НОМАИ ДОНИШГОҲ» УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ» SCIENTIFIC NOTES»
№ 3(44) 2015
УДК 378 Х.Б. ТОШЕВА
ББК 74.58
ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОБЩЕЖИТИИ СТУДЕНТОВ
Одной из составляющих успешности совершенствования системы образования является целенаправленное формирование и развитие личности будущих специалистов в соответствии с их интересами и потребностями общества. В этом контексте особое место в системе воспитания высших профессиональных школ занимает организация воспитательной работы среди студентов, проживающих в общежитии. Педагогам-наставникам, которые осуществляют воспитательную работу в общежитии необходимо знать, что их деятельность должна быть направлена на обеспечение социализации личности студента, создание морально-климатического климата и условий для формирования активной жизненной позиции, креативности, инициативности, самостоятельности и навыков здорового образа жизни. А это, в свою очередь, требует систематического и поэтапного изучения и оценки уровня морально-психологического климата воспитательной среды общежития.
Целью данного исследования является определение состояния воспитательной работы, проводимой в условиях студенческого общежития. В настоящее время в общежитиях нашего университета живут всего лишь около 12% студентов. Тем не менее, общежитие рассматривается нами как важный компонент педагогической системы вуза, поскольку молодые люди студенческого возраста еще находятся в стадии развития и у них продолжается процесс формирования характера, привычек, жизненных установок, стиля поведения. Процесс становления личности студента продолжается под влиянием общения молодых людей, взаимовлияния, самой среды общежития. Благоприятная для целенаправленного развития молодых людей атмосфера доброжелательности, внимание к каждому студенту, создание ситуации заботы и взаимного уважения, забота о повышении образовательного уровня молодёжи и удовлетворении её культурных запросов и интересов создает в совокупности условия духовного и интеллектуального роста будущих специалистов.
С целью создания условий воспитывающего досуга студентов, способствующих духовному росту молодого человека, повышению его гражданской активности, зрелости и социальнопедагогического самосознания, необходимо правильно организовать свободное время проживающих в общежитии. Знать психолого-педагогические особенности организации творческой деятельности студентов во внеучебное время. Следовательно, педагогам и наставникам общежития необходимо чётко знать педагогические возможности общежития, его социально-педагогические функции, вытекающие из самой сути общественного дома. Поэтому нас интересовали вопросы: Каковы педагогические возможности общежития? Какими социальнопедагогические функциями обладает общественный дом студентов?
На основе анализа теоретических источников и опыта воспитательной работы вузов в общежитиях нам удалось выделить следующие её функции:
» социально - бытовая функция, т.е. создание материально-бытовых условий для проживающих при активном участии самих студентов;
» социально - педагогическая функция, создание условия для формирования у молодёжи коммуникативных качеств, умения жить в коллективе сверстников;
» создание условий для содействия росту общей культуры молодежи, доверительных отношений между студентами, живущими в общежитии и ответственными лицами общественного дома;
» образовательная функция - создание условий для повышения образовательного и культурного уровня молодёжи живущих в общежитии.
Правильное использование педагогических возможностей, современного студенческого общежития положительно влияет на воспитание молодых людей, помогает им хорошо учиться, выполнять общественно полезную работу, культурно отдыхать.
Основываясь на концепцию воспитания, можно утвердить, что воспитательная работа в учебных заведениях, в том числе в общежитиях должна строиться на базе фундаментальных
233
НОМАИ ДОНИШГОХ» УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ» SCIENTIFIC NOTES»
№ 3(44)2015
духовно-чувственных ценностей, которые имеют определенное значение в личностном и общественном развитии будущих специалистов.
Воспитательная работа в общежитии, прежде всего, должна быть направлена на формирование социально-профессиональной компетентности будущего специалиста, на формирование его нравственных и социальных качеств таких, как: гуманность, порядочность, гражданственность, профессиональная ответственность, профессиональная этика. Вся система организационновоспитательной работы должна проводиться в соответствии половозрастных особенностей студенческого возраста, и прежде всего с учётом того, что они становятся полноправными членами семей, у молодёжи активно формируются гражданские качества, развивается чувство коллективизма.
Нас интересовало состояние воспитательной работы, уровень и характер взаимоотношения студентов живущих в общежитиях. Поэтому нами было проведено социально-педагогическое исследование по выявлению проблем и противоречий, связанных с воспитательной работой в общежитии, и отношение к ней студентов. Методом анонимного анкетирования была опрошено 155 студентов 1-5 курсов, все они девушки, из них сельских жителей 110 человек, городских - 45. Респондентам было предложена следующая инструкция:
«Дорогой студент! Отдел воспитания университета, наставники и Совет общежития изучает проблемы и интересы студентов, живущих в общежитии. Просим Вас активно участвовать в этом исследовании. Ваши ответы помогут всем заинтересованным сторонам получить объективную информацию о реальном состоянии воспитательной работы в общежитии и уровня воспитанности будущих специалистов в условиях общежития и будут способствовать принятию ряда управленческих решений, касающихся путей его улучшения».
В анкету были включены вопросы, касающиеся бытовых, психологических, социальных, материальных, педагогических проблем.
Был такой вопрос: «Как Вы представляли себе условия проживания в общежитии и как вы их оцениваете?». Представления студентов об условиях проживания в общежитии резко отличаются у студентов из сельской местности и города. Если первые в некоторых своих ответах выражают восторженные отклики, такие как: «Не мог бы представить. Класс!» То студенты из города более скромны в своих впечатлениях от условий проживания, и особенно от бытовых условий. При оценке условий проживания ответы студентов первых курсов распределились следующим образом: очень хорошие - 25,2% студентов из сельской местности и 14,8% проживающих в городе; хорошие - соответственно 45,6% и 41,4%; удовлетворительные - 25,6% и 34,2% и
неудовлетворительные - 3,6% и 9,6%. Средние показатели по всем параметрам всех курсов выглядят следующим образом: очень хорошие — 23,15% студенты из сельской местности и 13,52%, студенты из города, соответственно хорошие - 44,2% и 36,95%, удовлетворительные - 29% и 39,7%, неудовлетворительные - 3,65% и 9,825%. Все данные представлены в следующей таблице: Таблица № 1. Оценка студентами условий проживания в общежитии
оценки очень хорошие хорошие удовлетвори- тельные неудовлетво- рительные
курсы из сель. из из сель. из из сель. из из сель. из
мест города мест города мест города мест города
1 25,2 14,8 45,6 41,4 25,6 34,2 3,6 9,6
2 23,6 13,8 44,6 37,4 28,4 40,4 3,4 8,4
3 22,40 12,9 43,8 35,2 31,6 41,8 2,2 10,1
4 21,4 12,6 42,8 33,8 30,4 42,4 5,4 11,2
среднее 23,15 13,525 44,2 36,95 29 39,7 3,65 9,825
Материально-бытовые условия, созданные для проживания студентов в общежитии, удовлетворяют многих студентов. Однако некоторые студенты жаловались на беспорядок в кухне, на сломанные ручки дверей общего пользования, на грязь в проходах и подъездах и т.д. Возникает естественный вопрос: Кто виноват? Есть естественные встречные вопросы: А кто пользуется теми сломанными ручками? Кто готовит в кухне? Кто выносит мусор из дома, чей это мусор? Конечно же, сами студенты. В чем причина? Наверное, в том, что они не осознают свою ответственность в создании жилищных условий, которые непосредственно связаны с их деятельностью. Многие студенты чувствуют свою ответственность в создании благоприятных условий жизни в
234
НОМАИ ДОНИШГОҲ» УЧЁНЫЕ ЗАПИСКИ» SCIENTIFIC NOTES» № 3(44) 2015
общежитии и предлагают, чтобы “сами проживающие побольше обращали внимание на чистоту и порядок в помещениях общежития и активно боролись за ее соблюдение” (26,8%).
На наш взгляд, для этого необходимо вести организационно-просветительскую и воспитательную работу в этом направлении:
» в первую очередь, студенты должны скрупулезно изучать правила внутреннего распорядка, права и обязанности проживающих и заключить договор о взаимной ответственности сторон в создании и соблюдении жилищно-бытовых условий в общежитии.
» систематически привлекать студентов, проживающих в общежитии, в свободное время к различным работам по самообслуживанию, к мелкому ремонту жилой комнаты, уборке помещений общежития, проведению субботников, к работе на закрепленной территории и т.д.
» систематически проводить смотр - конкурсы на лучшую комнату, лучший этаж и др., с целью воспитания у будущих специалистов чувства ответственности за сохранность общественного и государственного имущества.
» разработать правила пользования общественными местами и оформлять наглядную агитацию.
» систематически проводить рейды по проверке санитарно-гигиенического состояния комнат, этажа, мест общего пользования.
Все это должно способствовать созданию «модели социального поведения» будущего специалиста в условиях общежития и помочь им выработать собственную активную жизненную позицию.
Материальная обеспеченность студентов является одним значительных факторов в создании благоприятных условий для обучения в вузе. С учетом данного обстоятельства мы предлагали студентам оценить свое материальное состояние и получили следующие результаты: очень хорошее - 8,6%, достаточное - 18,5%, удовлетворительное - 51,4% и плохое - 21,5%. Согласно ответам студентов все они надеются на помощь родителей и родных (братьев): от обоих родителей - 38,74%, от отца - 29,03%, от матери - 19,35%, от старших братьев - 9,68% и от дяди по матери -3,23%.
Исследование выявило, что учебу совмещают с работой всего 2,58% студентов. Социально -экономическая ситуация сегодняшнего дня требует от молодых людей более достойной материальной обеспеченности, так как рыночная экономика диктует свои условия. А на деле студенты не имеют возможности дополнительно зарабатывать и улучшить свое материальное положение. В таких условиях растет значимость дополнительных заработков, и они хотят иметь такие возможности. Хочется в этом плане высказать соображение о перспективах возрождения стройотрядовского движения и организации возможности работы студентов старших курсов в начальных и основных школах после занятий. Не пора ли создать молодёжную биржу труда или штаб труда в общежитии, т. е. занять свободное время студента с пользой для него?
Разнообразно организуется досуг студентов, живущих в общежитии. На вопрос «Чем вы занимаетесь в свободное от учебы время?» получены следующие ответы: всего лишь 13,58% респондентов занимаются зарабатыванием денег, а остальные занимаются швейным делом(25,81%), интересуются приготовлением кулинарных изделий (9,03%), работают на компьютере (11,91%), занимаются домашними делами (6,45%), занимаются пряжей (5,56%), заполняют кроссворды и др.
Регулярно читают книги 19,35% респондентов, увлеченно интересуются художественной литературой 20,65% опрошенных, а более 43 % студентов вообще не занимаются чтением и причинами считают, что нет свободного времени, новые книги не доступны и дорогие. 7,74% опрошенных отмечают, что у них нет свободного времени и 9,68% студентов вообще не ответили на этот вопрос. Удивительно, что в свободное время никто не занимается и не собирается заниматься спортом. Как нам кажется, причиной тому является отсутствие вблизи общежитий спортивной площадки и физкультурных комнат в самом общежитии. Этот вопрос требует неотлагательного решения, так как обществу нужны здоровые люди, а здоровый образ жизни нельзя представить себе без занятия физкультурой и спортом.
Определенное количество студентов, проживающих (37,6%) в общежитии, считают, что досуг организован не на должном уровне. На вопрос «Как организовано свободное время студентов, живущих в общежитии ?» получены следующие ответы: хорошо, без комментариев (10,79%), удовлетворительно (11,61%), никак не организуются (32,65%), каждый занимается своим делом (23,43%), уборка территории общежития (12,43%), заседания и субботники (11,61%), иногда мероприятия (5,65%), смотрим телевизор (8,76%), занимаемся чтением (8,03%), организовано изучение компьютера (7,54%), организуется дополнительные занятия (4,52%) и т.д. Также есть
235
НОМАИ ДОНИШГОХ» УЧЁНЫЕ ЗАПИСКИ» SCIENTIFIC NOTES» № 3(44) 2015
такие ответы, как: «Свободного времени у студентов не существует», а 15,48% студентов не ответили на этот вопрос.
Между тем они же отмечают, что организаторами социокультурной деятельности могли быть они сами, кураторы групп и наставники общежития. Особенно отмечают необходимость повышения активности студенческого самоуправления. Они выражают желание активно участвовать в организации целенаправленного досуга. Это похвально. Необходима поддержка.
Явно чувствуется естественная потребность студентов к самоорганизации, активизации самостоятельной творческой деятельности в культурно-массовой сфере. Поэтому необходимо создавать благоприятную творческую атмосферу по организации самостоятельной деятельности самих студентов в сфере свободного времени, которая может превратить их в субъект собственной и общественной жизни. Хотелось бы особо подчеркнуть, что 64% респондентов считают, что они готовы принять участие в самоуправлении жизни студентов в общежитии, не готовы - 22 %, не определились со своей позицией 14 % опрошенных.
Нас интересовало также мнение студентов об участии их кураторов в организации досуга студентов и проведении воспитательной работы в общежитии. С этой целью мы задали вопрос: «Какие мероприятия организовали и провели ваши кураторы?». Были получены следующие ответы: мероприятия посвященные праздникам (4,72%), мероприятия, посвященные историческим датам (5,16%), заседания об этике поведения девушек и наставления (11,61%), проводят встречи (7,74%), беседа на темы: «Хизб -ут - Тахрир» и последствия его деятельности», «Здоровая семья -основная ячейка общества» (9,03%) и др. 23,23% студентов отметили, что они никогда ни видели своих кураторов в общежитии. Анализ данных, касающихся деятельности кураторов в общежитии, показывает, что они не так активно участвуют в организации досуга и проведении воспитательных мероприятий в общежитии, между тем многие студенты предлагали, чтобы их кураторы участвовали в процессе организации и проведения разнообразных мероприятий.
Согласно ответам студентов на анкетные вопросы положительно оценивается участие представителей профессорско-преподавательского состава факультетов. Ими систематически проводятся индивидуальные и групповые мероприятия, такие как: День знаний, День независимости, День Рудаки, 600-летие А. Джами, День Руми, День учителя, встречи со ветеранами войны и труда, День государственного языка, встречи с знаменитыми и интересными людьми нашего города, проведение конкурса ручных поделок студентов, День Конституции Республики Таджикистан, смотр и обсуждение кинофильмов, посвященных жизни студентов, организация посещений в театр и музеи города, День национального знамени, День национальной армии, Праздник нового года, День матери, Праздник Навруз, привлечение студентов к выпуску стенных газет и устных журналов, День Победы, День молодежи, День Национального примирения.
Нас интересовал психологический климат в общежитии, характер взаимоотношений студентов, проживающих в общественном доме. На вопрос: «Каковы взаимоотношения проживающих студентов между собой?» были получены следующие ответы: очень хорошие, дружелюбные - 29,35%, хорошие - 55,48%, не так хорошие, не знаю, почему они друг друга не понимают - 4,52%, не так уж плохие - 3,87%, мне кажется, хорошие - 5,6%, и хорошо и плохо -7,74%, разное бывает - 5,16%, а 3,23% вообще не ответили.
На вопрос «Наблюдаются ли элементы насилия по отношению отдельных людей?» были получены следующие ответы: нет, не наблюдаются, без комментариев - 61,94% студентов, не наблюдается, все знают свои обязанности - 6,45%, никогда - 9,68%, наблюдаются укор со стороны руководства общежития - 4,52% и не ответили более 15 % опрошенных.
Как показал анализ результатов опроса, круг интересов студентов очень широк, что подтверждают полученные ответы опрошенных на вопрос «Какие вопросы интересуют вас, на какие темы вы хотели бы получить достоверную информацию?». Студенты, участвовавшие в опросе, интересуются следующими вопросами: общие вопросы обучения и воспитания интересует - 32,58% опрошенных, просвещенность - 16,6%, человековедение - 18,5%, вопросы психологии личности - 14,43%, семья, создание здорового климата в семье - 26,54%, работа на компьютере и изучение иностранного языка - 23,32%, права и обязанности студентов - 24,43%, предупреждение и предотвращение различных болезней - 14,32%, этика поведения жениха и невесты в семейных отношениях - 34,45%, уважительное отношение между людьми - 43,34%, жизнь и поведение студентов - 35,44%, жизнь и поведение преподавателей - 11,22%, толерантность - 14,32%, значение знаний и грамотности в жизни людей - 11,22% и не ответили - 13,21% .
На вопросы: Хотели бы получать информацию о семье, семейных отношениях, об этике поведения и здоровом образе жизни? Что вы могли бы предложить по этому вопросу? Были получены следующие ответы: обязательно - 34,19%, да, очень хочет, но только желает
236
НОМАИ ДОНИШГОҲ» УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ» SCIENTIFIC NOTES»
№ 3(44) 2015
конкретности и полезности информации - 7,74%, да - 27,10%, да, почему бы нет, ведь семейная жизнь очень длинна, в ней могут быть разные ситуации - 19,35%, не хочу - 5,16% и не ответили -10,97% опрошенных студентов. Студенты высказали разнообразные предложения по поводу совершенствования работы в общежитии. Можно особо отметить следующие их предложения:
» необходимо создавать социально-психологическую службу в общежитии;
» привлекать самих студентов в планирование, организацию и проведение мероприятий, организуемых в общежитии;
» необходимо организовать физкультурно-оздоровительную работу со студентами, проживающими в общежитии (создать комнаты и залы здоровья);
» систематически организовывать встречи, беседы и круглые столы со специалистами: психологами, социальными и медицинскими работниками;
» организовать встречи с интересными и знаменитыми людьми, специалистами различных отраслей и служб.
Проведенное исследование позволило определить реальное состояние воспитательной работы в общежитии и отношения самих студентов к проводимым мероприятиям. По итогам диагностического изучения состояния воспитательной работы в общежитии ХГУ имени академика Б. Гафурова можно сделать следующие выводы:
» уровень организации досуговой деятельности студентов, проживающих в общежитии, не очень высок, и необходимо совершенствовать формы, методы и средства организации свободного времени студентов;
» активизировать деятельность кураторов в оказании методической помощи студентам в организации свободного времени;
» достаточно активно участвуют представители руководства факультетов и отдельные преподаватели в организации досуговой и внеучебной деятельности студентов в общежитии;
Совершенствование системы воспитательной работы в студенческом общежитии, возможны при условии реализации следующих мер:
» необходимо безотлагательно решить организационные вопросы досуговой деятельности в соответствии с современными ценностными ориентациями студенческой молодежи, проживающей в общежитии, с учётом их интересов и потребностей:
» создать кружки по интересам, способствующие формированию у студентов практических умений и навыков, необходимых в быту и семейной жизни;
» организовать студенческую биржу труда, с целью оказания помощи студентам в обеспечении вторичной занятости и в поддержке их материальной обеспеченности;
» при помощи и поддержке руководства университета и общежития, и с активным участием студенческого совета организовать кабинет или зал для организации физкультурнооздоровительных мероприятий;
» систематически организовывать и проводить с активным привлечением самих студентов викторины, дискотеки, диспуты;
» систематически для студентов каждого курса в отдельности проводить конкурсы педагогического мастерства: «Здравствуй, учитель!», «Первые шаги к мастерству», «Этапы педагогического мастерства», «К вершинам мастерства», «Мастерству нет предела» и т.д.
» активизировать деятельность студенческого совета общежития, расширив его состав активными студентами с каждого курса. Активно включить их к планированию, методической разработке и проведению воспитательных, культурно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий;
» для улучшения хозяйственно-бытовых условий активно привлекать самих студентов, широко используя возможности их материального и морального стимулирования.
В заключении можно констатировать, что эффективность воспитательной работы в общежитии напрямую зависит от целесообразно созданной педагогически воспитывающей среды. Она включает в себя благоприятные условия для самостоятельных и дополнительных занятий, вовлечение их в организацию и проведение всех воспитательных, культурно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий и в научно-исследовательскую деятельность. Только комплексно организованная воспитательная работа с активным участием всех заинтересованных сторон, руководства университета, педагогического коллектива, студенческого самоуправления и прежде всего самих студентов может стать эффективным фактором профессионального становления будущего специалиста в условиях прожевания в общественном доме.
237
НОМАИ ДОНИШГОХ» УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ» SCIENTIFIC NOTES»
№ 3(44)2015
ЛИТЕРАТУРА:
1. Воронов, В.В. Технология воспитания. / В.В.Воронов. - М.: Школьная пресса, 2000. - 96 с.
2. Ингенкамп, К. Педагогическая диагностика. / К.Ингенгамп - М., 1991. - 240 с.
3. Кун, М. Методика «Кто Я?» (модификация Т.В.Румянцевой) / Т. Макпартленд, Т.В. Румянцева. М. Кун. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре. -СПб., 2006. - С. 82-103.
4. Педагогика профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г. Пашков. Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2004. - 368 с.
5. Трушников, Д.Ю. Воспитание в студенческом общежитии: монография. /Д.Ю.Трушников. -Тюмень: Тюм. ГНГУ, 2006. - 104 с.
6. Шарифзода, Ф. Актуальные проблемы современной педагогики: в 2-в книгах / Ф. Шарифзода. -Душанбе, 2009. - 459 с.; 2010.- 197 с.
REFERENCES:
1. Voronov, V.V. Technology of the upbringing / V.V.Voronov. - M.: School press, 2000. - 96 p.
2. Ingenkamp, K. Pedagogical diagnostic. /R.Ingenkamp. - M., 1991. - 240 p.
3. Kun, M., The Methods "Who I?” (the modification T.V.Rumyanceva / T.Makpartlend, T.V.Rumyanceva, M. Kun / The Psychological consultancy: diagnostics of the relations in pare. -SPB., 2006. - Р. 82 - 103.
4. Pedagogika vocational training: Educational allowance for stud. high ped. institutions / E.P. Belozercev, A.D. Goneev, A.G. The Ploughed field and others; Under edition. V.A. Slastenin. - M.: Academy, 2004. - 368 p.
5. Trushnikov, D.Y. Education in student dormitory: monografiya. /D.Y.Trushnikov . - Tymen: Tymen. GNGU, 2006. - 104 p.
6. Sharifzoda, F. Actual problems modern pedagogic: In 2 books /F.Sharifzoda. - Dushanbe: 2009 - 459 p.; 2010 - 197 p.
Диагностическое изучение состояния воспитательной работы в общежитии студентов
Ключевые слова: диагностическое изучение, воспитание студентов, воспитывающая среда, социализация личности студента, студенческое общежитие, студенческое самоуправление, свободное время.
Диагностика морально-психологического климата воспитательной среды общежития способствует систематическому и последовательному изучению состояния воспитательной работы. Однако в научной литературе не достаточно исследований, посвященных комплексному изучению уровня воспитанности студентов. В статье определена сущность функций общежития как воспитательного социума: социально-бытовая, социально-педагогическая, коммуникативная и образовательная, доказана необходимость диагностического изучения уровня воспитанности студентов и состояния воспитательной работы в общежитии.
Анализированы диагностическая деятельность педагогов и свободное время студентов. Выявлены педагогические возможности студенческого общежития как воспитательного социума. Разработана методика диагностического изучения уровня воспитанности студентов и состояния воспитательной работы. Описана логическая последовательность использования батареи диагностических методик, а также приведен анализ его количественных и качественных результатов.
Доказано, что применение батареи диагностических методик способствовает получению всесторонней и достоверной информации об уровне воспитанности студентов и состояния воспитательной работы в условиях общежития, что подтверждает эффективность предлагаемой методики, которая может быть рекомендована для применения в различных воспитательных социумах.
Результаты исследования расширяют знания о социальных функциях и воспитательном потенциале студенческого общежития, особенностях применения батареи диагностических методик по комплексному изучению уровня воспитанности студентов и состояния воспитательной работы в общественном доме будущих специалистов.
238
НОМАИ ДОНИШГОҲ» УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ» SCIENTIFIC NOTES»
№ 3(44) 2015
Diagnostic study of the condition educational work in hostel students
Keywords: diagnostic studies, education student, bring up ambience, socialization to personalities of the student, student dormitory, student home rule, free time.
The Diagnostics morally-psychological climate upbringing ambiences of the dormitory promotes systematic and consequent study of the condition upbringing work. However in scientific literature not it is enough studies, denoted complex study level to breeding student. In given article is determined essence function dormitories as upbringing socium: social-home, social-pedagogical, communication and education, is proved need of the diagnostic study level to breeding student and conditions upbringing work in dormitory.
In given study, first, are analyses diagnostic activity teacher and free time student, are revealed pedagogical possibilities of the student dormitory as upbringing socium’s, secondly, is designed methods of the diagnostic study level to breeding student and conditions upbringing work, thirdly, is described logical sequence of the use to batteries of the diagnostic methods, as well as is brought analysis his (its) quantitative and qualitative result.
The Study has proved; proven that using to batteries of the diagnostic methods promoted the reception all-round and reliable information on level of breeding student and conditions upbringing work in condition of the dormitory that confirms efficiency of the proposed methods, which can be recommended for using in different upbringing socium’s.
The Results of the study increase the knowledge about social function and upbringing potential student dormitory, particularity of the using to batteries of the diagnostic methods on complex study level to breeding student and conditions upbringing work in public house future specialist.
Сведения об авторе:
Тошева Холбиби Бободжоновна, старший преподаватель кафедры общей педагогики Худжандского государственного университета имени академика Б.Г. Гафурова (Республика Таджикистан, г. Худжанд), E-mail: [email protected]
Information about the author:
Tosheva Kholbibi Bobojonovna, senior teacher of the Department pedagogic Khujand State University named after academician B. G. Gafurov (Republic of Tajikistan, Khujand), E-mail: tohsova1962@mail. ru
239