7. Прием символизации. Данный вид мнемотехники применяется для запоминания абстрактных понятий, не имеющих четкого образного значения, а также для объединения нескольких вещей в более крупные группы. Наиболее простым примером, является запоминание символа транскрипции звука, который могут обозначать буквы. Например, для буквы ё, используется символ [йо], усваивая взаимосвязь между значком звука и буквой, школьник также занимается мнемотехникой.
Задания можно выстроить и на совмещении различных мнемических приемов. Например, работу со словарными словами возможно организовать, используя прием «приёмный родственник»: Капусту и кактус жевала в пруду, мохнатая рыба у всех на виду. Пара: «капуста - кактус». Батон на банте написал, я много ем, но слишком мал. Пара: «батон - бант».Лопата лопнула от злости, никто к ней не приходит в гости. Пара: «Лопата - лопнуть».
Запоминание словарных слов можно сопроводить обращением к кинетическим ассоциациям. Например, «лИпкИй лИмон», «мОкрое мОлоко», «рОзовая рОмашка», «свЕжая ЕжЕвика», «тОлстый тОмат».
Результативным оказывается обучение младших школьников действию мнемических приемов, основанных на совмещении графических и фонетических ассоциаций. Особенно действенным данный вид мнемотехник оказывается в случае, если в изучаемом слове содержится несколько непроверяемых букв. Например, для слова «майонез» подобрано созвучие к первому слогу - «МАЙка». А вторую непроверяемую букву «О» легче нарисовать в виде пятна на майке.
Получилось: «МАЙка испачкана майонезом». Итак, для облегчения работы механизма памяти необходимо привлекать к восприятию и запоминанию различные анализаторы.
Заметим, что учащиеся, успешно овладевшие навыками мнемотехники, в дальнейшем способны самостоятельно применять её при выполнении различных учебных заданий.
Выводы. Таким образом, использование мнемических приемов в курсе обучения русскому языку в начальной школе обеспечивает учащимся более легкое усвоение программного материала и помогает создавать комфортную обстановку на уроке. Образовательный процесс, построенный с включением приемов мнемотехники, предупреждает перегрузки памяти, дает необходимые знания для саморазвития, способствует интеллектуализации памяти, разумному пониманию окружающего мира и своего места в нем.
Литература:
1. Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков: пособие для учителя. Москва: Просвещение, 2013. - 159 с.
2. Баранов М.Т. Методика преподавания русского языка в школе: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. Москва: Издательский центр «Академия», 2011. - 368 с.
3. Демидова Н.И. Теория и практика обучения русскому языку: учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений. Москва: Издательский центр «Академия», 2014. - 168 с.
4. Ераткина В.В. Активизация самостоятельной работы по орфографии в начальной школе. Рязань: Издательство РГПУ, 2005. - 212 с.
5. Зеленская М.Е. Использование мнемотехники в логопедической работе и подготовке к изучению грамоты. Москва: Начальная школа, 2014. - 28 с.
6. Теория и практика обучения русскому языку: учеб.-метод. пособие / каф. совр. рус. яз. и метод. преп. Казан. (Приволж.) федер. ун-та; авт.-сост. З.Ф. Юсупова. - Казань: Казан. ун-т, 2013. - 80 с.
Педагогика
УДК: 378
кандидат экономических наук, доцент Тойшева Ольга Анатольевна
Филиал военного учебно-научного центра военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» в г. Сызрани (г. Сызрань); кандидат педагогических наук Крайнова Екатерина Анатольевна Филиал военного учебно-научного центра военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» в г. Сызрани (г. Сызрань); преподаватель Снадченко Светлана Валерьевна
Филиал военного учебно-научного центра военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» в г. Сызрани (г. Сызрань)
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА
Аннотация. В статье проводятся исследования направленные на определение основных тенденций развития высшего образования в условиях постоянного процесса информатизации общества. Информационное развитие - ступень, на которой происходит развитие информационных и телекоммуникационных технологий направленных на благо общества с целью эффективного использования знаний, умений и навыков на благо человечества. Авторы в статье раскрывают сущность и содержание информационного образования в вузах, а также определяют принципы и основные тенденции его развития. Проводится анализ основных функций направленных на развитие информатизации образования, и определяются условия организационно-педагогической направленности способствующие повышению уровня конкурентоспособности выпускников высших учебных учреждений.
Ключевые слова: высшее образование, информация, информатизация общества, информационные и телекоммуникационные технологии, тенденции развития, интеллектуальное развитие.
Annotation. The article conducts research aimed at determining the main trends in the development of higher education in the context of the ongoing process of informatization of society. Information development is the stage at which the development of information and telecommunication technologies aimed at the benefit of society is taking place in order to effectively use knowledge and skills for the benefit of humanity. The authors in the article reveal the essence and content of information education in universities, and also determine the principles and main trends of its development. The analysis of the main functions aimed at the development of informatization of education is carried out, and the conditions of organizational and pedagogical orientation are determined to enhance the level of competitiveness of graduates of higher educational institutions.
Keywords: higher education, information, society informatization, information and telecommunication technologies, development trends, intellectual development.
Введение. Сегодня в современном высшем образовании особое внимание уделяется интеллектуальной деятельности обучающихся, которая в первую очередь ориентирована на всестороннее использование глобальных информационных ресурсов. На сегодняшний день основными принципами процесса развития информационного общества, которые основаны на новейших компьютерных технологиях, выступают: анализ, обработка и обмен информацией [1]. Данный процесс не возможен без постоянного уровня информационной подготовки специалистов высших учебных учреждений.
Высшее образование, сегодня, направлено на развитие индивидуальной научной и проектно -исследовательской деятельности как профессорско - преподавательского состава, так и обучающихся. Такой подход к обучению будет способствовать к:
- освоению новых информационно-коммуникационных технологий;
- поиску новой информации в рамках изучаемых дисциплин;
- выделению важных положений в конкретной предметной области;
- проведению анализа и т.п.
Сегодня процесс информатизации высшего образования должен характеризоваться следующими тенденциями:
- разработка, построение и постоянное развития единой информационно -образовательной среды;
- всестороннее внедрение и использование новых и перспективных информационно-коммуникационных и мультимедийных технологий в учебный процесс;
- повышение значимости процесса самостоятельной подготовки обучающихся с использованием электронных образовательных ресурсов;
- непрерывность в образовании с целью развития личностно-профессиональной компетентности выпускаемых специалистов.
Выпуск высококвалифицированных и конкурентоспособных кадров - основная задача высших учебных учреждений и она не возможна без всестороннего внедрения и использования в учебном процессе информационных технологий, так как они способствуют алгоритмическому, творческому и интеллектуальному развитию специалистов современного общества, все это определяет актуальность данного исследования.
Изложение основного материала статьи. На современном этапе высшее образование развивается и функционирует под влиянием ряда основных факторов:
- научный фактор;
- технический фактор;
- социальный фактор;
- экономический фактор и т.п.
Выше перечисленные факторы предусматривают внедрение и всестороннее использования информационных технологий не только в образовательном процессе, но и в обязательную деятельность профессорско-преподавательского состава вуза.
Сегодня учебный процесс в вузе сложно представить без использования учебно-методических и программно-технологических разработок преподавательского состава, которые обеспечивают эффективность процесса преподавания в целях качественной подготовки выпускников [4]. В основе таких разработок лежат современные информационные технологии, где широко используются программно-аппаратные средства на основе передовых разработок микропроцессорной техники и технологий [3].
В рамках вышесказанного информатизация высшего образования это образовательный процесс деятельности высшего учебного учреждения с применением, как в теории, так и в практической деятельности учебно-методических и программно-технологических разработок направленных на максимальную реализацию информационных и телекоммуникационных технологий.
Информатизация системы высшего образования совершенствуется по следующим направлениям:
- постоянное изменение и дополнение содержания образования на всех этапах подготовке обучающихся, которое определяется требованиями к уровню личностно-профессиональной компетентности выпускников вузов;
- с целью повышения уровня успеваемости обучающихся постоянное обновление компонентов информационных технологий;
- максимальное использование информационных и телекоммуникационных технологий с целью улучшения образовательного процесс и возможности использования учебной и научной литературы.
Основные направления развития определены, но существуют и проблемы, с которыми сталкиваются вузы, к ним относят:
- медленный темп развития информатизации образовательного процесс по некоторым изучаемым дисциплинам за счет отсутствия единых методик и практических рекомендаций по организации и эффективному их применению в образовательном процессе;
- отсутствие единой информационно-образовательной среды;
- медленный тем обновления персональных ЭВМ, и как следствие не возможность использования новых программных средств в учебном процессе;
- отсутствие научно-методического обеспечения процесса информатизации по некоторым изучаемыми дисциплинам;
- недостаточный уровень подготовки профессорско-преподавательского состава по внедрению информационных технологий в образовательный процесс.
Формирование и улучшение процесса информатизации высшего образования взаимосвязано и взаимообусловлено с основными исследованиями определенных областей научной деятельности, что выделяет его как новую перспективную область педагогической науки, обеспечивающей образовательный процесс вуза теорией и практикой, направленной на разрешение задач:
- методологическое обоснование и разработка основных педагогических моделей процесса реализации новых информационных технологий с целью повышения уровня основных профессиональных образовательных программах подготовки высококвалифицированных выпускников;
- разработки электронных образовательных ресурсов образовательного назначения;
- разработки и внедрения систем диагностирования полученных знаний, умений и навыков на основе специального программного обеспечения в процессе всего образовательного процесса.
Основными тенденциями процесса информатизации высших учебных учреждений выдвигаются:
- диверсификация (расширение программ образовательного процесса);
- комплексность (функциональность) (расширение использования и применения информационных ресурсов и технологий в образовательном процессе);
- полисубъектность (направлена на удовлетворение потребностей всех категорий обучающихся и профессорско-преподавательского состава в информационных ресурсах, их доступности и простоты применения).
К основным функция информатизации образовательного процесса следует относить, такие как:
1. Познавательная функция - получение новой информации о закономерностях и тенденциях развития науки, ее взаимосвязи с практикой образования, о методах оценки качества результатов исследовательской работы, путях, условиях и способах повышения эффективности учебной деятельности, научно-методического обеспечения образовательного процесса.
2. Аналитическая функция позволяет обосновать необходимость совершенствования теории и практики, сократить разрыв между ними, в том числе между знаниями о современных информационных технологиях и их применением в практической деятельности.
3. Рефлексивная функция способствует осмыслению субъектами образовательного процесса своей профессиональной деятельности.
Реализация этих принципов, функций и подходов обеспечит качественный отбор методов получения знаний, объединяя их в систему, позволяя классифицировать полученную информацию, выявлять закономерности, разрабатывать рекомендации.
Применение в учебном процессе аксиологического подхода процесс информатизации высшего образования позволит:
- раскрыть целостность личностно-профессиональных ценностей на основе системы общепринятых аксиологических ориентиров;
- определить и поддерживать в рамках образовательного процесса духовных и нравственных аспектов воспитания обучающихся;
- выделить приоритеты образования, науки и техники сохраняя их целостность и учитывая их основные тенденции развития.
Реализация процесса информатизации на основе компетентностного подхода обеспечит теоретической и практической деятельности обучающихся [2]. Компетенции рассматриваются - основополагающие установки профессиональной деятельности [5]. Это позволит варьировать структуру и содержание учебных дисциплин, формы организации образовательного процесса, что существенно расширяет возможности образовательного процесса вуза и профессиональные функции профессорско - преподавательского состава в соответствии с требованиями повышения качества обучения будущих специалистов.
Компетентностный подход способствует саморазвитию обучающихся в образовательном процессе вуза, путем формирования у них потребностей и умений использовать информационные технологии как инструмента для оперативного выявления и решения проблем.
Реализация процесса информатизации на основе компетентностного подхода, с присущей ему направленностью на практическую составляющую и конечные результаты обучения, будет способствовать разрешению проблем, возникающих между содержанием образовательных программ, объемом учебной нагрузки и требованиями к уровню профессиональной готовности будущих специалистов [6].
Выводы. Основой процесса информатизации высшего образования является присутствие организационно-педагогических условий, которые будут способствовать достижению не только учебных, но и научных результатов обучающихся. В связи с этим определим основные условия организационно-педагогической направленности:
- применение только индивидуального подхода в образовательном процессе к развитию личности обучающихся;
- дифференцированное педагогическое взаимодействие преподавателя и обучающихся;
- создание и развитие информационно-образовательной среды;
- глубокое ориентирование обучающихся на их профессиональную деятельность;
- развитие учебно-материальной базы образовательного процесса высшего учебного учреждения.
В заключении отметим, что развитие высшего образования в условиях информатизации общества необходимо в целях подготовки высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов. Сегодня именно такие выпускники в полной мере могут обеспечить экономическое, социальное, политическое, научное и техническое развитие страны.
Литература:
1. Крайнова Е.А. Особенности использования информационных технологий интерактивного обучения в военном вузе. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2018. № 3 (192). С. 115-120.
2. Крайнова Е.А., Тараканов А.В., Савин А.С. Информационно-коммуникационные технологии в системе современного высшего образования. Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-2. С. 114-118.
3. Снадченко С.В. Роль мультимедиа в повышении эффективности профессионального обучения. Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2016. Т. 10. № S3. С. 188-190.
4. Снадченко С.В., Коваленко А.А. Применение мультимедийных средств обучения по дисциплине информатика в самостоятельной подготовке к занятиям курсантов военного вуза. Аллея науки. 2017. Т. 2. № 14. С. 635-638.
5. Тойшева О.А., Панцева Е.Ю. Использование и развитие информационных и телекоммуникационных технологий в учебном процессе военного вуза. Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-4. С. 278-281.
6. Тойшева О.А. Достоинства и недостатки электронных учебников в современном образовании. В сборнике: Современные научные исследования в сфере педагогики и психологии Сборник результатов научных исследований. Киров, 2018. С. 719-722.
Педагогика
УДК 373.2(045)
кандидат педагогических наук, доцент Уланова Светлана Львовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (г. Саранск); кандидат педагогических наук, доцент Винокурова Наталья Валентиновна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (г. Саранск)
АМПЛИФИКАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В
УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ
Аннотация. Данное исследование посвящено проблеме познавательного развития детей дошкольного возраста. Авторами рассматривается содержательный аспект определения понятий «познавательное развитие», «амплификация». В работе актуализируется необходимость обогащения представленного содержания работы по использованию мордовского народного декоративно-прикладного искусства в непосредственно образовательной деятельности.
Ключевые слова: амплификация, дети дошкольного возраста, познавательное развитие, поликультурная среда, национальное декоративно-прикладное искусство, орнамент, узор.
An^tatton. This study is devoted to the problem of cognitive development of preschool children. The authors consider the content aspect of the definition of the concepts of "cognitive development", "amplification". In the work actualizarea the necessity of enriching the content presented work on the use of mordovian folk decorative-applied art in directly educational activities.
Keywords: amplification, preschool children, cognitive development, polycultural environment, national arts and crafts, ornament, pattern.
Введение. Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для развития психических процессов, личностных качеств, практических умений, навыков. Значительное место в данном развитии отводится различным видам детской деятельности, которая дает возможности для сотрудничества ребенка и взрослого, предполагает активность детей в освоении различных знаний.
Осваивая опыт предыдущих поколений, формируется система познавательных интересов и действий ребенка, способствующая приобретению собственного личностного опыта в отношении к миру людей, животных, растений. Ребенок стремится к получению информации, ее осмысливанию, учится анализировать, обобщать. Тем самым происходит познавательное развитие дошкольников.
Изложение основного материала статьи. В многочисленных исследованиях отечественных и зарубежных ученых показана особая роль познавательного развития детей (Ж. Пиаже, Я. А. Коменский, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, H. H. Поддьяков и другие). В основу своих теоретических суждений исследователи определили познавательное развитие как естественное стремление детей к познанию, к целостному восприятию окружающего мира.
В работах А. С. Микериной раскрыто понятие «познавательное развитие» применительно к дошкольному возрасту. Автор определяет познавательное развитие дошкольника как целенаправленный процесс раскрытия в ребенке познавательных возможностей, обнаружение их в себе с целью познания окружающей действительности и активного участия в ней, как эволюционный процесс перехода от любопытства к любознательности до познавательного интереса и познавательной активности, осуществляемый под непосредственным участием «Значимого» взрослого [7]. Можно отметить, что особую значимость приобретает деятельность педагога, выступающего при этом в роли наставника, инициирующего процесс познания, или в роли тьютора, обеспечивающего сопровождение данного процесса.
Согласно ФГОС ДО развитие детей дошкольного возраста должно осуществляться на основе амплификации (обогащения): максимальное развертывания скрытых резервов специфических видов деятельности дошкольника. Такими видами деятельности в дошкольном возрасте является изобразительная деятельность, игра, практическая деятельность.
Термин «амплификация» интерпретируется по-разному в зависимости от сферы применения. В психологических исследованиях амплификация детского развития рассматривается как «условие свободного развития, поиска и нахождения ребенком себя в материале, затем преодоления материала и преодоления себя в той или иной форме деятельности или общения. Ребенку должен быть предоставлен широкий выбор разнообразных деятельностей, в которых у него появляется шанс отыскать наиболее близкие его способностям и задаткам» [4; с. 8].
Словарь терминов по дошкольному образованию раскрывает значение понятия как максимальное использование возможностей каждого возраста для полноценного психического развития ребенка, подразумевающее «обогащение» содержания детского развития наиболее значимыми для ребенка формами и способами деятельности. Для детей это оптимальное использование специфически детских видов деятельности (в том числе и продуктивной) [3].
Применительно к нашему исследованию, наиболее значимым считаем высказывания о смысле амплификации В. Т. Кудрявцева, согласно которому «амплификация означает содействие в превращении деятельности ребенка, заданной взрослым через систему культурных образцов, в детскую самодеятельность, направленную на творческое переосмысление (переконструирование) этих образцов, главным результатом которой становится порождение нового образа себя и своих возможностей. Благодаря самореализации своего субъекта - ребенка» [6, с. 6].
Приобщение ребенка к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, учет этнокультурной ситуации развития ребенка - ведущие принципы дошкольного образования, определенные ФГОС ДО.
Ключевым моментом учета этнокультурной ситуации развития детей дошкольного возраста станет раскрытие объективного многообразия рассматриваемой национальной культуры, характера внутренних взаимосвязей. При этом амплификация познавательного развития сама по себе не является определяющим,