Научная статья на тему 'Применение информационных технологий в обучении как средство повышения качества образования'

Применение информационных технологий в обучении как средство повышения качества образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12801
1070
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ / INFORMATION TECHNOLOGY IN EDUCATION / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ РЕСУРСЫ / MULTIMEDIA RESOURCES / ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / SOFTWARE / ТЕХНОЛОГИЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ / TECHNOLOGY TO IMPROVE THE QUALITY OF THE LEARNING PROCESS / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / LEARNING PROCESS / УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА / ACADEMIC DISCIPLINE / ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ / ELECTRONIC PUBLICATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кривоногов Сергей Вячеславович, Петров Виктор Алексеевич

В настоящем постиндустриальном обществе роль информационных технологий чрезвычайно важна, они занимают сегодня центральное место в процессе интеллектуализации общества, развития его системы образования и культуры. Их широкое использование в самых различных сферах деятельности человека диктует целесообразность наискорейшего ознакомления с ними, начиная с ранних этапов обучения и познания. Система образования и наука являются одним из объектов процесса информатизации общества. Информатизация образования в силу специфики самого процесса передачи знания требует тщательной отработки используемых технологий информатизации и возможности их широкого тиражирования. Кроме того, стремление активно применять современные информационные технологии в сфере образования должно быть направлено на повышение уровня и качества подготовки специалистов. В статье рассматривается подход к современной системе образования с помощью мультимедийных информационных технологий. Выделены основные педагогические цели применения информационных технологий в образовательном процессе. Даны основные определения в области информационных технологий образования. Определены основные сферы развития информационных технологий как основного ресурса повышения качества образования. Показаны мультимедийные технологии как средство перспективных и популярных педагогических информационных технологий. Рассмотрены критерии информатизации современной системы образования. Определена классификация цифровых образовательных ресурсов по образовательно-методическим функциям. Установлено основное определение компьютера как средства обучения студентов. Охарактеризовано программное обеспечение, применяемое для обучения студентов высших учебных заведений. Указаны принципы реализации современных информационных технологий в обучении студентов. Описаны формы компьютерной поддержки процесса обучения высших учебных заведений. Выделены принципы подготовки к занятию с использованием современных информационных технологий. Охарактеризованы тенденции развития компьютерных технологий в образовании. Определены достоинства и недостатки применения современных информационных технологий в системе образования. Сделаны выводы и предложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кривоногов Сергей Вячеславович, Петров Виктор Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF INFORMATION TECHNOLOGY IN LEARNING AS MEANS OF IMPROVEMENT

In this post-industrial society, the role of information technology is extremely important, they now occupy a central place in the process of intellectualization of society, the development of its education system and culture. They are widely used in various fields of human activity expediency dictates steepest acquaintance with them, from the early stages of learning and knowledge. The system of education and science is one of the objects of the process of informatization of society. Informatization of education due to the specifics of the process of knowledge transfer requires careful mining technologies used information and the possibility of their wide dissemination. In addition, the desire to actively apply modern information technology in education should be aimed at improving the level and quality of training. The article discusses the approach to modern education system with the help of multimedia information technology. The basic goal of teaching the application of information technology in the educational process. Basic definitions in the field of information technology education. The main areas of development of information technology as the main resource to improve the quality of education. Showing multimedia technology as a means of looking and popular educational information technology. Information considered the criteria of modern education system. Defined classification of digital educational resources for educational and methodical functions. The basic definition of a computer as a means of teaching students. Characterized software used for training students in higher education. Shown principles of implementation of modern information technologies in teaching students. Described forms of computer support learning in higher education. Highlighted the principles of preparation for classes with the use of modern information technology. Described trends in the development of computer technology in education. Identified advantages and disadvantages of the use of modern information technology in education. The conclusions and suggestions are made.

Текст научной работы на тему «Применение информационных технологий в обучении как средство повышения качества образования»

УДК 004

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

© 2015

С.В. Кривоногов, преподаватель кафедры «Информационные системы и технологии» В.А. Петров, преподаватель кафедры «Информационные системы и технологии» Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, Княгинино (Россия)

Аннотация. В настоящем постиндустриальном обществе роль информационных технологий чрезвычайно важна, они занимают сегодня центральное место в процессе интеллектуализации общества, развития его системы образования и культуры. Их широкое использование в самых различных сферах деятельности человека диктует целесообразность наискорейшего ознакомления с ними, начиная с ранних этапов обучения и познания. Система образования и наука являются одним из объектов процесса информатизации общества. Информатизация образования в силу специфики самого процесса передачи знания требует тщательной отработки используемых технологий информатизации и возможности их широкого тиражирования. Кроме того, стремление активно применять современные информационные технологии в сфере образования должно быть направлено на повышение уровня и качества подготовки специалистов. В статье рассматривается подход к современной системе образования с помощью мультимедийных информационных технологий. Выделены основные педагогические цели применения информационных технологий в образовательном процессе. Даны основные определения в области информационных технологий образования. Определены основные сферы развития информационных технологий как основного ресурса повышения качества образования. Показаны мультимедийные технологии как средство перспективных и популярных педагогических информационных технологий. Рассмотрены критерии информатизации современной системы образования. Определена классификация цифровых образовательных ресурсов по образовательно-методическим функциям. Установлено основное определение компьютера как средства обучения студентов. Охарактеризовано программное обеспечение, применяемое для обучения студентов высших учебных заведений. Указаны принципы реализации современных информационных технологий в обучении студентов. Описаны формы компьютерной поддержки процесса обучения высших учебных заведений. Выделены принципы подготовки к занятию с использованием современных информационных технологий. Охарактеризованы тенденции развития компьютерных технологий в образовании. Определены достоинства и недостатки применения современных информационных технологий в системе образования. Сделаны выводы и предложения.

Ключевые слова: информационные технологии в образовании, мультимедийные ресурсы, программное обеспечение, технология повышения качества процесса обучения, учебный процесс, учебная дисциплина, электронные издания.

Технология при переводе с греческого ^есЬле) означает искусство, мастерство, умение, а это не что иное, как процессы. Подпроцессомследует понимать определенную совокупность действий, направленных на достижение поставленной цели. Процесс должен определяться выбранной человеком стратегией и реализоваться с помощью совокупности различных средств и методов.

Информационная технология - процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта) [1, с. 8].

Информационные технологии используются для достижения следующих педагогических целей:

1. Развитие личности обучаемого, подготовки его к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества, включающей освоение, заложенных в ней знаний и передачу информации:

> развитие конструктивного, алгоритмического мышления благодаря особенностям работы с компьютером;

> развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности;

> развитие коммуникативных способностей на основе выполнения совместных проектов;

> формирование умения принимать оптимальные решения в сложной ситуации (в ходе компьютерных деловых игр и работы с программами-тренажерами);

> развитие навыков исследовательской деятельности (при работе с моделирующими программами и интеллектуальными обучающими системами);

> формирование информационной культуры, умение обрабатывать информацию (при использовании текстовых, графических и табличных редакторов, локальных и сетевых баз данных).

2. Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества:

> подготовка специалистов в области информационных технологий;

> подготовка обучаемых средствами педагогических и информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности.

3. Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса:

> повышение эффективности и качества обучения за счет применения информационных технологий;

> выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности (возможно использование большинства перечисленных технологий - в зависимости от типа личности обучаемого);

> углубление межпредметных связей в результате использования современных средств обработки информации при решении задач по самым различным предметам (компьютерное моделирование, локальные и сетевые базы данных).

Этими же педагогическими целями определяются и основные направления развития самих информационных технологий. Особое внимание сегодня уделяется совершенствованию таких технологий, как:

> технология повышения эффективности и качества процесса обучения благодаря дополнительным возможностям познания окружающей действительности и самопознания, развития личности обучаемого;

> технология управления учебно-воспитательным процессом, учебными заведениями, системой учебных заведений;

> технология управляемого мониторинга (контроль, коррекция результатов учебной деятельности, компьютерное педагогическое тестирование и психодиагностика);

> коммуникационная технология, обеспечивающая распространение научно-методического опыта;

> технология организации интеллектуального досуга, развивающих учебных игр.

Мультимедийные технологии являются одними из наиболее перспективных и популярных педагогических информационных технологий. Они позволяют создавать целые коллекции изображений, текстов и данных, сопро-

вождающихся звуком, видео, анимацией и другими визуальными эффектами (Simulation), включают в себя интерактивный интерфейс и другие механизмы управления.

Компьютер как средство обучения может использоваться только при наличии соответствующего программного обеспечения. Применение ИТ в образовании и обучении, в конечном счете, заключается в разработке и использовании ПО учебного назначения. Особенность этого вида программного продукта состоит в том, что он должен аккумулировать в себе, наряду с компьютерной программой как таковой, дидактический и методический опыт преподавателя-предметника, актуальность и правильность информационного наполнения по определенной учебной дисциплине, а также удовлетворять требованиям образовательного стандарта и реализовывать, в то же время, возможность его применения как для самостоятельной работы обучаемого, так и в учебном процессе [2, с. 44].

В системе образования создается огромное количество программного обеспечения для поддержки учебного процесса. Это могут быть базы данных (БД), традиционные информационно-справочные системы, хранилища (депозитарии) информации любого вида (включая графику и видео), компьютерные обучающие программы, а также программы, позволяющие осуществлять администрирование учебного процесса [3—10].

Современный этап применения компьютерной технологии обучения в учебном процессе заключается в использовании компьютера как средства обучения не эпизодически, а систематически с первого до последнего занятия при любом виде обучения. Основная проблема при этом заключается в методике компьютеризации курса, который предстоит освоить обучаемому. Возможна либо полная перестройка и ориентация на создание новых компьютеризованных курсов, либо реализация методики с частичной компьютерной поддержкой курса. Другими словами, речь идет о форме компьютерной поддержки процесса обучения. В настоящее время практика использования компьютерных технологий в образовании обнаруживает две тенденции:

> применение промышленных универсальных компьютерных программ, предназначенных для решения широкого круга практических и научных задач из различных предметных областей, и адаптированных к учебным дисциплинам;

> применение обучающих программ, специально разработанных для целей обучения и реализующих соответствующие методики, заложенные в них разработчиками. На сегодняшний день существует широкий спектр программ от простейших, контролирующих до сложных мультимедийных продуктов.

Рассмотрим более подробно программные средства обучения, которые наиболее широко используются в системе образования.

Обучающие программы (ОП) - это специфическое учебное пособие, предназначенное для самостоятельной работы учащихся. Такие программы носят обучающий характер: они содержат пояснения, правила, образцы выполнения заданий, что способствует максимальной активизации обучаемых, индивидуализируя их работу и предоставляя возможность им самим управлять своей познавательной деятельностью. ОП являются лишь частью всей системы обучения, следовательно, должны быть увязаны со всем учебным материалом [11, с. 51].

Электронные учебники - это автоматизированная обучающая система, включающая в себя дидактические, методические и информационно-справочные материалы по учебной дисциплине, а также программное обеспечение, которое позволяет комплексно использовать их для самостоятельного получения и контроля знаний [12, с. 22].

Электронный учебник можно использовать как в целях самообразования, так и в качестве методического

обеспечения какого-либо курса, точно так же, как и бумажный учебник [13-18].

Тестовая система компьютерного контроля - одна из самых распространенных компьютерных систем контроля знаний - вызывает массу дискуссий. Многие психологи и педагоги пытаются ответить на вопрос: «Может ли бездушная машина оценить знания ученика?» Тем не менее, на практике общепризнанно, что использование компьютера помогает преподавателю сократить рутинную, малоинтересную работу по проверке тестов, что позволяет проводить контроль чаще и снижает фактор субъективности.

Главные требования к такой системе заключаются в том, что:

> тестовые вопросы и варианты ответов должны быть четкими и понятными по содержанию;

> компьютерный тест должен быть простым в использовании, на экране желательно иметь минимум управляющих кнопок;

> в тестовую систему должна быть включена оценка степени правильности ответа на каждый заданный вопрос;

> тестовых вопросов должно быть столько, чтобы совокупность этих вопросов охватывала весь материал, который обучающийся должен усвоить;

> вопросы должны подаваться в случайном порядке, чтобы исключить возможность их запоминания;

> вопросы не должны начинаться с номера или символа;

> варианты возможных ответов также должны следовать в случайном порядке;

> необходимо вести учёт затраченного на ответы времени и ограничивать его.

Компьютерные тесты и кроссворды вызывают больше положительных эмоций у обучающихся, чем аналогичные задания на бумаге, а также они позволяют сэкономить время на уроке и индивидуализировать обучение.

Уровень развития современных информационных технологий позволяет использовать их как на различных этапах традиционного урока, так и на уроках, построенных по современным педагогическим технологиям [19-29].

Классификация цифровых образовательных ресурсов по образовательно-методическим функциям:

1) Репетиторы и тренажеры - рассчитаны на подготовленного учащегося, знакомого с курсом соответствующего учебного предмета и учебной темы. Это - комплексы, содержащие: краткий учебный материал справочного типа, проверочный материал (задачи, тесты) с ответами.

2) Учебники - рассчитаны на учащегося, желающего осуществить знакомство с курсом соответствующего учебного предмета и учебной темы или повысить свой первоначальный уровень. Это комплексы, содержащие учебный материал, выстроенный в методически целенаправленной последовательности.

3) Обучающие программы - интерактивные учебники, не только содержащие учебный материал, реагирующие на действия пользователя, позволяющие ему проверить качество усвоения материала, «подсказывающие» в случае необходимости правильный алгоритм, но и исправления допущенных ошибок и т. д.

4) Справочники и энциклопедии - во всех случаях эти издания имеют более или менее развитый аппарат гиперссылок, позволяющий быстро наводить контекстные справки или переходить к нужному разделу комплекса. Комплекс это компакт-диски, представляющие собой не один файл, не одну программу, а их множество. Действительно, под компьютерной программой обычно имеют в виду некое средство, позволяющее совершать какие-то действия (например, текстовый редактор Word или компьютерная игра). Но учебные издания могут состоять, например, только из гипертекстовых документов,

которые обрабатывает программа Internet Explorer (или любой другой браузер, установленный на компьютере), и изобразительного материала. Такие издания программой уже не назовешь. Однако не все авторы столь внимательно проводят такое разграничение. Поэтому в литературе можно встретить термины: учебный электронный комплекс (ЭУК), учебное электронное издание (ЭУИ), учебная программа (УП), электронный учебник (ЭУ), обучающая программа, электронное издание (ЭИ). Термин «электронное издание» используют и в смысле «переиздание печатного издания в электронном виде». Существуют электронные версии таких книг, снабженные мощным гипертекстовым аппаратом.

К особым видам электронных изданий относятся учебные комплексы, включающие в себя: библиотеки наглядных пособий (фотографий, рисунков, анимаций, аудио- и видеофайлов), виртуальные тренажеры (виртуальные лаборатории). Библиотеки наглядных пособий полезны учителю при подготовке к уроку: он может заимствовать те или иные пособия для создания собственных методических материалов [30, с. 100].

3) Тренажеры (лаборатории) позволяют преподавателю более наглядно представить какое-то явление наяву с изменением параметров этого явления. Например, при изучении движения камня, брошенного под углом к горизонту, учитель может демонстрировать изменение траектории движения тела, варьируя начальную скорость, угол направления броска, высоту сооружения, с вершины которого брошен камень, и даже ускорения свободного падения (то есть влияние земного, лунного, марсианского притяжения). Такие тренажеры или виртуальные лаборатории могут сильно сэкономить время, отводимое на объяснение темы и тем самым повысить КПД использования времени занятия.

В зависимости от того, какие средства ИКТ используются, выделяется несколько типов уроков [1, с. 90]:

1) Занятие с компьютерной поддержкой:

Работу учеников на таком уроке можно организовать несколькими способами:

> студенты одновременно работают с преподавателем, на определенном этапе переходят к работе за компьютером;

> студенты работают на компьютере по указанию преподавателя;

> работа с текстом электронного учебника или пособия.

2) Занятие с выходом в Internet:

Позитивная возможность современных Internet-технологий - возможность использовать уникальные экспериментальные ресурсы, расположенные порой на другом конце земного шара: вести наблюдения за местами славы с помощью системы видеонаблюдения или управлять реактором атомной станции, воспользоваться для перевода учебного текста онлайн-словарём, пройтись по залам музеев мира.

Ещё одна возможность, которую успешно используют современные преподаватели - развитие и поощрение творческого потенциала учащихся. Публикации в Internet лучших исследовательских работ, сочинений, гипертекстовых рефератов не только дают возможность студентам выполнить мини-исследование, но и помогут преподавателю формировать банк материалов по изучаемому предмету.

3) Занятие с мультимедийной поддержкой.

Мультимедиа - богатейший арсенал способ иллюстрации изучаемого объекта или явления. Мультимедийные средства по своей природе интерактивны, то есть зритель и слушатель мультимедиа-продуктов не остаётся равнодушным.

Говоря об уроках с мультимедийной поддержкой, нельзя не сказать об интерактивной доске. Интерактивная доска - ценный инструмент для обучения всего класса [31-37]. Это визуальный ресурс, который помогает

преподавателю излагать новый материал живо и увлекательно.

Преимущества использования интерактивной доски:

1. Возможность работать с веб-сайтами и другими ресурсами;

2. Большие возможности для взаимодействия и обсуждения в классе, благодаря чему обучающиеся начинают понимать более сложные идеи в результате более ясной, эффективной и динамичной подаче материала;

3. Возможность сделать занятия интересными и увлекательными благодаря разнообразному и динамичному использованию ресурсов;

4. Освобождение учеников от необходимости записывать учебный материал благодаря возможности сохранять и распечатывать всё, что появляется на доске;

5. Позволяет увеличить темп занятия, при условии, что файлы или страницы были приготовлены заранее;

6. Возможность для преподавателей делиться материалами друг с другом; работа с интерактивной доской вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост;

7. Предоставляет большие возможности для коллективной работы, для развития личных и социальных навыков.

Приход ИКТ на смену традиционной методике, безусловно, способствует усилению эффективности учебного процесса. Технология привносит качественные изменения в педагогический процесс, однако, это не означает, что обучение с применением ИКТ гарантировано лучше, эффективней, качественнее.

Планируя занятие с применением ИКТ, необходимо задуматься о целесообразности применения того или иного метода и о том, как его можно применить при изучении той или иной темы [38, с. 33].

При этом преподаватель должен соблюдать дидактические требования, в соответствии с которыми:

> четко определять педагогическую цель применения ИКТ;

> согласовывать выбранное средство информационных технологий с другими средствами, применяемыми на уроке;

> учитывать специфику учебного материала, особенности класса, характер объяснения нового материала.

Применение ИКТ должно определяться содержанием темы, материалами предыдущих и последующих занятий.

ИКТ можно успешно использовать не только в учебной деятельности, но и во внеаудиторной работе:

> использование развивающих игр, электронных энциклопедий;

> организация виртуальных экскурсий;

> проведение игр, конкурсов, викторин.

Достоинства использования в учебно-воспитательном

процессе современных информационных технологий очевидны. Они способствуют совершенствованию практических умений и навыков; позволяют эффективно организовать процесс обучения; повышают интерес учащихся к предмету; активизируют познавательную деятельность обучающихся.

Несомненны преимущества мультимедийных технологий как средств обучения в возможности сочетания логического и образного способов освоения информации: активизации образовательного процесса за счёт усиления наглядности. Методическая цель мультимедиа состоит в том, что студента легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причём на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздей-ствие.[39, с. 26].

Однако можно отметить и некоторые негативные моменты:

> снижение непосредственного влияния личности преподавателя;

> педагогический процесс - это не только обуче-

ние, но и формирование личности, компьютер, к сожалению, этого не обеспечивает;

> компьютеры вредят здоровью, поэтому при планировании урока необходимо строго соблюдать санитарно-гигиенические требования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Компьютер никогда не будет наставником учащихся, это под силу лишь учителю. Слову преподавателя по-прежнему придаётся особое значение. С помощью слова педагог обучает и воспитывает, осуществляет управление познавательной деятельностью обучающихся. Компьютер же может помочь наладить взаимоотношения между педагогом и учащимся и вывести их на более высокий уровень.

Вывод: в настоящее время для того, чтобы обеспечить потребности обучаемых в получении знаний, учитель должен овладеть информационными образовательными технологиями, а также, учитывая их развитие, постоянно совершенствовать свою информационную культуру путём самообразования, но при этом не злоупотреблять использованием данных технологий в своей практике и ко всему подходить творчески. Средства и формы медиаобразования дают учителю возможности профессионального роста и самосовершенствования на пути использования новейших достижений науки и информационных технологий. Последнее способствует обновлению содержания и форм современного образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Емельянова Н. З. Информационные системы в экономике. М. : ИНФРА-М, 2009. 464 с.

2. Малинина Л. А. Основы информационных технологий: учебник для Вузов. М. : Издательский дом «Феникс», 2012. 180 с.

3. Дудина И.П., Михеева О.П., Ярыгин А.Н. Использование сетевых информационных ресурсов в системе дополнительного профессионального образования // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 8 (12). С. 60-71.

4. Аниськин В.Н., Замара Е.В. Организационно-педагогические условия формирования информационной компетентности сервис-менеджеров туризма в системе среднего профессионального образования // Самарский научный вестник. 2013. № 1 (2). С. 9-12.

5. Завиваев Н.С., Шамин Е.А. Определение оценки конкурентоспособности в сфере инфокоммуникаци-онных услуг // Вестник НГИЭИ. 2013. № 3 (22). С. 41-51.

6. Суворова Н.И., Плешко Э.А. Применение современных информационных технологий в системе учета аграрных предприятий Украины // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 1. С. 109-112.

7. Джафарова Л.И. Применение информационно-аналитических систем в управленческой деятельности завуча школы // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 1 (12). С. 78-80.

8. Гущина О.М., Крайнова О.А. Проектирование системы информационной поддержки управления знаниями // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 3. С. 10-13.

9. Гущина О.М., Крайнова О.А. Информационные ресурсы в системе управления образовательным процессом // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 3 (14). С. 85-88.

10. Зубренкова О.А., Шигорина Н.А. Выбор автоматизированной информационной системы - основа формирования производственно-организационной структуры предприятия // Вестник НГИЭИ. 2014. № 7 (38). С. 97-103.

11. Михеева Е. В. Информационные технологии в про-

фессиональной деятельности / учебник для вузов, 7 - изд. перераб. и допол. М. : Академия, 2008 384 с.

12. Кузин А.В., Пескова С.А. Архитектура ЭВМ и вычислительных систем: Учебник М. : ИНФРА-М, Форум, 2010.

13. Смирнова Е.В. Электронные средства учебного назначения для формирования навыков и умений иноязычной деятельности // Самарский научный вестник.

2013. № 1 (2). С. 43-46.

14. Мишланова С.Л., Белоусов К.И., Заседателева М.Г., Субботин П.Ю. Мультилингвальный электронный тезаурус по компетентностному подходу // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 2 (13). С. 211-214.

15. Чумарина Г.Р. Классификация электронных словарей в современной лексикографии и лексикологии и особенности их использования // Балтийский гуманитарный журнал. 2013. № 4. С. 123-126.

16. Чупрова Л.В., Муллина Э.Р. Электронные образовательные ресурсы как средство активизации самостоятельной работы студентов технического университета // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология.

2014. № 3. С. 214-216.

17. Митин А.Н. Компетентностный подход в обучении информационным технологиям с использованием электронных образовательных ресурсов // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 93-96.

18. Чумарина Г.Р. Функции современных электронных словарей татарского языка и исследовательские возможности при использовании информатизированных и бумажных словарей // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 2. С. 33-35.

19. Сальников И.И. Информационные технологии в вузовской науке на современном этапе // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс.

2013. № 10 (14). С. 10-12.

20. Атаманчук Ю.Н. Влияние информационных технологий на формирование профессиональных навыков студентов - управленцев в сфере образования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 2 (13). С. 37-40.

21. Третьякова Е.М., Одарич И.Н. Повышение познавательной активности студентов в профессиональном обучении с применением новых информационных технологий // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 123-125.

22. Назмиева Э.И. Развитие социокультурной компетенции будущих специалистов с использованием информационных технологий (на примере иноязычной подготовки в вузе) // Балтийский гуманитарный журнал.

2014. № 4. С. 99-102.

23. Квач Т.Г. Формирование научного мышления у студентов на основе информационных технологий при изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 4 (19). С. 69-73.

24. Люсев В.Н., Балашова М.Н. Применение информационных технологий в вузе как средство решения задач управления // Современные информационные технологии. 2006. № 3 (3). С. 59-61.

25. Чертакова Е.М. Правовая и экономическая оценка качества педагогической продукции функционирующей на базе информационных и коммуникационных технологий // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 32-34.

26. Шкиль О.С. Профессиональная компетентность дизайнеров в решении профессиональных задач средствами информационных и коммуникационных технологий // Азимут научных исследований: педагоги-

ка и психология. 2014. № 4. С. 137-140.

27. Богданова А.В. К вопросу о готовности студентов вузов к эффективному использованию информационных и коммуникационных технологий // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 4 (15). С. 29-31.

28. Сергушина О.В., Евсеева О.А. Информационное обеспечение учебной деятельности студентов вуза по педагогике: постановка проблемы // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 112-113.

29. Дудина И.П., Ярыгин А.Н. Проектирование информационного пространства образовательного учреждения // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 3. С. 91-93.

30. Голицина О. Л. и др Информационные технологии. учебник для вузов. 2-е изд. перераб.идопол. М. : Форум: Инфра-М, 2008 607 с.

31. Томина Е.И. Возможности применения интерактивной доски при проведении занятий по теории функции комплексного переменного // Самарский научный вестник. 2014. № 2 (7). С. 124-129.

32. Новикова А.В. Опыт использования информационных интерактивных образовательных технологий в техническом вузе // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 6 (22). С. 239-242.

33. Репинецкая Ю.С. Применение интерактивных технологий на уроках истории в старших классах // Самарский научный вестник. 2014. № 4 (9). С. 103-106.

34. Самсикова Н.А. Интерактивные технологии как средство формирования профессиональных компетенций // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология.

2013. № 3 (14). С. 234-236.

35. Котова С.А. Современная тенденция использования интерактивной доски в работе с дошкольниками // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 3. С. 44-46.

36. Энбом Е.А. Использование дидактического потенциала интерактивной доски на занятиях по высшей математике как способ оптимизации образовательного процесса // Самарский научный вестник.

2014. № 4 (9). С. 140-145.

37. Моисеева Е.В. Интерактивное обучение как средство развития и самореализации школьников // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 4 (15). С. 118-120.

38. Бордовской Н. В. Современные образовательные технологии. М., 2011.

39. Фуфаев Д. Э., Фуфаев. Э. В. Разработка и эксплуатация автоматизированных информационных систем: учебник для студ. Сред. Проф. Образования. М. : Издательский центр «Академия», 2010. 304 с.

APPLICATION OF INFORMATION TECHNOLOGY IN LEARNING AS MEANS OF IMPROVEMENT

© 2015

S.V.Krivonogov, lecturer of chair "Information systems and technologies" V.A. Petrov, lecturer of chair "Information systems and technologies"

Nizhny Novgorod State Engineering and Economic University, Knyaginino (Russia)

Abstract. In this post-industrial society, the role of information technology is extremely important, they now occupy a central place in the process of intellectualization of society, the development of its education system and culture. They are widely used in various fields of human activity expediency dictates steepest acquaintance with them, from the early stages of learning and knowledge. The system of education and science is one of the objects of the process of informatization of society. Informatization of education due to the specifics of the process of knowledge transfer requires careful mining technologies used information and the possibility of their wide dissemination. In addition, the desire to actively apply modern information technology in education should be aimed at improving the level and quality of training. The article discusses the approach to modern education system with the help of multimedia information technology. The basic goal of teaching the application of information technology in the educational process. Basic definitions in the field of information technology education. The main areas of development of information technology as the main resource to improve the quality of education. Showing multimedia technology as a means of looking and popular educational information technology. Information considered the criteria of modern education system. Defined classification of digital educational resources for educational and methodical functions. The basic definition of a computer as a means of teaching students. Characterized software used for training students in higher education. Shown principles of implementation of modern information technologies in teaching students. Described forms of computer support learning in higher education. Highlighted the principles of preparation for classes with the use of modern information technology. Described trends in the development of computer technology in education. Identified advantages and disadvantages of the use of modern information technology in education. The conclusions and suggestions are made.

Keywords: information technology in education, multimedia resources, software, technology to improve the quality of the learning process, the learning process, academic discipline, electronic publications.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.