Научная статья на тему 'Социально-психологическая адаптация студентов первого курса к образовательным условиям вуза'

Социально-психологическая адаптация студентов первого курса к образовательным условиям вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
296
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / STUDENTS / АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / ОБУЧЕНИЕ / TRAINING / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Телина Ирина Анатольевна, Егорова Галина Викторовна, Лосева Алла Аскольдовна

В статье рассматриваются теоретические аспекты проблемы адаптации студентов первого курса к условиям обучения в вузе. Для выявления особенностей взаимоотношений в академической группе на этапе адаптации к условиям обучения в вузе и принятия социальной роли «студент» проведена исследовательская работа. Результаты ее заключаются в изучении особенностей и затруднений адаптационного процесса студентов к образовательным условиям вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Телина Ирина Анатольевна, Егорова Галина Викторовна, Лосева Алла Аскольдовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF STUDENTS TO THE EDUCATIONAL CONDITIONS OF THE UNIVERSITY

The article deals with the theoretical aspects of the problem of adaptation of first-year students to the University. To identify the features of the relationship in the academic group at the stage of adaptation to the conditions of study at the University and the adoption of the social role of «student» research work. Its results consist in studying the peculiarities and difficulties of students ' adaptation process to the educational conditions of the University.

Текст научной работы на тему «Социально-психологическая адаптация студентов первого курса к образовательным условиям вуза»

В связи с этим возникает необходимость проведения формирующего эксперимента по поиску путей совершенствования процесса формирования психофизической готовности бакалавров экономики агропромышленного комплекса к профессиональной деятельности.

По нашему мнению, представленные выше направления формирующего эксперимента позволят обеспечить в процессе физического воспитания в вузе достижение необходимого уровня психофизической готовности бакалавров агропромышленного комплекса к профессиональной деятельности.

Литература:

1. Апанасенко Г. Л., Попова Л. А. Медицинская валеология: учебник. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000. - 243 с.

2. Алтынова Н. В., Синичкин К. Г. Психофизиологические особенности организма студентов 1 курса ФГБОУ ВО «Чувашская ГСХА» // Роль и место информационных технологий в современной науке: Материалы Международной научно-практической конференции, Уфа, 2017. - С. 136-140.

3. Алтынова, Н.В. Корреляционный анализ физиологических показателей студенток // Сборник статей международной научно-практической конференции «Современные проблемы и перспективные направления инновационного развития науки», 2017. - С. 10-13

4. Горбунов С. А., Дубровский А. В. Роль физической культуры в совершенствовании готовности к обучению и профессиональной деятельности // Теория и практика физической культуры. - 2002. -№ 12. - С. 13-14.

5. Дьяченко М. И., Кандыбович М. И. Психология высшей школы: учеб. пособие. - Мн.: Изд-во БГУ, 1981. - 383 с.

6. Изаак С.И. Мониторинг физического развития и физической подготовленности: теория и практика: монография. - М.: Советский спорт, 2005. - 196 с.

7. Сергеева О. Н. Формирование психофизической готовности будущих специалистов к профессиональной деятельности на основе аксиологического подхода средствами физической культуры и спорта // Образование и саморазвитие. - Казань, 2011. - № 4(26). - С. 168-173.

8. Таланцева В. К. К вопросу формирования готовности будущих бакалавров экономики к решению вопросов здоровьесбережения в последующей профессиональной деятельности // Рациональное природопользование и социально-экономическое развитие сельских территорий как основа эффективного функционирования АПК региона Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 80-летию со дня рождения заслуженного работника сельского хозяйства Российской Федерации, почетного гражданина Чувашской Республики Айдака Аркадия Павловича. Чувашская государственная сельскохозяйственная академия, 2017. - С. 611-617.

9. Таланцева В. К., Волкова Т. И. Пути совершенствования психофизической готовности будущих специалистов экономического профиля к предстоящей профессиональной деятельности // Теоретические и прикладные проблемы науки и образования в 21 веке сборник научных трудов по материалам Международной заочной научно-практической конференции: в 10 частях. 2012. - С. 109-110.

Педагогика

УДК: 378.1

кандидат педагогических наук, доцент,

доцент кафедры психологии и социальной педагогики Телина Ирина Анатольевна

Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); кандидат биологических наук, доцент, проректор по учебно-методической работе Егорова Галина Викторовна Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево);

кандидат психологических наук, доцент,

доцент кафедры психологии и социальной педагогики Лосева Алла Аскольдовна

Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево)

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА К ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УСЛОВИЯМ ВУЗА

Аннотация. В статье рассматриваются теоретические аспекты проблемы адаптации студентов первого курса к условиям обучения в вузе. Для выявления особенностей взаимоотношений в академической группе на этапе адаптации к условиям обучения в вузе и принятия социальной роли «студент» проведена исследовательская работа. Результаты ее заключаются в изучении особенностей и затруднений адаптационного процесса студентов к образовательным условиям вуза.

Ключевые слова: студенты, адаптация, обучение, образовательный процесс.

Annotation. The article deals with the theoretical aspects of the problem of adaptation of first-year students to the University. To identify the features of the relationship in the academic group at the stage of adaptation to the conditions of study at the University and the adoption of the social role of «student» research work. Its results consist in studying the peculiarities and difficulties of students ' adaptation process to the educational conditions of the University.

Keywords: students, adaptation, training, educational process.

Введение. Динамичные социально-экономические и политические преобразования в нашей стране привели к интеграции системы образования в единое европейское образовательное пространство, что послужило основой реформирования профессионального образования, ориентированного на формирование разносторонней личности специалиста с высоким уровнем готовности к профессиональной деятельности, конкурентоспособного, социально и профессионально мобильного, соответствующего вызовам времени и требованиям рынка труда.

Психологический аспект адаптации студентов к образовательной среде вуза направлен на их приспособление как личности к существованию в студенческой среде в соответствии с ее требованиями и

собственными потребностями, мотивами, целями и интересами посредством усвоения определенных норм и ценностей. Процесс психологической адаптации проходит каждый студент без исключения.

Поступление в высшее учебное заведение абсолютно для каждого студента является новым жизненным этапом, провоцирующим осознание самого себя, принятие полной ответственности за свои действия и поступки, проявление самостоятельности и инициативы, лидерских качеств, формирование ценностного отношения не только к учению, но и будущей профессиональной деятельности. В этой связи проблема социально-психологической адаптации студентов первого курса к образовательным условиям вуза является на сегодняшний день одной из наиболее важных и значимых, ибо от процесса и результатов приспособления студентов на первом этапе обучения напрямую будет зависеть их дальнейшая профессиональная деятельность. Неоспорим факт, что первый год обучения является для студентов критичным и довольно сложным.

Формулировка цели статьи. Цели статьи заключается в рассмотрении теоретических аспектов и результатов диагностической работы по изучению проблемы и затруднений адаптации студентов первого курса к условиям обучения в университете.

Задачи статьи конкретизируются в следующих направлениях: рассмотреть специфику адаптации студентов к образовательным условиям вуза; раскрыть содержание и организацию экспериментальной работы на базе психолого-педагогического факультета ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево); дать анализ полученных результатов диагностики и определить затруднения адаптации студентов первого курса к условиям обучения в вузе; сформулировать основные выводы.

Изложение основного материала статьи. Провозглашенные ориентиры современного образования в России, активное внедрение ФГОС всех уровней образования, вступление в силу с 01.01.2017 года Приказа Минтруда от 18.10.2013 года №544н, утверждающего профессиональный стандарт «Педагог» (в рамках педагогической деятельности в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель) продиктованы нормами Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 года №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 года №1662-р и др. Перечисленные документы провозглашают возрастание роли человеческого капитала фактором экономического развития страны, определяют необходимость создания условий, способствующих инновационному развитию системы образования и особо актуализируют проблему качественной профессиональной подготовки будущего педагога в вузе. Они определяют не только стратегическое развитие отрасли образования, но и акцентируют формирование гибкой системы профессионального образования, отвечающей требованиям современного рынка труда и потребностям инновационной экономики. Особое внимание уделяется профессиональной подготовке педагогов всех уровней образования, ибо они являются ключевой фигурой, гарантом качества и доступности образования.

В настоящее время педагогическое образование в нашей стране переживает важный период своей истории, находится на пути апробации инновационной модели подготовки педагога. Заинтересованное обсуждение в научных кругах и общественности вызвали Инициативы Президента, Правительства и Министерства образования и науки Российской Федерации по поводу путей реформирования педагогического образования и повышения престижа педагогической специальности. Обозначенные векторы модернизации педагогического образования представляют особый интерес для профессионального сообщества нашей страны и являются фундаментальной основой для кардинальных и системных изменений в подготовке современных педагогов.

Проблема адаптации человека является одним из направлений научных исследований. В научной литературе термин «адаптация» раскрывается как приспособление организма к изменяющимся условиям внешнего мира [7].

Научно-методологические концепции раскрытия специфичных элементов адаптации как общебиологического и психологического свойства живого организма и в особенности человеческого индивида нашли разностороннее и глубокое отражения в исследованиях Е.В. Бондаревской, Э.Ф. Зеера и ряда зарубежных ученых, к примеру, D. Pritchard. Ученые акцентируют внимание на том, что без знания психофизиологических особенностей личности человека, его установок, представлений о мире, процесса усвоения и принятия (отвержения) им социальных норм, достигнутого уровня социальной зрелости, развития его защитных механизмов невозможно понять особенности протекания процессов адаптации.

Специфичность и уникальная характеристика адаптации заключается в том, что в процессе всей жизнедеятельности личность сталкивается с необходимостью активного принятия или же, отвержения различных элементов социальной среды. На этом основании особую значимость представляют методические рекомендации управления социально-профессиональной адаптацией, которые нашли отражение в работах отечественных и зарубежных ученых Н.М. Борытко, В.И. Земцовой, Г.А. Мелекесова и др. В тоже время S. Hubascova, I. Semradova разрабатывают проблему адаптированности и включенности личности обучающегося в среду образования посредством мотивации деятельности и продуктивного взаимодействия с окружающими людьми.

В рамках нашего научного исследования особый интерес представляет изучение особенностей социально-психологической адаптации к образовательным условиям университета студентов первого курса, обучающимся по психолого-педагогическому направлению подготовки.

Общеизвестно, что студент выступает в качестве субъекта учебной деятельности, определяющейся мотивами достижения и познания, что является предпосылкой и основой готовности к будущей профессиональной деятельности. В указанном аспекте Н.С. Авдонина предлагает к внедрению комплекс организационно-педагогических условий, необходимых для реализации модели развития профессиональной идентичности, содержащей эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты. Автор указывает на необходимость подготовки специалистов, обладающих не только системой профессиональных знаний, но и гибким, творческим мышлением, способностью к адаптации и желанию постоянно учиться [1]. На этом основании позволительно охарактеризовать студента как особого субъекта учебной деятельности с социально-психологической и психолого-педагогической позиций.

Студенческий возраст представляет собой начало становления подлинного авторства в определении и реализации собственного взгляда на жизнь и индивидуального способа жизни. В этот период особо актуальны вопросы о смысле жизни вообще и смысле своей жизни, о назначении человека, о собственном «Я». Такая личностная позиция студента обусловливает интерес к этическим проблемам, активизирует процессы самопознания и самовоспитания, способствует потребности в независимом обучении [9].

Для юношеского возраста, по мнению И.Е. Лилиенталь, характерны углубление и дифференциация познавательного процесса, развитие познавательной самостоятельности, потребность в общении со сверстниками, возникновение иерархически структурированной системы ценностных ориентаций, профессиональное самоопределение, возникновение жизненных планов, формирование способности к самореализации [6].

В этой связи, ответственная психолого-педагогическая задача современной вузовской системы образования - формировать студента как субъекта учебной деятельности. Это предполагает, прежде всего, обучение его умению полноценно учиться и общаться [11].

Как справедливо отмечают Н.М. Голубева, А.А. Голованова, «взгляд на адаптацию должен быть, как минимум двухсторонним, т.е. рассматриваются личностные конструкты, обеспечивающие адаптационные процессы, и средовые условия, задающие конфигурацию, тип или стиль адаптированности, в обоих случаях должен учитываться оценочный аспект, т.е. «цена адаптации» [3, с. 127].

Организация исследования. С целью выявления особенностей взаимоотношений в академической группе на этапе адаптации к условиям обучения в вузе и принятия социальной роли «студент» нами была проведена исследовательская работа. В качестве испытуемых была выбрана группа студентов, обучающихся в ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет» на первом курсе психолого-педагогического факультета по направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» профиль «Психология и социальная педагогика». В эксперименте участвовало 22 человека.

В качестве методов исследования были использованы следующие: наблюдение; беседы с куратором студенческой академической группы и преподавателями; социометрия; анкетный опрос, диагностические методики оценки силы, уравновешенности и подвижности нервной системы студентов, выявления ведущей модальности, определения коммуникативных способностей, тестирование самооценки стрессоустойчивости личности, вариационная пульсометрия, тесты Хека-Хесса и Г. Айзенка, цветовой тест М. Люшера.

Результаты и их анализ. Наши наблюдения свидетельствуют, что современные гаджеты заменили живое общение у студентов и это привело к трудностям в установлении межличностных контактов. Если студенты внутри группы начинают «пытаться» взаимодействовать друг с другом, то у них это совсем не получается, возникает психологический барьер. Следствием этого становится разобщенность учебного коллектива, личностная антипатия, отсутствие успешной работы, что негативно отражается на образовательном процессе и не способствует получению высоких результатов учебного труда.

В ходе наблюдения за поведением студентов и их особенностями взаимодействия друг с другом нами было выявлено, что 2 человека (9%) трудно идут на контакт с коллективом, испытывают дискомфорт в общении с однокурсниками и педагогами.

Выявленные факты послужили основанием использования методики социометрии. Студентам был задан перечень вопросов:

Блок 1. Изучение деловых отношений:

- Кого из своих товарищей из группы Вы попросили бы в случае необходимости предоставить помощь в подготовке к занятиям?

- Кого из своих товарищей из группы Вы не попросили бы в случае необходимости предоставить помощь в подготовке к занятиям?

- С кем бы Вы поехали в продолжительную командировку?

- Кого из членов своей группы Вы бы не взяли в длительную командировку?

Блок 2. Изучение личных отношений:

- К кому из вашей группы Вы бы обратились в трудной жизненной ситуации?

- С кем из группы Вам не хотелось бы советоваться?

- Если бы все члены вашей группы жили в общежитии, с кем из них Вы бы захотели жить в одной комнате?

- Если бы всю вашу группу переформировали, кого бы Вы не захотели бы оставить?

- Кого из группы вы пригласили бы на день рождения?

- Кого из группы вы не пригласили бы на день рождения?

Были получены следующие результаты. Число членов в группе: 22 чел. Присутствующих 20 чел. Вероятность случайного выбора = 0,22-0,19. Социометрическое ограничение = 4.

В ходе проведения данного исследования было выявлено, что:

Вопрос 1 (тах=7; тт=0): 3 человека (14%) находятся на 1 месте в деловых отношениях (7-4); 10 чел. (45 %) находятся на 2 месте в деловых отношениях (3-2); 4 чел. (18 %) находятся на 3 месте в деловых отношениях (1); 5 человек (23%) избегают деловых отношений; 2 чел. (9%) получили отрицательную оценку.

Вопрос 2 (тах=6; тт=0): 6 чел. (27%) находятся на 1 месте в деловых отношениях (6-4); 7 чел. (32 %) находятся на 2 месте в деловых отношениях(3-2); 3 чел. (14%) находятся на 3 месте в деловых отношениях; 6 человек (27%) избегают деловых отношений; 6 чел. (27%) получили отрицательную оценку.

Вопрос 3 (тах=4; тт=0): 9 чел. (41%) находятся на 1 месте в личных отношениях (4-3); 2 чел. (9%) находятся на 2 месте в личных отношениях; 4 чел. (18%) находятся на 3 месте в личных отношениях; 7 чел. (32%) избегают деловых отношений; 3 чел. (14%) получили отрицательную оценку.

Вопрос 4 (тах=6; тт=0): 3 чел. (14%) находятся на 1 месте в личных отношениях (6-4); 8 чел. (36%) находятся на 2 месте в личных отношениях; 7 чел. (32%) находятся на 3 месте в личных отношениях; 4 чел. (18%) вообще не находятся в личных отношениях; 3 чел. (14%) получили отрицательную оценку.

Вопрос 5 (тах=7; тт=0): 4 чел. (18%) находятся на 1 месте в личных отношениях (7-4); 9 чел. (41%) находятся на 2 месте в личных отношениях; 4 чел. (18%) находятся на 3 месте в личных отношениях; 5 чел. (23%) избегают деловых отношений; 2 человека (9%) получили отрицательную оценку.

С целью выявления особенностей межличностного общения студентов в группе была адаптирован опросник «Цветовая непроективная методика». Полученные нами результаты свидетельствуют о том, что 8 чел. (36%) не вызывают никаких чувств у одногруппников; 6 чел. (27%) в отношениях дистанцированы и

стремятся к избеганию конфликта; 2 чел. (9%) ассоциируются с ощущением спокойствия и удовлетворенности во взаимодействии; 5 чел. (23%) интересны окружающим, в процессе общения с ними достигается эмоциональное удовлетворение; 1 чел. (4%) находится на стадии признания достоинства с одновременным недовольством характерными особенностями (мелочностью, занудливостью, излишней опекой), т.е. одновременно привлекает и отталкивает.

Беседы с куратором студенческой академической группы и преподавателями обозначили такие факты, как разобщенность студенческого коллектива на микрогруппы, барьеры в общении, недоверие, замкнутость некоторых студентов. Было отмечено, что у первокурсников отсутствуют навыки самостоятельной учебной работы, они не умеют конспектировать лекции, работать с учебниками, добывать знания из первоисточников, анализировать информацию большого объема, лаконично формулировать идеи.

Общеизвестно, что дидактические отношения в образовательном процессе благотворно влияют на эффективное освоение содержания учебного материала, повышают мотивацию студентов к учению и др. С целью определения их особенностей нами была разработана анкета, состоящая из 10 вопросов для студентов-первокурсников.

Анализ вопросов, направленных на выявление дидактических отношений в структуре «студент-преподаватель»: 68% респондентов указали, что на лекционных занятиях педагоги чаще всего читают лекцию и иногда задают вопросы студентам; 19% опрошенных ответили, что педагоги просто читают лекцию; 13% отметили, что преподаватели стремятся на лекционных занятиях организовывать дискуссию по проблемным вопросам изучаемого материала, устанавливают диалог с аудиторией.

Анализ вопросов, направленных на выявление дидактических отношений в структуре «студент-студент»: 27% опрошенных указали, что на практических и лабораторных занятиях им чаще всего приходится работать в группах по 3-4 чел.; 15% ответили - работать в паре; 28% - работать всей группой, 30% - работать по одному. Причем, на вопрос «Как часто вы в группе готовите совместные проекты?» 58% респондентов отметили, что выполняют работу, если преподаватель сам просит сделать задание совместными усилиями; 23% ответили, что постоянно работают в группе, ибо легче и продуктивнее работать командой; 14% указали, что редко участвуют в совместных проектах; 5% ответили, что избегают работы в группе, предпочитая выполнять задания индивидуально.

Анализ вопросов, направленных на выявление дидактических отношений в структуре «студент-учебный материал»: 51% респондентов указали, что в процессе обучения читают и учат только конспекты лекций; 6% читают только ту литературу, которую предлагает преподаватель на лекции или для подготовки к практическим занятиям; 18% из опрошенных ответили, что самостоятельно ищут дополнительный материал к каждому занятию; 27% ответили, что используют все варианты работы.

Бесспорно, что обучение студентов-первокурсников сегодня происходит в условиях внедрения инновационных образовательных технологий. Это требует от студентов с первых дней занятий высокой активизации психофизиологических процессов, которые зачастую вызывают психоэмоциональное напряжение, вследствие чего снижаются самосберегающие резервы психики и общего здоровья.

С целью своевременного выявления отклонений в психологическом и физиологическом аспекте адаптации с помощью диагностических методик мы оценивали силу, уравновешенность и подвижность нервной системы студентов, выявляли ведущую модальность, определяли коммуникативные способности, тестировали самооценку стрессоустойчивости личности. Для определения особенностей физиологической адаптации первокурсников мы использовали результаты вариационной пульсометрии. Ее показатели указывают на изменение индекса активности симпатического и парасимпатического отделов нервной системы, которые позволили судить нам о состоянии регуляции сердечно-сосудистой системы и адаптационных реакциях организма студентов в целом.

Обработав диагностические материалы мы получили следующие сведения: уравновешенный, подвижный тип высшей нервной деятельности имеют 86% первокурсников; смешанный тип модальности преобладает у 74% респондентов, что на прямую свидетельствует об эффективном восприятии новой информации; 9% студентов отличаются очень высоким уровнем коммуникативных умений, 37% - высоким, 48% - средним, 6% - низким. Изучая самооценку стрессоустойчивости личности студентов мы выявили, что у 18% опрашиваемых ее можно определить как высокую, у 27% - как выше среднего, у 55% - среднюю. Общие показатели физиологической адаптации незначительно отклоняются от нормы у 2% респондентов.

Затем мы использовали тесты Хека-Хесса и Г. Айзенка, цветовой тест М. Люшера для определения особенностей психологической адаптации, изменений внимания, объема механической и кратковременной слуховой памяти. Полученные данные позволили нам выявить состояние психологической дезадаптации у 8% студентов-первокурсников, которое сопровождается повышенным уровнем тревожности, выраженными ригидностью и фрустрацией, сниженным вниманием, кратковременной памятью. У них же отмечаются довольно значительные изменения показателей «вегетативный коэффициент» и «суммарное отклонение от аутогенной нормы» (согласно тесту М. Люшера).

Комплексная диагностика позволила нам выявить «группу риска» по дезадаптации к обучению в вузе (9% из числа респондентов). Такие студенты не имеют явных отклонений внимания, памяти и поведения, в то же время, они обладают средним уровнем ригидности, повышенной возбудимостью и тревожностью, проявляют неуверенность в действиях и общении, их работоспособность поддерживается постоянным волевым контролем, что и явилось следствием переутомления. У студентов «группы риска» отмечаются доминирование парасимпатического отдела вегетативной нервной системы и высокий уровень индекса напряжения при анализе физиологических показателей адаптированности. Выше указанные показатели свидетельствуют о взаимосвязи между успеваемостью студентов и отклонениями в адаптационном периоде обучения.

Выводы. Результаты диагностики позволили нам выявить и конкретизировать затруднения, характерные для социально-психологической адаптации студентов первого курса к условиям обучения в вузе. Среди них стоит указать наиболее типичные:

- дидактические, связанные с затруднениями приспособления студентов к вузовской системе обучения, организационным нормам, правилам;

- социально-психологические, обусловленные включением в социальную среду студенчества, принятием определенных ценностей, норм, стереотипов поведения и эталонов общения;

- индивидуально-личностные, вызванные затруднениями самоидентификации личности с социальной ролью студента.

Проявляются выше обозначенные затруднения в отсутствии у некоторых студентов желания учиться; неготовности к самостоятельности (отсутствие привычного контроля со стороны родителей и классного руководителя); неумении работать с постоянно растущим объемом информации в процессе обучения; неготовности выполнять требования, предъявляемые преподавателями; неумении распределять свое время и силы; неумении самостоятельно изучать материал; барьерах межличностного общения в структуре отношений «студент-студент», «студент-преподаватель»; взаимосвязи успеваемости и отклонениями в адаптационном периоде обучения.

Выявленные нами затруднения станут основой дальнейшего изучения обозначенной проблемы и выработки стратегий, обеспечивающих создание оптимальных условий для социально-психологической адаптации студентов первого курса к условиям обучения в вузе. При таком подходе будут максимально учтены новые требования современной профессиональной среды и использованы достижения современной системы российского образования.

Грамотное сопровождение адаптационного процесса студентов в вузе позволит в дальнейшем придти в образовательные организации молодому педагогу, мотивированному, облагающему профессионально-личностной готовностью решать сложные задачи обучения, воспитания и развития всех категорий детей в стремительно изменяющемся мире. Не это ли главный критерий качества подготовки современного педагога?

Литература:

1. Авдонина Н.С. Проектирование системы организационно-педагогических условий образовательной деятельности на основании модели развития профессиональной идентичности / Н.С. Авдонина // Инновации в образовании. - 2018. - №3. - С. 5-21.

2. Бондаревская Е.В. Методологические проблемы становления педагогического образования университетского типа / Е.В. Бондаревская // Педагогика. - 2010. - №9. - С. 84-89.

3. Голубева Н.М. Факторы адаптации студентов к образовательной среде вуза / Н.М. Голубева, А.А. Голованова // Известия Саратовского университета. Серия «Акмеология образования. Психология развития». - 2014. - Т. 3, вып. 2(10). - С. 125-130.

4. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: учебник / Э. Ф. Зеер. - 2-е изд., испр. и доп. -М.: Академия, 2013. - 416 с.

5. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник / И.А. Зимняя. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Логос, 2009. - 384 с.

6. Лилиенталь И.Е. Психологическая поддержка личностно-профессионального развития студентов в период адаптации к пространству вуза / И.Е. Лилиенталь // Материалы I Международной научно-методической конференции «Проектирование образовательных траекторий студентов в вузе». Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2014. - С. 201-202.

7. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад; ред. колл.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. - 528 с.

8. Свиридов Н.А. Адаптационные процессы в среде молодежи / Н.А. Свиридов // Социс. - 2002. - №1. -С. 90-96.

9. Hsu J. Guided independent learning: A teaching and learning approach for adult learners / J. Hsu, K. Hamilton, J. Wang // International Journal of Innovation and Learning. - 2015. Vol. 17, issue 1. - Pp. 111-133. -DOI: http://10.1504/IJIL.2015.066103 (дата обращения: 05.04.2018).

10. Kokkos A. The Challenges of Audult Education in the Modern World / A. Kokkos // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2015. Vol. 180. - Pp. 19-24. - DOI: http://dx.doi.org/10/2016/j.sbspro.2015.02.079 (дата обращения: 05.04.2018).

11. Nemetch B. Research and Development of Adult Education through Higher Education Institutions: A Challenge and Perspective for Better Audit Learning and Education / B. Nemetch // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2014. Vol. 142. - Pp. 97-103. - DOI: http://dx.doi.org/10/2016/j.sbspro.2014.07.594 (дата обращения: 05.04.2018).

12. Pritchard D. Epistemic virtue and the epistemology of education / D. Pritchard // Journal of Philosophy of Education. - 2013. - №47 (2). - Pp. 236-247. - DOI: http://10.1111/1467-9752.12022 (дата обращения: 05.04.2018).

Педагогика

УДК 378

кандидат экономических наук, доцент Тойшева Ольга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Филиал военного учебно-научного центра военно-воздушных сил

«Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» (г. Сызрань); кандидат педагогических наук, доцент Панцева Елена Юрьевна

Филиал военного учебно-научного центра военно-воздушных сил

«Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» (г. Сызрань)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ВОЕННОГО ВУЗА

Аннотация. Статья посвящена необходимости использования и развития информационных и телекоммуникационных технологий в современном образовательном процессе. Определены основные направления использования информационных и телекоммуникационных технологий с целью развития основных компетенций, которые позволят выпускникам военного вуза быть более квалифицированными и конкурентоспособными.

Ключевые слова: информатизация образования, информационные технологии, коммуникационные технологии, современное образование, образовательный процесс, образовательная система.

Annotation. The article is devoted to the need to use and develop information and télécommunication technologies in the modern educational process. The main directions of the use of information and telecommunication technologies for the development of core competencies that will allow graduates of a military higher educational institution to be more qualified and competitive are determined.

Keywords: informatization of education, information technologies, communication technologies, modern education, educational process, educational system.

Введение. Герберт Маршалл Маклюэн когда-то сказал, что смена исторических эпох определяется сменной информационных технологий.

Сегодня современное образование сложно представить без компьютерной техники и современного программного обеспечения. Информатизация сегодня - неотъемлемая часть жизнедеятельности человека будь то образование, наука, производство и т.п. Научный, технический и общественный прогресс возможет только в том случае, если в них присутствуют информационные и коммуникационные технологии.

Информатизация образовательного процесса в военном вузе является приоритетным направлением в любой предметной области, так как позволяет не только улучшать процесс изучения конкретной предметной области, повышать профессиональную подготовку будущих летчиков, но и в целом улучшить учебный и воспитательный процесс обучения.

Применение и использование информационных технологий приведет к неизбежному изменению всех составляющих образовательной системы в целом.

Основой развития информационных и телекоммуникационных технологий являются информационные технологии обучения - это педагогическая технология, которая позволяет использовать не только программные, технические, но и специальные средства для работы с информацией.

Исходя из этого, информационные технологии обучения позволяют использовать совершенно новые возможности для передачи знаний, их восприятия, а так же производить оценку качества обучения.

Информационные технологии обучения способствуют всестороннему развитию личности курсанта в ходе учебного и воспитательного процесса.

Основой современного информационного образования является подготовка будущих военных летчиков к эффективному участию не только в дальнейшей профессиональной деятельности, но и в жизни общества в условиях информационного общества.

Изложение основного материала статьи. Основа развития информационных технологий в современном военном образовании представляется в виде системы методов, процессов и программно-технических средств. Вся система предполагает не только сбор, обработку и хранение информации, но и распространение, использование в потребительских интересах того или иного круга пользователей. Использование новых информационных технологий (компьютерные и телекоммуникационные) приводит к развитию интеллектуальной деятельности курсанта, что является основной целью развития информатизации, как современного общества, так и военного образования в целом. В процессе формирования информационных технологий, важно помнить, какие возможности они предоставляют [1]:

- в ходе учебного процесса появляется возможность организации познавательной деятельности;

- процесс обучения становиться более эффективным за счет использования мультимедийного представления изучаемого материала;

- обеспечивается индивидуальная траектория обучения за счет открытой системы образования;

- появляется возможность активного обучения всех категорий участвующих в образовательном процессе;

- применять в учебном процессе совершенно новые познавательные средства, используя все возможности не только программного обеспечения, но и компьютерной техники;

- ускорить все уровни образовательного процесса изучаемой дисциплины.

Применяя и развивая информационные технологии важно учитывать, что они позволяют создать интерактивную среду обучения с неограниченными возможностями, как для преподавателя, так и для курсантов.

В отличие от обычных технических средств обучения информационные технологии позволяют не только обеспечить обучающегося большим количеством знаний, но и развить интеллектуальные, творческие способности, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

Компьютер, который выступает в качестве основного инструмента в процессе обучения, позволяет не только работать, хранить, передавать и группировать получаемую информацию, но и производить всевозможную ее обработку (статистическую, аналитическую и пт.). Все это позволяет совершенствовать

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.