педагогического вуза.

Актуальность представленного исследования определяется тем, что проблема нравственного воспитания студентов педагогических вузов значима в современных образовательных условиях, когда мы наблюдаем интенсивное развитие интернет-взаимодействия, дистанционного образования, поскольку первостепенной задачей педагога является не только трансляция научных знаний, но и воспитание достойной личности, гражданина своей страны. Особым направлением деятельности при подготовке будущих педагогов и психологов становится сегодня нравственное воспитание. Это объясняется в первую очередь изменениями, внесенными в последние годы в Федеральный закон «Об образовании» и нормативно-правовые акты в сфере образования, а именно: усиление роли воспитательной работы в общеобразовательной школе, признание высшей ценностью личность, индивидуальность обучающегося, его интересы, способности и наклонности.

Цель представленной статьи - раскрыть роль педагогического коллектива в создании развивающего образовательного пространства вуза. В этой связи авторы поставили перед собой следующие задачи: 1) описать содержание воспитательного потенциала образовательной педагогической среды вуза, 2) провести мониторинговое исследование уровня воспитанности студентов на начальном и завершающем этапах обучения и проанализировать полученные результаты, 3) изучить уровень развития рефлексии у студентов.

Для достижения поставленной цели рассмотрим степень изученности поставленной проблемы.

Вопросам нравственного воспитания студентов, а также изучения понятия «воспитательное пространство вуза» в последнее время уделяется достаточно большое внимание со стороны педагогов и психологов, о чем свидетельствуют результаты исследований, представленные в научных статьях и тезисах конференций. Воспитательное пространство вуза как эффективный механизм реализации целей воспитания в высшей школе рассматривают в своих трудах Баранов А.Е., Борытко Н.М., Зарецкая И.И., Какалина Е.В., Макухо А.В., Резниченко М.Г. и др.

Так, например, Баранова Н.А. анализирует воспитательное пространство вуза в контексте личностно-профессионального развития будущего специалиста. Автор считает, что специфика воспитательного пространства вуза обусловлена особенностями вузовского образования (академические свободы, научная среда), социальным статусом обучающихся (студенчество), возрастными особенностями студентов и т.д. [1, с. 152].

Резниченко М.Г также рассматривает воспитательное пространство вуза как динамическую, сложноорганизованную социально-педагогическую систему, которая объединяет преемственность традиций, культурные, национальные и региональные особенности [2, с. 6].

Такой исследователь, как Какалина Е.В. отмечает, что воспитательное пространство вуза выполняет функции трансляции социального и индивидуального опыта и ориентировано на развитие личности студента [3, с. 7].

Пураева А.В. подчеркивает, что «педагог в силу своей педагогической деятельности заботится о судьбах людей и о будущем общества». Следовательно, педагог-предметник, педагог-тьютор, педагог-психолог и др. выполняют особую миссию, которая «налагает на них обязательства гуманистического образа жизни и мыслей..., соблюдения всех принципов педагогической этики» [4, с. 88].

Алиева Л.В. рассматривает воспитательный потенциал вуза как ценностную основу формирования общепрофессиональных компетенций студентов [5].

Благодаря нравственным нормам, моральным принципам в повседневной жизни естественным образом происходит формирование определенных социальных идеалов и развитие внутреннего стремления человека обеспечить пропорциональное сочетание индивидуальных и общественных интересов, чтобы при достижении той или иной цели не ущемлялись права других людей.

Сегодня обществу, государству нужна личность, способная творчески мыслить, осуществлять самостоятельный выбор оптимальных способов и приемов достижения поставленных перед ней государством целей и задач профессиональной деятельности, причем в сложных, стремительно меняющихся социально-экономических условиях.

Воспитание такого специалиста требует существенных изменений в организации работы преподавателя вуза, готовящего будущего специалиста в образовательной деятельности. У современного педагога должны быть сформированы такие нравственные личностные качества, как долг и ответственность, доброта и отзывчивость, чувство коллективизма, умение сопереживать окружающим людям, принципиальность, честность, культура поведения и др.

Немаловажное значение при формировании личности компетентного специалиста имеет мотивационный компонент, который побуждает личность поступать в соответствии с определенной направленностью и «включает в себя положительное отношение к профессии, интерес к ней. Это система целей, по-

требностей и мотивов, которые побуждают человека совершенствовать свои профессиональные знания и мастерство, сознательно относиться к профессии, труду и его результатам, быть активным в трудовой и профессиональной деятельности. Выраженность профессиональной мотивации зависит от уровня связи интересов личности с общественными потребностями. Она отражает то, что связывает человека с его работой, профессией» [6, с. 15]. В данном случае внутренние мотивы педагогической деятельности должны превалировать над внешними, что будет способствовать эффективности деятельности, которая внутренне значима для специалиста.

Педагог школьный психолог должны иметь высокую общекультурную подготовку В процессе формирования общих и профессиональных компетенций при освоении дисциплин психолого-педагогической направленности содержание профессионального воспитания, повышение уровня нравственной воспитанности должны рассматриваться как приоритетные направления совместной деятельности преподавателя и студентов.

Воспитательный потенциал вуза заключается в создании реальных условий для практической реализации субъектной позиции студента, его активного включения в образовательную и общественную деятельность учреждения; инициирования и поддержки самодеятельных творческих общественных объединений, связанных с практическим освоением азов профессии, проверкой своих возможностей, способностей; развития самоуправления в учреждении; включения коллектива студентов в разработку совместных социально значимых, инновационных учебных проектов, программ, образовательных технологий; расширения связей, партнерства в социуме с профессиональными структурами и т.д. Процесс воспитания приобретает в лице студентов нового, активного субъекта.

Уникален воспитательный потенциал педагогического коллектива высшего профессионального образовательного учреждения. Педагог вуза - особый субъект воспитания; носитель реального образа профессионала (а не вербального, воображаемого). Личный, профессиональный (педагогический и специальный) и гражданский опыт педагога - один их приоритетов воспитания в системе высшего профессионального образования. Основу воспитания составляет природо-сообразное взаимодействие поколений: педагогов и студентов как субъектов в совместной, общезначимой деятельности [7].

Отказ от репродуктивных методов обучения и приоритетное использование таких форм работы на занятиях, как моделирование педагогических ситуаций, проектирование индивидуальных образовательных маршрутов для учащихся с учетом индивидуальных особенностей, прогноз развития ситуаций взаимодействия педагога и обучающихся при решении конфликтных ситуаций способствуют развитию у студентов рефлексии как важной составляющей педагогической компетентности.

Так, на первом курсе при изучении дисциплины «Тренинг-практикум социального взаимодействия» нами были использованы такие формы работы, как моделирование и проектирование разных ситуаций общения, где необходимо было совершить выбор определенного поведения, обосновать эффективность выбранных приемов и способов взаимодействия в свете их влияния на последующее поведение и психоэмоциональное состояние партнеров по общению. Моделируя различные ситуации взаимодействия, студенты освоили наиболее эффективные способы решения возникших вопросов, направленные на достижение поставленной цели, но не ущемляющие при этом права ни одного из субъектов общения.

Названные формы и методы работы на занятиях заставляют студентов «пропускать» ту или иную ситуацию через себя, через свои представления о добре и зле, задумываться о возможных негативных последствиях необдуманно принятого решения. В результате приходит понимание своей роли в организации педагогически целесообразного взаимодействия с учащимися, родителями, другими участниками образовательного процесса, ответственности за полученные результаты.

Как показывает практика, опыт общения с учителями, администрацией образовательных учреждений города, начинающие педагоги часто в возникших проблемных ситуациях с учениками ставят на первое место свои амбиции, стараются «защитить» свой, как им кажется, авторитет («Какое ты имеешь право так со мной разговаривать?», «Да кто ты такой, чтобы мне указывать?» и т.д.). Пришедшие в школу молодые учителя часто провоцируют конфликтные ситуации с учащимися, родителями, коллегами как раз в силу того, что не умеют (или не хотят) правильно оценить текущую ситуацию, проанализировать этику своего поведения в ней и на основании этого составить прогноз дальнейшего развития событий. Неумение классного руководителя установить благоприятные отношения с детьми - одна из наиболее частых проблем, встречающихся в школе [8].

Авторами статьи было организовано и проведено мониторинговое исследование, которое реализовывалось в период с 2017 - 2018 уч. года по 2019 - 2020

уч. год. В нем приняли участие 175 студентов педагогического и психолого-педагогического направлений подготовки в возрасте с 17 до 21 года с преобладанием лиц женского пола (65%). Его целью было изучение влияния образовательной среды педагогического вуза на уровень сформированности указанных качеств личности будущего специалиста.

Одним из важнейших факторов нравственного воспитания студентов является субъективный, который зависит от самой личности студента (ее направленности, Я-концепции и др.) и от субъекта, организующего образовательный процесс, то есть от личности преподавателя.

Оценка преподавателей студентами осуществлялась с помощью письменного опроса. Нами была разработана анкета, которая включала в себя вопросы, направленные на выявление особенностей взаимоотношений педагогов вуза со студентами в образовательном процессе. Проведенный письменный опрос показал, что студенты видят в преподавателях много положительных качеств, которым хотели бы следовать самим. 93% опрошенных отметили вежливое, тактичное отношение к себе со стороны большинства преподавателей («Не ставят себя выше нас, общаются как с равными, обращаются на «Вы»). В 85,7% анкет студентов было отмечено, что в преподавателях им нравится аккуратность, грамотная речь, умение найти индивидуальный подход в разных ситуациях, обязательность, педагогический такт.

Для исследования уровня воспитанности обучающихся применялась методика Н.П. Капустина. Процедура мониторинга уровня воспитанности проводилась нами на протяжении трех с половиной лет, анализировались данные на начало и завершение обучения в вузе. Выборка производилась произвольно, то есть в анкетировании принимали участие не менее 25 студентов из группы очной формы обучения, которые регулярно посещали занятия.

Таблица 1

Сравнительный анализ показателей воспитанности обучающихся ВО на начало и завершение обучения в вузе (методика Н.П. Капустина), 2017 - 2020 гг.

Показатели воспитанности 1 - 2 курсы 3 - 4 курсы

1. Долг и ответственность 0,65 0,8

2. Бережливость 0,77 0,8

3. Дисциплинированность 0,78 0,87

4. Ответственное отношение к учебе 0,77 0,9

5. Коллективизм, чувство товарищества 0,71 0,87

6. Доброта и отзывчивость 0,82 0,9

7. Честность и справедливость 0,81 0,93

8. Простота и скромность 0,72 0,8

9. Культурный уровень 0,7 0,8

Анализируя полученные показатели, можно отметить, что у студентов 1-х - 2-х курсов уровень воспитанности преимущественно находится на среднем уровне (0,74), то есть у них наблюдаются самостоятельность, самоорганизация, отмечается наличие саморегуляции, но не развита в должной мере общественная позиция, что подтверждается полученными результатами по отдельным показателям воспитанности. Самые низкие результаты наблюдаются при анализе таких показателей, как «долг и ответственность» (0,65), «бережливость» (0,77), «культурный уровень» (0,7), «коллективизм и чувство товарищества» (0,71). Данные, полученные в ходе диагностики, на наш взгляд, указывают на субъективный аспект (так, бережливость является приобретенным качеством человека, формируется в процессе развития личности), а также на наличие некоторых проблем современного общества, например, такую как недостаточный культурный уровень современной молодежи. Уход от коллективизма у студентов на начало обучения в вузе связан с индивидуальным развитием личности и свидетельствует о приоритете собственной выгоды, преобладании личных интересов над интересами других людей. Первичное обследование показало также, что ниже среднего находится показатель, связанный с развитием чувства долга и ответственности. С одной стороны, это свидетельствует об определенном развитии морального самосознания, когда в некоторой степени выполняются требования общества и подчинение его законам, присутствует частичное взятие на себя обязательств по отношению к социуму, а также говорит о снижении добросовестности при выполнении той или иной деятельности. С другой стороны, можно увидеть и положительные аспекты для самой личности, которые транслируются в современном обществе, свидетельствующие о стремлении к комфорту, благополучию и независимости от общества; об учете, прежде всего, своих потребностей, где коллективное уходит на второй план, уступая место личному.

Результаты многолетнего наблюдения позволяют отметить, что это одна из современных тенденций развития личностных качеств молодых людей. Их представление о «коллективизме» существенно отличается от представления детей «советского прошлого». Часто «Я» у молодежи выходит на первый план, а «Мы» - на второй.

Сравнительный анализ результатов диагностики студентов на начальном и завершающем этапах обучения в вузе показал, что у обучающихся старших

курсов наблюдается положительная динамика по показателям воспитанности. Полученные данные свидетельствуют об уровне воспитанности выше среднего (0,85), то есть старшекурсникам свойственны положительная самостоятельность в деятельности и поведении, однако общественная позиция ситуативна, в целом можно отметить наличие благоприятных изменений, которые прослеживаются по завершении обучения в вузе. Положительные изменения особенно заметны при анализе таких показателей воспитанности, как «коллективизм и чувство товарищества», «долг и ответственность», «ответственное отношение к учебе». Полученные данные, на наш взгляд, связаны с практико-ориентированным характером обучения (осуществлением в образовательной организации непрерывной практики, наличием учебных практикумов, направленных на повышение культуры взаимодействия, снижением уровня конфликтности, формированием ответственного отношения к своей профессии и др.); с организацией эффективного и конструктивного общения с педагогами, о котором свидетельствуют данные опроса студентов; с имеющимся «студенческим братством» в педагогическом институте и т.д. Так, в нашем вузе функционируют различные общественные организации студентов, студенческие сообщества, например, «Совет молодых ученых», «Лига добровольцев «VEGA»», «Тобольск-НИКОС» (научно-исследовательское, конструкторское объединение студентов) и другие, которые позволяют студентам проявить себя в разных направлениях деятельности, почувствовать дух коллективизма, развивать ответственность и творческие способности и др.

Кроме того, можно отметить, что положительные изменения соответствуют возрастным особенностям личности в юношеский период: именно в юношестве формируется система взглядов и представлений о себе и мире, происходит интенсивное развитие мировоззрения, становление системы ценностей, морально-нравственных устоев. Поэтому при наличии позитивного социального влияния (сверстников, педагогов, общественных организаций и др.) наблюдается интенсивное социально-нравственное развитие личности, формирование ответственности.

Для изучения проблемы воспитательного потенциала образовательной среды педагогического вуза мы предложили студентам 3 - 4 курсов выразить свою позицию по данному вопросу в форме эссе. Анализ работ позволил сделать следующие основные выводы:

а) 75% опрошенных отметили, что за 3 - 3,5 года обучения в вузе у них произошли существенные изменения во взглядах на окружающую действительность, на самих себя, возрос интерес к самопознанию, возникла потребность в работе над развитием в себе таких качеств личности, как ответственность, организованность, самостоятельность;

б) более чем 80% студентов отметили, что на формирование у них нравственных качеств главное влияние оказали преподаватели, которые сами показывали пример дисциплинированности («никогда не опаздывали на занятия», «всегда выполняли данные им обещания»), уважительного отношения к окружающим, в частности к студентам («всегда проявляют вежливость и такт по отношению к студентам», «не ставят себя выше нас», «не кричат и не унижают, как учителя некоторые в школе» и т.д.);

в) почти половина опрошенных (49,7%) выразили мнение, что сама организационная среда института (аудитории, оборудованные современными мультимедийными средствами, удобное расписание занятий, скоординированные действия преподавателей в учебном процессе, грамотное руководство самостоятельной поисково-исследовательской и творческой работой студентов) способствовала повышению уровня общей культуры, осознанному соблюдению требований и норм морали, формированию и развитию таких важных нравственных качеств личности, как стремление к самосовершенствованию, принципиальность, целеустремленность.

Большую роль в нравственном воспитании личности играет такая важная профессиональная педагогическая компетенция, как рефлексия. Постоянная потребность анализировать свои действия и поступки, результаты своего поведения в той или иной ситуации способствует выработке норм социально одобряемого поведения, делает его единственно приемлемым.

Для изучения уровня развития рефлексии у студентов применялась методика диагностики индивидуальной меры выраженности свойства рефлексивности А.В. Карпова [9].

Нами условно было выделено три уровня развития рефлексивных способностей. Затем сравнивались полученные результаты в динамике: в первый год обучения в вузе и последующие два года.

Таблица 2

Динамика становления рефлексии студентов в период обучения в вузе

Уровни развития рефлексии первый год обучения в институте (%) второй год обучения в институте (%) третий год обучения в институте (%)

Высокий 27,6 45,0 55

Средний 24,4 25,0 25,5

Низкий 48,0 30,0 19,5

Из таблицы видно, что от первого к третьему курсу прослеживается положительная динамика уровня рефлексивных способностей студентов.

В ходе целенаправленного наблюдения за поведением студентов на занятиях и во внеучебной деятельности было установлено, что обучающиеся, у которых диагностирован высокий уровень рефлексии, отличаются умением контролировать свои действия, анализировать происходящее с позиций моральных норм и принципов, а также проявляют способность анализировать прошлое и себя в нем, прогнозировать ситуации успеха и неуспеха в будущем с опорой на требования и нормы морали. Их также отличает частота обращения к будущим событиям, ориентация на перспективы.

Несмотря на положительные сдвиги в сформированности критериев оценки по соответствующим показателям воспитанности у студентов, наблюдается потенциал дальнейшего совершенствования образовательной среды вуза, тем более что позитивная тенденция прослеживается не во всех студенческих группах.

В результате проведенного мониторингового исследования и на основе многолетнего опыта педагогической работы мы пришли к следующим основным выводам:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиографический список

- для формирования нравственных качеств личности будущего педагога-предметника, педагога-психолога прежде всего следует активно использовать воспитательные возможности учебных занятий. Например, «формирование мотивационно-ценностной сферы, профессионально-личностных качеств и профессиональных компетенций; готовности к будущей профессиональной деятельности необходимо осуществлять через практикумы с элементами тренинга» [6, с. 118 - 119];

- важнейшими формами развивающего образовательного пространства при организации воспитательно-образовательной среды в вузе являются педагогическое проектирование и педагогическое моделирование;

- эффективным условием успешности нравственного воспитания студентов педагогического вуза является практико-ориентированный характер обучения, возможность непосредственного участия будущих специалистов педагогического и психолого-педагогического направлений подготовки в решении сложных ситуаций нравственного выбора.

1. Баранова Н.А., Баранов А.Е. Теоретические основы построения и функционирования воспитательного пространства вуза: монография. Тверь: ООО «ИПФ «Виарт», 2008.

2. Резниченко М.Г. Формирование воспитательного пространства вуза. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Москва, 2009.

3. Какалина Е.В. Формирование воспитательного пространства в системе открытого образования. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Тамбов, 2011.

4. Пураева А.В. Нравственное содержание педагогической деятельности. Вестник Томского государственного университета. 2009; № 323: 85 - 88.

5. Алиева Л.В. Воспитательный потенциал образовательной деятельности вуза - ценностная основа формирования общепрофессиональных компетенций студентов. Казанский педагогический журнал. 2015; № 4: 1. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitatelnyy-potentsial-obrazovatelnoy-deyatelnosti-vuza-tsennostnaya-osnova-formirovaniya-obscheprofessionalnyh-kompetentsiy/viewer

6. Бостанджиева Т.М. О роли современного учителя как медиатора образовательного процесса и общественно-государственной жизни. Актуальные проблемы психолого-педагогического образования: сборник материалов Всероссийской очно-заочной научно-практической конференции с международным участием. Сургут: РИО СурГПУ, 2018: 9б - 103.

7. Кислова И.В. К вопросу о готовности к социально-педагогической деятельности студента вуза. Психологическая наука и образование. 2010; Т. 15, № 5: 13 - 18.

8. Гусарова А.Н. Воспитательный потенциал вуза в условиях реализации программы «Стратегия-2020». Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2017; № 1 (28): 2б - 30. Available at: https://journal.tltsu.ru/rus/index.php/VNSPP/issue/view/215

9. Ковязина И.В., Жданова Т.Н. Психологическая готовность будущих педагогов к работе в инклюзивной среде. Современное педагогическое образование. 2019; № б: 118 - 121. Available at: httpsV/drive.google.com/file/d/^XVRzLpqmZogcfCqBDbuh^McBHA/view

References

1. Baranova N.A., Baranov A.E. Teoreticheskie osnovy postroeniya i funkcionirovaniya vospitatel'nogo prostranstva vuza: monografiya. Tver': OOO «IPF «Viart», 2008.

2. Reznichenko M.G. Formirovanie vospitatel'nogo prostranstva vuza. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2009.

3. Kakalina E.V. Formirovanie vospitatel'nogo prostranstva v sisteme otkrytogo obrazovaniya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Tambov, 2011.

4. Puraeva A.V. Nravstvennoe soderzhanie pedagogicheskoj deyatel'nosti. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2009; № 323: 85 - 88.

5. Alieva L.V. Vospitatel'nyj potencial obrazovatel'noj deyatel'nosti vuza - cennostnaya osnova formirovaniya obscheprofessional'nyh kompetencij studentov. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. 2015; № 4: 1. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitatelnyy-potentsial-obrazovatelnoy-deyatelnosti-vuza-tsennostnaya-osnova-formirovaniya-obscheprofessionalnyh-kompetentsiy/viewer

6. Bostandzhieva T.M. O roli sovremennogo uchitelya kak mediatora obrazovatel'nogo processa i obschestvenno-gosudarstvennoj zhizni. Akiual'nyeproblemypsihologo-pedagogicheskogo obrazovaniya: sbornik materialov Vserossijskoj ochno-zaochnoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Surgut: RIO SurGPU, 2018: 9б - 103.

7. Kislova I.V. K voprosu ogotovnostiksocial'no-pedagogicheskojdeyatel'nostistudenta vuza. Psihologicheskaya nauka iobrazovanie. 2010; T. 15, № 5: 13 - 18.

8. Gusarova A.N. Vospitatel'nyj potencial vuza v usloviyah realizacii programmy «Strategiya-2020». Vektor nauki TGU. Seriya: Pedagogika, psihologiya. 2017; № 1 (28): 2б - 30. Available at: https://journal.tltsu.ru/rus/index.php/VNSPP/issue/view/215

9. Kovyazina I.V., Zhdanova T.N. Psihologicheskaya gotovnost' buduschih pedagogov k rabote v inklyuzivnoj srede. Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie. 2019; № б: 118 - 121. Available at: httpsV/drive.google.com/file/d/^XVRzLpqmZogcfCqBDbuh^McBHA/view

Статья поступила в редакцию 24.01.21

УДК 37.013

Boltaeva L.Sh., postgraduate, Department of Pedagogy, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]

THE RESULTS OF THE STUDY OF ETHNIC IDENTITY OF THE CHECHEN TEENAGERS FROM HETERO- AND MONO-ETHNIC FAMILIES. The article observes a problem of ethnic identity of older adolescents from heteroethnic families, in which there is a simultaneous influence of two cultures on the process of ethnic self-identification of younger generations. The paper presents the results of a study of the peculiarities of ethnic identity of older adolescents living in the Chechen Republic, who are brought up in heteroethnic and monoethnic families. It is shown that the ethnic identity of older adolescents is quite pronounced in both samples, and the certainty of ethnic identity is higher in adolescents from monoethnic families. The main components of ethnic identity (cognitive, affective and behavioral), as well as types of ethnic identity, all-Russian identity and tolerance in Chechen adolescents from heteroethnic and monoethnic families are analyzed.

Key words: ethnic identity, heteroethnic family, monoethnic family, ethnic self-identification, uncertainty of ethnic identity, positive ethnic identity.

Л.Ш. Болтаева, аспирант, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный, E-mail: [email protected]

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЧЕЧЕНСКИХ ПОДРОСТКОВ ИЗ ГЕТЕРО- И МОНОЭТНИЧЕСКИХ СЕМЕЙ

Статья посвящена проблеме этнической идентичности старших подростков из гетероэтнических семей, в которых имеет место одновременное влияние двух культур на процесс этнической самоидентификации подрастающего поколения. В работе представлены результаты исследования особенностей этнической идентичности старших подростков, проживающих в Чеченской Республике, воспитывающихся в гетероэтнических и моноэтнических семьях. Показано, что этническая идентичность старших подростков является достаточно выраженной в обеих выборках, а определенность этнической идентичности выше у подростков из моноэтнических семей. Проведен анализ основных компонентов этнической идентичности (когнитивного, аффективного и поведенческого), а также типов этнической идентичности, общероссийской идентичности и толерантности у чеченских подростков из гетероэтнических и моноэтнических семей.

Ключевые слова: этническая идентичность, гетероэтническая семья, моноэтническая семья, этническая самоидентификация, неопределенность этнической идентичности; позитивная этническая идентичность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.