Научная статья на тему 'ПОТЕНЦИАЛ ВОЛОНТЕРСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ПОТЕНЦИАЛ ВОЛОНТЕРСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛОНТЕРСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВОЛОНТЕРСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДЕТИ / НУЖДАЮЩИЕСЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ляшенко Мария Игоревна

Внедрение профессионального стандарта «Педагог», внесение поправок в закон «Об образовании в Российской Федерации», связанных с усилением роли воспитания в образовательных организациях, определяют изменения в профессиональной подготовке будущих педагогов к воспитательной деятельности. Однако данные исследований лаборатории развития личности в образовании Института стратегии развития образования Российской академии образования, анализ образовательных программ педагогических вузов, позволяют констатировать предметную ориентированность содержания теоретического обучения и производственных практик, отсутствие проработанной, системной, ценностно ориентированной подготовки к воспитательной деятельности, которая бы позволила сформировать основы личностно-профессиональной позиции у будущих педагогов как воспитателей. Опросы молодых учителей показывают, что они испытывают затруднения в решении задач воспитания: в организации проблемного общении с детьми, в применении технологии педагогической поддержки, в сопровождении ученического самоуправления, детско-юношеских объединений, во взаимодействии с родителями и другими субъектами воспитания. В связи с этим, стоит обратить внимание на международный опыт «умного волонтерства», отечественные практики добровольчества в обучении специалистов социономических профессий. Включение студентов в волонтерство профессиональной направленности в период обучения в вузе можно рассматривать как вариант интеграции формального и неформального образования, погружения будущих педагогов в контекст реальной профессиональной деятельности. В данной статье представлено обоснование потенциала педагогического волонтерства как дополнительного средства подготовки будущих педагогов к решению профессиональных задач в сфере воспитания. Определены практико-ориентированные формы, способы, содержание, условия подготовки студентов к воспитательной деятельности в волонтерском объединении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ляшенко Мария Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POTENTIAL OF PROFESSIONAL VOLUNTEERING IN THE PREPARATION OF FUTURE TEACHERS FOR EDUCATIONAL ACTIVITIES

The introduction of the professional standard "Teacher", amendments to the law "On Education in the Russian Federation" related to the strengthening of the role of education in educational organizations determine changes in the professional training of future teachers for educational activities. However, the research data of the Laboratory of Personality development in Education of the Institute of Educational Development Strategy of RAO, the analysis of educational programs of pedagogical universities, allow us to state the subject orientation of the content of theoretical training and production practices, the lack of a well-developed, systematic, value-oriented preparation for educational activities, which would allow the formation of the foundations of the personal and professional position of future teachers as educators. Surveys of young teachers show that they have difficulties in solving educational tasks: in organizing problematic communication with children, in using pedagogical support technology, accompanied by student self-government, children's and youth associations, in interaction with parents and other subjects of education. In this regard, it is worth paying attention to the international experience of "smart volunteering", domestic practices of volunteering in the training of specialists in socionomic professions. The inclusion of students in professional volunteering during their studies at the university can be considered as an option for integrating formal and non-formal education, immersing future teachers in the context of real professional activity. This article presents a justification of the potential of pedagogical volunteering as an additional means of preparing future teachers to solve professional tasks in the field of education. The practice-oriented forms, methods, content, conditions for preparing students for educational activities in a volunteer association are determined.

Текст научной работы на тему «ПОТЕНЦИАЛ ВОЛОНТЕРСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2022, №6, Том 10 / 2022, No 6, Vol 10 https://mir-nauki.com/issue -6-2022. html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/71PDMN622.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Ляшенко, М. И. Потенциал волонтерства профессиональной направленности в подготовке будущих педагогов к воспитательной деятельности / М. И. Ляшенко // Мир науки. Педагогика и психология. — 2022. — Т. 10. — № 6. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/71PDMN622.pdf

For citation:

Lyashenko M.I. The potential of professional volunteering in the preparation of future teachers for educational activities. World of Science. Pedagogy and psychology. 2022; 10(6): 71PDMN622. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/71PDMN622.pdf. (In Russ., abstract in Eng.).

Ляшенко Мария Игоревна

ФГАУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет» Соликамский государственный педагогический институт, Соликамск, Россия Старший преподаватель кафедры «Педагогики и психологии»

E-mail: Mariya852@mail.ru РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author profile.asp?id=933891

Потенциал волонтерства профессиональной направленности в подготовке будущих педагогов к воспитательной деятельности

Аннотация. Внедрение профессионального стандарта «Педагог», внесение поправок в закон «Об образовании в Российской Федерации», связанных с усилением роли воспитания в образовательных организациях, определяют изменения в профессиональной подготовке будущих педагогов к воспитательной деятельности. Однако данные исследований лаборатории развития личности в образовании Института стратегии развития образования Российской академии образования, анализ образовательных программ педагогических вузов, позволяют констатировать предметную ориентированность содержания теоретического обучения и производственных практик, отсутствие проработанной, системной, ценностно ориентированной подготовки к воспитательной деятельности, которая бы позволила сформировать основы личностно-профессиональной позиции у будущих педагогов как воспитателей. Опросы молодых учителей показывают, что они испытывают затруднения в решении задач воспитания: в организации проблемного общении с детьми, в применении технологии педагогической поддержки, в сопровождении ученического самоуправления, детско-юношеских объединений, во взаимодействии с родителями и другими субъектами воспитания.

В связи с этим, стоит обратить внимание на международный опыт «умного волонтерства», отечественные практики добровольчества в обучении специалистов социономических профессий. Включение студентов в волонтерство профессиональной направленности в период обучения в вузе можно рассматривать как вариант интеграции формального и неформального образования, погружения будущих педагогов в контекст реальной профессиональной деятельности.

В данной статье представлено обоснование потенциала педагогического волонтерства как дополнительного средства подготовки будущих педагогов к решению профессиональных задач в сфере воспитания. Определены практико-ориентированные формы, способы,

содержание, условия подготовки студентов к воспитательной деятельности в волонтерском объединении.

Ключевые слова: волонтерство профессиональной направленности; педагогическое волонтерство; профессиональная подготовка будущих педагогов; воспитательная деятельность; дети; нуждающиеся в педагогической поддержке

Введение (актуальность)

Внедрение профессионального стандарта «Педагог», внесение поправок в закон «Об образовании в Российской Федерации» повлияли на статус воспитательной деятельности педагога в образовательной организации; определили повышение требований к качеству профессиональной подготовки будущих педагогов в сфере воспитания. Однако данные исследований лаборатории развития личности в образовании Института стратегии развития образования РАО [1], собственные исследования автора[2] статьи, а также результаты опросов, проведенных среди студентов и молодых учителей (Н.Ф. Логинова [3]; Н.М. Пушкина, И.И. Ушатикова [4]), показывают, что у респондентов наблюдается низкая самооценка своих профессиональных компетенций в воспитательной деятельности. Наибольшие затруднения молодые педагоги испытывают в общении с «трудными» детьми и подростками, в применении технологии педагогической поддержки, в организации взаимодействия с другими субъектами воспитания (родителями, работодателями, партнерами). Данная проблема, по мнению многих исследователей, это следствие отсутствия системной подготовки студентов педагогического вуза к воспитательной деятельности. Кроме того, наблюдается предметная ориентированность содержания теоретического обучения и производственных практик в педагогическом вузе; отсутствие в образовательных программах полноценных модулей «Воспитательная деятельность» (Л.В. Байбородова, М.В. Груздев, И.Г. Харисова[5]); преобладание репродуктивных методов обучения, недостаточное внимание к методам развития рефлексивных навыков, навыков проектирования воспитывающей среды; недостаток программного и учебно-методического обеспечения, соответствующего реальной воспитательной практике (Н.Л. Селиванова, П.В. Степанов, И.В. Степанова [1]). Поэтому сегодня для научно-педагогического сообщества как никогда актуален вопрос о поиске эффективных форм, средств, методов подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности, учитывающих тенденции развития образовательного пространства (практико- и средоориентированность, непрерывность, интеграция формального и неформального образования), специфику воспитательной деятельности, современные подходы к изучению детства.

Мы предполагаем, что педагогическое волонтерство, как добровольная безвозмездная общественно полезная деятельность молодежи, направленная на решение задач воспитания и обучения детей, обладает потенциалом в подготовке будущих педагогов к воспитательной деятельности.

На сегодняшний день имеется значительное количество исследований, подтверждающих эффективность волонтерской деятельности в подготовке специалистов «помогающих» (социономических) профессий — социальных работников (Л.В. Болотова1, Л.В. Вандышева [6], С.Г. Екимова2), социальных педагогов (Е.Ф. Зачиняева [7], О.Р. Данилова

1 Болотова Л.В. Добровольческая деятельность как ресурс социальной работы учеб.-метод. пособие / Т.П. Дьячек, Л.В. Болотова. Тамбов Изд-во: ТГУ, 2007. 65 с.

2 Екимова С.Г. Волонтерская деятельность как ресурс личностно-профессионального развития будущих специалистов по социальной работе: дис. ... канд. пед. наук. Хабаровск, 2010. 226 с.

[8], В.Р. Каримов [9]), психологов (Н.В. Вязова [10]), врачей (Н.А. Агеева [11]), спасателей (П.В. Родионов [12]), тренеров и инструкторов по физической культуре (С.М. Ахметов, А.Г. Василиади, Ю.К. Чернышенко [13]).

В педагогических исследованиях чаще всего делается акцент на подготовке студентов к волонтерской деятельности в целом, без выделения конкретного направления (событийное, экологическое, социальное, в сфере культуры и др.) или же волонтерство рассматривается как элемент социализации, способ самореализации студенческой молодежи в социально значимой деятельности.

К.А. Бочко [14], Л.С. Макерова [15], Н.И. Рябкова [16] отмечают, что педагогическое волонтерство за рубежом — это уже устоявшаяся практика. Волонтерская деятельность профессиональной направленности активно используется в высших учебных заведениях, колледжах и даже в школах США и стран Европы уже более 20 лет. Данную социальную практику называют обучение через волонтерство или умное волонтерство (service learning) (McIlrath L. [17]) как сочетание добровольческой деятельности и практики, где обучающиеся получают знания и развиваются через активное участие в волонтерских проектах, отвечающих нуждам и потребностям конкретного микрорайона (территории), группы населения. По словам Л.С. Макеровой, большинство добровольцев в других странах работают именно в области образования, реализуют добровольческие проекты, направленные на педагогическую помощь детям и молодежи. Подтверждение этому мы можем найти в публикациях зарубежных авторов R. Ferreria [18], D. Haski-Leventhas [19], Ch. Pickles [20] и др. Исследователи делают акцент на преимуществе именно молодежного, студенческого добровольчества в работе с детьми и подростками. Подопечным проще установить контакт с добровольцами, которые не так далеки от них по возрасту, которые понимают контекст их культуры. Волонтеры способны создать детско-взрослую общность на основе неформального, недирективного общения; они не отягощены «устоявшимися шаблонами педагогической деятельности», способны быстро адаптировать традиционные формы работы под конкретную детскую аудиторию.

Впервые понятие «педагогическое волонтерство» встречается в исследовании Е.В. Акимивой3, определяется как практическая и теоретическая готовность волонтеров к решению воспитательных задач. В определении понятия отсутствует главная составляющая — непосредственная деятельность волонтеров. Попытки осмысления и интерпретации понятия мы обнаруживаем в работах К.А. Бочко. Исследователь определяет педагогическое волонтерство как «оказание педагогической помощи, связанной с образованием, воспитанием и социализацией детей, без принятия во внимание эффектов данной деятельности для самих волонтеров [14, с. 118]». На наш взгляд, изучение эффектов педагогического волонтерства для добровольцев не менее важно, так как позволяет наиболее полно раскрыть его потенциал как средства профессиональной подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности.

Традиционно профессиональная подготовка в педагогическом вузе рассматривается в логике формального образования (А.Ю. Дроботенко [21]). Структуры неформального образования (клубы, объединения по интересам, органы студенческого самоуправления и др.) относятся к внеучебной деятельности. А.М. Макарский, Н.Е. Самсонова [22] считают, что в настоящее время происходит трансформация формальных образовательных практик в неформальные. Поэтому в волонтерском объединении можно реализовать программы неформального образования на основе проектной деятельности и учения в реальной жизни. Мы полагаем, что данная позиция отражает перспективное направление развития педагогического образования в России.

3 Акимова Е.В. Педагогической волонтерство в деятельности детско-молодежных объединений: дис. ... канд. пед. наук / Акимова Елена Владимировна. Рязань. 2006. 177 с.

Цель, материалы и методы исследования

Цель исследования: теоретически обосновать потенциал педагогического волонтерства и разработать модель подготовки волонтеров-будущих педагогов к воспитательной деятельности.

Задачи:

• выявить факторы, снижающие качество подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности;

• определить характеристики педагогического волонтерства, которые способны компенсировать имеющиеся недостатки формального образования в подготовке студентов педагогических вузов к воспитательной деятельности;

• проанализировать результаты анкетирования студентов педагогических вузов в период с 2015 по 2021 гг.) и определить востребованность педагогического волонтерства среди студентов как дополнительного средства для получения опыта решения профессиональных задач воспитания;

• описать модель подготовки волонтеров-будущих педагогов к воспитательной деятельности, способную реализовать потенциал педагогического волонтерства.

Для решения задач исследования использовались:

• отечественные и зарубежные научные публикации, психолого-педагогические исследования, посвященные анализу практик волонтерства профессиональной направленности; вопросам профессиональной подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности; программно-методическое обеспечение 12 педагогических вузов (учебные планы, программы дисциплин и практик);

• результаты опроса студентов педагогических вузов с 2015 по 2021 гг. (общий объем выборки — 1113 чел., из них 2015 году опрошено 789 чел., в период с 2016 по 2021 гг. — 324 чел.);

• результаты наблюдений за студентами в ходе реализации модели подготовки волонтеров к воспитательной деятельности на базе Соликамского государственного педагогического института (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Пермский государственный национальный исследовательский университет» в период с 2016 по 2021 гг.

Методы исследования: анализ научной и методической литературы, программно-методического обеспечения педагогических вузов, анкетирование, количественный и качественный анализ, моделирование, наблюдение.

Результаты и их обсуждение

Далее представим некоторые результаты исследования, которые позволили сформулировать выводы о потенциале педагогического волонтерства в подготовке будущих педагогов к воспитательной деятельности. В определении понятия потенциал мы следуем позиции В.А. Митраховича [23], который рассматривает его как атрибут бытия; как присущее человеку, социуму, социально значимым предметам, явлениям, процессам свойство иметь определенные возможности, способности осуществлять какую-либо деятельность, иметь ресурсы для реализации усилий, преобразования условий.

Таблица 1

Потенциал педагогического волонтерства в подготовке будущих педагогов к воспитательной деятельности

Аспект профессиональной подготовки будущих педагогов Проблемы профессиональной подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности Потенциал педагогического волонтерства в подготовке будущих педагогов к воспитательной деятельности

Про фессиональная подготовка как цель В рамках профессиональной подготовки в педагогическом вузе сложно говорить о формировании у студентов основ личностно-профессиональной позиции педагога как воспитателя. Педагогическое волонтерство — это практика подвижничества, педагогической помощи и поддержки детей, нуждающихся в ней. Включенность студента в педагогическое волонтерство напрямую или опосредованно способствует пониманию своих мотивов, выработке личностных смыслов по отношению к добровольческой воспитательной деятельности, к детям, позволяет определить значимость собственных действий для самого себя как личности и будущего педагога, для целевой аудитории (детей) и социума.

Профессиональная подготовка как процесс В образовательных программах педагогических вузов приоритет отдается подготовке педагога-предметника. При этом имеющиеся программы модулей, дисциплин, которые, так или иначе, имеют отношение к воспитательной деятельности, ориентированы на подготовку студентов к выполнению отдельных трудовых действий в сфере воспитания. Добровольный выбор студентами педагогического волонтерства на этапе профессиональной подготовки в вузе способствует формированию представлений об особенностях воспитательной деятельности, ее рисках, позволяет соотнести свои возможности и способности с требованиями реальной практики воспитания, самостоятельно выстроить тактику и стратегию взаимодействия с различными субъектами воспитания.

В рамках формального педагогического образования на подготовку к воспитательной деятельности отводится небольшой объем учебной (теоретической и практической) работы. Педагогическое волонтерство как вид неформального образования не имеет жестких регламентов, формализации и способен восполнить дефицит теории и практики воспитательной деятельности. Студент вне зависимости от курса обучения по собственному желанию может решать различные задачи воспитания в микросоциуме на основе самостоятельно разработанных проектов, получать непрерывный опыт воспитательной деятельности в том объеме, формах, которые для него интересны.

В процессе подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности преобладают репродуктивные методы обучения, со стороны преподавателей преобладает интерес к различным формам обучения в ущерб содержанию, недостаточно внимания уделяется рефлексивные методам обучения студентов. Педагогическое волонтерство предполагает совместную деятельность преподавателей и специалистов вуза, социальных партнеров и студентов-будущих педагогов. Неформальная, нерегламентированная коммуникация студентов в сфере будущей профессиональной деятельности с различными субъектами — это продуктивное обучение на основе проектной деятельности. Проектные продукты интегрируют содержание полученной общепедагогической подготовки, субъектный опыт и практическую деятельность.

Приоритет в организации внеучебной деятельности — организация досуга, развлечения студентов, стихийное выполнение показателей в рамках реализации стратегии в сфере молодежной политики. Профессиональная направленность и социальная ориентированность педагогического волонтерства создает возможности для выбора круга общения, решения проблем своего образования, организации досуга и определения ценностных ориентиров, что соответствует потребностям студенческой молодежи.

Профессиональная подготовка будущих педагогов как результат Неготовность выпускников педагогических вузов к воспитательной деятельности. Участие в педагогическом волонтерстве позволяет студентам приобрести знания и опыт в условиях реальной воспитательной деятельности; использовать результаты своей деятельности для выполнения практических заданий по изучаемым дисциплинам, курсовых и выпускных квалификационных работ; способствует профессиональному самоопределению и выбору приоритетов в собственной педагогической деятельности.

Составлено автором

Страница 5 из 11

71PDMN622

Издательство «Мир науки» \ Publishing company «World of science» http://izd-mn.com

В рамках изучения проблем подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности был произведен анализ профессиональной подготовки в вузе с позиции традиционного подхода как цели, процесса и результата. Источниками анализа стали педагогические исследования (Л.В. Байбородовой, Ю.Б. Дроботенко, М.В. Груздева, И.Г. Харисовой, Н.Л. Селивановой, П.В. Степанова, И.В. Степановой и др.) методическая литература, нормативные документы, программно-методическое обеспечение образовательного процесса 12 педагогических вузов в 8 федеральных округах, в их числе Московский, Воронежский, Новосибирский, Алтайский, Армавирский и другие педагогические университеты. В рамках исследования мы обращали внимание на содержание и объем теоретической подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности, учебных и производственных практик.

В таблице 1 представлено описание потенциала педагогического волонтерства, который может способствовать нейтрализации недостатков профессиональной подготовки студентов к воспитательной деятельности через объединение ресурсов формального и неформального образования (добровольческой деятельности профессиональной направленности).

В рамках исследования также проводился опрос студентов методом раздаточного анкетирования и заполнения анкет в социальных сетях для того, чтобы понять, насколько педагогическое волонтерство востребовано среди обучающихся педагогических вузов, какие факторы оказывают влияние на выбор добровольческой воспитательной деятельности с детьми, нуждающимися в педагогической поддержке.

Анкетирование проводилось в 2015 году среди студентов [2], обучающихся на педагогических специальностях. География опроса — 4 федеральных округа (Центральный, Северо-Западный, Приволжский, Уральский). Объем выборки — 789 человек.

Большинство опрошенных (более 60 %) выразили готовность к педагогическому волонтерству. Респонденты демонстрируют понимание высокой социальной значимости данной деятельности, необходимости ее осуществления на систематической основе, способны дать оценку возможным затруднениям в рамках работы с детьми, нуждающимися в педагогической поддержке. Однако готовность к действию не всегда переходит к непосредственной деятельности. Всего 23 % будущих педагогов подтвердили, что имеют реальный опыт добровольческой деятельности в сфере воспитания и обучения, оказания педагогической помощи детям.

Опрос также позволил понять, что альтруистическая мотивация к добровольческой воспитательной деятельности («желание помочь нуждающимся», «помочь детям»), которую выбрали 52,7 % студентов, не достаточно устойчива. В случае появления трудностей, при отсутствии комфортных условий («хорошая организация деятельности», «оборудование», «удобное расположение площадки», «интересная, приятная команда») 48,2 % потенциальных волонтеров будут рассматривать возможность для отказа от деятельности. В числе демотивирующих факторов к педагогическому волонтерству были выделены также отсутствие предварительной подготовки (обучения); отсутствие сопровождения волонтерской деятельности, недостаток возможностей для самореализации.

Важно отметить, что более 70 % респондентов готовы дополнительно обучаться, прежде чем приступить к волонтерской деятельности. 37,9 % студентов рассматривают социальные практики в добровольческом объединении как одну из наиболее эффективных форм подготовки к решению профессиональных задач воспитания и обучения.

В последующие годы (2016-2020 гг.) исследование востребованности педагогического волонтерства продолжалось. Было заполнено 324 анкеты (Приволжский, Уральский и Южный федеральный округ). В сравнении с данными 2015 года, в 2020 г. на 20 % выросло количество

студентов, включенных в практику педагогического волонтерства. Значительный прирост волонтеров в данном направлении наблюдался весной-летом 2020 года в период эпидемиологических ограничений, связанных с высокой заболеваемостью COVID-19 и переходом на длительное дистанционное обучение.

Полученные в ходе исследования данные о проблемах подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности, о востребованности и готовности к педагогическому волонтерству позволили скорректировать деятельность студенческих добровольческих объединений в Соликамском государственном педагогическом институте (филиале) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Пермский государственный национальный исследовательский университет» (далее СГПИ филиал ПГНИУ).

С целью вовлечения будущих педагогов в добровольческую воспитательную деятельность на этапе вузовской подготовки и создания условий для овладения ими способами решения задач воспитания в реальных условиях автором исследования была разработана модель подготовки волонтеров к воспитательной деятельности.

Прежде всего, следует отметить, что в модели отражаются идеи непрерывности развития, приращения знаний, умений, навыков волонтеров-будущих педагогов в решении комплекса задач воспитания (видеть ребенка в воспитательной деятельности, проектировать и осуществлять воспитательную деятельность, устанавливать взаимодействие с другими субъектами и социальными партнерами, использовать педагогический потенциал среды, анализировать собственную деятельность и проектировать самообразование) [24]; надпредметности — подготовка требует привлечения знаний из различных научных и предметных областей (педагогика, психология, культурология, краеведение и др.). Содержание подготовки студентов-волонтеров и использование ресурсов конкретных предметных областей может варьироваться в зависимости от уже имеющихся знаний и опыта работы с детьми.

Согласно модели добровольцы проходят 4 взаимосвязанных этапа подготовки: I — теоретико-методический; II — проектный, III — деятельностно-практический; IV — последействия (профессионального самоопределения). Каждый этап решает конкретные задачи в соответствие с общей целью, логикой развития модели и имеет свое содержание.

На первом этапе студенты-волонтеры осваивают теорию, отражающую цели, принципы, закономерности воспитательной деятельности, методики педагогической поддержки детей и подростков, технологии проектирования воспитательной работы в разновозрастном объединении детей по месту жительства. На этапе проектирования, добровольцы самостоятельно разрабатывают воспитательные проекты с учетом особенностей контингента детей, социально-культурной среды территории, возможностей социальных партнеров. Деятельностно-практический этап предполагает непосредственную воспитательную работу волонтеров с детьми, нуждающимися в педагогической поддержке, в каникулярный период по месту жительства. На этапе последействия (профессионального самоопределения) организаторы волонтерской деятельности помогают студентам-волонтерам осмыслить их собственный опыт воспитания, консультируют по вопросам оформления результатов воспитательных проектов в виде курсовых, выпускных квалификационных работ, научных статей. Волонтеры, оканчивающие обучение в педагогическом вузе, получают консультации, определяются в выборе дальнейшего профессионального пути и приоритетов профессиональной педагогической деятельности. Последовательное движение студента-волонтера от одного этапа к другому позволяет ему пройти путь от организатора отдельных досуговых мероприятий до педагога, осуществляющего осознанную, осмысленную воспитательную деятельность.

Данная модель имеет локальный характер, так как учитывает особенности подготовки волонтеров в конкретной образовательной организации и поэтому может претерпеть некоторые изменения при внедрении в другом вузе. В связи с чем, разработанную модель также можно назвать динамичной, гибкой — она способна быстро «реагировать» и учитывать изменения внешней среды (изменение в запросе общества на решение конкретных проблем воспитания детей, изменения в нормативных требованиях к организации воспитательной деятельности, подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности и др.).

За пятилетний период (2016-2021 гг.) в волонтерском объединении СГПИ филиала ПГНИУ было обучено 203 студента, из них 83,7 % реализовали свои воспитательные проекты не менее 2-х раз. Трудоустроились по окончанию вуза в образовательные организации общего и дополнительного образования — 69 %. Эффективность работы выпускников, прошедших через школу педагогического волонтерства, подтверждается положительными отзывами со стороны работодателей, родителей и детей (в том числе в социальных сетях и СМИ).

Не менее значимый результат исследования — наличие наблюдаемых положительных педагогических и социальных эффектов по итогам реализации волонтерами своих воспитательных проектов. Прежде всего, следует отметить, что за пять лет более 600 детей Соликамского городского округа стали участниками программ воспитательной работы волонтеров, из них 60 % детей, посещали площадки в течение нескольких летних сезонов [25]. По результатам опросов дети возвращаются на площадки в большинстве случаев к добровольцам, которым удалось организовать совместную ценностно насыщенную, событийную деятельность, наладить доверительные отношения с подопечными.

Можно выделить некоторые социальные эффекты реализованных волонтерами воспитательных проектов — занятость детей в летний период, отсутствие правонарушений среди воспитанников в период функционирования площадок; налажено взаимодействие с родителями подопечных, продуктивность объединения ресурсов волонтеров, родителей, учреждений образования, общественных фондов в решении социально значимой задачи воспитания детей.

Многолетний опыт сопровождения педагогического волонтерства в вузе показывает, что подобная практика может решить проблему подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности через органичное включение обучающей и реальной воспитательной деятельности студентов-волонтеров в процесс профессиональной подготовки. Студенты педагогического вуза в «полевых» условиях приобретают компетентность в решении профессиональных задач воспитания на основе интеграции формального и неформального образования.

В контексте данного исследования потенциал педагогического волонтерства в подготовке будущих педагогов к воспитательной деятельности может быть реализован при условии организации дополнительной подготовки в волонтерском объединении; добровольного, осмысленного включения студентов в воспитательную работу с детьми, нуждающимися в педагогической поддержке, во внеучебное время на основе самостоятельно разработанных воспитательных проектов, учитывающих специфику детской аудитории, социокультурные условия их развития и возможности социальных партнеров.

Результаты исследования могу быть использованы для разработки методологии и методики практической подготовки педагогов к воспитательной деятельности, для интеграции волонтерства профессиональной направленности в образовательный процесс вуза.

Заключение

ЛИТЕРАТУРА

1. Селиванова Н.Л., Степанов П.В., Степанова И.В. Теоретические основы подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в системе общего и дополнительного образования // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология, 2018. № 49. С. 39-48.

2. Ляшенко М.И. Готовность студенческой молодежи к волонтерской работе с детьми «группы риска» // Успехи современной науки и образования. 2016. № 11. С.173-177.

3. Логинова Н.Ф. Профессиональное становление молодых педагогов: ситуация, способы действия и перспективы // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. № 3(36). 2018. С. 92-101.

4. Ушатикова И.И., Пушкина Н.М. Повышение значимости профессий учителя для студентов педагогических специальностей — актуальная задача современного вуза // Научный журнал «Вестник Челябинского государственного педагогического университета». Челябинск. № 12. 2012. С. 119-128.

5. Байбородова Л.В., Груздев М.В., Харисова И.Г. Подготовка будущих педагогов к воспитательной деятельности // Ярославский педагогический вестник. № 2. 2018. С.17-25.

6. Вандышева Л.В. Социальное образование: дидактика организации волонтерства: монография. Самара: Изд-во «Самарский университет». 2016. 272 с.

7. Зачиняева Е.Ф. Феномен волонтерских педагогических практик в аспекте профессиональной идентификации студентов // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия гуманитарные науки, 2012. № 2. С. 16-19.

8. Данилова O.P. Технология формирования профессиональной компетентности будущих социальных педагогов в волонтерской деятельности и условия ее реализации. Вестник ЧПГУ, 2011. № 4. С. 41-52.

9. Каримов В.Р. Развитие волонтерской компетенции студентов педагогических вузов: монография / Е.Ю. Никитина, В.Р. Каримов. М.: АПК и ПРО, 2011. 194 с.

10. Вязова, Н.В. Профессиональное волонтерство как средство формирования личностного компонента готовности будущего психолога к инновационной деятельности // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2008. № 1. С. 24-33.

11. Агеева Н.А. Профессиональное волонтерство как эффективное средство социализации студенчества // Гуманитарные научные исследования, 2015. № 1. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/01/9189 (Дата обращения 09.09.2022).

12. Родионов П.В. Профессиональные пробы студентов в волонтерской организации // Вестник ТГПУ. 2018. № 7(196). С. 195-201.

13. Ахметов С.М. Чернышенко Ю.К. Василиади А.Г. Образовательно-воспитательная среда профессионально-ориентированной волонтерской подготовки студентов Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма // Физическая культура, спорт — наука и практика. № 3. 2016. С. 60-66.

14. Бочко К.А. Педагогическая деятельность волонтеров в России и за рубежом: теория и практика // Известия РГПУ имени А.И. Герцена, 2019. № 193. С. 172— 186.

15. Макерова Л.С. Добровольческая деятельность в Германии: история и современность // Студенческая наука и XXI век, 2018. № 16-1. С. 216-218.

16. Рябкова Н.И. Волонтерская деятельность как компонент образовательного процесса // Всероссийский научно-практический журнал «Волонтер», 2019. № 4. С. 21-39.

17. McIlrath, L. (2019) Embedding Service-Learning in European Higher Education, 2019. 250 p.

18. Ferreria R. Building networks of care: volunteers partnering with teachers in supporting vulnerable children // Procedia — Social and Behavioral Sciences, 2013. P. 585-590.

19. Haski-Leventhas D. Youth volunteering for youth: Who are they serving? How are they being served? // Children and Youth Services Review. 2008. P. 834-846.

20. Pickles Ch. Breakthrough Britain: Dying to Belong. Centre for Social Justice. London, 2009, 300 p.

21. Дроботенко Ю.Б. Аспектный анализ понятия профессиональной подготовки в педагогическом вузе // Современные исследования социальных проблем (Электронный научный журнал). 2015. № 12(56). С. 53-72.

22. Самсонова Н.Е., Комиссарова Т.С., Макарский А.М. Неформальное образование как современный тренд развития образовательных систем // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Современное географическое образование: проблемы и перспективы развития», Москва, 2018. С.36-42.

23. Митрахович В.А. Потенциал как педагогическая категория // Известия ВГПУ, 2008. С. 16-20.

24. Компетентностный подход в педагогическом образовании: коллективная монография / Под ред. проф. В.А. Козырева, проф. Н.Ф. Родионовой и проф. А.П. Тряпицыной. Спб.: Изд-во РГПУ имени А.И. Герцена, 2008. 392 с.

25. Ляшенко М.И. Оценка результатов воспитательной деятельности волонтеров на досуговых площадках по месту жительства// Мир педагогики и психологии, 2021. № 12(65) [Электронный ресурс]. URL: https://scipress.ru/pedagogy/articles/otsenka-rezultatov-vospitatelnoj-deyatelnosti-volonterov-na-dosugovykh-ploshhadkakh-po-mestu-zhitelstva.html (Дата обращения 24.12.2022).

Lyashenko Maria Igorevna

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Perm State National Research University Solikamsk State Pedagogical Institute, Solikamsk, Russia

E-mail: Mariya852@mail.ru RSCI: https://www.elibrary.ru/author profile.asp?id=933891

The potential of professional volunteering in the preparation of future teachers for educational activities

Abstract. The introduction of the professional standard "Teacher", amendments to the law "On Education in the Russian Federation" related to the strengthening of the role of education in educational organizations determine changes in the professional training of future teachers for educational activities. However, the research data of the Laboratory of Personality development in Education of the Institute of Educational Development Strategy of RAO, the analysis of educational programs of pedagogical universities, allow us to state the subject orientation of the content of theoretical training and production practices, the lack of a well-developed, systematic, value-oriented preparation for educational activities, which would allow the formation of the foundations of the personal and professional position of future teachers as educators. Surveys of young teachers show that they have difficulties in solving educational tasks: in organizing problematic communication with children, in using pedagogical support technology, accompanied by student self-government, children's and youth associations, in interaction with parents and other subjects of education.

In this regard, it is worth paying attention to the international experience of "smart volunteering", domestic practices of volunteering in the training of specialists in socionomic professions. The inclusion of students in professional volunteering during their studies at the university can be considered as an option for integrating formal and non-formal education, immersing future teachers in the context of real professional activity.

This article presents a justification of the potential of pedagogical volunteering as an additional means of preparing future teachers to solve professional tasks in the field of education. The practice-oriented forms, methods, content, conditions for preparing students for educational activities in a volunteer association are determined.

Keywords: professional volunteering; pedagogical volunteering; professional training of future teachers; educational activities; children in need of pedagogical support

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.