Научная статья на тему 'ИНФОРМАТИЗАЦИЯ - НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ'

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ - НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНЫЕ ИЗДАНИЯ / HIGHER EDUCATION / INFORMATIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS / INFORMATIZATION OF SOCIETY / INFORMATION EDUCATIONAL SPACE / INFORMATION CULTURE / MODERN INFORMATION TECHNOLOGIES / ELECTRONIC EDUCATIONAL PUBLICATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тойшева Ольга Анатольевна, Панцева Елена Юрьевна

В статье рассматривается и обосновывается необходимость информатизации учебного процесса в высшем учебном учреждении. Информатизация образования - приоритетное направление процесса информатизации современного общества. Данный процесс даст возможность повысить качество подготовки выпускников высшей школы, что будет способствовать достижению высоких результатов в профессиональной деятельности специалиста в конкретной предметной области. Авторы в статье раскрывают особенности формирования информационного образовательного пространства. Анализируют применения компьютерных средств и информационных технологий, рассматривают достоинства и недостатки использования электронных образовательных ресурсов в учебном процессе высшего образовательного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тойшева Ольга Анатольевна, Панцева Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATIZATION IS AN INTEGRAL PART OF THE EDUCATIONAL PROCESS AT HIGH SCHOOL

The article discusses and substantiates the need for informatization of the educational process in a higher educational institution. Informatization of education is a priority in the process of informatization of modern society. This process will provide an opportunity to improve the quality of training of graduates of higher education, which will contribute to achieving high results in the professional activity of a specialist in a specific subject area. The authors in the article reveal the features of the formation of information educational space. They analyze the use of computer tools and information technologies, consider the advantages and disadvantages of using electronic educational resources in the educational process of a higher educational institution.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАТИЗАЦИЯ - НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ»

Педагогика

УДК: 378

кандидат экономических наук, доцент Тойшева Ольга Анатольевна

Филиал военного учебно-научного центра военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Сызрани (г. Сызрань); кандидат педагогических наук, доцент Панцева Елена Юрьевна Филиал военного учебно-научного центра военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Сызрани (г. Сызрань)

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ - НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Аннотация. В статье рассматривается и обосновывается необходимость информатизации учебного процесса в высшем учебном учреждении. Информатизация образования - приоритетное направление процесса информатизации современного общества. Данный процесс даст возможность повысить качество подготовки выпускников высшей школы, что будет способствовать достижению высоких результатов в профессиональной деятельности специалиста в конкретной предметной области. Авторы в статье раскрывают особенности формирования информационного образовательного пространства. Анализируют применения компьютерных средств и информационных технологий, рассматривают достоинства и недостатки использования электронных образовательных ресурсов в учебном процессе высшего образовательного учреждения.

Ключевые слова: высшее образование, информатизация учебного процесса, информатизация общества, информационное образовательное пространство, информационная культура, современные информационные технологии, электронные учебные издания.

Annotation. The article discusses and substantiates the need for informatization of the educational process in a higher educational institution. Informatization of education is a priority in the process of informatization of modern society. This process will provide an opportunity to improve the quality of training of graduates of higher education, which will contribute to achieving high results in the professional activity of a specialist in a specific subject area. The authors in the article reveal the features of the formation of information educational space. They analyze the use of computer tools and information technologies, consider the advantages and disadvantages of using electronic educational resources in the educational process of a higher educational institution.

Keywords: Higher education, informatization of the educational process, informatization of society, information educational space, information culture, modern information technologies, electronic educational publications.

Введение. Информатизация общества - социально - экономический и научно - технически процесс, который позволяет создавать оптимальные условия для удовлетворения информационных потребностей общества. В рамках новых требований Государственного образовательного стандарта каждый выпускник высшего учебного учреждения должен обладать базовой информационной подготовкой, где одним из основных звеньев является информационная культура будущего специалиста в конкретной предметной области.

Основой новых учебных планов и программ являются разработки, позволяющие обучающимся получить максимальные знания и практические навыки при работе с большим потоком информации в рамках своей профессиональной деятельности.

Достижение поставленных задач перед высшим образовательным учреждением сложно решить без создания и постоянного развития информационного образовательного пространства. Его формирование не возможно без решения таких задач, как:

- создание и дальнейшее развитие информационной инфраструктуры, которая является технологической основы информационного пространства, где происходит формирование теоретических основ и практических навыков применения информационных технологий для повышения эффективности профессиональной деятельности обучающегося;

- формирование и дальнейшее развитие информационных образовательных ресурсов, которые являются содержательной основой информационного пространства;

- организация и проведение информационной подготовки будущих специалистов конкретной предметной области в качестве квалифицированных пользователей.

Информатизация образования - это процесс подготовки обучающихся к полноценной жизни в условиях информационного общества. Она является ключевым условием успешного развития процессов информатизации общества в целом и требует приоритетного обеспечения ресурсами.

Изменение целей и содержания обучения является ведущим звеном в данном процессе. Технологическое переоснащение учебного процесса, появление новых методов и организационных форм обучения, именно это позволит обеспечить достижение поставленных перед высшим образованием целей.

Изложение основного материала статьи. Информатизация - глобальный процесс, затрагивающий все стороны жизни общества, активно влияющий на темпы развития экономики, качество жизни, национальную безопасность, образование. Качество и содержание образования в значительной мере претерпевают изменения под влиянием бурного развития современных информационных технологий.

В тоже время Ю.К. Чернова дает следующее определение: «информатизация образования - это процесс обеспечения сферы образования теорией и практикой разработки и использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания» [2].

Начало профессиональным знаниям дают математические, естественнонаучные (высшая математика, физика, информатика, теоретическая механика, экология) и общепрофессиональные дисциплины (начертательная геометрия и инженерная графика, прикладная механика, электротехника и электроника, термодинамика и теплопередача и др.) [2].

На основании педагогического опыта можно указать ряд недостатков в организации выше пересиленных дисциплин, которые обусловлены объективными и субъективными причинами:

- снижение уровня подготовки в школе;

- «боязнью» ряда изучаемых дисциплин многими обучающимися: психологически человек не

расположен к изучению той дисциплины, которая однажды уже вызвала у него непонимание и большие трудности при изучении;

- расширение образовательного пространства и диверсификацией его форм.

Статистика показывает, что многие вузы столкнулись с проблемой учебно - методического обеспечения учебного процесса. Для более глубокого усвоения ряда дисциплин, которые изучаются на первых двух курсах в высшем учебном учреждении необходимо самостоятельное изучение [1].

Обеспечение высокой результативности этого процесса напрямую связано с возможностью предоставления свободного доступа обучающихся к учебно-методическим комплексам по изучаемым дисциплинам, с созданием электронных образовательных ресурсов, которые позволят каждому обучающемуся выбрать образовательный путь с учетом его интеллектуальных возможностей и потребностей.

Бурное развитие средств информатики, а особенно технических ресурсов, значительно опережает возможности общества по их эффективному использованию и, главное, рациональному наполнению содержательной информацией. Значительное увеличение объема информации в образовательном процессе требует наряду с использованием традиционных форм и методов развивать новые, более активных, эффективных и гибких форм обучения [2].

Применение компьютерных средств и информационных технологий в учебном процессе позволит:

- обучающимся самостоятельно осуществлять выбор материала по изучаемой дисциплине;

- на заключительном этапе изучения материала проводить диагностику его изученности с последующей проверкой допущенных ошибок;

- вести постоянную работу в направлении самоподготовки и самоконтроля изученного материала;

- с целью большего понимания представляется возможность наглядного изучаемого материала;

- пакеты прикладных программ позволяют проводить различные виды работы;

- повышается интерес к изучаемой дисциплине и как следствие усиливается мотивация к обучению;

- способствуют развитию логического, алгоритмического и образного мышления;

- вырабатывают культуру учебной деятельности;

- формируют информационную культуру обучающихся;

- появляется возможность перевода учебного процесса на более высокий и качественный уровень преподавания.

Наглядность электронного ресурса позволяет обучающимся осуществлять быстрый и наглядный поиск необходимого раздела, темы и занятия. За счет чего остается больше времени для работы с изучаемым материалом. Учебное пособие электронного типа позволяет не только изучать материал дисциплины, но и при необходимости быстро перейти к уже изученному ранее материалу, если появляется такая необходимость.

При этом основная дидактическая задача состоит в развитие навыков организации самостоятельной деятельности обучающихся с использованием электронных учебных изданий.

С целью доступности для изучения учебное электронное издание должно содержать систематизированный материал по соответствующей научно - практической области знаний, обеспечивать творческое и активное овладение обучающимися знаниями, умениями и навыками в этой области [2]. Учебное электронное издание должно отличаться высоким уровнем исполнения и художественного оформления, полнотой информации, качеством методического инструментария и технического исполнения, наглядностью, логичностью и последовательностью изложения [2].

Электронное учебное издание не может быть редуцировано к бумажному варианту без потери дидактических свойств.

В нашем понимании учебное электронное издание - это комплексное средство обучения, которое разработано на основе Государственных стандартов, обеспечивающее все виды учебной деятельности, что позволяет осуществить дифференцированный подход к процессу формирования профессиональных компетенций по изучаемым дисциплинам в рамках учебного курса [1].

Внедрение учебных электронных изданий напрямую взаимосвязано с технологией компьютерного обучения, что обеспечивает адаптацию процесса обучения к индивидуальным характеристикам обучающихся, способствует разработки объективных методов контроля знаний.

Наличие большого количества графических данных, рисунков, изображений и схем, находящихся строго по раздела, темам и заданиям позволяют в самостоятельной форме ответить на контрольные вопросы по каждому занятию, повторить по графическим вставкам основные компоненты устройств, приборов, структуру алгоритмов и блок-схем. Данный процесс работы с электронным учебным изданием одновременно можно расценивать и как консультацию, так и самоконтроль.

К основным преимуществам технологии компьютерного обучения относят:

- возможность определения темпа, более удобного для изучения, что приводит к большей усвояемости материала;

- модульность и вариативность (возможность формировать программу обучения, отвечающую индивидуальным потребностям);

- наличие большого количества источников информации в конкретной предметной области;

- всестороннее использования информационных технологий современного типа;

- составление, обновление и архивирование учебного материала;

- доступность (любой материал остается у обучающегося фиксированным в виде компьютерных лекций);

- повышение уровня учебной мотивации;

- более полное использование учебных классов и аудиторий.

Создание учебного электронного издания - это одно из важнейших направлений внедрения в процесс обучения современных компьютерных технологий. К достоинствам данного процесса можно отнести:

- сравнительно низкая стоимость;

- всеобщая доступность;

- возможность многократного просмотра и разбора приведенных примеров и ситуаций. Это позволяет обучающимся, с одной стороны, выбирать наилучшие варианты решения поставленных задач, а с другой -получать устойчивые знания в рамках изучаемой дисциплины. В результате у обучающихся будут формироваться профессиональные компетенции в рамках изучаемого курса;

- динамизм, гибкость, адаптивность управления процессом обучения.

Принцип обучения «от простого к сложному» закладывается в учебные программы при их разработке. Компьютерные технологии позволяют вовлечь каждого обучающегося в активную работу:

- обеспечение непосредственного и полного объективного контроля действий обучающихся (как текущего, так и итогового).

Текущий объективный контроль служит обратной связью в процессе обучения, т.е. обеспечивают его адаптивность.

Итоговый же контроль занятия с использованием компьютерных технологий основан на оценке конечного результата действий обучаемых. При этом сама оценка не зависит от субъективного мнения преподавателя.

Основываясь на выше изложенном можно сделать вывод, что учебные электронные издания могут включать в себя:

- электронный учебник;

- учебные и рабочие планы учебного курса по данной дисциплине;

- электронный конспект лекций;

- электронный практикум;

- лабораторный практикум;

- контрольный компонент, который представляет возможность организовать контроль и самоконтроль усвоения знаний;

- справочно-информационный компонент;

- электронные тренажеры, согласно специфики обучения в военном авиационном вузе.

Выводы. Информатизация учебного процесса в высшей школе позволит мотивировать обучающихся к более глубокому изучению читаемой дисциплины, что в итоге будет способствовать лучшему пониманию и усвояемости изучаемого материала. Процесс информатизации позволяет расширить возможности представления материала обучающимся, что положительно скажется не только на технологии преподавания дисциплин, но и позволит создать благоприятные условия для вовлечения, как профессорско-преподавательского состава, так и обучающихся в творческий процесс при создании новых обучающих средств информатизации представления учебного материала.

В рамках информатизации учебного процесса использование электронных образовательных учебников, на наш взгляд, имеет только положительные стороны, так как они позволят осуществлять:

- автоматизацию и интенсификацию педагогического труда (при проектировании систем обучения, подготовке к занятиям и отборе учебного материала в соответствии с поставленной задачей обучения);

- реализацию игровых форм обучения;

- обеспечение эргономических требований;

- использование мультимедийного представления информации;

- комфортность в работе, учет индивидуальных способностей обучающегося;

- реализацию экономических требований;

- простоту хранения больших информационных массивов и т.п.

Электронные образовательные учебники следует относить к литературе нового поколения, объединяющей достоинства традиционных учебников и возможности компьютерных технологий, что является важным в процессе информатизации учебного процесса любого образовательно учреждения.

Литература:

1. Тойшева О.А. Организация самостоятельной работы в военном вузе с использованием интерактивных методов обучения. В сборнике: Методические особенности преподавания дисциплин естественно-научного цикла в военном вузе Сборник трудов. Киров, 2019. С. 84-88.

2. Тойшева О.А., Крайнова Е.А., Снадченко С.В., Тихонов Ю.А., Александрова О.Б., Панцева Е.Ю., Кислинский В.Б., Шалугина Т.В., Фименкова Л.П., Дудка Л.С., Шипицина Н.М., Артюхина О.Ф., Пелевина А.П., Кислякова О.П., Курилова И.С., Клеймёнова Т.Н., Снежкина Л.П., Бугрова Л.А. Научно-методическое обеспечение учебного процесса в рамках изучения дисциплин естественно-научного цикла в военном вузе. Коллективная монография / Киров, 2019.

Педагогика

УДК 377

магистрант Толчин Данил Андреевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Смирнова Жанна Венедиктовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Черней Ольга Тахировна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ПРИМЕНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности применения практических занятий в системе дополнительного образования. Выделены главные особенности разработки практических занятий на примере курса «Робототехника». Рассмотрены различные методы проведения практических занятий в системе дополнительного образования. Проведена характеристика практических занятий по курсу «Робототехника». Рассмотрены теоретические основы развития системы дополнительного образования, выявлены особенности учреждений дополнительного образования, проанализирован опыт организации системы дополнительного образования в детском технопарке «Кванториум» Нижегородской области,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.