Педагогика
УДК 378
кандидат экономических наук, доцент Тойшева Ольга Анатольевна
Филиал военного учебно-научного центра военно-воздушных сил
«Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» (г. Сызрань); кандидат педагогических наук, доцент Панцева Елена Юрьевна
Филиал военного учебно-научного центра военно-воздушных сил
«Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» (г. Сызрань)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ВОЕННОГО ВУЗА
Аннотация. Статья посвящена необходимости использования и развития информационных и телекоммуникационных технологий в современном образовательном процессе. Определены основные направления использования информационных и телекоммуникационных технологий с целью развития основных компетенций, которые позволят выпускникам военного вуза быть более квалифицированными и конкурентоспособными.
Ключевые слова: информатизация образования, информационные технологии, коммуникационные технологии, современное образование, образовательный процесс, образовательная система.
Annotation. The article is devoted to the need to use and develop information and télécommunication technologies in the modern educational process. The main directions of the use of information and telecommunication technologies for the development of core competencies that will allow graduates of a military higher educational institution to be more qualified and competitive are determined.
Keywords: informatization of education, information technologies, communication technologies, modern education, educational process, educational system.
Введение. Герберт Маршалл Маклюэн когда-то сказал, что смена исторических эпох определяется сменной информационных технологий.
Сегодня современное образование сложно представить без компьютерной техники и современного программного обеспечения. Информатизация сегодня - неотъемлемая часть жизнедеятельности человека будь то образование, наука, производство и т.п. Научный, технический и общественный прогресс возможет только в том случае, если в них присутствуют информационные и коммуникационные технологии.
Информатизация образовательного процесса в военном вузе является приоритетным направлением в любой предметной области, так как позволяет не только улучшать процесс изучения конкретной предметной области, повышать профессиональную подготовку будущих летчиков, но и в целом улучшить учебный и воспитательный процесс обучения.
Применение и использование информационных технологий приведет к неизбежному изменению всех составляющих образовательной системы в целом.
Основой развития информационных и телекоммуникационных технологий являются информационные технологии обучения - это педагогическая технология, которая позволяет использовать не только программные, технические, но и специальные средства для работы с информацией.
Исходя из этого, информационные технологии обучения позволяют использовать совершенно новые возможности для передачи знаний, их восприятия, а так же производить оценку качества обучения.
Информационные технологии обучения способствуют всестороннему развитию личности курсанта в ходе учебного и воспитательного процесса.
Основой современного информационного образования является подготовка будущих военных летчиков к эффективному участию не только в дальнейшей профессиональной деятельности, но и в жизни общества в условиях информационного общества.
Изложение основного материала статьи. Основа развития информационных технологий в современном военном образовании представляется в виде системы методов, процессов и программно-технических средств. Вся система предполагает не только сбор, обработку и хранение информации, но и распространение, использование в потребительских интересах того или иного круга пользователей. Использование новых информационных технологий (компьютерные и телекоммуникационные) приводит к развитию интеллектуальной деятельности курсанта, что является основной целью развития информатизации, как современного общества, так и военного образования в целом. В процессе формирования информационных технологий, важно помнить, какие возможности они предоставляют [1]:
- в ходе учебного процесса появляется возможность организации познавательной деятельности;
- процесс обучения становиться более эффективным за счет использования мультимедийного представления изучаемого материала;
- обеспечивается индивидуальная траектория обучения за счет открытой системы образования;
- появляется возможность активного обучения всех категорий участвующих в образовательном процессе;
- применять в учебном процессе совершенно новые познавательные средства, используя все возможности не только программного обеспечения, но и компьютерной техники;
- ускорить все уровни образовательного процесса изучаемой дисциплины.
Применяя и развивая информационные технологии важно учитывать, что они позволяют создать интерактивную среду обучения с неограниченными возможностями, как для преподавателя, так и для курсантов.
В отличие от обычных технических средств обучения информационные технологии позволяют не только обеспечить обучающегося большим количеством знаний, но и развить интеллектуальные, творческие способности, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.
Компьютер, который выступает в качестве основного инструмента в процессе обучения, позволяет не только работать, хранить, передавать и группировать получаемую информацию, но и производить всевозможную ее обработку (статистическую, аналитическую и пт.). Все это позволяет совершенствовать
процесс управления обучением. При этом, повышается эффективность учебного процесса, с определенной экономией времени, как и у курсанта, так и у преподавателя. Экономия времени происходит в таких направлениях как [1]:
- получение необходимой информационной поддержки в различных направлениях предметной деятельности;
- работа с различными учебными материалами;
- осуществление самостоятельного поиска, отбора, анализа, оформления и создания различных материалов в конкретной предметной области с целью не только закрепления, но и получения новых знаний;
- осуществлять коллективную работу в конкретной предметной области.
Важным звеном процесса использования информационных и телекоммуникационных технологий в учебном процессе являются основные методы и приемы работы, которые классифицируются с учетом получаемой и обрабатываемой информации. На рисунке 1 представлена классификация, отражающая основные методы. В результате анализа структуры классификации мы можем сказать, что ее можно условно разделить на три основных блока. Первый блок включает в себя такие компоненты как:
- характер работы курсанта с информацией;
- основные методы обучения видам деятельности с информацией.
Данный блок позволяет курсантам приобрести и закрепить определенные навыки, которые позволят более полно использовать получаемую информацию.
Второй блок включает в себя методы, позволяющие не только вести поиск необходимой информации, но и обеспечить ее дальнейшее хранение и использование.
------- Представление знаний для эффективного поиска предметной информации
Трансляция предметных знаний для хранения информации
Формирование и редактирование знаний по сбору предметной информации
Формирование знаний на основе обработанной предметной информации
_______
Методы использование информационных и телекоммуникационных технологий в учебном процессе
Усвоение основных приемов поиска учебной информации
Основные приемы хранения учебной информации
Развитие основных навыков сбора учебной информации
Приобретение и закрепление основных навыков обработки учебной информации
I.
Рисунок 1 Классификация методов применения информационных и телекоммуникационных технологий с учетом характера работы с информацией
Третий блок включает в себя методы позволяющие отработать и закрепить навыки работы в информационных и телекоммуникационных технологиях в процессе образовательной деятельности. Данный блок можно отнести к основному, так как он включает в себя все компоненты двух первых блоков и позволяет в полной мере использовать информационные и телекоммуникационные технологии в учебном процессе.
На самостоятельную работу у курсантов отводиться большое количество времен, которые они должны использовать с большой пользой и в этом им приходит на помощь компьютерная техника. Процесс изучения определенного материала на базе компьютерной техники в значительной степени отличается от традиционного, именно он является более эффективным во всех его проявлениях. Использование информационных технологий позволяет курсанту не только более подробно изучить или повторить пройденный материал, но и получить новые сопутствующие знания в конкретной предметной области, которые будут необходимы при изучении дисциплин профессионально цикла.
Результатом самостоятельной работы однозначно является высокий уровень получаемых знаний, навыков и умений. Информационные технологии позволяют решить и эту проблему, так как практически каждый материал электронного учебника или другого обучающего материала включает в себя систему оценки качества усвоения знаний изученного материала.
Как правило, использование информационных технологий образовательного процесса в военном вузе ограничивается лишь внутренней информационной образовательной средой. Она имеет определенные рамки, а именно:
- строго определенное аппаратное обеспечение;
- строго определенное программное обеспечение.
Такая ситуация отрицательно сказывается на процессе использования и развития информационных технологий в учебном процессе. Одним из выходов в сложившейся ситуации может быть рассмотрен процесс встраивания распределенной информационной образовательной среды, как подсистемы, в основную образовательную среду. Такой подход позволит [2]:
- обеспечить эффективность образовательного процесса;
- индивидуальную раскрываемость каждого курсанта;
- повысит уровень коммуникативных способностей познавательной активности;
- активно развивать личностные качества курсанта;
- активно развивать интеллект.
Важно учесть и то, что использование информационных технологии должно способствовать увеличению заинтересованности курсантов в получении предлагаемых им прочных и глубоких знаний по конкретной изучаемой дисциплине.
Использование в образовательном процессе информационных технологий, как правило, рассматривают в трех основных аспектах, а именно [2]:
- предмет изучения;
- средство обучения;
- инструмент автоматизации учебного процесса.
Первый аспект выступаем как средство общения, воспитания.
Второй аспект направлен на более полное и доступное получение большого количества информации для детального изучения конкретной предметной области. Он позволяет повысить потенциал, как личного научного уровня, так и личностно-ориентированного развития курсантов участвующих в образовательном процессе.
Третий аспект подразумевает:
- улучшение процесса преподавания;
- повышение уровня усвояемости изучаемого материала;
- наличие большого количества наглядного материала, что приводит к усилению его информационной емкости;
- определение темпа в процессе изучения;
- управление ходом изучения с постоянным наблюдением за процессом усвояемости материала;
- возможность разделения по уровням сложности не больших практических заданий, что способствует мотивации учения;
- повышение интеллектуального уровня курсанта за счет организации самостоятельной работы [3].
Информационные и телекоммуникационные технологии в современном образовательном процессе это
новые возможности для подготовки более квалифицированных и конкурентоспособных выпускников военного вуза. Именно они позволяют развивать такие ключевые компетенции как:
- научная;
- социальная;
- коммуникативная;
- информационная;
- когнитивная;
- специальная.
Все перечисленные компетенции будут выполняться при условии если:
- профессорско-преподавательских состав будет обладать соответствующими навыками и приемами;
- будет повышаться уровень профессионального взаимодействия преподавателя и курсанта (реализация совместной работы над научными статьями, проектами, участие в конкурсах и семинарах);
- будет появляться возможность для реализации творческих возможностей курсантов;
- будет обеспечена возможность самостоятельной работы курсантов при использовании, как традиционных методов изучения материала, так и при использовании электронных образовательных учебников;
- будет обеспечиваться постоянная связь между дисциплинами, изучаемыми на протяжении всего времени обучения в вузе [3].
Перечисленные условия позволят поднять на новый уровень процесс преподавания изучаемых дисциплин, за счет чего будет происходить повышение качества предоставления образовательных услуг, будет наблюдаться рост доступности образования, будет обеспечиваться гармоничное развитие личности и
как следствие информационного общества в целом.
Сегодня важно понимать и оценивать возможности информационных и телекоммуникационных технологий для более полного развития личности курсанта, увидеть, каким образом можно наиболее органично интегрировать информационные и телекоммуникационные технологии обучения, как в учебный, так и в воспитательный процесс будущих военных летчиков. Вопрос о роли современных информационных и телекоммуникационных технологий в процессе совершенствования и модернизации сложившейся образовательной системы остается актуальным, на протяжении ужен нескольких десятилетий. Для успешной реализации модернизации образовательного процесса потребуется не только наличие современного техническое оснащение, но и соответствующая подготовка профессорско-преподавательского состава и организаторов системы образования. Так, для каждого преподавателя высшей школы главной целью является обеспечение качества получаемого образования, чему в большей степени может способствовать использование информационных и телекоммуникационных технологий. Следует так же отметить, что использование и развитие информационных и телекоммуникационных технологии является важным звеном в развитии методики преподавания, так как работа каждого преподавателя имеет развивающее значение для методической и педагогической науки в целом.
Выводы. Без сомнений информационные и телекоммуникационные технологии являются неотъемлемой частью современного образования. Но рассмотрев их преимущества необходимо отметить и их недостатки. В процессе их использования в учебном процессе могут возникнуть проблемы, таких как:
- соотношение объемов получаемой и обрабатываемой информации;
- объем предоставляемой информации велик и нет возможности в полном его не только мысленном охвате, но и осмыслении и усвоении.
Сегодня процесс индивидуального обучения является очень актуальным. Он подразумевает, что и преподаватель и обучающийся находятся на одном уровне знаний конкретной предметной области, что не всегда бывает возможно. Следовательно, обучающийся отстает от запланированной программы и не усваивает предлагаемый материал.
С целью достижения большего эффекта в процессе обучения необходимо помнить, что компьютер это машина, и она не обладает человеческим мышлением. Используя информационные и телекоммуникационные технологии важно сочетать в процессе обучения как информационные, так и традиционные методы, что позволит развивать у курсантов мышление, а не алгоритм мыслительной деятельности.
Современное образование, компьютерная техника, информационные и телекоммуникационные технологии - это звенья одной большой цели. Сегодня преподавательский состав должен в полной мере понимать, что профессиональная подготовка военного летчика не возможна без информационной компетентности, которая формирует конкурентоспособную личность курсанта военного вуза.
Информационные и телекоммуникационные технологии имеют большое преимущество перед традиционными методами, но комплексное использование позволит повысить качество получаемых знаний и сформировать профессиональные компетенции будущих военных летчиков.
Литература:
1. Мироненко О. В. Использование современных информационных технологий в образовательном процессе // Молодой ученый. - 2015. - №13. - С. 664-668. - URL https://moluch.ru/archive/93/20666/ (дата обращения: 14.03.2018).
2. Панцева Е.Ю., Шалугина Т.В., Тойшева О.А., Кинив С.Ю. Организация самостоятельной работы в военном вузе с использованием электронных образовательных ресурсов. Мир науки. 2016. Т. 4. № 5. С. 9.
3. Панцева Е.Ю., Тойшева О.А., Жарова Т.А. Необходимость использования системного подхода при организации образовательного процесса в военном вузе. Мир науки. 2017. Т. 5. № 2. С. 36.
Педагогика
УДК:372.32
кандидат педагогических наук, старший преподаватель Толкова Наталья Михайловна
Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево)
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С РОДИТЕЛЯМИ
ВОСПИТАННИКОВ
Аннотация. В данной статье автор анализирует необходимость сетевого взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников.
Ключевые слова: дошкольная образовательная организация, сотрудничество, сетевое взаимодействие, информационно - коммуникационные технологии.
Annotation. In this article the author analyzes the necessity of network interaction of preschool educational organization with parents of pupils.
Keywords: preschool educational organization, cooperation, networking, information and communication technologies.
Введение. Одной из первостепенных целей государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Развитие информационных технологий приводит к тому, что благодаря сетевому взаимодействию самопроизвольно формируются новые социальные объединения - сетевые сообщества.
В соответствии с ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-Ф от 29 декабря 2012 г) [3] первостепенной задачей, стоящей перед дошкольным образовательным учреждением, является «взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития ребенка». Разработка и внедрение новых эффективных форм взаимодействия с родителями, может обеспечить повышение качества образования детей дошкольного возраста, удовлетворить образовательные запросы семей с учетом интересов детей и тем самым создать единое образовательное пространство (семья - ребенок - образовательное