Научная статья на тему 'Основы психолого-педагогического сопровождения адаптации иностранных студентов к обучению в российском вузе'

Основы психолого-педагогического сопровождения адаптации иностранных студентов к обучению в российском вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
310
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / АДАПТАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / СОПРОВОЖДЕНИЕ / FOREIGN STUDENTS / ADAPTATION / EDUCATIONAL PROCESS / MAINTENANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бухалко А.Д.

Введение. В статье рассмотрены основные характеристики психолого-педагогического сопровождения адаптации иностранных студентов к обучению в российском вузе. Охарактеризованы два уровня сопровождения: организационный и фасилитативный. Рассмотрены условия эффективности сопровождения как особого вида педагогической деятельности. Цель статьи обосновать и раскрыть авторские подходы к организации сопровождения иностранных студентов в образовательном процессе российского вуза, к созданию психологически комфортной, благоприятной адаптационной среды. Материалы и методы. Основным методом послужил анализ научной литературы по проблемам адаптации студентов в образовательном процессе, психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. Применена классификация теорий и подходов, их сопоставление на непротиворечивость и взаимодополняемость, а также обобщение педагогического опыта. Материалами служили диссертационные исследования последних лет, статьи в научных журналах. Результаты. Автором уточнена теоретическая база организации психолого-педагогического сопровождения адаптации студентов в образовательном процессе современного военного вуза, дана общая характеристика его научных основ, раскрыты некоторые условия их реализации на практике в современном техническом вузе. Обсуждение. На обсуждение выносятся концептуальные положения о сущности, предмете, содержании и условиях эффективности психолого-педагогического сопровождения адаптации иностранных студентов в российском вузе, которые автор использует для формирования педагогической модели сопровождения в своем диссертационном исследовании. Заключение. Автором сделан вывод о достаточной степени разработки теоретической базы психолого-педагогического сопровождения адаптации иностранных студентов в образовательном процессе военного вуза, при дефиците практических инструментов работы со студентами. Основные положения: наиболее эффективным видом взаимодействия с иностранными студентами в период их адаптации является психолого-педагогическое сопровождение; психолого-педагогическое сопровождение адаптации иностранных студентов к обучению это системный компонент образовательного процесса вуза, целенаправленная, планируемая и особым способом организованная совместная деятельность его субъектов, обеспечивающая благоприятные условия для как можно более быстрого и безболезненного протекания адаптационных процессов в учебной деятельности (с учетом особенностей технического образования), образовательной среде российского вуза и российском поликультурном пространстве; основными содержательными блоками психолого-педагогического сопровождения адаптации иностранных студентов в российском техническом вузе на организационном уровне являются: развитие воспитательного пространства вуза; ликвидация образовательных дефицитов; организация интенсивного социального и образовательного взаимодействия; на фасилитативном уровне в сопровождении задается характер взаимодействия субъектов образовательного процесса, характеризующегося наличием совместной деятельности субъектов по обеспечению адаптационных процессов; высоким воспитательным потенциалом учебных групп; активностью и самостоятельностью самих иностранных студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бухалко А.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASES OF THE PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASSISTANCE TO FOREIGN STUDENTS AT ADAPTATION IN THE RUSSIAN HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Introduction. In article it is written about the main characteristics of the psychological and pedagogical assistance to foreign students at adaptation to training in the Russian higher education institution. Two levels of maintenance are characterized: level of the organization and level of work with the student. Definitions are given to process of maintenance and its levels. Conditions of efficiency of this type of pedagogical activity are considered. Article purpose: to describe theories and concepts which are used by the author. Materials and methods. The main method the analysis of scientific literature, classification of theories by a problem of adaptation of students, the psychological and pedagogical assistance to students from other countries in the Russian technical college. Materials: dissertation researches of the last years, articles in scientific magazines. Results. The author showed theoretical base of the organization of the psychological and pedagogical assistance to foreign students in the Russian higher education institution. Characteristic of scientific bases of the help is made, the description of conditions of its efficiency in practice in modern technical college is made. Discussion. The author peredlagat to discuss conceptual regulations on the help, its contents and conditions of efficiency at adaptation of foreign students in the Russian higher education institution. Further, he assumes to create model of the help in the dissertation research. Conclusion. The conclusion is drawn that the theoretical base of the psychological and pedagogical assistance to foreign students at adaptation in educational process of military higher education institution yavlyaltsya sufficient for creation of practical tools. Highlights: The psychological and pedagogical assistance the most effective tool for adaptation of foreign students in the Russian higher education institution; The psychological and pedagogical assistance is a component of educational process of higher education institution, special joint activity of its subjects, creating conditions for fast adaptation of foreign students to study, by Wednesday, to society; Foreign students in adaptation to educational process of the Russian higher education institution education, elimination of educational problems, the organization of joint activity with the Russian students and teachers are the content of the psychological and pedagogical assistance.

Текст научной работы на тему «Основы психолого-педагогического сопровождения адаптации иностранных студентов к обучению в российском вузе»

§

I

DOI: 10.25588/CSPU.2019.45.67.004

УДК 37.015.31 ББК 74.480

А. Д. Бухалко

ORCID № 0000-0002-3580-9382 Cоискатель кафедры социальной педагогики и социальной работы, Омский государственный педагогический университет, г. Омск, Российская Федерация.

E-mail: ab_omgtu@mail.ru

ОСНОВЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В РОССИЙСКОМ ВУЗЕ

Аннотация

Введение. В статье рассмотрены основные характеристики психолого-педагогического сопровождения адаптации иностранных студентов к обучению в российском вузе. Охарактеризованы два уровня сопровождения: организационный и фасилитативный. Рассмотрены условия эффективности сопровождения как особого вида педагогической деятельности. Цель статьи — обосновать и раскрыть авторские подходы к организации сопровождения иностранных студентов в образовательном процессе российского вуза, к созданию психологически комфортной, благоприятной адаптационной среды.

Материалы и методы. Основным методом послужил анализ научной литературы по проблемам адаптации студентов в образовательном процессе, психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. Применена классификация теорий и подходов, их сопоставление на непротиворечивость и взаимодополняемость, а также обобщение педагогического опыта. Материалами служили диссертационные исследования последних лет, статьи в научных журналах.

Резулътаты. Автором уточнена теоретическая база организации психолого-педагогического сопровождения адаптации студентов в образовательном процессе современного военного вуза, дана общая характе-

ристика его научных основ, раскрыты некоторые условия их реализации на практике в современном техническом вузе.

Обсуждение. На обсуждение выносятся концептуальные положения о сущности, предмете, содержании и условиях эффективности психолого-педагогического сопровождения адаптации иностранных студентов с в российском вузе, которые автор использует для формирования педагогической модели сопровождения в своем диссертационном исследовании.

Заключение. Автором сделан вывод о достаточной степени разработки теоретической базы психолого-педагогического сопровождения адаптации иностранных студентов в образовательном процессе военного вуза, при дефиците практических инструментов работы со студентами.

Ключевые слова: иностранные студенты, адаптация, образовательный процесс, сопровождение.

о

а

с

л

о

§

о а

е д

а

§

о

§

и

ч

е

с §

§ о с о

Основные положения: О

о

- наиболее эффективным видом взаимодействия с иностранными ж студентами в период их адаптации является психолого-педагогическое | сопровождение; д

а

психолого-педагогическое сопровождение адаптации иностран- ^

зация интенсивного социального и образовательного взаимодействия;

- на фасилитативном уровне в сопровождении задается характер взаимодействия субъектов образовательного процесса, характеризующегося

ных студентов к обучению — это системный компонент образовательного процесса вуза, целенаправленная, планируемая и особым способом 0

с

организованная совместная деятельность его субъектов, обеспечиваю- I

н

щая благоприятные условия для как можно более быстрого и безболез- | ненного протекания адаптационных процессов в учебной деятельности (с учетом особенностей технического образования), образовательной среде российского вуза и российском поликультурном пространстве;

- основными содержательными блоками психолого-педагогическо-

у

д

е

н

к о

ч

го сопровождения адаптации иностранных студентов в российском техни- ен

и

ческом вузе на организационном уровне являются: развитие воспитатель- № ного пространства вуза; ликвидация образовательных дефицитов; органи 00

'-д е

наличием совместной деятельности субъектов по обеспечению адаптационных процессов; высоким воспитательным потенциалом учебных групп; активностью и самостоятельностью самих иностранных студентов.

ко

1 Введение (Introduction)

Расширение экспорта российского образования является одной из наиболее заметных тенденций его развития, динамика которой определяется не только глобализацией и экономической конкуренцией образовательных систем, наличием научно-технических и технологических разработок, представляющих интерес за рубежом, но и привлекательностью самих вузов, готовностью и способностью формировать комфортную образовательную среду, не требующую от иностранных граждан особых усилий для адаптации и успешного освоения образовательных программ. Наиболее эффективным видом взаимодействия с иностранными студентами в период их адаптации является психолого-педагогическое сопровождение.

2 Материалы и методы (Materials and methods)

Основным методом послужил анализ научной литературы по проблемам адаптации студентов в образовательном процессе, психолого-

педагогического сопровождения образовательного процесса. Проблеме психолого-педагогического сопровождения процессов личностного развития посвящены труды Т. В. Анохиной [1], А. Ю. Асриева и С. А. Мав-рина [2], В. П. Бедерхановой [3], О. С. Газмана [4], Н. Б. Крыловой и Е. А. Александровой [5], Н. Н. Михайловой и С. М. Юсфина [6], С. Д. Полякова [7] и др. Диссертационные исследования и монографии, в которых разработаны теоретические основы психолого-педагогического сопровождения студентов в образовательных процессах современного вуза, выполнены Т. Д. Молодцовой [8], Л. В. Мороз и В. В. Соколовым [9], О. Г. Петушковой [10], О. Л. Яку-цоц [11] и др.

3 Результаты (Results)

Теоретические основы психолого-педагогического сопровождения процессов личностного развития заложены в трудах Т. В. Анохиной [1],

A. Ю. Асриева и С. А. Маврина [2],

B. П. Бедерхановой [3], О. С. Газмана [4], Н. Б. Крыловой и Е. А. Алек-

сандровой [5], Н. Н. Михайловой и С. М. Юсфина [6], С. Д. Полякова [7] и др. Среди главных, фундаментальных идей психолого-педагогического сопровождения, следует выделить две. Первая заключается в использовании особого вида педагогической деятельности-поддержки, включающей совместное с обучающимся планирование и формирование траектории его личностного развития, обеспечение самостоятельности и активности обучающегося в развитии, а также оказание ему превентивной помощи в преодолении индивидуальных затруднений. Вторая идея состоит в постоянном изменении баланса в сторону собственной активности обучающегося, при котором постепенно снижается потребность во внешнем воздействии и помощи. Такого рода педагогическое взаимодействие, применительно к проблеме адаптации иностранных студентов к обучению в техническом вузе прежде всего нацелено на развитие собственного адаптационного потенциала студента.

Диссертационные исследования и монографии, в которых разработаны теоретические основы психолого-педагогического сопровождения сту-

дентов в образовательных процессах современного вуза (Т. Д. Молод-цова [8], Л. В. Мороз и В. В. Соколов [9], О. Г. Петушкова [10], О. Л. Яку-цоц [11] и др.), доказывают, что психолого-педагогическое сопровождение не только можно, но и наиболее целесообразно использовать в формировании студента как субъекта образовательного процесса в целом и как субъекта учебной деятельности в частности, где адаптация занимает едва ли не центральное место.

Психолого-педагогическое сопровождение адаптации иностранных студентов к обучению — это системный компонент образовательного процесса вуза, целенаправленная, планируемая и особым способом организованная совместная деятельность его субъектов, обеспечивающая благоприятные условия для более быстрого и безболезненного протекания адаптационных процессов в учебной деятельности (с учетом особенностей технического образования), образовательной среде российского вуза и российском поликультурном пространстве. На организационном уровне предметом психолого-педагогического сопровож-

о

о ж о № £

а

о §

о

§

о а

№ д

а

§

о

§

Л

о §

§ о о о 3 о

№ о

№ ж

а д а

а

а

ж о

о 3 а ж ж

о-8

д

ж о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ о

Л

Л

ж

№ 3

о

о о

Й о

о

'-д №

§

дения адаптации иностранных студентов к обучению в российском вузе выступает создание в образовательном процессе вуза безотносительной к личности благоприятной для адаптации среды, а на фасили-тативном уровне — организация специального взаимодействия субъектов образовательного процесса с каждым конкретным студентом, совместной деятельности, в которой адаптация студента является общей целью.

Более подробное описание предмета психолого-педагогического сопровождения адаптации иностранных студентов к обучению в российском вузе связано с характеристикой «благоприятный», использованной в определении. В «Большом толковом словаре современного русского языка» Д. Н. Ушакова «благоприятный» значит «... способствующий, помогающий чему-нибудь» [12]. Точнее смысл слова «благоприятный» раскрывается в словаре синонимов — «... благополучный, счастливый, удачный, удобный, подходящий, благоприятствующий» [13]. Рассмотрим, какими должна быть образовательная среда и взаимодействие субъектов обра-

зовательного процесса, чтобы отвечать этой характеристике.

В самом общем виде благоприятная адаптационная среда вуза характеризуется следующими позициями.

1. Наличием полноценных адаптационных ресурсов, т. е. ресурсов, которыми может воспользоваться студент для разрешения адаптационных проблем. Исходя из теорий и практики ресурсного подхода в педагогике (С. А. Маврина, М. В. Колесникова [14], Н. П. Пищулин, В. М. Ана-нищев [15], Т. А. Цецорина [16] и др.), следует выделить кадровый ресурс, методический ресурс, информационный и коммуникационный ресурсы, материально-технический ресурс.

2. Благоприятным психологическим климатом. Основными показателями такого климата являются толерантные отношения в студенческой и преподавательской среде, взаимное уважение культур, тесное образовательное и социокультурное взаимодействие студентов, основанное на межкультурных, социальных и образовательных традициях и нормах, принятых в вузе, внутригрупповыми и межгрупповыми взаимоотношениями, обеспечивающими психологи-

ческий комфорт иностранного студента. Благоприятная среда является гуманистической и в то же время во спитательной.

3. Культурно-образовательным характером. При полноценной возможности иностранного студента контактировать с собственной культурой он должен иметь возможность быстрого освоения массива российской культуры. Здесь мы основываемся на мнении академика Н. А. То-милова [17] о том, что российское образование должно быть опорной площадкой культурной экспансии.

Основными содержательными блоками психолого-педагогического сопровождения адаптации иностранных студентов в российском техническом вузе на организационном уровне являются: развитие воспитательного пространства вуза; ликвидация образовательных дефицитов; организация интенсивного социального и образовательного взаимодействия. Содержание на данном уровне раскрывается через организационные и управленческие действия руководства, специалистов, целенаправленно занимающихся проблемами адаптации иностранных студентов, психологических служб,

профессорско-преподавательского состава и воспитателей.

В содержание психолого-педагогического сопровождения адаптации иностранных студентов в российском вузе следует включить целенаправленную организационную и управленческую деятельность, обеспечивающую:

- формирование предметно-пространственного окружения, соответствующего международным стандартам материального и технологического обеспечения образовательного процесса, уровню притязаний иностранных студентов, их образовательным и культурным потребностям, а также постоянное улучшение условий проживания и жизнедеятельности;

- формирование поведенческого окружения, включающего в себя образцы толерантного поведения, конструктивного взаимодействия, делового и межличностного общения;

- формирование событийного окружения, ввод в поле восприятия иностранных студентов событий, отражающих лучшие стороны и результаты обучения в вузе, создание ситуации успеха;

- формирование информацион-

ен о

ж о №

£

а

о

8 §

о

г

о а

е д а г о г 8

ч

е

о

ког г

о о о а 3 о № о

е ж 8 а д а а

3 а

к 8

8 8 ж о о 3 3 а ж ж

о-8

д е ж 3 о № к о ч е ж 8 № 3 о о о 8

й о

ко

е

ко

ного окружения, обеспечивающего быстрый доступ к информации, необходимой для преодоления адаптационных проблем.

Ликвидация образовательных дефицитов в содержании психолого-педагогического сопровождения процесса приспособления иностранных студентов к обучению в российском вузе представляет собой образовательную, организационную и управленческую деятельность по обучению и воспитанию иностранных студентов, созданию групповых форм работы, ориентированных на обеспечение знаниями, умениями, навыками и опытом, востребованным адаптационными процессами. Главными задачами этого направления является преодоление языкового барьера, а также освоение социокультурных и юридических норм, без которых дальнейшая адаптация не представляется возможной.

Наконец, организация интенсивного социального и образовательного взаимодействия в содержании психолого-педагогического сопровождения адаптации иностранных студентов к обучению в вузе — это деятельность, обеспечивающая иностранному студенту формирование

личного опыта обучения в российском вузе, жизнедеятельности в образовательной среде вуза и российском поликультурном пространстве. Именно она выступает ведущим фактором развития личности, в том числе и ее адаптации.

На фасилитативном уровне задается характер взаимодействия субъектов образовательного процесса, который также должен быть благоприятным для адаптации иностранных студентов к обучению в российском вузе. Специально организованное взаимодействие субъектов образовательного процесса, благоприятное для адаптации иностранных студентов к обучению в вузе, характеризуется: наличием совместной деятельности субъектов по обеспечению адаптационных процессов; высоким воспитательным потенциалом учебных групп; активностью и самостоятельностью самих иностранных студентов. Ключевой характеристикой взаимодействия субъектов образовательного процесса, благоприятного для процесса приспособления иностранных студентов к обучению в вузе, является такой его уровень, при котором взаимодействие приобретает характер

совместной деятельности.

Воспитательный потенциал учебных групп в отечественной педагогике практически не оспаривается. Установлено, что внутригрупповые процессы и явления, в особенности, на том уровне развития, когда группа становится коллективом, «спаянным» общей деятельностью, способны влиять на личность в целом и происходящие с ней процессы, в частности [18]. Высоким воспитательный потенциал группы становится по мере установления относительного единства личных и совместных целей деятельности, слияния формального, неформального и эмоционального взаимодействия членов групп. Формирование и развитие групп, коллективов, обладающих высоким воспитательным потенциалом и способных оказывать влияние на личность, выстраивающую конструктивное взаимодействие за счет самоизменения, таким образом, становится частью психолого-педагогического сопровождения. Еще одна черта потенциально сильного коллектива — гибкость взаимодействия, так как адаптация имеет и вторую сторону — видоизменение среды.

Атрибутом психолого-педагогического сопровождения адаптации иностранных студентов к обучению в российском вузе является активность и самостоятельность самих иностранных студентов в этом процессе. Самостоятельность, как ее определили ученые С. Ю. Головин [19], И. С. Кон [20] и др., есть интегра-тивное качество личности, выступающее необходимым условием становления независимых и внутренне обусловленных действий и суждений человека.

Определение содержания психолого-педагогического сопровождения адаптации иностранных студентов к обучению в российском вузе, из-за того, что подавляющее большинство исследований посвящено именно фасилитативному уровню, является очередной, еще не решенной научной задачей. Наиболее понятной является позиция Л. В. Ре-зинкиной [21], которая отмечает, что содержательно процесс психолого-педагогического сопровождения развития личности включает совместную деятельность педагога и обучающегося, обеспечивающую самопознание (осмысление зрелой личностью своих жизненных позиций),

о

с ж

о №

£ а

с

88 §

о

г

о а

е д а г о г 8 ч е с

ког г

о с о а 3 о № о

е ж 8 а д а а 3 а

к 8

8 8 ж о с 3 3 а ж ж

о-8

V д

е ж 3 о № к о ч е ж 8

3

3

о с с 8 с

ко

е

§

I

самообразование (развитие потенциала личности) и самореализацию (помощь в достижении реальных результатов и преодолении трудностей). В исследуемом объекте можно выделить три основных содержательных блока: поддержка процессов самопознания, а на их основе це-леполагания и планирования адаптации; поддержка развития личного адаптационного потенциала студента; помощь в преодолении адаптационных проблем и трудностей. 4 Обсуждение (Discussion) Перечень условий эффективности адаптации студентов к обучению в вузе очень широк и нуждается в конкретизации. На его основе можно выделить следующие ключевые условия, объединяющие в себе все остальные. К их числу мы отнесли: - учет и использование в психолого-педагогическом сопровождении адаптации иностранных студентов к обучению в российском вузе индивидуальных особенностей: личного адаптационного потенциала, интеллектуальной и образовательной готовности к обучению в российском вузе, национальной и

культурнои принадлежности, социальной ситуации развития и пр.;

- организацию мониторинга процессов адаптации, прогнозирование на его основе и опережающее реагирование на появление адаптационных проблем и трудностей;

- максимальное использование воспитательного потенциала образовательного процесса вуза.

5 Заключение (Conclusion)

Анализ научной литературы, сопоставление теорий и подходов, которые используются авторами, позволяют сделать вывод о том, что в современной науке сложились достаточные научные представления, как об адаптационных проблемах и трудностях иностранных студентов к образовательному процессу технического вуза, так и об организации сопровождения данного процесса. Представления о сущности, предмете, содержании и условиях эффективности психолого-педагогического сопровождения адаптации иностранных студентов в российском вузе позволяют осуществлять моделирование данной педагогической системы в образовательном процессе современного вуза.

Библиографический список

1. Анохина Т. В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования // Классный руководитель. 2000. № 3. С. 63-81

2. Асриев А. Ю., Маврин С. А. Технология педагогического сопровождения развития военно-профессиональной направленности личности воспитанников суворовских военных училищ и кадетских корпусов : монография. Омск : Изд-во ОмГПУ, о

2009. - 134 с. о

а с

88 о§

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о г о

3. Бедерханова В. П. Становление личностно-ориентированной позиции педагога : дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. Краснодар. 2002. - 413 с.

4. Газман О. С. Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике свободы. М. : МИРОС, 2002. - 294 с.

5. Крылова Н. Б., Александрова Е. А. Очерки понимающей педагогики. М. : е

л

Народное образование. 2003. - 448 с. §

о

§

к

Л

о §

§ о

6. Михайлова Н. Н., Юсфин С. М. Педагогика поддержки. Москва : МИРОС, 2001. - 206 с.

7. Поляков С. Д. Технология воспитания. Москва : Книга по требованию. 2003. - 144 с.

о

8. Молодцова Т. Д. Проблема психологического сопровождения студентов в s

учебно-воспитательном процессе вуза : монография. Таганрог : ТГПИ им. А. П. Че- о

хова. 2013. - 162 с. Н

де

9. Мороз Л. В., Соколов В. В. Педагогическое сопровождение в системе выс- Ж шего образования (теоретические и практические аспекты) : монография. Вологда : а Вологодский государственный университет, 2016. - 119 с. д

10. Психолого-педагогическое сопровождение высшего образования / Петуш-

а

кова О. Г. [и др.] : монография. Уфа : Аэтерна, 2015. - 201 с. К

11. Якоцуц О. Л. Многоуровневое психологическое сопровождение : монография. Абакан : Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова. 2010. - 170 с.

12. Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь русского языка / Classes.ru : Ц [сайт]. URL: http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-synonyms-term-3957.htm | (дата обращения 20.03.2019)

13. Словарь синонимов / Словари и энциклопедии : [сайт]. URL: http://www.en dic.ru/ozhegov/Blagoprijatnyj-1815.html (дата обращения 20.03.2019)

14. Колесникова М. В.; Маврина, И. А. : монография. Омск : Издательство ОмГПУ, 2011. - 86 с.

15. Пищулин Н. П., Ананищев В. М. Образование и управление. М. : Жизнь и мысль, 1999. - 296 с.

16. Цецорина Т. А. Организация образовательного процесса в школе на основе | ресурсного подхода: дис. ... канд. пед. наук по специальности 13.00.01. Белгород. 2002. - 172 с.

17. Томилов Н. А. Сибирское субконтинентальное цивилизационное пространство: реалии и перспективы : материалы Сибирского исторического форума «Социокультурное освоение Сибири», г. Красноярск, 2-5 декабря 2014 г. - Красноярск : Резонанс, 2014.. С. 41- 47 - 304 с

v д

е |

т о

№ о

Л

Л

№ |

18. Макаренко А. С. Проблемы школьного советского воспитания. М. : Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1949. - 132 с.

19. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. Минск : Харвест, 1998. - 800 с.

20. Кон И. С. Психология старшеклассника. М. : Просвещение, 1982. - 285 с.

21. Резинкина Л. В. Сопровождение непрерывного образования взрослых в муниципальной территории: дис. ... докт. пед. наук по специальности 13.00.01. Великий Новгород. 2017. - 410 с.

A. D. Buchalko

ORCID No. 0000-0002-3580-9382 Post Graduate student of the Department of social pedagogics and social work, Omsk state pedagogical university, Omsk, Russia. E-mail: ab_omgtu@mail.ru

BASES OF THE PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASSISTANCE TO FOREIGN STUDENTS AT ADAPTATION IN THE RUSSIAN HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Abstract

Introduction. In article it is written about the main characteristics of the psychological and pedagogical assistance to foreign students at adaptation to training in the Russian higher education institution. Two levels of maintenance are characterized: level of the organization and level of work with the student. Definitions are given to process of maintenance and its levels. Conditions of efficiency of this type of pedagogical activity are considered. Article purpose: to describe theories and concepts which are used by the author.

Materials and methods. The main method — the analysis of scientific literature, classification of theories by a problem of adaptation of students, the psychological and pedagogical assistance | to students from other countries in the Russian technical college. Materials: dissertation researches of the last years, articles in scientific magazines.

Results. The author showed theoretical base of the organization of the psychological and pedagogical assistance to foreign students in the Russian higher education institution. Characteristic of scientific bases of the help is made, the description of conditions of its efficiency in practice in modern technical college is made.

Discussion. The author peredlagat to discuss conceptual regulations on the help, its contents and conditions of efficiency at adaptation of foreign students in the Russian higher education institution. Further, he assumes to create model of the help in the dissertation research. 1

"■a

Conclusion. The conclusion is drawn that the theoretical base |

0

i c'

ö

to

s ■

c ^

o

0

1 ö ö

of the psychological and pedagogical assistance to foreign students at adaptation in educational process of military higher education institution yavlyaltsya sufficient for creation of practical tools.

Keywords: foreign students, adaptation, educational pro- s cess, maintenance. s

Highlights: I

The psychological and pedagogical assistance — the most effective tool for adaptation of foreign students in the Russian higher education institution;

The psychological and pedagogical assistance is a component of educational process of higher education institution, special joint f activity of its subjects, creating conditions for fast adaptation of foreign students to study, by Wednesday, to society;

Foreign students in adaptation to educational process of the ^ Russian higher education institution education, elimination of educational problems, the organization of joint activity with the Russian students and teachers are the content of the psychological and pedagogical assistance. ^

a

References o

s

1. Anokhina T.V. (2000) Pedagogicheskayapodderzhka kak real'nost' sovremenno- g go obrazovaniya [Pedagogical help in modern education]. Klassny rukovoditel. 3, 63-81. (In Russian).

a-

to

I

a ■s: u s cq

2. Asriyev A.YU., Mavrin, S.A. (2009) Tekhnologiya pedagogicheskogo so-provozhdeniya razvitiya voenno-professional'noj napravlennosti lichnosti vospitannikov suvorovskih voennyh uchilishch i kadetskih korpusov [Tekhnologiya of the pedagogical help to cadets in development of a military and professional orientation of the personality]. Omsk, Omskiy gosudarstvennyy pedagogicheskiy universitet. 134 p. (In Russian).

3. Bederkhanova V.P. (2002) Stanovlenie lichnostno-orientirovannojpoziciipedago-ga [Formation of a position of the teacher to the identity of the pupil]. Krasnodar, 413 p. (In Russian)

4. Gazman O.S. (2002) Neklassicheskoe vospitanie: Ot avtoritarnojpedagogiki k pedagogike svobody [Nonclassical education: From authoritative pedagogics to freedom pedagogics]. Moskow,MIROS. 294 p. (In Russian)

5. Krylova N.B., Alexandrov E.A. (2003) Ocherki ponimayushchej pedagogiki [Sketches of the understanding pedagogics]. Moskow, Narodnoe obrazovanie. 448 p. (In Russian).

6. Mikhaylova N.N., Yusfin, S.M. (2001) Pedagogikapodderzhki [Pedagogika of suppor], Moskow, MIROS. 206 p. (In Russian).

7. Polyakov S.D. (2003) Tekhnologiya vospitaniya [Tekhnologiya of education]. Moskow, Knigapo trebovaniyu. 144 p. (In Russian)

8. Molodtsova T.D. (2013) Problemapsihologicheskogo soprovozhdeniya studentov v uchebno-vospitatel'nomprocesse vuza [Problem of psychological assistance to students in teaching and educational process of higher education institution], Taganrog, Taganrogs-kiy gosudarstvennyy pedagogicheskiy institut im. A. P. Chekhova. 162 p. (In Russian).

9. Moroz L.V., Sokolov V.V. (2016) Pedagogicheskoe soprovozhdenie vsisteme vys-shego obrazovaniya (teoreticheskie iprakticheskie aspekty) [Pedagogical maintenance in system of the higher education]. Vologda, Vologodskij gosudarstvennyj universitet. 119 p. (In Russian).

10. Petushkova O.G. (2015) Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie vysshe-go obrazovaniya [Psychology and pedagogical maintenance of the higher education]. Ufa, Aehterna. 201 p. (In Russian).

11. Yakotsuts O.L. (2010) Mnogourovnevoe psihologicheskoe soprovozhdenie [Multilevel psychological maintenance]. Abakan, Hakasskij gosudarstvennyj universitet im. N. F. Katanova. 170 p. (In Russian)

12. Ushakov D.N. Bol'shoy tolkovyy slovar' russkogoyazyka [Big explanatory dictionary of Russian]. Available at: http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-synonyms-term-3957.htm. (Accessed: 20.03.2019). (In Russian).

13. Slovar'sinonimov [Dictionary of synonyms]. Available at: http://www. endic.ru/

^ ozhegov/Blagoprijatnyj-1815.html (Accessed: 20.03.2019). (In Russian)

14. Kolesnikova M.V.; Mavrina, I.A. (2011) Resursnoe obespechenie razvitiya so-cial'noj aktivnosti molodezhi v sisteme social'noj raboty [Resource ensuring development of social activity of youth in system of social work], Omsk, Omskiy gosudarstvennyy pedagogicheskiy universitet. 86 p. (In Russian).

15. Pishchulin N.P., Ananishchev V.M. (1999) Obrazovanie i upravlenie [Education and management]. Moskow. ZHizn' i mysl'. 296 p. (In Russian). ^

16. Tsetsorina T.A. Organizaciya obrazovatel'nogo processa v shkole na osnove y

resursnogo podhoda [Organization of educational process at school on the basis of re- 0

——i o

o' Ö

source approach], Belgorod, 172 p. (In Russian).

17. Tomilov N.A. (2014) Sibirskoe subkontinental'noe civilizacionnoe pros-transtvo: realii iperspektivy [Siberian subcontinental civilization space: realities and prospects]. Materialy Sibirskogo istoricheskogo foruma. g. Krasnoyarsk "Sociokul'turnoe

territory]. Velikiy Novgorod. 410 p. (In Russian).

to

s № t

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

s d

ö

osvoenie Sibiri ", 2-5 dekabrya 2014g. Krasnoyarsk) [Materials of the Siberian Historical °§

i c'

s

Forum "Socio-cultural development of Siberia", Krasnoyarsk, December 2-5, 2014].

Krasnoyarsk, Rezonans. 304 p., pp. 41-47 (In Russian). x

i

18. Makarenko A.S. (1949) Problemy shkol'nogo sovetskogo vospitaniya [Problems of school Soviet education]. Moskow, Izdatel'stvo Akademiipedagogicheskikh nauk | RSFSR. 132 p. (In Russian).

19. Golovin P.YU. (1998) Slovar' prakticheskogo psihologa [Dictionary of the practical psychologist]. Minsk, Kharvest. 800 p. (In Russian).

20. Kohn I.S. (1982) Psihologiya starsheklassnika [Psikhologiya of the senior]. Moskow, Prosveshchenie. 285 p. (In Russian). |

21. Rezinkina L.V. (2017) Soprovozhdenie nepreryvnogo obrazovaniya vzroslyh v

r

i

t s

s №

municipal'noj territorii [Maintenance of continuous education of adults in the municipal s

►3

st

R

s

s i

S' s

№ № t

d 0

0 S

1 o' s

s

s

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.