Научная статья на тему 'Предпосылки и особенности формирования профессиональных компетенций в высшей школе'

Предпосылки и особенности формирования профессиональных компетенций в высшей школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
253
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ОСНОВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ / КОМПЕТЕНТНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / МОДУЛИ ОБУЧЕНИЯ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / PROFESSIONAL COMPETENCIES / HIGHER EDUCATION / EDUCATIONAL PROCESS / THE BASICS OF THE FORMATION OF COMPETENCIES / COMPETENCY-BASED APPROACH / TRAINING MODULES / INTELLECTUAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панцева Елена Юрьевна, Тойшева Ольга Анатольевна

В статье проводится исследование и изучение предпосылок направленных на формирование профессиональных компетенций у обучающихся в высших ученых заведениях. Сегодня профессиональное развитие постоянный процесс, который позволяет не только раскрыть личные качества, сохранить навыки и умения, но и добиться высоких результатов в профессиональной деятельности. Авторы в статье раскрывают сущность и содержание профессионального развития личности, а также определяют особенности профессионально образования с целью повышения уровня получения знаний обучающимися. Проводится анализ основных компетенций, которые развивают и формируют профессиональную направленность обучающихся в конкретной предметной области обучения, что является залогом глубоко изучения дисциплин учебного процесс. Следовательно, повышается уровень конкурентоспособности и дальнейшая востребованность на рынке труда выпускников высших учебных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Панцева Елена Юрьевна, Тойшева Ольга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BACKGROUND AND FEATURES OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES IN HIGH SCHOOL

The article conducts research and study of the prerequisites aimed at the formation of professional competencies among students in higher educational institutions. Today, professional development is an ongoing process that allows not only to reveal personal qualities, preserve skills and abilities, but also to achieve high results in professional activities. The authors in the article reveal the essence and content of the professional development of the individual, as well as determine the features of professional education in order to increase the level of knowledge gained by students. The analysis of the main competencies that develop and form the professional orientation of students in a specific subject area of training is carried out, which is the key to deeply studying the disciplines of the educational process. Consequently, the level of competitiveness and further demand in the labor market for graduates of higher educational institutions are increasing.

Текст научной работы на тему «Предпосылки и особенности формирования профессиональных компетенций в высшей школе»

Педагогика

УДК: 378

кандидат педагогических наук, доцент Панцева Елена Юрьевна

Филиал военного учебно-научного центра военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Сызрани (г. Сызрань); кандидат экономических наук, доцент Тойшева Ольга Анатольевна Филиал военного учебно-научного центра военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Сызрани (г. Сызрань)

ПРЕДПОСЫЛКИ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Аннотация. В статье проводится исследование и изучение предпосылок направленных на формирование профессиональных компетенций у обучающихся в высших ученых заведениях. Сегодня профессиональное развитие - постоянный процесс, который позволяет не только раскрыть личные качества, сохранить навыки и умения, но и добиться высоких результатов в профессиональной деятельности.

Авторы в статье раскрывают сущность и содержание профессионального развития личности, а также определяют особенности профессионально образования с целью повышения уровня получения знаний обучающимися. Проводится анализ основных компетенций, которые развивают и формируют профессиональную направленность обучающихся в конкретной предметной области обучения, что является залогом глубоко изучения дисциплин учебного процесс. Следовательно, повышается уровень конкурентоспособности и дальнейшая востребованность на рынке труда выпускников высших учебных учреждений.

Ключевые слова: профессиональное развития, профессиональные компетенции, высшее образование, образовательный процесс, профессиональные компетенции, основные предпосылки формирования компетенций, компетентностно - ориентированный подход, модули обучения, интеллектуальное развитие.

Annotation. The article conducts research and study of the prerequisites aimed at the formation of professional competencies among students in higher educational institutions. Today, professional development is an ongoing process that allows not only to reveal personal qualities, preserve skills and abilities, but also to achieve high results in professional activities.

The authors in the article reveal the essence and content of the professional development of the individual, as well as determine the features of professional education in order to increase the level of knowledge gained by students. The analysis of the main competencies that develop and form the professional orientation of students in a specific subject area of training is carried out, which is the key to deeply studying the disciplines of the educational process. Consequently, the level of competitiveness and further demand in the labor market for graduates of higher educational institutions are increasing.

Keywords: professional development, professional competencies, higher education, the educational process, professional competencies, the basics of the formation of competencies, competency-based approach, training modules, intellectual development.

Введение. Высшее образование сегодня - качественная подготовка специалистов, которые ориентированы на постоянные изменения, происходящие в современном обществе. Повышение качества учебного процесса в высшей школе обусловлено, постоянным внедрением современных образовательных технологий при подготовке специалистов конкретной предметной области.

При этом важно помнить, что процесс преобразования образовательно процесса в пространство культуры является неотъемлемой частью управления качеством образования через культуру. Такой подход при обучении будет способствовать более полному изучению особенностей профессиональной деятельности, что позволит не только повысить уровень изученности теоретического и практического материала дисциплин, но и приведёт к повышению уровня конкурентоспособности выпускников на рынке труда. При рассмотрении процесса формирования профессиональных компетенций важно помнить о профессиональном развитии обучающихся, которое является важным звеном в подготовке высококвалифицированных специалистов высшей школы.

Профессиональное развитие - дидактическая категория, которая раскрывает сущность дидактической системы знаний, умений, навыков. Отражает личностно-деятельностные основы профессионализма, и обеспечивает у обучающихся профессиональное мышление на основе компетентностно - ориентированного подхода.

Еще в 70 - годах ученые пытались доказать, что образование, в основе которого лежит компетентностно-ориентированный подход обеспечит:

- ответственность;

- свободное владение основами профессиональной деятельности;

- свободное ориентирование в смежных областях (в рамках профессиональной деятельности);

- готовность к профессиональному росту;

- мобильность.

Исследуя особенности формирования профессиональных компетенций, следует отметить, что они являются частью таких понятий как «компетенция» и «компетентность». В начале формирования они трактовались как основывающиеся на знаниях, интеллектуально - личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека.

Сами понятия «компетенция», «компетентность» и производное «компетентный» использовались и ранее. Их толкование приводилось в словарях. Так в «Кратком словаре иностранных слов» приводится следующее определение: «Компетентный (лат. competens, competentis - надлежащий, способный) - знающий, сведущий в определенной области; имеющий право по своим знаниям или полномочиям делать или решать, судить о чем-либо» [1].

Формирование профессиональных компетенций у обучающихся высшей школы - неотъемлемая часть общего образовательного процесса, так как компетентность подразумевает качество, интегративную характеристику личности, позволяющую ей выносить суждения в определенной предметной области на

основании осведомленности, знаний, опыта социально-профессиональной деятельности, что является основным звеном в процессе подготовки высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов в конкретной предметной области.

Изложение основного материала статьи. С научной точки зрения определены три основных этапа, в основе которых просматриваются предпосылки к дальнейшему введению в образовательный процесс профессиональных компетенций и их разделение, в зависимости от предметной области.

Отличительной особенностью первого этапа (1960-1970 гг.) является:

- введение в научный аппарат категории «компетенция»;

- созданием предпосылок разграничения понятий «компетенция»/ «компетентность»;

- начало исследований в направлении разделения компетенций в зависимости от конкретной предметной области;

- введение понятия «коммуникативная компетентность».

Второй этап (1970-1990 гг.) характеризуется:

- использованием категории «компетенция»/ «компетентность» в теории и практике, профессионализму в управлении, руководстве, в обучении общению;

- разрабатывается содержание понятия «социальные компетенции/компетентности» [1].

На третьем этапе происходит определение компетенций, которых необходимо придерживаться с целью достижения желаемого результата.

Важно отметить, что строго определения понятия «компетенция» долгое время не существовало, но было принято считать, что данное понятие ближе всего к понятию «знаю как», чем к «знаю, что» [2]. При этом ученые с уверенностью определили, что для реформ высшего образования существенным является определение ключевых (профессиональных (в зависимости от конкретной предметной области)) компетенций, которые должны приобрести обучающиеся как для успешной работы, так и для дальнейшего образования.

Рассматривая профессиональные компетенции в образовательном процесс следует отметить какие именно навыки и умения они будут развивать и чему будут способствовать:

- основному набору знаний, умений, навыков и способностей, которые обусловлены федеральным государственным образовательным стандартом для выполнения профессиональной деятельности по выбранной специально, а также наличием гибкости при решении проблем профессиональной направленности;

- умению находить и развивать сотруднические отношения с коллегами в рамках профессиональной деятельности;

- умению находить и принимать правильные решения в проблемной области;

- умение применять полученные знания в конкретной предметной области;

- наличию необходимых знаний для выполнения профессиональных задач;

- эффективно использовать имеющиеся знания, умения и способности, которые позволят качественно выполнять возложенную работу, в соответствии с требованиями рабочего места;

- наличие умения быстрого обобщения знаний, умений и способностей, которые позволят выпускнику -профессионалу вести трудовую деятельность в современной трудовой среде.

Таким образом, профессиональные компетенции - это готовность и способность целесообразно действовать в соответствии с требованиями дела, методически организованно и самостоятельно решать проблемы, а также самооценивать результаты своей деятельности.

Но и на сегодняшний момент продолжаются дискуссии, в основе которых лежит конкретизация того, что есть компетенции, какие из них являются ключевыми и как определить их основные способы формирования, развития и дальнейшей оценки.

В процессе реализации компетентного подхода в образовательной деятельности нельзя забывать и про индивидуальные способности обучающихся [1]. На фоне индивидуальных способностей компетентностно-ориентированное обучение будет способствовать развитию:

- выстраиванию коммуникации с другими людьми;

- к принятию решений в конкретной предметной области;

- организовывать индивидуальное и коллективное действие по выполнению принятых решений в рамках профессиональной направленности;

- к освоению новых способов деятельности, как в рамках производственной деятельности, так и на благо общества.

В современных экономических условиях, сложно представить учебный процесс без использования информационно-коммуникационных технологий. Процесс внедрения просто необходим для более глубокого изучения дисциплин, как общего, так и профессионального цикла. Учебный процесс сегодня это наличие электронных образовательных ресурсов, которые используются обучающимися как в учебном процессе, так и во время самостоятельной подготовке, которой сегодня уделяется большое внимание. А это очень важно для будущего специалиста любого профиля обучения, так как:

- любая занимаемая должность подразумевает использования электронно-вычислительных машин (работа с электронными документами (набор, копирование, распечатывание и т.п.), составление анализа, видение необходимого учета, создание и построение графиков, статистические отчеты и т.д.);

- применяемые корпоративные сети обладают общими способами и приемами работы;

- повышение качества выполняем заданий в рамках профессиональной направленности.

Информационно-технический модуль - модуль, который позволяет сформировать у обучающегося

готовность к использованию любо компьютерной техники и информационно-коммуникативных технологий для реализации образовательного и профессионального блоков [2]. Именно он формирует, а затем и проверяет основные навыков использования вычислительной техники и стандартных пакетов прикладных программ для решения практических задач на ЭВМ.

Интеллектуально - коммуникативный модуль, основу которого составляет способность к проявлению мышления интеллектуального типа, выражается в соответствии с выбранной специальностью и должен отвечать следующим требованиям:

- осознанное употребление специальной терминологии, символов, обозначений и основных профессиональных понятий;

- обладать логическим, абстрактным и аналитическим мышлением;

- умение проявлять интуитивные способности в различных ситуациях;

Основными чертами интеллектуально - коммуникативных компетенций являются:

- выработанная в результате теоретических и практических занятий умственная способность к переработке большого объема материала;

- гибкость, легкая приспособляемость к быстро меняющимся условиям;

- внутренняя мыслительная активность, побуждающая к поиску нужных, соответствующих событию признаков и их анализу.

На сегодняшний момент педагогическая практика и научные исследования утверждает, что переход к «компетентностному» обучению, которое не реализуется в рамках одного предмета, необходимо рассматривать в системе. Системность в обучении с целью овладения как предметными, так и ключевыми компетенциями позволит за один период времени достичь максимального результата, что приведет к повышению профессионализма и конкурентоспособности выпускников. Ключевые компетенции обуславливают необходимость введение в структуру профессиональной компетенции обучающихся мотивационно - эмоциональный модуль [2]. Данный модуль включает в себя следующие составные части:

- постоянное эмоционально-положительное отношение к выполняемой работе в профессиональной деятельности;

- способность быстрого реагирования на ситуации и учение проявлять настойчивость с целью достижения положительного результата выполняемой работы;

- ответственность;

- инициативность;

- стремление к саморазвитию.

При рассмотрении профессиональной направленности важно помнить и про предметно-методическую, которая является сопутствующим компонентом при организационной составляющей. Оба этих компонента составляют основу образовательной среды вуза. В процессе обучения обучающийся должен помнить, что учебный процесс и образовательная среда в целом содержат и нравственные аспекты, также мотивацию профессионального и служебного роста. Этот блок относиться к личностно - ориентированному. Преследуя поставленные цели образовательная среда должна содержать необходимое количество методов и средств формирования и развития профессионально необходимых и важных компетенций. Ставка в данном случае делается на личностные и интеллектуальные качества выпускник - профессионала. Не маловажную роль в данном случае играют компьютерные обучающиеся программы и системы, а также специально оборудованные классы, которые образуют интеллектуальную основу обучения и подготовки обучающихся, но и позволят чувствоваться уверенность в профессиональной деятельно, что приводит его к востребованность на рынке труда.

Выводы. Сегодня к выпускникам высших учебных учреждений предъявляются все новые и новые требования. Такая ситуация обусловлена тем, что сначала заявить, а в дальнейшем и проявить себя в профессиональной деятельности может только высококвалифицированный специалист, который в процессе обучения формировал профессиональные компетенции при изучении каждой из дисциплины.

Выделенные и рассмотренные нами компетенции в рамках нашего исследования должны рассматриваться как элементы одного целого, так как связь между ними очевидна. Такой подход обусловлен тем, что более глубокому и полному усвоению для получаемых знаний способствует мышление интеллектуального типа и позволяет их применять для решения практических задач, а так же способствует поиску наиболее верного решения при нестандартных ситуациях. Развитие и дальнейшее формирование профессиональных компетенций позволит сформировать не только профессионально направленные навыки и основные приемы работы, но и личные качества, которые также необходимы в дальнейшей профессиональной деятельности.

Литература:

1. Панцева Е.Ю., Шалугина Т.В., Тойшева О.А. Личностно-ориентированное обучение в системе высшего образования. Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2016. Т. 10. № S1. С. 42-43.

2. Тойшева О.А., Крайнова Е.А., Снадченко С.В. Основные тенденции развития высшего образования в условиях информатизации общества. Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-4. С. 256-259.

Педагогика

УДК:378.2

кандидат педагогических наук Петрова Светлана Сергеевна

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Российского государственного профессионально-педагогического университета (г. Нижний Тагил)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ СКАЗКОТЕРАПИИ

Аннотация. Агрессивное поведение младших школьников с каждым годом становится более выраженным. Существует необходимость коррекции агрессивного поведения младших школьников и недостаточной изученности возможностей сказкотерапии в коррекции агрессивного поведения младших школьников. Проблема исследования связана с поиском и обоснованием возможностей сказкотерапии в коррекции агрессивного поведения младших школьников. Коррекция агрессивного поведения необходима не только для социализации учащегося, выстраивания его благоприятного межличностного общения с окружающими людьми, оптимизации работы педагогов по обучению и воспитанию младших школьников, но и для достижения результатов Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Ключевые слова: младший школьный возраст, коррекция, сказкотерапия, агрессивное поведение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.