УДК 378.187 ББК 74.58
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ОБЩЕЖИТИИ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
I А.В. Любин
Аннотация. В статье обобщается практический опыт социально-культурного развития студентов медицинской академии, проживающих в общежитии. Предложены педагогические условия осуществления воспитательной работы, раскрываются основные подходы и принципы внеучебной деятельности студентов, описаны формы и результаты проводимых воспитательных мероприятий. Уделяется внимание организации работы органов студенческого самоуправления, анализируется удовлетворенность учащихся условиями проживания, оценивается социально-психологических климат в общежитии. Автор рассматривает вопросы профилактики девиантного поведения, трудности, с которыми сталкивается куратор в процессе своей работы. Показана роль администрации, органов самоуправления в вопросах адаптации и социализации студентов к проживанию в общежитии. Учитывая специфику обучения в медицинских вузах, воспитательная работа, реализуемая на уровне общежития, является важнейшей составляющей учебно-воспитательного процесса академии.
Ключевые слова: медицинское образование, студент, общежитие, воспитательная работа, внеучебная деятельность, студенческое самоуправление.
157
EDUCATIONAL WORK IN MEDICAL UNIVERSITY DORMITORY I A.V. Lyubin
Abstract. Experiences of socio-cultural development of Medical University students living in a hostel are under review. Some pedagogical conditions of conducting educational activity are proposed, the main approaches and principles of students' extracurricular activities are shown, the forms and the results of educational activities are described. Much attention is paid to the organization of student self-government, analytic investigation in students' satisfaction in their living conditions as well as assess in socio-psycho-logical climate in the dormitory. The author examines the issues of prevention from deviant behavior, the challenges that the curator faces in his work. The role of administration, self-governing bodies in students' adaptation
and socialization in the dormitory is under review. Taking into consideration specific character of training in medical schools, educational work, conducted in hostels, is a key element of educational process in Academy.
Keywords: medical education, hostel, a student, upbringing work, after study activity, student self-government.
Фундаментальной основой подготовки квалифицированного и конкурентоспособного выпускника медицинского вуза является становление гармонично развитой личности. Этот процесс обеспечивается усилиями всех форм вузовской деятельности — учебной, научно-исследовательской, инновационной, медицинской, воспитательной [1, с. 83].
Высшее медицинское образование имеет ряд особенностей, отличающих его от образования в других учебных заведениях. Пожалуй, самым значительным отличием является трудность обучения. Данные свидетельствуют о том, что учебная нагрузка студентов-медиков в среднем в 2 раза превышает нагрузку их сверстников из технических вузов [2, 158 с. 3]. Учебный процесс в медицинском вузе требует значительного времени на ежедневную подготовку к занятиям, и учащиеся к этому готовы. Это, безусловно, положительный момент в формировании специалиста. Но вместе с тем, это накладывает весомые ограничения на пути к формированию гражданских, управленческих и коммуникативных компетенций вне профессиональной сферы [3, с. 2].
Эффективность воспитательной работы по развитию нравственной культуры у студентов медицинских вузов во многом обеспечивается усилением воспитательного потенциала внеаудиторной деятельности [4, с. 53].
Внеучебное время располагает оптимальными условиями для самораскрытия и самореализации студентов, предоставляет возможность попробовать себя в различных ипостасях и направлениях деятельности, приобрести уверенность в правильности (или неправильности) выбора профессии [5, с. 227]. Одной из первостепенных задач высшего образования является формирование духовности будущих специалистов. Важную роль в решении данной задачи играет правильное использование всего комплекса воспитательных воздействий на студентов в учебном процессе и внеучебной работе. Особое значение в обеспечении комплексности и неразрывности учебно-воспитательной работы имеют общежития [6, с. 101].
Для студентов пребывание в общежитии — особый период в их жизни, который значительно отличается от жизни в семье, где он находится в центре внимания. В общежитии такой ситуации быть не может, потому что человек вливается в коллектив сверстников, где все равны. Приехавшие в чужой город подростки оказываются в новой социальной роли. Происходит естественное уменьшение влияния семьи, близких родственников на их нравственное развитие.
Во многих докладах и научных исследованиях подчеркивается, что практически во всех странах мира
молодежь является наиболее уязвимой группой общества. В возрасте от 16 до 21 лет у молодых людей происходит включение во все виды социальной жизни и овладение различными социальными ролями, продолжается профессиональное самоопределение, усложняются критерии оценки себя как профессионала. В это время вырабатывается индивидуальный жизненный стиль, происходит выстраивание системы личных, культурных, духовных ценностей [7, с. 72].
По мнению авторов, в последние годы студенческое общежитие в силу развивающихся в нем негативных явлений — пьянство, наркомания, проституция, различного рода правонарушения — отнесено к криминальной среде. Поэтому, работая с молодежью, проживающей в общежитии, необходимо создать условия для активной жизнедеятельности, для гражданского самоопределения и самореализации, для максимального удовлетворения потребностей учащихся в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии [8, с. 150].
При всей актуальности данных вопросов обращает на себя внимание их недостаточное освещение в доступной литературе, что и определило цель проведенного анализа. Конечно, данная публикация не претендует на полноту отражения всех направлений и возможностей воспитательной работы в общежитиях учебных заведений, но, надеюсь, будет полезна в плане обмена опытом между специалистами, работающими в данном направлении.
Воспитательная работа в студенческих общежитиях осуществляется в рамках воспитательной деятельности
Читинской государственной медицинской академии (ЧГМА) под руководством проректора по учебно-воспитательной работе, деканов и зам. деканов по воспитательной работе, кураторов и комендантов общежитий, студенческого самоуправления вуза. Началом воспитательной работы можно считать первое организационное собрание со студентами 1-ого курса, на котором учащихся знакомят с академией, освещают все вопросы предстоящего обучения в академии, в том числе и проживания в общежитии. После чего желающие заселяются в общежитие, оформляют ряд документов (договор, регистрация по месту пребывания, пропуск), проходят письменный инструктаж по пожарной безопасности. Студенты знакомятся с положением «Об общежитиях ЧГМА» и «Правилами внутреннего распорядка студенческого общежития», в которых прописаны все вопросы взаимодействия администрации и проживающих.
Одним из элементов воспитательной работы в общежитии является деятельность студенческого самоуправления, представленного студенческим советом общежития, деятельность которого организует куратор и направлена она на формирование у учащихся активной жизненной позиции для защиты прав и интересов жильцов, решение реальных проблем, существующих в общежитии. Основной целью совета является организация системной работы и проведение мероприятий по приоритетным функциональным направлениям студенческой жизни в общежитии, создание условий для полного раскрытия творческого потенциала студентов [9, с. 58].
159
160
Студенческий совет — общественный, постоянно действующий, ежегодно выбираемый орган самоуправления. Он создается в общежитии для широкого привлечения его жильцов к разработке, организации и проведению мероприятий, направленных на создание благоприятных условий для обучения, отдыха и проживания студентов и представлен старостами этажей и старостой общежития.
На заседаниях совета рассматриваются вопросы организации быта и досуга, выполнения учащимися режима, организации самоподготовки, заслушивают результаты работы старост этажей, поощряют и наказывают учащихся. Решения совета общежития принимаются большинством голосов, оформляются протоколом и являются обязательными для выполнения проживающими.
Одним из эффективных направлений воспитательной работы в общежитии являются совместные рейды представителей администрации академии и студсовета общежития. Ежеквартально в общежитии выездное заседание проводит деканат факультета в составе: декана, помощника декана по воспитательной работе, куратора и заведующего общежитием, представителя студенческого самоуправления ЧГМА и органа самоуправления общежитием. При этом анализируются показатели работы совета, оцениваются санитарно-гигиенические условия проживания, осуществляется рейд по жилым комнатам и подсобным помещениям, проводится профилактическая работа [10, с. 96].
Одним из ключевых направлений в работе с проживающими в общежитии студентами является про-
филактика девиантного поведения и предупреждение нарушения правил проживания. Важнейшим видом превентивных мероприятий в области предотвращения отклонений в поведении студентов является именно первичная профилактика. Данная работа осуществляется непрерывно и планомерно, что, несомненно, повышает уровень осознанного отношения учащихся к собственному здоровью, ценности здорового образа жизни, о чем свидетельствуют результаты мониторинга, проводимого среди студентов [11, с. 137].
При работе с теми учащимися, которые были повторно уличены в каких либо нарушениях, приходится прибегать ко вторичной профилактике. По опыту автора статьи, наиболее часто встречающимися аддикциями являются: курение в общежитии или на территории академгородка, нахождение в состоянии алкогольного опьянения, попытки проноса спиртного в общежитие, неуважительное отношение между студентами, конфликты, оскорбления, драки, грубые нарушения санитарно-гигиенических норм. Перечисленные ситуации разбираются на совете общежития, в деканате, а в исключительных случаях, на заседании комиссии по профилактике правонарушений ЧГМА. Каждый случай подробно анализируется и применяются меры административного воздействия, в виде вынесения выговора (с формированием группы риска и последующим наблюдением), выселения из общежития (в случае повторных нарушений), а в практике были случаи отчисления из академии.
Бесспорно, одним из важнейших условий успешного и комфортного обучения студентов является психо-
логический климат в общежитии. Проживая в общежитии, каждый ежедневно сталкивается с большим количеством разных по культурному и социальному уровню людей, что может послужить основанием для конфликтных ситуаций, происходящих как на межличностном уровне, так и на уровне коллектива. В то же время, именно комфортные отношения с окружающими людьми помогают студенту сохранять благоприятное психологическое состояние, обеспечивая тем самым собственную работоспособность и настрой на успешное обучение.
Так, в 2015 г. с целью исследования социально-психологического климата в общежитии проводилось анкетирование студентов [12, с. 146]. Проанализировав результаты, автор статьи установил, что большинство опрошенных устраивает материль-но-техническое обеспечение, безопасность, доступность жилья, наличие условий для подготовки к занятиям. По мнению опрошенных, проблемными моментами, требующими пристального внимания, являются: высокая плотность проживающих, ограничение времени прихода / ухода и, в некоторых случаях, межличностные отношения между студентами.
С целью оказания психологической помощи учащимся в академии успешно функционирует «Центр развития личности студента», деятельность которого направлена на развитие личностного, интеллектуального и профессионального потенциала студента, содействие и психологическую поддержку в обучении и воспитании студентов. Данное направление деятельности призвано выявлять основные проблемы и причины
их возникновения, предлагать пути, методы и средства их разрешения и, тем самым, обеспечивать гармонизацию социально-психологического климата в студенческих коллективах, в том числе в общежитии. Эта работа содействует формированию у студентов принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности, уверенности в себе и способствует их активному социальному взаимодействию и самовыражению [13, с. 179].
Формирование культуры молодого специалиста тесно связано со сферой досуга. Поэтому повышение уровня общения молодежи и культуры — две стороны единого педагогического процесса в студенческом общежитии. К мероприятиям культурно-массовой направленности, непосредственно проводимым в общежитии, относятся: празднование Нового года, Дня Татьяны и Дня студента, проведение праздника «День всех влюбленных», выпуск газет к 23 февраля и 8 марта, участие в мероприятиях посвященных Дню молодежи России. Проживающие в общежитии принимают активное участие в воспитательных мероприятиях, проводимых на уровне академии, а именно: митинги, празднование Дня города, Дня Победы, Дня донора, участие в кроссе наций, в весенне-осенних субботниках и т.д. Информацию о планируемых событиях старосты ежемесячно размещают на информационном стенде общежития и в студенческой группе в соц. сети «ВКонтакте».
Одним из показателей качества проводимой в общежитии воспитательной работы является победа на протяжении двух лет в конкурсе-смотре «Лучшее общежитие ЧГМА».
161
Данное мероприятие представляет собой комплексную оценку всех направлений деятельности общежития: социально-бытовое благоустройство, дисциплину, профилактику правонарушений, спортивный, творческий, интеллектуальный конкурсы и т.д.
Важнейшим моментом в жизни общежития является безопасность проживающих в нем студентов. Опыт воспитательной работы в общежитиях других вузов показывает, что дискута-бельным по сей день остается вопрос входа и выхода проживающих в студенческих общежитиях в ночное время. В соответствии с рядом нормативных актов (письмо Минобрнауки России о «комендантском часе» в студенческих общежитиях № ВК-951/09, письмо Минздрава России № 161/2055836) вузам рекомендовано переработать нормативную базу в части круглосуточного доступа обучающихся в студенческие общежития. По мнению автора данной статьи, ключевым моментом в данном вопросе является именно безопасность. Введение круглосуточного доступа в студенческие 162 общежития не должно приводить к нарушению прав обучающихся, в том числе к бесконтрольному доступу посторонних лиц на территорию студенческого общежития и росту числа противоправных действий. Вузы обладают разными материальными и техническими возможностями по охране правопорядка в общежитиях, в результате чего каждая организация изыскивает свои способы чтобы, с одной стороны, соответствовать действующему законодательству, с другой стороны, решить задачи по обеспечению порядка в общежитиях.
На современном этапе идет активный поиск новых форм организа-
ции воспитательной работы в общежитиях медицинской академии. Учитывая высокую учебную нагрузку учащихся, длительность прохождения ежегодной производственной практики, работу ряда студентов в лечебно-профилактических учреждениях города в качестве среднего медицинского персонала, определяет дефицит свободного времени. В то же время, высшее медицинское образование дает молодежи уникальные возможности. Это не только получение специальности, социальный статус которой на протяжении всей российской истории был и остается высоким, но и становление социально активной, образованной, нравственно и физически здоровой личности. Внеучебной работе здесь принадлежит важнейшая роль [1, с. 88].
Таким образом, воспитание студентов медицинских вузов является важнейшим условием формирования личности будущего врача. Организация воспитательной работы среди учащихся, проживающих в общежитии, занимает особое место в воспитательной системе учебных заведений. При этом недооценивание или неиспользование воспитательного потенциала общежития не может в полной мере реализовать ведущую задачу медицинского вуза — становление социально компетентной личности выпускника.
Потенциально перед каждым студентом, проживающим в общежитии, открывается возможность быть услышанным и понятым и, прежде всего, своими товарищами, которые, в свою очередь, вовлекаются в процесс сотворчества, конструктивного и плодотворного человеческого общения. Стимулируется внимание к личности друг друга. Все это закла-
дывает основы для формирования здорового коллективизма, способствует социальной адаптации человека, попавшего после средней школы в совершенно непривычную для себя среду и столкнувшегося с необходимостью осознать себя в новом общественном статусе. Особо важным направлением развития молодого человека студенческого возраста является овладение полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых, социальных.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Павлов, А.В. Внеучебная работа и профессиональное становление будущего врача [Текст] / А.В. Павлов, Н.Т. Ерегина // Высшее образование в России. — 2010.
— № 2. — С. 83-88.
2. Миронов, С.В. Состояние здоровья российских и иностранных студентов медицинского вуза и пути улучшения их медицинского обслуживания: дис. ... канд. мед. наук [Текст] / С.В. Миронов. — М., 2014.
3. Богданов, В.В. Студенческое самоуправление в медицинском вузе (на примере Красноярского государственного медицинского университета им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого) [Текст] / В.В. Богданов, Г.Н. Ем-цов // Сибирское медицинское обозрение.
— 2011. — № 5. — С. 103-106.
4. Игнатьева, Т.С. Педагогические условия развития нравственной культуры у студентов медицинских вузов [Текст] / Т.С. Игнатьева // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. — 2011. — № 4-2. — С. 51-56.
5. Денисова, А.Б. Роль внеучебной деятельности в подготовке современного специалиста [Текст] / А.Б. Денисова // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. — 2012.
— № 3 (21). — С. 225-229.
6. Марчук, Ю.Н. Формирование умений сотрудничества у студентов педагогических вузов через общественную деятельность в общежитии [Текст] / Ю.Н. Марчук // Мы строим свое будущее сами: сборник материалов II Международного форума студенческих и молодежных общественных объединений. — Екатеринбург, 2014. — С. 100-103.
7. Болотова, Е.Ю. Профилактика негативных явлений в молодежной среде студенческого сообщества общежития на примере общежития ГБОУ СПО СО «Камыш-ловский педагогический колледж» [Текст] / Е.Ю. Болотова, С.А. Хаминова, Е.В. Гу-димов // Социально-педагогическая деятельность в социуме: теория, практика, перспективы: сборник научных трудов VI Международных социально-педагогических чтений им. Б.И. Лившица: в 2-х ч. Ч. 2. — Екатеринбург, 2014. — С. 72-77.
8. Зверева, Н.А. Сущность и содержание воспитательной работы с молодежью в студенческом общежитии с целью их успешной социализации [Текст] / Н.А. Зверева, Л.А. Мятлякова // Безопасное детство как правовой и социально педагогический концепт: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием для студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей и специалистов: в 2-х т. Т. 2. — Пермь, 2016. — С. 149-151.
9. Любин, А.В. Самоуправление студенческого общежития [Текст] / А.В. Любин, А.Б. Долина // Alma mater (Вестник высшей школы). — 2015. — № 6. — С. 57-62.
10. Любин, А.В. Опыт курации студенческого общежития [Текст] / А.В. Любин, А.Б. Долина // Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хе-тагурова. — 2016. — № 1. — С. 92-96.
11. Любин, А.В. Удовлетворенность условиями проживания в общежитии [Текст] / А.В. Любин // Известия вузов. — 2015. — № 6 (2). — С. 136-139.
12. Любин, А.В. Социально-психологический климат студенческого общежития [Текст] / А.В. Любин // Вестник Кыргызско-Российского славянского университета. — 2016. — Т. 16. — № 8. — С. 146-149.
163
13. Любин, А.В. Деятельность куратора учебной группы в медицинском вузе [Текст] / А.В. Любин // Научно-технические ведомости СПбГПУ — 2016. — № 4 (255). — С. 176-183.
REFERENCES
1. Bogdanov V.V., Emcov G.N., Studencheskoe samoupravlenie v medicinskom vuze (na pri-mere Krasnojarskogo gosudarstvennogo medicinskogo universiteta im. prof. V.F. Vo-jno-Jaseneckogo), Sibirskoe medicinskoe obozrenie, 2011, No. 5, pp. 103-106. (in Russian)
2. Bolotova E.Ju., Haminova S.A., Gudimov E.V., "Profilaktika negativnyh javlenij v molodezhnoj srede studencheskogo soobsh-hestva obshhezhitija na primere obshhezhiti-ja GBOU SPO SO "Kamyshlovskij peda-gogicheskij kolledzh", in: Socialno-peda-gogicheskaja dejatelnost v sociume: teorija, praktika, perspektivy. Collection of scientific works of the VI International socio-peda-gogical readings after B.I. Livshits: in 2 parts, Ekaterinburg, 2014, part. 2, pp. 72-77. (in Russian)
3. Denisova A.B., Rol vneuchebnoj dejatelnosti v podgotovke sovremennogo specialist, Iz-vestija Kazanskogo gosudarstvennogo arhi-tekturno-stroitelnogo universiteta, 2012, No. 3 (21), pp. 225-229. (in Russian)
164 4. Ignateva T.S. Pedagogicheskie uslovija raz-vitija nravstvennoj kultury u studentov medicinskih vuzov, Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo uni-versiteta im. I.Ja. Jakovleva, 2011, No. 4-2, pp. 51-56. (in Russian)
5. Ljubin A.V., Socialno-psihologicheskij kli-mat studencheskogo obshhezhitija, Vestnik Kyrgyzsko-Rossijskogo slavjanskogo universiteta, 2016, T. 16, No. 8, pp. 146-149. (in Russian)
6. Ljubin A.V., Udovletvorennost uslovijami prozhivanija v obshhezhitii, Izvestija vuzov,
2015, No. 6 (2), pp. 136-139, serija "Gu-manitamye nauki". (in Russian)
7. Ljubin A.V., Dolina A.B., Samoupravlenie studencheskogo obshhezhitija, Alma mater (Vestnik vysshej shkoly), 2015, No. 6, pp. 57-62. (in Russian)
8. Ljubin A.V., Dejatelnost kuratora uchebnoj gruppy v medicinskom vuze, Nauchno-tehnicheskie vedomosti SPbGPU, 2016, No. 4 (255), pp. 176-183. (in Russian)
9. Ljubin A.V., Dolina A.B., Opyt kuracii stu-dencheskogo obshhezhitija, Vestnik Severo-Osetinskogo gosudarstvennogo universiteta im. K.L. Hetagurova, 2016, No. 1, pp. 9296. (in Russian)
10. Marchuk Ju.N., "Formirovanie umenij sotrudnichestva u studentov pedagogicheskih vuzov cherez obshhestvennuju dejatelnost v obshhezhitii, in: My stroim svoe budushhee sami, We build our future ourselves: digest of the II International student and youth organizations forum, Ekaterinburg, 2014, pp. 100-103. (in Russian)
11. Mironov S.V., Sostojanie zdorovja rossijskih i inostrannyh studentov medicinskogo vuza i puti uluchshenija ih medicinskogo obslu-zhivanija. Extended abstract of PhD dissertation (Medicine), Moscow, 2014. (in Russian)
12. Pavlov A.V., Eregina N.T., Vneuchebnaja rabota i professionalnoe stanovlenie budush-hego vracha, Vysshee obrazovanie v Rossii, 2010, No. 2, pp. 83-88. (in Russian)
13. Zvereva N.A., Mjatljakova L.A., "Sushhnost i soderzhanie vospitatelnoj raboty s molo-dezhju v studencheskom obshhezhitii s celju ih uspeshnoj socializacii", in: Bezopasnoe detstvo kak pravovoj i socialno peda-gogicheskij concept. Digest of the III All-Russian Scientific-Practical Conference with international participation of students, undergraduates, graduate students, teachers and professionals, v 2 vols., Perm, 2016, Vol. 2, pp. 149-151. (in Russian)
Любин Антон Викторович, кандидат медицинских наук, доцент, кафедра безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф, Читинская государственная медицинская академия, [email protected]
Lyubin A.V., PhD in Medicine, Associate Professor, Department of Life Safety and Disaster Medicine, Chita State Medical Academy, [email protected]