Научная статья на тему 'ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ИНФОРМАТИКА" В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ'

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ИНФОРМАТИКА" В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
348
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИНФОРМАТИКА / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тихонов Юрий Алексеевич, Крайнова Екатерина Анатольевна, Снадченко Светлана Валерьевна

Рассматривается воспитательный потенциал учебной дисциплины «Информатика» на основе компетентностного подхода. Обосновывается необходимость формирования информационной компетенции как важнейшего показателя воспитания личностных качеств обучающихся вуза в современных условиях информатизации образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тихонов Юрий Алексеевич, Крайнова Екатерина Анатольевна, Снадченко Светлана Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL POTENTIAL OF EDUCATIONAL DISCIPLINE "INFORMATICS" IN CONDITIONS OF INFORMATIZATION OF EDUCATION

The article considers the educational potential of the discipline "Informatics" based on the competence approach. The article substantiates the need to form information competence as the most important indicator of the education of personal qualities of University students in modern conditions of Informatization of education.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ИНФОРМАТИКА" В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ»

Педагогика

УДК 376.1

кандидат экономических наук, доцент Тихонов Юрий Алексеевич

Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Сызрань); кандидат педагогических наук, доцент Крайнова Екатерина Анатольевна Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Сызрань); преподаватель Снадченко Светлана Валерьевна

Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Сызрань)

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНФОРМАТИКА» В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Рассматривается воспитательный потенциал учебной дисциплины «Информатика» на основе компетентностного подхода. Обосновывается необходимость формирования информационной компетенции как важнейшего показателя воспитания личностных качеств обучающихся вуза в современных условиях информатизации образования.

Ключевые слова: воспитательный потенциал, информатика, информационная компетентность, личностные качества.

Annotation. The article considers the educational potential of the discipline "Informatics" based on the competence approach. The article substantiates the need to form information competence as the most important indicator of the education of personal qualities of University students in modern conditions of Informatization of education.

Keywords: educational potential, Informatics, information competence, personal qualities.

Введение. Структура воспитательной работы вуза в текущих социально-культурных условиях основывается: в содержательной части - на базовых общекультурных и общеобразовательных компетенциях; в части технологии - на реализации следующих направлений воспитательного процесса: а) реализации в образовательном процессе на основе компетенций воспитательных возможностей изучаемых дисциплин; б) реформировании подходов и повышении эффективности воспитательной составляющей внеучебной деятельности обучающихся; в) обеспечение на организационном, методическом и нормативном уровнях тесного взаимодействия участников воспитательного процесса как внутри вуза, так и за его пределами [3].

Анализ первого направления, по мнению Горшковой М.А. [3] (реализации в образовательном процессе на основе компетенций воспитательных возможностей изучаемых дисциплин) позволяет констатировать, что у большей части педагогов отсутствует стремление реализовать воспитательные возможности изучаемых дисциплин, признавать их важным базовым элементом воспитания личностных качеств обучающихся; недооценивается значимость материала учебной дисциплины, а также методов и форм ее изучения, на основе которых формируются ценностные ориентиры в сознании обучающегося; декларируется подход обучения на основе компетенций без понимания глубинного смысла дефиниции «компетенция», который следует понимать не только как совокупность умений и знаний, но и как развитие личностных качеств обучающихся необходимых для формирования гражданских компетенций; отсутствует понимание необходимости формирования в приоритетном порядке нравственно-духовных ценностей с целью воспитания достойных граждан.

Изложение основного материала статьи. Главным ориентиром образования в современных условиях общественного развития является формирование потенциала личности, ориентированного на постоянное развитие и изменение в течение всей жизни. В формировании личностного потенциала важную роль играет процесс приобретения высшего профессионального образования, в котором ведущая роль отводится образовательному учреждению, которое выбирает выпускник школы. Высшее учебное заведение, организовывая необходимые образовательные условия обучения выпускника школы, реализует социально важную воспитательную функцию.

Необходимо по-другому взглянуть на миссию, которую выполняет высшее профессиональное образование в нашем обществе на современном этапе, его воспитательном компоненте. Высшее профессиональное образование является общественным институтом и отвечает за развитие обучающегося, прежде всего, как личности и поэтому должно по-новому выполнять свое учебно-воспитательное предназначение.

В сфере образования возникают кризисные моменты, причиной которых является помимо экономических проблем отсутствие конкретных программ и эффективных форм и методов воспитательной деятельности. В своей работе Фешина Е.В. выделяет задачи, которые стоят перед учебными заведениями РФ, особенно в сфере высшего образования, а именно обеспечение высокого качества образования для подготовки высококлассных специалистов; побуждение обучающихся к активности в процессе обучения, их готовность постоянно получать новые знания и совершенствовать свои навыки, участвовать в развитии научной деятельности вуза [6]. Высшие учебные заведения должны не только готовить специалистов в той или иной области, но и быть местом культурного и нравственного развития. Это требует создания в вузе культурной среды представляющей собой соединение общественных структур, воспитательных методик, ценностных ориентиров и принципов. На этой основе можно создать социально-культурное пространство, которое позволяет взаимодействовать с обучающимся и формировать необходимые личностные и профессиональные качества.

Несомненно, такая работа проводится в вузах, но в большинстве случаев не имеет системного характера. В области воспитания в высших учебных заведениях существуют следующие проблемы: отсутствуют разработанные методики и стандартные формы проведения воспитательной работы; невысокий уровень необходимой подготовки специалистов осуществляющих воспитательную деятельность; недостаточное финансирование мероприятий в области воспитательной деятельности и т.д.

В области воспитательной деятельности высших учебных заведений в данный момент времени в

результате информатизации образования появились новые формы и методы работы с обучающимися. Повсеместное применение информационно-коммуникационных технологий начинает играть важное значение в формировании личных качеств обучающихся [5].

В настоящее время воспитательный процесс в высшем учебном заведении должен быть направлен на формирование личности имеющий высокий образовательный и научный потенциал. Для этого нужно отходить от устаревших подходов в воспитательном процессе. Выпускники школ поступающие в вузы стремятся к изучению и применению различных технических инноваций, поэтому их необходимо использовать в воспитании.

Проникновение телекоммуникационных технологий во все области деятельности человека способствуют быстрому распространению информационных потоков и формированию общемирового информационного пространства. Перед высшим профессиональным образованием в настоящее время стоит задача по воспитанию необходимых качеств личности подготовленных специалистов, которым предстоит жить и работать в глобальной системе интенсивного обмена информацией. Процессы, которые происходят в обществе напрямую связаны с глобализацией и повсеместному внедрению информационных телекоммуникационных технологий, что в свою очередь требует повсеместного внедрения базового процесса автоматизации.

Данный процесс требует приобретения и совершенствования навыков применения технологий информационного назначения. Внутри самого процесса автоматизации необходимо выстроить порядок отбора и применения всего прогрессивного, что разрабатывается техническими специалистами в настоящее время в сфере информационно-коммуникационных технологий. Поэтому преподаватели высшей школы должны формировать информационные компетенции у обучающихся. В то же время уровень достижений педагога в процессе преподавательской деятельности тесно коррелирует с уровнем владения информационными компетенциями у обучающихся [5].

Под информационной компетенцией следует понимать возможность уметь применять сформированные с помощью информационно-коммуникационных технологий знания и навыки по сбору и анализу информации, а также по ее преобразованию, сохранению и передаче.

Современный человек, как при получении образования, так и при выполнении своих профессиональных обязанностей должен иметь необходимые навыки работы в информационной среде, которая требует от него в перманентном режиме повышения уровня своих умений и знаний для эффективного использования возможностей которые она предоставляет.

В своей работе Зимняя И.А. указывает, что термин «компетенция» можно рассматривать как набор факторов оказывающих влияние на эффективность обучения (умственных, трудовых, физиологических и т.д.). Это позволяет добавить в этот термин помимо важных личностных качеств самого обучающегося еще умения и знания. Затем весь этот набор, который включает в себя понятие «компетенция» на следующем этапе делится на другие, различные компетенции, называемыми общекультурными (универсальными), общепрофессиональными, специальными. Они описываются указаниями: должен знать, должен уметь, должен владеть [4].

Формирование информационных компетенций происходит в ходе образовательного процесса, а значит с обязательным участием воспитательной составляющей. Воспитательная деятельность не должна рассматриваться в качестве отдельного направления. Она является работой преподавателя в ходе проведения учебных занятий и должна формировать у обучающихся необходимые личностные качества, нравственные и духовные ценности, социальные и информационные компетенции.

В своей работе Бордовская Н.В. и Реан А.А. указывают, что воспитание на сегодняшний день следует понимать как [1]:

- распространение общественного и образовательного опыта;

- педагогическое влияние на отдельную личность или их группы прямым или опосредованным способом;

- формирование представления о будущем жизненном пути и профессиональной деятельности обучающегося;

- педагогическое взаимодействие наставника и обучающегося;

- формирование условий для всестороннего развития личных качеств обучающегося.

Один из пионеров разработки подхода обучения в образовании Российской Федерации на основе компетенций Хуторской А.В. считает, что компетенция представляет собой объединение неразрывно связанных друг с другом личных качеств, имеющих отношение к конкретным процессам, инструментам и предметам, которые необходимы для получения высококачественного результата работы с ними, что является общественным заказом по подготовке соответствующих специалистов. Таким образом, компетенция является общественным требованием к профессиональному уровню специалиста для качественной работы в определенной области [7].

Развитие информационных компетенций в ходе реализации образовательного процесса в высшем учебном заведении в настоящее время формирует навык приобретения новых знаний, умение самостоятельно или путем взаимодействия с другими обучающимися конструктивно разрешать возникающие проблемы. Информационные компетенции несут в себе огромные возможности позитивного воздействия на развитие личностных качеств обучающихся в учебной и других видах деятельности [6].

С помощью информационных компетенций можно развить умения по эффективной работе с информацией при изучении различных учебных дисциплин в самых разных образовательных сферах. Также это дает возможность эффективно использовать современные технические средства и современные информационно-коммуникационные технологии по поиску, анализу и сбору нужной информации, а также ее преобразованию, передаче и сохранению в обычных житейских ситуациях.

Организаторы воспитательной работы в учебных заведениях высшего образования в настоящий момент времени должны использовать в своей деятельности подход, основанный на компетенциях, так как это позволяет влиять на учебный, инновационный, научный и ряд других процессов в границах образовательной деятельности вуза. Решение данной задачи влечет переосмысление подходов к планированию воспитательной работы и определению показателей оценки качества ее результатов. Можно констатировать, что на сегодняшний день большая часть высших учебных заведений в своих внутренних документах, регламентирующих воспитательную работу определили компетентностный подход в качестве

основополагающего при проведении воспитательной деятельности [2].

Одним из важнейших направлений воспитательной работы в высшем учебном заведении является «воспитание средствами учебных дисциплин». Его важность и значимость вытекает из закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ, в последней редакции которого от 31 июля 2020 года зафиксировано, что образование имеет две составляющие воспитание и обучение.

Развитие данного направления требует от преподавателей увеличение охвата их учебно-воспитательного воздействия в ходе воплощения в жизнь ценностно-ориентированных возможностей учебных дисциплин [3].

Рассмотрим воспитательный потенциал учебной дисциплины «Информатика».

Основными приемами воспитательного процесса по-прежнему являются воздействие педагога на обучающегося и их взаимодействие. Существует немало организационных форм воспитания, как при проведении занятия, так и вне его. При этом невозможно обеспечить воспитание средствами учебного предмета, в частности информатики не получив базовый набор знаний по этому предмету, в то же время нельзя достигнуть последнего не принимая во внимания содержательную сторону обучения. Цели изучения информатики формируются применительно к ее особенностям как науки, положения и значения ее в совокупности наук, а также роли в современном обществе. Изучение информатики позволяет сформировать качественно новый уровень культуры умственного труда и такие необходимые профессиональные качества, как способность планировать и эффективно выполнять собственную работу, критически сравнивать первоначальный план работы и реальный ход его выполнения. Информатика позволяет развить такие необходимые личностные качества, как: упорство и целеустремленность, творческая инициатива и самостоятельность, ответственность и любовь к труду, дисциплина и умение мыслить критически, умение четко аргументировать свою позицию. Цель воспитания средствами учебной дисциплины «Информатика» достигается значительным воздействием на мировоззрение обучающегося. Развитие мировоззренческого научного потенциала обеспечивается осознанием возможностей и значения информационно-коммуникационных технологий в поступательном развитии общества и в целом всей цивилизации. Изучение предмета «Информатика», в частности, овладение навыками программирования требует от обучающихся упорства и умственного напряжения, развития логики, воображения и внимательности. В целом это позволяет развить такие важные личностные качества как: умение достигать поставленной цели, умение творчески и нестандартно подойти к решению поставленной задачи, умение логически мыслить, а также умения критически оценивать результаты как собственного, так и чужого труда. «Информатика» как учебная дисциплина, в отличии от других дисциплин требует от обучающихся конкретного и логичного мышления и таких же действий, потому что точность и логика в мышлении, изложении и написании необходимый элемент работы на компьютере. Известно, что иногда достаточно трудно приблизить обучающихся к пониманию решения задачи. При изучении информатики важно не только понимать решение задачи, его необходимо четко и лаконично реализовать с помощью алгоритма, алгоритм точно и безошибочно записать на бумаге и безошибочно набрать его на клавиатуре, что формирует негативное отношение к любой неточности и неконкретности. Основные цели обучения дисциплины «Информатика» перечисленные выше не могут быть достигнуты отдельно друг от друга, они неразрывно взаимосвязаны. Обучение информатике преследует образовательную и воспитательную цели, которые заключаются в получении обучающимися фундаментальных основ знаний науки информатики, в том числе представление о преобразовании, передаче и применении информации. На базе этих знаний обучающиеся начинают понимать, каким образом информационные процессы формируют современную научную картину мира, а также роль и значение информационно-коммуникационных технологий в современном обществе. В результате изучения информатики обучающиеся приобретают базовые умения и навыки, необходимые для основательного и осознанного овладения этими знаниями, а также знаний по другим дисциплинам, изучаемым в вузе. Знания, умения и навыки, приобретенные при изучении дисциплины «Информатика» оказывают существенное влияние на развитие таких личностных качеств, как: общее интеллектуальное развитие обучающихся, развитие их творческого и мыслительного потенциала, формирование общеобразовательных навыков работы с информационными ресурсами, в том числе навык грамотного применения различных источников информации, оценка истинности информации, сопоставления знания и информации, навык эффективной организации информационного процесса и оценки информационной безопасности. На сегодняшний день владение информационно-коммуникационными технологиями является необходимым условием для внедрения системы непрерывного образования. Учебная дисциплина «Информатика» не только дает базовые фундаментальные знания, которые развивают интеллект и творческий потенциал, но также обучает практическим навыкам работы на компьютере и применению информационно-коммуникационных технологий в быту и дальнейшей учебной и профессиональной деятельности.

Одной из главных целей учебной дисциплины «информатика» является обучение знаниям и навыкам необходимым для будущей деятельности в выбранной профессиональной сфере, так как практически в любой профессиональной области роль и значение информации сильно возросло и будущие специалисты должны уметь работать с ней. К этому, в частности относится изучение информационно-коммуникационных технологий и различных технических средств, используемых в той или иной профессиональной деятельности. Важно также отметить необходимость приобретения первоначальных управленческих знаний и навыков. Это является гарантией достижения успеха в государственном и экономическом развитии нашей страны [5].

Применение на занятиях компьютерной техники включают в себя следующие типы деятельности:

- приобретение навыков работы с компьютером и различными периферийными устройствами;

- приобретение навыков работы в сети интернет;

- изучение различных программных продуктов;

- работа с различными носителями информации;

- работа по систематизации, анализу и отбору информации;

- приобретение навыков по преобразованию информации;

- изучение информационных, компьютерных и телекоммуникационных технологий.

Навык по поиску и отбору необходимой информации формируется путем использования различных поисковых систем, электронных библиотечных систем, а также других сервисов сети Интернет. Формирование умения обработки нужной пользователю информации происходит путем нахождения информационного ресурса и проверки истинности найденной информации. Умения, связанные с

преобразованием и представлением информации формируются путем применения текстовых, графических и других редакторов, размещение информации в сети Интернет. Навык, связанный с передачей и сохранением информации формируется путем применения различных носителей информации при выполнении тех или иных учебных работ.

Данные виды работ, которые обучающийся выполняет под руководством педагога развивают у него необходимые качества личности. К ним можно отнести следующие качества: чувство ответственности, выдержка, внимание, просвещенность, аккуратность, стремление к познанию нового, организованность, настойчивость, способность принимать решения самостоятельно, способность работать с информационными ресурсами.

Формирование информационных компетенций у обучающихся должно происходить в процессе изучения различных учебных дисциплин. Информационная компетентность должна рассматриваться в виде комплекса неразрывно связанных личностных качеств, которые позволяют обучающимся, используя информационно-коммуникационные технологии собственными силами находить, перерабатывать и передавать информацию, так как на сегодняшний день прослеживается положительная корреляция между качеством жизни и наличием информационных компетенций.

В настоящее время развитие информационной компетенции является важнейшим показателем воспитания качеств личности обучающихся в вузе.

Выводы. Воспитание обучающихся представляет собой сложный упорядоченный процесс по воплощению в жизнь взаимно связанных целей, подходов, принципов, отношений, действий, процедур и явлений с помощью которого осуществляется разноплановое педагогическое воздействие способствующее получению качественного результата - специалиста способного к эффективной деятельности гражданина и профессионала благодаря сформированным личностным качествам.

Знания, умения и навыки, приобретенные при изучении дисциплины «Информатика» оказывают существенное влияние на развитие таких личностных качеств, как: общее интеллектуальное развитие обучающихся, развитие их творческого и мыслительного потенциала, формирование общеобразовательных навыков работы с информационными ресурсами, в том числе навык грамотного применения различных источников информации, оценка истинности информации, сопоставления знания и информации, навык эффективной организации информационного процесса и оценки информационной безопасности.

Литература:

1. Бордовская Н.В. Педагогика. Учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. СПб.: Питер, 2000. - 304 с.

2. Воспитательная среда университета : традиции и инновации: монография / А.В. Пономарев [и др.]. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. - 408 с.

3. Горшкова М.А. Проектирование воспитательной системы вуза в современных социокультурных условиях: автореф. на соиск. ученой степ. док. пед. наук: 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования Ялта, 2020. 46 с.

4. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма - результат образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34-42.

5. Тихонов Ю.А., Крайнова Е.А., Снадченко С.В. Информатизация высшего образования в соответствии с требованиями нового информационного общества // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66(3). С. 288-291.

6. Фешина Е.В. Воспитательный потенциал информационной подготовки студентов вузов: автореф. на соиск. ученой степ. канд. пед. наук: 13.00.08 - теория и методика профессионального образования Краснодар, 2012. 24 с.

7. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А.В. Хуторской // Народное образование. 2003. № 2. С. 58-64.

Педагогика

УДК 378

кандидат экономических наук, доцент Тойшева Ольга Анатольевна

Филиал военного учебно-научного центра военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Сызрани (г. Сызрань); кандидат педагогических наук, доцент Панцева Елена Юрьевна Филиал военного учебно-научного центра военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Сызрани (г. Сызрань)

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается роль и влияние информационных технологий, как на учебный, так и на воспитательный процесс в вузе. Сегодня существует резкая необходимость рассматривать учебную деятельность и воспитательную работу как единое целое. Такая взаимосвязь позволит создать необходимые условия для максимального удовлетворения потребностей обучающихся в научной, интеллектуальной, культурной и профессиональной деятельности. Авторы в статье рассматривают и анализируют два основных направления использования информационных технологий в воспитательном процессе, доказывая, что каждое направление важно и необходимо, позволяют достигать максимальных результатов в учебной деятельности и способствует формированию всесторонне развитой личности.

Ключевые слова: образовательная деятельность, учебный процесс, воспитательная процесс, информационные технологии, информационная культура.

Annotation. The article examines the role and influence of information technology, both on the educational and educational process at the university. Today there is a sharp need to consider educational activities and educational work as a whole. This relationship will create the necessary conditions for maximum satisfaction of students' needs in scientific, intellectual, cultural and professional activities. The authors in the article consider and analyze two main directions of using information technologies in the educational process, proving that each direction is important and

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.