Научная статья на тему 'ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ НОВОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА'

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ НОВОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
232
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / INFORMATIZATION OF SOCIETY / INFORMATIZATION OF HIGHER EDUCATION / INFORMATION COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тихонов Юрий Алексеевич, Крайнова Екатерина Анатольевна, Снадченко Светлана Валерьевна

Рассматривается вопрос информатизации высшего образования в соответствии с требованиями нового информационного общества. Сформулированы задачи, стоящие перед высшей школой в области информатизации образования. Обоснована необходимость формирования информационной компетенции выпускника вуза, связанной с эффективным выполнением профессиональных обязанностей в выбранной сфере деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тихонов Юрий Алексеевич, Крайнова Екатерина Анатольевна, Снадченко Светлана Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION OF HIGHER EDUCATION IN ACCORDANCE WITH THE REQUIREMENTS OF THE NEW INFORMATION SOCIETY

The issue of Informatization of higher education in accordance with the requirements of the new information society is considered. The tasks of higher education in the field of Informatization of education are formulated. The necessity of forming the information competence of a University graduate related to the effective performance of professional duties in the chosen field of activity is justified.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ НОВОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА»

Педагогика

УДК 378.147

кандидат экономических наук, доцент Тихонов Юрий Алексеевич

Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Сызрань); кандидат педагогических наук, доцент Крайнова Екатерина Анатольевна Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Сызрань); преподаватель Снадченко Светлана Валерьевна

Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Сызрань)

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ НОВОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Аннотация. Рассматривается вопрос информатизации высшего образования в соответствии с требованиями нового информационного общества. Сформулированы задачи, стоящие перед высшей школой в области информатизации образования. Обоснована необходимость формирования информационной компетенции выпускника вуза, связанной с эффективным выполнением профессиональных обязанностей в выбранной сфере деятельности.

Ключевые слова: информатизация общества, информатизация высшего образования, информационная компетентность.

Annotation. The issue of Informatization of higher education in accordance with the requirements of the new information society is considered. The tasks of higher education in the field of Informatization of education are formulated. The necessity of forming the information competence of a University graduate related to the effective performance of professional duties in the chosen field of activity is justified.

Keywords: Informatization of society, Informatization of higher education, information competence.

Введение. Одним из главных факторов влияющим на результативность хода развития информатизации общества можно назвать информатизацию образования. Именно в сфере образования происходит обучение профессии и воспитание будущих работников, которые будут создавать новую информационную среду и работать в ней.

Информатизация образования представляет собой необходимое и достаточное условие для формирования интеллектуальной основы будущего информационного общества. В сентябре 1993 года была утверждена концепция информатизации высшего образования. Согласно концепции смысл информатизации образования заключается во всестороннем совершенствовании умственной деятельности путем применения современных информационных технологий, кардинальном росте уровня результативности обучения специалистов с современной формой мышления, в соответствии с требованиями информационного общества, становлении современной информационной культуры мышления, за счет индивидуализации обучения [2].

Рассмотрение хода реализации процесса информатизации образования указывает на то, что его эффективное построение с ориентацией на будущее социально-экономическое, научно-техническое и духовное развитие общества является сложной и злободневной научной, организационной и социальной проблемой. Для разрешения данной проблемы нужно обеспечить координацию и тесную постоянную взаимосвязь представителей науки и образования. Взаимодействие представителей науки образования должно быть обязательно поддержано органами государственной власти.

Изложение основного материала статьи. Эволюция средств обработки, передачи и хранения информации в процессе развития человеческого общества носила скачкообразный характер. В истории развития человечества было несколько радикальных трансформаций в информационной области, которые называют информационными революциями.

В истории развития человеческого общества можно выделить четыре информационных революции, которые существенно ускорили его развитие.

Первая информационная революция обусловлена изобретением письменности. С распространением письменности стало возможным накапливать и передавать знания следующим поколениям. Цивилизации, овладевшие письменностью, быстрее развивались и имели более высокий экономический и культурный уровень по сравнению с другими.

Вторая информационная революция была обусловлена изобретением в середине шестнадцатого века книгопечатания. Книга позволила не только хранить информацию, но сделать ее доступной для большого количества людей. Грамотность приобретает массовый характер. Это значительно ускорило промышленную революцию и развитие науки и техники. Книги позволили перешагнуть границы стран, тем самым способствуя созданию общечеловеческой цивилизации.

Третья информационная революция была связана с быстрым развитием средств связи в конце девятнадцатого века. Телефон, телеграф, радио дали возможность передавать информацию быстро и на любые расстояния. Это можно назвать точкой начала процесса, который в настоящее время называют глобализацией. Прогресс в развитии средств передачи информации в свою очередь способствовал бурному развитию науки и техники.

Четвертая информационная революция, которая началась в семидесятые годы двадцатого века, обусловлена появлением микропроцессорной техники и главным образом персональных компьютеров. Важно отметить, что именно создание микропроцессорных систем, а не создание на их основе персональных компьютеров определило четвертую информационную революцию. Появившиеся затем компьютерные телекоммуникации привели к радикальным изменениям в системе хранения и поиска информации. Таким образом, были созданы условия для перехода человеческой цивилизации от индустриального к информационному обществу. В информационном обществе большинство работающих занято производством и хранением различных видов информации. Началом этого процесса служит интенсивное внедрение современных средств обработки и передачи информации в различные сферы деятельности человека.

Именно четвертая информационная революция дала толчок к столь значительным переменам в развитии

современного общества, что привела к появлению нового термина «информационное общество».

Термин «информационное общество» был впервые введен в оборот профессором Токийского технологического института Ю. Хаяши в 1969 году. Данный термин характеризует общество, в котором обращается информация высокого качества, а также имеются необходимые технические средства для ее использования, распределения и хранения. Это означает, что каждое заинтересованное лицо или организация может быстро и легко получить всю необходимую информацию в удобной для них форме.

Информационное общество это очередной важный этап эволюции постиндустриального общества, в котором основным результатом человеческой деятельности являются информация и знания.

Для нашего анализа первостепенное значение имеют аспекты, связанные с высшим профессиональным образованием.

Информатизация высшей школы представляет собой процесс оснащения высшей школы необходимыми методиками по созданию и эффективному применению инновационных информационно-коммуникационных технических средств, направленных на достижение поставленных задач по обучению и воспитанию. Данный процесс запускает, во-первых модернизацию механизма администрирования сферой высшей школы путем применения электронных автоматизированных баз данных различной научной и педагогической информации, материалов методического характера и сетей коммуникации; во-вторых, дальнейшее развитие методологических моделей обучения и воспитания с точки зрения содержания и организации для формирования необходимых качеств личности обучающегося в рамках повсеместной информатизации общества; в-третьих, разработка методических приемов обучения, направленных на раскрытие аналитических способностей обучающихся, на развитие навыков самостоятельного получения знаний, выполнения учебно-информационной и научной деятельности, различных форм самостоятельной работы по поиску и анализу информации; в-четвертых, разработка и применение методических инструментов контроля качества знаний обучающихся на основе компьютерных тестирующих систем.

Рассмотрение процесса развития ведущих экономически развитых стран позволяет утверждать, что одним из важнейших факторов, влияющих на всестороннее успешное развитие всех сфер деятельности человека, является информатизация высшего профессионального образования.

Согласно целям и задачам информатизации сферы образования концепция информатизации образования Российской Федерации содержит следующие принципиально важные положения:

- информатизация учебного процесса;

- информатизация вузовских научных исследований;

- формирование объединенной образовательной среды высшей школы;

- информатизация менеджмента высшей школы;

- включение высшего образования РФ в мировую систему [2].

Воплощение в жизнь этих положений предполагает применение и совершенствование следующих современных информационных технологий:

- компьютерных систем обучения;

- систем компьютерного тестирования;

- электронных баз данных;

- электронных библиотек;

- компьютерных систем экспертного назначения;

- мультимедийных технологий;

- сетей ЭВМ локального назначения;

- компьютерных технологий удаленного доступа к базам данных и т.д.

Роберт И.В. в своей монографии указывает, что реализацией потенциала заложенного в информационно-коммуникационные технологии в области профессионального образования занимается область педагогики -информатизация образования. Она представляет собой упорядоченно структурированный процесс наполнения сферы образования методикой, технологией и практикой создания и эффективного применения средств информационно-коммуникационных технологий направленный на достижение целей и задач обучения, всестороннее развитие обучаемого включающего в себя подсистемы обучения и воспитания [3].

Информатизация образования позволяет повысить интенсивность различных составляющих учебно-воспитательного процесса. За счет ИКТ можно повысить результативность и качество процесса обучения. У обучающихся появляется больше интереса к изучению различных дисциплин. При использовании ИКТ в решении различных задач выявляются связи между предметами, что увеличивает качество усвоения материала.

Однако информатизация высшей школы представляет собой на современном этапе именно новую область педагогики, которая направлена на оснащение высшей школы соответствующей методикой, технологией и практикой по решению нижеприведенных проблем и задач:

- создание методических, технических, научно-педагогических, нормативно-технологических условий поступательного развития высшей школы в рамках повсеместной информатизации общества;

- методическое обоснование и создание новых инновационных форм и совершенствование действующих технологий использования средств ИКТ в области высшего образования, в том числе методик обучения;

- создание программных продуктов позволяющих проводить демонстрацию или исследование различных процессов или явлений, которые могут быть включены в учебный процесс;

- широкое применение информационных возможностей всемирной сети Интернет и создание технологий по доступу к образовательным ресурсам на основе общемировых телекоммуникационных сетей;

- воспроизведение различных обучающих ресурсов в телекомуникационных сетях на основе возможностей информационных образовательных систем с открытым доступом;

- создание технических средств автоматизированного процесса обработки результатов учебных лабораторных исследований, проводимых в виде реального или виртуального эксперимента;

- разработка и применение автоматизированных средств для педагогических методик диагностики и тестирования оценки и контроля степени усвоения знаний обучающихся, определения их аналитических способностей, а также роста уровня их подготовки;

- проведение оценки эргономического удобства средств электронно-вычислительной техники, информационно-коммуникационных технологий, применяемых в области высшего образования;

- модернизация механизма менеджмента сферой образования путем широкого применения процесса

автоматизации банков и баз данных различной педагогической информации, научных и методических материалов на основе телекоммуникационных сетей, а также дальнейшее развитие информатизации процесса управления учреждением образования (системой учреждений образования).

Введением в действие Закона об образовании в РФ видоизменяются процессы функционирования различных сторон деятельности сферы высшего образования, в рамках информатизации.

Закон об образовании в РФ вводит в оборот новое понятие «электронное обучение», что подтверждает необходимость реализации процесса по развитию информатизации образования [5]. Электронное обучение представляет собой функционирование процесса обучения, основанное на использовании информационных данных, которые находятся в банках данных и применяются в работе различных образовательных приложений. Обработка этих данных осуществляется с помощью технологий информационного назначения, а также сетей телекоммуникации осуществляющих трансляцию информационных данных по каналам связи, тесной взаимосвязи обучаемого и преподавателя. Дистанционный процесс обучения представляет собой процесс обучения, реализация которого осуществляется главным образом на основе использования информационных сетей телекоммуникации, в том числе взаимосвязь обучаемого и преподавателя.

В Законе об образовании РФ подчеркивается, то при осуществлении учебного процесса необходимо применять разные технологии обучения, включая технологии электронного и дистанционного обучения организации учебного процесса. Образовательные учреждения, реализующие различные образовательные программы могут использовать технологии электронного и дистанционного обучения при организации учебного процесса в соответствии с требованиями Министерства образования Российской Федерации, которое занимается разработкой нормативной документации регулирующей деятельность образовательных учреждений.

Если образовательное учреждение, реализуя различные образовательные программы, использует только технологии электронного и дистанционного обучения организации учебного процесса в своей работе, то ей необходимо сформировать для этого соответствующие обстоятельства. Данные обстоятельства включают себя создание информационной среды образовательного назначения на основе компьютерной техники, которая состоит из различных информационных и образовательных банков и баз данных, соответствующих технических средств и коммуникационных сетей, а также необходимых программных приложений образовательного назначения для получения обучаемым знаний, где бы он не находился [4].

Одной из причин обуславливающей необходимость овладения умениями и навыками по широкому использованию информационно-коммуникационных технологий при формировании общекультурных и профессиональных компетенций является их массовое применение в различных сферах деятельности человека: научных и производственных технологических процессах, в разных областях творчества и искусства, при реализации образовательных программ и т.д. При этом можно утверждать, что информационно-коммуникационные технологии развиваются и усложняются в последние несколько десятков лет, следуя экспоненциальному закону. Осознание преимуществ информационно-коммуникационных технологий и раскрытие их потенциала в разных областях человеческой деятельности дает возможность каждому члену общества приобретать необходимые образовательные услуги дистанционно, продолжать повышать квалификацию в выбранной профессии, связаться с необходимым специалистом по сетям телекоммуникации в любое удобное для него время.

К движущим силам оказывающим благотворное влияние на динамику необходимых изменений в сфере среднего и высшего образования в рамках повсеместной информатизации общества относятся:

- доступность образовательных программ с использованием технологий электронного и дистанционного обучения организации учебного процесса;

- доступность применения в учебном процессе информационных источников всемирной сети Интернет;

- стремление к формированию и совершенствованию профессиональных компетенций, их направленность на необходимый вид профессиональной работы для ее поступательного и эффективного развития;

- воплощение в жизнь творческих возможностей различных ассоциаций из разных стран научно-практической направленности.

Причины, которые были указаны выше существенно меняют требования общества к знаниям, умениям молодых людей закончивших не только средние образовательные учреждения, но и высшие учебные заведения и диктуют развитие процесса обучения по нижеперечисленным направлениям:

- воспитание у обучающихся навыков самостоятельного приобретения необходимых знаний с обязательным применением возможностей удаленных сетевых образовательных ресурсов;

- воспитание серьезного отношения к определению формы организации учебного процесса и получению знаний с использованием интерактивных образовательных ресурсов;

- развитие умений и навыков в сфере применения потенциала ИКТ в процессе обучения и работы по выбранному профессиональному направлению;

- развитие компетенции, с помощью которой можно планировать дальнейшее движение в приобретении необходимого образования [7].

Хуторской А.В. ставит информационную компетенцию в один ряд с такими компетенциями как учебно-познавательная, коммуникативная, общекультурная, социально-трудовая, подчеркивая тем самым важность ее наличия у обучающихся [6]. Формирование информационной и коммуникативной компетенций у обучающихся определяется умением педагогов применять различные технологии с использованием интернета в учебном процессе. Развитие коммуникативных умений у обучающихся обеспечивается использованием ИКТ в учебном процессе, но для этого необходимо выполнение определенных условий. Обучающиеся должны стремиться к развитию коммуникативной компетенции, преподаватели должны оказать организационную и методическую поддержку обучающимся в ее развитии.

К высшему учебному заведению со стороны общества предъявляются требования подготовки выпускников умеющих осознанно и эффективно применять ИКТ в своей будущей профессии. В настоящее время большинство специалистов указывают на слабую готовность выпускников высших учебных заведений применять в своей повседневной работе информационно-коммуникационные технологии. Владение необходимыми навыками и умениями выпускника вуза является важнейшим условием эффективной работы в выбранной профессии после завершения обучения [1]. Качественная подготовка является важнейшим конкурентным преимуществом учреждений высшего образования. Поэтому необходимо постоянно повышать

требования к уровню знаний, умений и навыков специалистов, заканчивающих высшие учебные заведения, а также к состоянию их здоровья.

Высшие учебные заведения должны готовить выпускников умеющих на хорошем уровне применять знания и навыки в области информационно-коммуникационных технологий, развивать у них потребность постоянном повышении квалификации как неотъемлемом элементе профессиональной деятельности. Учреждения высшего образования должны научить выпускника непрерывно совершенствовать свои профессиональные знания и умения путем участия в практико-научной деятельности.

В свете вышесказанного процесс информатизации высшей школы одной из важнейших сторон информатизации процесса образования в целом направленный на формирование аналитических способностей выпускников и развитие навыка получения необходимых знаний самостоятельно.

Выводы. Для высшей школы общественным заказом информационного общества необходимо считать достижение такого уровня информационной культуры обучающегося, который необходим для эффективного выполнения профессиональных обязанностей в выбранной сфере деятельности. Поэтому в высшем учебном заведении одновременно с овладением знаниями по теоретическим дисциплинам информационного направления необходимо глубоко изучать компьютерные информационные технологии, являющиеся ключевыми составляющими будущей сферы деятельности. Качество обучения необходимо определять уровнем закрепления достаточных навыков работы с базовыми информационными технологиями при решении типовых задач сферы деятельности.

В информационном обществе основная нагрузка ложится на общественное производство, поэтому вырастают требования к степени подготовки всех его участников. Именно по этой причине в программе информатизации необходимо выделить информатизацию образования как отдельное направление, связанное с приобретением человеком информационной культуры и ее развитием. Поэтому образование нужно рассматривать как «объект» информации, где необходимо пересмотреть содержание подготовки таким образом, чтобы будущий специалист владел не только общеобразовательными и профессиональными знаниями в области информатики, но и имел необходимый уровень информационной культуры.

Литература:

1. Ковалева Е.А. Педагогические условия формирования базовой информационно-компьютерной готовности студентов вузов: автореф. дис. канд.пед. наук: 13.00.08 / Ковалева Елена Адамовна. - Челябинск, 2001. - 17 с.

2. Концепция информатизации высшего образования Российской Федерации [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://pandia.ru/text/77/305/24712.php, свободный. - (дата обращения: 26.02.2020).

3. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты): монография / И.В. Роберт. - М.: Изд-во БИНОМ: Лаборатория знаний, 2013. - 398 с.

4. Стеценко И.А. Электронное обучение как системная педагогическая категория / И.А. Стеценко, Е.Ю. Занкова // Культура и образование. - 2014. - № 1. - С. 36.

5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.12 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/, свободный. - (дата обращения: 26.02.2020).

6. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А.В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - № 2. п- С. 58-64.

7. Царева М.И. Формирование информационной компетентности в системе непрерывного образования / М.И. Царева, И.А. Стеценко // Мир науки, культуры и образования. - 2012. - № 6. - С. 282-284.

Педагогика

УДК 378

кандидат экономических наук, доцент Тойшева Ольга Анатольевна

Филиал военного учебно-научного центра военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Сызрани (г. Сызрань); кандидат педагогических наук, доцент Панцева Елена Юрьевна Филиал военного учебно-научного центра военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Сызрани (г. Сызрань)

АДАПТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ - НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ ПРОЦЕСС УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы связанные с процессом быстрой и эффективной адаптации обучающихся первого курса в высшем учебном учреждении. Адаптация - процесс плавный и безболезненный переход человека их одной сферы деятельности (школа) в другую (высшее учебное учреждение). Авторы в статье раскрывают ключевые этапы быстрой и результативной адаптации, акцентируют свое внимание на основных задачах профессорско-преподавательского состава для достижения максимальных результатов в учебной и научной деятельности, что в конечном итоге позволит обучающимся по завершению учебного процесса обладать всеми необходимыми профессиональными компетенциями в рамках получаемой профессии.

Ключевые слова: адаптация, адаптационный период, учебная деятельность, образовательный процесс, образовательные программы, профессиональные компетенции.

Annotation. The article discusses the problems associated with the process of quick and effective adaptation of first-year students in a higher educational institution. Adaptation is the process of a smooth and painless transition of a person from one sphere of activity (school) to another (higher education institution). The authors in the article reveal the key stages of quick and effective adaptation, focus on the main tasks of the faculty to achieve maximum results in educational and scientific activities, which ultimately will allow students to complete all the necessary professional competencies in the framework of the profession upon completion of the educational process.

Keywords: adaptation, adaptation period, educational activities, educational process, educational programs, professional competencies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.