УДК 796.071.5
ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОБЩЕЖИТИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
А.И. Ушников - кандидат педагогических наук, доцент И.Н. Тимошина - доктор педагогических наук, профессор Ульяновский государственный педагогический университет
имени И.Н. Ульянова Ульяновск
ORGANIZATION AND CONTENT OF FITNESS WORK IN PEDAGOGICAL
UNIVERSITY'S DORMITORY
A.I. Ushnikov - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor I.N. Timoshina - Doctor of Education, Professor Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov
Ulyanovsk
Ключевые слова: программа, студенты, спортивно-оздоровительная работа в общежитии, педагогические аспекты, мотивация и интерес, внеучебное время, анкетирование, критерии эффективности.
Аннотация. Разделы разработанной нами программы спортивно-оздоровительной работы в общежитии включают в себя: организационно-управленческую деятельность; агитационно-пропагандистскую деятельность; волонтёрскую деятельность; тренировочно-спортивную деятельность; аналитическую деятельность. Предложенные в ходе нашего исследования критерии могут быть использованы для оценки состояния физкультурно-оздоровительной и спортивной работы со студентами общежитий вуза, позволят повысить уровень их двигательной активности, а также дадут возможность определить направления интеграции воспитательной и спортивно-оздоровительной деятельности в программах университета в области молодёжной политики.
Key words: program, fitness work in dormitory, pedagogical aspects, motivation and interest, leisure time, questionnaire, effectiveness criteria
Summary. Sections of the developed by us program of sports and recreation activities in the dormitory include: organizational and administrative activities; agitation-propagandistic activity; volunteering, sports training activity, analytical work. Criteria proposed in our study can be used to assess the state of physical culture and sports activities with the students of university's dormitory, it allows to increase level of their physical activity, as well as gives us the possibility to determine the direction of educational, sporting and recreational activities' integration in the universities in the field of youth policy .
ВВЕДЕНИЕ
Социально-экономические и политические преобразования современной России создают условия для формирования физкультурно-спортивной активности молодежи путем предоставления каждому занимающемуся свободы выбора видов, средств и форм организации собственной физкультурной активности, учета индивидуальных характеристик, морфофункциональных особенностей и социально-психологических факторов, его ценностей, интересов и потребностей. Мощным стимулом физкультурно-спортивной
активности студентов выступает воспитательно-оздоровительный потенциал физической культуры и спорта [1, 3].
Воспитание студентов в вузе традиционно строится на основе органического единства учебного и воспитательного процесса. Вместе с тем необходимым и правомерным является его разделение на следующие направления - воспитание в процессе обучения и воспитание во внеучебное время. Каждому из этих направлений свойственны специфические задачи, средства, функции и содержание. При этом необходимо учитывать, что подготовка будущего учителя в вузе отличается от подготовки специалистов, например, для гражданской авиации, министерства внутренних дел и др. В то же время имеются общие моменты, определяющие важность комплекса профессиональных знаний и навыков. Ими являются профессиональные и социальные качества личности: коммуникативные, организаторские, рефлекторно-аналитические и другие, а также уровень развития общей культуры личности будущего специалиста. Именно социальные качества в большей мере формируются в условиях среды постоянного проживания, в частности в общежитии вуза [2].
В общежитии Ульяновского государственного педагогического университета проживает более 1200 студентов, в основном из сельской местности, которые нуждаются в гармоничном развитии и целенаправленном воспитательном процессе. Вуз формирует направления воспитательной работы и ставит конкретные задачи, определяемые личностными, общественными потребностями в разных сферах жизни, в решение которых включаются студенты, проживающие в общежитии. Значительное место в воспитательной работе со студенческой молодёжью, на наш взгляд, должно отводиться физкультурно-оздоровительным мероприятиям во внеучебное время.
Цель нашего исследования - разработать программу спортивно-оздоровительной работы в общежитии на основе выявленных педагогических аспектов, повышающих мотивации и интерес студентов к физкультурной деятельности во внеучебное время.
Задачи:
- исследовать отношение студентов, проживающих в общежитии, к физкультурно-оздоровительной деятельности в вузе на различных этапах обучения;
- определить основные аспекты спортивно-оздоровительной работы со студенческой молодёжью в общежитии вуза;
- разработать и реализовать программу спортивно-оздоровительной работы в общежитии Ульяновского государственного педагогического университета.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В реализации программы по спортивно-оздоровительной работе в течение 2-х лет приняли участие более 500 студентов, проживающих в общежитии Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н. Ульянова г. Ульяновска.
На первом этапе нашего исследования было анонимно проанкетировано 200 студентов 9 факультетов, в том числе 64 студента 1 курса, 66 - 2 курса и 70 студентов 3 курса (100 юношей и 100 девушек).
На втором этапе исследования разработана и внедрена в воспитательный процесс студентов, проживающих в общежитии, программа спортивно-оздоровительной работы.
На третьем этапе определены критерии эффективности воспитательной и спортивно-оздоровительной работы со студентами во время внеучебной деятельности; разработано и опубликовано методическое пособие в помощь кураторам студенческого общежития «Организация воспитательной работы со студентами в процессе физкультурно-оздоровительных мероприятий в условиях общежития» (Ушников А.И. с соавторами. Ульяновск: УлГПУ им. И.Н. Ульянова, 2011. 83 с).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Массовое обследование студентов университета показало, что по данным физического
развития, телосложению, функциональной и физической подготовленности студенты 1 курса соответствуют популяционному стандарту, а к моменту окончания вуза эти показатели, как и другие, ухудшаются. К 4 курсу обучения показатели, характеризующие силовую подготовленность, улучшаются в целом на 14%, а выносливость ухудшается на 15%, скоростные качества - на 9%. Одной из причин данного положения может быть недостаточная эффективность процесса физического воспитания на старших курсах вуза.
Материалы анкетного опроса показали, что 39% студентов отмечают большую усталость к концу недели, что объясняется слабой физической подготовленностью и является следствием низкой двигательной активности. Студенты отмечали недостаточный уровень развития таких физических качеств, как выносливость, сила и гибкость.
После обработки анкетных данных мы получили следующие результаты: на вопрос о достаточности двигательного режима для нормальной жизнедеятельности и сохранения здоровья 61,3% опрошенных студентов (55,9% юношей и 63,3% девушек) ответили удовлетворительно; 21,3% (22,4% юношей и 29,7% девушек) затруднились ответить; 17,4% (14,5% юношей и 18,9% девушек) готовы признать факт недостаточности собственного двигательного режима. В отрицательной оценке собственного двигательного режима в структуре жизнедеятельности студентов и его влияния на сохранение здоровья в большей мере проглядывается динамика по курсам: 14,3% первокурсников, 17,2% второкурсников и 21,6% третьекурсников считают свой двигательный режим недостаточным.
Следует отметить, что в структуре заболеваемости студентов по данным обращаемости в студенческую поликлинику, преобладают заболевания органов дыхания -54,7% и заболевания желудочно-кишечного тракта - 16,3%.
Одним из факторов, влияющих на здоровье студентов, являются учебные нагрузки. По оценкам самих студентов, 40% полностью не удовлетворены учебными нагрузками и расписанием. Многие считают, что нагрузки большие и неравномерные, иногда два сложных предмета преподаются в один день. Утомляют также 2-3 лекции подряд, отсутствие перерывов на лекциях.
Отношение студентов к физкультурно-оздоровительной деятельности во многом определяется характером интересов и мотиваций. Более того, уровень сформированности интересов и мотивов выступает как один из ведущих показателей личностной физической культуры студентов. Проявление интереса вызывает желание действовать, формирует мотивы поведения и потребность реализовать их на практике.
Результаты данного исследования показывают, что лишь 36,4% студентов (35,3% юношей и 37,4% девушек) считают занятия физической культурой необходимыми для своей будущей профессиональной деятельности. Это далеко не высокий уровень оценки социальной значимости физической культуры для личностного физического, интеллектуального и духовного развития и совершенствования. Относительно большое число студентов (34,2%) не уверено в значимости спортивно-оздоровительной деятельности для формирования личности, 17,5% студентов - не знают, является ли физическое воспитание необходимым элементом профессиональной подготовки.
Следует отметить достаточно высокую заинтересованность студентов в систематических занятиях физической культурой в оздоровительных целях. Из полученных данных видно, что 84,7% опрошенных студентов (80,5% юношей и 88,1% девушек) подтверждают желание заниматься физическими упражнениями в оздоровительных целях; 15,3% студентов (19,5% юношей и 11,9% девушек) - не заинтересованы в использовании физкультурной деятельности для собственного оздоровления.
Проведенное нами исследование мотиваций, интересов, запросов молодых людей, проживающих в общежитии, показало, что наибольший интерес в свободное от учебы время студенты проявляют к игровым видам физических упражнений: бадминтону (32%), футболу (25%), настольному теннису (15%), волейболу (12%), баскетболу (10%), подвижным играм (4%) и другим играм (2%). Почти 100% опрошенных считают, что процесс спортивно-
оздоровительной внеучебной деятельности в общежитии должен быть плановым и с участием специалистов в области физической культуры и спорта. Следовательно, значительная роль в воспитательной работе должна отводиться деятельности спортивного клуба при общежитии и кафедре физического воспитания вуза.
Полученные результаты позволяют сделать вывод - повышение эффективности спортивно-оздоровительной работы со студенческой молодежью во внеучебное время возможно путем использования педагогических аспектов, среди которых можно отметить следующие:
- наличие спортивных сооружений на территории общежития;
- профессионализм и творчество руководителей спортивно-оздоровительной работы;
- планирование и реализация спортивно-массовых мероприятий;
- использование современных оздоровительных технологий;
- интеграция всех звеньев системы воспитательной работы в вузе.
Данные педагогические аспекты могут явиться решающим фактором преобразования ценностных ориентаций молодежи и ее менталитета. При этом, однако, нужно помнить о необходимости разумной достаточности физических нагрузок в организации психолого-педагогического воздействия и их строгой сбалансированности с индивидуальными способностями, мотивацией и уровнем здоровья занимающихся.
На основе данных анкетирования, выявленных педагогических аспектах, анализа литературы и опыта работы преподавателей кафедры физического воспитания университета была разработана программа спортивно-оздоровительной работы в общежитии, которая учитывала следующие факторы:
- эффективность спортивно-оздоровительной работы в общежитии в значительной мере определяется отношением к ней самих студентов, направленностью их физкультурных интересов, запросов, потребностей;
- уровень сформированности интереса студенческой молодежи к занятиям физической культурой во многом определяется возможностями выбора вида спорта и других форм ее организации;
- физкультурно-оздоровительная деятельность вуза, направленная на студентов, проживающих в общежитии, должна состоять в обеспечении их всеми аспектами знаний о жизнедеятельности человека и здоровом образе жизни, а также в овладении студентами всем арсеналом практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование его психофизических способностей и социально значимых качеств личности;
- стабильность и четкость работы всех звеньев системы воспитательной работы в вузе; массовость, результативность и качество участия студентов в различных факультетских и университетских мероприятиях, конкурсах, соревнованиях, спортивных праздниках, творческих вечерах, фестивалях; инициативность студентов, самостоятельный поиск новых форм занятий физической культурой и спортом - необходимые значимые критерии эффективности спортивно-оздоровительной работы в общежитии, которые позволят комплексно оценить результативность внеучебной физкультурной деятельности в вузе;
- совместная плановая деятельность администрации вуза, деканатов факультетов, спортивного клуба, специалистов кафедры физического воспитания и общественности университета в организации спортивно-оздоровительной работы в общежитии способствует формированию физической и общей культуры личности студенческой молодежи.
Разделы программы спортивно-оздоровительной работы в общежитии включают в себя: организационно-управленческую деятельность; агитационно-пропагандистскую деятельность; волонтёрскую деятельность; тренировочно-спортивную деятельность; аналитическую деятельность.
Формы организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в программе подразделяются на следующие:
- систематические тренировочные занятия по различным видам спорта;
- регулярные физкультурно-массовые мероприятия и соревнования;
- разовые спортивно-массовые праздники в выходные дни;
- эпизодически проводимые спортивные и подвижные игры, развлечения;
- индивидуальные занятия по оздоровительным технологиям;
- семинары по организации, судейству и правилам соревнований;
- творческие конкурсы по физкультурно-оздоровительной работе и др.
Также нами выделяются наиболее значимые критерии эффективности воспитательной и спортивно-оздоровительной работы со студентами в ходе внеучебной деятельности, которые позволят комплексно оценить результативность реализуемой программы:
1) наличие взаимодействия администрации вуза, деканатов факультетов, спортивного клуба, специалистов кафедры физического воспитания и общественности университета;
2) интеграция воспитательной и спортивно-оздоровительной деятельности в программах университета в области молодёжной политики;
3) материально-техническое обеспечение плановых мероприятий;
4) наличие инструкторов спортивно-оздоровительной работы в спортивных сооружениях на территории общежития;
5) выполнение запланированных мероприятий, соревнований и праздников;
6) наличие незапланированных спортивно-оздоровительных мероприятий;
7) разнообразие видов спорта удовлетворяющих потребностям студентов;
8) отсутствие претензий проживающих в общежитии к качеству проведения спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий;
9) увеличение массовости мероприятий, соревнований, праздников;
10) увеличение количества студентов самостоятельно занимающихся различными видами спортивной и оздоровительной деятельности;
11) увеличение количества волонтёров для организации и судейства соревнований, спортивных праздников и др.;
12) уменьшение случаев заболеваемости студентов, проживающих в общежитии, ОРЗ и ОРВИ,.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Предложенные в ходе нашего исследования критерии могут быть использованы для оценки состояния физкультурно-оздоровительной и спортивной работы со студентами общежитий вуза, позволят повысить уровень их двигательной активности, а также дают возможность определить направления интеграции воспитательной и спортивно-оздоровительной деятельности в программах университета в области молодёжной политики.
В процессе реализации разработанной программы спортивно-оздоровительной работы в общежитии Ульяновского государственного педагогического университета в течение двух лет можно отметить положительную результативность в 9 из 12 предложенных критериев; увеличение количества студентов, принимающих участие в различных мероприятиях и соревнованиях во внеучебное время в течение года, более чем на 100% (с 220 человек до 500); уменьшение случаев заболеваемости - на 12%. Это доказывает эффективность и необходимость дальнейшей реализации разработанной программы в общежитии вуза.
Для создания поля информативности педагогических воздействий на студентов, проживающих в общежитии, необходимо включать в план программы воспитательной и спортивно-оздоровительной работы:
- диагностику адаптации и самоопределения студентов в условиях общежития;
- мониторинг интересов и потребностей студентов в физической активности;
- создание благоприятных условий для саморазвития и самореализации студента;
- анализ эффективности внеучебной воспитательной работы и её корректировку.
Литература
1. Акчурин, Б.Г. Физкультурная деятельность как форма воспроизводства духовного и социального здоровья / Б.Г. Акчурин // Теория и практика физической культуры. - 2009. - № 12. - С. 13-16.
2. Лубышева, Л.И. Социология физической культуры и спорта / Л.И. Лубышева. - М. : Академия, 2004. - 240 с.
3. Оздоровительная физическая культура : учебник для студентов вузов / А.Г. Фурманов, М Б. Юспа. - Мн. : Тесей, 2003. - 528 с.
Literature
1. Akchurin, B.G. Sports activity as a form of spiritual and social health reproduction / B.G. Akchurin // Theory and Practice of Physical Culture. - 2009. - No. 12. - P. 13-16.
2. Lubysheva, L.I. Sociology of physical culture and sport / L.I. Lubysheva. - M. : Academiya, 2004. - 240 p.
3. Health-improving physical culture : textbook for university students / A.G. Phurmanov, M B. Yuspa. - Mn. : Tesey, 2003. - 528 p.
Статья поступила в редакцию 29.08.2011 г.