Научная статья на тему 'Электронные образовательные ресурсы - необъемлемая часть учебного процесса в военном авиационном вузе'

Электронные образовательные ресурсы - необъемлемая часть учебного процесса в военном авиационном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
241
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МУЛЬТИМЕДИЙНОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / СИСТЕМНОСТЬ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ / ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCE / INFORMATION CULTURE / INFORMATION TECHNOLOGY / MULTIMEDIA SOFTWARE / INTERACTIVE LEARNING / SELF-TRAINING / SYSTEMATIC KNOWLEDGE CONTROL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тойшева Ольга Анатольевна, Панцева Елена Юрьевна

В статье рассматривается необходимость широкого внедрения и дальнейшего использования электронных образовательных ресурсов в учебном процессе. Электронные образовательные ресурсы это всестороннее развитие, приобретение определенных навыков, знаний, и умение осуществлять самообучение, самоконтроль и работу с мультимедийными средствами обучения. Это то, что так необходимо для дальнейшего саморазвития и самореализации выпускника военного авиационного вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тойшева Ольга Анатольевна, Панцева Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES - AN ESSENTIAL PART OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN MILITARY AVIATION UNIVERSITY

The article discusses the need for the comprehensive introduction and further use of electronic educational resources in the educational process. Electronic educational resources is a comprehensive development, the acquisition of certain skills, knowledge, and the ability to carry out self-study, self-control and work with multimedia learning tools. This is what is so necessary for the further self-development and self-realization of a graduate of a military aviation higher educational institution.

Текст научной работы на тему «Электронные образовательные ресурсы - необъемлемая часть учебного процесса в военном авиационном вузе»

На третьем этапе урока, подводя итоги аналитической работе и рассматривая трансформацию образа времени в стихах Р. Рождественского, учащиеся не только прослеживают эволюцию его творчества, но и осознают, как традиционный социальный пафос его поэзии перерос в гуманистический, общечеловеческий.

Из приведенного примера становится очевидным, что в старших классах возрастает необходимость развития «поэтапной» структуры урока, интенсификация необходима не только в развитии логического, но и образного мышления учащихся. Это было понятно исследователям природы урока в конце ХХ века. «Многоцветная» палитра современного урока сегодня должна быть насыщена материалом самого искусства, систематизировать и выявлять логику развития авторской мысли в произведении. Развиваясь, эти тенденции порождают обновлённую классификацию уроков, для которой характерно стремление к определенности методологических принципов построения.

Выводы. Подводя итоги разговору об этой сложной проблеме современного преподавания, можно отметить следующее:

1. Отказываться от классического урока нельзя. Напротив, необходимо его более точное структурирование с учётом целей и задач чтения и толкования текста (необходимо возвращение тех приёмов, которые выработаны традиционной методикой: В.В. Голубков, М.А. Рыбникова, Н.И. Кудряшов, М.Г. Качурин, З.Я. Рез, Т.Ф. Курдюмова, О.Ю. Богданова, В.Г. Маранцман и др.) До конца ещё не исчерпана методика уроков, различающаяся по «ведущему методу» и по формам, в перспективе они будут совершенствоваться (кино, видеоуроки, уроки-концерты и др.). Эти уроки - фундамент литературного образования, они могут изменяться по содержанию, по методам; они могут включать элементы технологий, но это не должно приводить к изменению его природы.

2. Урок преимущественно должен опираться на технологичность учебного процесса, т.е. на получение результата, близкого к запланированному. Его должны отличать алгоритмичность, продуманность этапов, чёткость инструкций и консультаций, повышенная самостоятельность учащихся, определенность требований к формам представлений и пр. ИКТ на таком уроке должно использоваться более творчески, чем сегодня.

3. Урок «авторский», построенный на сочетании логического и образного, на основе зрелой концепции (филологическая и педагогическая концептуальность) и текста, с большим доверием к силе авторского слова и возможностям учащихся, способных интуитивно постигать смыслы. На таком уроке (при сокращении типических аналитических процедур) необходимо идти от общего понимания смысла (идеи), а затем выявлять логику её возникновения, её обоснованность, принципиально допуская разнообразие мнений учащихся и определенную степень свободы размышления над прочитанными без искажения фактов текста.

Литература:

1. Браже Т.Г. Учитель как носитель гуманитарной культуры. / Нижегородское образование. 2013. №1.

- С. 50-54.

2. Маранцман В.Г. Труд читателя. От восприятия литературного произведения к анализу. Книга для уч-ся старших классов ср. школы. - М.: Просвещение 1986. - 128 с.

3. Методика преподавания литературы: Учебник для пед.вузов. / Под ред. Богдановой О.Ю., Маранцмана В.Г. - В 2 ч. Ч. 2. - М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994. - 288 с.

4. Рождественский Р.И. Эхо любви. Стихотворения. Поэмы. - М.: Эксмо, 2013. - 608 с.

5. Шамрей Л.В. Урок литературы ХХ века и творческий потенциал учителей-словесников (проблемы, полемика, опыт)// Нижегородское образование. 2013. №1. - С. 54-62.

6. Шамрей Л.В. образный диалог времен как принцип и способ изучения художественной литературы.

- Н. Новгород, 1993. - 113 с.

Педагогика

УДК: 378.1

кандидат экономических наук, доцент Тойшева Ольга Анатольевна

Филиал военного учебно-научного центра военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» в г. Сызрани (г. Сызрань); кандидат педагогических наук, доцент Панцева Елена Юрьевна Филиал военного учебно-научного центра военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» в г. Сызрани (г. Сызрань)

ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ - НЕОБЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВОЕННОМ АВИАЦИОННОМ ВУЗЕ

Аннотация. В статье рассматривается необходимость широкого внедрения и дальнейшего использования электронных образовательных ресурсов в учебном процессе. Электронные образовательные ресурсы - это всестороннее развитие, приобретение определенных навыков, знаний, и умение осуществлять самообучение, самоконтроль и работу с мультимедийными средствами обучения. Это то, что так необходимо для дальнейшего саморазвития и самореализации выпускника военного авиационного вуза.

Ключевые слова: электронный образовательный ресурс, информационная культура, информационные технологии, мультимедийное программное обеспечение, интерактивное обучение, самостоятельная подготовка, системность контроля знаний.

Annotation. The article discusses the need for the comprehensive introduction and further use of electronic educational resources in the educational process. Electronic educational resources - is a comprehensive development, the acquisition of certain skills, knowledge, and the ability to carry out self-study, self-control and work with multimedia learning tools. This is what is so necessary for the further self-development and self-realization of a graduate of a military aviation higher educational institution.

Keywords: electronic educational resource, information culture, information technology, multimedia software, interactive learning, self-training, systematic knowledge control.

Введение. Насс О.В. понятие «электронные образовательные ресурсы» трактует как «компьютерные средства, которые могут быть спроектированы и использованы педагогами для достижения целей обучения» [1]. В общем понимании электронный образовательный ресурс - объединяющие средства обучения, которые

разработаны и реализуются на базе компьютерных технологий.

В настоящее время военные вузы ведут обучение специалистов военной направленности по новым учебным планам и программам, данный переход обусловлен требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта. Где одним из пунктов является необходимость активного использования в образовательном процессе электронных образовательных ресурсов. Это условие объясняется тем, что современному обществу необходимы специалисты с высоким уровнем информационной культуры.

Информационная культура является одним важным звеном, которое способствует всестороннему развитию личностных качеств у обучающихся. На сегодняшний момент принципиально важно научить обучающихся не только активному, но и компетентному восприятию получаемой информации. Такое условие необходимо для того, чтобы сформировать у них те навыки, которые будут востребованы в его дальнейшей работе.

Выпускник военного училища должен обладать определенным набором знаний, умений и навыков, которые позволят ему решать не только теоретические, но и практические задачи. И именно эти качества подразумеваются при формировании информационной культуры.

Изложение основного материала статьи. Перед педагогическим составом военных училищ стоит не простая задача, по подготовке военных специалистов. В процессе обучения у педагогов возникают значительные трудности. Сложность в процессе обучения заключается в том, что педагогический состав должен подготовить специалиста с высоким уровнем знаний как по общим, так и по специальным дисциплинам. Электронные образовательные ресурсы в значительной степени позволяют не только более наглядно представить разделы и отдельные вопросы по той или иной дисциплине, но и изучить ее более полно и подробно.

К электронным образовательным ресурсам можно отнести любой необходимый материал, который будет использоваться частично или полностью преподавателем в образовательном процессе. Появляется возможность по использованию информации, которая не связана на прямую с изучаемой дисциплиной, но может быть полезна при изучении других дисциплин. В тоже время профессорско-преподавательский состав может использовать необходимую при информацию, которая размещается в научной литературе и периодических изданиях. Такой подход позволяет не только употреблять в образовательном процессе новые факты, концепции и принципы, но и направлять внимание обучающихся при подготовке самостоятельных работ (докладов, сообщений рефератов и научных статей). Особое место электронные образовательные ресурсы занимают в процессе наглядного и учебного издания.

Применение электронных образовательных ресурсов в процессе обучения военных летчиков позволят развивать:

- интерактивность;

- возможность распространения по сети;

- удобный поиск информации;

- возможность изменения и внесения новой информации;

- значительная экономия времени на занятиях;

- более углубленное изучение материала;

- повышение уровня мотивации процесса обучения;

- возможность одновременного представления материалов в аудио-, видео и мультимедиа формате.

Преподаватель, используя на учебных занятиях электронные образовательные ресурсы, не только делает

их более интересными, но способствует лучшей усвояемости материала обучающимися. Такой процесс преподавания приводит к улучшению успеваемости по изучаемой дисциплине, позволяет формировать основные навыки самостоятельной работы, раскрыть обучающемуся его творческие способно, повысить мотивацию к обучению, почувствовать уверенность в себе.

Применяя электронные образовательные ресурсы в процессе построения учебного процесса, преподаватель делает основной акцент на организацию активных видов познавательной деятельности обучающихся и в свою очередь готов предложить обучающимся весь необходимый комплекс средств обучения.

В процессе проведения учебных занятий с использованием образовательных ресурсов обучающийся получает личностное развитие, а это является одной из главных целей образования. Обучающиеся, к проведению занятий относиться не как к основной цели обучения, а как к познавательной деятельности, что способствует развитию не только творческого мышления, но и способствует активизации познавательской деятельности и формированию инновационного мышления у слушателей.

Одним из компонентов электронных образовательных ресурсов являются мультимедийные средства обучения. Используя интерактивное обучение, в основе которого лежат мультимедийные программы происходит реализация целого комплекса методических, педагогических, дидактических и психологических принципов. При использовании мультимедийного программного обеспечения на практических занятиях появляется возможность проведения на занятиях индивидуальную, парную или групповую формы работы. Такой подход делает процесс обучения более наглядным, интересным и творческим.

Определяя направление (обучающее, демонстрационное, учебно-игровое, контролирующее и т.п.) занятия, преподаватель выбирает методическое назначение электронного образовательного ресурса. Это позволяет спрогнозировать полученные результаты в конце учебного занятия. В дальнейшем преподавателем проводится анализ, и делаются соответствующие выводы, которые направлены на внесение изменений в методическую разработку занятия с целью улучшения результатов.

Применяя информационные технологии, занятия становятся не только более наглядными, но в тоже время развивающими и познавательными, что положительно влияет на профессиональную компетентность будущих выпускников военного авиационного училища.

Важной составляющей процесса обучения является самостоятельная подготовка курсантов. Использование электронных образовательных ресурсов при самоподготовке позволяет эффективно реализовать такие составляющие процесса обучения как: индивидуализация обучения, повышение мотивации и интереса, расширение круга задач, которые могут быть включены в учебный процесс, изучение курсантом новых методов познания, связанных с использованием ЭВМ, возможность постоянного самоконтроля и самооценки».

О.К. Филатов в своей диссертации отмечает, что «особую роль в развитии самостоятельной

деятельности студентов имеет, на наш взгляд, интерактивная форма работы с компьютером. Диалог активно вовлекает обучающихся в учебный процесс, стимулирует и создает условия для самостоятельной работы. Немаловажное значение для обеспечения самостоятельной деятельности студентов имеет представленная компьютером возможность помощи в решении учебной задачи, обращение к справочному материалу и т.д. Причем обучающийся сам может задать компьютеру предпочтительную форму помощи (например, демонстрация способа решения с подробными комментариями или указание на принцип решения), способ изложения учебного материала (развернутый или сжатый, с иллюстрациями или без них)» [2].

С.И. Макаров считал, что «при работе с электронным изданием можно допускать ошибки, можно многократно возвращаться к одним и тем же вопросам. Работа с электронным изданием удобна и для сильных обучающихся. Они могут быстрее других освоить учебный материал, не задерживаясь из-за отставания слабых обучающихся, что часто случается при традиционной форме обучения» [2].

С целью улучшения усвояемости изучаемых дисциплин необходим всеобщий и систематический контроль знаний. Положительного результата в данном направлении можно достичь за счет использования образовательных электронных ресурсов не только во время лекционных и практических занятий, но и в процессе самоподготовки.

Только системность изучения всех основных вопросов позволяет достичь высоких показателей изученности дисциплины. При этом важно помнить, что не маловажное знание играет и систематический контроль знаний. Всеобщий контроль знаний предусматривает согласование всех вопросов изучаемой дисциплины в определенной последовательности. Системность, при этом должна базироваться на умении обучающихся применить то или иное творческое положение к решению практических задач, а на заключительном этапе обязательным условием должен быть сделан вывод или заключение по тому или иному вопросу.

Используя электронные образовательные ресурсы в учебном процессе, будут достигнуты такие цели,

как:

- глубокое усвоение учебного материала по той или иной дисциплине, где обучающийся будет иметь возможность самостоятельного выбора плана занятий;

- организация индивидуального учебного процесса, где обучающийся самостоятельно определяет степень сложности и темп изучения того или иного материала (при необходимости отдельной темы);

- возможность в диагностировании допущенных ошибок, что позволит осуществлять наблюдение, контроль и оценку изученного материала как дисциплины, так и отдельных тем;

- самоподготовка и самоконтроль на протяжении всего образовательного процесса;

- контроль свободного времени;

- возможность наглядного изучения тех или иных процессов, графиков, диаграмм и т.п.;

- использование справочной информации из других источников;

- образовательный процесс становиться более интересным и мотивирующим к получению все новых и новых знаний;

- развитие логического, алгоритмического и образовательного мышления;

- формирование учебной, информационной и образовательной культуры;

- возможность перевода учебного процесса на новый тип развития [2].

В процессе использования электронных образовательных ресурсов важно помнить про основные дидактические задачи. В их основе лежит выявление и развитие основных навыков самостоятельной деятельности обучающего военного авиационного вуза.

Принимая во внимание, что электронных образовательных ресурсов, которые применяются в учебном процессе большое количество, авторы определяют три основные тенденции их введения в учебный процесс военного авиационного вуза:

- обучающий процесс становиться более совершенным, следовательно, повышается его эффективность и качество. Это происходит за счет наличия дополнительных возможностей познания окружающей действительности, что в конечном итоге приведет к более гармоничному развитию личности обучающегося;

- формирование у обучающихся определенных навыков и учений, которые необходимы в их профессиональной занятости. Это будет достигаться за счет управления учебно-познавательной деятельностью через осознание ими научных знаний;

- получение большего доступа к информации профессиональной направленности приведет к расширению интеллектуальной деятельности обучающегося.

Выводы. В заключении отметим, что электронные образовательные ресурсы становятся необъемлемой частью учебного процесса. Такое становление обеспечивается всесторонним развитием информатизации общества. И именно это обстоятельство позволяет обеспечить информационную компетентность и сформировать конкурентоспособную личность обучающегося военного авиационного вуза. Электронные образовательные ресурсы однозначно имеют большое преимущество при самостоятельной работе слушателей перед традиционными средствами обучения за счет высокой доступности, возможности дополнения и исправления со стороны преподавательского состава. Комплексное использование как традиционных, так и электронных образовательных ресурсов позволяет повысить качество получаемых знаний, сформировать у будущих военных летчиков необходимые профессиональные компетенции и высокие личностные качества.

Литература:

1. Насс О.В. Формирование компетентности педагогов в проектировании электронных образовательных ресурсов в контексте обновления среднего и высшего образования: монография. М.: Изд-во МШУ, 2010.

2. Образование и эпоха (актуальная научная парадигма). Алексеева Н.В., Андренов Н.Б., Бальчинова Д.Г., Будницкая Н.К., Волнина Н.Н., Вольнов М.В., Капустина Е.И., Корытченкова Н.И., Котляков В.Ю., Кувшинова Т.И., Кувшинов Ю.А., Панцева Е.Ю., Парахонский А.П., Розумная Е.В., Стародубцева З.Г., Стародубцева К.А., Тойшева О.А., Чупрова Д.В., Шалугина Т.В. Монография / Воронеж-Москва, 2018. Том Книга 14.

Педагогика

УДК: 378.11

магистрант Третьякова Юлия Сергеевна

Автономная некоммерческая организация высшего образования «Московский гуманитарный университет» (г. Москва)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЯ «ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ» МЕТОДОМ

КОНТЕНТ-АНАЛИЗА

Аннотация. Исследование посвящено определению содержания понятия «электронное обучение» и осуществлено с использованием метода контент-анализа, позволившего на основе выделения его сущностных характеристик построить матрицу единиц-признаков исследуемого феномена, предложить научно обоснованное и понятное для всех участников образовательного процесса определение электронного обучения.

Ключевые слова: электронное обучение, единицы-признаки, контент-анализ.

Annotation. The study is devoted to the definition of the concept of "e-leaming" and carried out using the method of content analysis, which allowed on the basis of the allocation of its essential characteristics to build a matrix of units-signs of the phenomenon under study, to offer a scientifically sound and understandable for all participants in the educational process definition of e-learning.

Keywords: e-learning, units-features, content analysis.

Введение. В современных педагогических исследованиях и педагогической практике в качестве средства повышения познавательного интереса школьников рассматривается использование электронного обучения как во внутренней, так и внешней среде образовательной организации. Однако, к числу возникающих при этом проблем относится недостаточная разработанность понятия «электронное обучение», несмотря на то, что вопросами данной дефиниции занимались многие учёные, и один из её вариантов закреплен в Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 03.08.2018) "Об образовании в Российской Федерации". Большинство ученых, в работах которых исследуются те или иные аспекты электронного обучения, определяют содержание рассматриваемого понятия в контексте объекта и предмета собственного исследования. Нам видится необходимым выработать оптимальное, научно обоснованное и понятное для участников образовательного процесса толкование термина «электронное обучение», которое может быть использовано в исследовании применения электронного обучения как средства повышения познавательного интереса школьников.

Объектом исследования, результаты которого представлены в настоящей статье, выступило электронное обучение как новое дидактическое направление современного образования.

Предметом исследования стало научное понимание данного понятия как элемента теоретических основ проектного обучения.

Цель статьи - наиболее точно выразить ключевые признаки понятия «электронное обучение», которое используется в различных источниках информации; сконструировать собственную дефиницию понятия и обосновать оптимальность определения понятия с позиции всех участников образовательного процесса.

Методы исследования. В качестве методов исследования в статье использованы метод теоретического анализа литературы и метод контент-анализа. Используя первый, мы выделили такой аспект теоретических основ электронного обучения как содержательная характеристика этого термина. Метод контент-анализа дал возможность осуществления количественного анализа фрагментов текстов научных работ, в которых даётся определение термина «электронное обучение», с целью последующей содержательной интерпретации его признаков и конструирования оптимального и понятного для всех участников образовательного процесса определения.

Изложение основного материала статьи. Анализ исследований и публикаций отечественных и зарубежных учёных, в которых даётся определение термина «электронное обучение», показывает наличие нескольких подходов к его трактовке.

A.В. Соловов определяет электронное обучение как «новую форму организации учебного процесса, базирующуюся на самостоятельной учебной работе обучающихся с помощью развитых электронных образовательных ресурсов» при этом подчеркивая, что электронное обучение не рассматривается только как новая технология, но как новая парадигма обучения [3, с. 49].

Н. Дубова рассматривает данное понятие как «учебный процесс, в котором используются интерактивные электронные средства доставки информации, включая компакт-диски, корпоративные сети и Internet» [2].

Для исследователей Стариченко Б.Е., Семеновой И.Н. и Слепухина А.В электронное обучение является «обучением, средства и методы которого предусматривают применение учебных информационных ресурсов в электронных (цифровых) форматах представления» [4, с. 61].

B.З. Юсупов значение электронного обучения применительно к реализации новых идей проектной деятельности в образовании видит в том, что оно расширяет объём образовательных ресурсов, представленных в электронном виде, «позволяющем структурировать их в базах данных и формировать электронную среду образовательных проектов, которая посредством информационно-телекоммуникационных технологий может, при необходимости, обеспечить на расстоянии эффективное взаимодействие субъектов в образовательном проекте» [14, с. 278; 15, с. 290].

Тони Бэйтс связывает электронное обучение со «всей деятельностью, предполагающей использование компьютеров и Интернета и направленной на поддержку учебного процесса, - как при очной, так и при дистанционной форме обучения (включает в себя использование ИКТ и в академических, и в административных целях)» [6].

Для Дона Моррисона электронное обучение - это непрерывное усвоение знаний и навыков взрослыми, побуждаемое синхронными и асинхронными учебными мероприятиями, которые составляются, доставляются, осуществляют взаимодействие, поддерживаются и администрируются, используя Интернет-технологии [11, с. 4].

Специалисты ЮНЕСКО лаконично определяют электронное обучение как обучение с помощью Интернет и мультимедиа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.