Научная статья на тему 'Информационно-коммуникационные технологии в системе современного высшего образования'

Информационно-коммуникационные технологии в системе современного высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1014
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / INFORMATIZATION / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ / TRAINING SYSTEM / ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК / ELECTRONIC TEXTBOOK / МУЛЬТИМЕДИА / MULTIMEDIA / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / DISTANCE LEARNING / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / E-LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крайнова Екатерина Анатольевна, Тараканов Алексей Валерьевич, Савин Алексей Сергеевич

В статье рассматриваются возможности и роль информационно-коммуникационных технологий в системе современной подготовки будущих специалистов. В работе использовались такие методы исследования как системный анализ, обобщение, моделирование. В статье выявлены проблемы информатизации российской высшей школы, такие как отсутствие единой методологии внедрения новых информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс, недостаточный уровень скоординированности в работе образовательных учреждений по формированию единой базы программного обеспечения, недостаточная подготовка профессорско-педагогического состава. Определены основные направления интенсификации информатизации высшего образования. Показана роль использования электронных мультимедийных образовательных комплексов. Материалы статьи могут быть использованы для оптимизации учебного процесса образовательных учреждений высшего образования и в исследованиях, посвященных информатизации образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Крайнова Екатерина Анатольевна, Тараканов Алексей Валерьевич, Савин Алексей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information and communication technologies in the system of modern higher education

The article discusses the possibilities and role of information and communication technologies in the system of modern training of future professionals. The work uses such research methods as system analysis, generalization, modeling. The article reveals the problems of informatization the Russian higher school, such as the lack of a unified methodology for the introduction of new information and communication technologies in the educational process, the insufficient level of coordination in the work of educational institutions to form a unified database of software, insufficient training of the teaching staff. The main directions of intensification of informatization of higher education are defined. The role of using electronic multimedia educational complexes is shown. The materials of the article can be used to optimize the educational process of higher education institutions and in studies on informatization of education.

Текст научной работы на тему «Информационно-коммуникационные технологии в системе современного высшего образования»

Педагогика

УДК: 378

кандидат педагогических наук Крайнева Екатерина Анатольевна

Филиал федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора

H. Е. Жуковского и Ю. А.Гагарина» Министерства обороны Российской Федерации (г. Сызрань); кандидат педагогических наук Тараканов Алексей Валерьевич

Филиал федерального государственного бюджетного образовательного

учреждения высшего образования «Самарский государственный технический университет» (г. Сызрань); начальник расчета-инструктор Савин Алексей Сергеевич

Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора

H. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» Министерства обороны Российской Федерации (г. Воронеж)

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются возможности и роль информационно-коммуникационных технологий в системе современной подготовки будущих специалистов. В работе использовались такие методы исследования как системный анализ, обобщение, моделирование. В статье выявлены проблемы информатизации российской высшей школы, такие как отсутствие единой методологии внедрения новых информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс, недостаточный уровень скоординированное™ в работе образовательных учреждений по формированию единой базы программного обеспечения, недостаточная подготовка профессорско-педагогического состава. Определены основные направления интенсификации информатизации высшего образования. Показана роль использования электронных мультимедийных образовательных комплексов.

Материалы статьи могут быть использованы для оптимизации учебного процесса образовательных учреждений высшего образования и в исследованиях, посвященных информатизации образования.

Ключевые слова: информатизация, информационно-коммуникационные технологии, система подготовки, электронный учебник, мультимедиа, дистанционное обучение, электронное обучение.

Annotation. The article discusses the possibilities and role of information and communication technologies in the system of modern training of future professionals. The work uses such research methods as system analysis, generalization, modeling. The article reveals the problems of informatization the Russian higher school, such as the lack of a unified methodology for the introduction of new information and communication technologies in the educational process, the insufficient level of coordination in the work of educational institutions to form a unified database of software, insufficient training of the teaching staff. The main directions of intensification of informatization of higher education are defined. The role of using electronic multimedia educational complexes is shown.

The materials of the article can be used to optimize the educational process of higher education institutions and in studies on informatization of education.

Keywords: informatization, information and communication technologies, training system, electronic textbook, multimedia, distance learning, e-learning.

Введение. В современном информационном обществе стремительный процесс информатизации затронул все сферы его деятельности без исключения, результатом чего стала значительная модернизация техники и технологий, и как следствие, потребность в кадрах, обладающих не только знаниями и умениями в обрасти информационных технологий, не только владением конкретным видом компьютеризированных технических средств, но и обладающих высоким уровнем готовности использования новых информационных технологий в реализации своих профессиональных функций. Поэтому актуальность реструктуризации системы подготовки будущих высококвалифицированных специалистов как в содержательном, так и в технологическом плане очевидна.

В Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» от 27.07.2006 г. №149-ФЗ (от 13.07.2015г.) информатизация трактуется как организационный, социально-экономический и научно-технический процесс, позволяющий создать благоприятные условия для удовлетворения информационной потребности личности и социальных институтов на основе формирования и использования информационных ресурсов [10]. Иными словами, под процессом информатизации следует понимать внедрение в практическую деятельность методов и средств получения, хранения, обработки и передачи информации с использованием средств компьютерной техники и телекоммуникации, в котором предполагается комплексное использование приобретенных знаний для формирования баз данных и знаний в интересах дальнейшего развития общества.

Последствием информатизации является нарастающее применение информационных ресурсов в различных сферах профессиональной деятельности, что влечет за собой изменения в ее организации и технологии. Поэтому важной задачей системы образования является поиск путей и средств для достижения достаточного уровня информационного оснащения обучаемого при решении профессиональных задач.

Информационная ориентация системы образования актуальна в связи с тем, что у современного специалиста необходимо сформировать готовность к самостоятельной профессиональной деятельности и ее организации, которая происходит в информационном обществе.

В образовательных учреждениях высшего профессионального образования информатизация должна рассматриваться как изменение методов и содержания профессиональной подготовки будущих специалистов, согласно инновационным маршрутам.

Информатизация может быть реализована за счет собственных ресурсов, и построена на основе выработанной концепции, так называемая - управляемая информатизация, или осуществляться по

инициативе преподавателя, встраивающего элементы информатизации в предметную область, которую он преподает, то есть неуправляемая информатизация.

Безусловно, в системе образования необходимо поддерживать и развивать управляемую информатизацию, в рамках которой должна быть создана теоретико-методологическая база отвечающая необходимым условиям образовательного пространства.

Формулировка цели статьи. Целью статьи является раскрытие понятия информатизации высшего образования и выявление возможностей применения информационно-коммуникационных технологий в системе современной высшей школы.

Задачи, стоящие перед авторами:

- обозначить проблемы, существующие в образовательных учреждениях высшего образования;

- выявить основные направления внедрения информационно-коммуникационных технологий в систему подготовки компетентных специалистов;

- показать роль использования мультимедийных обучающих комплексов в системе подготовки специалистов высшего звена.

Изложение основного материала статьи. Анализ научной литературы показал, что проблему информатизации образования достаточно широко исследовали многие ученые, такие как Б. Г. Акимов, Е. Т. Игнатов [1], М. И. Башмаков, С. Н. Поздняков [2], Б. Н. Богатырь [3], Е. М. Дорожкин, М. Д. Щербин [5], Д. С. Ермаков [6], А. С. Коповой, Д. А. Давыдов [8], С. В. Шанин, А. А. Гриднев [13] и др. Проблемам раскрытия сущности и содержания информационных технологий в сфере профессиональной подготовки специалистов различных направлений и профилей посвятили свои труды В. Я. Виленский, П. И. Образцов, А. К. Уман [4], К. К. Колин [7], Н. В. Бордовская [12], А. П. Шелковников, В. М. Литвишков [14] и др.

В.И. Роберт отмечает, что информатизация образования невозможна без методологических ориентиров, теоретической базы и технологии решения двух задач. Во-первых, смещения акцентов обучения в сторону развития личности обучающегося для ее интеллектуализации и социализации в условиях информационного общества. Во-вторых, разработка и внедрение аппаратно-программных комплексов, выполняющих образовательные задачи и функционирующих на базе информационных технологий [11], т.е. электронной информационно-образовательной среды.

Нельзя не отметить, что в образовательных учреждениях высшего профессионального образования присутствует проблем, в связи с наличием которых информатизация не принесет положительных результатов:

1) не совершенство или отсутствие методологического пути внедрения инновационных информационных технологий в практику обучения будущих специалистов;

2) отсутствие единой базы применяемых программно-аппаратных средств, а также необходимость постоянного их обновления, что влияет на финансовые затраты;

3) несвоевременное переобучение профессорско-преподавательского состава для использования новых информационных технологий, вследствие недостаточный уровень подготовки и отставание от прогрессивных технологий.

В связи с этим, повышение уровня профессиональной подготовки специалистов за счет организационно-методической работы и информационно-ресурсной базы, основанных на новых информационных технологиях, должно стать основным направлением информатизации системы образования. К тому же, стоит отметить, что образовательная система, разрабатывая и внедряя информационные технологии, расширяет границы своих организационно-методических возможностей.

В данном случае информационные технологии нужно рассматривать как направленный на достижение высокого уровня профессиональной подготовки специалистов скоординированный методический, организационный и технический процесс, который охватывает элементы образовательного учреждения, а не как совокупность аппаратных средств и программного обеспечения.

Информационные технологии в системе образования позволяют повысить индивидуальную составляющую профессиональной подготовки обучаемых, углубить мыслительную деятельность, расширить информационное поле в предметно-профессиональной и общекультурной областях.

Развитие информационных технологий, внедренных в образовательный процесс, наблюдающееся в последнее время, породило противоречие между существующей методологией профессиональной подготовки обучающихся и меняющей методологическую основу образования реализацией потребности внедрения новых средств обучения в ее информационно обусловленную модификацию. Это предопределило возможность интенсификации профессиональной подготовки.

Основные направления, выделяемые при внедрении в систему подготовки высококвалифицированных специалистов информационных технологий:

- использование телекоммуникационных технологий, предоставляющих удаленный доступ пользователю к информационным ресурсам учебного заведения или сети Internet. Это позволит будущему специалисту задействовать больший спектр баз данных, а также расширить профессиональный кругозор. Возможности глобальных и локальных вычислительных сетей в настоящее время используются в ряде высших учебных заведений, то дает возможность обучаемым получить более разностороннюю информацию их различных источников.

- использование универсальных информационных технологий, которые включают в себя программные и аппаратные средства, применяемые при выполнении большинства задач, связанных с повседневной профессиональной деятельностью. В них входят персональные компьютеры, операционные системы, текстовые и графические редакторы, системы управления базами данных, редакторы электронных таблиц и средства поиска информации. Их широкое применение обуславливается отсутствием необходимости в специальном программном обеспечении для разработки обучающей среды, а также схожестью аппаратного устройства и графического интерфейса пользователя, что упрощает обучение. Помимо прочего, благодаря тенденции совместимости новых информационных технологий с предыдущими разработками, создаваемые методические рекомендации не теряют актуальности.

Применение технологий дистанционного обучения в системе высшего профессионального образования остается важным перспективным направлением образовательных учреждений. Новые образовательные технологии, которые подтвердили свою эффективность в модернизации дистанционного обучения

регламентируются Федеральным Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. 273-ФЗ.

Дистанционное обучение специалистов может осуществляться благодаря применению различных схем. Они способны дополнять средства дистанционного обучения с использованием дистанционных курсов. В схемах может осуществляться синхронное, асинхронное обучение и сочетание способов. Заранее записанные курсы, методический материал, высылаемый по электронной почте или другими способами рассылки, а также различные программные компоненты, способные вести оценку знаний, следует отнести к асинхронному обучению, то есть не требующему наличия постоянного соединения между сторонами, обменивающимися информацией. Одновременные действия обеих сторон являются необходимым условием для существования синхронного метода. Например, организация видеосвязи, при которой обучаемый взаимодействует с преподавателем в режиме реального времени, хорошо подчеркивает замысел синхронного обучения. Данные средства реализуются с использованием глобальной сети Internet и локальной вычислительной сети. Сочетание синхронного и асинхронного способов предполагает непосредственное взаимодействие обучаемого с преподавателем на начальном этапе обучения. Далее, обучаемый выполняет работу самостоятельно, а преподаватель сопровождает процесс профессиональной подготовки в информационно-методическом плане. В том случае, если дистанционный курс сложный и объемный, то выполняется чередование самообучения и online занятия с преподавателем.

Для того, чтобы использовать информационные технологии в рамках организации процесса дистанционного обучения, учреждение высшего профессионального обучения должно иметь: -открытый неограниченный высокоскоростной доступом к глобальной сети Internet; -сервер хранения данных, способный обеспечить единовременный доступ к данным не менее чем 30% обучаемых по дистанционному курсу;

-информационный портал или web-сайт с своевременно обновляющейся информацией для участников процесса обучения;

-технические средства, необходимые для обеспечения связи между обучаемыми и преподавателями при использовании синхронной схемы обучения;

систему аутентификации и авторизации участников образовательных отношений при помощи предоставляемых персональных логина и пароля, что даст возможность разграничить контент и предоставлять информационно-образовательные ресурсы каждому отдельно выделенному кругу пользователей в соответствии со специальностью и курсом обучения; -систему проверки и оценки знаний на каждом этапе обучения.

В рамках организации дистанционного обучения могут быть использованы две модели обмена информацией между преподавателями и обучаемыми. Согласно первой модели, обучаемым должен быть предоставлен контент для изучения. Обмен информацией здесь заключается в контрольно-оценочных работах. Вторая модель свойственна асинхронной схеме дистанционного обучения и заключается в ручной обработке данных, которые после преобразования в цифровой вид распространяется с использованием электронной почты.

Компьютерные инновационные информационные технологии, внедряемые в систему образования и направленные на его поддержку, должны быть ориентированы на:

-предоставление обучаемым информационно-образовательных ресурсов (электронные учебники, справочники, видеофильмы);

-контроль усвоения учебной информации (тестовые программы);

-моделирование изучаемых процессов (тренажеры, симуляторы, предметно-ориентированные среды). Широко распространенные образовательном процессе в настоящее время электронные учебники используются как для проведения учебных занятий, так и для самостоятельного обучения. По своей структуре они представляют учебник на бумажном носителе, однако, имеют ряд преимуществ. Поскольку электронные учебники построены на принципе использования гиперссылок, они дают возможность мгновенно переходить от раздела к разделу. Наличие электронного поиска по содержимому учебника ускоряет изучение материала. Работа с учебным материалом может проводиться обучаемым по «индивидуальной траектории». Также для улучшения усвоения учебного материала электронные учебники могут быть наполнены презентациями, конспектами, анимированными изображениями и видеофильмами. Как правило, электронный учебник может содержать проверочный тест для оценки изученного материала.

Наличие в организациях высшего профессионального обучения электронных тренажеров и симуляторов позволяет в ходе выполнения учебно-тренировочных задач сформировать практические умения и навыки по отдельным видам деятельности. Использование тренажеров способствует имитации реальной обстановки и подготавливает обучаемых к реалиям профессиональной деятельности.

Контроль знаний обучаемого остается важной составляющей процесса профессиональной подготовки в системе образования. В образовательных учреждениях высшего профессионального обучения необходимо осуществлять промежуточный и итоговый контроль обучаемых, для чего должна быть разработала достаточная база тестовых заданий. Разрабатываемые отдельно по каждой учебной дисциплине тестовые программы позволяют оперативно и объективно оценить знания обучаемых.

Информационные технологии включают в себя мультимедиа продукты. Данный контент, построенный на мультимедиа технологии, отличается вставками текстовой, графической, аудио и видео информации (например, электронные энциклопедии, учебные фильмы). Работа с большими массивами информации возможна благодаря гипермедиа технологии, являющейся частью мультимедиа технологии. Она способна предоставить информацию в текстовом, графическом, аудио и видео формате, а также просмотреть или воспроизвести ее, структурировать и произвести отбор, благодаря использованию баз данных и информационно-поисковых систем, которые выдают пользователю необходимую информацию, согласно его запросу.

Мультимедийные технологии, используемые в организациях высшего профессионального обучения вовлекают одновременно слуховой и зрительный канал восприятия, что приводит к увеличению объема усваиваемой информации. Аудио и видео эффекты способны разнообразить процесс обучения, использовать разносторонний подход к нему, а также задействовать творческий потенциал обучаемых и сделать занятия более привлекательными и интересными для них.

Перспективные информационные технологии дают новые возможности в образовательном процессе учреждений высшего профессионального обеспечения и выводят их на качественно новый уровень. Использование электронных образовательных ресурсов обеспечивает межпредметные связи при изучении наук, входящих в базовый компонент Федерального государственного образовательного стандарта. Эти связи повышают качество обучения, помогают ориентироваться в сложных задачах при помощи компьютерных технологий [9]. Однако, в настоящее время никакие информационные технологии не могут заменить роль преподавателя в образовательном процессе. Они предназначены для усиления компонентов педагогической деятельности. Информационные технологии в системе образования повышают эффективность усвоения материала и способствуют расширению смыслового поля обучаемого за счет визуализации и звукового сопровождения информации.

Создание электронных учебных пособий и изданий по преподаваемым дисциплинам, а также разработка учебно-методических комплексов является важным аспектом преподавательской деятельности. Подготовка учебно-информационных ресурсов, входящая в состав учебно-методического комплекса, должна в себя включать:

-учебно-методическую и основную учебную литературу;

-фонд научной литературы (монографии, статьи, научные издания) по профилю каждой образовательной программы;

-фонд электронных изданий, в которые входят периодические издания по профилю обучения;

-аттестационные материалы;

-базу мультимедийных ресурсов по каждой дисциплине.

Преподаватель современного учебного заведения должен обладать умениями и способностью к реализации УМК, основывающихся на новой технологической базе и организовать взаимодействие с обучаемыми в рамках информационного пространства. Однако, для разработки УМК преподавателю недостаточно глубокого знания преподаваемой дисциплины, необходимо владеть новыми информационными технологиями. В свою очередь, это дает возможность модифицировать методы и технологию профессиональной деятельности.

Одним из ведущих направлений информационных технологий, внедряемых в процесс обучения, является использование виртуальных классов. Они позволяют создать обстановку и воспроизвести процесс обучения аналогично традиционному классу. В нем обучаемые могут взаимодействовать друг с другом -общаться, писать сообщения конкретному адресату или всем, делать массовую рассылке, писать на виртуальной интерактивной доске, а также предоставлять доступ кругу пользователей к материалам своей работы и осуществлять совместную деятельность. Другой важной особенностью является осуществление доступа к программным продуктам или ресурсам, установленным на рабочем месте другого обучаемого, и синхронизация изменений в наработках с любых устройств пользователей.

Выводы. Таким образом, информационные технологии, применяемые в системе образования с целью организовать совместную деятельность обучаемых и преподавателей и обеспечить предметно-образное содержание изучаемых объектов представляют собой коммуникативно-ориентированную информационно-ресурсную среду, направленную на улучшение качества профессионального обучения.

Квалифицированные кадры, способные взаимодействовать с современными технологиями, информационно-методическое обеспечение образовательного процесса, а также материально-техническая база, включающая в себя программно-аппаратные средства - все это компоненты, необходимые для использования и развития информационных технологий в учреждениях высшего профессионального образования.

Оценка состояния информационно-ресурсной среды должна периодически осуществляться в ходе самообследования. Его результаты позволяют как установить факт наличия самой информационно-ресурсной среды, так и оценить ее состояние в соответствии с предъявляемыми требованиями, а также определить направления дальнейшего развития.

Итак, нужно отметить, что в настоящее время в единстве средств, методов и форм, обучения, применяемых в системе образования, информационные технологии - это мощный ресурс, повышающий качество обучения. Для повышения эффективности обучения специалистов в высших учебных заведениях можно выделить следующие важные аспекты применения информационных технологий:

-использование информационных технологий существенно повышает эффективность образовательного процесса благодаря уменьшению времени на освоение сложного информационно-образовательного массива и раскрытие потенциала обучаемых;

-информационные технологии позволяют предоставлять учебный материал в новых формах, способных обеспечить индивидуализацию обучения для каждого студента;

-использование информационных технологий обеспечивают проведение контрольно-оценочных мероприятий, что дает возможность использовать различные программно-аппаратные средства контроля качества образования

Также стоит отметить, что в современных реалиях информационные технологии при всех своих широких возможностях являются инструментом, способным повысить качество и результат деятельности человека во всех сферах жизни общества, в том числе и в сфере образования. Исходя из этого, основной вопрос, требующий решения, заключается в том, как наиболее продуктивно применить данный инструмент с целью повышения эффективности подготовки обучаемых и качества самого образования для профессиональных нужд будущих специалистов.

Литература:

1. Акимов В. Г., Игнатов Е. Т. Новые информационные технологии в системе военного образования // Научная организация и совершенствование учебного процесса в академии. Москва: Военная академия им. Ф. Э. Дзержинского, 1995. Вып. ХЕ. С. 53-60.

2. Башмаков М. И., Поздняков С. Н., Резник Н. А. Информационная среда обучения. Санкт-Петербург: Свет, 1997. 400 с.

3. Богатырь Б. Н. Концептуальные положения и принципы информатизации сферы образования // Педагогическая информатика. 1998. № 3. С. 8-13.

4. Виленский В. Я., Образцов П. П., Уман А. И. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: учебное пособие. Москва: Педагогическое общество России, 2005. 192 с.

5. Дорожкин Е. М., Щербин М. Д. Психолого-педагогические проблемы использования электронного обучения // Научный диалог. 2016. № 5 (53). С. 199-213.

6. Ермаков Д. С. Информационная компетентность в информационном обществе // Педагогика. 2013. № 2. С. 26-30.

7. Колин К. К. Информационный подход как фундаментальный метод научного познания // Межотраслевая информационная служба ВИМИ. 1998. Вып. 1 (102). С. 3-17.

8. Коповой А. С., Давыдов Д. А. Современное информационное пространство как фактор формирования готовности учителя информатики к развитию культуры медиапотребления // Современные исследования социальных проблем [Электрон. ресурс]. 2012. № 3 (11). Режим доступа: http:// sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/3/kopovoi.pdf.

9. Панцева Е.Ю., Тойшева O.A., Шалугина Т.В., Снадченко С.В. Особенности математического образования в военном авиационном вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-6. С. 208-216.

10. Погуляев В. В., Моргунова Е. А. Комментарии к закону «Об информации, информатизации и защите информации. Москва: Юстицинформ, 2004. 160 с.

11. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. Москва: Школа-Пресс, 1994. 205 с.

12. Современные образовательные технологии: учебное пособие / под ред. Н. В. Бордовской. Москва: КНОРУС, 2010. 432 с.

13. Шанин С. В., Гриднев А. А. Роль информационного пространства в трансформации отношения к знаниям // Научный потенциал. 2014. № 3-4. С. 33-35.

14. Шелковников А. П., Литвишков В. М. Педагогические условия применения информационно-коммуникационных технологий в системе дополнительного профессионального образования ФСИН России // Прикладная юридическая психология. 2012. № 4. С. 110-115.

Педагогика

УДК:378.1

старший преподаватель Краснова Марина Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный технический университет имени Р. Е. Алексеева» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Сальникова Елена Алексеевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный технический университет имени Р. Е. Алексеева» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Коршунов Сергей Юрьевич Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный технический университет имени Р. Е. Алексеева» (г. Нижний Новгород)

ОПТИМИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ С АКЦЕНТИРОВАННЫМ РАЗВИТИЕМ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

Аннотация. В статье рассматривается проблема ухудшения состояния физического здоровья молодежи и недостаточность исследований, освещающих вопросы использования средств и методов атлетической гимнастики с целью повышения физической подготовленности студентов вузов в рамках академических занятий. Разработана методика, направленная на повышение физической подготовленности и работоспособности у студентов на занятиях физической культурой с акцентированным развитием силовых способностей на основе использования средств пауэрлифтинга и тяжелой атлетики. В результате проведения формирующего эксперимента, в конце исследования, между контрольной и экспериментальной группами студентов, обнаружены достоверные различия в исследуемых показателях физической подготовленности.

Ключевые слова: физическая культура, обучающиеся в вузе, силовая подготовка, атлетическая гимнастика, тяжелая атлетика, физическая подготовленность, физическая работоспособность.

Annotation. The article deals with the problem of deterioration of the physical health of young people and the lack of studies covering the use of funds and methods of athletic gymnastics in order to improve the physical fitness of students in higher education institutions in the framework of academic studies. The technique aimed at improving the physical fitness and performance of students in physical education classes with an emphasis on the development of strength abilities based on the use of power lifting and weigh tlifting. As a result of carrying out the forming experiment, at the end of research, between control and experimental groups of students, reliable differences in the investigated indicators of physical preparedness are found.

Keywords: physical education, studying in high school, strength training, athletic gymnastics, weightlifting, physical fitness, physical performance.

Введение. В настоящее время показатели физического здоровья студенческой молодежи является социально-значимым показателем демографической характеристики населения России, так как частая заболеваемость приводит к уменьшению эффективности учебной, а, в последствие, и профессиональной, деятельности [1; 4]. Исследование состояния здоровья обучающихся в вузе позволил выявить, что количество студентов специальной медицинской группы за последние пять лет увеличилось с 10 до 20-25%, в некоторых ВУЗах достигает 40%, и по прогнозам к 2018-2021 годам приблизиться к 50-60% от общего количества студентов [6].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Изучение показателей самооценки молодежи в отношении к своему здоровью свидетельствуют о факте смещении у них ценностных ориентиров и обеднения культурной среды, в которой происходит развитие личности [5; 2; 9; 7]. Перечисленные проблемы вызывают острейшую необходимость поиска путей инновационных преобразований в структуре высшего профессионального образования в рамках физического

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.