ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ОБЩЕЖИТИИ Любин А.В. Email: Lyubin651@scientifictext.ru
Любин Антон Викторович - кандидат медицинских наук, доцент, старший преподаватель,
кафедра анатомии, Читинская государственная медицинская академия, куратор, общежитие № 3, г. Чита
Аннотация: в статье представлена практика воспитательной работы, реализуемой в студенческом общежитии Читинской государственной медицинской академии. Автором рассмотрены основные направления в рамках внеучебной деятельности с обучающимися, проживающими в общежитии. Показана роль студенческого самоуправления, описываются проводимые творческие и профилактические мероприятия, анализируется обратная связь, оценивается эффективность работы и социально-психологический климат. Учитывая специфику обучения в медицинских вузах, воспитательная работа, реализуемая на уровне общежития, является важнейшей составляющей учебно-воспитательного процесса академии.
Ключевые слова: общежитие, воспитательная работа, студенческое самоуправление.
EDUCATIONAL PROCESS IN A HOSTEL Lyubin A.V.
Lyubin Anton Vicktorovich - PhD in Medicine, Associate Professor, Assistant Professor, DEPARTMENT OF ANATOMY, CHITA STATE MEDICAL ACADEMY, Curator, HOSTEL № 3 CHITA
Abstract: the article analyzes experience in education work in the university accommodation in Chita State Medical Academy. The author deals with core directions in extra-curricular activities of the students living in the hostel. The role of student government is presented, creative actions and preventive measures are under review, feedback is taken into consideration, education work efficiency and is measured, as well as assess in socio-psychological climate. Taking into consideration specific character of training in medical schools, educational work, conducted in hostels, is a key element of educational process in Academy. Keywords: hostel, education work, student government.
УДК 378.187
В условиях ФГОС ВО использование потенциала воспитательной работы является существенным ресурсом повышения качества профессионального образования, важным фактором профессионального и личностного становления будущего специалиста. Учитывая специфику обучения в медицинских вузах, эффективность воспитательной работы по развитию нравственной культуры у студентов во многом обеспечивается усилением воспитательного потенциала внеаудиторной работы. В этой связи, особая роль в комплексе воспитательной работы, проводимой со студентами во внеучебное время, отводится общежитиям [1, с. 158].
В Читинской государственной медицинской академии воспитательная работа в общежитии является составной частью учебно-воспитательной деятельности академии и осуществляется под руководством проректора по УВР, деканов факультетов, зам. деканов по ВР, кураторов и комендантов общежитий, а так же органов студенческого самоуправления. Фактическое начало учебно-воспитательного взаимодействия с обучающимся происходит при поступлении в вуз, затем на организационном собрании с первокурсниками и при заселении в общежитие, где студент, попадая в непривычную для него среду общежития, знакомится с правилами внутреннего распорядка, проходит процедуру инструктажа, заключает договор на проживание. Для всей категории первокурсников процесс вузовской адаптации подразумевает решение задач, обусловленных учебной деятельностью, а для проживающих в общежитии, это еще и вопросы, связанные с новыми для них бытовыми и социальными условиями. В связи с этим в воспитательной работе общежития неоценимую роль играют органы студенческого самоуправления, в частности студенческий совет общежития. Деятельность последнего разнообразна, и направлена не только на помощь в адаптации и формировании правильных бытовых навыков, но и на широкое привлечение студентов к разработке, организации и проведению общественно-полезных мероприятий, на создание благоприятных условий для проживания, отдыха и самостоятельной работы студентов. Совет непосредственно подчиняется куратору общежития, который координирует деятельность старост общежития и этажей [6, с. 58].
В непосредственные полномочия совета общежития входит: реализация запланированных мероприятий на месяц, квартал, учебный год; проведение инструктажей; информирование жильцов о правилах проживания и мониторинг за соблюдением внутреннего распорядка; контроль за студентами с девиантным поведением; организация дежурств и мониторинг динамики проживающих на этаже; проведение генеральных уборок и субботников; организация культурно-массовых, физкультурно-оздоровительных мероприятий; информирование проживающих о предстоящих событиях и др. На своих заседаниях совет обсуждает вопросы организации быта и досуга, анализирует соблюдение учащимися правил проживания, заслушивает отчеты ответственных за сектора, старост этажей, рассматривает обращения, поощряет и наказывает проживающих [6, с. 59].
Важнейшим направлением проводимой работы является профилактика правонарушений среди студентов в условиях общежития. В данном вопросе свою эффективность доказали совместные рейды представителей администрации академии и студсовета общежития. В частности, представители деканата факультета ежеквартально проводят в общежитии контрольные посещения. При этом анализируются санитарно-гигиенические условия в жилых комнатах, коммунальная благоустроенность, оценивается соблюдение правил пожарной безопасности. В процессе доверительной беседы студенты высказывают свое мнение относительно проживания в общежитии, обсуждаются проблемы студенческой жизни, озвучиваются предложения по оптимизации работы общежития.
Формирование культуры молодого специалиста тесно связано со сферой досуга. Для этого в академии работают различные творческие коллективы, спортивный клуб, центр психологической помощи и т.д. [3, с. 180]. Непосредственно в общежитии творческих мероприятий проводится меньше, и это правильно, ведь здесь перед нами стоят иные задачи. Традиционно проводимыми в общежитии мероприятиями являются: празднование Нового года, Дня Татьяны и Дня студента, проведение праздника «День всех влюбленных» и т.д. Но, самым ярким, по мнению студентов, и масштабным по количеству участников является ежегодный конкурс «Лучшее общежитие ЧГМА» [2, с. 45], в котором наше общежитие, в условиях серьезной конкуренции, четыре раза подряд становилось победителем.
Для успешной работы с учащимися, проживающими в общежитии, обязательным является установление обратной связи, что позволяет оптимально организовывать воспитательный процесс. С этими целями нами периодически проводятся исследования уровня удовлетворенности условиями проживания и оценки социально-психологического климата в общежитии [5, с. 139], по результатам которого установлено, что в целом студенты довольны проживанием в общежитии № 3 ЧГМА. В то же время, данный мониторинг позволил обозначить направления работы, нуждающиеся во внимании со стороны администрации [4, с. 149].
На современном этапе идет активный поиск новых эффективных форм воспитательной работы, проведения внеучебных мероприятий и организации досуга молодежи. На наш взгляд перспективными направлениями является проведение обучения актива всех общежитий академии, развитие волонтерской деятельности и участие в межвузовских мероприятиях.
Список литературы /References
1. Любин А.В. Воспитательная работа в общежитии медицинского вуза // Преподаватель XXI век, 2017. № 4. Ч. 2. С. 157-164.
2. Любин А.В. Воспитательная работа в студенческом общежитии // История и педагогика естествознания, 2017. № 1. С. 44-46.
3. Любин А.В. Деятельность куратора учебной группы в медицинском вузе // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки, 2016. № 4 (255). С. 176-183.
4. Любин А.В. Социально-психологический климат студенческого общежития // Вестник Кыргызско-Российского славянского университета, 2016. Т. 16. № 8. С. 146-149.
5. Любин А.В. Удовлетворенность условиями проживания в общежитии // Известия высших учебных заведений. Серия: Гуманитарные науки, 2016. Т. 6. № 2. С. 136-139.
6. Любин А.В., Долина А.Б. Самоуправление студенческого общежития // Alma mater (Вестник высшей школы), 2015. № 6. С. 57-62.